Программа маршрута включает в себя. Технология разработки туристских маршрутов и формирования

География туризма

Туристический бум, охвативший в последние десятилетия всю планету, привлекает к себе большое внимание. Одной проблемой которая интересует специалистов является вопрос о видах туризма который до сих пор остается актуальным...

География туризма

Бурное развитие массового туризма в мире определило соответствующее развитие индустрии туризма и других отраслей хозяйства, науки и культуры. туристическая индустрия- совокупность разных субъектов туристической деятельности (отели...

Досуговая деятельность в санаторно-курортных учреждениях

Анимация предполагает бесплатную организацию досуга отдыхающих, а потому анимационная сфера является не прямым, а косвенным источником прибыли...

Туроператор и турагент должны иметь служебное помещение (офис), которое отвечает таким требованиям: Имеет информационную вывеску или внешнюю рекламу с указанием наименования согласно учредительным документам и логотипу (при его наличии)...

Лицензионные требования к туроператору

Туроператорская деятельность - исключительная деятельность. Туроператор не имеет права осуществлять другие виды хозяйственной деятельности, кроме тех, что определены Законом Украины “О туризме” и этими Лицензионными условиями...

Перспективы развития туроператорской деятельности в Дмитровском районе

Проектирование турпродукта

Предоставление туроператорских и турагентских услуг разрешено при условии их обязательной сертификации. Сертификация туристических услуг - это процедура...

Работа и организационная структура турагенства ООО "Гранд-трэвел"

Формирование тура или туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт...

Разработка оригинального познавательного тура по Австрии

Деятельность современного туроператора прежде всего нацелена на эффективное выполнение своих функций - то есть формирование и продвижение продукта, а так же извлечение прибыли. Туроперейтинг состоит из сочетания циклических работ...

Разработка туристского продукта для иностранных туристов

Итак, туроператор - туристское предприятие, которое комбинирует свои собственные и чужие услуги в новый - самостоятельный туристский продукт. Этот новый продукт называется паушальным (комплексным) туром...

Технология деятельности туристского предприятия в процессе создания нового тура "Средневековая Чехия"

Технология работы туристической фирмы ООО "Дорисс-Тур"

Турфирма ООО " Дорисс-Тур " работает в качестве турагента, предлагая своим клиентам не только внутри российские, но и международные маршруты. Занимаясь при этом исключительно выездным туризмом. Как и многие турагенты...

Технология туристической деятельности

2.1 Понятие и схема туристического рынка В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических...

Разработка маршрутов, и различных экскурсионных программ, формирование туров предоставление основных и дополнительных услуг составляют технологию туристского обслуживания, т. е. производство конкретного продукта, предназначенного для удовлетворения потребности в туристской услуге.

Разработка туристского маршрута

В общем случае проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:

определение методов контроля качества;

установление технологии процесса обслуживания туристов;

представление проекта на утверждение.

разработка технологической документации;

установление нормируемых характеристик услуги;

анализ проекта;

В документации по контролю качества должны быть установлены формы, методы и организация контроля за процессом обслуживания туристов. С целью обеспечения его соответствия запланированным характеристикам.

Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы.

Анализ проекта представителя соответствующих функциональных подразделений туристского предприятия. Он направлен на выявление и устранение несоответствий в проекте. Результат анализа - уточненное содержание технологической документации туристского предприятия.

Разработка конкретного туристского маршрута - это сложная и многоступенчатая процедура, требующая высокой квалификации разработчиков и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Т.К. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Она завершается согласованием или утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.

Документацию на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком.

Разработка маршрута включает в себя следующие основные этапы:

разработка схемы безопасности на маршруте маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе маршрута;

определение типа маршрута;

привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;

исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута;

разработка паспорта маршрута;

пробная обкатка маршрута и внесение необходимых изменений;

построение эскизной модели маршрута;

согласование паспорта с соответствующими службами;

утверждение паспорта маршрута.

После разработки маршрута идет заключение договоров (контрактов) с перевозчиками. Это могут быть договоры с авиакомпаниями и железной дорогой и автотранспортными предприятиями и судоходством.

В процессе разработки маршрута идет интенсивная переписка с принимающей стороной. Оговариваются условия приема, обслуживания туристов, условия бронирования отелей, согласование дат заездов и времени прибытия и утверждение гидов.

Отношения с принимающей стороной основываются на разделении предоставляемых услуг. Иностранная фирма обеспечивает проживание, питание, экскурсионное обслуживание, а иногда и страхование. Российская фирма - перевозку туристов, страхование, визовое оформление. Рекламная кампания осуществляется российской фирмой с использованием только собственных средств, без помощи партнера.

Подобное сотрудничество можно считать вполне выгодным. Иностранная компания, имея постоянные связи с гостиницами, ресторанами, экскурсионными бюро и лучше разбираясь в положении на местном рынке туристских услуг, может снизить затраты и обеспечить скидку, которые дают возможность российской фирме предлагать конкурентоспособные услуги по стоимости меньшей, чем затраты самостоятельно путешествующего туриста, что обеспечивает постоянный спрос. Туроператор может и сам заключать договоры с гостиницами, ресторанами, транспортными организациями, с бюро экскурсионного обслуживания и т. д., но подобная деятельность может быть невыгодна для него, т. к. требует много денежных и временных затрат.

Система взаимоотношений между основными субъектами в сфере международного туризма юридически оформляется договорами.

Договор о сотрудничестве в области международного туризма между российскими и зарубежными фирмами основан на разделении между ними предоставляемых услуг и включает в себя следующие статьи:

Предмет договора.

Отражается форма сотрудничества, законодательная база, отношения с третьими лицами, порядок оформления других документов, касающихся контракта.

Обязанности сторон.

В данном пункте оговариваются обязанности направляющей и принимающей стороны, указываются минимальное и максимальное количество туристов и групп, маршруты, программы и условия обслуживания.

Документы обслуживания и порядок их использования.

Данный пункт содержит перечень основных документов обслуживания туристов. А также кратко раскрывает их содержание. Этот пункт необходим для разрешения споров между сторонами в случае недобросовестного исполнения обязательств той или иной стороны.

Порядок аннулирования заказов.

Медицинское обслуживание и условия его предоставления Условия расчетов.

Существуют различные способы расчетов за предоставление туристских услуг - чек, аккредитив, банковский перевод, наличный платеж. Чеки и аккредитивы практически не применяются, хотя аккредитив является самой надежной формой обеспечения платежа и выполнения всех условий договора, т. к. деньги, заранее перечисленные с валютного счета отправляющей стороны, находятся в банке и выдаются принимающей стороне после предоставления документов, подтверждающих исполнение обязательств. Однако при организации тура сумма, выплачиваемая отправляющей стороной, не очень значительна, использование аккредитива невыгодно и иностранные компании предпочитают оплату наличными или банковский перевод.

Ответственность за причинение ущерба.

При невозможности достижения соглашения осуществляется арбитражным судом по местонахождению ответчика.

Порядок разрешения споров.

Особые условия.

Порядок вступления в силу, изменения и прекращения договора.

Юридические адреса сторон.

В нашей стране разработаны и действуют тысячи внутрироссийских и международных туристских маршрутов с различными способами передвижения (автобусные, водные, железнодорожные, пешие и т. д.). Информацию по ним можно получить в местных органах управления туризмом, туристских агентствах и бюро.

Разработка туристского маршрута

Качество туристского путешествия зависит от множества факторов, и одним из существенных является логичность маршрута. Этот географический фактор влияет на популярность, полезность, эффективность и безопасность туристского путешествия. Практика туризма показывает, что существуют маршруты логичные и нелогичные, и вторых гораздо больше. Для составления логичных маршрутов требуется не только максимум региональной информации, но и опыт, талант и вдохновение разработчика. Рассмотрим элементы логики маршрутов на примере эталонных (классифицированных) путешествий в спортивном туризме, принимая во внимание то, что ни логика составления маршрута, ни сами эталонные маршруты не получили должного анализа в научной литературе.

Понятие «эталонный туристский маршрут» появилось в пределах спортивного туризма в Советском Союзе в 60-70-х гг. ХХ в. и способствовало развитию отечественного туризма. Разработка и утверждение эталонных маршрутов в сочетании со строгой системой оценки категорийности путешествий стали основой самоорганизации спортивного туризма и фактором его высокого уровня безопасности.

Будучи в основном самодеятельным, спортивный туризм в СССР отличался популярностью и массовостью, что явилось следствием, в частности, его самоорганизующегося характера. Были найдены оптимальные формы, позволившие этой деятельности быстро и устойчиво развиваться. Эти организационные находки появились благодаря коллективному опыту и большой практике туристских путешествий. Такой методической находкой являлись эталонные (классифицированные) маршруты. Уже в те годы ощущалась необходимость теоретического обоснования этого понятия, разработки методических принципов построения маршрутов, оценки оптимальности системы эталонных маршрутов в различных регионах. Тем не менее, научные подходы к этим вопросам до сих пор не разработаны. Учитывая полезность эталонных маршрутов для развития советского спортивного туризма, можно предположить их целесообразность в нынешнее время, когда резко меняются цели туризма, его система организации, географические направления туристских потоков.

Эталонный маршрут является формой качественной оценки сложности туристского путешествия. В спортивном туризме применяются многочисленные критерии определения степени трудности преодоления естественных препятствий, в том числе и количественные. С помощью количественных критериев формируется оценка сложности пещер, горных перевалов или путей восхождений на вершины. При этом даже на этапе оценки сложности преодоления отдельных объектов (горных перевалов, речных порогов) интегральным показателем является балльный показатель категорий трудности препятствия (1А, 1Б, 2А, 2Б и т.д.), т.е. не только количественный критерий, но еще и качественный. Если же необходимо решить задачу оценки сложности не отдельного препятствия, а всего туристского маршрута, то без качественной формы оценки не обойтись. Такой качественной оценкой фактически выступает метод соотнесения данного маршрута с Эталонный маршрут - предпосылка безопасности туристского путешествия. Спортивный туризм для обеспечения безопасности путешествий использует принцип постепенного нарастания сложности в процессе приобретения человеком туристского опыта. Для этого туристские маршруты оцениваются категориями сложности по видам спортивного туризма, а каждая категория предполагает определенный набор туристских препятствий. Тем не менее, по каждому туристскому району СНГ для разных категорий сложности разработаны эталонные маршруты, которые рекомендуются для путешествий и с которыми соотносятся иные маршруты для оценки сложности последних. В связи с этим эталонный маршрут участвует в формировании системы безопасности в туризме.

Эталонные маршруты являлись основой построения системы спортивного туризма в СССР, а сейчас выполняют эту роль в России. Кроме того, использование метода эталонных маршрутов помогает в формировании системы координации деятельности общественных туристских организаций. Такие маршруты представляют основу регулирования самодеятельного туризма и информирования его участников.

Эталонные маршруты концентрируют многолетний коллективный опыт и талант путешественников. Разработкой, прохождением эталонных и других маршрутов, определением категории трудности и классифицированием горных перевалов в районах России и республик СНГ начиная с тридцатых годов прошлого столетия и по настоящее время занимались многие известные спортивные туристы, в том числе и профессиональные географы. Невозможно упомянуть всех, кто причастен к этой огромной работе. Большой вклад в изучение туристских возможностей Кавказа внесли В.В. Арсенин, К.Э. Ахмедханов, Б.М. Бероев, Н.Д. Бондарев, Ю.В. Гранильщиков, Е.П. Титкова, Н.Р. Элбакян; Памиро-Алая - А.Л. Гарцевич, Л.А. Максимов; Памира - С.И. Алимов, В.М. Абалаков, Н.Н. Волков, Н.П. Горбунов, И.Г. Дорофеев, Д.М. Затуловский, В.Ю. Попчиковский; Тянь-Шаня - С.Я. Волков, Б.Г. Карпов, Н.В. Малых; Джунгарского Алатау - В.Н. Вуколов, В.С. Тихонов; Алтая - М.В. Тронов, С.Р. Громов, В.А. Поляков, А.Ф. Харченко; Тывы - Ю.П. Селиверстов; Забайкалья - В.С. Преображенский, Ю.А. Штюрмер, Урала - А.О. Кеммерих, С.А, Торопов, Р.Б. Рубель.

Одним из центральных понятий в туризме является понятие «маршрут». Категория «маршрут» обладает и общеупотребительным, и географическим, и туристским смыслом. В общепринятом значении маршрут - это путь с заранее заданной траекторией. Отметим, что эта категория имеет пространственный, а не временной оттенок. В этой связи понятие маршрута часто имеет географическое или даже астрономическое содержание, если его траектория выходит за пределы географической оболочки.

Маршрут - одно из сущностных понятий в сфере туризма, поскольку туризм по своей сути - это маршрут. От других видов деятельности туризм отличается именно маршрутным характером, который выражает его отраслевую технологию и образ деятельности. Рассмотрим топологические особенности туристского маршрута.

Туристские маршруты отличаются по конфигурации, т.е. форме «нитки», линии пути. Можно выделить четыре основных типа маршрутов. Три первые из них - элементарные, четвертый - составной.

Линейный маршрут - это маршрут, который начинается в одном пункте и заканчивается в другом. Туристы при этом на протяжении всего маршрута не повторят пройденный путь.

Кольцевой маршрут - маршрут, имеющий кольцевую форму, который начинается и заканчивается в одной точке. При этом туристы так же, как и в первом случае, постоянно следуют новым для себя путем.

Радиальный маршрут - это маршрут «туда и обратно». Он начинается и заканчивается в одной и той же точке. Туристы возвращаются к пункту начала маршрута тем же путем, что и двигались вперед.

Комбинированный маршрут как модель туристского путешествия употребляется чаще всего. Обычно основная линия такого маршрута линейная, иногда кольцевая, а от главной линии маршрута в стороны организуются радиальные выходы, которые могут быть двух видов: кольцевые и линейные. Радиальные выходы организуются с целью посещения каких-либо интересных туристских объектов или препятствий, которые находятся в стороне от линии основного маршрута.

Туристский маршрут является понятием социально-экономической географии, поскольку в составе и в организации туристского маршрута соединяются следующие разнохарактерные компоненты системы:группылюдей, туристские препятствия, экскурсионные объекты, транспортные пути и средства, объекты туристской инфраструктуры и многое другое. Понятие «туристский маршрут» тесно связано с такими понятиями отечественной и зарубежной географии, как «территориальная рекреационная система», «дестинация» и «туристский район».

Эталонные (классифицированные) маршруты были приняты туристскими общественными и спортивными организациями в Советском Союзе, а сейчас применяются по районам СНГ и разным видам туризма. Их можно проанализировать на предмет логичности маршрута. Далеко не все предлагаемые маршруты логичны. Маршрут, принципы составления которого невыразительны, является слабо популярным или вообще невостребованным.

Примером непопулярного эталонного маршрута может являться рекомендовавшийся во многих официальных справочниках пешеходный (лыжный) маршрут III категории сложности (далее - к.с.) на Северном Урале (пос. Кытлым - г. Конжаковский Камень - г. Денежкин Камань -с. Всеволодо-Благодатское). При внешней привлекательности (соединение в одном путешествии двух интересных отдельных горных массивов) маршрут оказался «неблагодарным» в связи с большим расстоянием между двумя горными областями, которое следует преодолеть по закрытым пространствам буреломной увалистой тайги. При составлении маршрута победил формальный подход (необходимое количество естественных препятствий и километров). Здесь не просматривается идея, тактическое решение и логика. Примером логичного и популярного эталонного маршрута можно считать пешеходный маршрут III к.с. по Восточному Саяну (пос. Аршан - перевал Аршанский - р. Китой - р. Шумак - пер. Шумакский - пос. Нилова Пустынь).

Именно логика маршрута является наиболее сложной задачей его организации, где требуются широкие географические и туристско-тактические знания и способности к творчеству. Все наиболее известные географические экспедиции и путешествия, удачные туристские походы и мероприятия отличались «маршрутной идеей», ясной логикой проекта маршрута.

Отметим, что логические аспекты разработки маршрутов, стратегия и тактика его составления исключительно редко рассматриваются в научной, да и в прикладной литературе. Тем не менее, есть публикации, авторы которых очень тонко чувствуют эти аспекты. Примером такой оригинальной работы по составлению и организации туристского маршрута является статья Б. Б. Родомана «Искусство путешествий».

Спортивный туристский маршрут его конфигурация выстраивается первоначально мысленно, сообразно главной идее, т.е. должен обладать логикой построения, которая определяет его маршрутную линию, особенности организации и проведения путешествия. В составлении маршрута путешествия может быть заложена различная логика. Ниже последовательно приведены возможные подходы к логике построения маршрута.

Логика пересечения (рис. 5) подходит, например, для отдаленных и труднодоступных географических районов, где внутри района нет транспортных путей. Для того чтобы подробно изучить этот район, его нужно пересечь насквозь, потому что пути подъезда имеются только с одной его стороны, а пути выезда есть только с другой стороны. При этом иногда приходится пересекать не только туристский район (район концентрации наиболее интересных туристских объектов), но и географический район, который обычно намного больше. Например, пересечение Памира, Тибета или какого-либо значительного острова, где транспортные пути, как правило, имеются только по окраинам или берегам острова. В таких местах можно, конечно, осуществлять и более короткие радиальные выходы - от подъездных путей в глубь района, но полного знакомства с этим районом такие маршруты не дадут.

Логика нанизывания (соединения, траверса) свойственна не самым протяженным маршрутам, обычно в пределах одного туристского района, где одним линейным маршрутом можно соединить несколько объектов туристского интереса. Логика нанизывания не подразумевает обязательно, что нитка основного маршрута пройдет именно траверсом через интересующие туристов вершины - достаточно, что она подойдет к ним максимально близко, откуда уже можно будет совершить короткий радиальный выход. Логика нанизывания позволяет посмотреть наиболее интересные туристские объекты в данном районе, при этом маршрут по конфигурации может быть кольцевым или линейным, имеющим очень извилистую линию.

Логика посещения (восхождения) подразумевает наличие одного (нескольких рядом расположенных) крупного и наиболее интересного туристского объекта, пещеры или горной вершины, ради которых и осуществляют туристы свое путешествие. Конфигурация таких маршрутов будет, как правило, радиальной, а логика такого маршрута состоит в подходе к объекту интереса и возвращению к путям подъезда. Характерным примером такого маршрута будет путешествие на плато Мань-Пупу-Нер на Северном Урале, куда можно добраться только с одной стороны. Соответственно и конфигурация маршрута будет радиальной, а цель - именно посещение уникального ландшафта Мань-Пупу-Нера.

Логика прохождения (преодоления) (рис.8.). Маршруты с такой целью чаще встречаются в таких техничных видах туризма, как горный и водный. Здесь смысл маршрута заключается в преодолении каких-либо конкретных сложных естественных препятствий (горных перевалов или речных порогов), и данный маршрут строится таким образом, чтобы пройти именно через них, заключается в подходе к ним, преодолении препятствия и далее выходе с маршрута.

Логика «великой тропы» путешественников пройти полностью протяженных, линейно вытянутых природных зон, побережий.

Известны примеры организации такой тропы в разных странах (Большая Аппалачская тропа, Большая Уральская тропа, Большая Саянская тропа). При этом сама вытянутая форма географического района задает направление маршрута и стимулирует желание человека если не ногами, то с использованием какого-то транспорта или хотя бы мысленно пройти его вдоль. Примеров таким образом построенных маршрутов достаточно. Было много путешественников, которые прошли полностью вдоль всех Уральских гор, от степных Мугоджар до побережья Северного Ледовитого океана. Одним из наиболее массовых известных путешествий была экспедиция «Большой Урал, 91» под руководством Н. Рундквиста (Екатеринбург). Подобной логикой - «великой тропы» руководствовался известный российский путешественник Г. Травин: он собирался полностью пройти вдоль границы Советского Союза. Начал он свою экспедицию в 1929 г. В течение нескольких лет путешествовал на велосипеде вдоль границы СССР, включая и арктическое побережье.

В 80-е гг. прошлого века была проведена российская экспедиция «Великой Северной тропой» на собачьих упряжках, которая проходила по побережью Северного Ледовитого океана от Чукотки до Мурманска под руководством С. Соловьева (Екатеринбург).

Логика направления. Это может быть направление на сторону горизонта. Путешественники, например, ставят цель двигаться на восток или преимущественно на восток.

Данная логика присутствует обычно в довольно крупных путешествиях. Например, стремление путешественников прошлых столетий достичь максимально высокой широты в Северном или Южном полушарии при движении строго на север или на юг. Сюда также относится

и стремление достичь Северного или Южного полюса Земли. В современных менее крупных спортивных путешествиях тоже иногда присутствует логика направления. Например, при путешествиях в труднодоступных районах, подъезды и подходы к которым возможны только с одной стороны. Так, при путешествии по плато Путорана туристы стремятся максимально далеко продвинуться на восток, потому что подъезды к данной территории возможны только с запада, в связи с чем восточные части плато менее исследованы, а значит, и более интересны. Часто такую же цель - как можно дальше уйти на север - преследуют и туристы, путешествующие по Заполярному Уралу, подходы к которому наиболее удобны с юга, от железной дороги Сейда -Лабытнанги.

Логика исторического пути. Такие типы маршрутов в последнее время встречается довольно часто.

Многие туристские группы планируют свои путешествия не столько со спортивной целью, сколько с познавательной. При этом возможны крупные экспедиции, например движение по Великому Шелковому пути или плавание путем Христофора Колумба или Магеллана. Возможны и менее грандиозные - путем Ермака или маршрутом «Из варяг в греки». Возможны совсем небольшие - пройти пешком тропой инков или проехать на велосипеде по заброшенной Бабиновской дороге в Пермском крае и Свердловской области от Соликамска до Верхотурья. Причем в этом случае туристам важнее максимально точно повторить линию старинного тракта, маршрута путешественников древности, а не найти сложный или более простой путь, осуществить маршрут по наиболее красивым местам.

Логика исследования (экспедиции). Полевое исследование (экспедиция) отличается от туристского путешествия целями и логикой построения маршрута.

Логика обучения (альплагеря). Это маршрут от одного базового лагеря к различным объектам, например на горные вершины, при котором происходит нарастание сложности радиальных маршрутов. Часто такая логика используется именно с целью обучения горным путешествиям под руководством инструктора посредством тренировок в преодолении переправ через реки, скальных, ледовых участков, а затем и сложных восхождений на вершины.

Наиболее совершенным вариантом нитки маршрута является тот, который спланирован на основе нескольких факторов, где прослеживается логика построения маршрута с позиции многих аспектов. Именно таким образом желательно формировать систему эталонных маршрутов в туристских районах.

Современное расширение активных форм и видов туризма приводит к похожему использованию территории, помимо спортивного туризма, такими новыми смежными видами деятельности, как активный (приключенческий) туризм, экстремальный туризм, экологический туризм и др. В этой связи появляется необходимость разработки научных географических основ применения эталонного подхода в туризме. Возможности применения такого подхода к маршрутам за пределами спортивного туризма возрастают. Появляются новые задачи маршрутного эталонирования в туризме, продиктованные необходимостью обеспечения полноценного отдыха и оздоровления людей, удовлетворения их потребности в познании территорий при соблюдении условий безопасности.

Одной из задач является разработка абстрактной модели эталонного маршрута. Показанная модель может подходить практически для любого туристского района, особенно для таких видов туризма, как пешеходный, горный и лыжный.

При яркой индивидуальности каждого туристского маршрута можно выделить их типичные свойства и составить их общую конфигурационную модель. Туристский маршрут, как правило, начинается от какого-либо транспортного узла, куда добираются дально-магистральными средствами транспорта - поездами или самолетами. Этот транспортный узел (пункт подъезда) находится обычно в пределах географического района, в котором будет проходить путешествие. Из транспортного узла туристы обычно автотранспортом доезжают до пункта входа в район, который расположен уже в пределах непосредственно туристского района. Здесь начинается активная часть маршрута.

Подход к основной части путешествия происходит обычно по дорогам или тропам. На маршруте препятствия, которые выбраны для преодоления, всегда начинаются (по крайней мере, так рекомендуется) с более простых, которые располагаются на подходах к основной части маршрута, где сконцентрированы объекты туристского интереса.

Как правило, простые препятствия в горном путешествии - это несложные перевалы, переправы, каньоны, вершины или траверсы. После нескольких более менее простых препятствий, когда туристы уже втягиваются в походный ритм и у них происходит некоторая акклиматизация к высокогорным условиям среды (или другим, отличающимся от привычных), они входят в район концентрации туристских объектов, ради которых обычно и осуществляется путешествие в данном туристском районе.

Посещение такого наиболее интересного для туристов места может быть осуществлено как в линейном непрерывном маршруте, так и при совершении кольцевых радиальных выходов. Здесь встречаются уже более сложные препятствия, - может быть, даже максимально сложные в техническом и физическом плане. Осуществить знакомство с ареалом концентрации туристских объектов лучше ближе ко второй половине путешествия, когда туристы уже достаточно акклиматизировались, вошли в свою максимальную физическую и техническую форму.

В середине маршрута довольно часто есть точка, где пересекаются маршруты многих туристских групп, путешествующих в данном туристском районе. Обычно это красивое место с хорошим обзором, с условиями, удобными для стоянки большого количества туристов, где могут формироваться элементы туристской инфраструктуры (базы, избы, вертолетные площадки). В таких местах туристские группы часто оставляют запасы продуктов и часть снаряжения и отсюда совершают кольцевые и линейные радиальные выходы.

Ближе к концу путешествия, когда группа уже хорошо акклиматизировалась и еще достаточно физических и моральных сил, туристы совершают линейный радиальный выход для преодоления какого-либо основного (ключевого) препятствия, обычно более сложного по физическим показателям. После этого они, как правило, проходят еще одно сложное препятствие (но уже не максимальной сложности для данного маршрута), которое отделяет туристов от уже довольно простых путей выхода из туристского района.

После этого последнего сложного препятствия начинается не сложный ни в физическом, ни в техническом плане выход из туристского района - обычно по тропам и дорогам, который завершается или в каком-либо населенном пункте, или в месте, куда подходит дорога, пригодная для проезда автотранспорта. Отсюда туристы выезжают из данного туристского района на рейсовом или на нанятом автотранспорте к транспортному узлу (пункту выезда), который расположен уже за пределами туристского района, но обычно находится еще в пределах данного географического района. Затем туристы дально-магистральными средствами транспорта (поездами или самолетами) возвращаются домой.

Примеров соответствия такой абстрактной модели спортивного туристского маршрута можно привести множество практически по всем туристским районам. Мы проиллюстрируем данную модель маршрутом спортивного путешествия по Катунскому хребту на Алтае.

Географическим районом данного маршрута является Алтай, пунктом подъезда, транспортным узлом, куда добираются дально-магистральными средствами транспорта, выступает город Бийск. Из него туристы уже добираются рейсовым или нанятым автотранспортом до туристского района - Катунского хребта.

Пунктом входа непосредственно на активную часть маршрута, до которого можно добраться на автотранспорте, является поселок Тюнгур. Дальше по дороге и тропе идет подход к основной части маршрута, где сконцентрированы объекты туристского интереса, через несложные перевалы (Казуяк - некатегорийный перевал, Кара-Тюрек - перевал 1А категории трудности). Основная часть путешествия по Катунскому хребту может осуществляться в разных его частях в зависимости от того, какие из них более интересны конкретной группе туристов.

Это могут быть прохождения перевалов в бассейне реки Аккем или в бассейне реки Кучерла -в кольцевом радиальном выходе; а могут и в районе истока реки Катунь (но тогда в этом случае это уже будет непрерывный линейный маршрут). Место пересечения маршрутов многих туристских групп - это или озеро Аккемское, или озеро Кучерлинское, или ледник Братьев Троновых, откуда обычно совершаются восхождения на гору Белуха.

После путешествия по ареалу концентрации объектов туристского интереса туристы иногда совершают радиальный выход для восхождения на гору Белуху - высшую вершину Алтая. Далее маршрут проходит через сложный перевал (чаще всего это перевал Делоне - 2А-2Б категории трудности, или перевал Буревестник - 2А категории трудности) и начинается выход к долине реки Катунь по одному из ее правых притоков, по тропам.

Пунктом выхода является один из поселков на Катуни, чаще всего поселок Тюнгур, который являлся и пунктом входа. Далее туристы выезжают автотранспортом к транспортному узлу -Бийску.

Авторы считают, что представленная абстрактная модель активного туристского маршрута является не надуманной, а выражает сложившийся в многолетней практике подход к осуществлению спортивных путешествий. Модель представляется оптимальной - она опробована многими поколениями туристов по разным видам туризма и в различных районах.

Эталонные туристские маршруты фактически являются районо-образующими потоками и в этой связи могут служить критериями туристского районирования территории. Сеть маршрутов, ее иерархия может лежать в основе туристской топологии региона и формировать мозаику туристских районов.

Эталонные туристские маршруты выполняют связующие, организующие роли в территориальных рекреационных системах, учение о которых разрабатывалось выдающимися географами, являющимися также специалистами и в спортивном туризме, и является наиболее научно оформленным и состоявшимся . Такие маршруты фиксируют и увязывают основные структурные элементы территориальных рекреационных систем, особенно в периферийных и горных областях.

Использование понятия «эталонный туристский маршрут» невозможно без изучения многих социально-экономических вопросов, например вопросов нынешней инфраструктурной обеспеченности эталонных маршрутов, соответствия свободного времени и доходов современного человека его «маршрутным» потребностям и возможностям, соответствия конкретных траекторий пространственно-временного поведения людей линиям эталонных маршрутов и т.д.

Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, представление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют технологию туристского обслуживания, то есть это формирование конкретного туристского продукта для удовлетворения потребности в туристской услуге.

Основные определения:

Маршрут- это заранее спланированная траса передвижения туриста в течение определенного времени с целью предоставления ему предусмотренных программой услуг.

Тур – это туристическая поездка по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом туристических услуг.

Туристская путёвка- это документ, подтверждающий оплату предусмотренных программой услуг. В настоящие время используется форма ТУР - 1

Ваучер – документ, который является гарантией для получения туристом оплаченной услуги или комплекса услуг от субъекта туристической деятельности.

6.2 Классификация туристических маршрутов

Классификацию туристских маршрутов можно построить по различным признакам.

По типам маршруты бывают:

тематические - с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;

походные – маршруты с активными способами передвижения;

физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.

По сезонности действия маршруты подразделяются:

круглогодичные (внесезонные);

сезонные - функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.).

По построению трассы маршруты подразделяются на:

линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе;

радиальные – (стационарные) с посещением пунктов из одного стационарного пункта на маршруте;

кольцевые - с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте.

По продолжительности маршруты бывают:

Многодневными (14-30 дней);

Несколько дней (1-3 дня)-маршруты выходного дня;

Несколько часов (экскурсии).

По виду транспорта на маршруте:

Собственный транспорт туристской фирмы;

Арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;

Личный транспорт туристов.

По способам передвижения на маршруте:

Автобусные;

Теплоходные (морские, речные);

Авиационные;

Железнодорожные;

Комбинированные.

Отдых на природе;

Отдых на морском побережье;

Отдых в горах и др.[

Все эти виды маршрутов предусматривают менеджеры турфирмы при составлении туров.

Составляется график движения по маршруту в табличной форме с указанием даты и времени прибытия и отправления по каждому пункту маршрута.

6.3 Разработка туристического маршрута

Разработка маршрутов – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Она длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Разработка маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута Процесс проектирования должен соответствовать требованиям закона Украины «О туризме» и ГОСТу 28681. 1-95 « Проектирование туристических услуг»

Процесс проектирования: поиск идеи – отбор идеи – разработка продукта и его проверка – разработка стратегии маркетинга – испытание продукта в рыночных условиях

Этапы разработки туристского маршрута:

Исследование туристских ресурсов по предлагаемой трассе маршрута;

Маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе;

Определение типа маршрута;

Построение трассы маршрута;

Разработка схемы безопасности на маршруте;

Разработка карты и паспорта маршрута;

Пробная обкатка маршрута;

Утверждение паспорта маршрута.

После разработки маршрута идет заключение договоров с партнерами.

Министерство образования и науки Украины

Севастопольский коммерческий техникум

Курс лекций по дисциплине :

Технология тур истической деятельности

для специальности Гостиничное хозяйство.

преподаватель Географии туризма

Емелин Сергей Викторович

Севастополь 2006.

Введение

Лекция 1. Понятие туристическая деятельность.

Место туризма в экономике страны

Лекция 2. Международный туристический рынок

Лекция 3. Государственное регулирование туристической деятельностью на Украине

Лекция 4. Технология туроператорской и турагетнской деятельности

Лекция 5. Теория туристического продукта

Лекция 6. Технология формирования туров

Лекция 7. Технология обслуживания клиентов

Лекция8.Технология взаимоотношения турфирмы с клиентами. Претензионная работа

Лекция 9. Сотрудничество туроператоров с гостиницами и предприятиями питания

Лекция 10. Технология транспортного обеспечения

Лекция 11. Взаимодействие турфирмы с экскурсионными фирмами и страховыми компаниями

Лекция 12. Аттракция клиентов во время отдыха

Лекция 13. Информационные технологии в туристической деятельности

Лекция 14. Туристические формальности

Лекция 15. Безопасность в туризме

Лекция 16. Международное сотрудничество в туризме

Список использованной литературы.

Введение

Развитие туристического бизнеса на Украине с момента получения независимости характеризуется, во первых появлением большого количества туристических предприятий, которые созданы с целью удовлетворения спроса на путешествия, отдых и развлечения. Увеличения спроса в свою очередь предъявило повышенные требования к планировки маршрутов и туров и организации обслуживания. В таких условиях создания турпродукта турфирмами и его продвижение на рынок требует постоянного совершенствования качества услуг, технологии обслуживания, профессионального уровня работников предприятий туризма.

Различные виды и формы туризма, типы клиентов, а также знания технологии и организации обслуживания клиентов требуют от менеджеров туризма соответствующих знаний, умений и навыков. Во первых это знания рекреационных ресурсов, курортов и турцентров, овладения навыками управления предприятием туризма, основ предпринимательской и хозяйственной деятельности на Украине.

В последнее время расширилась география туризма, появилась возможность организации

путешествия практически в любую точку мира. Рядом с традиционными путешествиями на лечение, отдых и познавательной целью возникают новые виды такие как винные и гастроном туры, экстремальные виды, клубный отдых и так далее. Для удовлетворения спроса возникла потребность создания нового туристического продукта, который бы соответствовал желаниям клиентам. При создание продукта необходимо использовать новые методики обслуживания а также творческие потенциал клиентов.

Курс лекций разработан с целью приобретения необходимых знаний, умений и навыков менеджера по туризму. При изучение предмета решаются следующие задачи: формирование у студентов делового мышления, приобретение профессиональной компетентности, предпринимательских навыков, инициативности, умение видеть перспективы и решать производственные задачи.

Для усвоения предмета предлагается использования активных форм обучения: ситуационные задачи, круглые столы, семинары. Значительное внимание уделяется самостоятельной работе.

Предмет тесно связан с з блоком технологических дисциплин: "Технология обслуживания в туристических и гостиничных комплексах", "Технология обслуговування в предприятиях питания ".

Курс состоит из 16 лекция и рассчитан как на студентов так и на специалистов с целью которые работают в турфирмах

Лекция 1.

Понятие туристическая деятельность. М

1.1 Основные понятия и термины

Технология - это совокупность производственных методов и процессов в отдельной отрасли производства (турбизнес).Улутшение каждого звена технологического процесса ведет к позитивным изменениям качества, скорости и стоимости, тем самым влеяя на общество и экономику страны.

Туристическая деятельность - деятельность по оказанию различных туруслуг в соответствии с требованиями Закона Украины « О туризме » и других законодательных актов.

Субъекты туристической деятельности - предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, физического лица которые зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством Украины, имеют лицензию на оказание различных туруслуг.

Туристическая индустрия - совокупность различных субъектов туристической деятельности (отели, тукомплексы, гостиницы, рестораны, транспортные компании итд.) которые обеспечивают прием, размещение и перевозку туристов.

Турист - лицо, которое осуществляет путешествие по Украине или в другую страну с различной, не запрещенной законом страны, целью на срок пребывания от 24 часов до шести месяцев.

Турфирма - субъект предпринимательской деятельности который занимается созданием, реализацией и организацией потребления турпродукта и имеет лицензию на занятием турдеятельностью.

Туристические услуги - услуги субъектов туристической деятельности относительно размещения, питания, транспортного и информационно-рекламного обслуживания, а также услуги заведений культуры, спорта, быта, развлечений и тому подобное, направленных на удовлетворение потребностей туристов;

Туристический продукт - комплекс туристических услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста во время его путешествия;

1.2. М есто туризма в экономике страны

В условиях перехода Украины к рыночной экономике, происходит поиск новых путей развития государства, анализ современного состояния, разрабатываются перспективы на будущее. Все эти процессы касаются и туризма. Который направлен на получения прибыли через удовлетворения потребностей людей в отдыхе. Туризм - это уникальная отрасль народного хозяйства. При небольших капиталовложениях туризм является одной из самых прибыльных отраслей. Ежегодный доход туризма составляет 3 трл.$. На туризм приходится 6% ВНП мира, 7% инвестиций. Во многих странах мира туризм превратился в передовую отрасль экономики.

Таб. 1 Доходы стран мира от туризма в млд.$.

Доходы от международного туризма

Рыночная доля %

Великобритания

Гонг-Конг

Австралия

Новая Зеландия

В 2000 году ВТО зарегистрировала 698 млн. турприбытий в мире, а доход составил 467 млд.$. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%. По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет продолжаться и далее. По разным подсчётам, к 2000 году эта отрасль станет ведущей экспортной отраслью в мире. Ожидается, что при сохранении сложившихся темпов роста число международных путешествий к 2005 году достигнет 900 млн. человек, а к 2010 году увеличится и составит порядка 937 млн. человек.

Таблица 2. Первые десять стран мира по числу туристов в 2002г. |

Число туристов млн. чел.

Доля от общемирового уровня %

Великобритания

Германия

Объем турпатоков в Украине составил в 2002 г.: иностранный 6,3 млн. ч. внутренний 7,2 млн. ч. Объем туристического потребления 22,6 млрд. грн. или 4,2 млрд. дол. США Темп роста + 6,4% . В том числе иностранный туризм вырос на +9,2%, внутренний на +4,1%. Объемы потребления выросли на + 8,1 %. Среднее число работников туристической отрасли 189 тыс. Количество субъектов 3134. Количество санаторно-курортных учреждений 3242, гостиниц и аналогичных заведений 1254 . Наибольшее количество туристов из России 2,8 млн. (45%), Молдовы 1,2 млн. (19%), Венгрии 619 тыс.(10%), Беларуси 579 тыс. (9%), Польши 377тыс. (6%). По цели посещения: служебные 19%, организованный туризм 11%, частные поездки 61%. Наши граждане выезжали в Россию 3,5 млн. (38%), Польша 2,5 млн. (27%), Венгрия 1 млн. (11%),Молдова 657 тыс. (7%), Беларусь 520 тыс. (6%). По служебным целям 15%, организованный туризм 23%, частные поездки 62%

Стратегическая цель Украины это создание конкурентоспособного туристического продукта на международном рынке. Создание позитивного образа нашей страны.

Туристы приезжающие к нам должны убедиться что Украина - независимое европейское государство.

Функции туризма:

Рекреационная

Просветительная

Социальная

Культурная

Экономическая

Воспитательная

Экологическая.

Восстановительная

Развивающая

Развлекательная

Факторы развития туризма: биологические, социальные, психологические, экономические, технологические, физико-географические, политические.

1.3. История международного туризма

1841г. Томас Кук английский священник организовал прогулку по железной дороге от Ланкастера до Долнгборуга в которой приняли 600 чел.

1847г. Общество Кука стало распространять билеты на путешествия и экскурсии в.т.ч. и за рубеж.

1852г. Кук основал в Лондоне первое Туристическое Бюро.

1863г. Кук организовал поездку в Швейцарию положив начало Международному туризму.

1918г. Америкен экспресс туристическая фирма с филиалами на всех континентах.

1958г. Первый трансатлантический авиарейс.

1975г. Создана Всемирная туристическая организации с штаб квартирой в Мадриде.

1 . 4 Виды современного туризма

По значению туризм делят на иностранный(путешествия иностранцев по нашей стране), международный (путешествия граждан Украины и лиц проживающих здесь постоянно в другие страны), внутренний(путешествия лиц здесь проживающих внутри страны).

По масштабу туризм делится на континентальный (Столицы Европы), трансконтинентальный (например круиз Лондон-Нью-Йорк), кругосветный (Лондон - Нью-Йорк - Майами - Рио -Токио - Кейптаун -Каир-Рим-Париж).

По характеру организации туризм бывает организованный(поездка за путевками) и дикий.

По продолжительности туризм делятся на кратковременный и продолжительный.

По интенсивности туристические потоки подразделяются на постоянные(туры в Париж, Рим или Токио) ,сезонные(лето - Крым, зима- Карпаты) и временные (например в Донецк на футбольный матч Шахтер - Реал).

По возрасту выделяют детский, молодежный, взрослый, и туризм людей пенсионного возраста.

По средствам передвижения выделяют авиационный, автомобильный,велосипедный, железнодорожный, морской, речной, гужевой, пешеходный.

По социальному статусу туристов выделяют туризм социальный и коммерческий

По цели путешествия выделяют лечебно-оздоровительный, спортивный, экскурсионный, деловой, фестивальный, поощрительный туризм, научный, политический, зеленый, агротуризм, космический, религиозный.

Лекция 2 . Ме ждународный туристический рынок

2 .1 Понятие и схема туристического рынка

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны.

С экономической точки зрения туризм - это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями.

Рынок место, где спрос встречается с предложением. это не конкретное место, а собственно встреча спроса и предложения, на которой решается вопросы: а) что купить? б) что продавать и по какой цене?

Рынок - сфера обмена товарами между производителями и потребителями, сложившаяся на основе разделения труда.

Туристический рынок - система отношений (экономических, социальных, юридических), связывающих производителей тур продукта и потребителей, которые заинтересованы в определенном виде тур продукта., которые имеют возможность продавать и покупать.

Туристский рынок можно рассматривать в качестве:

совокупности покупателей и продавцов туристского продукта;

инструмента согласования интересов покупателей и продавцов туристского продукта;

сферы реализации туристского продукта;

сферы проявления экономических отношений между покупателями и продавцами туристского продукта.

Туристский рынок выполняет следующие функции:

реализацию стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте;

организацию процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста);

Виды: национальный и международный туристический рынок.

Субъектом тур рынка являются потребители и производители тур продукта, посредники правительство и.т.д.

Туристский рынок характеризуется емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта.

Емкость туристского рынка - его способность "поглотить" то или иное количество туристского продукта, то есть возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении

Тур рынок - экономическая система взаимодействия 4 основных элементов:

Тур спрос, - предложение, - цена, - конкуренция

Тур спрос - подтверждение платежеспособностью рекреационных потребностей людей, выраженных в определенном кол-ве т.п. и услуг, которые потребители могут приобрести при определенных ценах на тур продукт.

Спрос - показатель, отражающий объем продаж определенного тур продукта на выбранном сегменте рынка.

Неэластичный

Стабильный (вне зависимости от колебания цен)

Эластичный (изменяющийся в ту или иную сторону, в зависимости от изменяющихся цен)

Спрос может быть:

Отрицательный (большая часть рынка недооценивает т.п., и согласна на дополнительные издержки, чтобы избежать его)

Отсутствующий (потребители игнорируют предлагаемый продукт)

Открытый (потребители испытывают нужду в тур направлении или чем-либо, что рынок по каким-то причинам предложить не может)

Падающий (потеря потребителей интереса к определенному т.п.)

Нерегулярный (сезонный, ежедневный, вплоть до почасовых колебаний)

Полноценный (ту предприятие - продавец удовлетворен своим торговым оборотом)

Нерациональный (вредные для здоровья или аморальные товары и услуги)

Основой тур спроса является потребность человека в отдыхе, познании, общении, которое и побуждает его к путешествию.

Являясь элементом тур рынка, спрос формируется на основе многих факторов объективного и субъективного характера

Динамическое развитие обусловлено действием комплекса демографических, природно-географических, социально-экономических, научно-технических факторов.

На ряду с ними выделяется группа субъективных факторов, включающая вкусы, предпочтения, национальные традиции.

Предложение турпродукта - количествово турпродуктов (тур услуг), которое выставлено на рынок при определенном уровне цен. Если спрос отражает предположительную емкость рынка, то предложение - это фактический объем туриско-экскурсионных услуг, которые предлагают потребителю на рынке.

Соотношение м/у спросом и предложением зависит от многих факторов, одним из которых является цена. Завышенные цены приводят, за исключением единичных случаев, к падению спроса, а занижение к потере прибыли и нерентабельности предприятия.

Цена - мера и регулятор равновесия м/у спросом и предложением на туррынке. Это основной критерий выбора тур продукта для большинства потребителей и поэтому в первую очередь она влияет на объем продаж.

На уровень цен м. оказать влияние факторы:

цены на услуги поставщиков тур услуг (гостиницы, транспорт)

цены на услуги, предоставляемые конкурентами на рынке

колебания в спросе

сезонность

психологические факторы, связанные с модой, престижем и т.д

Существуют 3 метода разработки цен:

установление цены в зависимости от спроса на рынке

установление цены в зависимости от уровня цен конкурентов

расчет цен по себестоимости тур продукта (услуг/товаров)

В туризме применяют дифференцированные цены. Дифференциация цен проводится в зависимости от:

времени (сезон, не сезон, проведение конгрессов, Олимпиада)

сегмента рынка

формы оплаты (предварится - скидки, в минимальный срок)

Конкуренция - взаимная борьба предприятий за монопольное/лучшее положение на тур рынке.

Взаимодействие элементов рынка приводит к его цикличности (если предложение тур продукта больше спроса, то цены на него падают. Это вызывает снижение предпринимательской активности по производству данного/конкретного тур продукта, если наоборот, то наступает повышение цен и эта ситуация стимулирует производство этого продукта на рынке). После определенного колебания цен наступает период равновесия спроса и предложения. В этот период рынок приходит в равновесное состояние.

2 .2 Факторы, влияющие на туристический рынок

Туристический рынок - это рынок услуг. Он имеет специфические особенности, учитывать которые необходимо при организации туристического бизнеса.

Туристический рынок в значительной мере зависит от различных факторов:

Природно-экологические факторы:

Хороший климат и комфортные природные условия

Наличие красивых ландшафтов и природных достопримечательностей

Наличие рек, озер, и других водоемов

Чистота и ухоженность

Социально экономический факторы:

Уровень жизни основной массы населения

Социальная свобода и права, дающие возможность гражданам передвигаться внутри и за пределы государства

Внешнеэкономические связи государства

Политические факторы:

Политическая стабильность

Мирные отношения между государствами

Наличие межправительственных соглашений в области туризма

Демографические факторы:

Рост населения

Увеличение продолжительности жизни

Этнические туристические потоки

Приток в туризм молодежи

тенденция увеличения семейных путешествий

Тур. спрос носит ярко выраженный сезонный характер с пиками в определённое время года и спадами в остальные месяцы. В странах северного полушария с умеренным климатом основными тур. сезонами является. летний (июль-август) и зимний (январь-март). т.ж. выделяют межсезонье (апрель-июнь, сентябрь). И т. наз. мёртвый сезон (октябрь-декабрь).

Сезонный характер тур. спроса проявляется в неравномерной загрузке предприятий тур. индустрии. Сезонные колебания тур. спроса обусловлены влиянием разных факторов: природно-климатического, экономического, социального, психологического.

2 .3 С егментация туристического рынка

Современный тур рынок характеризуется большой дифференциацией.

Дифференциация - это разделения рынка на различные сегменты спроса, обусловленные едиными признаками потребления, свойственными каждому сегменту потребления.

Каждый сегмент характеризуется однородностью мотивов и возможностей.

Сегментация рынка:

1. Социально - экономические факторы: пол, возраст, доход, род занятия итд.

2. Культура

3. Географический фактор

4. Адаптация к новому: новаторы и ретрограды

5. Каналом получения товара

6. Использования товара

7. Психологические факторы

Целью тур фирмы является создание соответствующего тематики и составу услуг туристического обслуживания. При этом не забывать о вкусах, привычках и менталитете приезжих.

Изучением потребностей каждой конкретной группы туристов занимается туристический маркетинг. Существуют 12 принципов туристического маркетинга.

1. Обновление продукта 2. Изучение потенциала рынка 3. Учет направлений на рынке 4. Учет региональной разницы 5. Учет сезонной разницы 6. Соответствие рекламного бюджета задачам программы 7. Соответствие политики конкретным целям 8. Испытание новых идей до их внедрения на рынок. 9. Не путать тактику и стратегию. 10. Анализ ошибок маркетинга. 11. Анализ жизненного цикла. 12. Оценка конкурентов.

Тур маркетинг - система организации и управления деятельностью. тур предприятия., направленная. на разработку новых более эффективных видов туристко - экскурсионных. услуг, их производству и сбыту с целью получения прибыли на основе повышения качества т.п. и учета процессов, происходящих на смежном тур рынке.

К функциям маркетинга относится:

учет рыночного спроса

определение оптимального ассортимента

определение структуры производства (управления)

принятие эффективных решений

разработка сбытовой политики

изучение спроса на т.п.

требование потребителей к качеству тур услуг

Виды маркетинговых стратегий:

сегментирование рынка

инновации

диверсификация - попутное занятие, которое несвойственно данному турпредприятию

интернационализация - планомерное, системное, анализ зарубежных рынков

глобализация - определение общих, независимо от специфики отдельной страны рынков и услуг, т.е. определение глобальных рынков, приоритетных для внедрения

кооперация

технологические стратегии - сознательный выбор технических направлений (высокий сервис, культура обслуживания, оперативность. обслуживания. клиентов)

Ценовая политика

Выбор каналов распределения

Обслуживание (уровень сервиса, страхование)

Стимулирование сбыта (продаж).

Жизненный цикл продукта - время существования товара или услуги от его появления на рынке на продажу до момента исчезновения с рынка. существует пять стадий цикла:

1. Разработка

2. Внедрение

4. Зрелость

2 . 4 Структура международного туристического рынка

Международный туризм в мире крайне не равномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития отдельных стран и регионов.

Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% - на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.

ВТООН в своей классификации выделяет страны, являющиеся преимущественно поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия) и страны являющееся, в основном, принимающими туристов (Австралия, Греция, Италия, Испания, Мексика, Португалия, Франция, Швейцария). Наибольший доход от туризма получают США, Испания, Франция, Китай. А к странам которые тратят на туризм относятся Германия, Скандинавские страны, Великобритания, Япония

Рассмотрим кратко состояние туризма по регионам

Европа - 400.млн. туристов. темпы роста 7% Основной прирост посещаемости приходится на страны Средиземноморья: Испания, Италия, Греция, и страны Восточной Европы. Падения в традиционных туристических странах: Франция, Великобритания, Швейцария, Ирландия.

Америка - 130 млн. туристов. Темпы роста 4% Основной поток приходится на США, Мексика, Бразилия, Аргентина.

Азиатско-тихоокеанский регион - 100 млн. туристов. темпы роста 8,5%. Прибытие туристов растет за счет Китая, Японии и Юго-восточной Азии.

Китай- рынок путешествий потенциально феноменального размера. Быстрый экономический рост (поддержанное иностранными инвестициями расширение производства, рост покупательной способности) и либерализация туристских ограничений могут стимулировать усилия по росту внутрирегионального туризма из Китая. Не исключена возможность, что к 2010 г. китайский туристский рынок может стать более обширным, чем американский.

Африка - 27.3 млн. туристов. Прирост 9% Наибольший рост у стран Магриба и Южной Африки.

Ближний Восток - 20 млн. туристов. Прирост 17.5%. Хорошие темпы роста у Израиля, Иордании, Турции, Кипра. негативный у Ирака и Ирана.

Учеными высказана основные тенденции туризма до 2020 года.

В Европе придётся выдерживать жёсткую конкуренцию за доходы от туризма, которая потребует от европейской индустрии туризма повышения качества предоставляемых услуг.

Расходы на все виды путешествий и, в первую очередь, расходы на транспорт, будут увеличиваться быстрее, чем другие статьи семейного бюджета. Путешествия станут более частыми, но менее продолжительными, так как расходы на одну поездку снизятся. В целом же затраты на путешествия возрастут за счёт потребления более качественного отдыха.

Число поездок будет увеличиваться за счёт межконтинентальных путешествий из Европы в Америку, Азию и Океанию.

Сезонные изменения рыночной конъюнктуры в ближайшем будущем перестанут быть проблемой для индустрии туризма, так как удачный маркетинг будет способствовать их выгодному использованию. Для этого потребуется активное сотрудничество между государствами и частными туристскими структурами.

Использование воздушного транспорта будет расширяться быстрее благодаря увеличению числа удобных прямых рейсов.

Группы, включая семейные, будут уменьшаться и выбирать всё более гибкую программу отдыха.

По мере всё более активного внедрения компьютерных систем бронирования будут уменьшаться сроки бронирования.

Активнее других будут путешествовать две возрастные группы: люди пожилого возраста и молодёжь.

Будет продолжать расти спрос на туризм, связанных с посещением культурных достопримечательностей, а также с активным отдыхом.

Состояние окружающей среды станет одним из доминирующих факторов в привлечении туристов, особенно в сельских и прибрежных районах.

11. Маркетинговое сегментирование рынка станет более чётко выраженным. Предложение необходимо будет подстраивать под потребности каждой группы потребителей.

Лекция 3 . Государственное регулирование туристи ческой деятельностью на Украине

3.1. Роль государства в управле нии туристической деятельностью

Центральным органом государственной исполнительной власти в области туризма является Государственный комитет Украины по туризму, полномочия которого определяются Законом Украины «О туризме» и Указом Президента Украины «Про положение про Государственный комитет Украины по туризму» от 29.12.98.

Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:

обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;

создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;

развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Украины,

развитие международных контактов;

сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного потенциала страны, туристских ресурсов.

Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется посредством:

создания нормативных и правовых актов, направленных на упорядочение и совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

содействия в продвижении турпродуктов на внутреннем и мировом туристских рынках;

лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

установления правил въезда, выезда и пребывания на территорию Украины прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию целевых программ развития туризма;

защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

создания благоприятных условий для инвестиций, налогового и таможенного регулирования;

содействия кадровому обеспечению туристской деятельности и развитием научных исследований в сфере туристской индустрии.

Государство регулирует туристическую сферу с помощью контроля оказания туристическиз услуг экономических и административных механизмов.

Контроль качества услуг и обслуживания, предоставляемых туристскими предприятиями, проводится на основе использования различных методов:

А) визуального контроля (путем осмотра объекта - его интерьеров, оборудования, инвентаря, посуды, столового белья и пр.);

Б) аналитического (анализа документации - бракеражных журналов, санитарных книжек персонала и пр.);

В) медицинского контроля (медицинских осмотров персонала, санитарно-эпидемиологических анализов);

Г) инструментальных (определения качества воды, воздуха и т.д., проверки технического состояния и режимов работы оборудования и т.д.);

Д) социологических (путем опроса туристов и обслуживающего персонала).

Административные меры осуществляются путем:

1. создания нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;

2. содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

3. зашиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности; лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;

4. установления правил въезда, выезда и пребывания на территории страны с учетом интересов развития туризма;

5. налогового и таможенного регулирования

6. стандартизация и сертификация в сфере туризма

Экономические меры осуществляются путем:

1. прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;

2. создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;

3. предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью;

4. содействия кадровому обеспечению туристской деятельности;

5. развития научных исследований в сфере туристской индустрии;

6. содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;

7. обеспечения картографической продукцией

Государственное регулирование туристской деятельности можно объединить в три общие модели:

1) центральная государственная туристская организация отсутствует, все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной самоорганизации (например, США, где в 1997 году ликвидировали государственную структуру USTTA, ведавшую туризмом)

3) вопросы развития туристской деятельности решаются на уровне многоотраслевого министерства, которое решает глобальные проблемы государственного регулирования и проводит маркетинговую деятельность (Франция, Испания, Великобритания, Италия)

3.2 Государственная регистрация субъектов п редпринимательской деятельности

Начало деятельности субъекта туристическое деятельности - это регистрация его в государственных органах. Любой субъект тогда считается созданным когда пройдет регистрацию в государственной администрации по месту нахождения предприятия. Порядок регистрации определен действующим законодательством Украины и состоит из нескольких условий регистрации. В Украине на протяжении нескольких лет действует типичная схема регистрации новосозданного предприятия.

Таблица. 3. Схема государственной регистрации предприятия на Украине.

Действия

Заключительный документ

Обоснование целесообразности создания предприятия

Выбор вида деятельности. Поиск партнера. Подготовка бизнес-плана

Бизнес-план

Собрание учредителей

Выбор организационно-правовой формы предприятия. Утверждение учредительного договора.

Учредительный договор и протокол заседания.

Услуги нотариальной конторы

Нотариальное свидетельство подписи участников.

Нотариальное свидетельство

Подготовка документов к регистрации

Оплата госпошлины

бланк госпошлины

Учет в ГНА

отметка на учредительных документах. Идентификационный код

Обращение в банк

Открытие счета в банку 30% от статутного фонда для ООО и ОАО и 50% для ЗАО

Справка про открытие счета

Обращение в госадминистрацию

Подача необходимых документов.

Свидетельство про регистрацию

Обращение в ПФ и ФЗ

Регистрация в фондах

Отметка фондов.

Обращение в МВД

Прием необходимых документов и выдача разрешения на изготовление печати и штампов.

разрешения на изготовление печати и штампов.

Обращение в штемпельно-гравирувальную мастерскую

Изготовление печати и штампов

Печать и штамп

Лицензирование СПД

Получение лицензии

Лицензия для осуществления турдеятельности

3.3 Лицензирование субъектов турдеятельности

Органы, которые реализируют государственную политику в сфере лицензирования туристической деятельности: 1) Кабинет министров Украины; 2) Государственная туристическая администрация.

Для получения лицензии в лицензионный отдел Управление нормативно-правовым и кадровым обеспечением ГТАУ подаются следующие документы:

1. Заявление установленного образца.

2. Учредительные документы и свидетельство про регистрацию

3. Выписка из трудовой книжки

4. Характеристика деятельности.

5. Документ подтверждающий наличие служебного помещения

6. Договор со страховой компанией

7. Справка из статуправления

8. Квитанция об уплате госпошлины

Причинами для принятия решения в отказе выдачи лицензии являются:

Недостоверность данных в документах поданных заявителем

Несоответствие заявителя согласно поданных документов лицензионным условиям.

3.4 Стандартизация и сертификация

Стандарт - нормативный документ в котором указаны правила, требования, общие принципы или характеристики касающиеся разных видов деятельности или их результатов, для достижения оптимальной упорядочения в определенной области

Гостандарты Украины - ДСТУ

отраслевые стандарты - ГСТУ

технические условия Украины - ТУУ

стандарты предприятий

Государственные стандарты издаются в виде брошюр, сборников, которые доступны любому потребителю информации.

Сертификацией понимается деятельность. по подтверждению соответствия продукции и услуг, установленным требованиям в целях:

создания условий для деятельности. организаций, предпринимательства на едином рынке Украины, для участия в международной. торговле,

содействия потребителя в выборе услуг

защиты потребителя от недобросовестного исполнителя,

контроля и безопасности услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущ. потребителей,

подтверждения показателей качества услуги, заявленной исполнителем.

Сертификация тур. услуг и услуг по размещению проводится в соответствии принятых нормативных актов (« О сертификации продукции и услуг», « О защите прав потребителя», « Об основах тур. деятельности»).

Правилами сертификации тур. услуг и услуг гостиниц, утверждённые Постановлением гос. стандарта Украины и ГОСТами:

1) Классификация гостиниц.

2) Проектирование тур. услуг.

3) Требования по обеспечении безопасности туристов и экскурсантов.

4) Тур услуги - общие требования.

Правилами сертификации тур. услуг и услуг гостиниц определены этапы сертификации:

Подача заявки на сертификацию.

Подготовительные работы. На этом этапе тур. предприятию, которое подаёт заявку выдаётся анкета-опросник с целью предварительной оценки готовности к сертификации. Анкета поступает к эксперту, который анализирует. В случае принятия решения о начале сертификации эксперт совместно с заявителем выбирает схему сертификации.

В туризме их существует 4:

Предусматривает оценку мастерства исполнителя и рекомендуется для сертификации экскурсий.

Предусматривает оценку процесса оказания услуг и рекомендуется для тур. пред.

Аттестация предприятий - для гостиниц.

Сертификация систем качества.

В зависимости от выбранной схемы разрабатывается программа сертификационной проверки.

Сертификационная проверка.

Выполняется у заявителя комиссией сертификационного. центра.

Наличие комплекта действующей документации (Система доведения полезной информации до туриста.

Договор с туристом на куплюпродажу турпродукта..

Контракты с партнерами

Соответствие набора услуг, обещаемых туристу, согласованных в контрактах и программах.

Квалификация персонала и др. документы, которые входят в перечень программы.

Результаты проверки оформляются актом проверки.

Этап принятия решения о выдаче сертификата соответствия и знака соответствия при положит. результате проверки, или невыдаче при отрицательном результате.

Срок действия не более 3 лет.

В случае отрицательного. результата проверки. в соответствии с Законом наступает лицензии аннулирования лиценз...........

Страницы: | | | | | |