Арбитражный суд оренбургской области. Арбитражный суд оренбургской области 1 виды ответственности за несоблюдение требований стандарта

За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны.

Изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней с момента получения указанной информации. Продавец (исполнитель, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), получивший указанную информацию, в течение десяти дней обязан довести ее до изготовителя. Лицо, которое не является изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, вправе направить информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в орган государственного контроля (надзора). При получении такой информации орган государственного контроля (надзора) в течение пяти дней обязан известить изготовителя (продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) о ее поступлении. В течение десяти дней с момента получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов, если необходимость установления более длительного срока не следует из существа проводимых мероприятий, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан провести проверку достоверности полученной информации. По требованию органа государственного контроля (надзора) изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан представить материалы указанной проверки в орган государственного контроля (надзора).

В случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан принять необходимые меры для того, чтобы до завершения проверки возможный вред, связанный с обращением данной продукции, не увеличился. При подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией. Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае, если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции. Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее приобретателям осуществляются изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и за его счет. В случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям убытки, возникшие в связи с отзывом продукции. В случае невыполнения предписаний или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции. В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает ответчика совершить определенные действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести решение суда не позднее одного месяца со дня его вступления в законную силу до сведения приобретателей через средства массовой информации или иным способом. В случае, если ответчик не исполнит решение суда в установленный срок, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. За нарушение требований закона об отзыве продукции могут быть применены меры уголовного и административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за нарушение стандартов (и НТД)

Характер требований нормативных документов

Применение нормативных документов и характер их требований

Отдел международной стандартизации ISO/МЭК рекомендует 2 способа применения нормативных документов:

1. Непосредственное применение нормативного документа в соответствующей области деятельности: в производстве, испытаниях, измерениях, сертификации продукции, услугах (на крепежные изделия указывается ГОСТ, но не размеры).

2. Введение нормативных документов вышестоящих организаций в собственный нормативный документ или в виде ссылки, или с перепечаткой какого-либо раздела.

Российские стандарты (НТД) применяют в государственных органах управления субъекты хозяйственной деятельности (предприятия), НИ коллективы, причем для всех исполнение обязательных требований стандарта обязательно.

Примечание: Может быть такая хозяйственная ситуация, когда продукция освоена предприятием до выхода нового стандарта. Законодательство РФ допускает нераспространение требований нового ГОСТ на уже освоенную продукцию, которая поставляется в соответствии с договором (приоритет потребителя). Этот приоритет сохраняется даже в экспортном варианте. Для импортируемой в РФ продукции: импортируемая продукция не может быть реализована в пределах РФ, если по своим параметрам она не соответствует стандартам РФ.

Применение в РФ международных и региональных стандартов возможно на основе межправительственных соглашений об экономическом сотрудничестве и если эти стандарты признаны гос. стандартом РФ и разрешены к применению в пределах РФ.

Любой нормативный документ может содержать следующие требования:

1. Обязательный требования, которые обязательны для все предприятий и всех форм собственности, всех коллективов и НИИ в соответствии с законом или действующим регламентом.

2. Альтернативные требования и положения стандарта - это выборочные либо дополнительные нормы к обязательным нормам.

Примечание: Альтернативные требования стандарта могут стать обязательными, если они оговорены в договоре поставки (приоритет потребителя)

Требования стандартов в их обязательной части обязательны для исполнения всеми хозяйствующими субъектами, если на этот стандарт имеется ссылка в конструкторской документации, в техническом регламенте, в общем регламенте, или в директиве правительства. Соблюдение стандарта - единственный путь к достижения соответствия товара требованиям регламента.

Альтернативные требования стандарта помогают в поисках исследования и разработки, конструкторской организации производства, в проведении исследований, проведении сертификации (установка соответствия требованиям заказчика), но альтернативные требования не обязательны к исполнению.



Ответственность, согласно закону РФ о стандартизации, за нарушение стандартов и регламентов несут юридические и физически лица, органы государственного управления в лице управляющих и глав администраций. В зависимости от последствий нарушения стандарта законом предусматривается:

1. Административная ответственность, в соответствии с административным кодексом РФ, штраф до 100 минимальных размеров оплаты труда.

2. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского кодекса РФ (выговор, денежные санкции, вплоть до освобождения занимаемой должности)

3. Уголовная ответственность. С 1 января 1997 г. уголовная ответственность за обман потребителя в отношении качества товара, установленного договором, особенно если эта продукция не отвечает требованиям безопасности экологической чистоты может вызвать массовую эпидемию или отравление. Мера уголовной ответственности устанавливается судом в соответствии с процессуальным кодексом РФ(от 2 до 5 лет лишения свободы).

Примечание: По продукции производственного назначения уголовная ответственность не установлена (если по вине этой продукции не произошла техногенная катастрофа).

Является установленный порядок управления.

2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 19.19 , состоит в том, что виновный нарушает обязательные требования (т.е. игнорирует их, действует вопреки им либо соблюдает частично) государственных стандартов (утвержденных в соответствии в Законом о ТР и иными нормативными правовыми актами, принятыми Правительством РФ, другими федеральными органами государственной власти в развитие положений этого Закона) в ходе реализации (т.е. поставки, мены, контрактации, купли-продажи и т.п.), использования (эксплуатации), хранения (в т.ч. и на товарных складах, в собственных складских помещениях), транспортировки (автотранспортом, железнодорожным транспортом, речным судном и т.п.) либо утилизации (например, путем размельчения, переработки, раздробления). С другой стороны, объективная сторона данного административного правонарушения не охватывает такие действия (бездействие), как:

1) производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов (см. коммент. к ст. 6.14);

2) эксплуатация транспортного средства с нормативами, превышающими государственные стандарты (см. коммент. к ст. 8.23);

3) нарушение требований ГОСТов в области строительства (см. коммент. к ст. 9.4);

4) управление транспортным средством с нестандартными или установленными с нарушением требований ГОСТов регистрационными знаками (см. коммент. к ст. 12.2);

5) нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена при несоблюдении государственных стандартов (см. коммент. к ст. 13.4);

6) изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам (см. коммент. к ст. 13.8);

7) продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг населению, не соответствующих требованиям ГОСТов (см. коммент. к ст. 14.4);

8) нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами (см. коммент. к ст. 20.4).

Объективная сторона анализируемого административного правонарушения налицо и тогда, когда виновный уклоняется (т.е. переносит сроки, нарушает их и вновь обещает представить) от представления продукции, документов и сведений, необходимых для государственного контроля и надзора (за соответствием продукции ГОСТам).

Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается как в форме действий, так и бездействия (например, при уклонении от предоставления продукции для контроля). См. также письмо Роспотребнадзора от 03.12.08 N 01/14303-8-32 "О применении технических регламентов".

3. Объективная сторона предусмотренного в ч. 2 ст. 19.19 административного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает правила обязательной сертификации путем:

1) реализации (например, поставки, мены) сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов (изданных в соответствии с Законом о ТР, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми в его развитие), на соответствие которым продукция прошла процедуру сертификации;

2) реализации сертифицированной продукции без сертификата соответствия (он должен быть выдан на бланке установленного образца, содержать все необходимые реквизиты, подписи, печати и т.п.), без знака соответствия (наносимого на сам товар, продукцию, тару и упаковку), без указания в сопроводительных документах на продукцию (в паспорте, техническом паспорте, инструкции, в договоре поставки и т.п.) сведений о сертификации (т.е. о том, что продукция была в установленном порядке сертифицирована) продукции или сведений о нормативных документах (утвержденных уполномоченными госорганами), которым должна соответствовать реализуемая продукция;

3) недоведения (например, путем раздачи специальных буклетов, текстов, дополнительных документов к технической документации, всякого рода деклараций, заключений, сводных актов и т.п.) сведений о сертификации до потребителя (покупателя, заказчика) продукции;

4) представления недостоверных (т.е. искаженных, неполных, ложных и т.п.) результатов испытаний продукции (в т.ч. сведений о якобы проведенных испытаниях);

5) выдачи сертификата соответствия на продукцию, которая не прошла сертификацию (в т.ч. если она не была представлена на сертификацию). Например, виновный выдает декларацию о соответствии, хотя продукция даже не представлялась на сертификацию.

С другой стороны, объективная сторона данного административного правонарушения не охватывает действия (бездействие) виновного, состоящие в том, что последний:

а) использовал несертифицированные средства связи либо предоставлял несертифицированные услуги связи (см. коммент. к ст. 13.6);

б) использовал несертифицированные информационные системы, базы и банки данных, а также несертифицированные средства защиты информации (см. коммент. к ст. 13.12);

в) продавал товары, выполнял работы, оказывал услуги населению без декларации о соответствии (см. коммент. к ст. 14.4);

г) продавал алкогольную и спиртосодержащую продукцию без сертификата соответствия (см. коммент. к ст. 14.16);

д) нарушал требования пожарной безопасности (см. коммент. к ст. 20.4);

е) нарушал правила сертификации оружия и патронов к нему (см. коммент. к ст. 20.14).

Если виновный совершил упомянутые выше действия (бездействие), то дополнительной квалификации по ст. 19.19 совершенное им административное правонарушение не требует (т.е. административное правонарушение, предусмотренное в ч. 2 ст. 19.19 , носит общий характер относительно к перечисленным выше административным правонарушениям). См. также приказ Минпромэнерго от 22.03.06 N 53 (в ред. от 21.04.09) "Об утверждении формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов".

Оконченным данное деяние считается с момента совершения: оно может быть совершено как в форме действий, так и бездействия (например, непредставление сертификата соответствия, декларации о соответствии).

4. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ч. 3 ст. 19.19 , состоит в том, что виновный нарушает правила:

1) проверки средств измерений (весов, приборов, определяющих плотность, состав, рецептуру и т.п. продукции);

2) требований аттестованных (в уполномоченных органах, учреждениях, организациях) методик выполнения измерений. Они обычно доводятся до заинтересованных лиц органами стандартизации и метрологии;

3) требований к состоянию (техническому, актуализированному и т.п.) эталонов, относящихся к продукции;

4) требований установленных единиц величин или метрологических правил и норм в торговле. Эти единицы и правила утверждаются органами стандартизации и метрологии в соответствии с Законом о ТР сертификации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Объективной стороной данного правонарушения охватываются и выпуск (т.е. изготовление, производство), и продажа (в т.ч. поставка, мена), и прокат продукции, и применение средств измерений, типы которых не утверждены, либо применение непроверенных средств измерений (в т.ч. изготовленных виновным кустарным образом, позаимствованных у другого лица).

Оконченным данное деяние считается с момента, когда совершено любое из упомянутых действий.

3. Субъектами административных правонарушений являются:

1) должностные лица (например, директор магазина, торгово-оптовой базы), в т.ч. индивидуальные предприниматели (см. коммент. к ст. 2.4 , 2.5);

2) юридические лица (см. коммент. к ст. 2.1 , 2.10).

ВС разъяснил, что исходя из субъектного состава и существа административных правонарушений, регламентированных ст. 19.19 , данные нормы должны применяться к правоотношениям, возникающим при производстве продукции, ее составе и сертификации, распространяться на изготовителей продукции. Понятие продукции рассматривается как результат производственной деятельности. Если на момент продажи товара в месте его реализации отсутствует сертификат соответствия (декларация о соответствии) виновное лицо может быть привлечено к ответственности на основании ч. 2 ст. 14.4 (п. 13 Обзора от 01.08.07).

4. Субъективная сторона административных правонарушений характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью (см.


Содержание

1Введение…………………………………………………………………2
2Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов……………………………………………………………………....3
3Состояние и развитие законодательной и нормативной базы сертификации России……………..……………………………………………7
4Метрологическое обеспечение испытаний продукции………..……13
5 Список литературы……………………..…………………………….17

Введение
"Стандартизация - установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, и, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности. Стандартизация основывается на объединенных достижениях науки, техники и практического опыта и определяет основу не только настоящего, но и будущего развития и должна осуществляться неразрывно с прогрессом".
Чаще используется несколько упрощенное определение: «Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установле­ние требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда».
Стандартизация является одним из важнейших элементов со­временного механизма управления качеством. Влияние стандартизации на улучшение качества продукции осуществляется через комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, оснастку и готовую продукцию, а также через установление в стандартах технологических требований и показа­телей качества, единых методов испытаний и средств контроля. Стандартизация является эффективным средством обеспечения качества, совместимости, взаимозаменя­емости продукции и ее составных частей, а также их унификации, типизации, норм безопасности и экологических требований, един­ства характеристик и свойств продукции, работ, процессов и услуг.
Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов
Ответственность за нарушение его положений несут как юридические лица, так и физические, органы государственного управления. Ответственность может носить уголовный, гражданско-правовой или административный характер. Все нарушения выявляет служба государственного контроля и надзора за соблюдением требований государственных стандартов.
Лица должностные или гражданские, зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, которые нарушили обязательные требования государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировки и хранении продукции подвергаются штрафу в размере от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Такой же вид наказания несут юридические и физические лица за уклонение предъявления продукции, определенных сведений о ней, и необходимую документацию органам государственного надзора.
Уголовная ответственность за грубое нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность за несоблюдение требований при продаже, поставке, использовании, транспортировки и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству может определяться на основании положения гражданского законодательства.
За нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае, если в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации причинен вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда, изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан возместить причиненный вред и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны.
Изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней с момента получения указанной информации. Продавец (исполнитель, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), получивший указанную информацию, в течение десяти дней обязан довести ее до изготовителя. Лицо, которое не является изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, вправе направить информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в орган государственного к........

Список литературы
1 Басаков М.И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии. - Ростов-на-Дону, 2002.
2 Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. - М.: Юрайт, 2001.
3 Окрепилов В.В. Управление качеством. - М.: Экономика, 1998.
4 Стандартизация и управление качеством продукции. /Под ред. Швандара В.а. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

В зарубежной практике требования стандартов обязательны для выполнения в соответствии с общим законом либо если на этот стандарт имеется обязательная ссылка в техниче­ском регламенте или в Директиве.

· ссылка с твердой идентификацией, т.е. указанием номе­ра, даты издания и номера издания конкретного стандарта (или нескольких конкретных стандартов). Это связано с последующим пересмотром стандарта: он будет иметь си­лу лишь после того, как будут внесены изменения в рег­ламент;

· ссылка со скользящей идентификацией, т.е. стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламен­те) только с помощью номера. Это дает возможность пе­ресматривать стандарт и вводить его в действие незави­симо от внесения изменений в регламент;

Ответственность существует за нарушение стандарта, на ко­торый имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) - единственный путь достижения соответствия товара требо­ваниям технического регламента.

Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответ­ствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащих­ся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достиже­ния соответствия требованиям регламента.

Согласно Закону РФ «О стандартизации» ответственность за нарушение его положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность но­сит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стан­дартов, что рассмотрено далее в гл. 2.

Нарушение должностными лицами или гражданами, кото­рые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реа­лизации, эксплуатации, транспортировке и хранении продук­ции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 мини­мальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявле­ния продукции, а также сведений о ней и соответствующей до­кументации органам государственного надзора*.


* Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, ст.170.

С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товара­ми и предоставления услуг), а также за производство и реали­зацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасно­сти. Уголовная ответственность за нарушение требований стан­дартов по продукции производственного назначения не преду­смотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Граж­данско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского за­конодательства.

Тесты для самоконтроля*

1. Цели стандартизации:

а) установление обязательных норм и требований,

в) устранение технических барьеров в международной торговле.

2. Обязательный для выполнения нормативный документ - это:

а) национальный (государственный) стандарт,

б) технический регламент,

в) стандарт предприятия.

3. Международные стандарты могут применяться в России:

а) после введения требований международного стандарта ГОСТ Р,

б) до принятия в качестве ГОСТ Р.

* Ответы см. в конце книги.