Научные концепции организации труда А.К. Гастева

Несомненно, лидером отечественной науки управления и НОТ в 20-е годы был Алексей Капитонович Гастев, трагически погибший в годы сталинских репрессий. А.К.Гастев (1882– 1941), экономист, социолог, был активным деятелем революционного и рабочего движения в России. Он окончил городское училище и технические курсы в Суздале, поступил в Московский учительский институт, откуда был исключен за политическую деятельность, неоднократно подвергался арестам и ссылкам, до 1917 г. находился на нелегальном положении. В этот период эмигрировал во Францию, где учился в Высшей школе социальных наук (Париж) и работал на заводах. За плечами у Гастева не только революционный, но огромный производственный опыт: слесарь на заводах России и Франции, а после Октября - один из руководителей на предприятиях Москвы, Харькова и Горького, наконец, в 1917-1918 секретарь ЦК Всероссийского союза металлистов. Известен он и как поэт, его литературное творчество высоко ценили В.В.Маяковский и А.В.Луначарский. Гастев был одним из теоретиков и лидеров пролеткультовского движения.

Гастев возглавлял Центральный институт труда (ЦИТ). Институт был самым крупным и продуктивным научно-исследовательским институтом в области организации труда и управления. А.Гастев написал более 200 монографий, брошюр, статей. Под его руководством институт превратился в ведущий исследовательский, учебный и практико-рационализаторский центр России в области научной организации труда и управления. Институт сочетал в себе исследовательское, педагогическое и консультационное учреждение, чего ещё не было даже в Европе. Таким образом, А. Гастеву и его соратникам удалось сделать одну из наиболее ценных находок в истории мировой организационно-управленческой мысли, а именно – сформулировать и опробовать на практике идею триединого механизма развития научного менеджмента.

Основная заслуга Гастева заключается в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки - социальной инженерии (социального инженеризма), соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Под его руководством на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства. По методикам ЦИТа подготовлено более 500 тыс. квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Значителен его вклад в разработку идей кибернетики и общей теории систем.

Гастев и сотрудники института понимали, что в условиях крайней разрухи и полной отрезанности от всего культурного мира от них ждут практических указаний того, как следует планировать производство, стимулировать труд, как эффективно работать в конкретной обстановке, чтобы добиться восстановления промышленности страны. Однако, по мнению А. Гастева, проблема, стоявшая перед страной, была гораздо радикальнее, ибо требовалась полная органическая реконструкция всей производственной структуры и прежде всего главной производительной силы - трудящегося.


Решение этой грандиозной задачи ЦИТ связывал с развитием науки о труде и управлении производством, которая должна была выявить и сформулировать принципы, а также разработать методы организации, позволяющие коренным образом преобразовать процесс труда из тяжелого ярма для рабочих в положительный творческий процесс. А.Гастев был убежден, что для создания собственной теории необходимо критически переосмыслить теоретические достижения и практический опыт, накопленные в промышленно развитых странах: ученый считал в равной степени недопустимыми не только подобострастное отношение к новейшим западным научным системам, но и абсолютное неприятие этих же знаний. В связи с этим можно отметить, что идейные постулаты ЦИТ сформировались как оригинальная, самобытная, но вместе с этим вобравшая в себя все самое ценное западной управленческой мысли (прежде всего Ф.Тейлора) концепция. Она охватывала в комплексе сферы техники и технологии, биологии, психофизиологии, экономики, истории, педагогики, а также содержала в себе зачатки таких наук, как кибернетика, инженерная психология, эргономика, которые получили широкое развитие и распространение в последующие годы. Не случайно сами авторы называли свою концепцию технобиосоциальной.

ГАСТЕВ Алексей Капитонович , российский учёный и поэт, один из основоположников педагогики профессионального образования и научной организации труда в России. Во время учёбы в Московском учительском институте в 1901 году вступил в РСДРП; исключён из института за участие в уличной демонстрации.

С 1900 года активно участвовал в революционном движении, неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В эмиграции (Париж) окончил Высшую школу социальных наук (1904). Вернулся в Россию в начале 1905 года. В 1908-м вышел из состава РСДРП [вновь вступил в ВКП(б) в 1931). В тюрьмах и ссылке написал ряд литературных произведений: «Моя жизнь», «Мы всюду», так называемую «сибирскую фантазию» - «Экспресс» и др. Печатался с 1904 года (рассказ «Проклятый вопрос»). После 1917 на профсоюзной и научной работе. Организатор и руководитель Центрального института труда при ВЦСПС (ЦИТ; 1920-38). В 1924-26 - заместитель председателя Совета по научной организации труда (НОТ) при Наркомате РКИ, в 1932-1936 - председатель Всесоюзного комитета стандартизации при СТО. Организатор акционерного общества «Установка» (1928), готовившего на хозрасчётных началах кадры для промышленности.

Гастев стремился создать индустриальную педагогику на основе идеи «социального инженеризма», построенного на изучении человека в трудовом процессе и тенденций развития производства, социальном и трудовом экспериментировании. В 1921 году в программной статье «Наши задачи» Гастев обозначил основные методологические принципы своего подхода к НОТ: решающими факторами развития организации труда являются техника и логика движения технологии, требующие для своей реализации новый тип работника; современное производство предусматривает превращение каждого станка в исследовательскую лабораторию, где разворачивался бы поиск всего нового, рационального, экономного; законы становления культуры труда определяются «методологией машинной работы с её аналитизмом... нормировкой».

Его идея воплотилась в «установочном методе ЦИТа». Предлагал ввести педагогику в «рамки инструкции», противопоставляя «субъективному искусству педагога» «объективное» воздействие «установок». Под «установкой» понималось формирование ориентаций личности, ведущих к автоматизму деятельности через «культурные установки», био-установки» и др. По сути, Гастев выдвинул идею алгоритмизации и программирования обучения и воспитания, предвосхитив идеи С. Пресси (1926) об обучающих автоматах. Наиболее полное воплощение установочный метод получил в доктрине «трудовых установок» («системе ЦИТа») - совокупности организаторских приёмов, навыков, «рефлексов», объединённых в динамичные комплексы движений, доведённых до автоматизма. Человек в системе Гастева выступал как продукт среды. В то же время Гастев считал, что автоматизм поведения не отрицает творческого начала, а создаёт для него необходимый рефлекторный базис. По методикам ЦИТа было подготовлено более 500 тысяч квалифицированных рабочих, на многих предприятиях внедрена прогрессивная система организации труда и управления. Труды Гастева способствовали становлению в России психологии труда, инженерной психологии и др. Награждён орденом Красного Знамени (1926).

В 1938 году репрессирован; реабилитирован посмертно.

Соч.: Время. М., 1923; Снаряжение современной культуры. Хар., 1925; Установка производства методом ЦИТ. М., 1927; Как надо работать. 2-е изд. М., 1972; Трудовые установки. 2-е изд. М., 1973.

Лит.: ЦИТ и его методы НОТ. М., 1970; Гастев Ю. А. От «социальной инженерии» к кибернетике. О методологической концепции ЦИТа // Гастев А. К. Трудовые установки. 2-е изд. М., 1973; Луначарский А. В. Воспитание нового человека // Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М., 1976; Крупская Н. К. К вопросу о подготовке рабочей силы // Крупская Н. К. Педагогические сочинение М., 1979. Т. 3; Осовский Е. Г. Развитие теории профессионально-технического образования в СССР (1917-1940). М., 1980; Перцов В. О. А. Гастев // Перцов В. О. Современники. М., 1980. Т. 1.

УДК 331.1(092)

Ю.П. Надёхина А.К. ГАСТЕВ: НАУЧНАЯ И ЛИТЕРАТУРНО-

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация. В статье рассмотрены жизнь, научное и художественное творчество одного из видных советских ученых и общественных деятелей, поэта и литератора, крупного специалиста в области управления, создателя Центрального института труда, который внес огромный вклад в развитие отечественной науки и практики управления. Показаны основные научные разработки и идеи ученого.

Ключевые слова: А.К. Гастев, научная организация труда, Центральный институт труда, Государственный университет управления.

Uliya Nadyochina A.K. GASTEV: SCIENTIFIC AND LITERARY

AND PUBLICISTIC ACTIVITY

Annotation. In article life, scientific and art creativity of one of prominent soviet scientists and public figures, the poet and the writer, the large expert in the field of management, the founder of the Central institute of labour who made a huge contribution to development of domestic science and practice of management are considered. The main scientific development and ideas of the scientist are shown.

Keywords: A.K. Gastev, scientific organization of work, Central institute of labour, State University of management.

Анатолий Капитонович Гастев прожил насыщенную и интересную жизнь. Он был ученым-практиком, крупным общественным деятелем, основателем и бессменным директором Центрального института труда (ЦИТ), разработчиком теории социальной инженерии. И вместе с тем талантливым поэтом и журналистом.

В 1938 г. А.К. Гастев был арестован, закрыто его «детище» Центральный институт труда. Одни крупные его достижения и поэтические произведения были забыты, выпали из научного и культурного оборота. А другие активно вошли в нашу жизнь, но мало кто помнил, что это наработки ЦИТ и его бессменного директора. Долгое время исследователи почти не обращались к жизни, творчеству или научному наследию Гастева. Лишь с началом активного развития управленческого образования в нашей стране его имя, равно как и имена других его соратников и оппонентов в области научной организации труда (НОТ), стали снова появляться в научной и учебной литературе. В 1983 г. в новосибирском журнале вышла статья «А.К. Гастев и наука о труде» . Её авторы верно заметили: «Творчество Гастева многогранно, оно охватывает сферы социологии, кибернетики, психологии, экономики, истории, педагогики, поэзии и др. Центральное место в нем принадлежит разработке научной организации труда» .

В конце 80-х - самом начале 90-х гг. прошлого столения в связи с перестроечными процессами в нашей стране Гастев и другие выдающиеся ученые в области управления и научной организации труда первых десятилетий Советской власти стали активно востребованы. Выяснилось, что их разработки не утратили своей научной и практической актуальности и могут вполне пригодиться для подъема экономики СССР, увеличения производительности труда, лучшей организации народно-хозяйственного комплекса. Однако политические процессы этого периода опять не дали воспользоваться богатым опытом советских «отцов НОТ»: СССР был разрушен.

© Ю.П. Надёхина, 2014

Начало построения рыночной экономики в России так называемые «молодые реформаторы» связывали вовсе не с наследием советских организаторов производства 20-30-х гг., а с теориями, пришедшими с Запада. Хотя, как отмечают отечественные исследователи, некоторые западные управленческие идеи есть не что иное, как заимствования из богатого наследия советских экономистов и специалистов в области НОТ указанного периода .

В конце ХХ - начале XXI столетия А.К. Гастев вместе с другими своими современниками прочно входит в учебную литературу по истории менеджмента. Его научное и литературное наследие, его жизнь становятся предметами изучения. Автор книги о Юрии Гастеве, философе, сыне Алексея Капитоновича, называет Гастева старшего «самородком», который понял, что для восстановления страны после революций и войн «надо что-то делать; отсюда и замысел «Центрального института труда» с главной идеей - «научной организацией труда» .

Несмотря на разную оценку исследователей, основной заслугой А.К. Гастева все признают становление и развитие НОТ в нашей стране. Его идеи, воплотившиеся в теории и на практике в Институте труда, возникли не случайно, они явились следствием долгих размышлений и упорной работы.

Алексей Капитонович Гастев родился в Суздале, в семье учителя и швеи. Окончив городское училище и технические курсы, он поступил в Московский учительский институт. Будучи студентом, в 1901 г. стал членом РСДРП. В 1902 г. его исключили из института за участие в уличной демонстрации. Позже Гастев был сослан, но из ссылки бежал за границу. Какое-то время жил в Париже, работал слесарем, учился в Высшей школе социальных наук.

В 1905 г. вернулся в Россию, работал в большевистских организациях. Затем опять последовали арест, ссылка и снова побег. На этот раз, А.К. Гастев в 1907-1910 гг. нелегально жил в Петербурге. Под чужой фамилией он работал в трамвайных парках, входил в правление профсоюза металлистов, печатал в журналах статьи и заметки о жизни рабочих. По мнению исследователей, именно в этот период Гастеву впервые удалось реализовать на практике возникшие ранее идеи об усовершенствовании организации труда: «С 1908 по 1910 г. он работает в Василеостровском трамвайном парке - слесарем, регистратором операций. Здесь он сталкивается с интересной попыткой организовать научную лабораторию, задача которой - внести элементы научной организации труда в ремонтные работы. Для Гастева работа в лаборатории, руководимой талантливым инженером Павлицким, явилась первой попыткой применить свои мысли и выкладки об организации труда на практике» .

С 1910 г. А. К. Гастев снова жил в Париже, работал на заводах, участвовал в синдикалистском движении, был секретарем клуба русских рабочих, входил в «Лигу пролетарской культуры», возглавляемую А.В. Луначарским, где читались и обсуждались литературные новинки, в том числе и произведения Гастева, который обладал поэтическим даром.

В эмиграции у Анатолия Капитоновича возникло много новых идей, легших в основу его теории НОТ. В частности, во Франции, он познакомился с автомобильными заводами, внедрившими у себя на практике теоритические разработки Ф. Тейлора. А.К. Гастев был против подобострастного отношения к «тейлоризму» и другим западным научным системам, но вместе с тем использовал их опыт для разработки собственной концепции.

В начале 1913 г. Алексей Капитонович вернулся в Петербург. Работая на машиностроительном заводе «Новый Айваз», он по-прежнему активно участвовал в революционном движении. Жизнь Выборгской стороны давала ему сюжеты для рассказов, стихотворений и миниатюр, которые он публиковал в «Правде» и других большевистских изданиях. А.К. Гастеву снова пришлось пережить арест и ссылку,

снова он вынужден был вплоть до революции перейти на нелегальное положение. Но ни на секунду он не бросал научную деятельность, постоянно совмещая ее с творчеством. Как верно заметил исследователь истории менеджмента А.И. Кравченко: «Основные линии судьбы Гастева поэтическое творчество, революционная деятельность, производственный стаж рабочего и организационно-инженерные программы, - по всей видимости, шли рука об руку, параллельно. Пересекаясь, но не мешая друг другу» .

Некоторое время после революции 1917 г., А. К. Гастев был занят на профсоюзной и научной работе, хотя у него уже созрела идея о создании специального института труда. В 1920 г. он обратился с этим замыслом в ВЦСПС и вскоре был назначен руководителем вновь созданного Центрального института труда. Эта идея также была одобрена руководителем государства В.И. Лениным. Он сам был сторонником научной организации труда, серьезно анализировал систему Тейлора с точки зрения научного прогресса, классовых отношений, политики и экономики. Ему хотелось использовать НОТ для быстрейшего восстановления и развития народного хозяйства Советской России. В июне 1921 г. В.И. Ленин писал заместителю наркома финансов: «Хочется мне помочь товарищу Гастеву, заведующему Институтом труда... Такое учреждение мы все-таки, и при трудном положении, поддержать должны» .

ЦИТ очень быстро стал ведущим российским исследовательским, рационализаторским, учебным и практическим центром в области научной организации труда и управления. Структура и функции института были очень разнообразны: в педагогической лаборатории разрабатывались методики быстрого обучения рабочих и управленцев; в технической лаборатории занимались усовершенствованием имеющихся и изобретением новых орудий труда, приспособлений, средств производства.

Особое место занимала социально-инженерная лаборатория, ставшая ядром консультационного отдела ЦИТ. Сотрудники этого отдела создавали опытные станции на различных предприятиях и учреждениях по всей стране. Первая из них была организована в 1921 г. при заводе «Электросила». Позже, опытные станции ЦИТа были созданы при политическом управлении реввоенсовета, при Главном универсальном магазине (ГУМе), даже в местах заключения, где имелись производства или осуществлялась какая-либо трудовая деятельность . Это видно не только из сводок периодических изданий ЦИТ, но и по обзорам ведущих газет и журналов того времени. Подобные станции занимались исследованием техники административно-хозяйственного аппарата, системы работ учреждения и его составных частей; выяснением изменений, которые могут повысить продуктивность работы аппарата; установлением кратчайших административно-хозяйственных действий и распоряжений; участием в практическом проведении в жизнь выработанных мероприятий и др.

НОТ, как полагал Гастев, - это научно организованная рационализация, основанная на строго учтенном опыте, «требующая постоянного исследования производственных и трудовых процессов» . Под руководством А.К. Гастева в ЦИТ была создана особая научная школа. Вместе с ним в институте работали Л.И. Брагинский, К. Кекчеев, М. Пиолунковский, В. О. Перцов, С.И. Маст, Н.А. Бернштейн, С.Г. Струмилин, Н.М. Бахрах и многие другие. В деятельности цитовцев обращает на себя внимание масштабность в постановке вопросов труда. Научная школа Гастева не сводила их только к повышению производительности, улучшению качества, снижению себестоимости и т. д. Гастевцы сформулировали оригинальную, не имевшую в мире аналогов идею социальной инженерии. Авторы концепции ставили во главу угла человеческий фактор. Социально-инженерный подход

предполагает четкое, синхронное, взаимосогласованное функционирование техники и человека, напоминающее работу безупречно отлаженного механизма.

Главным аргументом в правильности взглядов Гастева служат реальные достижения в усовершенствовании методики труда и управления. В 1931 г. на первой полосе газеты «За индустриализацию» была опубликована следующая заметка: «Отдельные положительные примеры доказывают, как много, какой огромный производственный эффект может дать привлечение науки к разрешению практических вопросов труда. Это доказывает хотя бы работа ЦИТа во главе с Гастевым и его соратниками. Разработанный ЦИТом метод кладки кирпича, например, оказался при недавней конкурсной проверке его, лучшим из всех методов, известных у нас и за границей!» . И это только один из характерных примеров.

Деятельность А.К. Гастева на посту директора Института труда не ограничивалась только руководством, он активно занимался научной и просветительской деятельностью. Он неизменно выступал с докладами на конференциях и собраниях различного уровня . Кроме того, он являлся редактором и автором материалов для журналов «Бюллетень ЦИТ» и «Организация труда».

А ещё он не переставал заниматься поэтическим творчеством. В 1918 г. А.К. Гастев получил письмо от руководителя Петроградского пролеткульта П.К. Бессалько: «Дорогой Алексей! На днях я сдаю в печать сборник рабочей прозы и поэзии. Ты обещал прислать для этого сборника свое произведение. Пожалуйста, поторопись с присылкой. Книжка получится славная. Есть славные поэты, даже очень. Нам не будет стыдно...» . Чуть позже, в отчете Петроградского пролеткульта Бессалько писал: «Первоисточником или основой нашей культуры приходится признать литературу. Литературный отдел Пролеткульта употребил все усилия на объединения рабочих писателей. Первая книжка изданная нами это - Поэзия рабочего удара - А. Гастева. Литературный отдел вправе был гордиться этой книгой, ибо для русской литературы это был новый мир, неведомый, сильный всепобеждающий. Книга Гастева мощный гимн труда, коллектива и стали» .

По воспоминаниям советского литературоведа В. О. Перцова: «Гастев был поэт во всем, что бы он ни делал, поэт по самому строю своей личности. Однако стихи он писал по большей части тогда, когда ничего другого делать ему не оставалось, - в тюрьме, когда для его энергии не было другого выхода» . Виктор Осипович считал, что в 1918-1919 гг. А.К. Гастев «уже расставался с поэзией и немного стыдился своей литературной славы» .

Алексей Капитонович не оставил об этом своих воспоминаний, но очевидно, что на протяжении всей своей жизни он продолжал заниматься литературой и публицистикой. Косвенным подтверждением этому служит тот факт, что составители биографического словаря русских писателей включили в первый том статью об Алексее Капитоновиче: «Произведения Гастева написаны в основном ритмичной прозой, в них воспевается поэзия созидателей труда, достижения технической мысли.» .

По воспоминаниям одного из «цитовцев» Е.А. Петрова: «Гастев был совсем не похож на тот схематический портрет бесстрастного фанатика организации, стандартизации, «унификации», который легко может возникнуть при первом чтении некоторых его (особенно ранних) работ. он никогда не переставал быть поэтом, художником» .

Действительно, практически все статьи, очерки Алексея Капитоновича проникнуты поэзией. Даже к написанию некролога он подходил творчески: «Умер один из тех, кто может быть назван цветом русского инженерства. Работал на лучших заводах, в крупнейших трестах, в лучших вузах, в союзе металлистов, в ЦИТе. Работал.

Радовался. Страдал. Сгорел. Лучшие соки своей души отдал борьбе за работу, за ее культуру, за ее победу. Пусть же будет крепка память о нем у всех, кто бьется за дело организации труда» . Такими словами директор Центрального института труда простился с его сотрудником А. Л. Фестом.

Таким образом, творческое наследие А.К. Гастева заключается не только в стихах, опубликованных в сборниках «Поэзия рабочего удара», «Романтика» и др., но и в его публицистических работах.

В литературной и публицистической деятельности А.К. Гастев получил признание и не имел открытых завистников. В отличие от этого его научные взгляды подвергались резкой критике со стороны ведущих советских теоретиков НОТ: О.А. Ерманского, П.М. Керженцева, И.М. Бурдянского и др. Кроме того, Гастев, да и вся работа ЦИТа постоянно находились под административным прессингом, который заглушал многие творческие инициативы Института труда. Это очень точно отметил в своей работе А.И. Кравченко: «В своем приказе от 31 января 1936 г. нарком тяжелой промышленности С. Орджоникидзе обязал ЦИТ быть «учреждением по обслуживанию стахановского движения». Вроде бы никто не запрещает цитовцам заниматься своей темой. Но акценты и приоритеты расставлены совершенно ясно. Гастев еще как-то пытается подвести научную основу под то, что таковым по своей природе не является и являться не может. Многократное перевыполнение норм выработки. достигалось, прежде всего, за счет огромного перенапряжения сил, резкого повышения интенсивности труда. Но никак не за счет улучшения организации труда. Ибо это дело крайне постепенное, учил Гастев, глубоко запланированное» .

Во второй половине 30-х гг. ЦИТ полностью утратил свои позиции, да и наука о труде более не была востребована. В 1938 г. Алексея Капитоновича арестовывают и дальнейшая его судьба неизвестна.

А. К. Гастев был поистине выдающейся личностью с ярко выраженной индивидуальностью. Он искренне верил, что значительные достижения в науке об управлении возможны именно в нашей «девственной» стране. Безусловно, его взгляды, теоретические разработки, практические рекомендации оставили яркий след в развитии НОТ, управленческой мысли, в становлении науки управления не только в России, но и за рубежом.

Библиография основных работ А.К. Гастева

1. Индустриальный мир. - Харьков, 1919.

2. Наши задачи. - М., 1921.

3. Восстание культуры. - Харьков, 1923.

4. Профессиональные союзы и организация труда. - Л., 1924.

5. Новая культурная установка. - М., 1924.

6. Установка производства методом ЦИТа. - М.: Госиздат, 1927.

7. Нормирование и организация труда. - М.: Изд-во ВЦСПС, 1927.

8. Методологические предпосылки разработки, обоснования и классификации стандартов. - М.: Стандартгиз, 1933.

9. Поэзия рабочего удара. - М.: Художественная литература, 1971.

10. Как надо работать. - М.: Экономика, 1972.

11. Трудовые установки. - М.: Экономика, 1973.

Литература

1. Бедрий Д.А. и др. А.К. Гастев и наука о труде // ЭКО. 1983. № 6(108).

2. Бирюков Б.В. Трудные времена философии. Юрий Алексеевич Гастев: Философско-логические работы и «диссидентская» деятельность. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

3. Бюллетень ЦИТ. 1923. № 8.

4. За индустриализацию. 1931. № 100(2815).

5. Кравченко А.И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А. Гастев.

СПб.: РХГИ, 1998.

6. Ленин В И. Письмо А О. Альскому 3.У1.1921 // Полн. собр. соч. Т 52. - М.: Издательство политической литературы, 1980.

7. Организация труда. 1921. № 1.

8. Организация труда. 1924. № 2-3.

9. Отдел рукописей РГБ Ф. ГАИС/11. К. 1. Ед.хр.41 Письмо Гастеву А.К. от Бессалько П К. от 12.09.1918; Ед.хр.36-37, Л. 9.

10. Перцов В. Современники. Избранные литературно-критические статьи. Т.1.

М.: Художественная литература, 1980.

11. Петров Е. А. Несколько лирических замечаний об Алексее Капитоновиче Гастеве // Трудовые установки. - М.: Экономика, 1973.

12. Русские писатели. 1800 - 1917: Биографический словарь / П.А. Николаев и др. Т.1. - М., 1989.

13. Советская управленческая мысль 20-х годов. Краткий именной справочник.

М.: «Экономика», 1990.

Алексей Капитонович Гастев (1882-1939) в 1920-е и 30-е годы возглавлял Центральный институт труда. Он являлся, пожалуй, самым известным советским специалистом в области научной организации труда (НОТ). Опираясь на опыт Ф. Тейлора, и Г. Форда (с которым, кстати, находился в переписке), Гастев разработал свои принципы, основал свою школу НОТ. Если для западных специалистов НОТ обслуживала в основном задачу повышения прибыли организации через повышение производительности труда и снижение себестоимости продукции, то для социалистической экономики идея «потогонности» в чистом виде была чуждой. Гастев и его коллеги по ЦИТ обращали большое внимание на гуманитарные аспекты работы рабочего.

Концепции Тейлора и Форда строились вокруг цеховой организации труда: конвейер, хронометраж, дифференциальная оплата труда, максимальное разделение труда, избавление от ненужных пауз и т.д. Все эти идеи воплощались и в социалистическом производстве. Однако Гастев к этому добавил работу с личностью рабочего. Этот рабочий по-прежнему должен действовать в рамках определенных стандартов, однако внутри них он может и должен проявлять творчество, также следует побуждать его выступать с идеями реформирования трудовых операций.

Большое значение Гастев уделял физиологическим особенностям рабочего – тому, что в последующем будет называться эргономикой.

Гастев сформулировал ряд принципов организации собственной работы, адресатом которых стали сами рабочие. Эти принципы и сегодня можно смело применять на любом производстве.

1. Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать, продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работ продумать досконально.

2. Не браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы.

3. На рабочем месте (станок, верстак, стол, пол, земля) не должно быть ничего лишнего, чтобы попусту не тыкаться, не суетиться и не искать нужного среди ненужного.

4. Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном, по возможности раз навсегда установленном порядке, чтобы можно все это находить наобум.

5. За работу никогда не надо браться круто, сразу, не срываться с места, а входить в работу исподволь. Голова и тело сами разойдутся и заработают; а если приняться сразу, то скоро и себя, как говорится, зарежешь, и работу "запорешь". После крутого начального порыва работник скоро сдает: и сам будет испытывать усталость, и работу будет портить.

6. По ходу работы иногда надо усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить что-нибудь из ряда вон выходящее, или чтобы взять что-нибудь сообща, артельно. В таких случаях не надо сразу налегать, а сначала приладиться, надо все тело и ум настроить, надо, так сказать, зарядиться; дальше надо слегка испробовать, нащупать потребную силу и уже после этого приналечь.

7. Работать надо как можно ровнее, чтобы не было прилива и отлива; работа сгоряча, приступами портит и человека и работу.

8. Посадка тела при работе должна быть такая, чтобы и удобно было работать, и в то же время не тратились бы силы на совершенно ненужное держание тела на ногах. По возможности надо работать сидя. Если сидеть нельзя, ноги надо держать расставленными; чтобы выставленная вперед или в сторону нога не срывалась с места, надо устроить укрепу.

9. Во время работы надо обязательно отдыхать. В тяжелой работе надо чаще отдыхать и по возможности сидеть, в легкой работе отдыхи редкие, но равномерные.

10. Во время самой работы не надо есть, пить чай, пить в крайнем случае только для утоления жажды; не надо и курить, лучше курить в рабочие перерывы, чем во время самой работы.

11. Если работа не идет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв, одуматься и применять снова опять-таки тихо; даже нарочно замедлять, чтобы выдержать.

12. Во время самой работы, особенно когда дело не идет, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место, уложить старательно инструмент и материал, смести сор и снова приняться за работу и опять-таки исподволь, но ровно.

13. Не надо в работе отрываться для другого дела, кроме необходимого в самой работе.

14. Есть очень дурная привычка после удачного выполнения работы сейчас же ее показать; вот тут обязательно надо "вытерпеть", так сказать, привыкнуть к успеху, смять свое удовлетворение, сделать его внутренним, а то в другой раз в случае неудачи получится "отравление" воли, и работа опротивеет.

После Октябрьской революции 1917 года в хозяйственной системе и управлении Советской России наступили качественно новые времена – несмотря на послевоенную разруху, голод, гражданскую войну, в стране зарождалось новое общество, совершенно иной уклад экономики, идеологии, культурного строительства. Государству рабочих и крестьян требовались невиданные ранее подходы в управлении и организации труда, чтобы достигнуть грандиозных целей, поставленных коммунистическим руководством – из отсталой аграрной страны с преобладающим крестьянским населением сделать передовую державу, реализовать инновационный план ГОЭЛРО, программу индустриализации и создания массы новых крупных предприятий, преобразования сельского хозяйства, развития пролетарской науки, искусства, творчества.

Сейчас, спустя столетие с тех приснопамятных дней (когда реформы с 2000-х гг. в РФ продвигаются с большими пробуксовками), остаётся только удивляться, — как эти, казалось бы, совершенно утопические идеи были быстро и решительно реализованы в СССР. И это при том, что по меньшей мере пятая часть населения дореволюционной России не умела бегло читать и писать, а вместо своей фамилии в документах ставила крестики. Но именно эти люди, ведомые вперёд партийными и промышленными менеджерами, создали к началу Великой Отечественной войны мощную промышленную базу и целые отрасли народного хозяйства, которых в стране ранее просто не было – авиастроение, шинное производство, производство средств связи, светотехники и многого другого. Всё это происходило в условиях санкций и блокады СССР странами Запада, когда в мире бушевал самый тяжёлый за всю историю экономический и финансовый кризис – Великая депрессия 1929-1933 гг.

Скромно оплачиваемые и во многом нуждающиеся советские рабочие показывали в 1920-х и 1930-х годах чудеса трудового энтузиазма, изобретательства и рационализации, в ходу было движение передовиков производства (стахановцев). Как это было достигнуто – не слишком хорошо понимали западные теоретики менеджмента, которые, однако, не забыли приписать себе создание управленческой школы человеческих отношений . Сейчас, когда читаешь о Хоторнском эксперименте, который якобы и сформировал данную школу, становится смешно и грустно, — в первую очередь оттого, что мы, россияне, не очень бережно храним память о собственных достижениях, об отечественных гуру менеджмента, которые и были истинными зачинателями учения о рабочем-творце, являющемся ядром трудового коллектива и от которого, в конечном счёте, зависит качество продукции, наличие или отсутствие брака, изобретательство, рационализация, творческое отношение к повседневной трудовой деятельности и учёбе.

Я — носитель беспощадного резца познания.
А.К. Гастев. Моя жизнь. В сб.: «Поэзия рабочего удара». 1918.

Необычайно яркой по таланту и разносторонности дарований фигурой, которую следует рассмотреть отдельно, является Алексей Капитонович Гастев (1882-1939), российский профессиональный революционер, писатель, поэт, теоретик научной организации труда (НОТ), создатель стройной системы корпоративного консультирования и обучения под эгидой АО «Установка».

Когда стране потребовалась новая управленческая и организаторская мысль, способная выполнить грандиозные задачи преобразования экономики и общества, руководителями СССР был создан Центральный институт труда (ЦИТ), призванный опережающими темпами развивать управленческую науку, решать огромный пласт практических, образовательных, научных, пропагандистских и организационных задач. ЦИТ был создан в 1921 году и возглавил его А.К. Гастев.

Алексей Капитонович хорошо знал о достижениях школы научного управления в США, активно переписывался с одним из её основоположников – Но простое копирование американских подходов Гастев считал неуместным и неприемлемым для СССР, где рабочий занимал центральное место в творческом и управленческом процессе. Разделение труда, которое описал ещё Адам Смит на примере булавочной мануфактуры в 1776 году, Гастев принимал как инструмент. Однако превращение рабочего в придаток конвейера, «винтик», который монотонно выполняет одну и ту же трудовую операцию, он считал «потогонной системой», трудом неинтересным и нетворческим. Гастев проводил в жизнь иной принцип, получивший впоследствии наименование «узкой базы». В частности, Гастев признавая важность правильной организации рабочего места каждого сотрудника, провозглашал идею, что любой верстак, станок или мастерская – это мини-завод, на котором хозяином является сам рабочий. Его основная задача – так организовать рабочее место, чтобы его возможности использовались максимально и практически в автоматическом режиме (все инструменты находятся на своём месте (см. рис. ниже). Движения рабочего должны быть выверенными, экономичными и даже эстетичными (в то время была даже популярны идея «трудовых танцев», где трудовые движения типа пиления или загребания лопатой угля были чётко выраженными и проделывались с большим чувством – в основном, на праздниках и демонстрациях трудящихся).

Несмотря на простоту предлагаемых правил, они сыграли свою немалую роль в подготовке новой генерации рабочего класса, в формировании определённых производственных навыков, привычек и культуры. Выдержки из рекомендаций Гастева печатались в центральной и заводской прессе, приводились в «Листках НОТ», памятках и наставлениях.

Вторым важнейшим направлением работы А.К. Гастева и сотрудников ЦИТа стала подготовка кадров и управленческий консалтинг. Как мы уже отмечали выше, стремительно растущему производственному сектору страны требовались квалифицированные работники – станочники, монтажники, каменщики, нормировщики, организаторы новых производств, специалисты по механизации и повышению эффективности производственных процессов.

Функцию центра подготовки кадров для многих отраслей народного хозяйства СССР взял на себя ЦИТ. А.К. Гастеву удалось создать великолепный консалтинговый и образовательный центр, который работал на хозрасчётной основе и имел свои представительства на местах. В плане организационно правовом Центр подготовки кадров был оформлен как акционерное общество «Установка», которое готовило три типа сотрудников:

— квалифицированных рабочих для новой индустрии:

— нормировщиков, учётчиков и специалистов отделов технического контроля;

— инструкторов по научной организации труда, которые становились проводниками опыта ЦИТа, организационно-управленческой и внедренческой силой на советских предприятиях.

Несмотря на то, что подготовка всех видов сотрудников была для предприятий платной, через АО «Установка» прошли тысячи сотрудников всех типов – всего более 500 тысяч рабочих и служащих по 200 профессий, по которым ЦИТ проводил обучение. Только инструкторов НОТ было подготовлено более 20 тысяч, которые работали в 1700 учебных пунктов – в том числе в цехах, мастерских и даже в военных частях (в первую очередь, в авиации). Причём кадры для производства готовились быстро — в течение нескольких месяцев, так как Гастев считал, что чрезмерное затягивание сроков обучения нецелесообразно и даже вредно . Считалось, что следовало сочетать учёбу с практической отработкой навыков — по типу современных тренингов; желательно в присутствии наставника. Так формировались основы для ФЗУ — фабрично-заводского ученичества.

Нельзя оставить в стороне и такое важнейшее направление работы ЦИТа под руководством Гастева, как разработка теории управленческих процессов. Идеи А.А. Богданова в части «организационного управления» легли здесь на благодатную почву. В теории были выработаны комбинации управленческих технологий, составлявших костяк готового предприятия. Руководителям министерств и регионов, которым поручалось построить новые фабрики и заводы, не надо было ломать голову над тем, сколько и каких сотрудников надо было принимать на работу – всё это уже закладывалось в проектно-сметной документации.

Особенно это было интересно подготовлено и оформлено в рамках обеспечения финансовой отчётности, работы бухгалтерий, использования счётно-решающих устройств. Именно они должны были внести свою лепту в повышение производительности труда и облегчение работы органов Госплана. Но об этом мы поговорим ниже, при обсуждении работы Харьковского института труда (ХИТ).