Технологический процесс товародвижения. Принципы рационализации товародвижения

На процессы товароснабжения и товародвижения оказывают влияние существующие организационные формы торговли и уровень организа­ции коммерческой работы производственных и торговых предприятий. Степень сложности товароснабжения и товародвижения во многом определяется складывающимися между поставщиками и покупателями хозяйственными связями и спецификой самих товаров. Многие ско­ропортящиеся продовольственные товары, а также непродовольствен­ные товары простого ассортимента, не требующие подсортировки, завозят с производственных предприятий непосредственно в магазины. Следует отметить, что в период переходной экономики в стране была ликвидирована прежняя, распределительная система, которая находила свое отражение и в процессах товародвижения и товароснаб­жения. Применительно к рыночным условиям еще только предстоит создать соответствующий порядок снабжения. Пока же оптовые пред­приятия заинтересованы только в том, чтобы всемерно расширить свой оптовый товарооборот, увеличить свою прибыль. Поэтому они часто не содействуют установлению одноактной и даже однозвенной торговли, препятствуют установлению прямых связей покупателей и поставщиков, включаясь в качестве посредников даже там, где в них не нуждаются. При этом они применяют складской или транзитный товарооборот в тех случаях, в каких для них самих, а не для их покупа­телей эти формы оборота оказываются выгодными. Более того, склад­ской оборот они нередко осуществляют без должной подработки и подсортировки товаров, превращая свои склады в место простой пере­валки товаров, а иногда отпускают товары покупателям прямо «с ко­лес», т. е. без завоза на склад, однако делая свою наценку на товар. Сти­мул таков: чем меньше операций на складах, тем меньше расходов и больше прибыль.

Следует иметь в виду, что оптовая торговля есть только начальная стадия торговли товарами народного потребления, поэтому ее нужно вести так, чтобы всемерно содействовать успешному ходу окончатель­ной реализации товара с наименьшими издержками и, соответствен­но, не допуская существенного увеличения цен. Для этого необходимо правильно выбирать не только формы оптового товарооборота, но и формы товародвижения, и формы товароснабжения розничной сети. О тесной взаимосвязи этих экономических категорий говорит гот факт, что псе они выступают в одинаковых формах - транзитной и складской.

В рыночных условиях появилась объективная необходимость пра­вильно определять и применять на практике такие важнейшие поня­тия, как транзитным товарооборот, транзитное товародвижение, тран­зитное и складское товароснабжение, так как от этого зависят затраты, цены на товары и в конечном итоге конкурентоспособность товара.

Ранее, в условиях действия единых прейскурантных цен, четкого понятия этих категорий не существовало; широко пользовались еди­ным, но неясным термином «транзит».

Так, под транзитом в оптовой торговле понималась такая форма товародвижения, когда товар из производственного предприятия или сбытового склада направлялся в розничную торговую организа­цию (ее склад или магазин), минуя склады оптовой торговли. Даже если товар направлялся на оптовые склады потребительской коопе­рации, минуя только склады государственной оптовой торговли, это тоже считалось транзитом.

Получалось, что «транзит» был формой товародвижения. Однако что же это за транзитная форма, если товар минует только склады оптовых предприятий, но завозится на сбытовые склады изготовите­лей, и на склады розничных организаций, и на склады потребкоопе­рации и другие? Ясно, что определяемый таким путем «транзит» не является транзитной формой товародвижения. Это не что иное, как только транзитная форма оптового товарооборота данного оптового предприятия.

В действительности существуют три понятия, связанные с терми­ном «транзит»:

    транзитная форма товародвижения, означающая движение това­ра с производства непосредственно в магазин, без завоза на скла­ды розничных торговых организаций, оптовых и сбытовых пред­приятий;

    транзитный товарооборот оптового предприятия, т. е. продажа им товаров без завоза на свои склады;

3)транзитная форма товароснабжения розничной сети, осуществ­ляемая розничной организацией без завоза па свои склады.

Транзитная форма товародвижения, имеющая первостепенное на­роднохозяйственное значение, может наиболее экономично осуществ­ляться при прямых торговых связях: розничное предприятие или организация - производственное предприятие, без совершения какого-либо транзитного товарооборота. Если и товарообороте участвует оп­товое предприятие, то для обеспечения транзитного товародвижения они совершают транзитный оборот. Но далеко не всякий транзитный товарооборот обеспечивает транзитное товародвижение, как и не но всех случаях транзитная форма товароснабжения совпадает с тра плит­ным товародвижением. Например, тортовое оптовое предприятие продало фирме но транзитной форме товар, который находится па сбытовом складе производителя. В этом случае не может быть тран­зитного товародвижения, а будет либо одно:шенное, если со сбытового склада товар отгрузят в магазин, л ибо двухзвенное, если отгрузку произведут на склад фирмы. В первом случае товароснабжение примет транзитную форму, а во втором - складскую.

Ряд товаров, характеризующихся сезонностью производства, слож­ностью ассортимента или ограниченностью районов производства, тре­бует на своем пути к магазину «временных остановок», образования запасов для бесперебойного удовлетворения покупательского спроса, подсортировки, расфасовки. К таким товарам относятся, например, са­хар, плодоовощные консервы, ряд бакалейных, кондитерских товаров и др. Прохождение этих товаров через складское звено (оптовой или роз­ничной торговли) называют складской формой товародвижения.

Складская форма товародвижения характеризуется различной звен-ностью, которая зависит от количества складов, через которые прохо­дит данный товар. На звенность товародвижения влияют производ­ственные, транспортные и торговые факторы. К производственным относятся размер и размещение промышленных и сельскохозяйствен­ных предприятий, специализация и сезонность производства товаров; к транспортным - наличие и состояние транспортных путей, грузоподъ­емность транспортных средств, минимальные нормы отгрузки товаров, наличие контейнеров и контейнерных площадок; к торговым - размер и размещение розничных торговых предприятий, сложность торгового ассортимента и физико-химические свойства товаров, размер и разме­щение оптовых предприятий.

При использовании складской формы товародвижения следует стремиться к его однозвенности, которая может быть даже более эф­фективной, чем транзитное товародвижение, так как, несмотря на до­полнительные издержки на погрузочно-разгрузочные работы и склад­ские операции, складская форма компенсирует их максимальной готовностью товаров к продаже, расширением ассортимента в магази­не, снижением уровня товарных запасов.

В крупных городах магазинам приходится иметь дело с многими де­сятками грузоотправителей, что значительно усложняет их работу по формированию товарного ассортимента. Интенсивный процесс укруп­нения и универсализации продовольственных магазинов еще более обострил положение. Для решения этой проблемы проводится работа по созданию в стране высокоэффективной системы товародвижения, основанной на использовании, как правило, одно.шепной формы дви­жения товаров. Для этого в составе оптовой (или розничной) торговли создаются механизированные (автоматизированные) склады, которые организуют комплектование партий товаров для магазинов; хранение запасов товаров; отправку товаров магазинам с гарантией их качества и количества; поставку магазинам в соответствии с их долгосрочными и экстренными заказами и в наиболее благоприятном режиме (в нера­бочее время); поставку основной массы товаров в таре-оборудовании (в контейнерах, на поддонах, лотках и т. п.); в порядке исключения организуют фасовку товаров, пока промышленность не возьмет на себя эту функцию.

Организация таких складских звеньев является гарантией непрерыв­ного снабжения магазинов, повышения оборачиваемости товарных за­пасов, сокращения трудовых и материальных затрат, связанных с хра­нением запасов товаров, большей маневренности в их использовании.

Такая система товародвижения позволяет каждому магазину сократить число поставщиков и общее количество ежедневных поста­вок в 2-3 раза, повысить коэффициент стабильности ассортимента, сократить трудозатраты на операциях по перемещению товаров, уменьшить площадь помещений для хранения товаров и др.

Двухзвенное товародвижение оправдано лишь в тех случаях, когда оптовые предприятия территориально отдалены от магазинов. В этом случае со складов оптового предприятия товары завозят на склады розничных торговых организаций, а оттуда - в магазины.

Для измерения звенности движения всех товаров или товаров от­дельных групп служит коэффициент звенности товародвижения, ко­торый вычисляется как отношение складского товарооборота (опто­вой и розничной торговли) к розничному. Коэффициент звенности товародвижения показывает, через сколько складских звеньев прошел товар, и служит важнейшим синтетическим показателем экономи­ческой и организационной деятельности аппарата торговой фирмы.

Что касается складской и транзитной форм товароснабжения, то они являются производными от участия или неучастия складского хозяйства розничных организаций и товароснабжении тех или иных предприятий. Если розничная организация привлекает свои склады к товароснабжению, значит товароснабжение будет складским, если же не привлекает - транзитным.

Транзитная форма товароснабжения (особенно, если она совпадает с транзитным товародвижением) исключает расходы по погрузке-вы­ грузке и хранению товаров на складах, ускоряет продвижение товаром в торговую сеть, содействует лучшей сохранности товаров. Однако неправильное применение этой формы может привести к нарушени­ ям полноты и комплектности ассортимента товаров в магазинах и за­ медлению оборачиваемости, особенно если товар достигает излишне крупными партиями и в узком ассортименте.

Транзитное поступление товаров от иногородних промышленных предприятий с перевозками в магазины авторефрижераторами или с железнодорожных станций доступно лишь очень крупным универ­сальным магазинам, имеющим возможность принимать товары парти­ями в размере установленных норм транзитной отгрузки. Поэтому для большей части магазинов применяется транзитная форма товароснаб­жения с одногородних производственных или пригородных сельско­хозяйственных предприятий.

Скоропортящиеся и вообще требующие быстрой реализации това­ры (молочные продукты, мясо, колбасные изделия и мороженая рыба, хлеб) при всех условиях необходимо доставлять в магазины непосред­ственно с местных предприятий - молочных заводов, мясокомбинатов, холодильников, хлебозаводов. Транзитом с местных производствен­ных предприятий доставляют также товары простого ассортимента - макаронные изделия, сахар, мыло и др. По этой же форме (поле-мага­зин) в летнее время завозят свою плодоовощную продукцию сельско­хозяйственные предприятия.

Снабжение магазинов со складов оптовых предприятий отличается рядом преимуществ. Оптовые предприятия имеют достаточно широкий ассортимент товаров, удовлетворяющий требованиям многих магазинов. Наибольшего эффекта эта форма снабжения достигает при поставке то­варов в специализированные и крупные универсальные магазины. Такие товары, как кондитерские изделия, овощные и фруктовые консервы, про­чие бакалейные товары, доставляют чаще всего со складов оптовых пред­приятий по торговле продовольственными товарами.

При снабжении мелких, неспециализированных магазинов часто бо­лее предпочтительной оказывается складская форма товароснабжения. Складская форма товароснабжения образуется при движении това­ров от производителей или от оптовых предприятий до магазинов через собственные склады розничной торговой организации. Такие склады имеют возможность отправлять в торговую сеть товары укруп­ненными партиями, включающими самые разнообразные товары, тре­буемые магазинами, и производить при этом дробную подсортировку (например с укладкой в одну единицу тары-оборудования товаров различных наименований).

Но достигнуть полной эффективности снабжения с собственного склада можно лишь при условии, если сам склад получает товары не в порядке их перевозки с местных, одногородних предприятий опто­вой торговли, а непосредственно от производственных предприятий, а также иногородних поставщиков.

Во всех случаях, когда товары поступают с одногородних складов (безразлично, оптовых или розничных организаций), на них должны выполняться все необходимые операции по подготовке товаров к про­даже - распаковка, подсортировка, проверка по качеству, а при необ­ходимости фасовка и укладка в тару-оборудование.

Розничные организации могут централизовать товароснабжен-ческие функции своих мелких и средних предприятий и выполнять их экономически более рационально, используя ту или иную форму товароснабжения.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО

«Вологодская государственная молочнохозяйственная

Академия им. Н. В. Верещагина»
Экономический факультет

Специальность: Маркетинг 080111

Кафедра маркетинга

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по торговому делу

Выполнила:

Студентка 4 курса заочного отделения Красильникова Н.А.

Шифр 0512039

Проверил:

Вологда - Молочное

2008
План:

  1. Товародвижение, его формы, принципы. 3 стр.

  2. Факторы, влияющие на организацию товародвижения. 7 стр.

  3. Планировка и принципы закупок товаров в магазине. 9 стр.

  4. Торгово-посреднические операции. 11 стр.

  5. Методы и маршруты доставки товаров. 16 стр.
Литература 22 стр.
1. Товародвижение, его формы и принципы.

Товародвижение - это процесс реального доведения това-ров до потребителя.

^ Процесс доведения товаров от предприятий-изготовите-лей через предприятия оптовой и розничной торговли до по-требителей называется товародвижением. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на торговых предпри-ятиях.

Основу процесса товародвижения состав-ляют:

Транспортирование товаров;

Погрузочно-разгрузочные операции;

Хранение товаров;

Комплектование торгового ассортимента;

Сортировка, фасовка, подготовка к продаже.

На предприятиях торговли завершается процесс кругооборо-та средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денеж-ную и создается экономическая основа для возобновления про-изводства товаров. Поэтому рациональная организация процес-са товародвижения - одна из важных функций торговли. С этой целью должны определяться наиболее благоприятные по-токи и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления, а также создаваться соответствующая сеть скла-дов и баз. От того, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависят уровень торго-вого обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей. Поэтому товародвижение предполага-ет создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребите-лей в необходимом количестве, широком ассортименте, высоко-го качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.

Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, ма-газины и другие пункты розничной продажи товаров.

Следуя из сферы производства в сферу потребления, това-ры могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусма-тривает прохождение товара через минимальное число звеньев.

^ Принципы рационализации товародвижения:

Использование кратчайших путей движения товаров;

Установление оптимальной звенности товародвижения;

Правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование;

Применение прогрессивной системы товароснабжения с использованием тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ.

^ Стоимость доставки товаров зависит от:

Методов доставки, их форм;

Маршрутов доставки;

Технологии доставки;

Видов транспортных средств;

Организации доставки.

^ Частота завоза товара зависит от:

Емкости подсобных помещений;

Минимальной нормы доставки;

Грузоподъемности машины;

Уровня расходов по доставке.

^ зависит от:

Частоты завоза;

Среднедневной реализации;

^ График завоза

В основу рациональной организации процесса товародвиже-ния должно быть положено соблюдение следующих основ-ных принципов:

Применение кратчайших путей движения товаров;

Установление оптимальной формы и звенности движения то-варов с широким применением централизованной доставки то-варов в розничную торговую сеть;

Выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование;

Широкое применение тары-оборудования и средств механиза-ции погрузочно-разгрузочных и складских работ;

Постоянное совершенствование и оптимизация технологиче-ской цепи товародвижения.

Движение товаров из районов производства в районы потре-бления должно осуществляться кратчайшими путями, что обес-печивает прохождение ими наименьшего пути от производителя до потребителя, ускорение процесса воспроизводства и наимень-шие расходы по перемещению товаров. В этом должны быть заинтересованы как товаропроизводители, так и торговые пред-приятия.

В практике организации товародвижения находят примене-ние две его формы: транзитная и складская.

Транзитная форма заключается в завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимен-та, которые не требуют подсортировки.

Транзитная форма товароснабжения будет рентабельна для поставщика-производителя и потребителя (розничного пред-приятия) при следующих обстоятельствах

Количество продаваемого товара достаточно велико, чтобы оправдать расходы на прямой сбыт;

Потребителей немного, и они расположены на относитель-но небольшой территории (наличие концентрации рынка по-требителей);

Товар требует высокоспециализированного сервиса;

Объем каждой поставляемой партии достаточен для запол-нения одного отгрузочного места (вагон, контейнер);

У покупателя имеется достаточная сеть складов, подсобных помещений,

Происходит быстрое колебание цены, что требует немедлен-ного согласования с покупателем.

Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары с целью их подсортировки следуют через склад-ские звенья. Различают однозвенную и многозвенную складские формы товародвижения. Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывается путем отно-шения оптово-складского товарооборота к розничному.

При организации товародвижения важное значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их ис-пользование; учитываются также расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его простои, ис-ключены порожние пробеги.

Широкое использование в процессе товародвижения тары-оборудования позволяет не только исключить тяжелые ручные процессы, существенно повысить производительность труда и культуру торговли, но и добиться значительного экономическо-го эффекта от ее внедрения.

Во всех звеньях технологической цепи товародвижения долж-ны широко использоваться средства механизации погрузочно-разгрузочных работ. Их применение позволяет более эффектив-но использовать транспортные средства и рабочую силу, суще-ственно ускорить процесс товародвижения.

Высокую эффективность товародвижения обеспечивает по-стоянное совершенствование и оптимизация всей его технологи-ческой цепи. Это достигается единством технологической цепи, соответствием ее требованиям поточной обработки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно важное значение здесь имеют операции, связанные с подготовкой товаров к продаже (их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ас-сортимента и т. д.). В современных условиях эти операции в больших объемах выполняются как на предприятиях оптовой, так и розничной торговли.

Организация технологической цепи товародвижения с соблю-дением названных выше основных принципов позволяет обеспе-чить высокую эффективность всего процесса товародвижения.

Товароснабжение - это комплекс коммерческих и техноло-гических операций по доведению товаров до предприятий роз-ничной торговли, включающий в себя закупку, доставку, при-емку, хранение, подготовку и продажу товаров

^ Существуют следующие формы товароснабжения

Транзитная - поступление закупленных товаров в магази-ны непосредственно от поставщиков,

Складская - поступление закупленных товаров через скла-ды оптовых посредников

Товары, имеющие высокую скорость оборачиваемости и короткий срок хранения, доставляются в магазин в контейне-рах на роликах (тара-оборудование)

Кроме контейнеров на роликах в процессе доставки исполь-зуют поддоны.

Принципами товароснабжения являются.

Планомерность - завоз товаров на основе плановых гра-фиков завоза;

Ритмичность - завоз товара через относительно одинако-вые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы магазинов, складов, транспорта;

Оперативность - осуществление процесса товароснабже-ния в зависимости от изменения спроса;

Экономичность - минимальные затраты рабочего време-ни, материальных и денежных средств на доставку товаров. До-стигается путем эффективного использования транспортных средств, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установ-ления рациональной звенности товародвижения;

Централизация - товароснабжение розничной сети сила-ми и средствами предприятий-поставщиков;

Технологичность - использование индустриальной систе-мы товароснабжения с использованием контейнеров.

^ 2. Факторы, влияющие на организацию товародвижения.

На организацию товароснабжения оказывают влияние сле-дующие факторы:

Производственные (размещение производства, специализа-ция производственных предприятий, сезонность производства);

Транспортные (состояние транспортных путей сообщения, виды транспорта);

Социальные (расселение населения, уровень денежных до-ходов);

Торговые (размеры, специализация и размещение пред-приятий торговли, степень сложности ассортимента товаров, их свойства).

К числу производственных факторов относятся: размеще-ние производства, специализация производственных предприя-тий, сезонность производства отдельных товаров.

Существенное влияние на процесс товародвижения оказывает размещение производства товаров. Приближение про-изводственных предприятий к источникам сырья часто приводит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению от районов потребления, а это, в свою очередь, услож-няет процесс товародвижения, так как вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет доведение их от производства до потребителей.

Не меньшее влияние на организацию товародвижения оказы-вает специализация производственных предприя-тий на выпуске сравнительно узкого ассортимента товаров. Особенно это касается товаров сложного ассортимента, так как мелкие магазины не в состоянии получать их без предваритель-ной подсортировки на предприятиях оптовой торговли. Это при-водит к тому, что большинство товаров, прежде чем поступить на розничное торговое предприятие, проходит предварительно через одно или более звеньев оптовой торговли.

Производство некоторых товаров народного потребления имеет ярко выраженный сезонный характер, что, в свою очередь, связано с сезонностью производства сырья для их из-готовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участ-вующих в процессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, что вызывает необходимость внесения соот-ветствующих коррективов в организацию технологического про-цесса товародвижения.

К транспортным факторам относятся: состояние транс-портных путей сообщения, виды транспорта, используемые для перевозки товаров, и т. д.

В настоящее время еще не все регионы имеют хорошо раз-витую транспортную сеть, следовательно, доставка товаров в некоторые из них сопряжена с определенными трудностями (но-сит сезонный характер, вынуждает использовать нерациональ-ные виды транспорта и т. д.). Структура парка транспортных средств должна также отвечать требованиям рациональной ор-ганизации процесса товародвижения, для чего необходимо нали-чие соответствующего специализированного транспорта, транс-портных средств различной грузовместимости и т. д.

Важное влияние на процесс товародвижения оказывают социальные факторы, основными из которых являются: расселение населения, уровень денежных доходов и т. д. Так, при невысокой плотности населения организовать доставку товаров потребите-лям сложнее, чем в районах с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев. На интен-сивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения.

На процесс товародвижения влияют следующие торговые факторы: размеры, специализация и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента товаров и их свой-ства, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.

В значительной степени процесс товародвижения зависит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары сложного ассорти-мента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, прохо-дят подсортировку в оптовом звене. Создания особых условий в процессе товародвижения требуют скоропортящиеся продукты. По-разному будет протекать процесс товародвижения в зави-симости от применяемой формы снабжения розничной торговой сети товарами. На характер процесса товародвижения большое влияние ока-зывают его форма и звенность.
^ 3. Планировка и принципы закупок товаров в магазине.

Закупка товаров - составная часть коммерческой деятель-ности торгового предприятия, включающая в себя:

Изучение и прогнозирование покупательского спроса;

Выявление и изучение источников поступления и постав-щиков товаров;

Организацию хозяйственных связей с поставщиками това-ров, включая разработку и заключение договоров поставки;

Организацию учета и контроля за ходом выполнения дого-ворных .

Уровень обслуживания в системе товароснабжения зависит от следующих факторов:

Скорость выполнения заказа (времени от отправки заказа до получения товара);

Возможность срочной доставки товара по специальному за-казу;

Готовность принять обратно поставленный товар, если в нем обнаружен дефект, и заменить в кратчайший срок доброкаче-ственным (а в известных случаях - принять обратно товар без выяснения причин отказа от него);

Обеспечение различной партийности отгрузки по желанию покупателя; умение воспользоваться наиболее подходящим ви-дом транспорта;

Высокоэффективная служба сервиса;

Хорошо поставленная складская сеть;

Достаточный уровень товарных запасов;

Уровень цен, по которым оказываются услуги.

^ Планировка закупок состоит из следующих этапов:

Сбор информации;

Анализ потребности и возможностей (поставщика и поку-пателя),

Выбор стратегии закупки (форм товароснабжения);

Определение метода закупок;

Оперативные решения, связанные с процессом товаропродвижения;

Контроль;

Анализ хода выполнения плана;

Корректировка плана.

^ Принципы закупки товаров в магазине:

- на ранних этапах формирования ассортимента закупать и продавать лишь ограниченное количество наименований това-ров, чтобы коммерческие службы могли сосредоточить свои усилия на повышении качества и установлении стандартов на качество основных товаров. Только после этого можно дальше расширять ассортимент;

Установить тесное сотрудничество на всех уровнях между товароведами коммерческих служб и технологами производст-ва, между поставщиками и оптовыми покупателями. Привет-ствовать совместную работу по формированию ассортимента, формированию качества, разработке новых товаров.

Рациональная организация закупки означает приобретение товаров:

Нужного качества;

В нужном количестве;

В нужное время;

У надежного поставщика;

По приемлемой цене.

^ Объем закупки (оптимальный размер заказа - ОРЗ) - ее уровень, при котором достигается максимальное использова-ние складских помещений, минимизируются издержки хране-ния запасов.

Определение ОРЗ не имеет смысла, если время выполнения заказа весьма продолжительно при значительном колебании спроса и нестабильных ценах. Во всех других случаях опреде-ление ОРЗ приведет к уменьшению издержек хранения запа-сов без потери качества обслуживания.

ОРЗ = i (2 VxP )/(CxS ),

Где V - годовой объем товарооборота; Р - стоимость подачи одного заказа, С - стоимость единицы продукции; S - издержки хранения единицы продукции на складе.

Существуют следующие методы закупки товаров:

Прямой, предполагающий установление прямых связей с розничными предприятиями;

Косвенный, предполагающий покупку и продажу товаров че-рез торгово-посреднические операции, на основе специально-го договора с торговым посредником.

Основные правила составления контракта (договора постав-ки) при осуществлении закупочной работы:

Перед подписанием контракта согласовать все условия с вашим контрагентом, чтобы быть в курсе его намерений и целей;

Заключить контракт в письменной форме;

Предусмотреть гарантию отличного качества поставляемых товаров;

Оговорить процедуру проверки соответствия поставляемых изделий техническим условиям (спецификациям);

Поскольку сроки являются важнейшим условием контрак-та, поставка должна осуществляться вовремя и в оговоренных количествах;

Включить в контракт пункт, снимающий всю ответствен-ность за срыв поставок из-за аварий, забастовок и т.п.

Оговорить условия оплаты.


  1. ^ Торгово-посреднические операции.
Торгово-посреднические операции (косвенный метод закупки товаров) - это операции, связанные с куплей-продажей това-ров и выполняемые по поручению производителя независи-мым от него торговым посредником на основе заключенного между ними соглашения или отдельного поручения.

Посреднические услуги - подыскание покупателя (контр-агента), подготовка к совершению сделки, кредитование, предо-ставление гарантий оплаты товара покупателем, организация транспортно-экспедиторских операций и страхование товаров, выполнение таможенных формальностей, проведение реклам-ных мероприятий, финансирование торговых операций, сбор и предоставление информации о рынке.

^ Виды посредников:

агент - лицо, уполномоченное другим лицом действовать от его имени.

генеральный агент - лицо, которому даны пол-номочия вести дела своего патрона, относящиеся к определен-ной сфере деятельности.

специальный агент - лицо, которое выполняет действия по поручению патрона, которые не входят в его обычные профессиональные обязанности;

брокер - агент, который сводит две стороны и дает воз-можность заключить контракт. Его вознаграждение представ-ляет собой комиссию (куртаж), которая рассчитывается как процент от суммы, фигурирующей в контракте;

дилер - лицо, которое заключает от своего имени сделки, выступая в роли принципала на фондовой бирже, товарный коммерсант в отличие от брокера или агента;

джоббер - дилер, который на свой страх и риск самостоя-тельно покупает и продает товары;

дистрибьютор - независимый посредник или один из це-почки посредников, который специализируется на доведении товаров или услуг, предлагаемых производителями, до потре-бителей;

маклер - работник биржи, ведущий торги на бирже.

Закупка в порядке прямых связей (прямой метод закупки то-варов) состоит из следующих этапов: подготовка к заключению контрактов; заключение контрактов; исполнение контрактов.

Оферта - письменное предложение продавца, направлен-ное возможному покупателю, о продаже партии товара на оп-ределенных продавцом условиях.

Содержит все основные ус-ловия предстоящей сделки: наименование товара, количество, качество, цену, условия поставки, срок поставки, условия пла-тежа, характер тары и упаковки, порядок приемки-сдачи, об-щие условия поставки.

Твердая оферта - это письменное предложение на продажу определенной партии товара с указанием срока, в течение ко-торого продавец является связанным своим предложением.

Свободная оферта - это письменное предложение на про-дажу определенной партии товара нескольким возможным по-купателям.

Типовой контракт - это примерный договор или ряд уни-фицированных условий, изложенных в письменной форме, сформированных заранее с учетом торговой практики. Исполь-зуется при заключении сделок на стандартное оборудование, машины, потребительские товары, промышленное сырье, при заключении сделок на биржах на массовые сырьевые и продо-вольственные товары. Периодически пересматривается и час-тично изменяется.

Договор купли-продажи - это коммерческий документ, представляющий собой договор поставки товаров, сопутствую-щих услуг, согласованный и подписанный поставщиком и по-купателем. Непременное его условие - переход права собст-венности на товар от продавца к покупателю.

Договор купли-продажи включает в себя предмет и объем поставки (наименование и количество товара), способы опре-деления качества товара, срок и место поставки, базисные ус-ловия поставки, цену и общую стоимость поставки, условия платежа, порядок сдачи-приемки товара, условия о гарантиях и санкциях, об арбитраже, обстоятельствах непреодолимой силы, транспортные условия, юридические адреса сторон, подписи продавца и покупателя.

Базисные условия - это специальные условия, которые оп-ределяют обязанности продавца и покупателя по доставке то-вара и устанавливают момент перехода риска случайной гибе-ли или повреждения товара с продавца на покупателя, опреде-ляют, кто несет расходы, связанные с транспортировкой това-ра от продавца до покупателя.

Виды цен в зависимости от способа фиксации:

Твердая - устанавливается в момент подписания договора;

Подвижная - цена, зафиксированная при заключении до-говора, которая может быть пересмотрена в дальнейшем (вно-сится в договор оговорка о повышении и понижении цены);

Скользящая - цена, исчисленная в момент исполнения до-говора, путем пересмотра договорной цены с учетом измене-ний в издержках производства. Рассчитывается на каждую по-ставку;

Фиксируемая - в процессе исполнения договора.
^

Документация, оформляющая исполнение коммерческой сделки.

Данная документация разделена на следующие группы:

По подготовке товара к отгрузке;

Коммерческие документы;

Документы по платежно-банковским операциям;

Страховые документы;

Транспортные документы;

Транспортно-экспедиторские документы;

Таможенные документы.

Документы по подготовке товара к отгрузке:

Заявка на фрахтование (поставщик резервирует место для отправки, указывает транспортное средство, время отправки);

Инструкция по отправке - сведения о грузе и требования поставщика;

Поручение на отгрузку - при воздушных перевозках, где указываются подробные данные о партии товара;

Ордер на перевозку - при местной перевозке, содержа-щий инструкции в отношении перевозки;

Извещение о готовности к отправке - уведомление поку-пателя о том, что заказанные товары готовы к отправке;

Извещение об отправке - продавец информирует грузопо-лучателя об отправке товара.

Коммерческие документы дают стоимостную, качественную и количественную характеристику товара:

Коммерческий счет - требование продавца к покупателю об уплате суммы за поставленный товар. Указываются цена за единицу товара, общая сумма счета, базисные условия постав-ки, способ платежа и форма расчета, наименование банка, све-дения об оплате стоимости перевозки, сведения о страхова-нии;

Счет-фактура - выписывается после окончательной при-емки товара покупателем. Может быть использован вкачестве накладной, направляемой вместе с товаром;

Счет-спецификация - указываются цена за единицу това-ра по видам и сортам, а также общая стоимость всей партии товара. Выписывается, когда партия содержит разные по ас-сортименту товары;

Проформа-счет - содержит сведения о цене и стоимости партии товара, но не содержит требования об уплате. Может быть выписан на отгруженный, но еще не проданный товар. Выписывается при поставках товара на консигнацию, выстав-ки, ярмарки и аукционы;

Спецификация - содержит перечень всех видов и сортов товаров, входящих в данную партию;

Техническая документация - при поставках технически сложных товаров длительного пользования. Содержит инструк-ции по монтажу и эксплуатации;

Упаковочный лист - содержит перечень всех видов и сор-тов товара, находящихся в каждом товарном месте;

Сертификат о качестве - свидетельство, удостоверяющее качество фактически поставленного товара и его соответствие условиям контракта.

Документы по платежно-банковским операциям:

Инструкция по банковскому переводу;

Заявка на банковскую тратту;

Извещение об инкассовом платеже;

Извещение о платеже по товарному аккредитиву;

Извещение о принятии товарного аккредитива;

Извещение о принятии документов к оплате по товарномуаккредитиву;

Заявка на банковскую гарантию;

Банковская гарантия;

Гарантийное письмо по товарному аккредитиву;

Инкассовое поручение;

Заявка на товарный аккредитив;

Товарный аккредитив;

Переводный вексель;

Простой вексель;

Долговое обязательство.

Страховые документы отражают взаимоотношения междустраховщиком и страхователем. К нимотносятся:

Страховой полис;

Страховой сертификат;

Страховое объявление;

Счет страховщика;

Ковернот.

Транспортные документы выписываются грузоперевозчиком.

К ним относятся:

Коносамент, морская накладная, штурманская расписка, доковая расписка (при морских перевозках);

Железнодорожная накладная, дорожная ведомость (при же-лезнодорожных перевозках);

Авиагрузовая накладная (при авиаперевозках);

Товарно-транспортная накладная (при автодорожных пере-возках).

Транспортно -экспедиторские документы:

Отгрузочное поручение (перечень операций поручаемых экспедитору);

Экспедиторские инструкции, счет экспедитора, экспедитор-ское свидетельство о получении груза; складская расписка экс-педитора, складская квитанция, ордер на выдачу товара, ордер на обработку грузов.

Таможенные документы:

Таможенная декларация;

Экспортные и импортные лицензии;

Декларация валютного контроля;

Заявка на выдачу валютной лицензии;

Валютная лицензия;

Налоговая декларация;

Грузовая декларация;

Ветеринарные, санитарные, фитосанитарные и карантинные свидетельства.

^ Устав железных дорог - основной документ, регламенти-рующий порядок перевозки грузов на железнодорожном транс-порте.

Накладная - основной перевозочный документ, в котором содержатся сведения об отправителе, получателе, скорости пере-возки, наименование, количество мест и масса груза, объяв-ленная отправителем ценность груза, время приемки груза к перевозке.

^ Тарифы на железнодорожные перевозки - плата, взимаемая за железнодорожные перевозки, а также сборы за дополнитель-ные операции, связанные с перевозкой груза.

^ Коммерческий акт - основной документ, по которому по-лучатель может взыскать убытки за ненадлежащее выполнение условий договора. В нем указывают номер и дату составления акта, точное описание состояния груза, тары и тех обстоятельств, при которых обнаружена неисправность средств перевозки, причины порчи или повреждения груза.

Виды тарифов за перевозку и услуги автомобильным транс-портом:

Сдельные тарифы на перевозку грузов;

Тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;

Тарифы за повременное пользование грузовыми автомоби-лями и из покилометрового расчета;

Тарифы за перегон подвижного состава;

Надбавки и скидки;

Сборы за услуги, связанные с перевозками;

Договорные тарифы.

^ Кодекс торгового мореплавания - документ, регламентирую-щий перевозки грузов водным морским транспортом.

Виды морских перевозок:

Межпортовое;

Прямое водное;

Прямое смешанное.

Коносамент - перевозочный документ, используемый в мор-ских перевозках.

Воздушный кодекс - документ, регламентирующий перевоз-ки воздушным транспортом.

^ 5. Методы и маршруты доставки товаров.

Рациональная организация и технология товароснабжения требует выбора наиболее эффективных методов доставки това-ров в розничную торговую сеть. На практике получили распрос-транение два основных метода товароснабжения: децентрализо-ванный завоз и централизованная доставка.

При децентрализованном завозе, или самовывозе, транспортно-экспе-диционные операции осуществляются силами и средствами покупателей. При этом методе транспорт рассредо-точивается по торговым организациям и предприятиям или за-казывается в специализированных транспортных предприяти-ях. В отдельных случаях магазины прибегают к услугам наем-ного транспорта (промышленных предприятий, колхозов, сов-хозов и т.п.).

Основной недостаток этого метода заключается в неэффек-тивном использовании транспортных средств. Технико-эконо-мические показатели автомобилей, используемых для самовы-воза, значительно ниже, чем при централизованной доставке.

Самовывоз заставляет работников розничной торговли вы-полнять не свойственные им функции по транспортировке това-ров, что влечет снижение объема товарооборота и уровня куль-туры обслуживания в магазинах.

Большие потери труда и времени при самовывозе имеют мес-то также при отборке товаров, оформлении документов, осущес-твлении погрузочно-разгрузочных работ и т.п. В связи с этим са-мовывоз может применяться в розничной торговле в исключи-тельных случаях.

^ Централизованная доставка товаров - это система дос-тавки товаров объектам розничной торговли транспортом пос-тавщика по предварительно разработанным рациональным мар-шрутам и графикам завоза.

В основу централизованной доставки положен принцип цен-трализации всех транспортно-экспедиционных работ по достав-ке реализованных товаров или поступающих на станцию желез-ной дороги или пристань всем или большинству грузополучате-лей, независимо от их ведомственной подчиненности.

Централизация транспортно-экспедиционных операций поз-воляет обеспечить:

Устранение сверхнормативных простоев транспорта, сокра-щение потребности в нем и более эффективное его использование;

Уменьшение числа грузчиков и экспедиционного состава, за-нятого перевозкой грузов;

Освобождение руководящих работников магазина от органи-зации транспортно-экспедиционных работ и связанное с этим улучшение работы магазинов;

Регулярную доставку товаров в розничную сеть по согласо-ванным графикам;

Устранение излишних складских звеньев в движении това-ров и ускорение их оборачиваемости;

Высвобождение складской площади и сокращение числен-ности складского персонала;

Сокращение документооборота и упрощение расчетов с пос-тавщиками товаров.

При организации централизованной доставки необходимо проведение ряда подготовительных операций, для чего состав-ляется план мероприятий, состоящий из нескольких частей.

1. Аналитическая часть включает первичные данные о состо-янии розничной торговой сети, ее типизации, ассортиментном профиле, объеме товарооборота, расстоянии до магазинов.

2. Расчетная часть содержит расчеты грузооборота (в тон-нах), интенсивности грузопотока, оптимальных размеров пос-тавки, частоты и маршрутов завоза, необходимого количества транспортных средств и многооборотной тары.

3. Технологическая часть предусматривает подготовку средств транспорта, экспедиций по отправке и приемке товаров и сос-тавление технологических карт товароснабжения.

4. Организационная часть определяет формы и методы управ-ления процессом товароснабжения (обеспечение сохранности то-варов, назначение материально ответственных лиц и заключение договоров с ними, обработка информации, разработка планов контроля за ходом отборки, отгрузки и приемки товаров).

5. Экономическая часть включает расчеты эффективности внедрения централизованной доставки и резервов ее повышения.

Разработка плана мероприятий по внедрению централизован-ной доставки начинается с определения объема грузооборота об-служиваемых магазинов. Он рассчитывается на основании ана-лиза данных о среднемесячном товарообороте магазина и средней цене 1 т товара с учетом массы тары. После этого определяются периодичность, или частота, завоза, размер партий завозимых товаров и разрабатываются маршруты и графики завоза.

^ Периодичность, или частота, завоза по многим товарам устанавливается методом прямого расчета. Так, по многим про-довольственным товарам устанавливается ежедневный завоз (хлебобулочные и колбасные изделия, молочные товары, моро-женое и т.п.). Некоторые товары могут завозиться один раз в 2- 3 дня (напитки, пиво, кондитерские изделия и т.п.).

Периодичность завоза по большинству скоропортящихся то-варов определяется исходя из однодневного или часового объема реализации.

По продовольственным товарам с длительными сроками хра-нения (мука, крупа, сахар, алкогольные напитки, табачные изде-лия) и большинству непродовольственных товаров периодичность завоза может определяться на основе общей теории управления то-варными запасами, согласно которой зависимость между объемом товарных запасов и периодичностью их пополнения может быть выражена графической зависимостью между динамикой сниже-ния транспортных расходов за 1 т перевозимой продукции и роста затрат на хранение и реализацию определенного запаса товаров.

На практике при составлении плана централизованной дос-тавки могут применяться несколько методов расчета размера партий и частоты доставки исходя из установленных нормати-вов товарных запасов в магазинах, затрат на содержание запа-сов в единицу времени и др.

При равномерной реализации товаров простого ассортимен-та периодичность можно определить по формуле

П = 2(З - З ии „),

А по товарам сложного ассортимента по формуле

П = 2Я(З - З мин),

Где П - периодичность завоза, дней; К - коэффициент комплектнос-ти, определяемый как отношение среднего числа разновидностей то-варов в одной партии к количеству разновидностей, предусмотренных ассортиментным перечнем; 3 - средний запас товаров, дней; З мин - минимальный запас товаров, дней.

Эти формулы не учитывают множества факторов, поэтому на практике обычно делают примерные расчеты, а затем по мере необходимости вносятся изменения и уточнения.

Важным вопросом при организации централизованной дос-тавки является определение количества заказываемых товаров, которое может быть определено по формуле

О, = Т одн Ч + Т, мя Н - 3,

Где О, - размер партии завоза, р.; Т одн - однодневный товарооборот, р.; Ч - частота завоза, дней; Н - неснижаемый товарный запас, дней; 3 - запасы товаров на день завоза, р.

Централизованная доставка товаров должна осуществляться по графику, который представляет собой расписание времени от-борки и доставки товаров в розничные торговые предприятия. Разработка графиков способствует четкости и ритмичности в рабо-те по организации централизованной доставки. Графики завоза составляются розничными торговыми организациями, фирмами и предприятиями совместно с поставщиками товаров по дням неде-ли или числам месяца.

При составлении графиков завоза исходят из характеристики торговой сети, объема завозимых товаров, сроков представления и выполнения заявок с учетом вида транспортных средств, их грузоподъемности и т.п.

Разработанные на месяц или квартал графики завоза прове-ряются на практике, согласовываются с покупателями и полу-чателями товаров и контролируются покупателем, поставщи-ком и транспортной организацией.

Одновременно с составлением графиков должны разрабаты-ваться и маршруты завоза.

Централизованный завоз - доставка товаров силами и сред-ствами поставщика на основе заявок розничных предприятий;

Децентрализованный завоз - доставка товаров розничными предприятиями собственным или привлеченным транспортом.

^ Маршруты доставки:

Линейные (маятниковые) маршруты доставки товаров за один рейс в один магазин;

Кольцевой - маршрут доставки товаров одним рейсом не-скольким розничным предприятиям.

^ Маршрут завоза - это путь перевозки товара от места его отправки до розничного торгового предприятия.

Для составления маршрутов завоза необходимо подготовить картосхему района, обслуживаемого поставщиком, с нанесени-ем дислокации розничных предприятий, расстояний и дорог, соединяющих поставщика с розничной торговой сетью.

Разработка оптимальных маршрутов централизованной дос-тавки способствует более эффективному использованию тран-спортных средств, ускорению доставки товаров в магазины и снижению издержек, связанных с перевозками.

Маршруты разрабатываются в зависимости от грузоподъем-ности используемых автомобилей вначале для магазинов, объем завоза в которые больше или кратен грузоподъемности автомо-биля с учетом класса груза. В этом случае товары доставляют од-ним или несколькими полностью загруженными автомобиля-ми. Такие маршруты называются маятниковыми.

Для магазинов, объем поставки в которые меньше грузо-подъемности автомобиля, товары могут завозиться кольцевым завозом. В этом случае в маршрут включаются два и более близ-ко расположенных магазина с таким расчетом, чтобы объем пос-тавки в них обеспечил полное использование грузоподъемности.

Время, необходимое для выполнения каждого маршрута (В),может определяться по формуле

В = (Р/С) + В пр +В 3 (Ч 3 - 1),

Где Р - расстояние маршрута, км; С - средняя техническая ско-рость, км/ч; В пр - время на погрузочно-разгрузочные операции, ч; В 3 - время на каждый заезд, ч; Ч 3 - число заездов.

При разработке маршрутов наряду с графоаналитическими могут использоваться и экономико-математические методы (ре-шение транспортной задачи). Разработанные и согласованные с покупателями и транспортными организациями маршруты до-водятся до исполнителей.

Важное значение при разработке планов централизованной доставки товаров имеет определение необходимого количества транспортных средств, контейнеров и многооборотной тары.

Необходимое количество транспортных средств определяет-ся следующим образом. Вначале определяется суточная произ-водительность автомобиля по формуле

П„ = (Т пр * ^ К Г„) / (Р/С+7 1 ,),

Где Т пр - полезное время работы автомашины, мин; К л - коэффици-ент использования грузоподъемности автомобиля; Г а - грузоподъем-ность автомобиля, т; Р - расстояние рейса, км; С - техническая ско-рость движения автомобиля с грузом и без него, км/ч. Т п - время про-стоя автомобиля под погрузкой и выгрузкой, ч.
Централизованная доставка может осуществляться с приме-нением различных форм экспедиционных операций:

Доставка товаров производится автохозяйством с выполне-нием всех экспедиционных операций (прием от поставщика, оформление товарных и транспортных документов, материаль-ная ответственность, сдача ценностей);

Экспедиционные функции выполняет поставщик, автохо-зяйство по договору предоставляет транспорт;

Экспедиционные функции выполняет розничная организа-ция, которой по договору предоставляется транспорт.

Централизованный завоз в корне перестроил систему снаб-жения розничной сети товарами, оказал большое влияние на эф-фективную работу магазинов, поставщиков и транспортных ор-ганизаций.

В организации ритмичной системы товароснабжения роз-ничной сети и особенно централизованной доставки товаров важную роль могут играть информационно-диспетчерские службы (ИДС), которые несут ответственность за регулярную доставку товаров по оперативным заказам магазина. Такие ИДС могут создаваться в масштабах города, области, отдельных роз-ничных и оптовых предприятий и поставщиков.

Функции ИДС:

Оперативное управление товароснабжением (сбор информа-ции, ее обобщение и передача поставщикам);

Обеспечение постоянного наличия в продаже розничных пред-приятий товаров в соответствии с ассортиментным перечнем;

Оперативный контроль за состояниями торговли товарами повседневного спроса;

Обеспечение ритмичности завоза товаров с оптовых баз и предприятий промышленности;

Контроль за подсортировкой.

^ Стоимость доставки товаров зависит от:

Методов доставки, их форм;

Маршрутов доставки;

Технологии доставки;

Видов транспортных средств;

Организации доставки.

^ Частота завоза товара зависит от:

Физико-химических свойств товаров;

Предельных сроков и реализации;

Среднедневного объема продажи;

Размера установленных неснижаемых товарных запасов;

Емкости подсобных помещений;

Оборудования в торговом зале;

Минимальной нормы доставки;

Грузоподъемности машины;

Уровня расходов по доставке.
^ Количество заказываемых товаров зависит от:

Частоты завоза;

Среднедневной реализации;

Неснижаемых запасов и остатков товаров на день завоза;

Емкости холодильного оборудования (для быстропортящих-ся товаров).

^ График завоза - расписание времени отборки и доставки товаров в магазины, в котором указывают номер маршрута, дни завоза, наименование торгового предприятия, его адрес, вид транспорта, часы доставки.
Литература:

1. ред. Л.А. Брагин и Т.П. Данько « Торговоедело: экономика и организацияУчебник/- М.: ИНФРА-М, 1997.

2. ред. Л.А.Брагин и Т.П. Данько «Торговоедело: экономика, маркетинг, организация» Учебник - М ИНФРА-М, 2000

3. Дашков Л. П., ПамбухчиянцВ. К.Коммерция и техно-логия торговли - 2-е изд.- М.: Информационно- внедренческий центр «Маркетинг», 2000

4. Памбухчиянц В. К. «Организация, технология и проектирование торговых предприятий» Москва -1998

5. Платонов В.Н. «Организация торговли»: Учеб. пособие. - Мн.: БГЭУ, 2002.

Не менее важным условием рациональной организации товародвижения является применение экономически целесообразных форм движения товаров. Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.

Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.

В практике организации товародвижения находят применение две его формы:

Транзитная; складская.

Транзитная форма товародвижения

Транзитная форма заключается в отгрузке или завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий , минуя торговые склады. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки.

Многие продовольственные товары (хлеб и хлебобулочные изделия, колбасные изделия, мясные и рыбные полуфабрикаты, молочные продукты, пиво, безалкогольные напитки) завозятся в торговую сеть транзитом.

Транзитным порядком поступают на крупные торговые предприятия и отдельные непродовольственные товары (швейные и трикотажные изделия, ткани, обувь, телевизоры, холодильники, мебель) главным образом от местных предприятий промышленности.


На развитие транзитной формы движения товаров благоприятным образом влияют появление в районах потребления новых предприятий легкой и пищевой промышленности, укрупнение торговых предприятий, внедрение прямых связей розничной торговли с производством, развитие автомобильных и контейнерных перевозок и другие факторы.

Складская форма товародвижения

И, тем не менее, для перемещения многих товаров наиболее рациональной является складская форма товародвижения. Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента . При этом товары в целях их подсортировки следуют через складские звенья.

Различают однозвенную, двухзвенную и более складские формы товародвижения. Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывается путем отношения оптово-складского товарооборота к розничному обороту.

Необходимость разделения крупных партий товаров, поступающих от промышленности, проведения подсортировки товаров сложного ассортимента, создание в оптовом звене устойчивых переходящих запасов, гарантирующих регулярность и бесперебойность снабжения розничной сети, - все это вызывает потребность в промежуточных складских звеньях, возникающих на пути движения товара.


Под звеньями товародвижения, как уже отмечалось, понимаются склады оптовых и розничных торговых организаций и предприятий, осуществляющие получение, хранение, подсортировку, комплектование и отпуск или отгрузку товаров в магазины.

Рационализация товародвижения идет по пути устранения излишних звеньев между производством и розничной торговлей. При использовании складской формы товародвижения стремятся к тому, чтобы на пути движения товаров из производства в розничную сеть было не более одного складского звена, территориально приближенного к пунктам снабжения.

Однозвенное товародвижение характерно в настоящее время для ряда крупных городов нашей страны. Строительство крупных зональных складов в ближайшей перспективе позволит шире распространить эту форму товародвижения.

Двухзвенное товародвижение пока еще достаточно широко распространено при снабжении торговой сети небольших городов или сельских населенных пунктов.

Для установления рациональности товародвижения рассчитывается коэффициент звенности товародвижения - показатель среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазина.

Коэффициент звенности определяется как отношение валового (суммы складского и розничного) оборота к розничному за минусом единицы:

Складской оборот рассчитывается по поступлению товаров на склады оптовых и розничных предприятий, а розничный - в магазины. Исключение единицы связано с тем,


что в обороте не учитывается прохождение ими кладовых магазина. При транзитном товародвижении коэффициент складской звенности равен нулю.

Выбор формы движения товаров обусловливается экономической целесообразностью, выявляемой путем конкретных расчетов затрат по товародвижению.

Процесс пространственного перемещения товаров образует так называемое товародвижение, включающее перевозки товаров различными видами транспорта, прохождение товарной массы через определенные складские звенья и доставку товаров в розничную торговую сеть - конечный пункт товародвижения.
Товародвижение - весьма сложный технологический процесс; на его организацию оказывает влияние мно-жество факторов.
Одним из основных факторов, оказывающих суще-ственное влияние на процесс товародвижения, является размещение производства товаров.
Существенное влияние на процесс товародвижения оказывает такой фактор, как развитие транспортных связей между пунктами производства и районами потребления. Развитию транспортных связей между отдельными регионами страны всегда уделялось и уделяется большое внимание. Быстрое развитие всех видов транспорта, вне-дрение современных перевозочных средств, повышение скорости движения транспорта обеспечивают хорошие условия для рациональной организации товародвижения. При выборе транспортных связей исходят из того, чтобы затраты на транспортировку товаров были минимальные, а сроки доставки - минимально короткие.
Важными факторами, влияющими на процесс това-родвижения, являются его форма и звенность.
Различают две формы товародвижения: транзитную и складскую. Наиболее простой формой является тран-зитная, предусматривающая завоз товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных пред-приятии. Транзитная форма товародвижения применяется, как правило, по товарам простого ассортимента, не требующим подсортировки. По товарам сложного ас-сортимента транзитная форма применяется реже, так как может привести к сужению ассортимента, увеличе-
нию запасов товаров, замедлению их оборачиваемости и увеличению издержек обращения. По товарам сложного ассортимента, как правило, применяется складская форма товародвижения. Товары простого и сложного ас-сортимента на своем пути движения могут проходить одно, два и более складских звеньев. Различают два вида звенности:
торгово-организационную (количество оптовых тор говых организаций и предприятий, участвующих в оптовых закупках);
складскую (количество складских звеньев, через ко торые проходит товар на пути движения от производства до розничной торговой сети).
Сокращение звенности товародвижения имеет важ ное значение для совершенствования оптовой торговли, процесса товарного обращения, размера запасов това ров, наличия товарного ассортимента в розничной тор говой сети и экономии затрат, связанных с доведением товаров от производства до потребителя.
Складская звенность товародвижения измеряется ко-эффициентом, показывающим отношение валового (оптово-складского и розничного) товарооборота к чистому (розничному) или оптово-ск л адского к розничному. Этот показатель может быть выражен в единицах или процентах.
Рациональным считается такое движение товаров сложного ассортимента, которое организуется по схеме: фабрика - оптовое предприятие - магазин. Для уста-новления рациональности товародвижения рассчитывается коэффициент звенности товародвижения - показатель среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазина. Коэффициент звенности определяется как отношение ва-лового (складской и розничный) оборота к розничному аа минусом единицы:
где Оскл- оборот складской;
Омаг- оборот розничный.
Складской оборот рассчитывается по поступлению товаров на склады оптовых и розничных организаций, а розничный - в магазины. Исключение единицы связано с тем, что в обороте не учитывается прохождение ими складов магазина. При транзитном товародвижении коэффициент складской звенности равен нулю.
Выбор формы движения товаров обуславливается эко-номической целесообразностью, выявляемой путем кон-кретных расчетов затрат по товародвижению.
Рациональная организация товародвижения предпо-лагает:
обеспечение кратчайших путей движения товаров из пунктов производства в районы потребления;
применение наиболее целесообразных форм движе ния товаров;
использование наиболее удобных и экономичных ви дов транспорта.
Выбор кратчайших путей движения означает, что товары, направляемые из мест производства в торговую сеть, проходят наиболее короткие расстояния, не имея встречных потоков товаров аналогичного ассортимента. Наряду со встречными перевозками, которых следует избегать, к числу нерациональных относятся также из-1 лишне дальние и повторные перевозки. Излишне даль-ними считаются перевозки, выходящие за пределы зон, ! установленных схемами нормальных направлений гру-зопотоков на транспорте, при условии, когда имеются возможности отгружать товары из районов, более близких к тому или иному пункту назначения.
Не менее важным условием рациональной организации товародвижения является применение экономически целесообразных форм движения товаров.

Проходят наиболее короткие расстояния, не имея встречных потоков товаров аналогичного ассортимента. Кроме встречных перевозок, которых следует избегать, к числу нерациональных относятся также излишне дальние и повторные перевозки.

Когда имеются возможности отгружать товары из районов, более близких к тому или иному пункту назначения, перевозки, выходящие за пределы зон, установленных схемами нормальных направлений грузопотоков на транспорте, считаются излишне дальними.

Доведение товаров состоит в рациональной организации процессов товародвижения и товароснабжения, которые являются одной из важных функций торговли.

Организация процессов товародвижения

Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает в себя не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.

С этой целью должны определяться наиболее благоприятные потоки и направления движения товаров, более экономичные виды транспорта для перевозки товаров из мест производства в места потребления и должна создаваться соответствующая сеть складов и баз. Оттого, насколько рационально организован процесс товародвижения, в значительной степени зависят уровень торгового обслуживания населения, а также время оборота товарно-материальных ценностей.

Процессы товародвижения и товароснабжения состоят в пространственном перемещении товаров, включающих комплекс организационно-экономических и коммерческих операций.

Поэтому товародвижение предполагает создание технологической цепи, способной своевременно и бесперебойно доводить товары от производства до потребителей в необходимом количестве, широком ассортименте, высокого качества, при минимальных затратах труда, материальных средств и времени.

Она включает в себя формирование партий товаров, их отгрузку, перевозку различными видами транспорта, прохождение товарной массы через определенные складские звенья и доставку товаров в розничную сеть. Как видно из их содержания, процессы товародвижения составляют частично коммерческую работу, а частично — продолжение процесса производства в сфере обращения.

Процессы товародвижения и товароснабжения имеют общие цели и задачи, но отличаются определенной сферой своего распространения.

Товароснабжение охватывает систему мероприятий, представляющих собой сложный комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятий розничной торговли. Оно включает в себя следующие процессы: закупку, доставку, приемку и хранение, подготовку и продажу. Такое разграничение этих процессов делает различным содержание их организационно-экономических и коммерческих операций.

Процессы товародвижения и товароснабжения должны быть рационально организованы, что предполагает:

  • обеспечение кратчайших путей движения товаров;
  • применение наиболее целесообразных форм движения и доставки товаров;
  • определение рациональной звенности товародвижения;
  • использование наиболее удобных и экономичных видов транспорта.

Факторы влияния и принципы товародвижения

На организацию процесса товародвижения оказывает влияние ряд факторов, которые можно объединить в следующие группы:

  • производственные;
  • транспортные;
  • социальные;
  • торговые.

Производственные факторы

К числупроизводственных факторов относятся следующие:

  • специализация производственных предприятий;
  • сезонность производства отдельных товаров.

Существенное влияние на процесс товародвижения оказывает размещение производства товаров. Приближение производственных предприятий к источникам сырья часто приводит к неравномерному распределению их на территории страны, удалению от районов потребления, а это, в свою очередь, усложняет процесс товародвижения, так как вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, замедляет их доведение от производства до потребителей.

Не менее важное влияние на организацию товародвижения оказывает специализация производственных предприятии на выпуске сравнительно узкого ассортимента товаров. Это особенно касается товаров сложного ассортимента, так как мелкие магазины не в состоянии получать их без предварительной подсортировки на предприятиях оптовой торговли. Это приводит к тому, что большинство товаров, прежде чем поступить на розничное торговое предприятие, проходит предварительно через одно или более звеньев оптовой торговли.

Производство некоторых товаров народного потребления имеет ярко выраженный сезонный характер, что, в свою очередь, связано с сезонностью производства сырья для их изготовления, а также сезонностью приобретения и потребления отдельных товаров. В связи с этим ассортимент товаров, участвующих в процессе товародвижения, существенно изменяется на протяжении года, а это вызывает необходимость внесения соответствующих коррективов в организацию технологического процесса товародвижения.

Транспортные факторы

Ктранспортным факторам относятся:

  • состояние транспортных путей сообщения;
  • виды транспорта, используемые для перевозки товаров.

В настоящее время пока еще не все регионы имеют хорошо развитую транспортную сеть , следовательно, доставка товаров в некоторые из них сопряжена с определенными трудностями (носит сезонный характер, вынуждает использовать нерациональные виды транспорта и т.д.). Структура парка транспортных средств должна также отвечать требованиям рациональной организации процесса товародвижения, для чего необходимо наличие соответствующего специализированного транспорта, транспортных средств различной грузовместимости и т.д.

При организации товародвижения большое значение имеет правильный выбор транспортных средств и эффективное их использование. При этом учитывается расстояние перевозки, вид и физико-химические свойства товаров. Должна быть обеспечена максимальная загрузка транспорта, сокращены его простои, исключены порожние пробеги.

Широкое использование в процессе товародвижения тары-оборудования позволяет не только исключить тяжелые ручные процессы, значительно повысить и культуру торговли, но и добиться значительного экономического эффекта от ее внедрения.

Гак, при использовании тары-оборудования расходы на доставку и реализацию 1 г груза снижаются на 40-45%, производительность автотранспорта увеличивается в 1,8 раза, сокращается 8 технологических операций в торговле и 13 — на транспорте и предприятиях поставщиков, а также время на погрузку и разгрузку автомобилей — в 5 раз.

Во всех звеньях технологической цепи товародвижения должны широко использоваться средства механизации погрузочно-разгрузочных работ. Их применение позволяет более эффективно использовать транспортные средства и рабочую силу, существенно ускорить процесс товародвижения.

Социальные факторы

Большое влияние на процесс товародвижения оказываютсоциальные факторы, основными из которых являются:

  • расселение населения;
  • уровень денежных .

Так, в районы с невысокой плотностью населения сложнее организовать доставку товаров потребителям, чем в районы с высокой плотностью населения: перевозить их приходится на большие расстояния и, как правило, они проходят через большее количество звеньев. На интенсивность процесса товародвижения оказывает влияние и уровень денежных доходов населения.

Торговые факторы

На процесс товародвижения влияют следующие торговые факторы:

  • размеры, специализация и размещение предприятий торговли;
  • степень сложности ассортимента товаров и их свойства;
  • уровень организации товароснабжения розничной торговой сети.

Высокую эффективность товародвижения обеспечивает постоянное совершенствование и оптимизация всей его технологической цепи. Это достигается единством технологической цепи, соответствием се требованиям поточной обработки грузов, при которой каждая предыдущая операция одновременно является подготовкой к последующей. Особенно большое значение здесь имеют операции, связанные с подготовкой товаров к продаже (их фасовка, упаковывание, комплектование необходимого ассортимента и т.д.). В современных условиях эти операции в больших объемах выполняются как на предприятиях оптовой, так и розничной торговли.

В значительной степени процесс товародвижения зависит от ассортимента и свойств товаров. Так, товары сложного ассортимента, прежде чем поступить в розничную торговую сеть, проходят подсортировку в оптовом звене. Создания особых условий в процессе товародвижения требуют скоропортящиеся продукты.

По-разному будет протекать процесс товародвижения в зависимости от применяемой формы снабжения розничной торговой сети товарами. На характер процесса товародвижения большое влияние оказывают его форма и звенность.

В основу рациональной организации процесса товародвижения должно быть положено соблюдение следующих основных принципов:

  • применение кратчайших путей движения товаров;
  • установление оптимальной формы и звенности движения товаров с широким применением централизованной доставки товаров в ;
  • выбор рациональных транспортных средств и эффективное их использование;
  • широкое применение тары — оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ;
  • постоянное совершенствование и оптимизация технологической цепи товародвижения.

Организация технологической цепи товародвижения с соблюдением названных выше основных принципов позволяет обеспечить высокую эффективность всего процесса товародвижения.

Формы товародвижения

Не менее важным условием рациональной организации товародвижения является применение экономически целесообразных форм движения товаров. Основными звеньями технологической цепи товародвижения являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, производящие товары народного потребления, оптовые базы, магазины и другие пункты розничной продажи товаров.

Следуя из сферы производства в сферу потребления, товары могут проходить через одно или более складских звеньев. Рациональная организация процесса товародвижения предусматривает прохождение товара через минимальное число звеньев.

В практике организации товародвижения находят применение две его формы:

  • транзитная;
  • складская.

Транзитная форма товародвижения

Транзитная форма заключается в отгрузке или завозе товаров в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий , минуя торговые склады. Она применяется преимущественно по товарам простого ассортимента, которые не требуют подсортировки.

Многие (хлеб и хлебобулочные изделия, колбасные изделия, мясные и рыбные полуфабрикаты, молочные продукты, пиво, безалкогольные напитки) завозятся в торговую сеть транзитом.

Транзитным порядком поступают на крупные торговые предприятия и отдельные (швейные и трикотажные изделия, ткани, обувь, телевизоры, холодильники, мебель) главным образом от местных предприятий промышленности.

На развитие транзитной формы движения товаров благоприятным образом влияют появление в районах потребления новых предприятий легкой и пищевой промышленности, укрупнение торговых предприятий, внедрение прямых связей розничной торговли с производством, развитие автомобильных и контейнерных перевозок и другие факторы.

Складская форма товародвижения

И, тем не менее, для перемещения многих товаров наиболее рациональной является складская форма товародвижения.Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента . При этом товары в целях их подсортировки следуют через складские звенья.

Различают однозвенную, двухзвенную и более складские формы товародвижения. Для определения складской звенности используют коэффициент, который рассчитывается путем отношения оптово-складского товарооборота к розничному обороту.

Необходимость разделения крупных партий товаров, поступающих от промышленности, проведения подсортировки товаров сложного ассортимента, создание в оптовом звене устойчивых переходящих запасов, гарантирующих регулярность и бесперебойность снабжения розничной сети, — все это вызывает потребность в промежуточных складских звеньях, возникающих на пути движения товара.

Под звеньями товародвижения, как уже отмечалось, понимаются склады оптовых и розничных торговых организаций и предприятий, осуществляющие получение, хранение, подсортировку, комплектование и отпуск или отгрузку товаров в магазины.

Рационализация товародвижения идет по пути устранения излишних звеньев между производством и розничной торговлей. При использовании складской формы товародвижения стремятся к тому, чтобы на пути движения товаров из производства в розничную сеть было не более одного складского звена, территориально приближенного к пунктам снабжения.

Однозвенное товародвижение характерно в настоящее время для ряда крупных городов нашей страны. Строительство крупных зональных складов в ближайшей перспективе позволит шире распространить эту форму товародвижения.

Двухзвенное товародвижение пока еще достаточно широко распространено при снабжении небольших городов или сельских населенных пунктов.

Для установления рациональности товародвижения рассчитывается коэффициент звенности товародвижения - показатель среднего числа складов, через которые проходят товары от производственного предприятия до магазина.

Коэффициент звенности определяется как отношение валового (суммы складского и розничного) оборота к розничному за минусом единицы:

Складской оборот рассчитывается по поступлению товаров на склады оптовых и розничных предприятий, а розничный — в магазины. Исключение единицы связано с тем, что в обороте не учитывается прохождение ими кладовых магазина. При транзитном товародвижении коэффициент складской звенности равен нулю.

Выбор формы движения товаров обусловливается экономической целесообразностью, выявляемой путем конкретных расчетов затрат по товародвижению.

Каналы товародвижения

Одним из требований к рациональной организации товародвижения является обеспечение кратчайших путей движения товаров. С учетом форм и звенности формируются каналы товародвижения, выбор которых определяет рациональный и кратчайший путь движения товаров.

Под каналом товародвижения понимаются звенья (организации и лица), через которые проходит товар при движении (или перепродаже) от производителя к потребителю.

Каналы товародвижения выполняют различные функции. Они обеспечивают информацию о характеристиках и нуждах потребителей, существующих и новых товарах, устанавливают контакты с потенциальными покупателями, влияют на решения по , изыскивают и используют финансовые средства но покрытию затрат на продвижение товаров.

Различают прямые и косвенные каналы.

Прямые каналы товародвижения предполагают перемещение товаров и услуг непосредственно от производителя к потребителю, минуя независимых посредников, т.е. прямо в магазины. Такая система позволяет контролировать весь процесс, обеспечивает тесный контакт с потребителем, а следовательно, более полную информацию о его вкусах и привычках, но требует разветвленной системы управления и больших затрат.

Косвенные каналы товародвижения связаны с использованием независимых посредников, к которым товар перемешается от производителя, и которые затем реализуют его потребителям. На нижеследующей схеме приведены наиболее часто встречающиеся варианты каналов товародвижения.

Рис. 10.1. Возможные варианты товародвижения

Они могут быть простыми , основанными на устном договоре между производителем и местным розничным магазином, и сложными, базирующимися на контрактных соглашениях, в которых оговариваются ценовая политика, условия продажи, размер комиссионных, структура услуг и ответственность, продолжительность и условия прекращения контракта и т.п.

Преимущества этой системы связаны с подробными знаниями о рынке. Посредники (оптовые базы, склады) берут на себя функции хранения товаров, снижают риск из-за отсутствия товаров в продаже.

Каналы товародвижения характеризуются длиной и шириной. Длина канала товародвижения определяется числом независимых посредников, последовательно осуществляющих продвижение товара. Чаще всего встречаются одноуровневые (один посредник — розничное звено), двухуровневые (два посредника — оптовое и розничное звенья), трехуровневые (три посредника — крупный оптовик, мелкий оптовик, розничное звено) каналы.

Ширина канала товародвижения характеризуется числом независимых участников на каждом уровне.

Производитель может придерживаться трех возможных подходов к решению вопроса о числе посредников.

При интенсивном распределении стремится обеспечить наличие запасов своих товаров у возможно большего числа предприятий. Такой подход обеспечивает максимально широкое распространение товара и удобство для покупателей.

Распределение на правах исключительности (эксклюзивное) означает намеренное резкое ограничение числа посредников на каждом уровне канала и их исключительные права на продажу товаров фирмы.

Избирательное (селективное) распределение и сбыт - нечто среднее между указанными выше подходами. Производитель использует среднее число оптовых и розничных посредников, что даст ему возможность сочетать престижный образ товара с хорошим объемом продаж и контролем над движением товаров.

Выбор канала зависит от:

  • характеристик товара (на каком рынке продается, какое поведение типично для его покупателей, какие услуги требуются при его продаже и т.п.);
  • масштабов производства продукции, от ее , текущей и перспективной политики фирмы, устойчивости ее положения в отрасли;
  • характеристик самих каналов сбыта (величина торговых расходов, степень охвата торговой сети, предполагаемый объем и зона сбыта, финансовое положение и технический уровень торгового посредника).

Основные издержки товародвижения складываются из расходов по транспортировке, последующему складированию товаров, поддержанию товарно-материальных запасов, получению, отгрузке и упаковке товаров, административных расходов и расходов по обработке заказов. Поэтому современный процесс товародвижения должен основываться на соответствующей подготовке товаров к продаже путем их фасовки, упаковки и комплектования необходимого ассортимента. Эти операции целесообразно осуществлять в производстве или оптовых базах, чтобы максимально освободить магазины от несвойственных им функций.