Гарантийный сюрвейер. Кто такой сюрвейер? Техническое освидетельствование грузовых транспортных средств, контейнеров, вагонов

Для того чтобы верно оценить ситуацию и определить степень виновности того или иного лица, на Западе действует институт сюрвейеров. Независимый сюрвейер. Кто он? Кого лучше привлечь к участию в перевозочном процессе: юриста, страховую компанию или сюрвейера? Ответы на эти вопросы в нашей статье.

В эпоху СССР функции сюрвейеров в стране выполняли Союзэкспертиза (после акционирования она стала одним из частных предприятий), Институт аварийных комиссаров (давно прекратил существовать) и экспертные советы при торгово-промышленных палатах. Последние нередко не удовлетворяли нужды клиентов, поэтому нишу быстро заполнили сюрвейерные компании.

Первые службы независимых сюрвейеров появились в нашей стране в конце 2000 года в крупных портовых городах. Изначально их специалисты занимались вопросами расследования страховых случаев в сфере морского транспорта. Сейчас такие службы осуществляют правовую помощь в любой сфере страхования. Специалисты-сюрвейеры есть в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке и других городах России.

За рубежом судебная и арбитражная практика, а также страховые компании давно и обязательно пользуются услугами независимых сюрвейеров, которые в силу своей независимости не заинтересованы ни в преувеличении, ни в преуменьшении возможных потерь. Неудивительно, что именно иностранные партнеры потребовали от нас сюрвейерских услуг, когда на морских границах столкнулись наши и зарубежные интересы. Тем не менее первая зарегистрированная отечественная сюрвейерская организация потратила несколько лет для того, чтобы доказать свое право на существование: российские производители и торговые предприятия долго не хотели объективно оценить значимость этих услуг. Понимание важности заключения независимого сюрвейера пришло позже, когда появились прецеденты рассмотрения дел в суде, особенно в зарубежном, где без такого заключения никакие доводы стороны просто не имеют доказательности и дело проигрывается.

Сюрвейер (от английского surveyor ) - слово мало знакомое российскому предпринимателю. В русском языке в какой-то степени синонимичным ему можно считать слово "эксперт". Сюрвейер - это тот, кто, будучи независимым, занимается тщательным и детальным инспектированием, исследованием, проверкой, установлением наличия или отсутствия какого-либо факта, а также выдачей рекомендаций в лицензируемой области по заявке физических или юридических лиц.

Декларация независимости сюрвейера не является гарантией объективности. По-настоящему независимой можно считать только ту сюрвейерскую организацию, ни одна акция которой не принадлежит государству. В нашей стране сюрвейерские организации иногда образуются при различных НИИ, Министерстве транспорта, регистре судоходства и т.д., и если российский арбитраж или суд еще может принять заключение таких сюрвейеров к рассмотрению, то зарубежная претензионная практика не считает их независимыми именно в силу государственной принадлежности и, следовательно, неизбежного лоббирования ими государственных, национальных или ведомственных интересов.

Потерей независимости считается также работа более чем на одну сторону транспортного процесса или торговой сделки. Нельзя, к примеру, одновременно работать на отправителя и получателя, так как в случае столкновения интересов сюрвейеру неизбежно придется жертвовать интересами одной из сторон. Обычный для нас случай, когда агентирующая или экспедиторская фирма является и сюрвейером, или когда страховая компания присылает сюрвейера, состоящего в штате этой компании. Нигде в мире такой практики нет.

Сюрвейер - специалист по исследованию обстоятельств страховых случаев (причинение вреда здоровью, повреждение или утрата имущества, груза в результате пожара, аварии, потопа, несчастного случая и тому подобное). Сюрвейер консультирует судовладельцев и капитана, координирует процедуры осмотра (вызывает специалистов, организует спасение людей, определяет повреждения, которые потребуется устранить при ремонте), инспектирует (собирает улики, чтобы установить причины аварии), исследует судовые записи, проверяет факты, сертификаты экспертов и членов экипажа, сводки погоды и отчеты водолазов, опрашивает плавсостав и свидетелей, устанавливает контакты с портовыми властями, анализирует факты (это называется "проверить виноградник" - прежде всего выясняется "история" судна, сравниваются аналогичные прецеденты и другое).

И только после этого составляют отчет. Причем в нем указывают информацию для публичных заявлений, а конфиденциальные сведения указывают, по желанию судовладельца, в отдельном комментарии.

Одной из многочисленных услуг сюрвейерской службы является сертификация. При определении состояния судна или груза сюрвейер выдает сертификат за своей подписью, в котором удостоверяет, например, что груз в трюмах уложен и закреплен в соответствии с действующими международными или национальными требованиями и, следовательно, безопасен для судна и не будет поврежден в условиях морской перевозки. Это делается как в интересах перевозчика, чтобы освободиться от ответственности за повреждение груза, так и в интересах грузовладельца или страховщика для избежания ими экстра-расходов.

Сертифицируется также пригодность грузовых помещений к приему груза: отсутствие посторонних запахов и остатков предыдущего груза, герметичность трюмов, наличие изолирующих от металла приспособлений и т.д. Юридически важно зафиксировать независимой стороной факт полной выгрузки судна и отсутствие остатков груза в трюмах.

Естественно, что при перевозке массовых грузов все причастные к этому процессу заинтересованы в подтверждении выполнения своих обязательств: отправитель и получатель в том, что товар поставлен именно того качества, которое указано в контракте, а перевозчик в том, что качество товара не изменилось за время пути. С этой целью на разных этапах транспортировки, обычно при погрузке, перевалке и выгрузке, независимой стороной производится отбор проб по принятой или оговоренной технологии с последующим хранением этих проб до одного года, а также анализ содержимого для установления качества и соответствия контрактным условиям.

Предприятия, организации, а также граждане, имея на руках страховой полис, нередко сталкиваются с рядом проблем, из-за которых страховые компании не могут выплатить им страховые возмещения либо произвести выплату в объеме заявленных требований. Например, один страхователь не счел необходимым немедленно уведомить страховую компанию о причиненном ущербе объекту страхования, тем самым лишил ее возможности своевременно зафиксировать обстоятельства страхового случая, дать объективную оценку произошедшему. Поэтому в выплате страхового возмещения было отказано.

Причины таких отказов в том, что страхователи часто допускают ошибки в оформлении права собственности на объект страхования, не предоставляют полные сведения об объекте страхования и тому подобное. Во многих фирмах и организациях есть юридические отделы или опытные юристы, которые, если возникает необходимость, занимаются вопросами урегулирования претензий по страховому случаю. К сожалению, они не всегда могут успешно решить эти проблемы, поскольку не специализируются именно на страховом праве. Поэтому целесообразней в данном случае пригласить сюрвейера. Роль сюрвейера и состоит в том, что он ставит диагноз, а юрист прописывает пилюли.

На Западе статус сюрвейера вытекает из договорной практики: к его услугам обязательно прибегают при наступлении страхового случая или в спорных ситуациях, когда требуется независимая оценка количества и качества груза. Фактически сюрвейер - свидетель, который должен подтвердить или опровергнуть определенные факты.

В России законодательство сюрвейерной деятельности расплывчато. Работа сюрвейеров регламентируется в основном ведомственными инструкциями. Отсюда возникают проблемы: закон не обязывает российские компании на внутреннем рынке прибегать к услугам сюрвейера. Это дело добровольное. Владелец груза или транспортного средства обычно сам улаживает конфликты, связанные с грузоперевозками. Ведь рынок страхования в сфере грузоперевозок в РФ не развит.

Никто никому не доверяет. Поэтому страховые компании придумывают различные системы процедур, усложняющие получение страховок, и содержат громоздкий аппарат для оценки репутации потенциальных клиентов. Ну а для сопровождения арбитражных процессов руководство предприятий считает, что достаточно нанять хорошего юриста.

Вот и выходит, что сюрвейер на российском рынке вроде как посредник, который нередко выполняет не свойственные ему функции. И нередко превращается по сути в брокера, предлагающего пакет услуг: страховщика, консультанта, провайдера, туроператора и оценщика.

В последнем случае и всплывают многочисленные"карманные" сюрвейерные компании, готовые подтвердить все что угодно, лишь бы клиент заплатил по полной программе за так называемый комплексный сервис.

Тем не менее в России по мере развития рынка сюрвейерские услуги все больше востребованы. В российских арбитражных судах все чаще прислушиваются к заключениям сюрвейеров. С мнением известных на рынке сюрвейерских компаний считается российская таможня. Все это признаки того, что меняется отношение к рынку сюрвейерских услуг. Складываются предпосылки для его дальнейшего развития - по мере подъема отечественной экономики и прозрачности финансовой среды, в которой функционирует российский бизнес.

О тдел права "ТР".

Независимость и компетентность
Сюрвейерское обслуживание транспортного процесса

Источник: В.И. Снопков; Журнал “Опасные грузы и контейнеры” №5-6 2008

Надзор, техническое наблюдение, подтверждение, соответствие, сертификация, классификация, инспекция, освидетельствование, экспертные услуги, сюрвейерские услуги – все эти термины относятся к оценке соответствия того или иного объекта требованиям законов, конвенций, технических регламентов, стандартов или просто требованиям заказчика. Выполняют подобные работы различные категории должностных лиц, экспертов и просто специалистов. В соответствии с Российским законом о техническом регулировании надзор может осуществляться только представителями федеральных органов власти, причем, бесплатно, а все остальные виды работ выполняются компаниями, организациями и физическими лицами в виде услуги, которая оказывается клиенту. Из представленного выше перечня работ выделяют сюрвейерские услуги, в основу которых легла независимая от государства и прямого влияния бизнеса оценка технического состояния того или иного объекта и в первую очередь оценка транспортных средств, транспортного оборудования и грузов, относящихся к морской индустрии.


В.И. Снопков
Президент Ассоциации независимых сюрвейеров

Деятельность сюрвейерских компаний отличается от деятельности классификационных обществ в первую очередь тем, что классификационные общества выполняют техническое наблюдение (освидетельствование объекта) на соответствие своих правил или на соответствие международной Конвенции по поручению правительств договаривающихся сторон. Сюрвейерские же компании выполняют освидетельствование объектов с целью подтверждения его соответствия заявленным требованиям заказчика или констатации факта технического состояния на момент осмотра. При этом сюрвейер часто делает выводы исходя из своего личного опыта и практики.

Деятельность профессиональных сюрвейеров не только полезна, но на практике становится неотъемлемой частью транспортного процесса. Именно независимые сюрвейеры могут оценивать то или иное оборудование, транспортное средство или объект, могут дать заключение или рекомендации грузовладельцу или судовладельцу, что в дальнейшем может послужить уменьшением риска возможных аварий или инцидентов.

В сфере сюрвейерских услуг существует жесткая конкуренция, поэтому сюрвейерская компания, которая называет себя независимой организацией, должна не только профессионально и грамотно оказывать услуги, но и соблюдать этику поведения в бизнесе.

В настоящей статье, автором которой является один из основоположников сюрвейерской деятельности в России, профессор, доктор технических наук, президент Ассоциации независимых сюрвейеров, автор книг и научных работ, посвященных эксплуатации флота, Василий Ильич Снопков, рассказывается об истоках сюрвейерской деятельности, ее становлении, развитии и основных принципах работы сюрвейеров.

Этот год для Василия Ильича юбилейный, и редакция журнала искренне поздравляет его с этим знаменательным событием. Желаем ему всего наилучшего и надеемся, что Василий Ильич будет и дальше продолжать свою деятельность на благо безопасности и передавать свой ценный опыт новому поколению сюрвейеров.

В начале 90-х годов на территории России и стран СНГ возникла и нашла широкое распространение новая форма услуг – независимая экспертиза, которая в Международном морском судоходстве имеет название «независимая сюрвейерская деятельность».

Возникновение рынка сюрвейерских услуг обусловлено самой природой морского судоходства. Морской флот обслуживает, в основном, международную торговлю, в повседневной деятельности участников которой постоянно происходят столкновения различных интересов, поэтому именно в этой области человеческой деятельности и появилась настоятельная потребность в сюрвейерских (экспертных) услугах. Широкое развитие сюрвейерская деятельность получила в связи с организацией классификационных морских регистров (Ллойд, 1688 г.) и страховых обществ, а затем в конце XIX столетия начинает развиваться еще одно направление этой деятельности – контроль качества и количества перевозимых грузов.

В настоящее время в области международного морского судоходства существует несколько видов контроля:

  • международный;
  • ведомственный;
  • независимый;

Деятельность каждого вида контроля базируется на соответствующей нормативной базе, принятой соответственно на международном, государственном или ведомственном уровне и соответствующих вышестоящих уровнях. Так, в международных морских перевозках контроль осуществляется на основе Международных конвенций и резолюций ИМО, международных стандартов и международного права. В качестве примера можно привести конвенцию СОЛАС и конвенцию МАРПОЛ. Требования этих конвенций в портах являются обязательными для судов всех стран, а контроль осуществляется инспекторами Парижского, Токийского меморандумов и службами Капитана порта.

Государственные инспекции осуществляют контроль от имени государства. Этот контроль осуществляется чиновниками различных ведомств: судебными исполнителями, прокурорским надзором, эмиграционными властями, службами санитарного и ветеринарного надзора, службами капитана порта и т. д. Однако они обязаны в своей деятельности учитывать и все международные требования.

Учитывая, что там, где идет движение между государствами большого количества транспортных средств и товаров, и поэтому всегда есть почва для таких негативных явлений как контрабанда, торговля наркотиками, нелегальное перемещение людей, то эти виды контроля имеют большое значение для любого государства.

Ведомственный контроль осуществляется аппаратом министерства транспорта или службами пароходств на основе ведомственных приказов, инструкций и положений с учетом всех международных и государственных законов и конвенций.

Независимый контроль выполняют сюрвейеры независимых компаний, занимающихся сюрвейерской деятельностью на транспорте и в иных сферах производства. Возникновение и существование независимой экспертизы объясняется спецификой взаимоотношений физических и юридических лиц, вступающих в договорные отношения. Большое значение это имеет на транспорте и в Международной торговле, где на данный момент перевозится в сложных климатических условиях около шести миллиардов тонн грузов в год.

Транспорт в экономике играет роль транзитной шестерни в редукторе – ничего не производит, потребляя при этом ресурсы, но и без нее механизм работать не может. Производство любой продукции имеет смысл только при условии возможности ее доставки потребителю. И проблема заключается не только в том, что произведенная продукция при этом увеличивает стоимость, но и в том, что качество и количество продукции в конце транспортировки далеко не всегда остаются без изменений по сравнению с ее началом, что влечет за собой убытки и экстра-расходы. А поскольку транспортный процесс – это процесс многофакторный, особую актуальность приобретает вопрос: какой из факторов оказывает на продукцию влияние, в какой степени и почему? Иными словами,на каком этапе транспортировки и по какой причине происходит снижение кондиции товара и утрата его количества. И вот тут на сцену выходит институт независимых сюрвейеров.

Советский Союз института независимых сюрвейеров не имел никогда, так как государственная идеология не допускала никакой формы независимости, это было невозможно по определению. На современном этапе развития и становления рыночных отношений в России в ряде случаев возникает необходимость разъяснения термина.

Слово «сюрвейер» происходит от английского слова survey – наблюдение; обзор; осмотр; освидетельствование; обследование; проверка; инспектирование; съемка; промер; служба съемок; осматривать; освидетельствовать, обследовать; проверять; инспектировать; производить съемку (промер); промерный; гидрографический;

Carry out (conduct) … - производить съемку (промер); control …- осуществлять привязку промерных галсов; execute (run)…- производить съемку (промер); … for classifi cation – классификационное освидетельствование (судна); … of repairs – освидетельствование после ремонта; наблюдение за ремонтом; acceptance …-осмотр перед приемкой; annual … - ежегодное освидетельствование; basic hydrographic … - систематический промер; bottom … - осмотр (освидетельствование)подводной части (корпуса судна).

Следовательно, сюрвейер – это человек, выполняющий эту работу. Сюрвейер устанавливает сам факт, характер и состояние объекта на момент осмотра, а также размер повреждения, руководствуясь при этом принципом: «Что вижу, то и пишу. Того не напишу, чего не вижу». В русском языке эквивалентным понятием является слово «эксперт».

Институт сюрвейеров функционирует в системе транспортировки грузов от отправителя до получателя через все звенья транспортного процесса. Вообще говоря, рутинные функции сюрвейера сводятся к установлению факта, размера и характера повреждения чего бы то ни было, либо его отсутствия, а также к определению качества и количества грузов, их соответствия контрактным и перевозочным условиям и предоставления письменного свидетельства обо всем этом за своей подписью. В отдельных случаях требуется установить причину какого-либо происшествия и восстановить картину событий. Это уже другой, более высокий уровень, который носит характер научного исследования или конструкторской проработки и называется экспертизой. Для этой цели нужны высококвалифицированные специалисты.

Поскольку транспортный процесс состоит из отдельных звеньев: отправитель – перевозчик-получатель и вовлеченных на разных этапах смежных структур: фрахтователи-экспедиторы, страховщик, перегрузочные системы и хранилища, гидротехнические сооружения, то на разных этапах возникает необходимость оценки процесса транспортировки груза в целом или по отдельным его аспектам независимой стороной.

Поскольку на морских судах груз собирается в одном месте в больших количествах (тысячи тонн) в ограниченном пространстве (например, в трюме) и в условиях знакопеременных механических (вибрация, качка) и термодинамических (температурный и влажностный перепады) нагрузок, он ведет себя иначе, чем при других обстоятельствах. Например, руда может отделять влагу и как бы всплывать на ней (тиксотропия), уголь, жмых, хлопок, металлолом самовозгораться, наливные грузы накапливать киловольты статического электричества, горох развивать давление, достаточное, чтобы разорвать судно и т. д. С учетом этих обстоятельств можно представить не только величину вероятности финансовых потерь, но и их размер.

Международная судебная и арбитражная практика, а также западные страховые компании именно поэтому давно и обязательно пользуются услугами независимых сюрвейеров, поскольку сюрвейеры не заинтересованы ни в преувеличении, ни в преуменьшении возможных потерь в силу своей независимости.

К сожалению, в советское время отсутствие частной собственности породило специфическую ментальность общества вообще и производителей грузов в частности, которая сводится к безразличному отношению к производственным экстра-расходам. Народившееся же недавно частное предпринимательство еще, к сожалению, не постигло всех нюансов рыночного бизнеса и зачастую несет убытки, которых можно было бы избежать или, по крайней мере, значительно уменьшить. И хотя происходит это не по убеждению, а просто по незнанию этого процесса, сути дела это не меняет. И случается так, что зачастую вину за возникшие убытки возлагают не на того, кто действительно виновен, а на того, у кого обнаружено снижение кондиции товара. Им является, как правило, перевозчик, который и несет значительные убытки, хотя истинная причина снижения кондиции товара может находиться совсем в другом месте: в контрактных условиях, в форс-мажоре, в технологии производства, в транспортабельности груза и т. д. Участие независимого сюрвейера как раз и позволяет значительно ослабить бремя ответственности перевозчика и установить не только источник финансовых потерь, но и стадию, на которой они произошли.

Анализ минералов. Группа по анализу минералов обеспечивает отбор проб и геохимический анализ минералов, удобрений и каменного угля для ведущих горнодобывающих и исследовательских компаний во всем мире, что стало возможным благодаря наличию развитой сети специальных лабораторий, расположенных повсеместно, в том числе в Америке, Африке и Юго-Восточной Азии.

Анализ загрязнений окружающей среды. Сеть лабораторий по охране окружающей среды обеспечивает промышленные и правительственные структуры по всему миру официально защищенными всесторонними аналитическими данными по различным аспектам охраны окружающей среды. Услуги, предоставляемые данным сектором ITS, включают в себя отбор и анализ проб воздуха, воды, почвы, различных веществ, а также анализ промышленной гигиены, биологической ядовитости и промышленных отходов.

Техническое обслуживание и гарантия качества снабжения. Многим из мировых компаний-производителей предоставляется полный перечень услуг, связанных с техническим обслуживанием и гарантией качества. Интересы клиентов весьма разнообразны – автоматика, электроника, вычислительная техника, связь и коммуникации, а также потребительские товары.

Особенно важную роль заключение независимого сюрвейера играет при рассмотрении в суде или арбитраже на Западе и в Западных же страховых компаниях. Без такого независимого заключения никакие доводы со стороны просто не будут иметь доказательности, и дело проигрывается. Весьма важно при этом правильно представлять себе понятие «независимость». Сюрвейер или сюрвейерская компания считаются независимыми, если они не принадлежат никакой государственной организации или предприятию, а также если государство не имеет пакета акций в уставном капитале компании.

В настоящее время в силу неверного представления об этом понятии в России сложилась практика образования сюрвейерских организаций при государственных учреждениях, например в НИИ и иных учреждениях. И если арбитраж или суд в России еще может принять заключение таких сюрвейеров к рассмотрению, то зарубежная претензионная практика не считает таких сюрвейеров независимыми в силу их государственной принадлежности и, следовательно, лоббирования ими государственных или национальных интересов. Потерей независимости является также работа в одном и том же транспортном процессе более, чем на одну из сторон этого процесса или торговой сделки. Это возможно только с ведома и согласия участников при проведении общей инспекции. Например, в одном рейсе нельзя работать на отправителя и получателя, или на перевозчика и отправителя и т. д., так как в случае столкновения интересов сюрвейеру придется жертвовать интересами одной из сторон. Весьма распространена у нас практика, когда, например, агентирующая или экспедиторская фирмы являются одновременно и сюрвейерами, или страховая компания присылает сюрвейера, состоящего в штате этой компании. В мировой практике это не принято. Иностранные страховые компании, например, занимаются каждая только одним видом страхования из всех возможных, в отличие от отечественных, которые страхуют одновременно и ответственность, и риски, и имущество. Так, например, Клубы P&I страхуют только ответственность перед третьими лицами.

В процессе улаживания претензий весьма важную роль играет имидж сюрвейерской компании, который складывается из безошибочности расчетов, вескости аргументации доказательств, достаточности излагаемой информации, соблюдения принципа независимости, соблюдения деловой этики.

Согласно Международным Стандартам Качества ISO 900I-9004 персонал любой Компании должен в первую очередь быть профессионально компетентным. Под профессиональной компетентностью в мировой судебно-арбитражной практике понимается наличие знания, умения, дисциплинированности и добросовестности. При этом под знаниями понимается наличие базового образования в области торгового мореплавания и процесса грузоперевозок.

Поскольку природа не терпит пустоты, незанятая ниша при начале становления рынка стала немедленно заполняться иностранными сюрвейерными компаниями, так как рыночное сознание молодого российского предпринимательства не почувствовало полезности сюрвейерского института для себя, а командно-административные стереотипы в мышлении государственных структур не поняли полезности этого института для государства. В целях поддержки отечественных сюрвейерских компаний была создана Ассоциация независимых морских и речных сюрвейеров, впоследствии переименованная в Ассоциацию независимых сюрвейеров (АНС). Членами Ассоциации являются сюрвейерские компании, имеющие статус юридических лиц. Члены Ассоциации проводят работы на территории стран СНГ. За девятилетний период деятельности члены АНС полностью освоили методики зарубежных сюрвейерских компаний и разработали свои национальные правила проведения экспертиз, которые учитывают национальное законодательство и национальные особенности стран, где они осуществляют свою деятельность. В настоящее время расширяется сеть лабораторий, которые работают по стандартам ISO, ASTM, IP, DIN и сотрудничают с АНС.

Вхождение в рынок на территории СНГ было нелегким, поскольку Ингосстрах и торгово-промышленная палата, будучи государственными предприятиями, пытались быть монополистами на внутреннем рынке, что способствовало продвижению или созданию благоприятных условий для иностранных сюрвейерских компаний, а, следовательно, и утечке национальных ресурсов за рубеж.

По этой причине необходимо ввести деятельность независимых сюрвейерских (инспекторских) компаний в законодательное поле России, как это сделала Государственная Дума в Положении об оценочной деятельности №135-ФЗ от 29 июля 1998 г. и дала определение статуса независимого оценщика: «Оценка объекта оценки не может производиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица, либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве».

Имидж любой сюрвейерской компании складывается в процессе работы и улаживания претензий из знания нормативной базы, безопасности расчетов,весомости аргументов и доказательств, достаточным числом излагаемых доказательств, соблюдения принципов независимости и деловой этики.

Основная нормативная база и требования к сюрвейерам, которые используются АНС, разработаны на основе документов, принятых в международной торговле и мультимодальных перевозках. Это объясняется тем, что сюрвейерская деятельность впервые зародилась именно в этих структурах и со временем утвердилась как неотъемлемое звено в системе рыночных отношений.

Помимо приведенной нормативной базы, в области мультимодальных перевозок существуют Инструкции и Правила, присущие различным видам транспорта также используемые независимыми сюрвейерами. Основные принципы работы сюрвейеров были разработаны в рамках Ассоциации независимых сюрвейеров и опубликованы в Кодексе независимых сюрвейеров. В настоящее время в Государственной морской академии им. адмирала С. О. Макарова ежегодно проходит подготовка специальных групп сюрвейеров по программам, утвержденным Министерством высшего образования РФ и издано «Руководство по проведению сюрвейерской работы на транспорте», которое является официальным учебным пособием для подготовки специалистов, автор Снопков В. И., издательство «Профессионал».

Сюрвейер (англ. surveyor) - термин в страховании, обозначающий инспектора или агента страховщика, осуществляющего осмотр имущества, принимаемого на страхование. Оценщик страхового общества.

Широкое развитие сюрвейерская деятельность получила в связи с организацией классификационных морских регистров и страховых обществ, а затем в конце XIX столетия начало развиваться ещё одно направление этой деятельности - контроль качества и количества перевозимых грузов. Возникновение рынка сюрвейерских услуг обусловлено самой природой грузоперевозок. Морской флот обслуживает в основном международную торговлю, в повседневной деятельности участников которой, постоянно происходят столкновения интересов, поэтому именно в этой области и появилась потребность в сюрвейерских услугах. Как правило, эти услуги требуются в месте перехода права собственности товара от продавца к покупателю,где сюрвейерские компании на основании проведенных инспекций определяют количество и качество товара, пригодность транспортных средств к перевозке грузов и пр. Например, сюрвейекрская услуга «Full Outturn Guarantee» предусматривает, что сюрвейерская компания берет на себя риски недостачи грузов между пунктами погрузки, перевалки и выгрузки, то есть сюрвейерская компания выполняет функции страховщика.

Сюрвейерская компания представляет интересы любой стороны, участвующей в процессе транспортировки: Фрахтователя, Грузополучателя, Грузоотправителя или Судовладельца.

Сюрвейер проводит предпогрузочную инспекцию всех видов груза. После завершения сюрвея даются исчерпывающие и наглядные пояснения, касающиеся любых видимых повреждений товаров, физических дефектов и пр., которые могут бы быть рассмотрены третьими лицами как дефекты, которые возникли во время транспортировки груза.

Сюрвейерские услуги можно разделить на три категории:

Инспекции- широкий спектр услуг по проведению контроля и независимой экспертизы, таких как проверка состояния и веса продукции на этапе перевалки груза, поможет вам взять под свой контроль качество и количество, а также соответствовать всем необходимым законодательным требованиям в том или ином регионе, на том или ином рынке.

Испытания - сюрвейеры привлекают всемирную сеть испытательных центров, которые помогают снизить риски, оценить соответствие продукции требованиям стандартов в области качества, безопасности и функциональности.

Сертификация - данная услуга подтверждает, что продукция, бизнес-процессы, системы и услуги соответствуют национальным или международным стандартам и нормам, а также требованиям контрагентов.

Спектр предлагаемых услуг обычно предлагаемых в порту включает (но не исчерпывает) следующие виды работ:



Предпогрузочная инспекция грузов и судов (Pre-Loading Survey);

Осмотр судна при вводе и выводе из чартера (On-Hire/Off-Hire survey);

Предпродажная инспекция судна, полный технический осмотр (Full Condition Survey);

Сюрвейерское сопровождение при перегрузках (Loading / Discharging Supervision);

Отбор проб груза;

Определение веса груза по осадке судна (Draught Survey);

Проверка состояния трюмов на готовность к погрузке (Hold Condition Inspection);

Определение количества топлива на борту судна (Bunker Survey);

Постановка/снятие и контроль целостности пломб (Sealing/Unsealing);

Отбор проб топлива/балласта/груза (Bunker/Ballast/Cargo sampling);

Определение водонепроницаемости люковых закрытий (Hatch Cover Watertightness Test / Hose/ Ultrasonictest);

Услуга суперкарго – разработка, согласование и утверждение грузового плана и последовательности погрузки, укладки и крепления груза, включая круглосуточный контроль за их соблюдением;

Сюрвей лесных грузов;

Тальманский счет.

Инспекция груза перед отправкой грузополучателю (перед погрузкой в контейнер, автомашину, вагон и т.д.) – предпогрузочная инспекция. Осмотр состояния груза; фотографирование груза; проверка маркировки и качества упаковки груза; частичное вскрытие упаковки и взятие проб для проверки качества отгружаемого товара; проверка транспортных и товарно-сопроводительных документов; пересчет груза (тальманский счет) осмотр грузового контейнера, проверка технического состояния транспортного средства; фотографирование контейнера.

Присутствие сюрвейера при досмотре груза (ветеринарном, таможенном и др.) Фотографирование контейнера, прибывшего на досмотр; сверка с документами и фотографирование пломбировочных и запорных устройств контейнера; контроль целостности пломб и запорных устройств; фотографирование укладки груза перед досмотром и по окончании досмотра; наблюдение за процессом проведения досмотра; фотографирование и контроль процесса взятия проб груза; опломбировка и фотографирование закрытого контейнера

Сюрвейер - слово, которое знает не каждый российский предприниматель. Можно сказать, что в русском языке оно синонимично слову «эксперт». Институт сюрвейеров уже давно функционирует в системе торговли, товаропроизводства и транспортировки грузов от отправителя до адресата. Причём данный процесс проходит через все звенья транспортной цепочки. Сюрвейерские услуги - это установление факта, характера и размера повреждения груза, а также определение количества и их соответствия перевозочным или контрактным условиям. В некоторых случаях от эксперта требуется установить обстоятельства происшествия и восстановить полную картину событий.

Специфика работы

Транспортный процесс представляет собой цепь, состоящую из многочисленных звеньев. Помимо основных трёх - получателя, перевозчика и отправителя, она включает и ряд дополнительных - хранилища, экспедиторов, фрахтователя, страховщика, товаропроизводителя, Потребность в оценке транспортировки товара может возникнуть на любом из этапов перевозки. И очень часто случается, что наказание за убытки несёт вовсе не виноватый участник процесса. Для выявления ответственного за убытки и существуют сюрвейерские услуги. Это ряд действий проводимых независимым экспертом с целью установки, как источника денежных потерь, так и причин возникновения этого события.

История появления

За рубежом страховые компании, а также арбитражная и судебная практика уже давно пользуются услугами сюрвейеров. Причём обязательно, чтобы они были независимыми и не могли преуменьшить или преувеличить возможные потери.

Скорее всего, в нашей стране так никогда бы и не появились сюрвейерские услуги. Это была инициатива иностранных партнёров, интересы которых столкнулись с российскими на морских границах. Первая отечественная сюрвейерская компания несколько лет доказывала своё право на существование. Российские производители и торговцы очень долго не могли осознать значимость подобных услуг. Понимание их важности пришло с разбором первых прецедентов в зарубежных судах. Тогда стало понятно, что для победы в деле необходимо подкреплять собственные доводы какими-либо доказательствами.

Драфт сюрвей

Все участники транспортного процесса особо подчёркивают важность определения количества грузов. Тарно-штучные грузы легко пересчитать, а вот с массовыми возникает проблема. Взвешивание на специальных весах контейнеров, автомашин, вагонов и т. п., требует много времени и значительных трудозатрат. В каждом взвешивании велика вероятность ошибки, которые со временем накапливаются, предоставляя недобросовестным участникам сделки возможность для обмана. Для обеспечения добросовестности подобных операций и требуется оказание сюрвейерских услуг.

Существует технология, позволяющая исключить обман при взвешивании. Называется она «драфт сюрвей». Её смысл в том, что взвешивается само судно до погрузки и после. При этом вес груза определяется с точностью до 0,1 процента.

Сохранность груза

Это одна из самых распространённых причин того, почему участники транспортного процесса заключают договор сюрвейерских услуг. Чтобы избежать к грузу, нужно установить пломбы на трейлеры, контейнеры, трюмы и т.д. Но важно не столько наличие пломб, сколько правильность их постановки. А профессионально выполнить эту процедуру может только независимый сюрвейер. На конечной стадии доставки груза он лично удостоверится в сохранности пломб.

Сертификация

Во многих фирмах данная процедура входит в сюрвейерские услуги. Это получение от эксперта подписанного сертификата, в котором тот удостоверяет, что например груз закреплён и уложен в соответствии с международными стандартами. Следовательно, он полностью безопасен для корабля и не будет повреждён во время морской перевозки. Всё это делается как в интересах страховщика (или грузовладельца) во избежание непомерных расходов, так и в интересах грузоперевозчика для освобождения ответственности за целостность груза.

Многие транспортные компании в пакет своих услуг включают сюрвейерскую деятельность – оценку качества груза на основе его биологического или физико-химического состояния.

Сюрвейерские услуги - вид независимых экспертных услуг, оказываемых по просьбе заинтересованных лиц для контроля за качеством товара при его транспортировке, иными словами - инспекция грузов (сюрвей).

Первоначально эти услуги заключались в осмотре, подлежащих страхованию или застрахованных грузов и судов, и заказывались они страховыми компаниями. На сегодняшний день список сюрвейерских услуг значительно расширился и заказать их может любой участник процесса перевозки груза. Многие компании, осуществляющие грузоперевозки по всей России, а также , предоставляют сюрвейерские услуги по любым видам грузов, среди которых: пиломатериалы и бумага, насыпные и наливные грузы, цветные металлы и стальной прокат, продукты питания, бытовая техника, автомобили, станки, оборудование и т. д. Как правило, инспекция груза может осуществляться в ходе, а также до или после непосредственного осуществления грузовых операций.

Основные услуги, предоставляемые сюрвейерскими компаниями:

  • осмотр повреждений груза, контейнеров и других транспортных средств, оценка ущерба;
  • инспекция грузов при выгрузке/погрузке, контроль прохождения грузов;
  • взятие проб для лабораторных исследований;
  • инспекция грузов перед отгрузкой, проверка состояния упаковки и маркировки;
  • инспекция и контроль условий складирования, хранения груза;
  • тальманский счет;
  • освидетельствование технического состояния контейнеров;
  • инспекция транспортных средств на предмет пригодности к перевозке грузов;
  • консультации и экспертиза в случае возникновения споров и претензий;
  • опломбировка — распломбировка вагонов, автомобилей, контейнеров, судовых трюмов;
  • расследование страховых случаев, сбор информации;

Стоит отметить, что подобные услуги всегда сопровождаются выдачей соответствующих документов – отчетов и сертификатов установленного международного образца, где размещается полная и достоверная информация относительно процесса выполнения экспертизы, используемых в данной работе нормативах, а также результатов проведенного анализа. Отчет является официальным документом при решении спорных ситуаций. Один их ключевых моментов в услугах сюрвея - они должны быть независимыми. Это основа основ работы любой серьезной сюрвейерской компании.

Также сюрвейер может выступать консультантом для перевозчиков и грузовладельцев, присутствовать при процедуре таможенного или ветеринарного досмотра, собирать информацию о происшествии для определения причин аварий, изучать предоставленные сертификаты и прочие документы по грузу.

Залогом успеха проведения сюрвейерской работы может стать только безусловная объективность каждого акта и этапа сюрвейерской экспертизы, а также максимально внимательный и скрупулезный подход к каждой мелочи. Подобные услуги обозначают новый уровень транспортных услуг, поэтому вскоре могут стать обязательным элементом любой грузоперевозки. Крупные транспортные компании всегда заботятся о товаре своих клиентов, и сюрвейерские услуги помогают им всегда держать ситуацию под контролем.

Подробнее о то, что делает компания. Дипломированные специалисты компании производят оценку качества на разных этапах перевозки пищевых, сыпучих, опасных, строительных, наливных и других грузов, предоставляют следующие виды обслуживания:

  • инспекция качества товара на предприятии-производителе;
  • пред погрузочная инспекция;
  • контроль процесса погрузки;
  • присутствие сюрвейера при досмотре груза (ветеринарном, карантинном, таможенном);
  • сюрвейерская инспекция при перевалке/выгрузке контейнера;
  • сюрвейерская инспекция на складе;
  • техническое освидетельствование грузовых транспортных средств, контейнеров, вагонов;
  • экспертиза повреждений и утраты груза;
  • сюрвей морских судов.

Специалист компании собирает и анализирует необходимую информацию, представляет сюрвейерский отчет по проведенной инспекции и выдает сертификат. Стоимость сюрвейерских услуг зависит от места проведения инспекции, ее вида, методов экспертного исследования, ряда других факторов.

Инспекция качества товара на предприятии-производителе (грузовой сюрвей) включает:

  • определение качества и количества материала, идущего в производство;
  • согласование с клиентом контрольных образцов товара;
  • контроль за соблюдением надлежащих условий хранения товара до его отгрузки;
  • контроль качества упаковки и правильности маркировки товара;

Предпогрузочная инспекция (грузовой сюрвей) — инспекция груза перед отправкой грузополучателю (перед погрузкой в контейнер, автомашину, вагон и т.д.):

  • осмотр состояния груза;
  • фотографирование груза;
  • проверка маркировки и качества упаковки груза;
  • частичное вскрытие упаковки и взятие проб для проверки качества отгружаемого товара;
  • проверка транспортных и товарно-сопроводительных документов;
  • пересчет груза (тальманский счет) осмотр грузового контейнера, проверка технического состояния транспортного средства;
  • фотографирование контейнера.

Контроль процесса погрузки (грузовой сюрвей):

  • фотографирование процесса погрузки;
  • контроль правильности укладки, размещения, крепления грузов.

Присутствие сюрвейера при досмотре (осмотре) груза (ветеринарном, карантинном, таможенном):

  • фотографирование контейнера, прибывшего на досмотр;
  • контроль целостности пломб и запорных устройств;
  • фотографирование укладки груза перед досмотром и по окончании досмотра;
  • наблюдение за процессом проведения досмотра;
  • фотографирование и контроль процесса взятия проб груза;
  • опломбировка и фотографирование закрытого контейнера;

Сюрвейерская инспекция при перевалке/выгрузке контейнера:

  • сверка пломбировочных устройств (проверка целостности пломб);
  • фотографирование креплений и запорных устройств контейнера;
  • фотографирование укладки груза;
  • контроль процесса перевалки/выгрузки (контроль на выгрузке);
  • фотографирование пустого контейнера;
  • пересчет груза;
  • инспекция качества груза, взвешивание груза;
  • проверка маркировки груза и сверка с документами;

Сюрвейерская инспекция на складе включает:

  • экспертиза качества груза;
  • инвентаризация груза на складе;
  • освидетельствование загрязнений или повреждений груза, возникших во время хранения его на складе, грузовых работ или транспортировки;
  • определение степени повреждения груза, классификация груза по визуальному состоянию, повреждениям;
  • контроль процессов выгрузки товара на склад, погрузки в контейнер, а/м;
  • взвешивание груза;
  • проверка маркировки и упаковки груза;
  • проверка условий хранения груза;
  • Предоставление сюрвейерского отчета по проведенной сюрвейерской инспекции.

Техническое освидетельствование грузовых транспортных средств, контейнеров, вагонов

Экспертиза повреждений и утраты груза включает:

  • определение степени повреждения груза и количества поврежденного груза (при перевозке, погрузо-разгрузочных работах и т.д.);
  • определение процента некондиционного товара из всей партии поставки;
  • освидетельствование ненадлежащих условий хранения или перевозки груза;
  • подтверждение неправильной укладки груза;
  • подсчет недостачи;
  • выявление и рекомендации по устранению причин возникновения порчи или утраты груза;
  • установление факта хищения груза;
  • помощь в расследовании страховых случаев и урегулирование убытков клиентов;

Сюрвей морских судов (морской сюрвей) включает:

— Пред погрузочная инспекция грузов и судов;
  • On-Hire — Off-Hire survey — Осмотр судна при вводе и выводе из чартера;
  • Full Condition Survey — Предпродажная инспекция судна, полный технический осмотр;
  • — Сюрвейерское сопровождение при перегрузках;
  • Draught Survey — Определение веса груза по осадке;
  • Hold Condition Inspection — Проверка состояния трюмов на готовность к погрузке;
  • Bunker Survey — Определение количества топлива на борту судна;
  • Bunker — Ballast — Cargo sampling — Отбор проб топлива — балласта/груза;
  • Hatch Cover Watertightness Test — Hose — Ultrasonictest — Определение водонепроницаемости люковых закрытий;