Повышение эффективности организации складских работ. Повышение эффективности операционной деятельности предприятия

До сих пор работе отделов логистики в большинстве случаев уделяется внимание по остаточному принципу. Логистика была, да и сейчас нередко остаётся «падчерицей» в дружной семье отделов предприятия, наряду с любимыми дочерьми – коммерческим и финансовым отделами. Развитие, как в прочем, и финансирование происходит неравномерно, по принципу «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». В основном по инициативе самих начальников складов, начальников транспортных отделов и вечно виноватых директоров по логистике.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11808. Анализ процесса формирования ценовой политики коммерческого предприятия на примере торгового предприятия «Вертикаль» 340.23 KB
Цены и ценовая политика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы. Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании от уровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том чтобы устанавливать на товары такие цены так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке чтобы овладеть его максимально возможной долей добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи. В мелких фирмах...
18659. Анализ торгового предприятия 134.11 KB
Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности торговых предприятий. С его помощью вырабатываются отражения и тактика развития торгового предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за выполнением, выявляются резервы повышения эффективности торговой деятельности
10802. ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 37.25 KB
ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Понятие и экономическая сущность товарных запасов. Классификация товарных запасов. Показатели используемые при анализе учете и планировании товарных запасов. Факторы определяющие величину уровень товарных запасов и товарооборачиваемость.
15139. Управление товарным ассортиментом торгового предприятия 695.81 KB
Данная дипломная работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализу формирования ассортимента продукции. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня. Формирование ассортимента – это процесс подбора групп видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения. С нашей точки зрения постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента как развивающегося во времени процесса установления такой...
2347. Управление товарными запасами торгового предприятия 15.84 KB
На одном из них назовем его микроуровень можно говорить о вопросах связанных с оптимизацией процедур обработки заказа всеми задействованными сотрудниками предприятия –от его оптовых сэйлов до персонала складского комплекса. При решении задач этой области нам предстоит организовать управление товарными запасами так чтобы в заказах поставщикам учитывались запланированные отгрузки клиентам. На разных предприятиях есть свои особенности но надеемся описанная схема поможет читателю в общих чертах представить механизм закупки...
17803. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА И ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «DNS» 1.02 MB
Изучить состояние рынка, определив полноту рынка, проблемы и пути решения; изучение ассортимента, классификации и потребительских свойств фотоаппаратов; провести оценку качества, в условиях торговли изучив требования к качеству по техническим условиям.
14453. Выбор режима налогообложения для торгового предприятия ООО «Рубин» 157.28 KB
Дать характеристику существующим режимам налогообложения в РФ. Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Рассмотреть налоговые обязательства организации в динамике за 2 последних года. Составить бизнес-проект для магазина «Умелые руки». Выбрать оптимальный налоговый режим для магазина «Умелые руки»
18729. Ассортиментная политика торгового предприятия ОАО «Универмаг Центральный» 69.33 KB
В процессе работы рассматриваются понятия о товарном ассортименте и товарной номенклатуре, факторы, влияющие на формирование ассортимента, а также составляющие ассортиментной политики, пути повышения эффективности и мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики.
5164. Ассортиментная политика торгового предприятия (на примере магазина «Евроопт») 936.99 KB
Предполагаемое взаимное удовлетворение потребностей достигается посредством продажи производственной или торговой организацией потребителю товаров и услуг. По мере того как потребители привыкают к ряду товаров и услуг доступных на данном товарном рынке их потребности развиваются становятся более утонченными и изысканными. Этот изменяющийся характер товаров и услуг предлагаемых фирмой и является ядром ассортиментной политики...
17553. Эффективности коммерческой деятельности оптового торгового предприятия ООО «ПЕТРОКОМ» 87.03 KB
Рассмотрение теоретических аспектов коммерческой деятельности; изучение способов и методов оценки эффективности коммерческой деятельности; оценка эффективности коммерческой деятельности ООО «ПЕТРОКОМ»; непосредственно разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности ООО «ПЕТРОКОМ»;

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт менеджмента

Кафедра менеджмента

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Направление подготовки 38.04.02 Менеджмент,

магистерская программа «Логистический менеджмент в цепях поставок»

Повышение эффективности транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода

Введение

Теоретические основы оценки эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода

1 Концепция логистики на предприятиях агропромышленного комплекса: сущность, особенности реализации

2 Система транспортно-складского хозяйства: сущность, структура, задачи и роль в деятельности предприятия

3 Методика оценки эффективности управления транспортно - складским хозяйством

Апробация методики оценки эффективности системы транспортно - складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода

1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2 Анализ системы транспортно - складского хозяйства предприятия

2.3 Оценка эффективности системы транспортно-складского хозяйства и выявление проблем в ее функционировании

1 Приоритеты развития системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода

2 Разработка механизма повышения эффективности системы транспортно-складского хозяйства на основе логистического подхода

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования. Транспортно-складское хозяйство является важнейшей частью любого сельскохозяйственного предприятия, поскольку оказывает непосредственное влияние на ход производственных и сбытовых процессов.

Рациональная организация транспортно-складского хозяйства имеет большое значение для ускорения и удешевления продвижения материальных ценностей внутри предприятия, для повышения производительности труда работников, занятых складированием и транспортировкой, лучшего использования оборудования и помещений складов, для мобилизации излишних запасов. Основные функции транспортно-складского хозяйства - это хранение, учет и контроль движения материально-технических ресурсов и готовой продукции, поступающих на склады предприятия. Выполнение этих функций должно осуществляться качественно, в установленные договором и внутренними нормами сроки, а так же с оптимальными затратами. Эти три показателя можно назвать критериями эффективности для транспортно-складского хозяйства в рамках логистического подхода.

Транспортно-складское хозяйство представляет собой некий синтез, объединяющий в себе процессы, происходящие на складах и транспортную систему предприятия, направленную на обеспечение непрерывности этих процессов. Зачастую эти системы на практике при организации производственно-сбытовой деятельности рассматриваются отдельно, но только их интеграция способна повысить эффективность функционирования компании и обеспечить достижение стратегических целей.

Степень научной разработанности тематики исследования. Отдельные аспекты функционирования транспортно-складского хозяйства в рамках логистического подхода рассматриваются такими отечественными и зарубежными учеными и специалистами как: Н.В. Астафьева, К.И Атаев, В.В. Борисова, Д.Ю. Воронова, П.П. Гончаров, С.В. Диколов, В.К. Зарецкий, И.И. Зубарев, Т.Б. Иванова, А.А. Канке, С.Г. Капустян, А.А. Костров, М.Н. Кузнецова, Г.Г. Левкин, Н.М. Легкий, Н.Н. Литвинов, В.С. Лукинский, И.В. Макурина, М.С. Мокий, К.М. Назаров, С.Ю. Нестеров, И.Н. Омельченко, С.В. Пилипчук, О.А. Рудковский, О.Ю. Рыжков, Е.А. Смирнова, Тяпухин А. П., В.А. Шамиси др.

Анализ современной научной литературы на тему повышения эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, следует отметить то, что на стратегическом уровне достаточно глубоко проработан вопрос взаимодействия транспортной и складской системы, подчеркнута важность такого взаимодействия в достижении стратегических целей, однако на тактическом и оперативном уровне они продолжают рассматриваться отдельно. Во-вторых, транспортная и складская логистики обладают развитым инструментарием, в то время как в транспортно-складской системе очень мало исследований обобщающих проблемы ее развития.

Целью выпускной квалификационной работы является уточнение теоретических и разработка методических аспектов повышения эффективности функционирования системы транспортно - складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

уточнить понятие «транспортно-складское хозяйство»;

классифицировать показатели, применяемые для оценки эффективности функционирования транспортно-складского хозяйства;

предложить методику комплексной оценки эффективности функционирования системы транспортно-складского хозяйства;

провести апробацию методики оценки эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода;

выявить проблемы в функционировании системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия;

Объектом исследования является ООО «Северная Нива» - крупный производитель сельскохозяйственной продукции на территории Оренбургской области.

Предметом исследования являются организационные и экономические отношения, возникающие в процессе функционирования системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода.

Теоретико-методологическую основу выпускной квалификационной работы составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных учёных в области повышения эффективности функционирования системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода. В работе, в рамках системного подхода, использовались различные методы научных исследований: экономический анализ и синтез, динамический и сравнительный анализ статистических данных, экономические группировки, метод сводного индекса.

Научная новизна работы заключается в следующем:

уточнено понятие «транспортно-складское хозяйство» за счет рассмотрения его в качестве системы, включающей в себя совокупность складских помещений, транспортных средств, бизнес-процессов, различных связывающих элементов, направленных на обеспечение перемещения различных материальных, информационных и финансовых и сервисных потоков, с точки зрения их взаимодействия для достижения целей сельскохозяйственного предприятия;

классифицированы показатели оценки эффективности функционирования системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на по таким ключевым параметрам деятельности компании, как качество облуживания клиентов, организация управления транспортно-складским хозяйством и эффективность использования ресурсов;

представлена и апробирована методика комплексной оценки эффективности функционирования транспортно-складского хозяйства, позволяющая выявить особенности данного явления на мезо- и микроуровне посредством многомерного анализа ключевых показателей эффективности на основе использования методов сравнительного и ретроспективного анализа;

предложен механизм повышения эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода способствующий решению задач и препятствующий возникновению проблем транспортно-складского хозяйства, учитывающий специфику сельскохозяйственного предприятия, опирающийся на стратегические цели функционирования системы транспортно-складского хозяйства.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности использования методических положений и рекомендаций по повышению эффективности функционирования системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия в процессе управления транспортно-складским хозяйством, нацеленным на реализацию принципов эффективности, срочности, поддержания высокого качества продукции и обслуживания клиентов.

Методика комплексной оценки, опирающаяся на использование методов системы сбалансированных показателей и сводного индекса, может использоваться другими субъектами рынка в сфере сельского хозяйства. Механизм повышения эффективности системы транспортно-складского хозяйства на основе логистического подхода, так же может быть частично или полностью внедрен в деятельность сельскохозяйственных компаний с целью повышения их устойчивости, конкурентоспособности и эффективности их деятельности.

Также материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплин: логистика, производственный логистический менеджмент, моделирование цепей поставок и др.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на XXXIX научной студенческой конференции.

Публикации. Основные положения магистерской диссертации отражены в научных публикациях магистранта и изложены в 3 печатных работах(общий объем 0,2 п.л.).

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, 6 приложений и содержит 89страниц текста, 22 таблицы, 26 рисунков, список использованных источников, включающий 50 наименований.

Во введении обосновывается актуальность темы, степень изученности проблемы, определены цели, задачи, предмет и объект исследования, научная новизна и практическая значимость результатов исследования.

В первой главе «Теоретические основы оценки эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода» рассмотрены теоретические аспекты функционирования системы транспортно - складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода, рассмотрена концепция логистики на предприятиях агропромышленного комплекса России, изучена система транспортно-складского хозяйства и ее составляющие, исследованы методики проведения оценки эффективности управления транспортно-складским хозяйством, представлены различные классификации ключевых показателей.

Во второй главе «Апробация методики оценки эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия» дана организационно - экономическая характеристика исследуемого сельскохозяйственного предприятия, проанализирована организация системы транспортно-складского хозяйства, проведена оценка функционирования транспортно-складского хозяйства предприятия на основе комплексной методики, а так же выявлены проблемы в его функционировании.

В третьей главе «Разработка рекомендаций по повышению эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода» был разработан механизм, способствующий повышению эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия, а так же представлено экономическое обоснование предложенных рекомендаций.

В заключении приведена обобщенная характеристика работы и основные выводы по результатам исследования.

транспортный складской сельскохозяйственный логистический

1. Теоретические основы оценки эффективности системы транспортно-складского хозяйства сельскохозяйственного предприятия на основе логистического подхода

1 Концепция логистики на предприятиях агропромышленного комплекса: сущность, особенности реализации

Концепция логистики представляет собой систему взглядов на совершенствование деятельности предприятия или нескольких предприятий. Концепция логистики в агропромышленном комплексе реализуется на основе системного подхода, обеспечивая единство и согласованность действий всех функциональных подразделений компании или участников цепи поставок, таким образом, определяется направление, в котором можно развивать логистическую систему. Применению логистической концепции в АПК посвящено немало исследований. В то же время, многие подразумевают под логистикой лишь материально-техническое снабжение или транспортировку и складирование, упуская суть интегрированного логистического подхода. Если же и пытаются использовать интегративный системный подход относительно агропромышленного комплекса, то копируют схемы с других форм хозяйствования без учета особенностей, а литература по логистике в АПК часто отличается от общей литературы по логистике лишь рядом примеров.

Применение логистической концепции в сфере агропромышленного комплекса наблюдаются еще в экономике СССР. Продовольственная программа (например, 1982 года) представляла собой комплекс организационных, экономических, политических, материально-технических мер, направленных на системное решение продовольственных проблем . Основное внимание отводится оптимальному использованию производственно-ресурсного потенциала сельскохозяйственной отрасли, устранению диспропорций, достижению сбалансированности на пути сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю, ускоренному развитию тех подсистем АПК, отставание которых тормозило развитие всей системы. Разрабатывались мероприятия по повышению сохранности продукции, ее комплексной переработке и обработке с использованием современных технологий. Несмотря на то, что логистика практически не была изучена в СССР в то время, при реализации продовольственных программ и мероприятий использовались вполне логистические подходы и инструменты, однако управление осуществлялось командными методами. Недостаток этой системы заключался в общем недостатке командной экономики - игнорирование экономических, социальных и иных интересов сельскохозяйственных предприятий. С переходом к рыночной экономике многие положительные достижения отечественного сельского хозяйства были потеряны, поэтому в настоящее время следует учитывать опыт советского периода .

Основные положения концепции логистики в агропромышленном комплексе были сформированы Левкиным Г.Г. :

а) реализация системного подхода как на микро- так и на макроуровне.

Наибольший экономический эффект можно достичь только в том случае, если улучшать показатели совокупного материального потока на всем его протяжении, то есть от источника сырья, до конечного потребителя продукта, включая возвратные и обратные потоки. Кроме этого все звенья должны представлять собой единую систему;

б) необходимо учитывать логистические затраты на протяжении всей логистической цепи.

в) создание современных условий труда для работников сельского хозяйства.

Персонал является важнейшим элементом логистической системы компании. В связи с чем, на предприятии необходимо создать для него хорошие условия труда, проводить регулярное обучение, предоставлять возможность карьерного роста. Зачастую затраты на заработную плату рассматриваются работодателем как потери, расходы, поэтому при возникновении финансовых трудностей в первую очередь начинают сокращать или удерживать заработную плату, а так же увольнять работников, связанных с обеспечением движения материального потока (кладовщики, водители-экспедиторы, грузчики и др.). Руководители компании не учитывают тот факт, что такая политика приводит к потерям в долгосрочном периоде.

Кроме того, высокая квалификация сотрудников, уникальные компетенции, приобретаемые ими при работе на конкретном сельскохозяйственном предприятии, дают возможность рассматривать коллектив в качестве гудвилла (как элемент других уникальных составляющих компании). Тот, кто понимает это и реализует на предприятии регулярное обучение работников, создает систему их мотивации, создает так же и работоспособное, конкурентное предприятие . Применение концепции логистики делает человека главнейшим фактором среди других факторов и видов ресурсов, поэтому большое значение принимает персональный менеджмент. Он включает в себя новые подходы к организации труда, его оплате, к стимулированию и мотивации сотрудников;

г) занятие ниши на рынке сельскохозяйственной продукции и повышение качества обслуживания клиентов.

Для того, что бы компания могла занять нишу на рынке, есть три пути :

) повышение качества выпускаемого товара;

) выпуск нового товара;

) повышение уровня логистического сервиса.

Выбор первых двух направлений связан с большим уровнем материальных затрат. Последний пут наименее затратный, именно поэтому все больше компаний со временем обращаются именно к повышению качества логистического сервиса, тем самым повышая свою конкурентоспособность. Потребитель отдает предпочтение тому поставщику, который гарантирует наиболее высокий уровень обслуживания, доставит товар к нужному времени, в нужном количестве и требуемого качества;

д) способность логистических систем адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Появление на ранке огромного количества различных товаров и слуг способствует повышению неопределенности спроса, что в свою очередь вызывает резкие колебания количественных и качественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы . Именно поэтому способность предприятия адаптироваться - это существенный фактор устойчивого положения на рынке. Предприятия АПК, которые занимаются внедрением концепции логистики, со временем приобретают свойство самоорганизации, то есть после изменения ситуации на рынке оно перестаивается, а вместе с тем изменяются параметры входящих, внутренних и исходящих потоков. Тогда как компания с традиционной организацией управления логистическими потоками еще длительный период времени работает по прошлым тенденциям, что приводит увеличению складских запасов и неликвидов;

е) отказ от использования универсального оборудования.

Для более эффективного складирования и транспортировки необходимо отказаться от использования универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования, а использовать только оборудование, соответствующее конкретным целям, условиям и особенностям сельскохозяйственной компании;

ж) принятие управленческих решений на основе экономических компромиссов.

Увеличение затрат в одном звене логистической цепи необходимо и разрешено при условии, что это будет способствовать увеличению прибыли в целом по компании или во всей цепи поставок . Например, рост затрат на транспортировку товара ведет к сокращению затрат на складирование и управление запасами в целом.

Использование экономических компромиссов в логистических системах АПК основывается на разумном увеличении затрат на отдельных участках логистической цепи и между отраслями АПК, что способствует улучшению положения в целом на предприятии или в цепи поставок. Таким образом, с помощью концепции логистики можно определить направления развития логистической системы в агропромышленном комплексе. Разработка и внедрение логистической концепции на сельскохозяйственном предприятии - это сложная и многоплановая задача.

Главная цель логистики на предприятии - доставка продукции соответствующего количества и качества, точно в срок и при оптимальных издержках на снабжение, производство, сбыт и транспортировку. Исходя из главной цели, можно выделить несколько подцелей логистики :

а) разработка и внедрение эффективной системы контроля, учета затрат и объема выполнения логистических операций;

б)реорганизация структуры компании для создания отдела логистики;

в) организация логистического менеджмента, учитывающая особенности сельскохозяйственной отрасли.

Для достижения эффективных результатов подцели интегрируются по вертикали и горизонтали. По вертикали согласуются действия на всех уровнях управления, по горизонтали координируются действия подразделений в процессе управления потоками. На практике наибольшей конкурентоспособностью обладают именно предприятия, объединяющие в себя вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Реализация целей логистики требует решение ряда задач: глобальные и общие .

Глобальные задачи:

а) это моделирование и построение логистической системы сельскохозяйственного предприятия;

б)разработка условий и механизмов повышения надежности доставки товаров;

в) проектирование цепей поставок при сбыте готовой продукции;

г)разработка и внедрение системы учета логистических затрат.

Общие задачи:

а)координация деятельности подразделений;

б)выбор логистического, коммерческого посредника;

в)определение оптимального количества складского помещения;

г)выбор места расположения склада, торговой точки;

д)выбор вида транспортного средства и др.

То есть формирование логистической стратегии осуществляется согласно корпоративной стратегии компании и направлено, в первую очередь, на повышение гибкости и надежности логистической системы.

Логистика в АПК, как и общая логистика, основывается на ряде принципов, которые можно разделить на общеконцептуальные, общесистемные и специфические принципы логистики .

Общеконцептуальные принципы:

а) комплексность - координирование действий участников логистического процесса в АПК;

б) научность -применение научного подхода при оптимизации материальных потоков в логистике;

в) конкретность -четкое определение результатов деятельности логистических подразделений;

г) конструктивность -своевременное регулирование материального потока и отслеживание перемещений его отдельных элементов;

д) надежность - обеспечение непрерывности и безопасности движения потоков материальных ресурсов;

е) вариантность - выделение различных альтернативных вариантов товародвижения и выбор из их числа оптимального на данный момент времени или на перспективу в соответствии с выдвинутыми критериями.

Общесистемные принципы:

а) системность - логистическая система рассматривается как объект, представленный совокупностью взаимосвязанных элементов;

б)эмерджентность - свойства предприятия отличаются от свойств его подразделений, то есть оптимальное решение задач в отдельных подразделениях не всегда означает положительный результат для компании;

в) иерархия - это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням, и переход от низшего уровня к высшему;

г) интеграция - объединение в целое частей или свойств. Логистическая система благодаря интеграции обладает синергетическим эффектом, то есть при осуществлении совместных действий элементов системы получается эффект, превышающий сумму эффектов этих элементов.

Специфические логистические принципы:

а) согласованность логистической и корпоративной стратегии (например, при повышении объемов производимой продукции, нужно так же учитывать готовность складских помещений);

б) повышение эффективности организации материальными потоками;

в) обеспечение участников товародвижения необходимой информацией;

г) стремление к эффективному управлению человеческими ресурсами на сельскохозяйственных предприятиях;

д) создание и поддержание тесных партнерских отношений с другими предприятиями в рамках цепи поставок;

е) учет результатов логистической деятельности в системе финансовых показателей компании;

ж) тщательное планирование и разработка логистических операций с учетом оптимизации общих затрат на логистику.

При реализации, внедрении логистической концепции используются определенные методы и способы решения поставленных задач. Те методы, которые в определенный промежуток времени главенствуют в обществе, образуют парадигму. Парадигма логистики различается в зависимости от этапов развития ее как науки :

) аналитическая;

) технологическая;

) маркетинговая;

) интегральная парадигма.

Аналитическая парадигма - это классический подход к логистике, которая рассматривалась как теоретическая наука. Она опирается на математическую основу, теорию управления запасами, методы математической статистики и др. Отличительная черта - построение экономико-математической модели, которая строится за счет большого объема информации, сложных алгоритмов, что затрудняет практическое применение, кроме случаем массового производства.

Развитие логистики постепенно шло по пути от частного к общему, то есть от логистики внутри компании к построению макрологистических систем, цепей поставок, по такому же пути развивалась и парадигма.

Технологическая парадигма получила свое развитие в 1960 - х годах прошлого века в связи с развитием информационно-компьютерных систем и технологий. Основой парадигмы служит системный подход, в котором сбор, систематизация информации, автоматизация логистических операций и функций происходит с помощью информационных технологий. Например, система MRP (ManufacturingResourcePlanning) используется при планировании, управлении запасами и закупками. При помощи аналитического подхода невозможно было решить все проблемы, возникающие в рамках организации товародвижения, поэтому все большее внимание уделялось автоматизации бизнес-процессов для внесения определенности в работу компаний. Но для изучения закономерностей функционирования макрологистических систем этих методов недостаточно, так как они применимы только в условиях устойчивой внешней среды .

Маркетинговая парадигма применяется с начала 80 - х годов. Научная база включает в себя математические, социальные и экономические дисциплины. Это позволяет использовать для анализа логистической деятельности не только количественные, но и качественные показатели. Примером использования маркетинговой парадигмы в практике является концепция SCM (supplychainmanagement - управление цепями поставок), которая применяется для усиления конкурентоспособности компании в условиях неопределенности спроса .

Интегральная парадигма расширяет маркетинговую в направлении развития отношений между компаниями, например, хорошо известная концепция «точно в срок» (JIT). Главная цель такой парадигмы - объединение всех участников цепи поставок.

Развитие логистических систем и технологий управления развивалось от простого к сложному. Каждая последующая парадигма включала в себя предыдущую и дополнялась теми методами и методологиями, которые наиболее актуальны для данного времени, так и до сих пор современные парадигмы имеют в себе ряд моментов из аналитической и технологической парадигм.

Применение логистического подхода при управлении компанией предполагает учет отраслевых закономерностей, особенностей функционирования предприятия, формирование эффективной и надежной инфраструктуры. Из анализа логистической системы агропромышленных предприятий можно сделать вывод о том, что сферы АПК развиваются по- разному в разрезе парадигм. В сельском хозяйстве нашей страны больше всего используются аналитическая и технологическая парадигмы. В то же время логистическая деятельность тесно связана с основными направлениями деятельности компании: финансами, маркетингом, производством. Логистические функции, как правило, разделяются между этим направлениями, однако цели этих направлений могут идти в разрез с целью оптимизации затрат при организации товародвижения.

На рисунке 1 показана такая взаимосвязь подразделений фирмы, при которой каждое направление «тянет» в свою сторону. В свою очередь логистический подход к организации управления на предприятии предполагает создание логистической службы, которая должна управлять материальными потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю готовой продукции .

Рисунок 1 - Взаимосвязь подразделений компании

анализ внешней среды компании;

анализ потребителей;

планирование товарной продукции, выбор ассортиментных групп;

планирование услуг, повышение эффективности сбыта.

Решение первых двух задач может производиться практически без участия логистики, но последние две задачи могут быть успешно решены только совместно. Например, если решается запустить выпуск новой продукции, то производство должно быть обеспечено необходимым количеством сырья, так же должно быть спланировано управление запасами и их транспортировка. Маркетинг осуществляет достижение стратегических и тактических целей компании, логистика отвечает за оперативное управление потоками.

Производство непосредственно зависит от доставки материалов, сырья, и др. необходимых элементов в нужное время, в нужно количестве и требуемого качества. Следовательно, службы логистики принимают участие при принятии решения о закупках. Кроме этого логистика связана с производством и при сбыте продукции и ее складировании. Задачей службы логистики является доставка сырья и комплектующих материалов в цеха и перемещение готовой продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой приводит к увеличению запасов на разных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство. Контроль качества - совместная задача производства и логистики.

Определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики исходит из реальных возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются при закупках оборудования, осуществляется контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

Таким образом, было выявлено, что концепция логистики включает в себя основные положения, а так же цели, задачи и принципы организации логистических процессов на сельскохозяйственных предприятиях. Разработка, внедрение концепции на сельскохозяйственных предприятиях - это сложная, многоплановая задача, состоящая из реализации системного подхода на микро- и макроуровне, необходимости учета логистических затрат на протяжении всей цепи поставок, создания современных условий труда для работников сельского хозяйства, занятия ниши на рынке сельскохозяйственной продукции и повышения качества обслуживания клиентов, принятия управленческих решений на основе экономических компромиссов. Внедрение концепции должно опираться на ряд принципов, в том числе: согласованность логистической и корпоративной стратегии, повышение эффективности организации материальными потоками, обеспечение участников товародвижения необходимой информацией, стремление к эффективному управлению человеческими ресурсами на сельскохозяйственных предприятиях, создание и поддержание тесных партнерских отношений с другими предприятиями в рамках цепи поставок, учет результатов логистической деятельности в системе финансовых показателей компании, тщательное планирование и разработка логистических операций с учетом оптимизации общих затрат на логистику. Кроме этого при реализации, внедрении логистической концепции используются определенные методы и способы решения поставленных задач. Те методы, которые в определенный промежуток времени главенствуют в обществе, образуют парадигму концепции. При этом применение логистического подхода при управлении компанией предполагает учет отраслевых закономерностей, особенностей функционирования предприятия, формирование эффективной и надежной инфраструктуры.

2 Система транспортно - складского хозяйства: сущность, структура, задачи и роль в деятельности предприятия

Системы транспортировки и складирования являются взаимодополняющими элементами при организации поставок, в процессе производства, хранения и сбыта продукции компании. Именно от величины затрат на хранение и транспортировку зависит выбор схемы снабжения и распределения, а так же именно эти затраты влияют на принятие многих значимых решение в области управления операционной деятельностью компании.

В современных экономических условиях эффективное функционирование производства невозможно без максимальной интеграции транспортных и складских процессов. Основными причинами создания транспортно-складского хозяйства на предприятиях являются :

а) территориальное разделение участников цепи поставок;

б) необходимость сохранения высокого качества продукции при оптимальных затратах;

в) несоответствие циклов производственного потребления и др.

Транспортно-складское хозяйство выполняет важную функцию обслуживания основных и вспомогательных производственных и сбытовых процессов на всех уровнях (от одного сотрудника до уровня компании).

Транспортно-складское хозяйство направлено на решение следующих задач :

а) обеспечение ритмичности и непрерывности производственных и сбытовых процессов;

б) снижение себестоимости и трудоемкости транспортно-складских операций;

в) сокращение производственного цикла в целом, ускорение оборачиваемости запасов;

г) внедрение новых методов и технологий в работу транспортно-складского хозяйства, направленных на его оптимизацию и др.

Управление логистикой целесообразно рассматривать в рамках полной логистической системы, представленной на рисунке 2. Из данного рисунка видно, что складская и транспортная логистики представляют собой ключевые функциональные активности..

Рисунок 2 - Место складской и транспортной логистики в логистической системе

Авторами, как правило, транспортное и складское хозяйство, рассматриваются по отдельности. Например, Тяпухин А.П. пишет, что «управление транспортом - это управление тем или иным видом перевозоных средств». А складское хозяйство включает в себя только складской комплекс предприятия .

Согласно работам Аникиной Б.А. «складское хозяйство является одним из важнейших элементов логистической системы, который имеет место на любом этапе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя». В то время как «транспортное хозяйство отвечает за аудит транспортных операций, интеграция транспортных служб, отслеживание и экспедирование доставки и т.д.» .

Кроме того, нельзя не обратиться к определению, которое дает в своих работах Ю. М. Неруш «склад - это система, которую нужно рассматривать не только как устройство для хранения грузов, а как транспортно-складской комплекс, где процессы перемещения материальных ресурсов также играют большую роль» .

Исходя из вышесказанного, а так же из тех задач, решение которых должно обеспечиваться а рамках транспортно - складского хозяйства можно сформировать следующее определение. Транспортно - складское хозяйство - система, включающая в себя совокупность складских помещений, транспортных средств, различные бизнес-процессы, связывающие элементы системы, направленные на обеспечение перемещения материальных, информационных, финансовых и сервисных потоков для целей производства и сбыта в соответствии с установленными сроками и требованиями к продукции со стороны потребителей. Основным критерием функционирования транспортно - складской системы компании является качественное и своевременное предоставление товаров потребителю при оптимальных затратах.

Транспортно-складское хозяйство на российских предприятиях, как правило, представлено двумя ключевыми составляющими транспортом и складами.

Логистика ставит задачу правильной и оптимальной организации процессов на складах, а также задачу технической, технологической сопряженности внутри складских процессов с процессами, происходящими в окружающей среде. Склад - важнейшая составляющая логистической системы, поскольку существует объективная необходимость в специально обустроенных местах для того, чтобы там содержаться запасы продукции. Классификация складов по признаку занимаемого места в общем процессе движения материального потока от поставщика до конечного потребителя продукции представлена на рисуноке3 .

Рисунок 3 -Классификация складов по признаку занимаемого места в общем процессе движения материального потока поставщика до потребителя

Основные функции складского хозяйства - это хранение, учет и контроль движения материально-технических ресурсов и готовой продукции, поступающих на склады предприятия. Выполнение этих функций должно осуществляться качественно, в установленные договором и внутренними нормами сроки, а так же с оптимальными затратами.

Примерная схема организационной структуры склада представлена на рисунке 4 .

Рисунок 4- Организационная структура склада

По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за год, представляет собой материальный поток по соответствующей операции. Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции: временное размещение и хранение материальных запасов, преобразование материальных потоков; обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания. Схема прохождения материального потока через цепь складов различных предприятий приведена на рисунке 5 .

Рисунок 5 - Схема цепи складов на пути материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя

Логистический процесс, увязывающий все складские операции, разрабатывается с целью установления минимально необходимого числа операций, выбора наиболее целесообразного типа складского оборудования. Пример логистического процесса на складе представлен на рисунке 6 .

Рисунок 6 - Логистический процесс на складе

Логистический процесс на складе охватывает транспортные и внутрискладские перемещения, а также учетные и контрольные операции, эффективность процессов, происходящих на складах, напрямую зависит от транспортной системы компании.

Причина несоответствий в складской логистике - большой поток материалов, проходящий ежедневно через склад при ограниченном количестве складских работников, которые должны быстро обработать: принять, проверить, отгрузить, передвинуть сотни, единиц хранения поддонов, упаковок и т.п.

Организация складского хозяйства включает в себя следующие работы :

)анализ структуры предприятия с точки зрения прямоточности, пропорциональности, ритмичности производства;

) определение необходимой номенклатуры и вида складов;

) построение схемы расположения новых складов и складских помещений;

) разработка календарных планов работы складских помещений, в том числе организация движения потоков;

) анализ и оценка работы складов, разработка мероприятий по их оптимизации.

Транспортное хозяйство представляет собой своего рода артерию, связывающую материальные потоки. Транспортные операции - это важная часть производственного процесса, причем транспортные средства зачастую используются для его регулирования и обеспечения необходимого ритма производства продукции.

Эффективная организация внутрипроизводственного транспорта, грузопотоков и грузооборота в целом способствует сокращению производственных циклов, ускорению оборачиваемости, снижению себестоимости. В сельскохозяйственных предприятиях используются виды транспорта, которые могут быть классифицированы по следующим признакам :

) по сфере обслуживания:

межцеховой транспорт;

внутрицеховой транспорт;

) по режиму работы:

транспорт непрерывного действия;

транспорт периодического действия;

) по уровню автоматизации:

механический транспорт;

автоматический транспорт;

ручной транспорт;

) по виду перемещаемых грузов:

ТС для наливных грузов;

ТС для сыпучих грузов;

ТС для штучных грузов.

Организация транспортного хозяйства состоит из следующих этапов :

)стратегическое планирование, направленное на обновление транспортных средств его модернизацию;

) анализ производственного потенциала компании, разработка, планирование и внедрение мероприятий по совершенствованию производственной структуры с точки зрения рационализации транспортной системы;

) оценка уровня загрузки и эффективности использования транспорта за определенный промежуток времени;

)обоснование выбора того или иного транспортного средства;

) построение схем материальных потоков;

) планирование, построение системы мотивации.

Общепринятыми методами организации транспортно-складской деятельности являются системный и процессный подходы. Каждый из этих подходов имеют свои преимущества и недостатки при построении транспортно-складской деятельности и инфраструктуры, представленные в таблице 1 .

Таблица 1 - Подходы к организации транспортно-складской деятельности

Преимущества

Недостатки

Системный подход

Интеграция различных отраслей - синтез знаний из различных областей наук; - отражаются общие положения для построения системы, что позволяет рассматривать процесс проектирования как систему; - интенсивно используются несколько моделей для проектирования; - основным результатом системного подхода является интегральный экономический эффект, который обеспечивает разработку высокоэффективных технологий

Ряд методов, применяемых при системном подходе, не имеет апробированных и проработанных инструментов для построения системы,; - отсутствие одного из основных принципов логистики - «целостности и единства»; - проблема оценки эффективности построенной модели на принципе системного подхода

Процессный подход

Обеспечивает оптимизацию системы управления предприятием, поскольку данный метод позволяет более четко отследить отклонения в деятельности предприятия; -направлен на решение стратегических целей и задач; - при построении, разработке и контроле модели используются информационные системы и технологии

Сложность реализации подхода.


Таким образом, рассматривая преимущества и недостатки системного подхода при моделировании транспортно-складских процессов, данное направление позволяет :

а) определить структуру транспортно-складского хозяйства предприятия, а также определить и упорядочить элементы, цели, параметры, задачи;

б)выявить внутренние свойства логистической системы склада;

в)выделить и классифицировать связи между элементами складской и транспортно-складской системы;

г)выявить факторы неопределенности, влияющие на функционирование транспортно-складских процессов;

д)выделить перечень и указать целесообразную последовательность выполнения задач функционирования транспортно-складской системы и отдельных ее элементов.

Можно выделить следующие этапы построения транспортно-складской системы, данные этапы были выявлены на основе анализа современной отечественно литературы, они представлены в таблице 2 .Ключевыми этапами являются синтез оптимальной складской системы, проектирование складского хозяйства, а так же организация взаимодействия транспортных и складских элементов.

Таблица 2 - Основные этапы формирования транспортно-складской системы

Методы, модели и алгоритм решения

Источник

Синтез оптимальной складской системы

Определение необходимого количества складских объектов

Метод семантического анализа зависимости совокупных затрат на функционирование системы распределения от количества складов предприятия

Лукинский В.С. Дыбская В.В. Миротин Л.Б.


Определение местоположения складских объектов

Метод «пробной точки»; Метод центра тяжести, алгоритм поиска координат склада на основе интеграционного подхода

Дыбская В.В.


Определение сфер обслуживания транформационных центров

Метод теории нечетких множеств, метод стохастического программирования

Николайчук В.В.


Выбор поставщика складских услуг

Лукинский В.С. Дыбская В.В

Проектирование складского хозяйства

Определение основных параметров складских зон

Метод элементарных площадок, методика оценки вместимости склада на основе экономико-математической модели

Маликов О.Б. Бойко Н.И.



Введение.

1. Виды, функции и классификация складов.

2. Принципы организации складского хозяйства.

3. Эффективность функционирования складов.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Хозяйственная деятельность невозможна без функции хранения. Функцию хранения принимают на себя производители продукции, предприятия оптовой и розничной торговли. В цепи движения сырья и готовой продукции склад служит стационарным пунктом, где товар дожидался своевременной "встречи" с потребителем. Соответственно, нередко склады воспринимаются как "неизбежное зло", добавляющее дополнительные издержки к процессу физического распределения продуктов, но с другой точки зрения - складское хозяйство играет жизненно важную роль. Долгое время недооцененной оставалась существенная функция складов по накоплению и формированию нужного потребителям ассортимента продуктов. Предприятия часто видят свою главную цель в налаживании эффективных и экономичных процессов снабжения, производства и потребления, не придавая должного значения внутренним складским операциям. Склады признаются необходимым средством выживания, но при этом мало внимания уделяется совершенствованию процессов хранения и обработки запасов. Недостаточное внимание уделяется эффективности использования складских площадей, технике и приемам грузопереработки.

В 1990-х годах главным направлением развития складского хозяйства стало повышение гибкости и эффективности использования информационных технологий. Гибкость необходима для удовлетворения растущих требований потребителей к ассортименту и условиям поставок. Совершенствование информационных технологий увеличивает гибкость, давая возможность складским операторам быстрее реагировать на изменения и оценивать результаты деятельности в самых разных условиях. На оптовом уровне канала распределения склад стал опорным пунктом розничной торговли.

    Виды, функции и классификация складов.

Современный склад - это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом в силу многообразия параметров, технологических решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры перерабатываемых грузов, склады относят к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня - логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.

Склады представляют собой один из важнейших элементов логистических систем. Необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока. Этим объясняется большое количество разнообразных видов складов. Склады различаются по:

    размерам - от небольших помещений до складов-гигантов (площадью в несколько сотен тысяч квадратных метров);

    высоте укладки грузов (существуют склады, в которых специальные устройства способны поднять и уложить груз в ячейку на высоте более 24 м);

    конструкции - закрытые, размещаемые в отдельных помещениях; полузакрытые, имеющие только крышу и неполное количество стен; открытые, представляющие собой специально оборудованные площадки;

    параметрам содержания (хранения), где поддерживается специальный режим температуры и влажности;

    степени механизации складских операций;

    наличию железнодорожных путей или водно-пристанционных или портовых складов;

    широте ассортимента хранимого груза;

    признаку места - склады на участке движения продукции
    производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

В логистических процессах склады выполняют следующие
функции:

    временное размещение и хранение материальных запасов;

    преобразование материальных потоков;

    обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.

Любой склад обрабатывает три материальных потока: входной, выходной, внутренний.

При обслуживании входного потока выполняются работы по разгрузке транспорта, проверке количества и качества прибывшего груза. Обслуживание выходного потока включает погрузку транспорта. Внутренний поток перемещается внутри склада.

Различные склады, встречающиеся, на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, выполняют различные функции.

На складах готовых изделий предприятий-изготовителей осуществляются складирование, хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции.

Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.

Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных, выполняют также следующие функции:

    обеспечивают концентрацию товаров, доукомплектовку продукции, ее подборку в нужном ассортименте;

    организуют доставку товаров мелкими партиями, как на предприятия-потребители, так и на склады других оптовых посреднических фирм;

    осуществляют хранение резервных партий.

Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства (выходные оптовые базы), принимают товары от производственных предприятий большими партиями, комплектуют и отправляют крупные партии товаров оптовым покупателям, находящимся в местах потребления.

Склады, расположенные в местах потребления (торговые оптовые базы), получают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия.

Разнообразие видов складов в логистической системе, выполняемые ими функции и задачи, особенности перерабатываемых грузов и др. требуют их систематизации. Цель классификации складов в логистике состоит в выявлении тех или иных признаков систематизации складского объекта как элемента логистической системы, влияющего на особенности продвижения материального потока. Специалисты классифицируют склады в логистике по основным признакам (табл. 1).

Таблица 1

Признак классификации

Виды складов

По отношению к функциональным областям логистики

Снабжения

Производства

Распределения

По отношению к участникам логистической системы

Производителей

Торговых компаний

Транспортных компаний

Экспедиторских компаний

Логистических операторов

По форме собственности

Собственные

Коммерческие

Арендуемые

Государственных или муниципальных предприятий

По функциональному назначению

Длительного хранения (сезонного резерва)

Транзитно-перевалочные (склады-платформы, грузовые терминалы)

Распределительные (дистрибьюторские центры)

Таможенные

По ассортиментной специализации

Специализированные

Универсальные

Смешанные

По виду продукции

Материалов

Комплектующих

Незавершенного производства

Готовой продукции

Остатков и отходов

Инструментов

По режиму хранения

Неотапливаемые

Отапливаемые

Холодильники

С фиксированным температурно-влажным режимом

По технической оснащенности

Немеханизированные

Механизированные

Автоматизированные

Автоматические

По виду складских зданий

Открытые площадки

Площадки под навесом

Закрытые сооружения

Многоэтажные

Одноэтажные

С высотой до 6 м.

Высотные под одной крышей

Высотностеллажные (более 10 м.)

С перепадом высот

По принадлежности материального потока

Закрытые (склады хранения продукции одного предприятия и торговой сети)

Открытые (склады коллективного пользования)

По наличию внешних транспортных связей

С причалами

С ж/д подъемными путями

С автодорожным подъездом

Комплексные

По масштабу деятельности

Центральные

Региональные

Местные

Повышение эффективности операционной деятельности предприятия

Черташ Виктория Андреевна,

студентка Керченского государственного морского технологического университета .

В настоящее время предприятия осуществляют свою деятельность в рамках жесткой конкуренции. Те из них, которые ее не выдерживают, становятся банкротами. Для предотвращения банкротства предприятия должны постоянно отслеживать ситуацию, происходящую на рынке, и уметь своевременно подстроиться под ее изменения. Одним из факторов, имеющих большое значение в способности конкуренции предприятия, является эффективность его операционной деятельности.

Операционная деятельность предприятия подразумевает собой основную деятельность (от поступления сырья на входе до получения готовой продукции на выходе), которая приносит значительную прибыль предприятию, удовлетворяя потребности населения, и прочую деятельность, кроме финансовой и инвестиционной. Характер операционной деятельности предприятия определяется, прежде всего, спецификой отрасли экономики, к которой он принадлежит. Основой деятельности большинства предприятий является производство, коммерческая и торговая деятельность, которая дополняется текущими инвестиционной и финансовой деятельностями .

Схематически операционная деятельность имеет такой вид (рис.1).

Рис. 1. Схема преобразования «входа» в «выход» путем операционной деятельности.

Ко «Входу» относятся: объекты операционной деятельности, являющиеся основой получаемого в дальнейшем продукта. Это материальные ресурсы - сырье и материалы.

К «Обеспечивающим ресурсам» относят: средства операционной деятельности, человеческий ресурс.

На «Выходе» получается, то ради чего совершается операционная деятельность – готовый продукт.

В течение всей операционной деятельности сырье и материалы изменяются, превращаясь в продукт, необходимый потребителю. Сами процессы осуществляются благодаря одному или нескольким группам работников и технологическим оборудованием, связанными между собой в единый поток технологических операций, целью которых является получение конечного продукта.

Высокий уровень оперативной работы определяется следующими группами количественных и качественных показателей:

- уровень реализации продукции и продаж, и плана ассортимента ритма производства;

- использование трудовых ресурсов и фонда заработной платы;

- производственные затраты;

- финансовое состояние компании.

Отрицательное отклонение этих показателей в течение определенного периода является необходимым условием для повышения эффективности операций .

Улучшение операций возможно через:

- увеличение финансирования научных исследований и разработок;

- переоценку и переоснащение производственных объектов;

- достижение гибкости организации труда посредством подготовки работников для выполнения нескольких различных операций.

Все эти меры могут быть реализованы путем формирования сбалансированной оперативной стратегии, которая заключается в разработке общей политики и планов использования ресурсов фирмы, нацеленных на максимально эффективную поддержку ее долговременной конкурентной стратегии .

Для проведения успешной экономической деятельности, любому предприятию необходимо сформировать планы будущей деятельности. Это необходимо для формирования долгосрочных перспектив и приоритетов, на которых формируется определенный план действий, в котором утверждаются время и стоимость, оценивается его реализация. То есть, каждая компания создает свой собственный бизнес-план. Принимая во внимание многоаспектный характер предприятия, следует отметить, необходимость определенного списка соответствующей политики, то есть "стратегический набор».

Стратегический набор - это система стратегий разного типа, которые разрабатывает предприятие на определенный отрезок времени, которая отражает специфику функционирования и развития предприятия, а также уровень его претендования на место и роль во внешней среде.

Требования к стратегическому набору:

Ориентация на достижение реальных взаимосвязанных целей;

Иерархический характер, поскольку можно выделить общую стратегию, стратегии отдельных подразделений, основные и обеспечивающие стратегии (ресурсные и функциональные) для каждой из структур;

Надежность, что предполагает его всестороннюю обоснованность, взвешенность;

Отражения хозяйственных процессов в их совокупности и взаимосвязи;

Гибкость и динамичность стратегического набора, т.е. учет изменений во внешней и внутренней среде.

Существенную роль в выборе стратегического набора играет стадия жизненного цикла предприятия, на которой производится его выбор .

Использование операционной стратегии как сложной системы управления предприятием, в которой технические и экономические процессы отражаются в виде движения и преобразования информации является наиболее перспективной для достижения эффективных результатов в подходе к решениям, связанным с управлением операционной системой предприятия.

Управление операционной системой предприятия является централизованным управлением, относится к производству товаров и услуг, необходимых для обработки ресурсов всех видов (вход системы) и производства товаров и услуг (выход).

Цель и стратегические направления операционной стратегии обосновываются, с одной стороны, необходимостью соблюдения общих требований стратегических целей и стратегических направлений. С другой стороны, они обязаны адекватно раскрывать основную специфичность операционной стратегии.

Формирование операционной стратегии требует принятия ряда решений:

1. Решение о производственной мощности. Размер предприятия и его местонахождение и текущего спроса. Как определить местонахождение предприятия - в окрестности рынков и источников сырья, рабочей силы?

2. Вертикальная интеграция. Купить или выпускать самые основные полуфабрикаты, и если выпускать, то какие?

3. Технологические процессы. В решении этой проблемы, доминирующим мотивом является вопрос выбора производственного процесса.

4. Качество продукции. Чаще всего это главный критерий для восприимчивости продукта в конкретных рынках.

5. Инфраструктура. Предоставление конечной эффективности производства.

6. Использование производственного персонала. Состав персонала и характер взаимоотношений на рабочем месте. Комплексные решения включают оценку организационного потенциала, менеджеров и сотрудников, профессиональные навыки производственного персонала, уровень их культуры и компетентности, которая определяется путем сопоставления состава и структуры коллективной стратегической цели производства. Определение организации использования своей рабочей силы.

7. Отношения с поставщиками и другими партнерами. Стабильные долгосрочные отношения с ограниченным числом партнеров в сотрудничестве, на основе взаимной зависимости и доверия.

8. Распределение конечного продукта. Определение объемов производства на склад или по конкретным заказам.

9. Управление производством. Развитие промышленного управления в отдельную подсистему общей системы управления организацией.

Операционная стратегия – это такая функциональная стратегия, которая достигает определенного уровня производства (по объему, номенклатуре качества, эффективности, технологии) в соответствии с корпоративной стратегией, конкурентных и функциональных стратегий, особенно маркетинга.

В качестве заключения, можно сказать, что современные предприятия работают в районах, где есть достаточное количество конкурентов. Таким образом, для их работы необходимо постоянно совершенствовать свои операции, потому что это основная деятельность предприятия, с целью которой оно было создано. Улучшение возможно в формировании сбалансированной оперативной стратегии, которая связанна с развитием производства и инфраструктуры, необходимой для его поддержки. Цель и стратегические направления операционной стратегии, с одной стороны, необходимость соблюдения общих требований стратегических целей и стратегических направлений. С другой стороны, они обязаны адекватно раскрывать основную специфичность операционной стратегии.

Литература

1. Бланк И. А. Управление использованием капитала. – Киев: Ника-Центр: Ельга, 2000.-651с.

2. Федоренко В. Г. Основы менеджмента. – Киев: ТОВ «Алерта», 2007.-420с.

3. Чейз Р.Б., Якобе Р.Ф., Эквилайн Н. Дж. Производственный и операционный менеджмент, 8-е издание: Пер. с англ. – М: Издательский дом «Вильяме», 2004.-704с.

4. Шершнева З. Е. Стратегическое управление. Учебник. – К: КНЕУ, 2004.-699с.

В условиях возрастающей конкуренции вопросы оптимизации затрат и повышения качества обслуживания клиентов входят в перечень ключевых в деятельности современных дистрибьюторских компаний и розничных сетей. Одним из важных звеньев логистической цепочки для данного направления бизнеса является склад распределения, эффективность функционирования которого, в конечном итоге, в значительной степени оказывает влияние на эффективность бизнеса в целом.

Для операторов складских услуг вопрос повышения эффективности склада стоит более остро, так как склад для них является, фактически, основным производственным подразделением. Эффективная, с точки зрения производительности и стоимости, грузопереработка на современном складе невозможна без качественной информационной и технической поддержки складских процессов. Рост объемов грузопереработки, а также непрерывно возрастающий уровень требований к качеству складского сервиса вынуждают руководство компаний задумываться об инструментах повышения эффективности функционирования склада. Одним из таких инструментов является система автоматизированного управления складом (Warehouse Management System – WMS).

Многие компании на данный момент уже используют те или иные WMS. Причем, надо отметить, не всегда достигая желаемого результата – повышения производительности и снижения затрат на складскую грузопереработку. Попробуем разобраться, почему.

Для определения причин необходимо рассмотреть вопрос – за счет чего возможна экономия в результате использования WMS? Выделим несколько ключевых факторов.

Снижение трудовых затрат на грузопереработку и затрат на использование специальной техники для организации грузопереработки (прежде всего, речь идет о затратах на персонал, осуществляющий складскую грузопереработку, а также о затратах на складскую технику). Главным отличием WMS от систем складского учета является именно управление складскими операциями, а не констатация факта их совершения. В процессе управления WMS решают задачи управления приемкой и размещением запасов на складских местах, комиссионирования и отгрузки товаров потребителям (как внешним, так и внутренним), а также целый ряд других специфичных задач внутрискладской грузопереработки. И все данные процессы осуществляются на основании автоматических рекомендаций WMS.

Таким образом, сотрудник склада перестает быть уникальным носителем знаний о процессах склада, о принципах их осуществления, о местах хранения того или иного товара и прочих знаний, что устраняет препятствие на пути оптимизации внутрискладской грузопереработки в целом. Являясь уникальным носителем знаний и не контролируемый системой, сотрудник склада при размещении товара будет ставить его туда, где ему удобнее его поставить, а не где удобно будет отобрать товар по заказу клиента, и любая попытка изменения принципов складской грузопереработки будет натыкаться на привычку сотрудников работать “по старинке”.

Являясь уникальным носителем знаний, сотрудник становится более высокооплачиваемым специалистом – и чем больше его опыт работы на конкретном складе и даже в конкретном секторе склада, тем более высокооплачиваемым специалистом он становится. Хотя бы потому, что в случае его увольнения компания потратит немало средств на поиски и обучение нового сотрудника. Процесс обучения в данном случае может затянуться на многие месяцы: чем больше ассортимент, с которым будет работать сотрудник, тем, соответственно, больше срок обучения. И, конечно, страдает точность исполнения заданий сотрудниками склада. Ведь информационная поддержка процессов склада, ограниченная использованием стандартной учетной системы (пусть даже несколько доработанной с учетом требований конкретного склада) в сочетании с бумажной технологией получения заданий и подтверждения их выполнения, не позволяет организовать эффективный контроль выполнения персоналом операций грузопереработки. Ведь даже самые квалифицированные сотрудники иногда ошибаются.

Взаимозаменяемость персонала становится проблемой: достаточно сложно перевести сотрудника с одного участка работ на другой, если его знания ограничены определенным ассортиментом или складской зоной, а информационная система не может оперативно ему помочь. Ситуация осложняется в случае использования бумажной технологии грузопереработки. Здесь информационная система может предоставить лишь информацию о том, что было на момент назначения задания. А с момента назначения до момента исполнения много что могло измениться: например, со складского места отобрали больше, чем было необходимо, что вызывает дефицит, который мог бы быть покрыт с другого места хранения. И хорошо, если исполнитель отследит это обстоятельство, а после этого не забудет в задание внести корректировку, и оператор склада вовремя и безошибочно введет информацию в информационную систему… То есть образуется цепочка действий, ошибка в каждом из которых может привести к тому, что склад не вовремя и не в полном объеме исполнит свои обязательства перед заказчиком.

WMS берет на себя функцию носителя знаний и “делится” этими знаниями с сотрудниками склада в процессе назначения задач на выполнение операций. Причем максимальный эффект достигается сочетанием использования WMS и радиотерминалов: в данном случае задания передаются сотруднику в режиме реального времени, и от сотрудника требуется только аккуратность их исполнения без необходимости “фантазировать” в процессе выполнения своих должностных обязанностей. Таким образом, достигается максимальная скорость обучения новых сотрудников, а взаимозаменяемость персонала становится гибким инструментом оптимизации численности персонала за счет возможности быстрого, без потери производительности, перемещения простаивающих сотрудников на наиболее загруженные участки работ. При этом требования к уровню квалификации персонала (и, следовательно, к стоимости персонала) можно значительно снизить: ведь единственное, что требуется от сотрудника – это точное исполнение заданий, передаваемых системой на радиотерминал.

Снижение затрат на грузопереработку достигается не только и не столько передачей функции базы знаний в WMS: основной эффект обусловлен передачей WMS знаний об оптимальных технологических процессах. Дело в том, что в большинстве WMS реализован так называемый механизм правил[Речь идет о настраиваемых WMS. Также на рынке представлен ряд дорабатываемых WMS, но настройка бизнес-процессов склада в данном случае более сложна и выполняется, как правило, только поставщиком системы. Настраиваемые WMS, в свою очередь, не ограничивают потребителя в реализации новых схем складской грузопереработки.]. В одних – более успешно, в других менее. Суть остается одна: консультант по WMS на стадии внедрения (а после запуска проекта в промышленную эксплуатацию, если меняются особенности ведения бизнеса, – специалист компании – пользователя WMS) настраивает бизнес-процессы в системе, то есть задает все те особенности складской грузопереработки, которые участвуют в определении схем движения товара на складе и принципов размещения, комиссионирования и реализации внутрискладских перемещений. В момент инициации той или иной операции WMS определяет оптимальные, с точки зрения повышения производительности процесса, схемы движения товара, а затем выбирает подходящего исполнителя задания. При этом учитывается зона, в которой работает назначаемый исполнитель, его квалификация (например, сотрудник, не обладающий достаточной квалификацией для проведения операций с особо хрупкими или дорогостоящими грузами, не получит такого задания) и текущая загруженность.

Оптимальные технологические процессы – это не все, что способна предложить пользователю WMS. Хотелось бы еще раз затронуть функцию WMS как носителя знаний. Данная функция имеет еще один очень интересный аспект, на который часто не обращают должного внимания: WMS способна накапливать всю статистическую информацию по осуществлению складской грузопереработки, что позволяет получить в руках опытного управляющего эффективный инструмент.

Получая с радиотерминала подтверждения о выполнении всех операций складской грузопереработки, WMS позволяет собирать всю информацию об их продолжительности, в том числе в разрезе исполнителя. Собранная статистика позволяет определить нормативы выполнения операций, что служит основой формирования оптимальной системы мотивации складского персонала. Некоторые “продвинутые” WMS даже позволяют информировать менеджера склада о сверхнормативных трудозатратах на выполнение складских заданий – то есть появляется возможность контролировать простои персонала и определять (и, следовательно, устранять) причины их возникновения. Информация о нормативах может служить не только для целей мотивации: она выступает базисом моделирования будущего состояния склада, позволяет оценить, какие ресурсы и в каком объеме понадобятся на складе в условиях меняющегося объема грузопереработки.

Наличие информации по складским нормативам позволяет детализировать стоимость складского сервиса (в том числе и на перспективу) и является основой для управления затратами склада. Ни для кого не секрет, что владельцы компаний всегда стремятся к снижению затрат на складскую логистику и склад часто подвергается критике именно в период роста сбытовой сети. Если сегодня товары продаются, к примеру, через 30 филиалов и 100 магазинов, а на следующий год предполагается рост до 60 филиалов и 200 магазинов, то обязательно возникает вопрос: как изменятся затраты на складскую логистику? Будет ли способен склад справляться с товаропотоком и выполнять свое назначение? Известны случаи, когда акционеры, ознакомившись с проектом пропорционального роста затрат на складскую логистику, соответствующего росту продаж, требовали передать функции склада на аутсорсинг. На самом деле, без детального анализа ассортимента и владения информацией о стоимости выполнения складских операций нельзя даже приблизительно оценить, действительно ли подобное решение принесет пользу бизнесу в целом.

Есть еще один, менее важный, но все-таки существенный аспект проблемы непрозрачной стоимости складской грузопереработки – это взаиморасчеты с клиентами склада. Причем не имеет значения, внутренние они или внешние. Если дистрибьюторская компания осуществляет отгрузку в розничную сеть и вместе с розничной сетью входит в единый холдинг, то необходимо также выстроить бесконфликтную систему взаимных расчетов между соответствующими подразделениями холдинга.

Следующим способом повышения производительности и снижения складских затрат с помощью WMS является повышение эффективности использования складского пространства. Не секрет, что различные складские места имеют различную стоимость использования (скорее даже следует говорить о местах хранения в рамках отдельных складских зон): различный состав персонала складских зон, различное оборудование, используемое в процессе складской грузопереработки, различное оборудование автоматизации складской грузопереработки (к примеру, конвейерные линии) дифференцируют складские зоны и места по стоимости. Кроме того, складские места также разделяются по принципу “удобства” осуществления тех или иных складских операций. Распространенной проблемой является недозагрузка дорогого и удобного пространства склада из-за ручной привязки ассортимента к местам хранения.

WMS позволяет реализовать так называемый принцип динамического размещения.

Суть динамического размещения товаров – в размещении товара на местах, наиболее подходящих для данного товара в данный момент времени в зависимости от изменения ряда показателей, в том числе интенсивности отгрузок, удобства расположения, сроков хранения, весогабаритных характеристик товара и других признаков. Это означает, что в случае изменения перечисленных признаков товара его новое поступление размещается на новом месте, а занятые ранее места освобождаются в первую очередь, с помощью различных методов. Отпадает необходимость в ручной привязке товара к определенным складским местам, вместо этого правилами размещения управляют бизнес-технологи склада. Необходимо отметить, что данный принцип не одинаково удачно реализуется в различных WMS, что налагает повышенные требования на специалистов, отвечающих за выбор WMS. На тему выбора WMS написано множество статей. В данной же статье авторы лишь пытаются обратить дополнительное внимание на важность процесса выбора WMS: ведь этот этап является ключевым в определении фактической стоимости внедрения системы автоматизации управления складом (возможно, что при недостаточно продуманном выборе заказчику придется дополнительно потратить некоторые средства на доработку функциональных возможностей системы) и, соответственно, в определении сроков реализации и окупаемости проекта. Не исключено, что не до конца продуманный выбор WMS может привести к ситуации, когда по результатам проекта внедрения системы автоматизированного управления складом вернуть затраченные средства не удастся.

Реализация динамического размещения особенно актуальна для складов, использующих в процессе грузопереработки специализированное оборудование, такое, как конвейерные линии, вертикальные карусельные места хранения и роботизированная техника. Высокая стоимость таких инструментов складской грузопереработки вызывает необходимость наиболее полного использования их возможностей, а без эффективно работающего механизма динамического размещения это вряд ли удастся сделать (товар, конечно, будет храниться на этих высокопроизводительных складских местах, но не тот, который действительно имеет максимальную оборачиваемость).

Таким образом, динамическое размещение запасов позволяет не только оптимизировать использование складского пространства, оборудования и персонала. Данный принцип позволяет в целом повысить пропускную способность склада, что особенно актуально, когда имеющийся склад перестает справляться с возложенной на него нагрузкой и все чаще в воздухе витает вопрос “А не построить ли новый склад?”. К сожалению, не во всех проектах внедрения данному принципу уделяют должное внимание, а ведь именно он позволяет получить максимальный экономический эффект от внедрения за счет оптимизации трудовых затрат и затрат на использование специальной техники.

В чем же причина недостаточной отдачи от внедренной WMS? Ответ на данный вопрос кроется в организации и подходе к процессу внедрения и в постановке целей, ради которых затевается изменение информационной поддержки склада. Любые ошибки реализации процессов склада могут привести если и не к катастрофическим последствиям, то уж точно к очень серьезным. И дело не только в ошибках: необходимо правильно определиться с организацией и информационной поддержкой не только ключевых с точки зрения бизнеса процессов компании, но и второстепенных процессов. Ведь экономический эффект от внедрения – это, в том числе, результирующая эффекта синергии, и неоптимальность в одном, казалось бы незначительном, процессе может значительно снизить пропускную способность склада и, соответственно, повысить затраты на складскую логистику. Следует также учитывать, что в результате внедрения WMS процессы склада, вероятнее всего, существенно изменятся (особенно в случае перехода с полуавтоматизированной складской системы на современную WMS в сочетании с использованием радиотерминалов).

Возможна, конечно, реализация и исторически устоявшихся процессов, но это может не привести к оптимизации использования персонала и оборудования в силу неоптимальности таких процессов (не так уж и много на данный момент складов, процессы которых были тщательно, с учетом тенденций развития бизнеса, спроектированы и промоделированы). Да и реализация оптимальных, на первый взгляд, устоявшихся процессов не всегда целесообразна в рамках проекта внедрения WMS: системы подобного класса реализуют идеологию и принципы работы, проверенные временем, то есть могут быть более целесообразны с точки зрения рациональной организации складской грузопереработки. Также следует учитывать, что любая, даже, на первый взгляд, самая совершенная система все-таки имеет определенные ограничения, которые могут стать препятствием на пути реализации требований к организации складской логистики.

Таким образом, вопрос оптимизации технологических процессов склада в ходе внедрения встает на первое место, ведь именно за счет такой оптимизации и достигается максимальный эффект. WMS в данном случае выступает лишь инструментом реализации оптимальных схем складской грузопереработки. Мощным, гибким инструментом, однако мало что решающим из поставленных задач в случае, если он поддерживает не вполне удачно реализованные процессы (да и окупаемость проекта внедрения в данном случае под большим вопросом).

Одним из интересных способов эффективной организации процессов склада является формирование смешанной команды внедрения. В проект приглашается (по крайней мере, на этапы, связанные с проектированием бизнес-процессов склада) не одна, а две команды: одна – специализирующаяся непосредственно на WMS, а другая – на технологических процессах склада и, в то же время, имеющая опыт работы с несколькими WMS. Знание функциональных возможностей нескольких систем автоматизированного управления складом расширяет “горизонты” видения различных вариантов реализации складских процессов. Кроме того, при подобном подходе к реализации проекта внедрения возникает здоровый конфликт интересов двух команд – одна команда заинтересована в максимально близкой к текущим процессам складской грузопереработки реализации бизнес-процессов склада в WMS, а другая – именно в оптимальности проектируемых процессов. Возможно, это и более сложный с точки зрения организации работы вариант, но результат себя оправдает: на стыке двух источников знаний, двух подходов сформируются действительно те бизнес-процессы складской грузопереработки, которые в максимальной степени удовлетворят потребности заказчика, в том числе и в перспективе. Прецеденты подобного подхода есть, и, как правило, заказчик от этого только выигрывает.

В заключение хотелось бы сказать, что применение функциональных возможностей WMS позволяет ощутимо увеличить пропускную способность склада за счет повышения производительности труда персонала, эффективного использования специализированного складского оборудования и экономичного использования складского пространства. Однако для этого необходимо, во-первых, правильно понимать цели внедрения WMS и трезво оценивать пользу от внедрения. Во-вторых, требуется приложить определенные усилия для выбора проектной команды и правильно организовать проект.

С точки зрения целей необходимо понимать, что не вполне корректно требовать снижения затрат на складскую логистику за счет внедрения WMS. Правильнее говорить о том, что с учетом периода окупаемости ожидается повышение производительности склада и качества складского сервиса без увеличения численности персонала и без расширения складских площадей. Отсюда следует, что принимать решение о внедрении WMS необходимо на определенном этапе развития сбытовой сети (роста продаж) компании, и одна из возможных причин отсутствия эффекта от внедрения кроется в том, что поставленные цели внедрения не соответствуют текущему уровню развития бизнеса компании.

Приняв решение об автоматизации управления складом, следует помнить, что в проекте внедрения WMS нет мелочей: необходимо внимательно подойти к каждому из этапов. На этапе выбора закладывается не только стоимость проекта, но и срок его окупаемости, причем зависимость между данными факторами может быть как прямой, так и обратной. Требования бизнеса со временем меняются, и очень важно, чтобы выбранная система и принципы организации технологических процессов склада, заложенные на этапе внедрения, были ориентированы не только на текущее состояние склада, но и на перспективу. Сам проект внедрения не должен превращаться в процесс замены текущей информационной поддержки на новую работающую систему. Изначально правильно расставив акценты в проекте внедрения и ориентируясь на реализацию бизнес-требований организации складской грузопереработки, а не на функциональные возможности WMS, можно получить действительно эффективный инструмент бизнеса, не только самоокупаемый, но и, в перспективе, приносящий ощутимую экономию на издержках.