Выбор управляющей компании: всегда ли нужно проводить открытый конкурс? (Кузьмак Р.). Обзор практики типовых нарушений порядка организации и проведения органом местного самоуправления конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартир

В котором прописаны правила процедуры по выбору управляющей организации.

Пункт 3 Постановления Правительства №75 рассказывает о том, что если собственники не выберут в течение 30 дней способ управления для своего МКД, то этот вопрос автоматически переходит в компетенцию органов самоуправления. Соответственно, этот орган и будет выбирать компанию, которая станет общедомовым имуществом. Каждое муниципальное образование имеет свои нормативные акты, которые действуют на местном уровне.

Для ознакомления с действующими актами конкретного образования необходимо посетить официальный сайт местной администрации. В последнее время в законодательство РФ часто вносятся нововведения, это коснулось и Жилищного кодекса. ФЗ №38 от 5 апреля 2013 года регламентирует обо всех изменениях, которые были внесены в ЖК РФ.

Когда проводят выборы управляющей компании в новостройке и давно заселенных домах?

Когда дом подготовлен к сдаче в эксплуатацию, появляется необходимость в выборе вида управления. В связи с этим необходимо провести конкурс. Когда все этапы стройки подошли к концу, а владельцы оформили все необходимые документы и получили ключи от своих квартир, по закону в течение одного месяца собственники обязаны выбрать способ управления многоквартирным домом.

Также основанием для проведения конкурса служит тот факт, когда собственники в отведённый срок так и не определились с формой управления. Орган местной администрации берёт на себя ответственность и самостоятельно выбирает управляющую организацию для МКД.

Инициатором разрыва деловых отношений является сама УК. И это тоже считается основанием для .

Конкурс по отбору управляющей организации многоквартирным домом

В ЖК РФ сказано, что инициатором конкурса могут быть только две стороны. Одной стороной являются жители многоквартирного дома, которые после получения документов и ключей от своих квартир приступают к выбору компании, а качестве второй стороны выступает орган местного самоуправления.

В течение 30 календарных дней в местную администрацию должны поступить сведения о выбранной управляющей организации для МКД.

При отсутствии информации в установленный срок администрация приступает к поиску УК самостоятельно, инициируя проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации. Сама УК не имеет полномочий устраивать собрания для жильцов.

Участники

В состав участников входят собственники квартир МКД, местные органы самоуправления, а также потенциальные претенденты. При этом количество кандидатов на управление может быть неограниченным. Главное – вовремя оповещать жителей МКД о принятии участия.

Предмет конкурсного отбора

Предметом конкурса в данном случае будет выступать само право на управление МКД и всем имуществом, которое ему принадлежит. Это право закрепляется оформлением соглашения на определённый срок.

Справка! Сроки соглашения оговариваются отдельно и могут быть ограничены или не ограничены.

Также к предмету конкурса можно отнести финансовую сторону вопроса. Все денежные средства, которые будут находиться в распоряжении новой УК, считаются предметом конкурса.

Предмет торга

Вознаграждение, которое будет получать управляющая организация за свою работу, называют предметом торга. Таким образом, собственники имеют право выбирать компанию, которая наиболее выгодна им по цене, если та предлагает равнозначные услуги среди конкурентов.

Например, среди претендентов есть две компании с одинаковым перечнем услуг. Однако одна организация оценивает свою работу в два раза меньше, чем вторая. Во время проведения торга кандидаты рассказывают жителям дома о своих заслугах на других жилых объектах, а также о перспективах и планах на будущее.

Как определяют победителя открытого конкурсного отбора?

Если жители дома самостоятельно приняли решение о проведении конкурса по выбору , то победитель будет определён после общего голосования. Чем больше голосов наберёт компания, тем лучше.

  1. Открытый способ подразумевает поднятие руки, либо другой определённый жест.
  2. Письменное голосование при помощи заполнения специальной бюллетени называют закрытым голосованием.

Все голоса, полученные этими способами, в итоге складываются. А далее принимается решение о назначении выбранной УК. Однако есть один нюанс. Если сумма подсчитанных голосов компании-лидера менее 50%, то голосование считается недействительным. Важным моментом здесь является согласие большинства жителей дома, которое можно выявить только при голосовании.

Если в качестве инициатора выступает орган местного самоуправления, то он самостоятельно назначает УК (при отсутствии и нежелании жильцов голосовать), либо прибавляет свой голос к мнению собственников. Стоит не забывать, что на общем голосовании (во время проведения конкурса) должна присутствовать большая часть жителей дома, не менее 2/3 населения МКД.

Если это количество собрать не удалось, конкурс считается не объективным. В такой ситуации компания не может быть выбрана. Все собственники при голосовании обязаны находиться в одном помещении. Ходить по подъездам и агитировать граждан запрещается.

Как выбрать управляющую компанию для многоквартирного дома?

Рассмотрим порядок выбора управляющей компании многоквартирным домом. Сначала каждый житель МКД должен лично ознакомиться со всеми видами деятельности каждого претендента. Это необходимо сделать до начала голосования. После определения даты и времени проведения общего собрания все данные вывешивают на информационный стенд. Доска объявлений находится в свободном доступе для всех жильцов. Допускается и личное приглашение каждого человека явиться на собрание.

Внимание! Все кандидаты на управление МКД имеют право презентовать себя и свою деятельность любыми возможными способами.

Популярными способами являются:

В назначенный день проведения конкурса должны присутствовать все претенденты организаций, а также большая часть жильцов дома. Кандидаты повторно знакомят людей с условиями соглашения и своей деятельностью. После этого начинается голосование. В завершении процесса выявляется лидер. Если голосов для выбора победителя не хватило, то процедура переносится на другой день.

Если в качестве инициатора выступает местное самоуправление, то сведения о собрании также доводятся до жителей. При этом на собрании также присутствуют и представители муниципалитета. При отсутствии единогласного решения в процессе голосования, представитель самоуправления самостоятельно выбирает УК.

Акты, регламентирующие процедуру

Если среди присутствующих на собрании и конкурсном отборе есть представители местного самоуправления, то вся операция проводится, опираясь на локальные нормативные акты. Каждое муниципальное образование имеет свои нормативные акты, однако все они не противоречат законодательству РФ.

Более того, при проведении конкурса руководствуются следующими законодательными документами:

  • ЖК РФ;
  • правила проведения конкурса в Постановлении Правительства №75.

Выбор способа управления МКД чётко регламентирует п. 4 статьи 161 ЖК РФ .

Как известить собственников?

Каждый собственник в обязательном порядке должен быть уведомлён о предстоящем событии.

Оповестить жителей МКД можно следующими способами:


О сроках

Важно помнить, что выбор управляющей организации должен быть осуществлён не позднее 30 календарных дней с момента ввода жилого объекта в эксплуатацию. Если этого не происходит, то к процессу присоединяется местное самоуправление, которое в течение 30 календарных дней может помочь собственникам в вопросе выбора. Процесс назначения компании для управления многоквартирным домом не может превышать двух месяцев.

Заявка на участие

Заявка на участие должна содержать следующую информацию:

  • название управляющей компании;
  • фамилию, имя и отчество ответственного лица;
  • контактные данные;
  • условия сотрудничества;
  • план проведения сотрудничества.

Справка! Все заявки направляются управдому (главному по МКД).

При этом количество заявок на участие в конкурсе не ограничено. Если в качестве инициатора выступает районный муниципалитет, то и заявки на участие в конкурсном отборе направляются именно в этот орган. Органы местного самоуправления более тщательно изучают кандидатов.

Порядок рассмотрения заявлений

Каждая поступившая заявка рассматривается очень тщательно. Проводится анализ всех сведений. Затем формируют список самых подходящих и достойных претендентов. В протокол заседания фиксируют процесс вскрытия конвертов. Жители МКД вправе задавать любые интересующие вопросы.

Правила проведения голосования и протокол

После того, как все заявки кандидатов рассмотрены, начинается конкурс по выбору управленцев. По окончанию голосования один из жильцов, которому доверили этот вопрос, должен суммировать все голоса. После этого все данные по количеству голосов фиксируются в протоколе.

Можно ли обжаловать результаты?

Если кто-нибудь из собственников не согласен с результатами конкурса, или конкуренты подозревают в чём-то подвох, то эти участники имеют полное право обжаловать этот момент в судебном порядке. Для этого необходимо написать иск, предоставить пакет доказательств и показания присутствующих лиц (свидетелей).

Важно! Если обстоятельства будут доказаны, то суд может принять решение об отмене УК и назначить проведение нового голосования в присутствии уполномоченных лиц.

Если подозрения не имеют доказательств и оснований, то они останутся без внимания.

Процесс заключения соглашения с УК

Завершением процесса считается формирование и подписание соглашения обеими сторонами. При этом дополнительно обговариваются все нюансы и детали , а также сроки сотрудничества и возможные обстоятельства разрыва деловых отношений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Необходимость, порядок и сроки проведения открытого конкурса по выбору управляющей компании для управления многоквартирными домами регламентированы Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75. О правилах проведения и процедуре конкурса и поговорим.

Общие положения

Основанием для проведения открытого конкурса служит ст. 162 ЖК РФ . При этом следует помнить, что собственники помещений в МКД правомерны провести собрание по выбору способа управления своим домом до и во время проведения открытого конкурса, пока не объявят его победителя.

Участником конкурса может стать ИП или юридическое лицо. Предметом конкурса выступает право заключения договора управления МКД . Объектом торгов является стоимость обязательных и дополнительных работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.

Победителем открытого конкурса станет та управляющая компания, которая за указанный организатором размер платы предложит наибольший объём работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.

Здесь нужно отметить, что согласно последним изменениям в Правилах проведения открытого конкурса по выбору УК, закреплённым в Постановлении Правительства РФ от 04.03.2015 № 191, в конкурсной документации должен содержаться список дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту с требованиями к объёмам, качеству и периодичности их выполнения. Организатор конкурса самостоятельно определяет расчётную стоимость каждой дополнительной работы и услуги.

Основания для проведения открытого конкурса

Открытый конкурс по выбору управляющей компании для управления МКД проводится, если:

  • собственники помещений в МКД не выбрали способ управления своим домом из-за того, что:
  1. Не проводилось собрание жильцов по этому вопросу.
  2. Собрание проводилось и решение жильцов принято, но не реализовано.
  3. По прошествии 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся собрания жильцов повторное не проводилось или проводилось, но решение на нем не было принято.
  • принятое решение жильцов о способе управления МКД не реализовано из-за того, что:
  1. Большинство жильцов МКД не заключило договоры по ст. 164 ЖК РФ .
  2. Жильцы не отправили в соответствующий орган документы, необходимые для государственной регистрации специального потребительского кооператива.
  3. Не заключены договоры управления по ст. 162 ЖК РФ .
  4. Построен новый МКД и выдано разрешение на ввод его в эксплуатацию.

Порядок проведения открытого конкурса

Если открытый конкурс проводится в отношении новостройки, то, согласно ч. 13 ст. 161 ЖК РФ , в течение 20 дней с момента выдачи разрешения на ввод её в эксплуатацию орган местного самоуправления размещает информацию о его проведении на официальном сайте . В течение 40 дней со дня информирования о торгах организатор проводит конкурс.

В течение 10 дней с момента проведения открытого конкурса орган местного самоуправления извещает всех жильцов о его результатах и об условиях договора управления МКД. Жильцы должны заключить данный договор с избранной управляющей компанией. Договор управления заключается индивидуально с каждым жильцом. Собственники помещений выступают стороной заключаемого договора, если они составляют свыше 50% от общего числа жильцов МКД.

Также открытый конкурс по выбору управляющей компании проводится, если у предыдущей управляющей компании решением суда аннулирована лицензия на основании рассмотрения заявления органа ГЖН. Согласно ч. 4 ст. 200 Жилищного кодекса , в 15-дневный срок со дня получения уведомления от органа ГЖН об аннулировании лицензии орган местного самоуправления созывает собрание жильцов МКД для решения вопроса о выборе способа управления. Если на общем собрании не принято решение, или оно не проведено, или не набрался кворум, то проводится открытый конкурс.

Организация проведения открытого конкурса

Организатор открытого конкурса за 5 рабочих дней до информирования о его проведении должен определить состав и порядок работы конкурсной комиссии, создать её и назначить председателя, а также утвердить протокол. Организатор конкурса может одновременно создать несколько постоянно действующих комиссий, которым выдаются полномочия сроком на 2 года.

В извещении о проведении конкурса содержатся:

  • основание со ссылкой на нормативные правовые акты;
  • название и реквизиты организатора;
  • характеристика конкурсного объекта;
  • перечень обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту;
  • размер платы за содержание и ремонт общего имущества;
  • перечень коммунальных услуг, предоставляемых УК;
  • адрес официального сайта;
  • срок, место и порядок предоставления конкурсной документации и заявок на участие;
  • место, дата и время рассмотрения заявок и вскрытия конвертов с заявками;
  • место, дата и время проведения конкурса;
  • размер обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Не позднее чем за 25 дней до начала вскрытия конвертов с заявками от участников организатор открытого конкурса должен оповестить о дате его проведения:

  • всех собственников и нанимателей помещений в МКД;
  • всех принявших помещения от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию по передаточному акту или другому документу о передаче.

Для того, чтобы стать участником открытого конкурса, нужно подать заявку по форме. Срок подачи заявок составляет 25 дней. Приём заявок прекращается непосредственно перед началом вскрытия конвертов.

Заявка на участие в конкурсе содержит:

  • сведения и документы об участнике:
  1. Название, организационно-правовую форму, юридический и почтовый адрес, выписку из ЕГРЮЛ — для юридического лица.
  2. ФИО, паспортные данные, место регистрации, выписку из ЕГРИП — для ИП.
  • номер телефона;
  • документ, подтверждающий правомочность участника на осуществление действий от имени юридического лица или ИП;
  • реквизиты банковского счета;
  • документы (заверенные копии), подтверждающие соответствие участника установленным конкурсным требованиям:
  1. О внесении средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.
  2. О соответствии участника требованию, установленному пп. 1 п. 15 настоящих Правил .
  3. Бухгалтерского баланса за последний отчётный период.
  • реквизиты банковского счёта для внесения собственниками и нанимателями помещений в МКД платы за содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги .

Заключение договора управления многоквартирным домом

Победитель открытого конкурса в течение 10 рабочих дней с момента утверждения протокола конкурса предоставляет организатору подписанный им проект договора управления МКД. А в течение 20 дней с этого же момента он должен передать подписанные им проекты договора управления МКД жильцам для подписания указанных документов с их стороны. Если победитель не осуществит этот алгоритм действий в указанный срок, то будет считаться уклонившимся от заключения договора управления МКД.

В таком случае шанс стать победителем предоставляется другому участнику конкурса с наибольшим после победителя объёмом предоставляемых услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД за назначенную организатором плату. Если и этот участник за указанный период времени не успеет предоставить подписанный договор управления, то организатор вправе через суд заставить его выполнить свои обязательства. Если победитель является единственным участником конкурса, то в случае его уклонения от своих прямых обязанностей, организатор вправе через суд заставить его заключить договор управления МКД или, в противном случае, взыскать с него возмещение убытков.

Необходимость, порядок и сроки проведения открытого конкурса по выбору управляющей компании для управления многоквартирными домами регламентированы Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 № 75. О правилах проведения и процедуре конкурса и поговорим.

Общие положения

Основанием для проведения открытого конкурса служит ст. 162 ЖК РФ . При этом следует помнить, что собственники помещений в МКД правомерны провести собрание по выбору способа управления своим домом до и во время проведения открытого конкурса, пока не объявят его победителя.

Участником конкурса может стать ИП или юридическое лицо. Предметом конкурса выступает право заключения договора управления МКД . Объектом торгов является стоимость обязательных и дополнительных работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.

Победителем открытого конкурса станет та управляющая компания, которая за указанный организатором размер платы предложит наибольший объём работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.

Здесь нужно отметить, что согласно последним изменениям в Правилах проведения открытого конкурса по выбору УК, закреплённым в Постановлении Правительства РФ от 04.03.2015 № 191, в конкурсной документации должен содержаться список дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту с требованиями к объёмам, качеству и периодичности их выполнения. Организатор конкурса самостоятельно определяет расчётную стоимость каждой дополнительной работы и услуги.

Основания для проведения открытого конкурса

Открытый конкурс по выбору управляющей компании для управления МКД проводится, если:

  • собственники помещений в МКД не выбрали способ управления своим домом из-за того, что:
  1. Не проводилось собрание жильцов по этому вопросу.
  2. Собрание проводилось и решение жильцов принято, но не реализовано.
  3. По прошествии 2 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся собрания жильцов повторное не проводилось или проводилось, но решение на нем не было принято.
  • принятое решение жильцов о способе управления МКД не реализовано из-за того, что:
  1. Большинство жильцов МКД не заключило договоры по ст. 164 ЖК РФ .
  2. Жильцы не отправили в соответствующий орган документы, необходимые для государственной регистрации специального потребительского кооператива.
  3. Не заключены договоры управления по ст. 162 ЖК РФ .
  4. Построен новый МКД и выдано разрешение на ввод его в эксплуатацию.

Порядок проведения открытого конкурса

Если открытый конкурс проводится в отношении новостройки, то, согласно ч. 13 ст. 161 ЖК РФ , в течение 20 дней с момента выдачи разрешения на ввод её в эксплуатацию орган местного самоуправления размещает информацию о его проведении на официальном сайте . В течение 40 дней со дня информирования о торгах организатор проводит конкурс.

В течение 10 дней с момента проведения открытого конкурса орган местного самоуправления извещает всех жильцов о его результатах и об условиях договора управления МКД. Жильцы должны заключить данный договор с избранной управляющей компанией. Договор управления заключается индивидуально с каждым жильцом. Собственники помещений выступают стороной заключаемого договора, если они составляют свыше 50% от общего числа жильцов МКД.

Также открытый конкурс по выбору управляющей компании проводится, если у предыдущей управляющей компании решением суда аннулирована лицензия на основании рассмотрения заявления органа ГЖН. Согласно ч. 4 ст. 200 Жилищного кодекса , в 15-дневный срок со дня получения уведомления от органа ГЖН об аннулировании лицензии орган местного самоуправления созывает собрание жильцов МКД для решения вопроса о выборе способа управления. Если на общем собрании не принято решение, или оно не проведено, или не набрался кворум, то проводится открытый конкурс.

Организация проведения открытого конкурса

Организатор открытого конкурса за 5 рабочих дней до информирования о его проведении должен определить состав и порядок работы конкурсной комиссии, создать её и назначить председателя, а также утвердить протокол. Организатор конкурса может одновременно создать несколько постоянно действующих комиссий, которым выдаются полномочия сроком на 2 года.

В извещении о проведении конкурса содержатся:

  • основание со ссылкой на нормативные правовые акты;
  • название и реквизиты организатора;
  • характеристика конкурсного объекта;
  • перечень обязательных и дополнительных работ и услуг по содержанию и ремонту;
  • размер платы за содержание и ремонт общего имущества;
  • перечень коммунальных услуг, предоставляемых УК;
  • адрес официального сайта;
  • срок, место и порядок предоставления конкурсной документации и заявок на участие;
  • место, дата и время рассмотрения заявок и вскрытия конвертов с заявками;
  • место, дата и время проведения конкурса;
  • размер обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Не позднее чем за 25 дней до начала вскрытия конвертов с заявками от участников организатор открытого конкурса должен оповестить о дате его проведения:

  • всех собственников и нанимателей помещений в МКД;
  • всех принявших помещения от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию по передаточному акту или другому документу о передаче.

Для того, чтобы стать участником открытого конкурса, нужно подать заявку по форме. Срок подачи заявок составляет 25 дней. Приём заявок прекращается непосредственно перед началом вскрытия конвертов.

Заявка на участие в конкурсе содержит:

  • сведения и документы об участнике:
  1. Название, организационно-правовую форму, юридический и почтовый адрес, выписку из ЕГРЮЛ — для юридического лица.
  2. ФИО, паспортные данные, место регистрации, выписку из ЕГРИП — для ИП.
  • номер телефона;
  • документ, подтверждающий правомочность участника на осуществление действий от имени юридического лица или ИП;
  • реквизиты банковского счета;
  • документы (заверенные копии), подтверждающие соответствие участника установленным конкурсным требованиям:
  1. О внесении средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.
  2. О соответствии участника требованию, установленному пп. 1 п. 15 настоящих Правил .
  3. Бухгалтерского баланса за последний отчётный период.
  • реквизиты банковского счёта для внесения собственниками и нанимателями помещений в МКД платы за содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги .

Заключение договора управления многоквартирным домом

Победитель открытого конкурса в течение 10 рабочих дней с момента утверждения протокола конкурса предоставляет организатору подписанный им проект договора управления МКД. А в течение 20 дней с этого же момента он должен передать подписанные им проекты договора управления МКД жильцам для подписания указанных документов с их стороны. Если победитель не осуществит этот алгоритм действий в указанный срок, то будет считаться уклонившимся от заключения договора управления МКД.

В таком случае шанс стать победителем предоставляется другому участнику конкурса с наибольшим после победителя объёмом предоставляемых услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД за назначенную организатором плату. Если и этот участник за указанный период времени не успеет предоставить подписанный договор управления, то организатор вправе через суд заставить его выполнить свои обязательства. Если победитель является единственным участником конкурса, то в случае его уклонения от своих прямых обязанностей, организатор вправе через суд заставить его заключить договор управления МКД или, в противном случае, взыскать с него возмещение убытков.

Управление многоквартирным домом управляющей организацией является одним из наиболее распространенных способов управления. При этом управляющая организация может быть избрана как непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме, так и органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса.
Случаи, когда орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, определены в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Процедура проведения конкурса в сфере отбора управляющих организаций регламентирована Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
Согласно пункту 3 Правил N 75 конкурс проводится, если:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом, в том числе в следующих случаях:
- собственниками помещений в многоквартирном доме общее собрание по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
- по истечении двух месяцев после вступления в законную силу решения суда о признании несостоявшимся общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора способа управления многоквартирным домом повторное общее собрание не проводилось или решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было принято;
2) принятое собственниками помещений в многоквартирном доме решение о выборе способа управления домом не реализовано, в том числе в следующих случаях:
- большинство собственников помещений в многоквартирном доме не заключили договоры, предусмотренные статьей 164 ЖК РФ;
- собственники помещений в многоквартирном доме не направили в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документы, необходимые для государственной регистрации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
- не заключены договоры управления многоквартирным домом, предусмотренные статьей 162 ЖК РФ;
3) до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам конкурса, не выбран способ управления этим домом или принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано;
4) в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке выдано разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 87 Правил N 75 участник конкурса вправе обжаловать результаты конкурса в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Аналогичное правило содержится в статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В силу названной статьи торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Анализ судебной практики Арбитражного суда Северо-Западного округа по данной категории дел выявил, что за десять лет действия Правил N 75 конкурсы в сфере отбора управляющих организаций первоначально обжаловались преимущественно в случаях нарушения процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной Правилами N 75.
Споры по другим основаниям были довольно редки и являются предметом рассмотрения судов главным образом в последние два года.
Причиной увеличения числа споров, связанных с отбором организаций для управления многоквартирными домами, среди прочего стало внесение изменений в ЖК РФ.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 29 июня 2015 года; далее - Закон N 255-ФЗ) в случае, если в срок до 1 апреля 2015 года юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу названного Федерального закона, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо такому юридическому лицу или такому индивидуальному предпринимателю отказано в ее выдаче, орган местного самоуправления в порядке, установленном статьей 197 ЖК РФ, обязан уведомить об этом собственников помещений в многоквартирном доме, предпринимательскую деятельность по управлению которым осуществляет такое лицо. В течение пятнадцати дней орган местного самоуправления также обязан созвать собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления, а в случае, если решение о выборе способа управления не принято и (или) не реализовано или данное собрание не проведено, обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации и провести этот конкурс в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ в течение одного месяца со дня объявления о проведении этого конкурса.
Данные изменения привели к тому, что органы местного самоуправления стали массово проводить конкурсы по отбору управляющих организаций, а заинтересованные лица - оспаривать как изданные ими акты об организации и проведении открытых конкурсов, так и процедуру их проведения и результаты.
Кроме того, следует отметить, что в первоначальной редакции указанной нормы права не был решен вопрос о том, до какого момента управляющая организация, выбранная собственниками и не получившая лицензии, сохраняет статус управляющей организации многоквартирным жилым домом. Это также породило ряд споров, поскольку органы местного самоуправления путем издания ненормативных актов без проведения открытых конкурсов стали привлекать организации, имеющие соответствующие лицензии, к управлению многоквартирными домами на период до проведения соответствующих конкурентных процедур.
Однако последний вопрос не вызывал каких-либо серьезных затруднений в правоприменительной практике судов и до внесения соответствующих изменений в часть 4 статьи 7 Закона N 255-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 200 ЖК РФ лицензиат, действие лицензии которого прекращено или лицензия которого аннулирована в соответствии со статьей 199 названного Кодекса, обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Ссылаясь на данную норму, суды отвергали доводы сторон о неправомерном управлении многоквартирными домами прежней управляющей организацией до заключения договоров управления по итогам соответствующего конкурса, а также стали признавать упомянутые акты органов местного самоуправления недействительными, как противоречащие нормам жилищного законодательства, регулирующим спорные правоотношения (дела N А42-5522/2015, А56-62542/2015).
Впоследствии часть 4 статьи 7 Закона N 255-ФЗ была дополнена положением о том, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые указаны в названной части и осуществляют предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на день вступления в силу Закона N 255-ФЗ, не обратились в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление данной деятельности либо получили отказ в ее выдаче, надлежащим образом обязаны исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до наступления событий, указанных в части 3 статьи 200 ЖК РФ.
Поведение сторон при проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации в связи с отсутствием у прежней управляющей организации лицензии явилось предметом судебного разбирательства по делу N А05-8216/2015, в ходе которого судами было установлено, что местная администрация, выявив отсутствие у управляющих организаций соответствующей лицензии, объявила конкурс на право управления рядом домов, в том числе теми, которыми управляла организация - участник спора.
Как указывала управляющая организация, обратившаяся в суд с иском о признании конкурса недействительным, на момент проведения конкурса она уже получила лицензию и у администрации отпали основания для проведения конкурса.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования этой компании в числе прочего на основании того, что до проведения конкурса ею была получена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами, то есть основания, которые явились причиной проведения администрацией конкурса в отношении спорных домов, на день проведения конкурса отпали. По мнению судов, администрация при проведении конкурса должна была учесть указанное обстоятельство.
Суд кассационной инстанции не согласился с таким выводом. Дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в том числе и для выяснения следующего вопроса: знала ли (должна была знать) администрация на момент проведения конкурса о том, что компания получила лицензию?
Как упоминалось ранее, случаи, когда орган местного самоуправления обязан организовать и провести открытый конкурс по отбору организации для управления многоквартирным домом, перечислены в пункте 3 Правил N 75.
Проведенное исследование судебной практики показало, что споры, связанные с применением подпункта 1 пункта 3 Правил N 75, практически отсутствуют.
При рассмотрении судебных дел споры в основном касались вопросов реализации решения собственников многоквартирных домов о выборе ими способа управления многоквартирными домами (подпункты 2 и 3 пункта 3 Правил N 75), а также доведения информации об этом до органов местного самоуправления до момента проведения открытого конкурса.
Реализация решения собственников многоквартирных домов о выборе ими способа управления этими домами, а также доведение информации об этом до органа местного самоуправления играют важную роль при решении вопроса о проведении открытого конкурса по выбору управляющей организации, поскольку указанное обстоятельство способно отменить конкурсную процедуру.
Так, согласно пункту 39 Правил N 75, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2009 N ГКПИ09-830 абзац первый пункта 39 Правил N 75 признан недействующим в части, позволяющей не проводить конкурс по отбору управляющей организации в случае, если до дня его проведения собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления этим домом, но не реализовали принятое решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Иначе говоря, отказ от проведения открытого конкурса возможен, только если выбранный собственниками помещений способ управления многоквартирным домом реализован ими, что в соответствии с пунктом 3 Правил N 75 предполагает заключение договоров управления большинством собственников помещений в доме.
Между тем при рассмотрении таких споров необходимо иметь в виду, что орган местного самоуправления на дату проведения конкурса должен обладать документами, подтверждающими легитимность общих собраний собственников, а также доказательствами реализации решения о выборе способа управления.
Как установили суды в деле N А56-48132/2015, на момент проведения конкурса у его организатора таких доказательств не оказалось, в связи с чем суды не усмотрели оснований для признания конкурса недействительным.
В деле N А26-4869/2015 суды отказали в удовлетворении требования о признании незаконными результатов конкурса, поскольку установили, что, несмотря на наличие решения собственников о выборе управляющей организации на общем собрании собственников помещений дома, истцом не было представлено доказательств реализации этого права - заключенных договоров управления, подписанных большинством собственников.
Рассматривая дело N А56-50298/2013, суды посчитали, что у местной администрации отсутствовали основания для проведения конкурса в силу того, что собственники помещений в многоквартирном доме на момент проведения конкурса избрали способ управления домом и заключили соответствующие договоры.
Особенностью дел N А26-11472/2015, А56-36694/2015 и А56-68672/2015 стал исследованный судами вопрос о том, кто вправе выбирать способ управления многоквартирным домом.
Так, например, при рассмотрении дела N А56-68672/2015 было установлено, что администрация издала распоряжение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на право заключения договора управления многоквартирным домом, а общество с проведением открытого конкурса не согласилось и обратилось в суд с заявлением о признании этого распоряжения недействительным, ссылаясь на решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о выборе его в качестве управляющей организации.
По утверждению общества, на момент вынесения администрацией спорного распоряжения собственники помещений уже определили способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией и утвердили существенные условия договора управления с управляющей организацией.
Суд первой инстанции, посчитав, что оспариваемый акт принят в отношении многоквартирного дома, уже находящегося в управлении общества, имеющего соответствующую лицензию и договоры с собственниками, признал заявленные требования обоснованными и удовлетворил иск. При этом суд первой инстанции также сослался на повторное решение о выборе общества управляющей компанией, подтвердившее прежнее решение собственников. Апелляционный суд согласился с приведенными в решении оценкой доказательств и выводами.
Суд кассационной инстанции решение и постановление отменил.
Судом проанализированы положения статьи 161 ЖК РФ и Правил N 75 в части обязанности органов местного самоуправления по выбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, условий возникновения такой обязанности, способа отбора управляющей организации (открытый конкурс), а также сроков исполнения упомянутой обязанности. В частности, суд кассационной инстанции сослался на обязанность органа местного самоуправления провести конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в отношении вновь построенного объекта.
Исходя из положений статей 44, 45, 47 и 48 ЖК РФ о порядке проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также частей 2 и 3 статьи 161, статей 162 и 164 ЖК РФ, суд кассационной инстанции заключил, что правом на принятие решения по выбору способа управления многоквартирным домом и его реализацию наделены только собственники помещений в многоквартирном доме.
В силу статьи 18 ЖК РФ и статьи 219 ГК РФ, а также статей 4 и 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) право собственности на помещения в многоквартирном доме возникает с момента государственной регистрации такого права.
При рассмотрении указанного дела судами установлено, что регистрация прав собственности на жилые помещения в многоквартирном доме начала осуществляться 25.06.2015, в то время как собрание, на котором, по утверждению общества, были избраны форма управления многоквартирным домом и управляющая организация, проведено 03.05.2015.
Таким образом, суд кассационной инстанции сделал вывод, что лица, принявшие участие в общем собрании, решение которого оформлено протоколом от 03.05.2015, на момент его проведения не являлись собственниками этих жилых помещений, в связи с чем решение участников собрания о выборе ими способа управления, оформленное вышеуказанным протоколом, нельзя признать решением собственников помещений многоквартирного дома по смыслу, придаваемому ему положениями статьи 161 ЖК РФ.
Следовательно, на момент вынесения оспариваемого распоряжения о проведении конкурса по выбору управляющей организации собственники помещений не выбрали даже способ управления многоквартирным домом в установленном законом порядке и, соответственно, не реализовали решение о выборе способа управления этим домом, поэтому у судов отсутствовали правовые основания для признания распоряжения администрации о проведении конкурса недействительным.
Упомянутые дела интересны также тем, что по вопросу, кто вправе выбирать управляющую организацию, в арбитражных судах кассационной инстанции существует как подобная, так и иная судебная практика.
Схожая позиция высказана Арбитражными судами Поволжского округа по делу N А57-11883/2014, Центрального округа по делу N А48-3347/2015, Восточно-Сибирского округа по делу N А33-7096/2014.
Иной позиции придерживаются арбитражные суды Западно-Сибирского и Волго-Вятского округов.
Так, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении по делу N А70-14024/2014 сделал вывод, согласно которому, исходя из смысла и содержания статьи 18 ЖК РФ, статьи 8, частей 1, 2 статьи 16, части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", части 3 статьи 13 и части 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации, с момента подписания передаточного акта участник долевого строительства владеет и пользуется построенным объектом недвижимости, то есть фактически осуществляет права собственника.
В связи с этим волеизъявление правообладателей помещений в многоквартирном доме является приоритетным при выборе способа управления своим имуществом, поэтому необходимость проведения конкурса определяется отсутствием решения правообладателей помещений о выборе способа управления многоквартирным домом или нереализацией этого решения.
При этом суд учел, что выбранная управляющая организация приступила к управлению многоквартирным домом, решение общего собрания, на котором был выбран способ управления и управляющая организация, не оспорено и не признано недействительным. При таких обстоятельствах суд округа признал правомерными решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций, признавших незаконными действия органа местного самоуправления по проведению конкурса и отбору управляющей организации.
Аналогичная позиция выражена в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А70-13362/2014 и в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делу N А79-4150/2013.
Следует отметить, что после того, как Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2015 N 304-ЭС15-14035 по делу N А70-13362/2014 было отказано в передаче кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, практика округов, а также арбитражных судов Северо-Западного округа стала меняться.
Как указано в упомянутом Определении, судебные инстанции правильно отметили, что нормы действующего жилищного законодательства закрепляют приоритет волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме при решении вопроса о выборе способа управления многоквартирным домом. Довод заявителя о том, что решения общего собрания, оформленные протоколом от 11.04.2014, не могут быть признаны решениями собственников помещений в многоквартирном доме, так как право собственности участников долевого строительства на момент проведения собрания не зарегистрировано в установленном законом порядке, являлся предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонен с указанием мотивов.
Практика показывает, что после вынесения данного Определения суды округов восприняли позицию о праве не только собственников, но и правообладателей жилых помещений в многоквартирном доме принимать решение о выборе способа управления этим домом.
Так, Арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 31.10.2016 по делу N А49-1329/2016 и Арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 07.11.2016 по делу N А60-57452/2015 и Постановлении от 21.11.2016 по делу N А76-1708/2016, ссылаясь на упомянутое Определение Верховного Суда Российской Федерации, признали правомерными решения правообладателей помещений многоквартирного дома о выборе способа управления многоквартирным домом. Позиция судов и/или лиц, участвующих в деле, о том, что отсутствие государственной регистрации права собственности на жилое помещение свидетельствует об отсутствии у участников долевого строительства, принявших у застройщика помещения по актам приема-передачи, права принимать решение о выборе способа управления многоквартирным домом, названа ошибочной.
Арбитражный суд Северо-Западного округа остался на прежних позициях.
Постановление от 11.07.2016 по делу N А56-68672/2015, в котором кассационная инстанция указала на то, что правом на принятие решения по выбору способа управления многоквартирным домом и его реализацию наделены только собственники помещений в многоквартирном доме, было обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.12.2016 N 307-ЭС16-14405 отказано в передаче кассационной жалобы по делу N А56-68672/2015 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебной практике Арбитражного суда Северо-Западного округа обнаружены несколько дел со значимой позицией по вопросам, связанным с оценкой правомерности действий при проведении процедуры проведения торгов.
Так, в делах N А56-21612/2014, А56-14892/2014 и А56-7839/2015 проведенные органом местного самоуправления конкурсы оспаривались их участниками, не ставшими победителями, в связи с тем, что, как считали сами истцы, ими была предложена самая выгодная цена. Суды с подобным мнением не согласились, указав, что по смыслу пункта 83 Правил N 75 наилучшее предложение конкурса должно быть одновременно не только наибольшим по объему услуг, но и соразмерным плате за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой установлен организатором конкурса, что, при условии выполнения пунктов 77 - 79 Правил N 75, является основанием признания участника, сделавшего такое предложение, победителем торгов.
Ранее в рамках дела N А56-43834/2009 суды посчитали обоснованным отказ претенденту в участии в конкурсе, поскольку на момент подачи заявки не была прекращена введенная в отношении его процедура внешнего управления, то есть такой кандидат не соответствовал требованиям пунктов 52 - 53 Правил N 75.
Ввиду существенного расхождения озвученной представителем участника конкурса общей стоимости работ и услуг и представленного им предложения в запечатанных конвертах по лотам аукциона такой участник не был признан победителем конкурса, с чем согласились суды, рассмотрев дело N А21-10376/2008.
Также в связи с вопросом о нарушении организатором конкурса процедуры его проведения необходимо отметить дело N А56-28097/2015. Истец (компания), обращаясь в арбитражный суд с иском, утверждал, что ответчик (администрация) представил на конкурс недостоверную информацию, которая не соответствует проектной декларации, размещенной на сайте застройщика; сданные в эксплуатацию секции являются частями незавершенного строительства многоквартирного жилого дома и не могут являться предметом открытого конкурса по выбору управляющей компании; кроме того, администрацией неверно указаны площадь земельного участка, площадь самого дома, общее количество имеющихся в нем квартир и сведения о нежилых помещениях. При этом компания на основании договора с застройщиком и договоров с собственниками осуществляет управление домом. Введение в эксплуатацию последующих очередей строительства может привести к тому, что одним домом будут управлять разные управляющие компании.
Суды как первой, так и апелляционной инстанций, рассматривая названное дело, пришли к выводу, что дом (на право управления которым местной администрацией объявлен конкурс) относится к объектам незавершенного строительства, то есть в будущем возможна ситуация, когда управление одним домом будет осуществляться разными управляющими организациями. Суды посчитали, что решение о проведении конкурса влечет за собой нарушение требований части 9 статьи 161 ЖК РФ, согласно которой многоквартирным домом может управлять только одна управляющая компания.
Суд кассационной инстанции направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку посчитал обстоятельства дела не полностью исследованными: суды не проверили достоверность сведений, содержащихся в конкурсной документации, и сведений об объекте, указанных в разрешении на ввод его в эксплуатацию. В своем Постановлении суд разъяснил, что, поскольку основанием для проведения конкурса является выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, администрация при формировании конкурсной документации обязана использовать сведения, указанные в выданном разрешении, а также в иных установленных законом документах. Сведения с сайта застройщика не могут являться для организатора конкурса источником соответствующей информации.
В названном деле истец также ссылался на то, что он на основании договора с застройщиком и договоров с собственниками осуществлял управление домом. Между тем судами было установлено, что на момент проведения конкурса собственники помещений дома не избрали и не реализовали своего права на выбор управляющей организации.
Другим важным вопросом, требующим внимания при разрешении споров о признании торгов недействительными, является вопрос восстановления прав лиц, обратившихся с соответствующими требованиями в суд.
Упомянутые в настоящей статье дела N А56-28097/2015 и А05-8216/2015 интересны также и тем, что суды первой и апелляционной инстанций не рассматривали вопрос о том, какие права истца нарушены и могут быть восстановлены в связи с признанием решения о проведении конкурса недействительным (притом что истцы по названным делам в конкурсе не участвовали).
Отменяя судебные акты и направляя на новое рассмотрение в суд первой инстанции дело N А56-53647/2015, кассационная инстанция указала, что требование о признании торгов недействительными рассматривается арбитражным судом в порядке искового производства с привлечением к участию в деле в качестве ответчика не только организатора торгов, но и их победителя (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2010 N 2814/10, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 N 301-ЭС15-12618).
В названном деле заявленное требование, как указал суд, подлежало рассмотрению не в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а в порядке искового производства с привлечением к участию в деле в качестве ответчиков не только местной администрации, но и победителя конкурса.
Признание незаконными действий по проведению торгов без ревизии самих торгов и их результатов не только не восстановит прав истца, но и приведет к правовой неопределенности, поскольку победитель торгов вправе требовать заключения с ним договора.
То есть при рассмотрении дел, связанных с оспариванием торгов, судам необходимо принимать во внимание, что лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.
Кроме того, признание торгов недействительными возможно лишь в том случае, если это с учетом конкретных обстоятельств дела приведет к восстановлению нарушенных прав и законных интересов истца.
Изучение практики рассмотрения споров, связанных с разрешением вопросов, возникающих при проведении органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, показало наличие у Арбитражного суда Северо-Западного округа единообразного подхода по всем обозначенным позициям.
Суд округа исходит из того, что основания возникновения у органа местного самоуправления обязанности по проведению конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом указаны в статье 161 ЖК РФ и пункте 3 Правил N 75.
Основаниями для непроведения или отмены конкурсной процедуры являются: состоявшееся решение о выборе способа управления многоквартирным домом и его реализация, при этом решение должно быть легитимно и приниматься именно собственниками помещений в многоквартирном доме, права которых подтверждены документально (право собственности зарегистрировано), выбранная для управления организация должна обладать лицензией на осуществление данной деятельности. В случае если решение о выборе способа управления многоквартирным домом и управляющей организации, а также реализация этого решения состоялись после объявления органом местного самоуправления конкурсной процедуры, упомянутое решение и подтверждающие его реализацию документы должны быть доведены заинтересованными лицами до органа местного самоуправления до проведения открытого конкурса.

Многоквартирный дом должен находится под контролем управляющей организации. Однако многие не знают куда нужно обратиться, чтобы ее найти и не ошибиться с выбором. Существует специальный конкурс на управление МКД. В этой статье Вы сможете подробнее узнать об этом и об особенностях отбора.

Общие положения

Конкурс по выбору управляющей организации мкд проходит на основании 161 статьи ЖК. В этом разделе указаны требования к организациям. А также отмечено, что владельцы квартир должны определиться с типом и методом регулирования домового имущества.

Важно! Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.02.06 установило все тонкости процесса по избранию УК. В соответствии с этим распоряжением назначается порядок проведения мероприятия.

На официальном сайте администрации города можно найти правила, регулирующие процесс конкурса.

Основания и инициаторы проведения конкурса

Первостепенный мотив — передача здания в свободную эксплуатацию жильцами. Время для подбора управляющей компании, установленное государством, начинает отсчет с момента выдачи ключей жильцам.

Второй мотив начинает действовать когда истекает срок, выделенный владельцам, если не подобран метод управления домом. Региональное предприятие с этого момента контролирует режим проведения и осуществляет открытый отбор управляющей организации для управления мкд.

Выступать в роли инициатора могут две стороны. Во-первых, сами владельцы жилых помещений. А также воздействовать на осуществление конкурса по выбору управляющей компании может центр регионального самоуправления. УК не может свободно организовывать собрания.

Также жильцы, отказавшиеся от услуг управляющей организации, обязаны выбрать новую компанию.

Как выбрать управляющую компанию многоквартирным домом?

Изначально жильцы должны узнать о всех претендентах на роль УК их дома. Также организации могут «рекламировать» сами себя, путем общения с собственниками или раздачи брошюр. Часто жильцы спорят о выборе способа управления. Чтобы решить конфликт, стоит провести небольшие дебаты между собственниками. Когда основные претенденты назначены, следует определиться с датой проведения события.

Важно! Участниками отбора являются две стороны: владельцы квартир в доме и уполномоченный УК. До владельцев сведения о конкурсе довести можно как путем общего объявления на стенде, так и личным приглашением каждого человека. В случае недобора голосов у кандидатов, объявляются повторные выборы.

Если же собрание осуществляется благодаря органу местного самоуправления, то его представитель также должен присутствовать на мероприятии. Если жильцы имеют неоднозначное мнение и их голоса сильно расходятся, представитель администрации выбирает победителя.

Выборы могут быть открытыми или закрытыми(с помощью бюллетеней). Особенность проведения открытого конкурса в том, что участники поднимают руку, тем самым голосуя за желаемого претендента. Чем больше рук поднято, тем больше шансов у организации выиграть.

Регламент проведения конкурса

Основные правила проведения события прописаны в 161 статье ЖК РФ. Все участники голосования обязаны быть знакомы с данным актом, чтобы быть готовыми к мероприятию.

В случае контроля конкурса органом местного самоуправления, они берут под свой контроль соблюдение указанной выше статьи. При этом вторая сторона может не волноваться за организационную часть мероприятия и соблюдение им статей РФ.

Способы извещения собственников о конкурсе:

  1. Личное приглашение жильцов на собрание или приглашение путем использования звонка по мобильному телефону/сообщения.
  2. Оповещение через почтовый ящик.
  3. Объявление на стенде.
  4. Выпускание новости в местной газете/брошюре.
  5. Оповестить участников конкурса об его проведении следует за месяц.

Заявка на участие

Заявки предоставляются представителю от владельцев квартир в доме. В них должна быть написана некоторая информация: название УК, программа сотрудничества, ответственное лицо, условия и реквизиты для связи.

Составляющие конкурса:

  1. Предмет конкурса. Данной единицей являются деньги собственников жилья. Компания-победитель будет предоставлять отчет о потраченных средствах, обговаривая условия и цели этих трат.
  2. Предмет торга. Проще говоря, предмет торга — это те деньги, которые будет получать управляющая компания за свою деятельность. Оплата труда у претендентов может быть абсолютно разная, ни минимальных, ни максимальных значений нет.
  3. Участники. Членами отбора являются две стороны. Первая — собственники помещений, жильцы. А вторая — компании, претендующие на управление мкд.

Проведение конкурса и подведение итогов

Важно помнить, что на конкурсе должны обязательно находиться минимум 2/3 части жильцов мкд. Иначе мероприятие не может считаться объективным, так как большая часть собственников на нем не присутствовала.

На собрании все претенденты рассказывают об их компании. То есть проходят торги. Они обговаривают все преимущества сотрудничества именно с ними. В доказательство своей правоты и выгоды сотрудничества с ними они могут привести примеры своей работы с другими домами. При желании указать недостатки организаций-соперников. Определенных правил у данных торгов нет.


После части представления начинается голосование. Его вид выбирается голосующими. Если выбран вид бюллетеней, то их нельзя выбрасывать после подсчета голосов. Они еще могут понадобиться для доказательства достоверности результата.

Обжалование результатов конкурса

Участники имеют право не согласиться с итогами открытого конкурса, если заподозрят обман в подсчете голосов. Чтобы обжаловать итоги следует воспользоваться обращением городской суд. Как доказательства следует предоставить бюллетени или видеозаписи с мероприятия (об установке видеокамер следует побеспокоится заранее, это сильно облегчит и сократит рассмотрения дела в суде). Если же видеокамеры на участке не стояло, в суде потребуется несколько свидетелей для подтверждения данных.

Если в процессе рассмотрения дела на мероприятии действительно выявлены нарушения, суд закроет дело. Принятое решение в этом случае будет положительным для владельцев квартир. После этого необходимо будет провести повторное голосование, на событии будет присутствовать представляющий администрацию.

Заключение договора управления многоквартирным домом

Если обе стороны согласны с исходом, открытый конкурс на управление многоквартирным домом начинает последнюю стадию — подписание контракта. На этом этапе должны присутствовать:

  1. Представитель управляющей организации.
  2. Представитель собственников (или представители).
  3. Нотариус. Он должен провести проверку подписываемого документа, заверить его.

Перед подписанием договора управления многоквартирным домом между сторонами еще раз обговариваются условия и обязанности каждого. Также важно выяснить какими могут быть мотивы аннулирования документа, чтобы быть готовыми к этому. Представитель собственников, посоветовавшись перед этим с ними, может обговорить желания. Важно рассказать про выбранный способ управления этим домом. После этого при соглашении сторон документ подписывается.

Создается 2 копии — одна для представителя управляющей организации, а вторая для представителя собственников квартир. При желании можно создать нужное количество копий, чтобы раздать их всем жильцам.

С момента заключения договора, конкурс по выбору управляющей компании заканчивается.

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что порядок проведения конкурса по выбору управляющей организации многоквартирным домом — достаточно простой регламент. Одна из основных частей — выбрать верных претендентов, чтобы обеспечить хорошее будущее дома.