Функции социологии и экономики труда. Предмет и задачи экономики и социологии труда

Текстильный институт ИВГПУ

Кафедра менеджмента

ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА

краткий конспект лекций

для студентов 4 курса

направления подготовки 080500

«Менеджмент»

Иваново 2012

2. Трудовые ресурсы, трудовой потенциал 5

3. Качество трудовой жизни 7

4. Экономическая сущность организации труда 8

5. Разделение и кооперация труда 10

6. Организация и аттестация рабочих мест 11

7. Изучение затрат рабочего времени. Нормирование труда 13

8. Условия, охрана и безопасность труда. Режимы труда и отдыха 14

9. Оценка эффективности и производительности труда 17

10. Оценка результативности труда руководителей и специалистов управления 17

11. Социально-трудовые отношения 19

Краткий терминологический словарь 21

      1. Предмет и содержание дисциплины "Экономика и социология труда"

Объектом изучения относительно самостоятельных, но тесно связанных между собой дисциплин "Экономика труда" и "Социология труда" служит труд -целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг. Различие между этими науками в предмете изучения, т.е. в том какую сторону труда они изучают.

Экономика труда изучает экономические отношения, возникающие по по­воду использования труда, которые охватывают проблемы организации, норми­рования, оплаты труда, его планирования и анализа, оценки эффективности.

Предметом изучения социологии труда служат социальные отношения и процессы в сфере труда, которые определяются прежде всего сходством и раз­личие социального положения, интересов и трудового поведения разнообразных социальных групп и отдельных работников.

На практике проблемы экономики и социологии труда органически взаимо­связаны, поскольку практически все категории этих наук имеют как экономиче­ский, так и социальный аспекты.

      1. 1. Труд как социально-экономическая категория

Труд - это объективно присущая человеку сфера деятельности по превраще­нию располагаемых им природных, материальных и интеллектуальных ресурсов

в необходимый для личного и общественного потребления продукт. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности человека.

Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необ­ходимых человеку свойств. Следует обратить внимание на то, что если процесс труда рабочего представляет собой соединение элементов производства: чело­век, предметы труда, средства труда, технология, продукт труда - изделие, услу­га, то процесс труда управленческого персонала - это соединение элементов процесса управления - человек, информация (предмет управленческого труда), технология управления, продукт труда - решение.

Процесс труда следует рассматривать в различных аспектах: с психофизио­логической стороны - как затраты человеческой энергии: энергии мускулов, моз­га, нервов, органов чувств, которые определяются степенью тяжести труда, уровнем нервно-психологической напряженности;

с позиций организационно-технологического аспекта трудовой деятельно­сти - как взаимодействие работника со средствами производства, которое опре­деляется уровнем технической оснащенности труда, степенью автоматизации и механизации, технологией, квалификацией работника и пр.;

С организационно-экономической стороны - как производственное взаимо­действие работников друг с другом как по горизонтали, так и по вертикали, ко­торое зависит от уровня разделения и кооперации труда, от форм организации труда, от численности работников, от организационно-правовой формы пред­приятия. При классификации видов труда следует выделять четыре группы от­личительных признаков: характер и содержание труда; предмет и продукт труда; средства и способы труда; условия труда.

По характеру и содержанию труда можно выделить труд наемный и част­ный; индивидуальный и коллективный; по желанию, необходимости и принуж­дению; физический и умственный; репродуктивный и творческий; разной степе­ни сложности.

Классификация видов труда по его предмету и продукту предполагает вы­деление по профессиональному признаку труда научного, инженерного, управ­ленческого, производственного и др.; предпринимательского и инновационного; по отраслевому признаку - промышленного, сельскохозяйственного, транспорт­ного и коммуникационного.

Классификация видов труда по применяемым средствам и способам труда позволяет выделить труд ручной, механизированный, автоматизированный, низ­ко-, средне- и высокотехнологичный, с различной степенью участия человека.

В зависимости от степени и уровня благоприятности и неблагоприятности условий труда можно выделить труд стационарный и передвижной, наземный и подземный, легкий, средней тяжести и тяжелый, привлекательный и непривлека­тельный, свободный и с различной степенью регламентации.

Для общей характеристики того или иного вида конкретного труда исполь­зуются все четыре группы признаков в их сочетании.

Рассматривая проблему труда как основы жизнедеятельности человека, слушатели должны уяснить, что в современных условиях происходят коренные изменения в социально-экономическом содержании труда. Сущность этих изме­нений заключается в том, что труд из средства обеспечения материальных по­требностей все более перерастает в труд, выражающий самореализацию лично­сти работника. В связи с этим актуальными направлениями развития сферы тру­да становятся обогащение содержания труда, развитие тех характеристик трудо­вого потенциала, которые позволяют более полно использовать интеллектуаль­ные, творческие и организаторские способности человека, использовать высшие человеческие свойства и потребности. Эти изменения должны найти отражение как в социально-трудовой политике организации, так и в государственной поли­тике.

Вопросы для повторения и самоконтроля:

    Охарактеризуйте роль труда в жизни человека, какими факторами она обу­ словлена?

    Назовите элементы, которые участвуют в трудовом процессе. Какова роль ка­ждого из них в осуществлении трудового процесса?

    Назовите классификационные признаки видов труда. Охарактеризуйте основные виды трудовой деятельности.

    Раскройте главное изменение в социально-экономическом содержании труда на современном этапе. Как оно отражается на развитии сферы труда?

    Назовите и охарактеризуйте основные направления обогащения социально- экономического содержания труда.

    В чем заключается государственная политика в области труда, каковы ее основные направления?

3.Сущность и содержание социологии труда6

4.Заключение10

Введение

Труд является основой жизнедеятельности общества и каждого его члена, предприятия, организации: Труд - это многоаспектное явление. Традиционно понятие «труд» определяется как целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей.

Труд - это не только экономическая, но и социальная категория, поскольку в процессе труда работники и их группы вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. В процессе такого взаимодействия происходит изменение состояний этих социальных групп и отдельных работников.

Социальные и трудовые отношения существую в неразрывной связи и взаимодействии, взаимообогащают и взаимодополняют друг друга. Социально-трудовые отношения дают возможность определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не может функционировать вне социально-трудовых отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.

Сущность, содержание и значение экономики труда

Экономика труда — это часть экономической науки, которая изучает закономерности и экономическую эффективность трудовых процессов. По своей природе в отличие от общей экономической теории и отраслевых экономик экономика труда исследует определенный круг проблем (функцию), имеющий место в любом виде деятельности и в каждой отрасли экономики, а в силу этого она относится к типу функциональных экономических наук.

Объектом экономики труда является труд — центральный элемент общественного производства, который имеется во всех отраслях и сферах экономики.

Труд изучается и другими науками, такими как физиология и психология труда, эргономика, социология труда, трудовое право, статистика труда, гигиена труда и др.

Для всех этих дисциплин труд служит объектом исследования. Различаются же эти дисциплины предметом исследования, т.е. тем, какую сторону и какие свойства объекта они изучают.

Предмет экономики труда — экономические закономерности построения и осуществления трудовых процессов, факторы и условия их эффективности, экономические отношения людей, возникающие по поводу использования труда в масштабе страны, отрасли, региона, а также в каждой их ячейке — на предприятиях, в организациях, учреждениях.

Экономика труда - это система, которая изучает процесс воспроизводства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, а также условия и процесс взаимодействия работника, средств и предмета труда.

Система социально-трудовых отношений рассматривает общественные отношения на 3х уровнях:

1. На уровне страны и региона.

2. На уровне конкретного предприятия.

3. На уровне отдельных индивидуумах.

Социально-трудовые отношения предусматривают отношения между людьми в трудовых коллективах по поводу самого процесса труда и распределения материальных благ.

Современный, общественный труд в рыночной экономике состоит из следующих элементов:

1) вещественные элементы производства (предметы труда и орудия труда, находящиеся в частной, корпоративной и государственной собственности);

2) личные элементы производства, производительных сил (человеческий фактор). Это, прежде всего знания, опыт, навыки;

3) цель труда, вытекающая из самой сути труда (выполнение конкретных видов работы, получение за это вознаграждения в виде заработной платы, получение прибыли, возрастание дохода, реализация предпринимательских способностей и др.);

4) связь между вещественными и личными элементами. Конкретной формой взаимосвязи работников (собственников личных элементов) и предпринимателей (собственников вещественных элементов) выступает заработная плата и прибыль;

5) способы организации труда, зависящие от цели производства, способа связи вещественных и личных элементов, разделения труда и конкуренции;

6) отношение к труду. Для части населения труд вообще не представляет ценности, не является важным делом. Для большей же части людей труд - основное занятие в жизни. Среди этой категории отношение к труду двойственное. Конкретные виды труда могут приносить удовлетворение (или неудовлетворенность) его содержанием и общественной значимостью. Отношение к труду как к источнику существования носит противоречивый характер, связано с противоборством наемных работников и работодателей за увеличение своей доли в доходе.

В содержание "Экономики труда" включены как теоретические, так и практические вопросы труда и трудовых отношений, которые рассматриваются с точки зрения стоимостной оценки их результативности. Также "Экономика труда" включает изучение таких основных категорий и понятий, как воспроизводство рабочей силы в масштабах общества, функционирование рынка труда, политика занятости, организация труда, его условия и оплата, а также экономический анализ показателей экономики труда в целях выявления тенденций их изменения, планирования и прогнозирования.

С переходом российской экономики к рыночным отношениям изменяется теоретическое и практическое представление о труде, вырабатываются совершенно новые основы жизнедеятельности и развития общества.

Экономика труда в настоящее время является одной из немногих наук, в которых реализуется комплексный подход к анализу экономических и социальных аспектов трудовой деятельности.

Объективно это обусловлено тем, что рациональное использование человеческих ресурсов предполагает достижение двух взаимосвязанных целей:

· создания благоприятных условий труда и развитие способностей человека в процессе трудовой деятельности;

· повышения эффективности производства.

Сущность и содержание социологии труда

Сущность предмета социологии труда раскрывается путем познания закономерностей социального развития, которые отражают наиболее важные и устойчивые связи различных трудовых явлений и процессов. К ним относят:

· законы кооперации, распределения, разделения труда, определения человеческих потребностей;

· закономерности изменения мотивации трудового поведения работников под воздействием преобразований образа жизни и трудовых ситуаций;

· изменения содержательной части труда под воздействием результатов научно-технического прогресса;

· изменения трудового поведения, связанного с воздействием внешних нетрудовых факторов.

Главным предметом изучения социологии труда является рабочая сила (человеческий фактор). К нему относят:

· профессиональную и возрастную структуру рабочей силы;

· возможность свободного трудоустройства, т. е. осуществления конституционного права человека на труд;

· систему профессиональной подготовки персонала, т. е. получения теоретических знаний и практических навыков необходимого уровня квалификации для выполнения отдельных производственных заданий в процессе труда с учетом требований промышленно-экономического роста.

Следующей основной предметной областью изучения социологии труда являются трудовые отношения.

Эти отношения складываются с момента включения человека в процесс труда и подлежат регулированию юридическими нормами с целью защиты прав работников.

Нормы права, регулирующие трудовые отношения работников, являются важным фактором, который определяет положение работника в трудовой сфере и одновременно выполняет важные социально-экономические функции в масштабе государства.

С целью определения закономерности развития общественных отношений и места человека в сфере труда социология труда также изучает культуру труда и производства.

Под культурой труда следует понимать ряд мер, которые направлены на создание такой рабочей среды, которая бы соответствовала натуре человека и развивала бы у участников процесса труда чувство эстетического восприятия как в отношениях к среде труда и производства, так и в отношениях к выпускаемой работником продукции.

Следующим предметом изучения социологии труда является способ использования рабочего времени. Для общества и человека большое значение имеют процесс организации рабочего времени в течение всей рабочей смены и отношение работников к рациональному использованию рабочего времени.

Вместе с этим социология труда как наука изучает и способы использования свободного времени.

Это имеет большое значение, так как от формы использования времени вне работы будет зависеть и то, как работник будет использовать свое рабочее время.

При изучении социологии труда особое внимание уделяется изучению свободного времени работника, которое представляет собой вид свободного существования, выбранного человеком в качестве лучшего способа самореализации.

Также к предметной области социологии труда относят нормы социально-трудовых отношений, нормы трудовой морали и уровень степени ответственности субъектов трудового коллектива.

Понятие трудовой морали заключается в наборе норм поведения работника в процессе выполнения им трудовых функций, которые основаны на процессах понимания роли и значения труда в каждом обществе. Также социология труда выявляет и анализирует причины возникновения конфликтных ситуаций в формальной и неформальной организации рабочих групп, формы их проявления, а также возможные способы решения данных конфликтных ситуаций.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что социология труда служит своеобразной теоретической основой для практики трудовых решений на макро- и микроуровнях.

В широком смысле она включает в себя социологию предпринимательства и охватывает такие сферы:

а) социологическое осмысление мотивов и результатов труда;

б) структурные подразделения труда как социальные системы;

в) социально-психологические конфликты на рабочих местах.

В узком смысле социология труда включает анализ всех сторон трудовой деятельности человека, изучение социальных условий на рабочих местах и их влияния на мотивы, интенсивность и результаты социально-экономических процессов в обществе, а также изменения, которые происходят под влиянием труда в структуре и деятельности различных социальных групп.

В пособии социологии под редакцией доктора исторических наук профессора В.Г. Городяненко социология труда определяется как отраслевая социологическая теория, которая изучает закономерности формирования, функционирования и развитие социальных образований (систем, общностей и институтов) в сфере труда и связанные с ними процессы и явления.

Еще в начале 60-х годов прошлого века Ян Щепанський отмечал, что в сферу социологии труда входят:

· Общая дефиниция социологии труда и классификация ее различных форм и видов в человеческих сообществах;

· Анализ и выводы относительно социальных аспектов труда, социального разделения труда, развития орудий и средств труда;

· Определение факторов, влияющих на мотивацию труда;

· Выявление факторов, влияющих на идентификацию членов организации с фирмой, ассоциацией;

· Определение мест сходимости личных интересов членов организации с интересами фирмы;

· Исследование Явлений и процессов, которые дезорганизуют работу предприятия, выявление путей их воздействия на трудовой процесс;

· Исследование Отношений между руководством и рядовыми членами организаций, а также определение основных критериев, которым должен соответствовать руководитель, чтобы иметь по крайней мере формальное право для руководства людьми в процессе труда;

· Изучение влияния труда на формирование различных типов личности, уровня их специальности и места работы в социальной селекции.

Заключение

Экономика и социология труда, развиваясь на стыке экономических наук и социологии, используя достижения многих других наук - психологии, статистики, эргономики и других - позволяет узнавать об основных социально-экономических процессах, протекающих в трудовых коллективах, и умением решать проблемы, которые возникают в процессе работы.

Одна из основных проблем любого производства, любого коллектива работников заключается в том, чтобы создать условия для более интенсивного труда, для повышения индивидуальной и коллективной производительности труда.

Центральным понятием экономики и социологии труда является труд. Труд - это деятельность, связанная с затратами умственной, физической энергий, которую люди прилагают ради удовлетворения своих потребностей.

Для отечественной социологии и экономики труда характерны две концепции, объясняющие отношение к труду:

1) зависимость от заработной платы;

2) зависимость от содержания трудовой деятельности.

Список литературы

1.Лясников Н.В., Дудин М.Н., Лясникова Ю.В., Камилов М.Б., Иванова В.Ф. Экономика и социология труда. - Компания КноРус, 2012 г. 288 с.

2.Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г. Экономика труда. Учебник. - Волтерс Клувер. 2011 г. 800 с.

3.Рофе А. И. Экономика труда. Конспект лекций. - Компания КноРус. 2015 г. 240 с.


Вернуться назад на

Труд является основой жизнедеятельности общества и каждого его члена, предприятия, организации: Труд – это многоаспектное явление. Традиционно понятие «труд» определяется как целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей.

Труд – это не только экономическая, но и социальная категория, поскольку в процессе труда работники и их группы вступают в определенные социальные отношения, взаимодействуя друг с другом. В процессе такого взаимодействия происходит изменение состояний этих социальных групп и отдельных работников.

Предметы и средства труда не функционируют как таковые, если они не включены в процесс живого труда, который есть единство отношений людей к природе и отношений между участниками процесса, то есть социальных отношений. Поэтому процесс труда это не просто механическое соединение трех его основных компонентов, а органическое единство, решающими факторами которого является сам человек и его трудовая деятельность.

Социальные отношения – это отношения между членами социальных общностей и данными общностями по поводу их общественного положения, образа и уклада жизни, в, конечном счете, по поводу условий формирования и развития личности, и самых разных социальных общностей.

Социальные отношения обусловлены трудовыми отношениями, поскольку работники включаются в трудовую деятельность независимо от того, с кем будут работать рядом. Однако позже работник по-своему проявляет себя во взаимоотношениях с другими членами трудового коллектива. Таким образом, и формируются социальные отношения в трудовой среде.

Социальные и трудовые отношения существую в неразрывной связи и взаимодействии, взаимообогащают и взаимодополняют друг друга. Социально-трудовые отношения дают возможность определить социальную значимость, роль, место, общественное положение индивида и группы. Ни одна группа работников, ни один член трудовой организации не может функционировать вне социально-трудовых отношений, вне взаимных обязанностей относительно друг друга, вне взаимодействий.

В процессе труда реализуются цели субъектов трудовых отношений. Наемный работник включается в процесс труда с целью получить доход в виде заработной платы за выполнение конкретных видов работ. Для многих работников труд является средством самовыражения и самореализации своего трудового и человеческого потенциала, средством достижения определенного социального статуса в трудовом коллективе и в обществе.

Собственники средств производства (работодатели) организуя и осуществляя трудовой процесс, реализуют свой предпринимательский потенциал с целью получения дохода в виде прибыли. Поэтому камнем преткновения является доход от трудовой деятельности, доля этого дохода, приходящаяся каждому субъекту социально-трудовых отношений. Этим определяется противоречивый характер общественного труда.

Социология труда – это исследование функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. Социология труда представляет собой поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду.

Поэтому предметом социологии труда является структура и механизм социально-трудовых отношений, социальных процессов и явлений в сфере труда. Социология труда изучает проблемы регулирования социальных процессов, мотивации трудовой деятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда, социального контроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, руководства трудовым коллективом и демократизации трудовых отношений, трудовых перемещений, планирования и социального регулирования в сфере труда.

Предметом экономики труда является система социально-экономических отношений, складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством по поводу организации труда.

Принципы рыночной экономики активно внедряются в область привлечения и использования рабочей силы, социально-трудовых отношений, организации и оплаты труда, а также формирования и использования доходов работников и повышения уровня жизни населения. Экономика труда изучает социально-экономические проблемы труда, проблемы обеспечения эффективности и производительности труда на основе его научной организации. Важнейшим аспектом является также и изучение отношения человека к труду, формирование удовлетворенности трудом в системе социально-трудовых отношений, складывающихся на различных уровнях экономики.

Трудовая деятельность человека характеризуется множеством качественных параметров. Организуя процесс труда, необходимо учитывать не только экономические интересы субъектов трудовых отношений, но и психофизиологические, биологические, моральные и социальные факторы и особенности человека труда. В конечном счете, все это обусловливает необходимость разработки и формирования научных основ организации как индивидуального, так и общественного труда, выработку общих правил, норм и стандартов трудовой деятельности.

В настоящее время экономика труда изучает проблемы формирования и эффективного использования трудового потенциала общества на основе рационального применения экономических законов развития производства, распределения, обмена и потребления.

Основными проблемами изучения экономики труда являются:

1. исследование научных основ организации труда;
2. анализ формирования и использования человеческого капитала и трудовых ресурсов в организации и в обществе в целом, воспроизводства рабочей силы;
3. исследование сущности и содержания рынка труда, проблем занятости и безработицы;
4. раскрытие основных теорий мотивации труда, сущности потребностей, интересов мотивов и стимулов для обеспечения высокой трудовой активности работников;
5. рассмотрение организации оплаты труда, ее форм и систем, дифференциации заработной платы, обусловленной как качественными особенностями рабочей силы, так и различиями в условиях труда;
6. определение сущности понятий эффективность и производительность труда, факторов их динамики и резервов роста; рассмотрение показателей и методов измерения производительности труда;
7. раскрытие сущности и содержания организации труда на предприятии, анализ основных составляющих ее элементов: разделения и кооперации труда, организации и обслуживания рабочих мест, условий труда и режимов труда отдыха, дисциплины труда, нормирования труда;
8. определение основных групп трудовых показателей на предприятии;
9. исследование сущности, типов и содержания социально-трудовых отношений и их регулирования со стороны государства.

Экономика труда включает теоретико-практические вопросы трудовых отношений, рассматриваемые с точки зрения природы их возникновения, стоимостной оценки и влияния на результаты деятельности. Управление трудовыми отношениями в обществе направлено на регулирование цены труда посредством установления трудового законодательства, влияния на занятость, обеспечение отношений социального партнерства, нормализацию условий труда, повышение производительности труда.

Таким образом, экономка труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспечения условий для производительного труда и его охраны.

Связь социологии труда с другими науками, изучающими труд. 8

1. Взаимодействие социологии труда с инженерной психологией и эргономикой

Социология труда это отрасль социологии, которая изучает социальные группы и индивидов, включенных в процесс труда, а также их профессиональные и социальные роли и статусы, условия и формы их трудовой деятельности. Как видно, само название дисциплины и отрасли знаний «социология труда» ориентирует на исследование человеческого труда. Действительно, это так. Однако человеческий труд изучают и другие науки, такие как гуманитарные (философские, экономические, правовые и психофизиологические), так и технические (эргономика – наука о приспособлении труда и его условий к потребностям человека, эргология – наука, которая рассматривает труд с позиции повышения его производительности, праксиология – теория о наиболее эффективных действиях и движениях руководителей в трудовой деятельности, научная организация труда – наука о том, как наиболее рационально организовать процесс труда). Как видим, каждая из этих наук изучает общий объект – труд, но со своих позиций, под свойственной именно этой науке точкой зрения.

Социология труда изучает человека и различные социальные группы, находящиеся в процессе трудовой деятельности, анализирует их социальные и профессиональные положения, формы ведения ими трудовой деятельности.

Уже из названия науки видно, что социология труда прежде всего ориентируется на исследование трудовых процессов человека. Понятие труда рассматривают в своем содержании многие науки, в том числе науки как гуманитарного профиля (психология, экономика, физиология, философия, право), так и технического профиля (эргономика ― наука о проектировании технических систем труда, эргология ― наука об улучшении производительности трудового процесса, научная организация труда ― наука о рациональном подходе в организации труда, праксиология ― наука о совершенных методах руководства трудовыми процессами). Все эти науки также изучают труд, но со своей позиции. Каждая из упомянутых выше наук имеет собственный предмет исследования. В силу специфики своей многогранности и важного общественного места труд изучается целым рядом социально-экономических, правовых и биологических наук. Данные науки изучают различные грани трудовой деятельности.

Социологией труда вносится свой важный вклад в процесс изучения общего для всех перечисленных наук объекта, каковым и является труд. Специфика подхода к социологическому изучению труда заключается в анализе комплекса мероприятий, посредством которых исследуются взаимная обусловленность и связи экономических, психофизиологических, правовых и организационных процессов, протекающих в сфере труда, а также выявляется влияние этих процессов на трудовое поведение человека.

Социология труда и другие науки, изучающие труд, тесно связаны между собой, находятся в постоянном взаимодействии, дополняют друг друга проводимыми исследованиями. Рассматривается ряд проблем, относящихся как к социологии труда, так и к другим наукам. К примеру, и социологией труда, и экономикой труда исследуются вопросы разделения труда, общего стимулирования трудовой деятельности, движения кадров, повышения уровня квалификации работников, профессионального роста и развития человека, дисциплинированности, культуры производства и т. д. Но все эти и другие вопросы труда, основные для теории и практики, изучаются экономикой и социологией труда с различных сторон.

Так, экономикой труда изучаются механизмы взаимодействия в сфере труда экономических законов, способы их проявления в организации труда. Для экономики труд представляет интерес с точки зрения процесса создания цены продукта. Также для экономики важно учесть трудовые затраты на различных стадиях выпуска готовой продукции или оказания услуг. А для социологии труда в первую очередь интересны трудовые отношения работников, участвующих в производстве готового продукта. При анализе трудовой деятельности как социологией, так и экономикой труда используется и общий для этих наук, и индивидуальный для каждой науки аппарат категорий. Общими для экономики и социологии труда являются категории разделения и оптимизации труда, квалификационный уровень работников, стимулирование трудовой деятельности человека, вопросы занятости и миграции населения и т. д. Такие категории и понятия, как тарификация рабочих и работ, тарифные системы и коэффициенты, фонды заработной платы работников, нормы образования фонда материального стимулирования, нормы времени на выработку и обслуживание, используются только при экономическом подходе в изучении труда.

При развитии социологической науки происходит непрерывный процесс формирования и обогащения ее профессиональных терминов. К категориям и понятиям, характеризующим социологические трудовые исследования, относятся: социальная группа, социальные отношения, трудовая адаптация, социальный статус, ценностные ориентации, нормы поведения, нормативное урегулирование трудового поведения, мотивации. В научный оборот также включаются понятия и категории социологических знаний о труде, что позволяет совершенствовать научный лексикон и при помощи него получать наиболее дифференцированные сведения о сущности труда, а также его месте в общественной жизни и жизни человека.

Социология труда тесно связана с научной организацией, которая определяет критерии разделения труда. Мероприятия в сфере научной организации труда с целью совершенствования организации рабочих мест и участков производства в организациях и в отраслях экономики будут неполными, если не учитывать возможные социальные последствия организационных преобразований, их воздействия на условия труда и его содержательность. Основной социологический показатель ― удовлетворенность работой – применяется в качестве оценки эффективности внедрения научной организации труда. Задачей аттестации и рационализации рабочих мест должна быть ориентация на повышение удовлетворенности человека своим трудом и его результатами.

Социология труда также тесным образом связана с физиологией труда, которая исследует закономерности развития и функционального состояния организма работника. Вместе обе науки вырабатывают пути преодоления негативных последствий при монотонности труда. Специалисты в области социологии труда на практике применяют рекомендации физиологов в вопросах формирования у человека динамического стереотипа; знаний, умений и навыков в труде; выработки необходимых профессиональных качеств, высокой степени работоспособности; уменьшения утомления организма.

Схожими как для социологии труда, так и для психологии, изучающей психологические особенности личности, являются задачи формирования у работников трудовых установок и мотиваций для трудового поведения, готовности к высокопроизводительной и качественной работе. В основе решения таких проблем лежат профессиональный отбор и ориентация, воспитание важных профессиональных качеств человека. Для этого применяется несколько общих для данных наук понятий и определений: мотив поведения, деятельность, малая группа, личность, тестирование, межличностное восприятие и др. При этом социология труда изучает не только личностное (индивидуальное) поведение, но и поведение различных социальных групп в трудовых коллективах людей. Главными формами трудовой адаптации выступают психологические личностные особенности, уровень восприятия собственного «я». При подборе и расстановке кадров, при организации работы коллектива применяются рекомендации и выводы специалистов в области социальной психологии и психологии труда о таких характеристиках трудовых отношений, как психологическая совместимость работников, личностные и профессиональные качества руководителя. Знание основ психологии труда в вопросах изучения особенностей психологических свойств человека позволяет обеспечивать формирование и развитие трудовых коллективов, а также избежать возникновения конфликтных ситуаций. Успех трудовой адаптации напрямую зависит и от санитарно-бытовых трудовых условий, от принятых мер в области охраны труда и техники безопасности и др.

Существует связь социологии труда и статистики труда, которая устанавливает количественные особенности воспроизводства трудовых ресурсов, и реализуется при анализе первичных социологических сведений. Статистические методики изучения полученной информации, такие как группировки, расчет средних значений, расчеты индексов, определение модальных величин, корреляционный анализ, построение рядов распределения, являются важным инструментарием количественного анализа трудовых характеристик, а также определения закономерностей и взаимосвязи между изучаемыми социальными явлениями и процессами в труде.

Прослеживается связь социологии труда с юридическими науками, в частности с трудовым правом, определяющим законодательную базу трудовых отношений. В трудовом праве реализуется социальный контроль. Методы воздействия (поощрение и наказание), административный контроль основываются на нормах права, официально закрепленных в нормативных документах, регламентирующих основные принципы трудовых отношений.

Связь социологии труда и нормирования труда проявляется в необходимости обоснования норм выработки и времени и нормативов затрат труда по видам работ.

Таким образом, социология труда не только применяет выводы из других наук, но и сама дополняет представления некоторых наук необходимой информацией, получаемой на основе проводимых социологических исследований. Происходит непрерывный процесс взаимообмена информацией о труде между смежными науками, изучающими специфику трудовых отношений. В настоящее время вместе с социологией труда также развиваются отдельные социально-психологические и социологические теории, родственные по своим задачам социологии труда. К ним относят социологию организаций, социологию производственного коллектива, промышленную социологию, экономическую социологию, социальную статистику, промышленную социальную психологию. Промышленная социология исследует структуру, механизмы и эффективность индивидуально-коллективных взаимоотношений работников промышленности. Соответственно социология организаций и производственного коллектива проводит изучение социальных отношений в организациях, на предприятиях.

Цели, задачи и значение дисциплины «Экономика и социология труда».Объект и предмет дисциплины «Экономика и социология труда», ее взаимосвязь с другими науками.Влияние труда на жизнедеятельность человека и современного общества. Классификация труда по различным признакам. Роль труда в развитии общества. Труд как социологическая категория.

Цели, задачи и значение дисциплины «Экономика и социология труда». В условиях перестройки всей социальной и экономической жизни страны, когда бизнесом довольно часто занимаются лица, не имеющие специального экономического образования, возрастает роль экономических наук и социологии в решении производственных задач.

Экономика и социология труда, развиваясь на стыке экономических наук и социологии, используя достижения многих других наук – психологии, эргономики и других – вооружает менеджеров знаниями об основных социально-экономических процессах, протекающих в трудовых коллективах, и умением решать проблемы, которые возникают в процессе трудовой деятельности.

Одна из основных проблем любого производства, любого коллектива работников заключается в том, чтобы создать условия для более интенсивного труда, для повышения индивидуальной и коллективной производительности труда. В этом залог снижения издержек производства, что способствует победе в конкурентной борьбе на рынках товаров и услуг.

Таким образом, центральным моментом экономики и социологии труда является труд. Труд – это деятельность, связанная с затратами умственной, физической и нервной энергий, которую люди прилагают ради удовлетворения своих потребностей.

Как лучше всего организовать такую деятельность и управлять ею – это вопросы, которым посвящена научная дисциплина “Экономика и социология труда”. С переходом российской экономики к рыночным отношениям изменяется теоретическое и практическое представление о труде, вырабатываются совершенно новые основы жизнедеятельности и развития. Будучи важнейшей экономической категорией, понятие труда является многоплановым, многоаспектным понятием, требующим постоянного исследования и уточнения. По существу все проблемы общества можно рассматривать через призму труда. Экономика и социология труда в настоящее время является одной из немногих наук, в которых реализуется комплексный подход к анализу экономических и социальных аспектов трудовой деятельности. Объективно это обусловлено тем, что рациональное использование человеческих ресурсов предполагает достижение двух взаимосвязанных целей:

Создания благоприятных условий труда и развитие способностей человека в в процессе трудовой деятельности;

Повышения эффективности производства.


Из этих целей необходимо исходить при анализе проблемы труда на всех уровнях экономической деятельности: от рабочего места до мирового хозяйства. Объект исследования требует учёта взаимосвязей технических, экономических, социальных, физиологических, психологических, этических, экологических и других аспектов трудовой деятельности.

Основные задачи дисциплины «Экономика и социология труда» определены ее целью, которая предусматривает изучение процессов формирования рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при возникновении новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

Задачи дисциплины «Экономика и социология труда» состоят в следующем:

В изучении сущности и механизмов экономических и социальных процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества;

В изучении факторов и резервов эффективной занятости;

В изучении формирования и рационального использования трудового потенциала;

В изучении способов повышения эффективности и производительности труда;

В выявлении взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами, протекающими в национальной экономике рыночного типа, ориентированной на социальное развитие, также взаимосвязей рынка труда с рынками сырья, капитала, фондовыми рынками.

На Западе предпосылки развития направления «Экономика и социология труда» возникли ещё в XIX веке. В научной литературе принято выделять две основные школы, которые, возникнув раньше других, стали непосредственными предшественницами новейших теорий управления: школа «научного менеджмента», основоположником которой был Ф. Тейлор, и школа «человеческих отношений», возникновение которой связано с именами Э. Мэйо и Ф. Ротлисберга. Полемика между двумя доминирующими концепциями, выдвинутыми этими школами, так же, как и попытка синтезировать выдвигаемые ими принципы, способствовала возникновению и развитию новых течений, в частности, и «Экономики и социологии труда». Предшественницей «Экономики и социологии труда» в России стала дисциплина «Экономическая социология», которая возникла совсем недавно. Дело, в том, что в СССР социология вообще долго не признавалась официальной наукой. В 1986 г. В одной из новосибирских школ началось преподавание курса «Экономическая социология». А первая серьёзная попытка выхода в «свет» экономической социологии была предпринята в работах той же новосибирской школы в 1991 году. Она суммирована в книге Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной «Социология экономической жизни».

В настоящее время экономическая социология представлена научной дисциплиной «Экономика и социология труда». Основные задачи дисциплины «Экономика и социология труда» определены ее целью, которая предусматривает изучение процессов формирования и рационального использования трудового потенциала каждого человека и общества в целом при возникновении новых социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики.

Первая главная задача – изучение сущности и механизмов экономических и социальных процессов в сфере труда в контексте жизнедеятельности человека и общества.

Вторая задача – рассмотрение факторов и резервов эффективной занятости.

Третья задача – изучение формирования и рационального использования трудового потенциала.

Четвертая задача - выявление способов повышения эффективности и производительности труда.

Определяющими предпосылками для решения трех последних задач являются:

во-первых, знание механизма реализации российских законов и социально-экономической политики регулирования социально-трудовых отношений;

во-вторых, знание закономерностей, объективных и субъективных факторов, воздействующих на экономические и социальные процессы, отношение человека к труду, его поведение в коллективе.

Пятая задача – выявление взаимосвязей социально-трудовых отношений с экономическими отношениями и процессами, протекающими в национальной экономике рыночного типа, ориентированной на социальное развитие, а также взаимосвязей рынка труда с рынками сырья, капитала, фондовыми рынками.

Объективная необходимость изучения проблем экономики и социологии труда объясняется рядом обстоятельств.

С переходом российской экономики к рыночным отношениям в стране появляются изменения в области: привлечения и использования рабочей силы; социально-трудовых отношений; организации и оплаты труда, а также формирования и использования доходов работников и повышения уровня жизни населения. В связи с этим каждый специалист (независимо от сферы приложения его труда) в целях адаптации к рынку должен повышать социально-экономическую культуру, качество, объем профессиональных знаний и навыков в сфере труда и развития социально-трудовых отношений.

Экономика и социология труда помогает разобраться в следующих вопросах:

Как будут осуществляться спрос и предложение на рабочую силу в условиях конъюнктуры рынка?

Как следует организовать труд в обществе и на конкретном предприятии (в организации), чтобы предприниматель получил наибольшую прибыль, а общество в целом – дополнительный валовый национальный продукт (ВНП) и валовой национальный доход (ВНД)?

Как следует построить оплату труда, заключить трудовой договор, чтобы создать условия для повышения уровня и качества жизни населения?

Как разрешить трудовой конфликт, возникший в условиях производственной ситуации, как разрешить индивидуальный и коллективный трудовой спор?

Как нейтрализовать безработицу и сформировать надежную систему социальной защиты населения в условиях скачущей инфляции и гиперинфляции?

Экономика и социология труда позволяет получить более полный спектр экономических знаний в области трудовых отношений. Следовательно, знания в области экономики и социологии труда имеют не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку они необходимы в подготовке специалистов высшей квалификации, научных и практических работников, адаптированных к рынку труда вне зависимости от сферы их будущей профессиональной деятельности, и помогают выработать научно обоснованные подходы к решению социально-экономических проблем рынка труда, занятости и рационального использования труда в обществе

Объект и предмет дисциплины «Экономика и социология труда», ее взаимосвязь с другими науками. В системе наук о труде существует довольно много дисциплин, которые относительно самостоятельны, но в тоже время взаимосвязаны: управление персоналом, физиология труда, психология труда, мотивация трудовой деятельности, кофликтология, инновационный менеджмент в кадровой работе, этика деловых отношений, рынок труда (управление занятостью), демография, история труда и предпринимательства, политика доходов и заработной платы, трудовое право, экономика труда, социология труда и др.

Последние две специализированные науки - «Экономика труда» и «Социология труда» – «входят» в состав «Экономики и социологии труда», поскольку у этих дисциплин много общего: объект исследования – труд человека, коллектива, общества. Различия между ними заключаются в предмете изучения.

Предмет изучения экономики труда – экономические отношения, возникающие в обществе, регионах и на конкретных предприятиях в процессе использования труда.

Предмет изучения социологии труда – социальные отношения, социальные процессы в сфере труда, проблемы регулирования социальных процессов, мотивации трудовой деятельности, трудовой адаптации работников, стимулирования труда, социального контроля в сфере труда, сплочения трудового коллектива, руководства трудовым коллективом и демократизации трудовых отношений, трудовых перемещений, планирования и регулирования социальных процессов в сфере труда. На практике проблемы экономики труда и социологии труда взаимосвязаны. Например, чтобы добиться высокого уровня организации труда, следует использовать не только экономические, но и социальные критерии. Нормы труда должны быть обоснованы не только технически и экономически, но и социально. Такие категории, как условия труда, организация труда, материальное стимулирование, имеют как экономический, так и социальный аспекты.

Таким образом, объектом изучения дисциплины «Экономики и социологии труда» является труд, то есть целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг.

Предметом данной дисциплины является: изучение трудового потенциала общества, путей его формирования и рационального использования в интересах повышения национальной экономики для целей жизнеобеспечения человека и общества в целом.

Исследуя и анализируя общественный труд, экономика и социология труда использует категориальный аппарат как общий для обеих наук, так и специфичный для каждой из них.

Экономическими дефинициями (определениями) являются: рынок труда, организация труда, тарификация работ и рабочих, аттестация персонала, тарифная система, фонд оплаты труда, нормативы образования социальных фондов, нормы времени, затраты на воспроизводство рабочей силы, заработная плата, производительность труда и др.

Социологические дефиниции – это социальные процессы, социальные отношения, социальная группа, социальный статус, нормы поведения, ценностные ориентации, ценностно-нормативное регулирование трудового поведения, мотивация, адаптация и др.

Включение социологических дефиниций в научный оборот понятий и категорий экономики труда позволяет более глубоко и дифференцированно изучать сущность и место труда в жизни человека и общества при рыночной трансформации экономики.

Влияние труда на жизнедеятельность человека и современного общества. Элементы трудового процесса. Труд – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд является непременным условием жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и обеспечивают развитие прогресса общества.

Выполняя определенный вид деятельности по производству продукции или оказанию услуг, человек взаимодействует с другими элементами трудового процесса – предметами и средствами труда, а также с окружающей средой.

К предметам труда относятся: земля и ее недра, флора и фауна, сырье и материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, объекты производственных и непроизводственных работ и услуг, энергетические, материальные и информационные потоки (то, из чего производить ).

Средства труда – это машины, приборы и оборудование, инструменты, приспособления и другие виды технологической оснастки, средства программного обеспечения, организационная оснастка рабочих мест (то, посредством чего производят).

Взаимодействие человека с предметами и средствами труда предопределяется конкретной технологией – это способ воздействия на предметы труда, который определяется уровнем развития механизации труда (машинных, машинно-ручных и ручных процессов), автоматизации и компьютеризации трудовых процессов и производства.

Окружающая среда и ее состояние рассматриваются с точки зрения микроэкологии труда, то есть обеспечения безопасности труда и соблюдения психофизиологических, санитарно-гигиенических, эргономических и эстетических требований к условиям труда, а также с учетом экономических и социальных отношений в организации (на предприятии, в трудовом коллективе).

Созданный в процессе труда продукт как товар имеет физическую (натуральную) и стоимостную (денежную) формы.

Физическая (натуральная) форма различной готовой продукции промышленного, аграрного, строительного, транспортного и другого отраслевого характера, а также всевозможные производственные и непроизводственные работы и услуги выражаются в разнообразных измерителях – штуках, тоннах, метрах и т.п.

В стоимостной (денежной) форме продукт труда может быть выражен как полученный доход или заработок в результате его реализации.

В данном случае человек выступает как трудовой потенциал.

Понятие трудовой потенциал представляет собой интегральную характеристику количества, качества и меры совокупной способности к труду, которой определяются возможности отдельного человека, различных групп людей, трудоспособного населения в целом по участию в общественно-полезном труде.

При наличии рыночных отношений человек как субъект труда может реализовать свой трудовой потенциал двояким образом:

Либо на основе самозанятости, выступая, как самостоятельный товаропроизводитель, реализующий свою продукцию на рынке и получающий доход, и прибыль для самостоятельного использования;

Либо как наемный работник, предлагающий свои услуги товаропроизводителю – работодателю, субъекту собственности.

На протяжении всей истории своего существования человечество познает способы взаимодействия с природой, находит более совершенные формы организации производства, пытается достичь большего эффекта от своей трудовой деятельности. При этом и сами люди постоянно совершенствуются, преумножая свои знания, опыт, производственные навыки.

Диалектика этого процесса такова: сначала люди видоизменяют и совершенствуют орудия труда, а затем изменяются и совершенствуются сами. Происходит непрерывное обновление и совершенствование орудий труда и самих людей. Каждое поколение передает последующему полный объем запаса знаний и производственного опыта; новое поколение, в свою очередь приобретает новые знания и опыт и передает их последующему поколению – все это происходит по восходящей линии.

Развитие предметов и орудий труда представляет собой лишь необходимое условие для осуществления самого процесса труда, но решающим элементом этого процесса является живой труд, т.е. сам человек. Таким образом, труд является основой жизни и деятельности не только отдельного человека, но и общества в целом.

Классификация труда по различным признакам. Понятие «условия труда». Выделяют следующие классификационные признаки видов труда:

Характер труда выражает то особенное, что присуще общественному труду в каждой общественно-экономической формации и предопределено типом господствующих в обществе производственных отношений. Современная экономическая реформа выводит всех участников производства в обществе на рыночные отношения, коренным образом изменяя производственный отношения: прежде всего, это смена форм собственности, отказ от планомерного привлечения и распределения трудовых ресурсов в стране и переход на свободное предпринимательство, основанное на различных организационно-правовых формах собственности и на свободном найме рабочей силы через спрос и предложение на рынке труда. В связи с этим изменяются отношения по всей цепочке связи между людьми – от процесса труда до конечного потребления (присвоения) продукта труда.

Содержание труда выражает распределение конкретных трудовых функций (исполнительских, контрольно-регулирующих) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Эти функции предопределены развитием орудий труда, организацией труда, уровнем общественного и профессионального разделения труда, мастерством самого работника. Содержание труда отражает производственно-техническую сторону труда, демонстрирует уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд, прежде всего, как процесс взаимодействия человека с природой, средствами и предметами труда в процессе труда.

Таким образом, содержание и характер труда выражают две стороны одного и того же явления: сущность и форму общественного труда. Эти две социально-экономические категории находятся в диалектической взаимосвязи, и изменение одной из них неизбежно в той или иной форме способствует изменению другой.

Характер труда в значительной степени формируется под влиянием особенностей содержания труда в зависимости от доли физического и умственного труда, уровня квалификации и интеллекта, уровня властвования человека над природой и др.

Разнообразие характера и содержание труда находит отражение в классификации труда по различным признакам.

I признак – по характеру и содержанию труда

Труд наемный и частный;

Труд индивидуаль­ный и коллек­тивный;

Труд по желанию, необходимо­сти и прину­ждению;

Труд фи­зический и умственный;

Труд репродуктив­ный и творче­ский;

Труд разной степени сложности.

II признак – по предмету и продукту труда труд можно классифицировать по следующим видам:

Труд научный, инженерный;

Труд управленческий;

Труд производствен­ный;

Труд предпри­нимательский;

Труд инновационный;

Труд промышленный;

Труд сельскохозяйст­венный;

Труд транс­портный;

Труд ком­муникационный.

III признак – по средствам и способам труда труд можно классифицировать по следующим видам:

Труд ручной (технически невооружен­ный), механи­зированный и автоматизи­рованный (компьютери­зированный);

Труд низко-, сред­не- и высоко-технологич­ный;

Труд с различной степенью уча­стия человека.

VI признак – по условиям труда труд можно классифицировать по следующим видам:

Труд ста­ционарный и пере­движной;

Труд наземный и подземный;

Труд легкий, средней тя­жести и тя­желый;

Труд привлека­тельный и непривле­кательный;

Труд свободный и с различ­ной степе­нью регла­ментации.

Сохранение и развитие личности работника в процессе труда, повышение содержательности и привлекательности труда в определяющей степени зависит от условий труда. Что понимается под условиями труда и как они формируются?

Условия труда – это совокупность элементов производственного процесса, окружающей (производственной) среды, внешнего оформления рабочего места и отношения работника к выполняемой работе, которые раздельно или в совокупности оказывают влияние на функциональное состояние организма человека в процессе труда, его здоровье, работоспособность, удовлетворенность трудом, продолжительность жизни, воспроизводство рабочей силы, всестороннее развитие физических, духовных и творческих сил и, вследствие этого, на эффективность труда, а также на результаты трудовой деятельности.

В условиях труда можно выделить следующие основные компоненты :

Социально-производственные (степень механизации и автоматизации, индивидуальный или бригадный, удаленность места труда от места жительства);

Социально-экономические (длительность рабочего дня, продолжительность отпуска, зарплата, социально-экономические льготы);

Социально-гигиенические (безопасность труда, уровень физических нагрузок и нервных напряжений, стрессовых ситуаций, комфортность). Например, комфортабельность кабины трактора, автомобиля. Есть опасные условия труда, выживания - загрязненность, травматизм, профзаболевания;

Социально-психологические (морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения друг с другом и руководителями). Особенно чувствительны к морально-психологическому климату женщины.

Условия труда как объективное общественное явление формируются под воздействием совокупности взаимосвязанных социально-экономических, технико-организационных и естественно-природных факторов.

К социально-экономическим относятся социально-политические, экономические, нормативно-правовые и социально-психологические факторы. Эта группа факторов, как правило, положительно воздействует на формирование условий труда. Однако в период перехода к рыночным отношениям, несмотря на совершенствование нормативно-правовой базы, выраженного положительного воздействия пока не наблюдается. Слабо работают экономические рычаги, сокращены инвестиции на улучшение условий труда, не меняется система льгот и компенсаций, недооценивается роль социально-психологических факторов.

Технически-организационные факторы – это средства и предметы труда, технологические процессы, организация производства и труда, способы транспортировки сырья, продукции и т.п. механизм действия этой группы более сложный. Изменения условий труда неоднозначны: во многих отраслях и видах производства они существенно улучшаются, но вместе с тем происходят и изменения негативного характера.

Естественно-природные факторы – географические, климатические, геологические, биологические – имеют свои особенности. Эти факторы воздействуют практически постоянно (и позитивно, и негативно), поэтому помимо учета их непосредственного влияния на условия труда (на температуру, давление и пр.) требуется постоянный их учет уже на стадии создания оборудования, разработки технологии, организации производства и труда, а также при разработке и осуществлении многих нормативно-правовых и экономических мероприятий. При этом рассматриваемая группа является своего рода общей сферой, в которой проявляется влияние факторов других групп.

Все три группы факторов важны, но более определяющее воздействие на изменение условий труда оказывает группа технических факторов. Формирующиеся под воздействием совокупности указанных факторов условия труда состоят из множества элементов, классификация которых непосредственно зависит от соответствующей группы факторов, направленности и характера их воздействия на человека и от конкретной формы проявления того или иного элемента.

Наиболее распространенная классификация предусматривает разделение всех элементов условий труда на четыре группы:

1. Психофизиологические.

2. Санитарно-гигиенические.

3. Эстетические.

4. Социально-психологические.

Формирование первых трех групп элементов условий труда производственной среды зависит от работодателя, поэтому адаптация условий труда к человеку – его обязанность. Что касается социально-психологических элементов, то они формируются в результате отношения работника к выполняемой работе и, естественно, в первую очередь зависят от самого работника, хотя определенное влияние на его адаптацию к условиям труда оказывает работодатель (например, в части контроля соблюдения требований охраны труда и техники безопасности).

Совокупность условий труда и критериев ответственности и квалификации во многом определяет эффективность труда. Под эффективностью труда понимается стоимостная оценка объема работ (продукции, услуг) с учетом требований качества, отнесенная к приведенным затратам ресурсов или численности работников. Это социально-экономическая категория, определяющая степень достижения той или иной цели, соотнесенная со степенью рациональности расходования использованных при этом ресурсов.

Роль труда в развитии общества. Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребности людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Следует иметь в виду, что подобные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой – прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Трудовой процесс и связанные с этим социально-экономические результаты деятельности не ограничиваются собственной сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинается с проблемы формирования рабочей силы и ее предложения на рынке труда.

Труд как социологическая категория. Социология труда - это исследования функционирования и социальных аспектов рынка в сфере труда. В узком смысле социология труда означает поведение работодателей и наемных работников в ответ на действие экономических и социальных стимулов к труду. Предметом социологии труда как специальной социологической теории является структура и механизм социально-трудовых отношений, а также социальных процессов и явлений в сфере труда.

Цель социологии труда - это исследование социальных явлений, процессов, разработка рекомендаций по их урегулированию и управлению, прогнозированию и планированию, направленных на создание благоприятных условий для функционирования общества, коллектива, группы, отдельного индивида в сфере труда и достижение на этой основе наиболее полной реализации и оптимального сочетания их интересов.

Задачи социологии труда:

Изучение и оптимизация социальной структуры общества, трудовой организации (коллектива);

Анализ рынка труда как регулятора оптимальной и рациональной мобильности трудовых ресурсов;

Поиск путей оптимальной реализации трудового потенциала современного работника;

Поиск путей оптимального сочетания моральных и материальных стимулов и совершенствование отношения к труду в условиях рынка;

Изучение причин и выработка системы мер по предупреждению и разрешению трудовых споров, конфликтов;

Определение эффективной системы социальных гарантий, защищающих работников.