Что такое ликвидационная комиссия и как она формируется. Кто может быть ликвидатором при ликвидации ООО? Ликвидационная комиссия назначается

1.1. Настоящий документ определяет политику Общества с ограниченной ответственностью « » (далее – Компания) в отношении обработки персональных данных.

1.2 Настоящая Политика разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о персональных данных.

1.3 Действие настоящей Политики распространяется на все процессы по сбору, записи, систематизации, накоплению, хранению, уточнению, извлечению, использованию, передачи (распространению, предоставлению, доступу), обезличиванию, блокированию, удалению, уничтожению персональных данных, осуществляемых с использованием средств автоматизации и без использования таких средств.

1.4. Политика неукоснительно исполняется сотрудниками Компании.

  1. Определения

персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

автоматизированная обработка персональных данных - обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

распространение персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

блокирование персональных данных - временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

уничтожение персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

обезличивание персональных данных - действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

  1. Принципы и условия обработки персональных данных

3.1. Обработка персональных данных осуществляется на основе следующих принципов:

1) Обработка персональных данных осуществляется на законной и справедливой основе;

2) Обработка персональных данных ограничивается достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных;

3) Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместных между собой;

4) Обработке подлежат только те персональные данные, которые отвечают целям их обработки;

6) При обработке персональных данных обеспечивается точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к заявленным целям их обработки.

7) Хранение персональных данных осуществляется в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных. Обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению, либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

8) Компания в своей деятельности исходит из того, что субъект персональных данных предоставляет точную и достоверную информацию во время взаимодействия с Компанией и извещает представителей Компании об изменении своих персональных данных.

3.2. Компания осуществляет обработку персональных данных только в следующих случаях:

  • обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
  • обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;
  • обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее - исполнение судебного акта);
  • обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;
  • обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

3.4. Компания вправе поручить обработку персональных данных граждан третьим лицам, на основании заключаемого с этими лицами договора.
Лица, осуществляющие обработку персональных данных по поручению ООО Юридическая компания «Старт», обязуются соблюдать принципы и правила обработки и защиты персональных данных, предусмотренные Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных». Для каждого лица определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться юридическим лицом, осуществляющим обработку персональных данных, цели обработки, установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных.

3.5. В случае если Компания поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Компания. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Компании, несет ответственность перед Компанией.

3.6. Принятие на основании исключительно автоматизированной обработки персональных данных решений, порождающих юридические последствия в отношении субъекта персональных данных или иным образом затрагивающих его права и законные интересы, Компанией не осуществляется.

3.7. Компания уничтожает либо обезличивает персональные данные по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости достижения цели обработки.

  1. Субъекты персональных данных

4.1. Компания обрабатывает персональные данные следующих лиц:

  • работников Компании, а также субъектов, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера;
  • кандидатов на замещение вакантных должностей в Компании;
  • клиентов ООО Юридическая компания «Старт»;
  • пользователей сайта ООО Юридическая компания «Старт»;

4.2. В некоторых случаях Компанией также может осуществляться обработка персональных данных уполномоченных на основании доверенности представителей вышеперечисленных субъектов персональных данных.

  1. Права субъектов персональных данных

5.1.Субъект персональных данных, данные которого обрабатываются Компанией вправе:

5.1.1. Получать от Компании в предусмотренные Законом сроки следующие сведения:

  • подтверждение факта обработки персональных данных ООО Юридическая компания «Старт»;
  • о правовых основаниях и целях обработки персональных данных;
  • о применяемых Компанией способах обработки персональных данных;
  • о наименовании и местонахождении Компании;
  • о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с ООО Юридическая компания «Старт» или на основании федерального закона;
  • перечень обрабатываемых персональных данных, относящихся к гражданину, от которого поступил запрос и источник их получения, если иной порядок предоставления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  • о сроках обработки персональных данных, в том числе о сроках их хранения;
  • о порядке осуществления гражданином прав, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ;
  • наименование и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению Компании;
  • иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ или другими федеральными законами.

5.1.2. Требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

5.1.3. Отозвать свое согласие на обработку персональных данных.

5.1.4. Требовать устранения неправомерных действий Компании в отношении его персональных данных.

5.1.5. Обжаловать действия или бездействие Компании в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или в судебном порядке в случае, если гражданин считает, что ООО Юридическая компания «Старт» осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» или иным образом нарушает его права и свободы.

5.1.6. На защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и/или компенсацию морального вреда в судебном порядке.

  1. Обязанности Компании

6.1. В соответствии с требованиями Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» Компания обязана:

  • Предоставлять субъекту персональных данных по его запросу информацию, касающуюся обработки его персональных данных, либо на законных основаниях предоставить мотивированный отказ, содержащий ссылку на положения Федерального закона.
  • По требованию субъекта персональных данных уточнять обрабатываемые персональные данные, блокировать или удалять, если персональных данных являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
  • Вести Журнал учета обращений субъектов персональных данных, в котором должны фиксироваться запросы субъектов персональных данных на получение персональных данных, а также факты предоставления персональных данных по этим запросам.
  • Уведомлять субъекта персональных данных об обработке персональных данных в том случае, если персональные данные были получены не от субъекта персональных данных.

Исключение составляют следующие случаи:

Субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;

Персональные данные получены Компанией на основании федерального закона или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект.

Персональные данные получены из общедоступного источника;

Предоставление субъекту персональных данных сведений, содержащихся в Уведомлении об обработке персональных данных нарушает права и законные интересы третьих лиц.

6.2. В случае достижения цели обработки персональных данных Компания обязана незамедлительно прекратить обработку персональных данных и уничтожить соответствующие персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты достижения цели обработки персональных данных, если иное не предусмотрено договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, иным соглашением между Компанией и субъектом персональных данных либо если Компания не вправе осуществлять обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных на основаниях, предусмотренных №152-ФЗ «О персональных данных» или другими федеральными законами.

6.3. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных Компания обязана прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между Компанией и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных Компания обязана уведомить субъекта персональных данных.

6.4. В случае поступления требования субъекта о прекращении обработки персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке Компания обязана немедленно прекратить обработку персональных данных.

6.5. Компания обязана осуществлять обработку персональных данных только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных, в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

6.7. Компания обязана разъяснять субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить его персональные данные, если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с Федеральным законом.

6.8. Уведомлять субъекта персональных данных или его представителя о всех изменениях, касающихся соответствующего субъекта персональных данных.

  1. Сведения о реализуемых мерах защиты персональных данных

7.1. При обработке персональных данных Компания принимает необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

7.2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

  • определением угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных;
  • применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных, исполнение которых обеспечивает установленные Правительством Российской Федерации уровни защищенности персональных данных;
  • применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
  • оценкой эффективности принимаемых мер по обеспечению безопасности персональных данных до ввода в эксплуатацию информационной системы персональных данных;
  • учетом машинных носителей персональных данных;
  • обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
  • восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
  • установлением правил доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных, а также обеспечением регистрации и учета всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
  • контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных и уровня защищенности информационных систем персональных данных.
  • оценкой вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения законодательства Российской Федерации в области персональных данных, соотношение указанного вреда и принимаемых мер, направленных на обеспечение выполнения законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
Составление ликвидационных балансов «при нулевой деятельности» 10 000 руб. 1-2 рабочих дня

Заказать

Составление ликвидационных балансов «при наличии финансовой деятельности» 15 000 руб. 1-2 рабочих дня

Заказать

Реорганизация в форме слияния или присоединения 39 000 руб.. 4–6 месяцев

Заказать

Официальная ликвидация 60 000 руб. 30 000 руб. 4–6 месяцев

Заказать

Официальная ликвидация с бухгалтерским сопровождением от 50 000 руб. 4–6 месяцев

Заказать

Оставить заявку

Начинается ликвидация фирм с принятия решения о ликвидации управляющим органом. Затем подается уведомление о начале процедуры в налоговые службы и в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) вносится соответствующая запись. Следующим этапом процесса как раз и является назначение ликвидационной комиссии.

Ликвидационная комиссия, согласно пункту 2 статьи 62 ГК РФ, назначается органом, принявшим решение о ликвидации компании. Это может быть:

  • общее собрание акционеров;
  • собрание участников;
  • судебные органы, по решению которых компанию собираются закрывать.

На основании решения о назначении ликвидационной комиссии, все полномочия по дальнейшим действиям компании переходят в ее компетенцию.

Ликвидационная комиссия может состоять:

  • из руководителей компании;
  • учредителей компании или участников;
  • представителей учредителей или участников;
  • представителей трудового коллектива самого предприятия.
  • Руководитель ликвидационной комиссии назначается также органом, инициирующим закрытие компании, обычно им становится генеральный директор компании.

В соответствии со статьей 63 ГК РФ ликвидационная комиссия должна провести следующие действия:

  1. Поместить в органах печати сообщение о предстоящей ликвидации компании, а также о сроках и порядке приема заявление кредиторов на выплату задолженностей. Причем, срок для предъявления требований должен быть не менее двух месяцев.
  2. Самостоятельно уведомить кредиторов о том, что будет проведена другими возможными способами, в том числе и письменно.
  3. По окончании назначенного срока составить ликвидационный баланс, в котором отобразить весь перечень материальных и нематериальных активов и пассивов. Также он должен содержать полные сведения об имеющейся кредиторской и дебиторской задолженности и решения об их удовлетворении.
  4. При необходимости ликвидационная комиссия должна осуществить продажу имущества компании с публичных торгов с целью обеспечения выплаты всех имеющихся задолженностей.
  5. На основании промежуточного ликвидационного баланса комиссия производит выплаты кредиторам, при этом должна неукоснительно соблюдаться предусмотренная законом очередность выплат.
  6. После того, как все требования кредиторов будут удовлетворены, ликвидационная комиссия обязана составить итоговый ликвидационный баланс, в котором будут отражено итоговое состояние предприятия.
  7. Затем оставшиеся средства распределяются между участниками компании, имеющими на них вещные права.
  8. Для завершения процедуры ликвидационная комиссия подает заявление в налоговый органо регистрации ликвидации компании в ЕГРЮЛ.

После получения Свидетельства о регистрации ликвидации компании предприятие считается ликвидированным, а ликвидационная комиссия - прекратившей свою деятельность.


В случае, когда участники организации принимают решение о ликвидации юридического лица, закон возлагает на них обязанность назначить лиц, которые будут решать все связанные с ликвидацией вопросы.

Такая группа лиц именуется «ликвидационная комиссия». В этой статье рассмотрим, что из себя представляет данная комиссия, какие у нее полномочия, кто входит в ее состав, а также порядок ее назначения.

Полномочия ликвидационной комиссии юридического лица

Рассматриваемый орган представляет собой назначаемую органом управления организации группу лиц, на которую возлагаются обязанности по совершению всех необходимых действий для осуществления ликвидации организации. Для этих целей может быть назначено и одно лицо – ликвидатор. Однако независимо от того, кто осуществляет ликвидацию – ликвидатор или ликвидационная комиссия, полномочия данных органов будут одинаковыми.

Комиссия или ликвидатор в процессе ликвидации организации совершает следующие действия:

Бесплатная юридическая консультация:


  • принимает на себя управление делами организации;
  • выступает от имени организации в суде;
  • публикует в «Вестнике государственной регистрации» и средствах массовой информации сообщение о ликвидации организации, сроках и порядке принятия требований кредиторов;
  • другими способами уведомляет кредиторов о том, что организация находится в процессе ликвидации;
  • подготавливает промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются финансовое состояние организации, ее активы, дебиторскую и кредиторскую задолженности;
  • обеспечивает продажу имущества организации в целях погашения долгов;
  • производит расчеты с кредиторами и принимает меры по взысканию дебиторской задолженности;
  • по окончании всех расчетов с кредиторами и дебиторами составляет итоговый ликвидационный баланс;
  • распределяет оставшиеся средства между учредителями или участниками организации;
  • подает в налоговую инспекцию заявление о регистрации ликвидации юридического лица.

В случае, если имущества ликвидируемой организации оказывается недостаточно для погашения всех долгов, ликвидационная комиссия подает в суд заявление о признании организации банкротом, и процедура ликвидации сменяется процедурой банкротства, которая осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Комиссия или ликвидатор, уполномоченные на проведение процедуры ликвидации организации, должны действовать добросовестно и разумно, соблюдая интересы ликвидируемой организации и ее кредиторов.

Порядок назначения ликвидационной комиссии

Как уже было сказано ранее, комиссия назначается органом, принявшим решение о ликвидации организации. Инициатором ликвидации может быть учредитель или участник организации, а также ее руководитель или другой орган, уполномоченный на это учредительными документами. Такое решение может принять и суд, в случае если был подан иск по одному из оснований, перечисленных в п. 3 ст. 61 ГК РФ.

В любом случае уполномоченным лицом должно быть принято решение о назначении ликвидационной комиссии. Образец такого документа будет приведен далее в статье.

Данное решение может быть принято органом управления вместе с решением о ликвидации или оформлено после в виде приказа (распоряжения), в котором указываются:

Бесплатная юридическая консультация:


  • сведения об организации – наименование, адрес, регистрационные данные, другие реквизиты;
  • дата и номер акта;
  • основание вынесения приказа – «в связи с принятием решения о ликвидации организации» с указанием реквизитов соответствующего решения;
  • состав ликвидационной комиссии;
  • сроки и порядок работы комиссии;
  • лица, на которых возлагаются исполнение и контроль за исполнением приказа;
  • должность и подпись лица, вынесшего приказ.

Вышеуказанные полномочия и обязанности возлагаются на комиссию с момента, указанного в приказе, или с момента вступления этого акта в силу.

Как правило, члены ликвидационной комиссии – это:

  • руководитель организации;
  • учредители или участники либо их представители;
  • представители работников организации.

Если участником организации является муниципальное образование, субъект РФ или Российская Федерация, в состав комиссии также должны входить представители соответствующих органов власти.

Скачать приказ о создании ликвидационной комиссии (образец)

Бесплатная юридическая консультация:


2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора ) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.

Бесплатная юридическая консультация:


никто здесь ликвидацией не занимается что ли? :shuffle:

вступивших в законную силу

Бесплатная юридическая консультация:


но расходится с практикой, например, уже не один раз когда приходилось ликвидировать (но в уставе ЗАО прописан был ликвидитор, хотя какая разница, там такая же норма как и в ООО - ликвидиционная комиссия) ИМНС не возражала по поводу ликвидитора:yogi:

Согласен полностью. сам не так давно занимался ликвидацией и у меня там назначался ликвидатор. налоговой было начхать:beer:

Бесплатная юридическая консультация:


Да в принципе пофиг, полномочия, что у ЛК что у ликвидатора те же. (IMG:http://hp/style_emoticons/default/wink.gif)

я вот только не понял ФАС УО

Да как всегда у нас, глядишь, потом появиться другая практика (IMG:http://hp/style_emoticons/default/wink.gif) . Я согласен со всеми вышеперечисленными мнениями-никакой особой разницы. Вопрос только лишь в численном составе. Получается, что 2 члена-это комиссия, а если один, то, мол, ликвидатор (IMG:http://hp/style_emoticons/default/biggrin.gif) .

Бесплатная юридическая консультация:


все вопросу у них были, а можно своего или чужого, а платить ему или нет и т.д. (IMG:http://hp/style_emoticons/default/wink.gif)

ликвидирую я не только в теории (IMG:http://hp/style_emoticons/default/smile.gif) и потому сказал, что практика иная нежели в ФАС УО.

В конце концов, Вы не на Урале, ликвидируйте на здоровье:beer:

Бесплатная юридическая консультация:


Просьба не обижать Урал.

Не надо отождествлять Урал и ФАС УО:hi:

Бесплатная юридическая консультация:


Ликвидатор и ликвидационная комиссия в чем разница

Мы собираемся ликвидировать одно открытое акционерное общество. Согласно п. 2. ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора).

Согласно п. 2 ст. 21 ФЗ "Об акционерных обществах" о бщее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии .

Вопрос: в данном случае, с учетом вышеуказанных требований ст. 21 ФЗ "Об акционерных обществах", открытое акционерное общество может назначить ТОЛЬКО ликвидационную комиссию?

Нам бы конечно оч. хотелось назначить ликвидатора, но пока что я не вижу к этому оснований. Если есть мнения, практика - буду очень благодарна!

…2. Решение общего собрания участников общества о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.

Бесплатная юридическая консультация:


Общее собрание участников добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

3. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

Статья 58. Распределение имущества ликвидируемого общества между его участниками

2. К компетенции общего собрания участников общества относятся:

12) назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;

Бесплатная юридическая консультация:


не смотря на то что ЮЛ создано одним лицом - кломиссия должна быть создана, для этого учредитель (участник) привлекает третьих лиц которые и войдут в состав ликвидационной комиссии.

пришлось поменять в ЕГРЮЛ на председателя ликвидационной комиссии и подать уже 16 от председателя(((а в окне на консультации брякали что им по барабану - комиссия или ликвидитор.

при этом в течение 2 лет до этого отказа принимали от ликвидатора и ничего.

Полномочия и деятельность ликвидационной комиссии или ликвидатора при закрытии ООО

Ликвидационной комиссией называют особый орган, созданный для окончательного прекращения деятельности организации. Он может быть создан и на добровольной, и на принудительной основе, в зависимости от причин закрытия фирмы.

Бесплатная юридическая консультация:


Комиссия включает в себя группу лиц, которые в соответствии с законодательными требованиями отбираются главой компании или назначенной им структуры на время процесса ликвидации. Процедура создания этого органа может происходить при участии других учредителей ООО. Если же он создается на принудительной основе, тогда процесс ложится на плечи арбитражного суда.

Кто может быть ликвидатором? Назначение комиссии

Процесс ликвидации ООО начинается с уведомления налоговой. Отправлять нотариально заверенное уведомление следует в трехдневный срок после того, как было принято решение закрывать бизнес. Взамен налоговая предоставляет свидетельство о записи и выписку из ЕГРЮЛ. После этого ФНС должна издать локальный акт, который будет содержать перечень полномочий, которые передаются комиссии или ликвидатору.

В законах нет определенных требований к участникам комиссии, поэтому обычно в состав данного органа входят заинтересованные сотрудники организации – юристы, экономисты, бухгалтеры, учредители и т. д. Если процесс ликвидации производится через суд в принудительном порядке, тогда в роли ликвидатора выступает арбитражный управляющий.

Законодательство РФ не разграничивает понятия ликвидационной комиссии и ликвидатора, поэтому выбор каждая компания может оставить за собой. Однако распространены случаи, когда налоговые органы требуют создания именно комиссии, которая все равно будет состоять из одного человека.

Полномочия, функции и обязанности

Допустим, что решение о закрытии ООО уже было принято, а комиссия, возглавляемая председателем, назначена. Теперь следить за соблюдением всех законодательных процедур начинает именно этот орган.

Бесплатная юридическая консультация:


После этого в журнале «Вестник государственной регистрации» следует разместить сообщение о начале процесса ликвидации. Туда отправляется следующая информация:

  • Название организации.
  • ОГРН.
  • Адрес.
  • Временные рамки ликвидации и порядок процесса.
  • Реквизиты решения о закрытии.
  • Контакты, чтобы кредиторы компании могли заявить о своих требованиях.

Стоит отметить, что действующее законодательство РФ не устанавливает жесткие сроки, за которые требуется разместить данное сообщение. А вот период для заявления кредиторских требований начинается именно с момента публикации. При этом данный срок должен составлять не менее 2 месяцев.

Кроме того, комиссия обязана принимать и другие меры по поиску и своевременному уведомлению кредиторов. Все это необходимо делать в письменной форме и указывать срок предъявления требований.

Спустя два месяца после публикации составляется промежуточный ликвидационный баланс. Данный экономический показатель отражает финансовое состояние юридического лица. Подготовка баланса позволяет определить основные экономические показатели предприятия, размер его активов, пассивов, различных задолженностей, общую величину заемного капитала и т. д.

На данный момент законом не установлено четкой последовательности действий при составлении такого баланса, поэтому членам комиссии необходимо опираться на правила бухгалтерского учета.

Бесплатная юридическая консультация:


Руководитель ликвидационной комиссии направляет в ФНС следующий пакет документов:

  • Квитанцию об уплате государственной пошлины.
  • Промежуточный ликвидационный баланс.
  • Заявление о регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Подпись лица заверителя должна быть подтверждена с помощью нотариуса.

С 2015 года юридические лица более не обязаны уведомлять Пенсионный фонд о процессе ликвидации. Теперь документ о предоставлении данных в ПФР можно получить в налоговой службе на основании межведомственного сотрудничества.

Перечисленный комплект документов можно направить в органы регистрации следующими способами:

  • в электронном виде с помощью встроенной функции на сайте nalog.ru;
  • представителем, который имеет при себе доверенность, заверенную нотариусом;
  • почтой;
  • лично главой ликвидационной комиссии.

Только после того, как налоговая служба получит указанные документы, будет приниматься окончательное решение о ликвидации. Поэтому налоговая декларация должна учитывать весь период до этого дня, а не до того момента, когда руководство компании или арбитражный суд приняли решение о закрытии предприятия.

Полная инструкция проведения процедуры прекращения деятельности ООО представлена на следующем видео:

Бесплатная юридическая консультация:


Пошаговый порядок работы комиссии

Согласно 63 статье ГК РФ, ликвидационная комиссия или ликвидатор должны действовать в следующем порядке:

  1. Разместить в органах печати сообщение о предстоящем закрытии ООО. Также необходимо уведомить о сроках и порядке приема заявлений кредиторов по поводу выплаты долгов.
  2. Самостоятельно уведомить кредиторов о том, что юридическое лицо будет ликвидировано. Это должно быть сделано любыми возможными средствами, в том числе и в письменной форме.
  3. После окончания установленного срока составить промежуточный ликвидационный баланс.
  4. В случае необходимости следует организовать продажу активов компании на публичных торгах или аукционах для выплаты всех имеющихся задолженностей.
  5. На основе баланса необходимо выплатить кредиторам их задолженности. Стоит отметить, что жестко должна соблюдаться очередность выплат.
  6. После выплат всем кредиторам комиссия составляет итоговый ликвидационный баланс, в котором будет отображено состояние имущества предприятия после уплаты долгов.
  7. Далее остаток средств распределяется между участниками компании, которые обладают на них вещными правами.
  8. Для завершения процедуры комиссия подает заявление в налоговые органы и регистрирует ликвидацию компании в ЕГРЮЛ.

После того, как выдается свидетельство о регистрации ликвидации ООО, юридическое лицо считается закрытым, а комиссия прекращает свое существование.

Деятельность ликвидационного органа осуществляется не для материального обогащения отдельных лиц или общества в целом, а для соблюдения исполнения закона и прав кредиторов. Поэтому комиссия обладает и другими полномочиями:

  • выдача доверенностей;
  • защита интересов юридического лица в суде;
  • управление имуществом компании, оценка собственности, инвентаризация;
  • закрытие всех банковских счетов хозяйствующего субъекта кроме одного, на который и будут аккумулированы все средства;
  • сбор дебиторской задолженности;
  • передача документации юридического лица в архив;
  • принятие решения по увольнению сотрудников предприятия.

CopyrightЗнайБизнес.Ру Портал для предпринимателей

Копирование материалов допускается только при использовании активной ссылки на этот сайт.

Бесплатная юридическая консультация:

Как назначается ликвидационная комиссия? Каковы основные обязанности ликвидатора ООО?

Гражданский кодекс РФ не предусматривает особых правил для формирования ликвидационной комиссии. В статье 62 ГК РФ имеет лишь указание на обязательность ее назначения участниками ООО после принятия решения о ликвидации своего предприятия. При этом срок, в течение которого необходимо назначить лиц, осуществляющих ликвидацию, тоже в законе не прописан.

Помимо этого, указанные правовые нормы не содержат и указаний на то, когда необходимо выбрать ликвидационную комиссию, а в каких случаях можно назначить одного человека – ликвидатора. По общему правилу участники самостоятельно определяют, кого именно они назначат для ликвидации организации, и в какой момент это сделают.

Также законодательство не запрещает назначать ликвидатором или членами и председателем ликвидационной комиссии одного или нескольких участников ООО.

После назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят все полномочия по управлению ликвидируемым юридическим лицом. Она, по сути, становится единоличным исполнительным органом предприятия.

Бесплатная юридическая консультация:


В отличие от порядка назначения, обязанности лиц, ответственных за ликвидацию, четко прописаны в нормах Гражданского кодекса. Так, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать разумно и добросовестно в интересах ликвидируемого предприятия и его кредиторов.

Именно на ликвидаторов возложены обязанности по выявлению и уведомлению кредиторов общества с ограниченной ответственности. Для этого они публикую сообщение о порядке ликвидации организации и сроках принятия требований от кредиторов в СМИ («Вестнике государственной регистрации) и направляют каждому кредитору личные заказные письма с уведомлением о вручении.

Также ликвидационная комиссия:

  1. Принимает меры к получению дебиторской задолженности.
  • Выступает от имени юридического лица в суде или представляет его интересы в государственных органах.
  • После истечения срока заявления кредиторами своих требований и выявлению всех активов предприятия составляет промежуточный ликвидационный баланс.
  • Осуществляет продажу имущества предприятия в том случае, если денежных активов организации недостаточно для погашения всех долгов.
  • Производит расчет с кредиторами в порядке очередности, установленной законодательством нашей страны.
  • При выявлении недостаточности денежных активов и имущества ООО для погашения всех долгов подает в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом.
  • Составляет окончательный ликвидационный баланс.
  • Выступает заявителем при подаче в налоговую инспекцию заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (по форме Р16001).
  • Только председатель ликвидационной комиссии или ликвидатор ООО вправе обратиться в налоговую службу для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении предпринимательской деятельности после завершения процедуры ликвидации.

    Если вы хотите начать добровольную ликвидацию ООО, воспользуйтесь нашим сервисом «Заполнить формы для ликвидации ООО онлайн». Это позволит вам:

    Бесплатная юридическая консультация:


    1. Избежать ошибок в оформлении необходимых для закрытия компании документов (сервис автоматически заполняет бланки, а правильность их составления проверяется нашими юристами).
  • Сократить время на сбор всех нужных бумаг (вам не нужно выбирать время для обращения в юридическую контору, сервис доступен круглосуточно и работает без выходных и праздников).
  • Сэкономить на услугах профессиональных регистраторов и юристов (наши цены выгодно отличаются от аналогичных предложений у специалистов).
  • При этом вам не придется бояться отказа налоговых органов в совершении регистрационного действия, потому что документы, оформленные через наш сервис, уже неоднократно проверены при ликвидации ООО в налоговых инспекциях по всей стране.

    Ликвидировать ООО в строгом соответствии с законом? С помощью eRegistrator.ru это просто!

    Будем благодарны вам за комментарии к данному материалу. Если вы не нашли ответ на свой вопрос или у вас есть замечания, пожелания, - напишите нам. Для нас очень важно ваше мнение!

    Количество показов: 1423

    Бесплатная юридическая консультация:


    Дополнительные материалы по теме:

    Раздел не найден.

    Раздел не найден.

    Раздел не найден.

    Ликвидация организации (всего по этой теме: 3)

    Конференция ЮрКлуба

    Ликвидационная комиссия ИЛИ ликвидатор

    Mix 27 Окт 2004

    Ст. 62 ГК Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица

    2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.

    В Уставе прописана ликвидационная комиссия, а как по другому, если ФЗ об АО ст. 21 говорит о ликвидационной комиссии, что же теперь ликвидатору путь заказан?

    ФЗ об ООО – ликвидационная комиссия

    ФЗ о некоммерческих организациях - ликвидационная комиссия и т.д.

    Mix 27 Окт 2004

    никто здесь ликвидацией не занимается что ли?

    Vermut 28 Окт 2004

    Mix 28 Окт 2004

    я не хочу. гораздо проще ликвидатором.

    Vermut 28 Окт 2004

    кассационной инстанции по проверке законности и

    обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

    вступивших в законную силу

    Он там в скобочках все именуется как "ликвидатор"

    Mix 28 Окт 2004

    но расходится с практикой, например, уже не один раз когда приходилось ликвидировать (но в уставе ЗАО прописан был ликвидитор, хотя какая разница, там такая же норма как и в ООО - ликвидиционная комиссия) ИМНС не возражала по поводу ликвидитора

    параски 28 Окт 2004

    Согласен полностью. сам не так давно занимался ликвидацией и у меня там назначался ликвидатор. налоговой было начхать

    -chudo- 28 Окт 2004

    One more 28 Окт 2004

    Мы тоже всегда ликвидатором обходимся, еще ни разу ни у кого вопросов не было.

    Mix 28 Окт 2004

    а в ваших случаях, что в уставе прописано, так для полноты картины.

    параски 28 Окт 2004

    У меня в уставе в обоих случаях было прописанно ликвидационные комисии

    One more 28 Окт 2004

    а в ваших случаях, что в уставе прописано, так для полноты картины.

    А я помню, что там было написано?

    Да в принципе пофиг, полномочия, что у ЛК что у ликвидатора те же.

    Mix 28 Окт 2004

    Да в принципе пофиг, полномочия, что у ЛК что у ликвидатора те же

    я вот только не понял ФАС УО

    Vermut 28 Окт 2004

    я вот только не понял ФАС УО

    Да как всегда у нас, глядишь, потом появиться другая практика. Я согласен со всеми вышеперечисленными мнениями-никакой особой разницы. Вопрос только лишь в численном составе. Получается, что 2 члена-это комиссия, а если один, то, мол, ликвидатор.

    Тем более той же судебной практикой установлено, что подписывает иски, доверенности лишь председатель ликвидационной комиссии, а кто лишал прав других тогда членов?! Вот вопрос например, имеет ли право подписать баланс или декларацию по обществу не председатель ликвидационной комиссии?

    kuropatka 28 Окт 2004

    глухо как в танке. никто здесь ликвидацией не занимается что ли?

    А Поиск потому что надо использовать. Обсуждаем раз в месяц.

    Mix 28 Окт 2004

    не говорите мне про поиск, сам неоднократно говорил об этом,

    все вопросу у них были, а можно своего или чужого, а платить ему или нет и т.д.

    Сам нынче ликвидаторствую в двух ООО - ИМНС только ЗА.

    ликвидирую я не только в теории и потому сказал, что практика иная нежели в ФАС УО.

    One more 28 Окт 2004

    В конце концов, Вы не на Урале, ликвидируйте на здоровье

    viking80 02 Ноя 2004

    Просьба не обижать Урал.

    Ликвидировать можно только так как закон говорит и никак по другому.

    One more 02 Ноя 2004

    Просьба не обижать Урал.

    Не надо отождествлять Урал и ФАС УО

    Ликвидировать можно только так как закон говорит и никак по другому.

    Поясните свою позицию, плиз, Вы считаете, что в ООО может быть только ЛК, но не ликвидатор?

    Lucy 12 Янв 2011

    кассационной инстанции по проверке законности и

    обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

    вступивших в законную силу

    Natatata 14 Янв 2011

    О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

    И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

    Статья 20. Уведомление о ликвидации юридического лица

    3. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

    IX. Порядок заполнения Уведомления о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) (форма N Р15002)

    4.2. Пункт 3.2 заполняется на основании документа о назначении ликвидатора.

    5. Раздел 4 "Сведения о конкурсном управляющем".

    Указанный раздел заполняется в случае принятия судом решения о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) в соответствии со сведениями о конкурсном управляющем, содержащимися в указанном решении или определении арбитражного суда об утверждении кандидатуры конкурсного управляющего.

    5.1. В пункте 4.1 указывается количество листов решения арбитражного суда о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) или определения арбитражного суда об утверждении кандидатуры конкурсного управляющего.

    Лист 1. Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего)

    Лист А формы 15002. Сведения о руководителе ликвидационной комиссии (ликвидаторе), конкурсном управляющем

    Если в ооо один учредитель он же директор, почему он же не может быть ликвидатором в единственном лице. Соблюсти порядок расчета с кредиторами он обязан в любом случае.

    Trevor 18 Апр 2011

    Ну хорошо, вот выдержка однго решения:

    кассационной инстанции по проверке законности и

    обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

    вступивших в законную силу

    Vermut , не вижу ничего подобного в названном постановлении. Откуда эта цитата?

    Вбейте в консультант N Ф09-357/03-ГК и найдите ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    кассационной инстанции по проверке законности и

    обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

    вступивших в законную силу

    Miss Po 25 Янв 2012

    Иванждетответ 19 Янв 2015

    Коллеги, подскажите пож!

    enigma1 10 Фев 2017

    а более свежая практика есть?

    ликвидировали ЗАО и 2 ООО. в 2015-начале 2016 года.

    во всех случаях был лишь ликвидатор. налоговая ни разу не придралась.

    хотя везде Уставы были стандартные, без затей, списанные с законов об ООО и ЗАО и упоминалась лишь ликвидационная комиссия в них.

    нас как-то раньше учили, что ГК имеет большую юр.силу перед спец.нормами. теперь же ГК и законы имеют равную юр.силу, а часто даже спец.нормы имеют приоритет в толковании.

    но все-таки мне кажется, что просто в законах под словами «ликвидационная комиссия» и так подразумевается, что и ликвидатор в том числе. Поскольку в ГК написано ликвидационная комиссия (ликвидатор) ,исходя из правил русского языка скобки означают уточнение с целью пояснения или дополнения высказываемой мысли.

    Это подтверждается косвенным образом и потому, что встречается именно в такой форме в ГК, как равнозначные (уточняющие) понятия. И нет даже небольшого противопоставления или разделения вида «ликвидационная комиссия или ликвидатор».

    ну что делать если законы пишут люди, незнающие ГК.

    Единственный участник ООО - является ликвидатором, может ли он устроиться на полную ставку в др. ООО?

    он же может не на полную ставку работать ликвидатором.

    А вообще нигде ведь не говорится, что ликвидатор обязан работать по трудовому договору.

    а учитывая, что в конце ликвидации формально его уже и увольнять неоткуда будет (придется задним числом увольнять), а кто и как будет начислять и платить зарплату и все налоги на неё?! а окончательный расчет при увольнении? откуда брать на это время, деньги, проводить по балансу и т.п. голову сломаешь.

    То логичнее и проще ликвидатора сразу по гражданско-правовому договору на оказание услуг принимать.

    а на деле - в небольших компаниях по документам обычно вообще никак не проводится ликвидатор, ибо он же и директор и участник в одном лице.

    Ликвидация компании означает исключение сведений о юридическом лице из реестра и полное прекращение его работы. Решение закрыть бизнес может быть связано с самыми разными причинами: его нерентабельность, достижением поставленных бизнес-задач, переориентацией на другие направления и пр.

    После того как владельцы компании примут окончательное решение о ее ликвидации, им необходимо назначить ликвидационную комиссию или единоличного ликвидатора (согласно п.2 ст.62 ГК). Последний вариант возможен, если у юридического лица единственный учредитель (он же обычно и директор).

    Об этом факте требуется уведомить Налоговую инспекцию с помощью специальной формы Р15001. Отметка о назначении в компании ликвидационной комиссии появляется в ЕГРЮЛ и становится общедоступной для всех заинтересованных лиц.

    В компетенцию ликвидационной комиссии входят все управленческие функции в отношении прекращающей свою деятельность компании. После того, как она начнет свою работу, полномочия с высшего руководящего состава снимаются.

    За ее назначение отвечает аппарат, которым было принято решение о закрытии юрлица. При добровольной ликвидации это может быть собрание учредителей или совет акционеров (в зависимости от формы организации бизнеса: ООО или АО). Порядок назначения ликвидационной комиссии должен быть прописан в уставе.


    Если же эта процедура носит принудительный характер (например, из-за противоправной деятельности компании), то ликвидатора назначает суд одновременно с вынесением постановления о закрытии предприятия.

    Состав ликвидаторов

    Ни порядок избрания ликвидационной комиссии, ни требования к ее составу в законодательстве не прописаны. Решение о том, какие именно работники потребуются для закрытия компании по всем правилам, понимают сами собственники бизнеса. На практике чаще всего в состав комиссии входит директор, юрист, бухгалтер, экономист, непосредственно учредители и иные лица (как работающие в организации, так и не входящие в ее штат). Обычно вопросы ее численности также решаются собственниками.

    После того как ее состав определен, издается соответствующий акт (приказ), с которым могут ознакомиться все избранные члены и руководство.

    Законодательно могут быть предусмотрены некоторые нюансы, которые нужно учесть при определении состава комиссии. Так, если в число акционеров компании входит государство, то в составе ликвидаторов обязательно присутствуют представители органов местного самоуправления и комитета по имущественным вопросам.

    Руководитель ликвидационной комиссии

    На необходимость избрания руководителя (председателя) ликвидационной комиссии указывает законодательство. Такая проблема не стоит перед компаниями, в которых есть единственный учредитель, он и становится ликвидатором.

    При этом закон не устанавливает, кто именно назначается руководителем ликвидационной комиссии. Это может быть:

    • коллегиальный орган, который принял решение о закрытии юрлица;
    • участник общества или его учредитель;
    • стороннее лицо, наделенное лицензией на этот вид деятельности (состоящий в СРО).

    Если ликвидация производится , то в качестве ликвидатора выступает , назначенный арбитражным судом.

    Порядок работы комиссии при ликвидации предприятия

    Большая часть обязанностей, которые связаны с прекращением деятельности компании, возлагается на ликвидационную комиссию. Порядок ее работы предполагает прохождение ряда последовательных этапов:

    1. Оповещение Налоговой инспекции о принятом решении ликвидироваться и назначении ликвидационной комиссии. На это у ее членов есть три дня, иначе компании грозит штраф в 5000 р.
    2. Выявление перечня кредиторов, которые обратились в компанию после публикации сообщения в СМИ или по результатам личного обращения.
    3. Уведомление всех сотрудников о предстоящем за 2 месяца. Выплата им всех положенных вознаграждений до сокращения и в последний день работы.
    4. Уведомление Центра занятости о массовом сокращении (касается только крупных работодателей с численностью свыше 50).
    5. В случае выявленных в ходе проверок недоимок по налогам и страховым отчислениям комиссия перечисляет образовавшуюся задолженность по налогам, штрафы и пени в бюджет.
    6. На основании детального анализа финансового состояния компании, инвентаризации имущества, выявления дебиторской задолженности составляется промежуточный ликвидационный баланс. Он утверждается в Налоговой инспекции, а отметка о его регистрации делается в ЕГРЮЛ.
    7. Погашаются кредиторские требования с учетом очередности, предусмотренной ГК РФ. При необходимости распродается часть имущества для этих целей.
    8. Если будет выявлена недостаточность собственности для погашения всего объема задолженности, подается ходатайство о банкротстве. В этом случае все полномочия переходят к арбитражному управляющему.
    9. Если активов хватило для удовлетворения всех имущественных и материальных обязательств, комиссия составляет новый ликвидационный баланс. На это раз окончательный (форма №1 ОКУД) и с учетом проданного имущества и израсходованных денег со счетов компании.
    10. Компания исключается из ЕГРЮЛ и полномочия членов ликвидационной комиссии прекращаются.

    Права ликвидационной комиссии

    Ликвидационная комиссия наделена всеми правами для завершения работы юридического лица. Она устанавливает общий порядок и сроки ликвидации. Председатель ликвидаторов обладает правом подписи деклараций, договоров и других юридически значимых документов. Он может свободно распоряжаться имуществом компании, как это ранее делал ее директор.

    Председатель также вправе в любой момент созывать заседание ликвидационной комиссии, контролировать ее работу и организует текущую деятельность этой структуры.

    Члены комиссии могут подписывать бухгалтерскую документацию. Для этого они должны уведомить банк, в котором у компании открыт расчетный счет о лицах, наделенных правом подписи платежных поручений. Подписи в банковской карточке переоформляются на председателя и других лиц (при необходимости).

    Обычно закрываемая компания подвергается выездной налоговой проверке. В этом случае комиссия может обжаловать принятые проверяющими решения в досудебном и судебном порядке.

    Комиссия ликвидаторов обладает правом на претензионную работу с должниками юрлица, а при необходимости может обратиться в суд для взыскания дебиторской задолженности.

    Полномочия ликвидаторов юридического лица

    Закон возлагает на ликвидационную комиссию следующие полномочия:

    • руководство внутренними и внешними делами компании;
    • публикация в СМИ («Вестнике госрегистрации») сообщения о ликвидации организации с указанием на время и место приема заявлений кредиторами (не менее чем за 2 месяца до окончания приема кредиторских требований), сообщение размещается, даже при условии, что комиссии известно об отсутствии кредиторов;
    • выявление перечня лиц и уполномоченных организаций, перед которыми у компании имеется кредиторская задолженность, составление реестра кредиторов;
    • представление интересов ликвидируемого юрлица в Налоговой, внебюджетных фондах и суде;
    • определение компаний, имеющих дебиторскую задолженность перед юридическим лицом, принятие мер для ее взыскания;
    • проведение инвентаризации имущества;
    • погашение задолженности перед кредиторами и уполномоченными контролирующими инстанциями;
    • иные вопросы, связанные с процедурой прекращения деятельности компании.

    Обязанности ликвидационной комиссии

    К обязанностям ликвидационной комиссии относятся:

    • исчисление и уплата налогов за ликвидируемую организацию;
    • представление налоговой и прочей отчетностью в соответствии со спецификой работы компании;
    • разработка плана упразднения компании;
    • оценка финансового состояния компании;
    • анализ дебиторской/кредиторской задолженности, принятие мер для ее взыскания/покрытия;
    • личное уведомление всех известных кредиторов о предстоящем закрытии (публикация сообщения этой обязанности с собрания не снимает);
    • инвентаризация и оценка всего имущества (для того чтобы определить, хватит ли его в случае продажи для удовлетворения всех кредиторских требований);
    • подготовка заявлений о признании компании банкротом (если средств окажется недостаточно для погашения всех обязательств перед кредиторами);
    • составление промежуточного/окончательного ликвидационного баланса, представление иных отчетных форм в ФНС;
    • , выплата положенных им компенсаций и зарплаты;
    • оплата госпошлины;
    • оплата размещения сведений о ликвидации в СМИ – стоимость сообщения зависит от его размера.

    Ответственность ликвидаторов организации

    На первый взгляд может показаться, что никакой ответственности у ликвидационной комиссии нет. Ведь все его задачи сводятся к тому, чтобы быстро и с минимальными потерями завершить процедуру ликвидации. На самом деле это не так. Члены ликвидационной комиссии могут привлекаться к .

    Так, например, если ликвидатор не сообщит о наличии в компании (недостаточности имущества для того чтобы рассчитаться с долгами) в десятидневный срок, то он привлекается к субсидиарной ответственности по новым долгам: оплате , компенсацию расходов на проведение банкротства.

    За некоторые правонарушения ликвидаторам грозит уголовная ответственность со штрафом 100-150 тыс.р., ограничением свободы и принудительными работами. Это, в частности, сокрытие имущества компании, фальсификация бухгалтерских документов и пр.

    Увольнение ликвидационной комиссии предприятия

    Со всеми работниками, независимо от их социального статуса, в случае ликвидации юридического лица расторгаются трудовые договора. Это может произойти раньше, чем компания окончательно будет исключена из реестра юридических лиц. Трудовой кодекс не фиксирует тот момент, когда должно происходить увольнение. Главное, чтобы сотрудники были проинформированы за два месяца до сокращения.

    С членами ликвидационной комиссии обязательно заключаются трудовые или гражданско-правовые договора. Без них работа состава комиссии не является легальной. В ходе проверки компанию могут заставить доплатить налоги и отчисления во внебюджетные фонды за неоформленных членов комиссии. Помимо этого, начисляются штрафы и пени.

    Штатные работники могут продолжать трудиться в комиссии в рамках действующих трудовых договоров. Издавать дополнительные приказы или заключать допсоглашения не требуется.

    Трудовое законодательство не содержит каких-либо особенных условий увольнения для членов ликвидационной комиссии. Они также подписывают приказ об увольнении: в их трудовой делается специальная отметка, в последний день производится окончательный расчет.

    Выплаты ликвидационной комиссии

    Ликвидационная комиссия работает не бесплатно. Ее члены получают вознаграждение за свой труд, но его размер не закреплен законодательно. Обычно величина положенных выплат определяется на собрании собственников с учетом финансового положения компании и оглашается в момент формирования состава комиссии. Именно из средств ликвидируемой компании производятся выплаты членам ликвидационной комиссии.

    Штатные сотрудники в составе комиссии обычно продолжают работать в рамках действующих трудовых договоров и получают выплаты в прежнем размере в виде зарплаты. Законом это не возбраняется. Зарплата членам комиссии облагается всеми налогами и сборами.

    В последний день работы члены комиссии должны получить зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск и выходное пособие.

    Но по их желанию трудовые договора могут быть расторгнуты и вместо них оформлены гражданско-правовые договора. В них может быть прописан новый механизм расчета вознаграждения. Такой вариант нежелателен: контролирующие инстанции могут посчитать, что расторжение трудового договора имело целью уклонения от выплаты положенной компенсации при ликвидации.

    Акт решения при завершении ликвидации предприятия

    Все решения, которые принимались в ходе работы ликвидационной комиссии, должны быть оформлены должным образом. При их принятии участники должны следовать определенной процедуре, что позволит гарантировать действительность решений.

    Решения принимаются в ходе заседания, проводимого в очном или заочном формате. Такие встречи проводятся по мере необходимости. Их итоги оформляются в виде протокола заседания и акта, в котором фиксируются наиболее важные положения. Оба документа подписывают все члены: в них содержится повестка дня, состав участников, явка.

    Решения утверждаются простым большинством голосов, при поименном голосовании или поднятием руки присутствующими.

    Последнее решение фиксируется в акте об окончательной ликвидации ООО и АО. В нем указывается на то, что комиссия проверила финансовую деятельность компании, согласовала ликвидационный баланс, кредиторская задолженность не была выявлена или была погашена. В связи с этим компания полностью прекращает свое существование.

    Деятельность ликвидационной комиссии регулируется статьей 62 Гражданского Кодекса РФ, при необходимости берется под контроль Министерства финансов или следственного комитета. В зависимости от ситуации, работа такой комиссии представляет собой формальность (если необходимо реструктуризовать бизнес) или входит в следственные действия (если выявлен незаконный бизнес).

    Участники комиссии

    Участники комиссии, которая готовит документы для юридической ликвидации, утверждаются владельцем бизнеса (если процесс запускается добровольно) или представителем судебной власти (если организацию ликвидируют принудительно).

    • Лицо, ответственное за собственность ликвидируемой компании. Один из собственников или сторонний управляющий, который выставляет основные фонды компании (здания, сооружения, незавершенное строительство, производственные мощности) на торги с целью покрыть задолженность.
    • Лица, представляющие кредиторов юридического лица. Представители финансовых надзорных органов, банковских структур, коллекторских организаций. Задача участников — проследить за исполнением обязательств компании, прекращающей свою деятельность.
    • Работники Фонда государственного имущества участвую в комиссии, если ликвидируется государственная корпорация или меняется ее структура. Иногда их присутствие требуется, если закрывается строительная компания, бизнес, связанный с созданием и эксплуатацией социально значимых объектов.

    Цель ликвидационной комиссии — погасить обязательства компании за счет собственных средств, закрыть или реструктурировать долг перед внешними заимодавцами. Если в отношении компании ведется следствие, предоставленные финансовые документы будут рассматривать правоохранительные органы.

    Порядок действий

    Юридическая ликвидация компании проводится в несколько этапов, каждый из них подтверждается надзорными органами.

    • Оповещение налоговых органов и ЕГРЮЛ (государственного реестра юридических лиц) о принятом на собрании акционеров решении ликвидировать бизнес.
    • Утверждение состава ликвидационной комиссии (выбор со стороны контролирующих органов или собственников бизнеса). Члены комиссии получают все финансовые документы, печати организации, официальные бланки и контакты кредиторов в течение 72 часов с даты назначения.
    • Оповещение кредиторов организации о факте ликвидации, публикация графика подачи заявлений на получение задолженности. Срок подачи заявлений к рассмотрению должен быть не менее двух месяцев с даты начала ликвидации. Кредиторов уведомляют письменно, телефонными звонками или при личной встрече.
    • Составление предварительного ликвидационного баланса предприятия, в котором содержатся все активы и пассивы бизнеса, сведения о размере дебиторской и кредиторской задолженности, предполагаемые шаги по их погашению.
    • Реализация активов компании с целью покрытия долговых обязательств, работа с кредиторами, надзорными органами. Ликвидатор предоставляет документы в налоговую инспекцию или следственный комитет, составляет график выплат задолженностей, выставляет имущество на публичные торги.
    • Выплаты кредиторам согласно установленной законом очередности, составление итогового ликвидационного баланса. Оставшиеся у компании активы распределяются между собственниками бизнеса, которые имеют на них права. По итогам мероприятия составляется акт ликвидационной комиссии, содержащий перечень ее участников, причину закрытия юридического лица, предпринятые в ходе ликвидации шаги.
    • Запрос на регистрацию факта ликвидации в ЕГРЮЛ и получение свидетельства государственного образца. После этого ликвидационная комиссия завершает свою работу, а компания признается ликвидированной.