Специальность "Почвоведение" (бакалавриат). Профессия почвовед Профессиональные навыки и знания

Сегодня перед сотнями тысяч вчерашних школьников встает вопрос: куда идти учиться дальше? Кто-то уже давно знает ответ, а кто-то до сих пор выбирает и сомневается.

Биологический факультет, географический, химический - здесь большинству выпускников все понятно. Но почвоведение не изучают в школах, поэтому немногие знают, что скрывается за этим названием. А скрывается многое: от изучения химических процессов и микробных сообществ в почвах до глобальных экологических проблем и вопросов государственного кадастрового учета.

Чтобы отсечь все сомнения и помочь с выбором, факультет почвоведения начинает публикацию серии отзывов своих студентов и выпускников.

Раздел регулярно обновляется. Если Вы хотите, чтобы и Ваш отзыв был опубликован здесь, присылайте его отв. секретарю приемной комиссии Позднякову Л.А. на адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

За эти 4 года было всякое: веселое и грустное, легкое и тяжелое, вкусное и не очень. Однако, могу сказать, что это время прошло не зря. Образование, которое дает наш факультет можно считать уникальным, в том плане, что редко где можно встретить такой широкий спектр дисциплин под руководством научной элиты. Конечно, не все пройденное было полезно, но это сугубо дело каждого. В любом случае от информации остался отпечаток. Но дело даже не в предметах, не в том, что лучший ВУЗ страны, не в авторитете и рейтингах. МГУ учит быть самостоятельным. МГУ сбивает спесь с "умников" и подает руку помощи сознательным. Университет начинает сортировать с момента дополнительных вступительных испытаний и до самого последнего этапа обучения. Это то самое "бутылочное горлышко", которое отбирает самых приспособленных, самых стойких и уверенных. И это - ценно. Ну а пока первый этап пройден, что же нас ждет - "море хранит молчанье". И из этого моря мы рано или поздно выйдем на сушу.

Чекин М.Р., выпускник 2017, каф. биологии почв

Обучение на факультете - сказка, если это действительно призвание всей твоей жизни, и ты с детства бегал за жуками, пытался сажать лимоны и рисовал карты сокровищ. Нас учили всему! И почти все, что дал мне факультет, я уже успела использовать в своей жизни. Для примера, в рамках курса геодезии на практике первого курса нас учили пользоваться теодолитами, и следующим же летом мне предоставилась возможность продемонстрировать эти навыки на даче при строительстве дома. Все были в восторге и приятном шоке! А я была горда собой и в очередной раз осознала, что вот оно - то самое, что мне интересно, и оттого у меня все получается.

А кроме знаний факультет дает широчайший кругозор. Ну когда еще в жизни проведешь месяц в палатках и доедешь до Волгограда, заехав на соленое озеро Баскунчак!? Зоналка - лучшее воспоминание студенческой поры. Помимо воспоминаний и знаний на факультете люди обычно заводят хороших друзей на всю свою жизнь. Во-первых, потому что у вас схожие интересы, а во-вторых, потому что выездные практики очень здорово сближают тебя со своими однокурсниками.

Четыре года пролетели как один день, и вот уже мы все в преддипломных хлопотах и мечтах о будущем. Летом откроются двери факультета для того, чтобы выпустить нас в большой мир, полный возможностей, а кому-то факультет даст немного погулять, а в сентябре снова будет ждать в гости.

Преподаватели и однокурсники стали второй семьей, а здание факультета - вторым домом, и все это останется с нами навсегда! Не хватит слов, чтобы описать свою благодарность и оказать почтение всем, кто является частью факультета почвоведения! В моем сердце останется каждый преподаватель, потому что благодаря им всем мы стали взрослее, умнее, внимательнее и добрее.

На этом все, желаю счастья и удачи всем, кто прочитал мой рассказ. Будущим студентам желаю сделать правильный выбор, успешно сдать экзамены и поступить на факультет своей мечты. Мы смогли - и вы тоже сможете!

Ульянова А., будущая выпускница 2016 года, кафедра общего почвоведения, направление почвоведение

Еще вчера знала, что напишу про МГУ. Но не думала, о чем именно.

Вечером подошла к лифту в ДАСе, когда его дверь уже закрывалась. Внутри был молодой человек, разговаривающий по телефону. Он увидел меня и нажал на кнопку задержки лифта. Очень мило, спасибо)

Уже из контекста телефонного разговора стало понятно, что он отучился 4 года и планирует поступать в магистратуру. Краткий перебор вариантов свелся к очевидному: "Я не хочу в эти шараги. Я принял решение поступить сюда и сделаю это..."

"Я решил, я сделаю это, я смогу".

Еще одно место, где я чаcто слышу эти слова - именно окружение студентов МГУ. Я не хочу сказать, что другие хуже. Просто здесь каждый первый такой.

МГУ хорош. Не образованием или оборудованием, а людьми. Я четыре года проучилась на самом дружном факультете бок о бок с лучшими студентами. Мы выпустились экологами - настоящими специалистами широкого профиля - умеющими все, даже прогать на С++.

Мы вместе готовились к сессии бессонными ночами, а потом тусили. Ходили по полям, лесам и болотам. Копали почвенные разрезы, изучали климатологию, собирали гербарий... А ночами опять тусили.

Мы делили шоколадку на 100500 частей, спали семером в четырехместной палатке и обходились одним ведром воды вместо душа.

И все это могло бы звучать ужасно, если бы не эти люди на фото.
Лучшие.

Ахтямова Р.Р., выпускница 2017, каф. географии почв

Расскажу свою историю.

На момент получения студенческого билета факультета почвоведения, в приемную комиссию которого я попала по велению судьбы, я мало представляла, чему же будет посвящено мое время. Могу сказать точно, что ясное представление о деятельности факультета и что же там изучается знают только «потомственные» почвоведы (обычно на курсе таких 3-7 человек). Всем же остальным это раскрывается со временем. На самом деле, есть в этом какая-то романтика: интересно изучать то, о чем другие люди, даже не задумываются. И я не говорю сейчас о всем разнообразии почв, которые существуют на нашей планете, нет, я говорю о возможности полета воображения. Всё, абсолютно всё изучается на факультете почвоведения.

Я не буду перечислять предметы (приемная комиссия всегда с радостью покажет ), но заверяю вас, здесь никому не будет скучно. Первые курса 2 учебная программа не особо сильно отличается между кафедрами, но со временем, вам по своим интересам нужно будет сделать ответственный выбор. Преподаватели идут на встречу практически каждой идее своего студента. Вот, например, мой диплом отчасти был посвящен изучению радиоактивности в моем родном крае, и для меня это было не только очень интересно, но и крайне познавательно.

А сейчас я работаю в известном аналитическом центре в Секторе контроля реагентов и радиометрии. Очень многие знания, полученные мною на кафедре радиоэкологии и экотоксикологии, позволяют мне чувствовать себя специалистом в этой области. Работа мне очень нравится. За время работы я уже прошла стажировку, побывала в командировках, подготовила несколько докладов и выступила с ними на конференциях и на всероссийских семинарах.

Большинство серьезных компаний берут на работу сотрудников с опытом работы. Однако, как выпускницу МГУ имени М.В.Ломоносова, специалиста в области радиоэкологии и экотоксикологии меня приняли на работу сразу, правда, после долгого и серьезного собеседования. По своему опыту работы в аналитическом центре я узнала, что при устройстве на работу молодого специалиста и при продвижении по служебной лестнице большое значение имеет производственная практика во время учебы как с точки зрения приобретения профессиональных навыком, так и в формальном отношении. Мы, выпускники факультета почвоведения, проходили практику неоднократно в течение нескольких недель, и это отмечено в нашем дипломе. Факультет почвоведения со своими обширными кафедрами и многочисленными общими и специальными курсами дает фундаментальные знания практически во всех областях почвоведения и экологии, что позволяет выпускникам найти рано или поздно именно ту работу, которая их удовлетворяет. Как хорошо известно, кто ищет, тот всегда находит. А порой, бывает и так, что работа сама находит вас.

За 5 лет обучения на факультете почвоведения я могу точно сказать, что все эти года я буду вспоминать на протяжении всей жизни. Никогда не забудутся полевые практики, все эмоции, открытия и переживания, а самое главное, бесценный жизненный опыт, который мы обретали вместе и который останется с нами навсегда.

Если вы любите приключения, познавать мир вокруг себя, а главное - учиться, факультет почвоведения несомненно вас заинтересует. Дерзайте! И, главное, найдите себя в этой жизни.

Тихонова М.О., выпускница 2014, каф. радиоэкологии и экотоксикологии, отделение экологии

Кафедра радиоэкологии относительно не большая, поэтому там царит дружественная атмосфера. Учеба на кафедре, несмотря на большую нагрузку, давалась легко, процесс обучения был интересным. Знания, полученные на спецкурсах, имеют практическое применение в процессе дальнейшей трудовой деятельности.

После окончания университета я устроился инженером-экологом по направлению инженерно-экологических изысканий. Огромным преимуществом при приеме на работу являлось то, что я понимал, чем мне предстоит заниматься и как выполнять поставленные задачи, за что огромное спасибо преподавателям кафедры!

Hello всем сомневающимся и сопереживающим!

Я выпускница 2015 года, отделения экологии, кафедры химии почв. На данный момент обучаюсь в магистратуре в Японии (занимаюсь анализом геологических процессов). Во время 3-его курса год училась по обмену в Токио, занималась изучением процессов в атмосфере. Факультет почвоведения дает вам огромный выбор областей для исследования, как вы уже наверное заметили из моего описания. И что главное-вы можете в них разбираться. Strongly recommend ;)

Про обучение

Это весело. Весело и интересно. Мне бы этого было достаточно, но как вам - не знаю, так что подробнее

У вас будет множество (но не так чтобы прям не продохнуть) курсов, в том числе и на других факультетах МГУ. Так что это несомненный плюс. Дисциплины будут и биологические, и химические, и экономические, и физические... в общем, вам скорее всего что-то точно придется по душе.

Студентов меньше, чем на других факультетах, так что профессора - все ваши, так сказать. Помочь-объяснить всегда пожалуйста.

Про студенческую жизнь

У вас будут практики (едешь на природу, занимаешься наукой, общаешься итп) и это тоже весело. Вообще учиться довольно интересно мне кажется, если совмещать приятное с полезным, но правильный баланс у вас получится найти только став студентом.

Так как вы сможете ориентироваться в большом количестве областей, какая-то вам скорее всего придется по душе и у вас будет довольно много свободного времени, по сравнению с другими факультетами, поэтому настоятельно советую не забывать и о саморазвитии. Очень большой шанс, что вы станете успешнее других, поняв это раньше. Так что факультет почвоведения дает вам все для успешного старта в жизни, куда-бы вы не решили приложить свои усилия.

Факультет и университет сыграли огромную роль в моей жизни, но не стоит полагаться только на них. Ваша судьба в ваших руках, шевелитесь и будет вам счастье!

Миндалева Д., выпускница 2015, каф. химии почв, отделение экологии и природопользования

Знаете ли Вы, что изучать биологию в Московском университете можно не только на Биофаке? Кафедра Биологии почв факультета Почвоведения готовит сильных специалистов, занимающих ведущие позиции, как в микробиологии, так и в смежных областях - генетике, гидробиологии, экологии, медицине, биотехнологии, пищевой промышленности, криминалистике и многих других сферах деятельности.

Со времени основания кафедру окончило более 600 студентов, половина из которых стала кандидатами наук, а сорок - и докторами.

Факультет почвоведения — дверь в новый мир

1. «Закономерная случайность»

Кажется, ещё вчера я отлично закончила школу, при этом совершенно не имея представления, чем же заниматься в будущем. Да, хотелось чего-то интересного, естественнонаучного, «связанного с биологией». Была мысль про биофак, однако дико пугала необходимость там «препарировать лягушек», поэтому после окончания школы никакой определённой «нацеленности» и желания поступить куда-либо конкретно не было. Было желание заниматься какой-нибудь интересной наукой.

Просматривая варианты, куда можно пойти с моей любимой биологией, наткнулась на почвоведение, на тот момент казавшееся для меня чем-то не очень понятным. «Слушай, пап, как ты думаешь, например, на факультете почвоведения — интересно?». — «Надо подумать, я же физик, далёк от этого... Но, похоже, там можно решать много важных интересных вопросов, например, как разные почвы можно улучшить, сделать более плодородными… Я бы занялся.» Решила поступить: МГУ, биологическая наука, а чем-то заинтересовать себя у меня обычно получалось очень быстро.

2. «Ощущения от процесса»

Первый курс был самым трудным: непривычные тогда для меня университетские нагрузки, огромное количество новых сложных предметов, постоянно выплывающие школьные пробелы в основных дисциплинах: химии, математике, географии… Целостный образ почвенной системы тогда вырисовывался ещё с трудом. Очень необычные для меня по формату и крайне интересные летние практики после первого курса помогли «почувствовать» наш предмет и его «окружение»: растительность, геология и геоморфология действительно определяют направление почвообразования и «облик» почвы. Но окончательно на зональные и локальные закономерности почвообразования глаза открылись ближе к концу второго курса после предмета «география почв». Это непередаваемое чувство, когда ты осознаёшь, где на Земле какие почвы, почему они именно такие, когда можешь предугадать как будет выглядеть почва в конкретном месте…

Самым интересным в почвоведении мне показались вопросы генезиса и эволюции почв (по каким законам почвы формируются и развиваются, что может повлиять на формирование конкретного типа почв, что может изменить ход почвообразования…). Выбор научного руководителя и дальнейшие исследования последовали в данном направлении. Благодаря кафедре географии почв и научному руководителю мне посчастливилось участвовать в экспедициях по изучению почв Ново-Иерусалимского монастыря, по изучению внутренней и пространственной организации текстурно-дифференцированных дерново-подзолистых почв, по изучению горных почв Алтая. Экспедиции - это всегда море новых знаний, эмоций и впечатлений.

3. «Что главное в науке?»

В настоящий момент я детально изучаю многослойные карбонатные натёки на скелетных фракциях в алтайских криоаридных почвах: каждый микрослой в этих натёках имеет свою внутреннюю организацию, соответственно каждый из них образовывался под действием разных процессов и условий. В итоге можно реконструировать характер изменений природной среды в изучаемом регионе. Факультет сотрудничает со многими научными организациями. Моя работа сейчас является одним из направлений исследований лаборатории географии и эволюции почв Института Географии РАН по экстремальному почвообразованию, поддерживается грантами РНФ и РФФИ. Уверена, что в любом другом направлении, которым занимаются на факультете, также можно найти для себя интересную тему и заниматься тем, что приносит тебе удовольствие — это самое главное для успешной научной работы.

4. «Новые очки»

Наши преподаватели - замечательные, интересные люди. На лекциях каждый раскрывал для нас наш предмет (почву) под новым углом зрения. Нередко на занятиях возникало чувство кайфа от осознания общих глобальных закономерностей и гениально-логичных, ранее неизвестных мне, особенностей строения или функционирования почвы и всего, что нас окружает. Благодаря факультетским курсам и обязательным дисциплинам, читаемым на других факультетах МГУ, мы получили целостную научную картину мира.

5. Необходимость почвоведения

Понимание функционирования почв в перспективе даёт возможность ими «управлять»: прогнозировать все возможные изменения под действием определённых факторов, направлять развитие их свойств в необходимое нам русло. Это может быть ключом к решению проблем плодородия и продовольствия в регионах нашей планеты. Тот факт, что 2015 год назначен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом почв, говорит о том, что люди, далёкие от почвоведения, также начинают осознавать, насколько сейчас почвы незаменимо важны для человечества: их изучение, охрана, улучшение, рациональное использование.

С уверенностью можно заключить, что почвоведение - необходимая, очень интересная и многогранная наука, где каждый может выбрать себе область по душе, заниматься решением актуальных вопросов и далее с успехом пойти в прикладную или научную сферу.

Конопляникова Ю., выпускница 2015, каф. географии почв, отделение почвоведения

Абитуриентов, увлекающихся химией и экологией, обязательно заинтересует информация о трудоустройстве своих выпускников, которую собирает кафедра химии почв:

Сейчас доступна информация о выпускниках 2007-2015 годов. Раздел регулярно обновляется.

А кем бы хотели стать Вы?

Сегодня я - выпускница Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова. А всего лишь несколько лет назад была обычной школьницей из далекой Ульяновской области. В те юные годы я и не подозревала о том, что смогу поступить и учиться в лучшем вузе нашей страны. С детства мне было интересно наблюдать за природой, я обожала поездки в лес, там папа учил меня узнавать птиц, собирать «правильные» грибы и ягоды.

Но серьезно заниматься экологией я стала в 9 классе. Именно тогда я узнала о том, насколько хрупка красота окружающего мира и как многое зависит от деятельности человека. Вместе с учителем биологии, которая и открыла для меня столь интересный предмет, мы проводили исследования, участвовали в экологических конкурсах и конференциях. Финальным штрихом нашей работы стала победа во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии, которая дала мне право поступить в любой вуз, где обучают специалистов-экологов, без вступительных испытаний. Мой выбор пал на МГУ имени Ломоносова.

На тот момент, я мало знала о факультете почвоведения. Первое знакомство с ним произошло в июле 2010, когда мы с мамой приехали подавать документы в приемную комиссию. Помню, как с энтузиазмом расспрашивала секретаря о том, чем же здесь занимаются, что преподают и есть ли научные конференции и олимпиады. Не могу не отметить тот факт, что мне сразу понравился интерьер факультета: коридоры, обшитые деревом, аудитории с величественными партами, за которыми сидело не одно поколение - все это создает атмосферу фундаментальности университета и образования в нем (на память сразу приходит известное выражение: театр начинается с вешалки…).

Так и началась моя студенческая жизнь. У нас не было разделения на почвоведов и экологов с первого курса, направление подготовки выбиралось после второго года обучения, когда за спиной была практика в Чашниково и уникальная зональная практика. Я выбрала почвоведение, вторым шагом был выбор кафедры, который, признаюсь, был не из легких. Я посещала дни открытых дверей, советовалась с преподавателями и друзьями. Мне хотелось восполнить недостаток информации о законах в области земельных отношений, поэтому кафедра земельных ресурсов и оценки почв стала моей родной кафедрой.

На спецкурсах рассказывали о процедурах оценки ущерба, нанесенного различными видами загрязнений, о законодательстве в сфере отходов, о бонитировке почв, о нормировании антропогенного воздействия, учили рассчитывать кадастровую стоимость земель, показывали современные методы биоиндикации и биотестирования.

Курс об экологической экспертизе заканчивался прохождением производственной практики в организации, занимающейся подготовкой инженерно-строительной документации и разработкой технических регламентов, после которой стало понятно, как применять полученные знания в университете непосредственно в деле. При желании всегда можно найти работу по специальности, а можно продолжить свое обучение дальше в магистратуре и аспирантуре. Какой путь выбрать - зависит только от Вас!

В завершении хочется сказать замечательные слова одного преподавателя, что в моей жизни было два важных события - это рождение и поступление в Московский Государственный Университет!

Астайкина А., выпускница 2015, каф. земельных ресурсов и оценки почв, отделение почвоведения

Наука. Преподаватели, многие из которых являются передовыми учеными, откроют перед тобой дверь в науку. Ту самую, что ты, возможно, видел в сериале «Теория Большого взрыва», но гораздо интереснее и по-настоящему. Это будет постепенное погружение - от азов до передовых научных исследований, которые делают жизни миллионов людей лучше. И у тебя будет возможность в этом участвовать.

Путешествия. Полевые практики и экспедиции дадут возможность почувствовать себя путешественником и первооткрывателем; человеком, который «бывал, видел и знает». Это огромный пласт жизненного опыта - человеческие взаимоотношения, интересные задачи и множество приключений. Поверь, это время ты потом будешь вспоминать как лучшие годы своей жизни.

Искусство выступать. Защиты курсовых и дипломных работ, подготовка рефератов — позволят научиться выступать перед аудиторией, делать доклады и презентации, что не раз тебе пригодится в дальнейшей жизни, чем бы ты ни занимался в будущем. Я крайне благодарен нашим преподавателям, которые нас «гоняли» выступать с рефератами и предзащитами — это, пожалуй, один из самых полезных скиллов во «взрослой жизни».

Фундаментальное образование. Огромное количество интересных предметов, которые читают лучшие преподаватели со всех факультетов Университета. То самое фундаментальное образование, о котором часто говорят за границей, как о силе российских ученых. Ты будешь подкован во всем, это расширяет кругозор и дает некоторую «мудрость»; понимание того, как устроен окружающий мир.

Море возможностей. Кстати, о других факультетах. Как студент МГУ ты волен посещать другие факультеты и слушать там любые лекции, порой безумно интересные! Можно получить второй диплом, выучить несколько языков, а главное познакомиться с множество интересных людей с других факультетов.

Спорт. Учась на факультете ты сможешь совершенно бесплатно посещать множество секций - от различных единоборств до гимнастики и шахмат. Спортивные традиции МГУ сильны, и под руководством профессиональных тренеров ты сможешь приятно провести время и даже добиться серьезных спортивных результатов. Первый год я ходил в бассейн, где меня научили отлично плавать. Затем был бокс. Потом я ходил на стрельбу, где мы два раза в неделю стреляли в тире (еще раз повторяю - все это бесплатно!). После чего, я занимался каратэ в нашей МГУшной секции, куда порой прихожу и по сей день. Мы участвовали в соревнованиях и довольно часто побеждали. Такой спортивной (и не только) инфраструктуры ты не встретишь нигде.

Ты — востребован. Возвращаясь к практическому результату учебы на факультете — здесь тебе дают возможность овладеть крайне большим спектром самых разных профессий, многие из которых востребованы в России и за рубежом. Я занимаюсь информационными технологиями, моя научная работа была на стыке естественных наук и ИТ. Немногие факультеты могут дать своим выпускникам столь широкий набор знаний, позволяющий на равных работать с профильными специалистами смежных и даже точных и гуманитарных наук. Факультет эту возможность дает с лихвой. Каждый сможет найти то, что ему интересно. В этом я убеждался не раз, когда видел наших выпускников работающих в самых разных отраслях - от нефтянки и природных ресурсов до гослужбы, дизайна.. и даже программистов:) Если ты не уверен какую профессию выбрать, то факультет почвоведения — поможет тебе определиться. Здесь ты сможешь разобраться, все попробовать и найти дело своей жизни. Если же ты уже знаешь что хочешь — факультет позволит развить твой талант и стать одним из лучших в своей области.

Рыбальский Н., выпускник 2008, каф. географии почв

На вопрос:«Почему вы выбрали факультет почвоведения?» - ответить однозначно очень трудно. Многие из нас, будучи абитуриентами, совсем не представляли, что это за факультет, какие предметы проходят студенты, и куда можно пойти работать после окончания. Мой выбор был основан на том, что в школе мне больше всего нравилось изучать естественнонаучные предметы, такие как биология, химия, география. А по правде говоря, больше всего моё внимание привлекал раздел биологии под названием экология, которую я не изучала в школе как отдельный предмет и, к сожалению, на момент поступления имела совсем небольшое представление об этой науке.

Какие есть плюсы и минусы, спросите вы? Одним из главных плюсов, на мой взгляд, является, что на первых курсах в нас вкладывают знания по различным предметам, и к третьему курсу мы уже хорошо осведомлены в вопросах химии, ботаники, зоологии, географии, физики и многих других предметов. После второго курса изучаются уже другие узкоспециализированные дисциплины, на отделении экологии это, в частности, радиоэкология, учение о биосфере, гидросфере, атмосфере, экология человека и др. К сожалению, не обойтись и без минусов: так как направление экологии является относительно новым на нашем факультете, и в курс вводятся изменения, программы ежегодно меняются.

Что касается степени учебной нагрузки, она вполне приемлемая, остаётся свободное время и на свои интересы.

Может возникнуть вопрос, почему же именно отделение экологии на факультете почвоведении, а не других факультетах, таких как географический или биологический? Ответ совсем простой: наше главное преимущество в том, что мы знаем, как устроена почва, о её типах и процессах, в ней протекающих, в общем, обо всём том, что касается почв! Надо понимать, что почвоведение - это неотъемлемый союзник экологии в вопросах о круговороте веществ и других глобальных процессов, связанных с окружающей средой.

Не секрет, что многие из нас, поступая на факультет почвоведения, изначально стремились на другой, может быть, более популярный и известный. Но сейчас, спрашивая своих однокурсников, не жалеют ли они о том, что им не удалось попасть туда, куда стремились, они с гордостью отвечают, что очень рады тому выбору, который сделали в пользу нашего факультета несколько лет назад.

После окончания университета стоит выбор, куда можно устроиться на работу. В частности, можно пойти работать в зарубежные компании, но нужно будет знание языка! На факультете налажено сотрудничество с зарубежными университетами, обмен студентами. Можно пойти в государственные учреждения, в лаборатории, занимающиеся анализом проб почвы, воды и воздуха. Наверное, будущие экологи мечтают о работе в «Транснефть» и «Газпром», и наши выпускники там работают. Определённо точно можно сказать, нам есть, куда расти!

Климова А., выпускница 2015, каф. биологии почв, отделение экологии и природопользования

Что же такое Зоналка? Это практика, наглядно иллюстрирующая работу В.В. Докучаева "К учению о зонах природы". Студенты в течение трех недель путешествуют по России от Москвы до Волгограда, совершая остановки в зоне широколиственных лесов, лесо-степной и степной зонах и изучая изменения, происходящие с растительным и почвенным покровом. Это жизнь в палатках, еда из полевой кухни, гербарии и почвенные разрезы, костер, гитара и незабываемые впечатления.

Почему почвоведение?

Редко кто в свои 16-17 лет отчетливо осознает, что за профессию он выбрал. И мало кому известна специальность почвоведа. Никто из знакомых вообще ничего об этом не слышал. Когда они узнают, что ты подал документы в МГУ - восторгаются, но потом переспрашивают: "Почвоведение? Что это?" И настает время мучительных объяснений, что это такое, хотя ты и сам еще толком не понимаешь что почем.

Знакомые, кстати, отстают с расспросами, довольствуясь тем, что "это похоже на географию, геологию и биологию". А вот в твоей голове вопросов становится только больше.

Так кто же такие почвоведы? Чем интересен конкретный факультет в МГУ? Что происходит с почвоведами после окончания ВУЗа и куда применить свежеполученные и аккуратно уложенные знания? Обо всем по порядку.

Почвоведы - специалисты широкого профиля. Объект их пристального внимания - почва - плодородный слой Земли. Они исследуют ее физические, химические свойства, почвенных обитателей, занимаются проблемами очистки загрязненных, наример, нефтепродуктами почв, вопросами генезиса и оценкой общей "полезности" почв конкретны регионов, полигонов, для человека.

В МГУ на факультете почвоведения много кафедр узких специализаций, и подробнее о каждой из них можно почитать на сайте или задать конкретные вопросы их представителям. Я расскажу про факультет в целом. Есть два направления - почвенное и экологическое. Разница в том, что у почвоведов больше химии, длиннее полевой этап практики в Чашниково, больше спецкурсов по процессам почвообразования и почвенным классификациям; у экологов программа включает не только "почвенную" экологию, но и общебиосферные процессы.

Конечно, одно из самых интересных в жизни почвоведов - полевые практики. После 1 и 3 курса - на почвенном стационаре в Чашниково - час езды по Ленинградскому шоссе от Москвы.

1 курс занимается ботаникой (ходят по лугам и лесам, собирают гербарий, учат латынь), геологией (выезды и походы на пойму, овраги, описывают ландшафты, рисуют геологические разрезы, профили и карты, приносят с маршрутов образцы минералов и грунтов, составляют небольшую коллекцию), геодезией (бригады получают опытный полигон и картируют его с помощью результатов теодолитной и нивелирной съемки) и, само собой, общим почвоведением (копают разрезы, описывают их, отбирают образцы).

3 курс проходит практику по физике почв (проводят режимные температурные наблюдения, отбор проб газовой фазы почв и ее анализ, определяют грануломатрический состав и такие свойства, как полевая влагоемкость, теплоемкость и прочие), по земледелию (экскурсии в ангары сельскохозяйственной техники и в дружественную нам МСХА им. Тимирязева, где им показывают "столетний опыт", экспериментальные делянки со льном и картофелем, выращиваемым по голландской технологии, рассказывают про точечное земледелие, в Чашниково показывают в действии работу трактора с плугом и боронами, студенты меряют межгрядное расстояние и прочие показатели), по эрозии почв (наблюдения за эрозионной деятельностью рек и других водотоков, составление карт эрозионной опасности и прогнозирование ситуации с рекомендациями от студентов по защите земель) и по почвенной картографии (бригады составляют почвенные карты выделенных под их ответственность полигонов - закладывают несколько разрезов, с полсотни шурфов и прикопок, отбрают пробы и проводят их агрохимический анализ, результаты анализа отбражаются на картах).

У экологов практика в Чашниково несколько иная.

Зато досуг - общий!

Это волейбол, игры в "Мафию", футбольные матчи с местными и между собой, импровизированные концерты с гитарами, где и студенты и преподаватели с удовольствием исполняют хорошие и любимые песни, тематические вечеринки и конечно, же - костер - сугубо студенческое мероприятие в лесу с костром и гитарами. У преподавателей, к слову, свои собственные костры)) еще предусмотрено по плану несколько экскурсий, почти всегда - разных.

После 2 курса факультет отправляет студентов в зональную практику - вообще уникальное явление для московских ВУЗов. Это путешествие по России всем курсом, стоянки в палаточном лагере, еда, приготовленная в полевой кухне, длинные перегоны между почвенно-климатическими зонами и волшебное ощущение смены ландшафта с севера на юг, и ночные костры. На этой практике очень хорошо познаются люди, еще больше сплачивается курс и студенты открывают для себя много нового. Здесь занимаются ботаникой - опять собирают гербарий, слушают лекции, учат латынь; и почвоведением - копают разрезы и описывают столь разнообразные зональные и интразональные типы почв. Так же есть небольшие экскурсии по эрозии и орнитологии. И в придачу с почвоведами едут студенты биофака с кафедры геоботаники.

Обыкновенно можно купаться там, где водоемы поблизости. Есть экскурсии в почвенный институт им. Докучаева, где расскажут про "каменную степь", и на Хреновской конезавод, в Ясную Поляну - усадьбу Л.Н. Толстого - и еще в какое-нибудь интересное место.

После 3 курса еще есть производственная практика - тут уж кто как договорится с научным руководителем: можно поехать в экспедицию или проводить опыты в лаборатории или отправиться на международную конференцию. После 4 курса обыкновенно есть общая кафедральная и производственная практики - опять-таки зависит от кафедры и договоренности с научруком.

К слову, научного руководителя стоит выбирать так, чтобы и человек был вам интересен, и тема научной работы - тогда получится хороший тандем и вам будет комфортно работать.

После окончания факультета или уже со старших курсов почвоведы устраиваются работать в самые разнообразные места, например, службы экологического контроля на предприятиях (в том числе нефтегазового сектора). Выпускники кафедры биологии почв имеют специальнось микробиологов - их с удовольствием берут в фармацевтические фирмы - выращивать дрожжи для получения витаминов, в пищевую промышленность, аналитические лаборатории. Почвоведов высоко ценят даже в криминалистике, можно устроиться в лаборатории СЭС, само собой - в сельскохозяйственные заведения и фирмы. Физики почв имеют необходимые знания для того, чтобы быть успешными ландшафтными дизайнерами, а те, кто занимаются очисткой загрязненны земель и их рекультивацией - весьма востребованы при соответствующих производствах. Работу можно подыскать как с командировками и полевыми экспедициями, так и стационарную - в лаборатории. Есть возможность обучения в аспирантуре и дальнейшего продвижения в ученом мире. Кому что по душе. Главное понять, что вам интересно и приносит удовольствие.

Любите себя, радуйтесь жизни и не сдавайтесь!

Гармаш А., выпускница 2015, каф. биологии почв, отделение почвоведения

Мой путь к поступлению в аспирантуру факультета почвоведения является в определенной степени уникальным. Мое знакомство с ним началось в 2001 году, когда я поступила на первое отделение биологического факультета МГУ. В то время я имела слабое представление о соседнем факультете и, к сожалению, не была знакома с его студентами. После окончания биофака, я продолжила работу по специальности физиолога в одной из московских клиник. Однако еще во время выполнения дипломной работы на базе Института молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта, я впервые задумалась об изучении экологии микроорганизмов молекулярно-биологическими методами.

Мне посчастливилось найти лабораторию, в которой я смогла воплотить все свои самые смелые идеи и попробовать абсолютно инновационные методы исследования микроорганизмов. Таким местом вдохновения и воплощения идей в науке стала исследовательская группа Алексея Львовича Степанова на факультете почвоведения. Благодаря соблюдению грамотного баланса между свободой действий молодых исследователей и тщательного планирования исследований, который всегда был приоритетом в работе Алексея Львовича, я смогла начать свою работу по абсолютно новому направлению. Факультет, как оказалось, легко вовлекает на свою орбиту людей «со стороны», а своим студентам дает возможность стать исключительно многопрофильными специалистами. Это очень важно, потому что современный рынок труда нуждается в соискателях с большим набором навыков и опыта еще до начала полноценной карьеры. На факультете почвоведения можно получить мультидисциплинарные знания и практические навыки по экологии, биологии, молекулярной биологии, географии, агрохимии и физике, а затем развивать карьеру в области науки, агробизнеса, контроля качества или консалтинга. На факультете замечательно развита система международного сотрудничества - в такой степени, что каждый желающий студент может получить возможность стажировки в лучших европейских университетах, а график занятий дает возможность подработки или начальной научной деятельности даже с первого курса.

И здесь я открою секрет, о котором мало кто из абитуриентов догадывается. Факультет почвоведения - это место рождения огромных перспектив и возможностей, которые могут изменить вашу жизнь навсегда. Так, например, после получения своих первых результатов по идентификации аммоний-окисляющих архей в дерново-подзолистой почве, я получила письмо от профессора Проссера из Абердинского университета (г. Абердин, Англия) с предложением продолжить исследования в его лаборатории. Хорошая репутация факультета почвоведения и известность работ Алексея Львовича сыграли ключевую роль в том, что мне посчастливилось выполнить ряд моих экспериментов в одной из лучших лабораторий мира.

Лично для меня факультет расширил горизонты, связал все мои знания воедино и открыл перспективы развития в абсолютно новом направлении.

Желаю удачи и верьте в себя!

Черобаева А., аспирант кафедры биологии почв в 2008-2011 годах

Почвовед – специалист, занимающийся изучением почвенного покрова Земли.

Почвовед – специалист, занимающийся изучением почвенного покрова Земли. Почвоведение – наука о верхнем слое земной коры, свойства которой важно учитывать при организации сельского хозяйства, здравоохранения, а также строительства. Она входит в состав естествознания. Почвоведение изучает происхождение, развитие, строение, состав, свойства, географическое распространение и рациональное использование почв. В России самые большие в мире массивы плодородной земли, и недаром именно в нашей стране появилось почвоведение, основы которого были заложены В.В.Докучаевым (1846 – 1903).

В зависимости от выбранного рода деятельности, почвовед может заниматься изучением состава почв, ландшафтом, управлением земельными ресурсами. Он принимает участие в полевых экспедициях по изучению почвенного покрова, занимается рекультивацией почв, мелиорацией.
Почвовед является специалистом высшего уровня квалификации в области естественных наук. Занимается исследовательской деятельностью в области агрохимии и почвоведения. Ведет разработку и внедрение эффективных агрохимических приемов возведения сельскохозяйственных культур и технологических операций по обработке почв.

Специфика профессии

    осуществление деятельности в области агрохимии и почвоведения
    планировка, организация и проведение полевых и лабораторных исследований почв
    анализ выращиваемых культур и вносимых в почву удобрений
    разработка системы удобрений в хозяйстве
    ведение фенологического наблюдения
    проведение почвенно-географического и агропочвенного районирования территорий
    составление почвенных, экологических и агрохимических карт
    решение задач, связанных с охраной почвенного покрова
    внедрение методов борьбы с эрозией, применения средств химизации
    внедрение систем механизации производства
    разработка и внедрение стандартов экологического нормирования состояния земельных ресурсов, природных вод и лесов
    составление экологического паспорта почвенного покрова, проведение его сертификации и кадастровой оценки
    проведение санитарно-гигиенической экспертизы качества продукции растениеводства

Профессиональные навыки и знания

    владение знаниями в области генетического почвоведения, биологии, землеустройства, географии, геологии, агрохимии
    знание законов, постановлений, приказов, распоряжений, решений и других нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, касающимся химизации сельского хозяйства и охраны окружающей среды
    владение методами отбора проб грунтов, удобрений, продукции растениеводства
    знание правил ведения необходимой документации
    умение использовать современную полевую и лабораторную технику
    знание компьютерных программ для работ в области почвоведения, мелиорации, агрохимии, экологии, почвенно-ландшафтного проектирования и охраны почв
    владение практическими навыками, полученными в экспедициях и в период полевых летних практик

Личные качества

    аккуратность
    наблюдательность
    хорошая память
    аналитические способности
    склонность к кропотливой работе
    внимательность

Плюсы профессии

    возможность работать на свежем воздухе
    наличие командировок и путешествий

Минусы профессии

    низкая заработная плата

Место работы

    почвенные и агрохимические лаборатории
    сельскохозяйственные предприятия
    агропромышленные и лесохозяйственные предприятия
    фермерские хозяйства
    органы экологического контроля и управления природопользованием
    в проектных и исследовательских институтах (например, Министерства сельского хозяйства)
    в научно-исследовательских институтах и организациях (например, Министерства природных ресурсов РФ, Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук)
    государственные кадастровые учреждения (например, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости)
    комитеты по земельным ресурсам
    строительные, архитектурно-проектные организации

Заработная плата и карьера
Несмотря на то, что популярность профессии почвовед растет, выпускников профильных факультетов по-прежнему мало. По большей части причиной этого являются маленькие зарплаты почвоведов. Так средний доход начинающего почвоведа около 15 000 – 20 000 рублей, специалисты с опытом получают примерно 30 000 рублей. Немного на большие суммы могут рассчитывать управляющие земельными ресурсами.

Обучение
Обучение почвоведа проходит в высших учебных заведениях по специальности “Почвоведение”, вчастности, есть факультет Почвоведения в МГУ им. М.В Ломоносова. Родственными специальностями являются биология, география, педагогика, сельское хозяйство, землеустройство, агроэкология.

Почвовед - специалист, занимающийся изучением почвенного покрова Земли. Почвоведение изучает происхождение, развитие, строение, состав, свойства, географическое распространение и рациональное использование почв. В России самые большие в мире массивы плодородной земли, и недаром именно в нашей стране появилось почвоведение, основы которого были заложены В.В.Докучаевым (1846 - 1903). Профессия подходит тем, кого интересует химия, биология и география (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

В зависимости от выбранного рода деятельности, почвовед может заниматься изучением состава почв, ландшафтом, управлением земельными ресурсами. Он принимает участие в полевых экспедициях по изучению почвенного покрова, занимается рекультивацией почв, мелиорацией.

Почвовед является специалистом высшего уровня квалификации в области естественных наук. Занимается исследовательской деятельностью в области агрохимии и почвоведения. Ведет разработку и внедрение эффективных агрохимических приемов возведения сельскохозяйственных культур и технологических операций по обработке почв.

Специфика профессии

  • осуществление деятельности в области агрохимии и почвоведения
  • планировка, организация и проведение полевых и лабораторных исследований почв
  • анализ выращиваемых культур и вносимых в почву удобрений
  • разработка системы удобрений в хозяйстве
  • ведение фенологического наблюдения
  • проведение почвенно-географического и агропочвенного районирования территорий
  • составление почвенных, экологических и агрохимических карт
  • решение задач, связанных с охраной почвенного покрова
  • внедрение методов борьбы с эрозией, применения средств химизации
  • внедрение систем механизации производства
  • разработка и внедрение стандартов экологического нормирования состояния земельных ресурсов, природных вод и лесов
  • составление экологического паспорта почвенного покрова, проведение его сертификации и кадастровой оценки
  • проведение санитарно-гигиенической экспертизы качества продукции растениеводства

Профессиональные навыки и знания

  • владение знаниями в области генетического почвоведения, биологии, землеустройства, географии, геологии, агрохимии
  • знание законов, постановлений, приказов, распоряжений, решений и других нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, касающимся химизации сельского хозяйства и охраны окружающей среды
  • владение методами отбора проб грунтов, удобрений, продукции растениеводства
  • знание правил ведения необходимой документации
  • умение использовать современную полевую и лабораторную технику
  • знание компьютерных программ для работ в области почвоведения, мелиорации, агрохимии, экологии, почвенно-ландшафтного проектирования и охраны почв
  • владение практическими навыками, полученными в экспедициях и в период полевых летних практик

Личные качества

  • аккуратность
  • наблюдательность
  • хорошая память
  • аналитические способности
  • склонность к кропотливой работе
  • внимательность

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • возможность работать на свежем воздухе
  • наличие командировок и путешествий

Минусы

  • низкая заработная плата

Место работы

  • почвенные и агрохимические лаборатории
  • сельскохозяйственные предприятия
  • агропромышленные и лесохозяйственные предприятия
  • фермерские хозяйства
  • органы экологического контроля и управления природопользованием
  • в проектных и исследовательских институтах (например, Министерства сельского хозяйства)
  • в научно-исследовательских институтах и организациях (например, Министерства природных ресурсов РФ, Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук)
  • государственные кадастровые учреждения (например, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости)
  • комитеты по земельным ресурсам
  • строительные, архитектурно-проектные организации

Заработная плата и карьера

Несмотря на то, что популярность профессии почвовед растет, выпускников профильных факультетов по-прежнему мало. По большей части причиной этого являются маленькие зарплаты почвоведов.

Где учиться на Почвоведа

Курсы:

(СНТА) уже несколько успешно готовит специалистов по направлению "Почвоведение". Обучение и повышение квалификации прошли уже более 500 человек. Образовательные курсы имеют аккредитацию в Министерстве образования, поэтому по окончании обучения выдаются документы государственного образца. Получить новую профессию может любой гражданин на базе любого среднего профессионального или высшего образования.

Высшее образование:

Обучение почвоведа проходит в высших учебных заведениях по специальности “Почвоведение”, в частности, есть факультет Почвоведения в МГУ им. М.В Ломоносова. Родственными специальностями являются биология, география, педагогика, сельское хозяйство, землеустройство, агроэкология.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Биология - профильный предмет, по выбору вуза
  • Химия - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза

Особые правила приема предоставляются победителям, призерам всероссийской олимпиады, членам сборных команд РФ, принимавших участие в международных конкурсных мероприятиях, сформированных в порядке, установленном Министерством науки и образования. Для указанных категорий предусмотрены следующие правила поступления:

  • прием без вступительных экзаменов;
  • приравнивание к лицам, набравшим максимально возможное количество баллов ЕГЭ по профильной дисциплине.

Становление почвоведения как отдельной науки пришлось на середину минувшего столетия, когда вузы СССР начали выпускать первых специалистов данного направления. Несмотря на высокую актуальность специалистов - почвоведов, на протяжении полувековой истории существования профессии она остается редкой. Как и 50 лет назад, сегодня российские ВУЗы ежегодно выпускают лишь несколько десятков специалистов, чего для огромных территорий России, разумеется, недостаточно. Сложившаяся на отечественном рынке труда ситуация гарантирует абитуриентам, выбравшим почвоведение в качестве своего призвания, то, что по окончании учебы они смогут трудоустроится по специальности.

Будущая профессия

Изучение особенностей почвы требует от будущего специалиста органического синтеза знаний научных отраслей естественного (химия, физика, математика, проч.) и биологического (микробиология, ботаника, климатология, биогеохимия, геоморфология и т. д.) циклов. Специфика профессии, таким образом, формирует у будущего специалиста особое мировоззрение, основанное на научно - исследовательском подходе, понимании необходимости реализации творческого начала в процессе осуществления изучения, усвоении уникальных по своей ценности и актуальности профессиональных знаний.

На протяжении всего периода обучения студенты совместно с сотрудниками кафедры осуществляют научно - исследовательские работы, принимают участие в конференциях, олимпиадах различных уровней. Темы специальности охватывают изучение происхождения, дальнейшей эволюции состава почв, их свойств, а также отрасли практического применения знаний, навыков специалистов.

Куда поступать

На сегодняшний день подготовка почвоведов осуществляется рядом крупнейших отечественных вузов:

  • Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (Москва);
  • Томский государственный университет (Томск);
  • Воронежский государственный университет (Воронеж);
  • Казахский национальный аграрный университет (Алма - Ата);
  • Российский государственный аграрный университет имени К. А. Тимирязева (Москва) и др.

Сроки обучения

Срок обучения (бакалавриат) в очной форме обучения, включая каникулярное время, составляет 4 года.

Чему учат

На протяжении срока обучения студенты изучают дисциплины:

  • агрохимия;
  • земледелие;
  • основы осуществления оценки почв (правовые и экономические аспекты);
  • эрозия, охрана почв;
  • основы прикладного почвоведения;
  • радиоэкология;
  • мелиорация почв;
  • экотоксикология;
  • почвенно - ландшафтное проектирование;
  • генезис и последующая эволюция почв и проч.

Прохождение практики осуществляется в агрохимических или почвенных лабораториях, на аграрных комбинатах, на сельскохозяйственных предприятиях, овощных, садоводческих или цветоводческих хозяйствах.

Приобретаемые навыки

Почвоведение представляет собой актуальное направление, не предполагающее заочной, вечерней форм обучения. В процессе реализации учебного процесса усилия педагогического штата направлены на обучение высококвалифицированных специалистов - практиков, способных успешно осуществлять профессиональную деятельность в лабораториях, научно - исследовательских центрах. В процессе подготовки студент приобретает следующие знания, умения, навыки:

  • знания в области биологии, генетического почвоведения, географии, геологии, землеустройства, агрохимии;
  • знание нормативно - правовых актов относительно реализации профессиональной деятельности;
  • овладение методами отбора проб удобрений, грунтов, продуктов растениеводства;
  • умение использовать новейшую лабораторную и полевую технику;
  • знание требований к ведению соответствующей документации, умение применять указанные знания в процессе практической деятельности;
  • знание компьютерных программ для осуществления работ в области мелиорации, почвоведения, экологии, агрохимии, охраны почв, почвенно - ландшафтного проектирования.

Перспективы трудоустройства по профессии

Высококвалифицированные почвоведы востребованы в региональных и федеральных службах по землеустройству и земельным ресурсам; земельных, проектно - изыскательских организациях; земельно - кадастровых палатах; комитетах оценки недвижимости; организациях, деятельность которых непосредственно связана с использованием земельных ресурсов, включая предприятия нефтегазодобывающей отрасли; комитетах охраны окружающей среды, НИИ, вузах. Уровень заработной платы специалиста существенно варьируется в зависимости от места работы, а также квалификации. В среднем начинающий специалист зарабатывает около 15 - 20 тыс. руб. ежемесячно, квалифицированные почвоведы могут рассчитывать на зарплату в 30 тыс. руб. Специалисты компаний по управлению земельными ресурсами могут рассчитывать на более высокую зарплату.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Студентам, проявляющим интерес к научно - исследовательской деятельности, предлагается обучение в магистратуре. Несмотря на то, что длительность обучения увеличивается на год, магистратура предоставляет ряд преимуществ. Прежде всего, студент получает возможность заявить о себе в научном мире в качестве молодого и перспективного ученого. Перед ним открываются возможности попробовать себя вроли педагога для младших курсов, совершенствовать навыки научной и преподавательской деятельности. Магистерский диплом признается в большинстве мировых стран и не требует подтверждения при выезде на работу за границей. Кроме того, магистратура представляет собой хорошую базу для последующего поступления в аспирантуру решившим посвятить себя научной деятельности.

Для студентов, желающих продолжить профессиональное совершенствование в данном направлении, предоставляется возможность обучения в магистратуре, аспирантуре и докторантуре.

Почвовед – специалист, занимающийся изучением почвенного покрова Земли.

Почвовед – специалист, занимающийся изучением почвенного покрова Земли. Почвоведение – наука о верхнем слое земной коры, свойства которой важно учитывать при организации сельского хозяйства, здравоохранения, а также строительства. Она входит в состав естествознания. Почвоведение изучает происхождение, развитие, строение, состав, свойства, географическое распространение и рациональное использование почв. В России самые большие в мире массивы плодородной земли, и недаром именно в нашей стране появилось почвоведение, основы которого были заложены В.В.Докучаевым (1846 – 1903).

В зависимости от выбранного рода деятельности, почвовед может заниматься изучением состава почв, ландшафтом, управлением земельными ресурсами. Он принимает участие в полевых экспедициях по изучению почвенного покрова, занимается рекультивацией почв, мелиорацией.
Почвовед является специалистом высшего уровня квалификации в области естественных наук. Занимается исследовательской деятельностью в области агрохимии и почвоведения. Ведет разработку и внедрение эффективных агрохимических приемов возведения сельскохозяйственных культур и технологических операций по обработке почв.

Специфика профессии

    осуществление деятельности в области агрохимии и почвоведения
    планировка, организация и проведение полевых и лабораторных исследований почв
    анализ выращиваемых культур и вносимых в почву удобрений
    разработка системы удобрений в хозяйстве
    ведение фенологического наблюдения
    проведение почвенно-географического и агропочвенного районирования территорий
    составление почвенных, экологических и агрохимических карт
    решение задач, связанных с охраной почвенного покрова
    внедрение методов борьбы с эрозией, применения средств химизации
    внедрение систем механизации производства
    разработка и внедрение стандартов экологического нормирования состояния земельных ресурсов, природных вод и лесов
    составление экологического паспорта почвенного покрова, проведение его сертификации и кадастровой оценки
    проведение санитарно-гигиенической экспертизы качества продукции растениеводства

Профессиональные навыки и знания

    владение знаниями в области генетического почвоведения, биологии, землеустройства, географии, геологии, агрохимии
    знание законов, постановлений, приказов, распоряжений, решений и других нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, касающимся химизации сельского хозяйства и охраны окружающей среды
    владение методами отбора проб грунтов, удобрений, продукции растениеводства
    знание правил ведения необходимой документации
    умение использовать современную полевую и лабораторную технику
    знание компьютерных программ для работ в области почвоведения, мелиорации, агрохимии, экологии, почвенно-ландшафтного проектирования и охраны почв
    владение практическими навыками, полученными в экспедициях и в период полевых летних практик

Личные качества

    аккуратность
    наблюдательность
    хорошая память
    аналитические способности
    склонность к кропотливой работе
    внимательность

Плюсы профессии

    возможность работать на свежем воздухе
    наличие командировок и путешествий

Минусы профессии

    низкая заработная плата

Место работы

    почвенные и агрохимические лаборатории
    сельскохозяйственные предприятия
    агропромышленные и лесохозяйственные предприятия
    фермерские хозяйства
    органы экологического контроля и управления природопользованием
    в проектных и исследовательских институтах (например, Министерства сельского хозяйства)
    в научно-исследовательских институтах и организациях (например, Министерства природных ресурсов РФ, Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук)
    государственные кадастровые учреждения (например, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости)
    комитеты по земельным ресурсам
    строительные, архитектурно-проектные организации

Заработная плата и карьера
Несмотря на то, что популярность профессии почвовед растет, выпускников профильных факультетов по-прежнему мало. По большей части причиной этого являются маленькие зарплаты почвоведов. Так средний доход начинающего почвоведа около 15 000 – 20 000 рублей, специалисты с опытом получают примерно 30 000 рублей. Немного на большие суммы могут рассчитывать управляющие земельными ресурсами.

Обучение
Обучение почвоведа проходит в высших учебных заведениях по специальности “Почвоведение”, вчастности, есть факультет Почвоведения в МГУ им. М.В Ломоносова. Родственными специальностями являются биология, география, педагогика, сельское хозяйство, землеустройство, агроэкология.