Способ решения проблем то с. Решение проблем

Экология жизни Лайфхак: Порой успех дела лежит не в том какие ответы мы находим на поставленные вопросы, а в том какие вопросы мы задаем.

Порой успех дела лежит не в том какие ответы мы находим на поставленные вопросы, а в том какие вопросы мы задаем. Практически все креативные сессия в которых я участвовал по большей своей части состояли из правильно подобранных и выстроенных вопросов. Не даром, мы такой список вопросов называли "Ключ". Вся прелесть была в том, что каждый отвечал на них по-своему и выдавал уникальный результат. Когда собиралась большая группа людей, то их ответы с большой долей вероятности не только решали поставленную задачу, но и предлагали множество решений на выбор даже в тех случаях, когда казалось, что решения нет вообще.

Польза вопросительных предложений заключается в том, что наш мозг устроен так, что не может не думать. Он всегда занят своей работой, и всегда находится в состоянии поиска ответов. Любой вопрос заставляет его найти ответ. В этой статье я предлагаю список из 10 способов, которые наверняка помогут вам задавать правильные вопросы в любой ситуации.

1. Вопросы о самой проблеме.

Самый верный способ при решение проблемы - это задавать вопросы о самой проблеме. Прелесть в том, что мозг сам будет генерировать ответы, вам нужно лишь постараться задать наиболее разносторонние вопросы. К тому же после серии вопросов, даже если вы не найдет сразу ответ, то не расстраивайтесь. Ваш мозг продолжает работать над поиском решения уже в фоновом режиме!

2. Вопросы в другой формулировке.

От упаковки многое зависит. Какой вопрос вы решаете, такой ответ и получаете. Поиграйте с формулировкой вашей проблемы, как её можно сформулировать иначе? Наверняка проблему можно решить несколькими способами, как будет звучать вопрос для каждого удовлетворительного решения проблемы? Проверьте правильна ли сама формулировка вопроса?

3. Вопросы во времени.

Сфокусируйтесь на временных рамках. Если вопрос звучит конкретно, расширьте его, если слишком широко - сузьте. Для примера: "Как я могу улучшить свою жизнь?" или "Как в этом месяце я могу улучшить свою жизнь" или "Что сегодня я могу сделать для улучшения своей жизни?"

4. Вопросы в другие направления.

Поиски решения не могут проходить в одном направлении. Это может быть и смена направления. От географического: "А где еще мы можем найти необходимую нам вещь?" до ментального:"Теперь давайте забудем о недостатках, какие вы видите преимущества?".

5. Вопросы для улучшения образования.

Каждый учитель знает, что самый эффективный ученик этот тот, который сам хочет обучиться. В этом случае вопросы являются прекрасным способом для стимуляции творческого мышления и работают куда лучше, чем просто дача правильного ответа.

Вместо просто объяснения, лучше просто задать вопрос:"Как вы думаете, что было бы в этом случае если бы мы изменили наши действия...", "Какой результат мы получим если не будет учитывать затраты на начальном этапе.."

Этот же тип вопросов работает прекрасно не только в институте или школе, но и в бизнес- среде. Привычка на вопрос подчиненного "А как быть в этом случае?" отвечать вопросом "А как вы считаете, нужно поступить?" - экономит не только время, но и приучает работника к самостоятельному мышлению.

6. Вопросы для поддержания беседы.

Вопросы прекрасно налаживают общение между людьми. Если вы задаете вопросы, значит вы почти наверняка слушаете то, что вам говорят. Хороший вопрос может не только оживить беседу, но и вовлечь в неё новых участников.

В последнее время, диалоги всю чаще превращаются в монологи по очереди. Вместо того чтобы слушать друг друга, каждая сторона то и дело ждет своей очереди поговорить. Простые вопросы "Чем я могу помочь?", и "Вы сталкивались с чем-то подобным раньше?" - прекрасный способ показать, что вы слушаете собеседника и участвуете сами в ЕГО разговоре.

7. Вопросы для критического мышления.

Зачастую мы говорим совершенно о разных вещах. Обидно потратить кучу времени и выяснить, что другой человек имел ввиду совсем не то, что мы подумали, да и нас он до конца не верно понял. Чтобы этого не произошло нужно не бояться задавать простые вопросы, которые к тому же могу показаться и наивными.

В качестве эффективных начальных вопросов, можно использовать "Технику Киплинга": "Кто конкретно это сделал?", "Зачем они это сделали", "Правильно ли я вас понял, вы говорите что..."

8. Вопросы для перемещения внимания.

Сменить точку зрения - сказать проще, чем сделать. Если мы в чем-то уверены как в абсолюте, то очень сложно поставить этот абсолют под сомнение. Старайтесь переводить свое внимание с очевидных вещей. Если кто-то говорит "Это невозможно", лучше спросите "Как мы можем сделать это возможным?" или "При каких условиях это сработает?" и т.д.

9. Вопросы для самоанализа.

Это может быть мощным инструментом для поиска ответов о смысле собственной жизни. Отличным началом может послужить техника "100 вопросов", состоящей только из вопросов, которые важны для вас в данный момент. Затем можете этот список сузить до 20 самых главных и периодически возвращаться к ним.

10. Допрос как способ жизни.

Развитие привычки задавать себе вопросы, может стать очень и очень полезной. Я считаю, что вопросы - это самый основной способ для развития и стимуляции нашей мозговой активности. Но как ввести в привычку, навык - задавать себе разносторонние вопросы? Как и все в этой жизни - с практикой. Носите с собой блокнот и ручку или же записывайте приходящие вопросы на телефон.

Научитесь себя комфортно чувствовать с нерешенными вопросами и научитесь их решать. Поиграйте с ними и качество вашей жизни наверняка улучшится. опубликовано

Здравствуйте, дорогой подписчик!

Сегодня я хочу рассказать об одном методе, который я часто использую в индивидуальном консультировании. Типичная ситуация – человек просто не представляет, как ему справиться с какой-то своей проблемой. У него нет идей . Ситуация кажется ему безвыходной.

В таких случаях я обычно задаю вопрос: “Что должно произойти, измениться, чтобы проблема решилась сама собой?”

Например, однажды я консультировал очень талантливого музыканта, у которого был сильный страх перед выступлениями на концертах.

До прихода ко мне он уже перепробовал много методов (медикоменты, психотерапия и т.п.). Т.е., с самого начала было ясно, что человек уже почти отчаялся от неудачных попыток и ему нужны какие-то свежие идеи.

Поэтому, я использовал эту технику. Я сказал ему: “Хорошо, давайте немного пофантазируем. Как вы думаете, что должно произойти (пусть это даже будет фантастически выглядеть на первый взгляд), чтобы ваша проблема решилась сама собой, чтобы страх покинул вас или вообще не появлялся? “ И мы начала фантазировать. Вот какие варианты пришли в голову моему клиенту:

Если бы выходя на сцену я перевоплощался в другого человека, который бы чувствовал себя легко и уверенно

Если бы в зале никого не было

Если бы я играл только для себя

Если бы результат был мне безразличен

В общем-то все эти варианты, при ближайшем рассмотрении, дают хорошую пищу для пытливого ума. Например, идея перевоплощения может быть реализована в рамках вполне конкретных психотехник (о которых я, кстати, )

Идея о безразличности результата, вообще может иметь много вариантов развития. Например, есть такая техника, в которой человеку предлагается представить, что он уже серьезно “облажался” и хуже уже просто быть не может. Или более философский вариант – перенестись мысленно лет на 10 вперед и оглядываясь назад, осознать, насколько незначительным будет вспоминаться этот эпизод с каким-то рядовым выступлением.

И так далее. Каждую из этих идей можно было бы и дальше развивать. Не буду перечислять все возможные варианты, т.к. моего клиента как-то сразу зацепила идея о том, что он бы не тревожился, если бы играл только для себя . И когда мы начали дальше с ней работать, он осознал, что в действительности, так оно и есть. Что он занимается этим потому, что это ЕМУ нравится. Все, что он играет, ЕМУ нравиться и исполнять это ЕМУ нравится.

Я просто помог ему немного сместить точку восприятия, точку зрения. Помог осознать, что и зрители-то приходят на концерт не ради того, чтобы устроить ему экзамен, а ради СВОЕЙ любви к музыке.

Он для СЕБЯ играет, а они для СЕБЯ слушают. Каждый занят СВОИМ делом.

Как показало время, это решение оказалось не просто эффективным, но и весьма экологичным. Потому, что мой клиент не только решил свою проблему с излишним волнением, но и стал получать удовольствие от концертной деятельности. Ведь теперь, он играл для себя…

Вот такая история.

Так почему же эта методика работает? Думаю, будет проще объяснить это на примере другой известной техники поиска решений, которая называется “мозговой штурм”. Там основной смысл в том, что нужно отделить этап генерации идей от этапов критики и поиска ответа на вопрос: “Как это можно реализовать?” Это нужно потому, что многие идеи отметаются еще на этапе подсознательной обработки, если мы не знаем как их реализовать. Но, часто мы не знаем ответа на вопрос КАК только потому, что никогда над этим раньше не задумывались. Но, как же мы можем над этим задуматься, если заранее отметаем этот вариант?

Получается замкнутый круг. И мозговой штурм помогает этот круг разорвать, когда мы сознательно тормозим нашего внутреннего критика.

Аналогично и с методикой, о которой я вам сегодня рассказываю. Я как бы говорю человеку: “Давай на время забудем, что это ТЕБЕ надо будет реализовывать эти идеи. Что должно произойти, чтобы проблема решилась сама собой?” И тогда начинают появляться свежие идеи, которые раньше не проходили через фильтр критической части разума. А когда есть идеи – найти способ их осуществления – уже, как говориться, дело техники 🙂

Чтож, думаю я дал вам достаточно пищи для размышлений. Обязательно попробуйте эту методику на себе (или клиенте, если вы практикующий психолог) и напишите мне о своих результатах, которые мы можем обсудить на очередном занятии моей онлайн-программы “ТРАНСформация” (которое запланировано на 20 апреля). Свои вопросы и результаты вы можете писать прямо в комментариях к этой статье.

Да, и если эта статья Вам понравилась, пожалуйста, расскажите о ней своим друзьям, воспользовавшись кнопками социальных сетей.

Проблемы, с которыми каждый из нас сталкивается в жизни, могут быть совершенно разными. Это могут быть вопросы делового или личного характера, нерешенные задачи, с течением времени превращающиеся в проблемы, личная ответственность за принятие решений. Но далеко не каждый в состоянии найти самый эффективный выход из трудного положения, ведь для принятия грамотного решения нужен большой опыт, время, мудрость и знания.

В настоящее время есть много самых разных методов и техник поиска и разработки решений. Главная же задача человека состоит в том, чтобы определиться, какая именно техника подходит для конкретного человека и для конкретной ситуации.

Сегодня бытует достаточно интересное мнение, что нет никаких проблем, а есть лишь задачи, которые нужно решить. Проблемы же являются порождением нашего разума. С этим можно и не соглашаться, ведь у каждого есть свободы выбора. Однако понятие «проблема» синонимично понятию «задача», а потому, придавая проблемам форму задач, мы существенно упрощаем их решение.

По школьным годам вы наверняка помните, что бывают задачи с одним, двумя, тремя и более неизвестными; есть даже такие, в которых содержится минимум исходных сведений. Примерно так же и в жизни: столкнувшись с неразрешимой ситуацией, человек поначалу думает, что не в силах ее одолеть. Но по мере распутывания клубка вопросов он начинает понимать, что решение-то уже найдено, причем найдено правильно.

Но можно ли сделать так, чтобы решение проблем и принятие решений подчинялись единому алгоритму? Хотим вас обрадовать - сделать это можно, и нужно для этого, во-первых, сформировать собственную систему принятия решений, а во-вторых, постоянно, всегда и везде оттачивать мастерство ее применения.

Любой человек может создать свою личную систему работы с проблемами, взяв за основу опыт со стороны - знания других людей и методы, которые они используют для . Далее мы познакомим вас почти с двумя десятками таковых.

Методы и техники поиска эффективных решений

Методов и техник поиска правильных решений существует немало. Каждый из них в отдельности и все они в совокупности способствуют эффективной творческой деятельности и являются надежными инструментами в жизни, работе и обучении. И если вы относите себя к людям, способным грамотно решать проблемы (или стремитесь стать таким человеком), знать об этих инструментах нужно в обязательном порядке.

К самым действенным методам и техникам поиска решений относятся:

  • Мозговой штурм (включая разновидности)
  • Синектика (включая разновидности)
  • Метод Дельфи
  • Конференция идей (включая разновидности)
  • Идейная инженерия
  • Метод коллективного блокнота
  • Карточный опрос
  • Метод фокальных объектов
  • Системный анализ
  • SWOT-анализ

Также мы представим небольшую подборку дополнительных методов, т.к. описать их все в рамках одного урока просто невозможно. Плюс к этому отметим, что для освоения большинства методов вам придется воспользоваться вспомогательными материалами, например, отдельными , а также сторонними ресурсами, к примеру, Википедией .

Мозговой штурм

Вообще у нас уже есть несколько материалов о мозговом штурме (« », « »), но все же мы решили включить его в этот курс.

Мозговой штурм является особым методом работы, направленной на поиск альтернативных вариантов решения разного рода проблем. Более всего он подходит к ситуациям, когда решение проблемы акцентировано на получении конкретного результата.

Метод проводится на основе нескольких этапов:

  • Представляется проблема
  • Выдвигается максимальное число вариантов решения проблемы
  • Из массива идей выбирается несколько наиболее реалистичных и эффективных
  • Выбранные идеи развиваются и прорабатываются
  • На основе полученных результатов разрабатываются варианты решения проблемы

В большинстве случаев мозговой штурм проводится в течение 2-3 часов. Основная часть времени отводится именно на последнюю стадию.

Существует также и обратный мозговой штурм. Вкратце он выглядит так:

  • Определяется проблема
  • Проблема переворачивается: нужно установить, как может быть вызвана проблема и как ее можно усугубить
  • Проводится обычный мозговой штурм, цель которого - найти максимум вариантов усугубления проблемы
  • Полученные варианты переворачиваются: нужно понять, как сделать наоборот - чтобы ситуация улучшилась
  • Определяются и разрабатываются лучшие варианты

Синектика

Синектика по праву признана одним из лучших методов стимулирования творческой деятельности. За основу она берет принцип того же мозгового штурма, но здесь его проводят профессионалы или полупрофессионалы. Причем штурмов проводится несколько, а полученный опыт накапливается для принятия лучшего решения.

Если в мозговом штурме предлагаемые идеи критике изначально не подлежат, то синектика допускает ее элементы. Однако очень важно использовать четыре приема, основанных на аналогиях:

  • Прямая аналогия (как решаются подобные задачи?)
  • Личная аналогия (как ведет себя объект проблемной ситуации?)
  • Символическая аналогия (как можно образно сформулировать суть проблемы?)
  • Фантастическая аналогия (как могли бы решить проблему сказочные персонажи?)

Если идти по классическому синектическому пути, то для реализации метода нужно собрать небольшую группу из 5-7 человек. Также нужно установить правила проведения дискуссии, состав группы (социальный, профессиональный и т.д.).

  • Обозначается проблема, определяется ее содержание (здесь же определяется и наличие взаимосвязей, а также вероятность появления новых проблем)
  • При помощи аналогий содержание проблемы отчуждается (участники осознанно отходят от сути вопроса)
  • Формируются варианты решения проблемы (после применения аналогий, полученные данные сопоставляются с проблемой, на основе чего и появляются идеи для решения проблемы)

При необходимости процесс может быть повторен - это позволяет отсечь бесполезные варианты и найти в оставшихся скрытые при первоначальном ознакомлении аспекты. Организатор и руководитель синектической сессии должен держать ее ход под контролем, постоянно участвуя в обсуждениях. По этой причине синектика доступна в большей степени подготовленным людям. Однако применять ее можно и не обладая соответствующими знаниями - нужно лишь провести несколько сессий, чтобы набраться опыта.

Говоря о синектике, важно сказать и о синектической конференции. Она включает в себя множество важных элементов традиционной синектики, но отличается меньшей строгостью. Примечательно, что в процессе обсуждения решения опять же находятся посредством аналогий. Они формируются в произвольном порядке, а после на их основе разрабатываются идеи. Фаза отчуждения, присутствующая в классическом варианте метода, отсутствует. Чтобы синектическая конференция была эффективной, ее должны проводить люди, в совершенстве владеющие классической синектикой.

Помимо прочего, есть еще и визуальная синектика, где идеи находятся через наблюдение рассматриваемых изображений. Эта вариация метода включает в себя несколько иные этапы:

  • Участники вместе рассматривают диапозитивы
  • Участники описывают изображение
  • Участники анализируют ситуацию
  • Участники, основываясь на элементах или отношениях рассмотренного изображения, предлагают свои идеи
  • Если идеи оказываются неэффективными, участники рассматривают следующее изображение

Визуальная синектика является непростым методом, для реализации которого необходимо привлекать профессионального специалиста. Кстати, более подробно почитать о синектике вы можете на .

Метод Дельфи

Метод Дельфи, о котором мы уже подробно писали , применяется как прогнозирующий инструмент для поиска верных решений. Реализация метода происходит по следующей схеме:

  • Набирается группа экспертов (от 5 до 20 человек)
  • Эксперты просят, чтобы им предоставили в письменной форме варианты решения проблемы (варианты должны быть независимыми)
  • Устанавливается срок разработки и отправки потенциальных решений (чаще всего он ограничивается 14 днями)
  • Полученные по истечении срока варианты суммируются (повторяющиеся - отсеиваются)
  • Составленный список результатов рассылается всем участникам метода для очередного просмотра имеющихся предложений, разработки новых и дополнения готовых идей (эта стадия также должна быть ограничена во времени; при необходимости ее можно повторить)
  • Все полученные и доработанные варианты оцениваются экспертной группой на основе оценочного ключа и установленных критериев, что позволяет получить предварительную выборку вариантов решения проблемы
  • Эксперты проводят заключительное обсуждение подходящих вариантов и выбирают наиболее приемлемый

Метод Дельфи вполне может использоваться и неспециалистами, но если вопрос касается профессиональных сфер деятельности, необходимо привлекать экспертов.

Конференция идей

Конференция идей в определенной степени является еще одной интерпретация мозгового штурма. Но отличие состоит в темпе обсуждения решений, присутствии доброжелательной критики в форме комментариев и реплик. Критические оценки в конференции идей повышают ценность предложений.

В организациях популярна конференция идей Гильде. К обсуждению привлекаются руководители и рядовые сотрудники, вовлеченные в проблему, а также новички - их сознание еще не обременено стереотипами, по причине чего они нередко выдвигают интересные предложения. Нужно иметь в виду, что в конференции идей исключено присутствие скептически настроенных лиц и тех, кто «и так все знает». Руководитель конференции в процессе обсуждения ведет себя наравне с остальными, но контролирует ход дискуссии, поддерживает непринужденную атмосферу и способствует выдвижению идей.

Конференция идей тоже имеет несколько разновидностей. Первая - это «Дискуссия-66». Она представляет собой большое собрание, участники которого разбиваются на группы по шесть человек. Независимо друг от друга, группы ищут варианты решений. В каждой группе должен быть назначен спикер, протоколист и ведущий. На обсуждение вопроса дается 6 минут. После этого все группы собираются вместе, а их спикеры озвучивают то, что смогли выработать команды. Цель окончательного собрания - выработать новое решение, руководствуясь сведениями, полученными от групп. Достоинством «Дискусии-66» можно назвать то, что благодаря делению множества людей на небольшие группы в решении проблемы принимает участие каждый человек.

Вторая разновидность - это «Метод 635». В нем группа из шести человек изначально четко формулирует проблему и анализирует ее. У каждого участника на руках должен быть бланк для записи идей. В течение 5 минут все участники фиксируют в бланках по три предложения, а затем передают свой бланк соседу. Он в свою очередь записывает три новых варианта, учитывая предложения, написанные до него. В итоге за полчаса участники заполняют по шесть бланков, включающих в себя в совокупности до 108 вариантов решения проблемы.

Идейная инженерия

Идейная инженерия - метод, предназначенный для учета и обработки идей. Реализация метода базируется на пяти этапах:

  • Определяется целеустановка. Организатор выдвигает проблему и цель, к которой приведет принятие решения.
  • Подбираются участники. Отбор осуществляется примерно так же, как в мозговом штурме: привлекается каждый, кто уже имеет свое видение сложившейся ситуации (могут участвовать и непосвященные в проблему люди).
  • Анализируются трудности и причины появления проблемы. Лучше всего для анализа собирать команду людей. Все доводы, гипотезы и аргументы записываются на карточках.
  • Собираются варианты решения проблемы. Вся информация, собранная на предыдущем этапе, интерпретируется в форме вопросов и предлагается для решения команде. Предложения снова фиксируются на карточках.
  • Составляется программа мероприятий по устранению проблемы. Идеи должны проанализировать и оценить специалисты или другие компетентные лица. Полученные результаты приводятся к согласованной программе действий.

Заметим, что обсуждать проблему и записывать варианты решений нужно поочередно. Например, 10 минут обсуждения и 10 минут записи, 5 минут обсуждения и 5 минут записи, снова 10 минут обсуждения и 10 минут записи и т.д.

Метод созидательного сотрудничества

Метод созидательного сотрудничества интересен тем, что в нем попеременно присутствует индивидуальная и групповая работа. Изначально проводится небольшой (15-20 минут) мозговой штурм, после которого участники расходятся для самостоятельного обдумывания проблемы еще в течение 10-15 минут. В это время можно дополнять идеи, расширять их и модифицировать, а также придумывать новые.

Метод коллективного блокнота

Метод коллективного блокнота сродни методу идейной инженерии. Собирается группа людей, обсуждающих проблему, и каждому из участников выдаются блокноты для идей, в которых подробно описывается проблема. Каждый участник должен на протяжении определенного периода времени заносить в свой блокнот возникающие варианты решений. Время на генерацию идей может составлять от нескольких дней до месяца.

По истечении установленного срока участники сдают свои записи координатору. Его задача - систематизировать материал, привести к общему знаменателю и найти потенциальные решения проблемы. Результаты труда координатора изучаются и обсуждаются всеми участниками. Отличительной особенностью метода коллективного блокнота является то, что участников не нужно ограничивать ни по месту, ни по времени проведения обсуждений.

Карточный опрос

Если для принятия решения применятся карточный опрос, участники метода собираются в спокойной обстановке, где ничего не помешает. Уже на месте они знакомятся с проблемой, записанной на доске или на карточке. Для прояснения непонятных моментов участники должны задавать встречные вопросы и озвучивать свои доводы.

После этого команде дается немного времени (от 10 до 45 минут) на запись своих идей или замечаний. Записи каждый участник производит на отдельных карточках, причем авторство не указывается, что заранее предупреждает критику в ту или иную сторону. После того как опрос проведен, карточки группируются по предметному содержанию или систематическому принципу.

Систематизированная информация рассматривается заинтересованными в решении проблемы сторонами. После проводится ее анализ, и уже не основе аналитических данных выстраивается наиболее приоритетное решение.

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов активизирует . Его суть состоит в том, что признаки случайно выбранных объектов переносятся на объект, который нужно усовершенствовать. Этот объект находится в фокусе переноса, а потому и называется фокальным. Детально ознакомиться с методом вы можете, перейдя по , а мы лишь укажем на основные этапы его реализации:

  • Выбирается фокальный объект (то, что нуждается в усовершенствовании)
  • Выбираются случайные объекты (это могут быть понятия из какого либо источника, например, газеты или книги, в обязательном порядке - существительные, относящиеся к разным темам и разнящиеся с фокальным объектом)
  • Записываются свойства случайных объектов
  • Установленные свойства присоединяются к фокальному объекту
  • Полученные варианты развиваются посредством создания ассоциаций
  • Полученные варианты оцениваются с позиции осуществляемости, оригинальности и эффективности

Результатом прохождения всех этих этапов могут стать очень интересные варианты решений. Самые лучшие результаты метод показал применительно к поиску модификаций уже существующих планов действий и решений, а также механизмов и устройств.

Системный анализ

Системный анализ относится к научным методам познания и представляет собой комплекс действий, направленных на установление структурных связей между элементами конкретной системы. Его основу составляют математические, статистические, естественнонаучные, экспериментальные и общенаучные методы.

Главное достоинство системного анализа заключается в том, что он формирует основу для последовательного и логического принятия решения. Возможно это благодаря многообразию используемых методом процедур, многие из которых уже вам знакомы: конкретизация, анализ, структурирование, алгоритмизация, моделирование, экспертное оценивание, тестирование и другие.

Процедура принятия решения в рамках системного анализа выстраивается так:

  • Формулируется проблема
  • Определяются цели
  • Определяются критерии достижения целей
  • Строятся модели для обоснования решений
  • Находится оптимальное решение
  • Решение согласовывается
  • Осуществляется подготовка к реализации решения
  • Решение утверждается
  • Решение реализуется
  • Проверяется эффективность решения

Но этот алгоритм может дополняться и другими этапами в зависимости от того, сколько факторов следует проанализировать.

SWOT-анализ

SWOT-анализ относится к методам стратегического планирования. Он помогает выявить внутренние и внешние факторы посредством разделения их на четыре категории:

  • Сильные стороны (Strengths)
  • Слабые стороны (Weaknesses)
  • Возможности (Opportunities)
  • Угрозы (Threats)

Метод эффективен, когда требуется дать ситуации начальную оценку, но заменить собой разработку стратегии или анализ динамики он не может. Его задача - структурированно описать ситуацию. Полученные выводы всегда будут носить описательный характер, не давая никаких рекомендаций и не указывая на приоритеты. Чтобы получить от метода максимальную отдачу, совместно с ним рекомендуется выстраивать варианты действий. В итоге можно получить информацию о сильных сторонах, которые могут быть использованы, понять, как преодолеть слабости, что нужно применять, чтобы устранить угрозы и от чего нужно отказаться, чтобы избежать негативных последствий. Дополнительно о методе SWOT-анализа читайте .

Таковы самые распространенные методы и техники поиска эффективных решений. Как вы заметили, все они отличаются по сложности - если простые можно применить без специальных знаний, то более серьезные требуют либо изучения специализированной литературы, либо привлечения опытного специалиста. В качестве дополнения к предложенным инструментам мы предлагаем вам небольшую подборку других методов, которые вы также можете взять на заметку.

Дополнительные методы поиска решения проблем

В этом блоке мы дадим лишь список методов с краткими пояснениями:

  • Дерево принятия решений. Инструмент, поддерживающий принятие решений. Чаще всего он применяется при анализе данных и в статистике, но может использоваться и в обычной жизни. Дерево решений имеет «ствол», «ветки» и «листья». Ствол - это проблема, на ветках отображаются ее атрибуты, а на листьях - из значения. Среди достоинств метода следует выделить простоту его понимания и интерпретации, отсутствие необходимости в подготовке данных, возможность работать с интервалами и категориями, возможность оценки при помощи статических тестов, надежность и возможность обрабатывать большие потоки информации без подготовительных процедур.
  • Метод «Колесо». Позволяет относительно быстро найти решение проблемы и произвести его оценку. Состоит из восьми шагов: сначала во всех деталях описывается проблемная ситуация, затем осуществляется поиск конкретных фактов и устанавливается недостающая информация, после этого проблема формулируется в позитивном ключе. Далее проводится мозговой штурм для создания поля идей для решения проблемы, производится оценка найденных вариантов на реалистичность, продумывается сценарий практического осуществления, составляется . На последнем этапе выполняются действия, после чего оценивается их эффективность.
  • Метод «Три сундука». Предназначен для еще более быстрого поиска решений проблем. В процессе необходимо наполнить информацией три «сундука». В первый кладутся ответы на вопрос: «Какие негативные последствия ждут нас, если мы пойдем по этому пути?». Для наполнения второго оценивается реальная угроза рисков, содержащихся в первом сундуке. Третий сундук наполняется возможными «противоядиями» от угроз второго сундука, которые находятся методом мозгового штурма. В результате находятся решения, реализуются на практике и оцениваются.
  • Метод последовательных приближений. По сути, это метод проб и ошибок. Предпочтительно применять его тогда, когда мало информации по проблеме. Суть состоит в том, что последовательно выдвигаются и рассматриваются варианты решений. Неудачные идеи отбрасываются, а вместо них предлагаются новые, и опять проверяются. Никаких особых правил для поиска и оценки здесь нет - все решается субъективно, а эффективность метода зависит от того, насколько разбираются в вопросе люди (или человек), решающие проблему. При использовании метода важно учитывать элемент случайности.
  • Метод морфологического признака. Он ставит перед собой задачу охватить весь спектр решений проблемы, обусловленных закономерностями строения изучаемого объекта, а также открыть новые поисковые зоны, неочевидные изначально. При реализации метода составляется морфологическая двумерная таблица или несколько многомерных матриц, куда вносятся все сочетания характеристик объекта. Сложность метода состоит в том, что нужно проанализировать большое число сочетаний. Метод существенно расширяет поисковую зону, однако не предлагает универсального способа для оценки вариантов сочетаний характеристик.
  • Матрица идей Буша. Это метод анализа проблемных ситуаций и определения поля поиска решений. Чтобы его реализовать, нужно построить матрицу двусторонних отношений, для чего нужно ответить на вопросы: «Что?», «Кто?», «Где?», «Как?», «Зачем?», «Чем?» и «Когда?». Отвечая на них, человек получает всю информацию о проблеме. Если же вопросы скомбинировать, можно получить большую эвристическую подсказку для решения.
  • Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Этот метод указывает путь к поиску одного или нескольких решений проблемы. С помощью него создается алгоритм получения изобретательских идей, разрабатываются принципы, позволяющие найти оригинальные решения. Базовая предпосылка ТРИЗ состоит в том, что любая система возникает и развивается на основе объективных законов. Эти законы можно устанавливать и применять для решения задач и прогнозирования развития ситуаций. ТРИЗ дает возможность находить широкий спектр решений, в числе которых может быть и идеальное. Более подробно о ТРИЗ можно узнать .
  • Матрица Эйзенхауэра. Популярнейший инструмент поиска решений, применяемый обычными людьми и специалистами по всему миру. Смысл матрицы в том, чтобы научить человека оптимально распределять нагрузку, отличать важное и срочное, сокращать время на бессмысленные занятия. Матрица представляет собой четыре квадранта с двумя осями - важностью и срочностью. В каждый из них заносятся дела и задачи, и в результате человек получает объективную картину приоритетных задач. Специфика работы с матрицей Эйзенхауэра понятно и доступно описана в .
  • Квадрат Декарта. Очень простая техника принятия решений, на применение которой уходит совсем немного времени. Техника помогает выявить основные критерии выбора и дать оценку последствиям принимаемых решений. Для использования техники нужно нарисовать квадрат и разделить его на четыре части. В каждой части пишется вопрос: «Что будет, если это случится?», «Что будет, если этого не случится?», «Чего не будет, если это случится?» и «Чего не будет, если это не случится?». Эти вопросы являются пунктами наблюдения за проблемой. Именно с этих позиций и нужно ее рассматривать. Ответив на все вопросы, человек получает объективную картину положения дел и возможность оценить перспективы. Квадрат Декарта мы достаточно подробно рассмотрели .

Хочется заметить, что при желании вы можете найти и другие методы и техники поиска и разработки эффективных решений. Эта тема очень актуальна сегодня, и над упрощением и повышением эффективности принятия решений постоянно работают специалисты по всему миру. Нам же остается лишь подвести итог уроку.

Находить эффективные решения проблем можно научиться. Для этого нужно лишь грамотно обозначить проблему и выбрать метод поиска решения, подходящий для нее более всего. Например, для ситуационного анализа проблемы подходит мозговой штурм, дерево принятия решений и анализ факторов, а для системного - метод Дельфи, метод морфологического признака и метод экспертных оценок. Для обычных жизненных ситуаций можно воспользоваться матрицей Эйзенхауэра, квадратом Декарта, методами «Колесо» и «Три сундука». Точно так же следует подбирать методы, в зависимости от количества участников, вовлеченных в проблему: если это команда или другая группа людей, можно использовать боле сложные методики (особенно, если в коллективе есть специалисты), а для одного-двух человек вполне приемлемы простые техники.

Но принятие решений предполагает не только их поиск и внедрение, но также и оценку эффективности. Несмотря на то, что о ней мы уже вкратце упоминали, о ней следует сказать отдельно. В четвертом уроке мы расскажем о том, как просто оценивать эффективность принятых решений в обычной жизни и на чем основывается оценка эффективности управленческих решений.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Ежедневно каждый из нас сталкивается со всевозможными задачами, трудностями и проблемами, решение которых требует огромного количества умственных, энергетических, временных и порой финансовых затрат. Большинство же проблем необходимо разрешать неотложно и крайне .

Каждая отдельно взятая проблема может характеризоваться своим собственным уровнем сложности и значимости. Так, простые проблемы вполне возможно разрешить, не обладая особыми знаниями и умениями, а с более сложными можно разобраться только при наличии специфической информации.

Но, как бы то ни было, есть некоторые основополагающие принципы, руководствуясь которыми человек может справиться с любыми трудностями, которые встречаются на его жизненном пути, причём совершенно не важно, какой сферы жизнедеятельности они касаются: бизнеса, работы или взаимодействия с другими людьми. Кроме того, эти принципы помогут не просто разрешить проблемы, но и сделать это посредством минимальных затрат времени и сил.

И в этой статье мы хоти познакомить вас именно с такими принципами.

Принцип первый: проблему нужно понять

В первую очередь поступившую проблему необходимо понять, т.е. нужно чётко определить для себя, в чём заключается её суть, и с чем вообще вы имеете дело. Вы должны прийти к пониманию того, что, по большому счёту, проблема представляет собой просто сложную ситуацию или некоторое неприятное обстоятельство, и с этим, как говорится, нужно что-то делать.

Подумайте о том, что послужило причиной сложившегося положения, какие из ваших действий оказались неэффективными или ошибочными. Важно узнать причину, что поможет избежать повторения проблемы в будущем. Далее постарайтесь подумать на перспективу, и чётко определить, каковы могут быть последствия проблемы. И только после того как у вас появится объективное видение ситуации, у вас будет возможность по разрешению ситуации.

Принцип второй: нельзя решить все проблемы сразу

Нередко случается так, что проблемы наваливаются скопом: может в один момент навалиться несколько проблем, а может быть и так, что проблемы просто накопятся. Всегда помните о том, что проблемы, во-первых, нужно решать по мере их поступления, а, во-вторых, не допускать, чтобы они накапливались, иначе это может усугубить ситуацию и создать серьёзный аврал.

Если же избежать этого не удалось, то не следует допускать появления синдрома , и начинать пытаться решить все скопившиеся проблемы в одночасье. Решайте свои проблемы по очереди: для начала запишите их все на одном листе бумаги, затем расставьте приоритеты, оценив важность срочность решения той или иной проблемы. После этого у вас появится готовый план по преодолению трудностей. И в обязательном порядке решайте проблемы по одной, сосредотачивая внимание на конкретной цели.

Принцип третий: действовать, согласно плану

Основой успешной деятельности практически всегда является план действий. А решение проблем – это и есть успешная деятельность во всей своей красе.

После того как у вас есть список ваших проблем, и вы знаете, что нужно решать в первую очередь, что во вторую и т.д., разбейте решение каждой проблемы на несколько этапов. Попробуйте «порезать слона на кусочки», разделив процесс решения проблемы на отдельные шаги.

Пусть избавление от неприятной ситуации станет для вас увлекательной игрой, к которой у вас есть пошаговая инструкция. Держитесь её и не сомневайтесь в том, что в этой игре есть только один победитель – это вы.

Принцип четвёртый: избавиться от страха

Очень часто в решении проблем мешает страх. Бывает даже так, что человек боится даже написать свои проблемы на листе, дабы не смотреть в лицо реальному положению вещей. Но, как известно, единственным способом является пойти ему навстречу.

Перестаньте бояться и думать, что происходит что-то ужасное. Успокойтесь и настройтесь на позитивное восприятие. Начните представлять проблему в ином ключе – так, чтобы она стала для вас не поводом для отчаяния, а стимулом к развитию. И не забывайте, что успешных людей от неудачников отличает именно мышление. Проблемы для них являются возможностью стать сильнее. Позвольте и вы себе стать успешным человеком.

Принцип пятый: брать на вооружение опыт других людей

Поверьте, вы не единственный в мире человек, у которого есть проблемы. А у многих людей есть проблемы, которые вам и не снились. Но важность ваших проблем это нисколько не умаляет, т.к. это проблемы ВАШИ, а не «кого-то там».

Однако вы можете использовать в решении своих проблем опыт других людей. Как его узнать? Да очень простою. Вы можете поинтересоваться у кого-то из друзей, родных или знакомых, сталкивались ли они с вашей ситуацией. Вы можете задать свои вопросы в Интернете, и наткнуться на полезные сайты, статьи или форумы. Вы можете даже найти какой-то кинофильм, в котором человек решает проблемы, и попробовать применить на практике способы из кино.

Как видите, возможности есть, и находятся они вокруг вас. Ваша задача – эти возможности увидеть.

Принцип шестой: пребывать в спокойствии

Решения, которые принимаются на основе эмоций, зачастую могут приводить к отрицательным результатам. Поймите, что в деле решения проблем импульсивность не выход. Это не значит, что нужно прижимать кулак к голове и становиться философом своей жизни, но подходить к разрешению своих трудностей нужно с умом, а это значит, что, в первую очередь, нужно сохранять спокойствие.

Сюда же можно отнести и то, что из-за проблем не нужно сильно расстраиваться, печалиться и горевать. Проблемы – это часть жизни, и они, как и радости, имеют свойство проходить, просто воспринимаются нами болезненно. Так что относитесь к неприятностям как к новому повороту на своём пути, и помните, что за чёрной полосой обязательно последует белая.

Принцип седьмой: не пренебрегать поддержкой и помощью

Иногда люди, столкнувшись с проблемами, стараются решать всё только своими силами, т.к. либо не хотят посвящать кого-то в свои дела, либо боятся предстать перед кем-то в невыгодном свете, либо по ещё каким-то причинам. Однако бывают такие проблемы, справиться с которыми можно лишь сообща, ведь родные или друзья могут помочь советом, выполнить какие-то поручения, воспользоваться своими связями и т.д.

По этой причине не стоит пренебрегать поддержкой окружающих, а свою репутацию можно на некоторое время отодвинуть на второй план. Унижаться, конечно, не следует, но обратиться к кому-то за помощью в случае необходимости можно и нужно.

Принцип восьмой: не наращивать проблемы

Сталкиваясь с проблемами и обдумывая пути их решения, нужно стараться просчитывать все возможные перспективы. Дело в том, что необдуманные действия или «размытые» способы разрешить проблемную ситуацию могут быть потенциально опасными. Другими словами, они могут породить другие проблемы, чего допускать ни в коем случае нельзя.

Всегда думайте не перспективу, просчитывайте варианты по нескольку раз и обдумывайте каждый свой шаг. Именно здесь более всего подходит народная истина: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Принцип девятый: действовать

Действия – основа любого результата. Если не действовать, то ничего не произойдёт. Исходя из этого, вы должны понимать, что если просто сидеть, ничего не делать и ждать, что проблемы разрешатся сами собой, в лучшем случае вы останетесь в той же ситуации, а в худшем – проблемы усугубятся, станут причиной других проблем и суеты.

Одно лишь планирование – это тоже не выход, т.к., по сути, является теорией. Как только будет составлен план, нужно переходить к действиям, и начинать атаковать свои проблемы. И чем решительнее будут ваши действия, тем слабее окажется противостояние неприятностей.

Принцип десятый: верить в себя

И последнее, о чём хотелось бы сказать – это то, что вы всегда, везде и в любой ситуации, какой бы сложной она ни казалась, должны сохранять веру в себя и свои силы. Вы должны быть выше обстоятельств, даже если они не зависят от вас. Вы должны воспринимать себя, как хозяина своей жизни. Вы должны не просто верить, а знать, что за решением проблем вас ждёт новый поворот на пути к светлому будущему и жизни уже с меньшим количеством проблем.

И ещё одно: перестаньте называть проблемы проблемами, ведь одно только это человека так, что он начинает воспринимать происходящее в мрачных тонах. Пусть проблемы станут просто ситуациями или обстоятельствами, требующими от вас немного больше внимания.

КАК ВЫ СПРАВЛЯЕТЕСЬ С ПРОБЛЕМАМИ: Удаётся ли вам решать свои проблемы эффективно? Насколько вы стрессоустойчивы? Как вообще действуют на вас сложные ситуации? Чтобы ответить на эти вопросы, а также понять, какие качества помогают вам справляться с трудностями, а какие – мешают, мы предлагаем вам пройти наш курс по самопознанию, из которого вы узнаете о себе достаточно, чтобы начать работать над собой и научиться воспринимать всё происходящее с высоко поднятой головой. Переходите по и начинайте познавать себя

Мы желаем вам успехов и стойкости!

Сегодня я с Вами поделюсь технологией решения любых жизненных проблем. Она работает даже в тех случаях, когда, на первый взгляд, вариантов решения нет. Дочитайте эту статью до конца, я Вам приготовил подарок.

Когда речь заходит о проблемах на ум приходит один прекрасный анекдот. На собеседовании задают вопрос: «Какими талантами Вы обладаете?» Кандидат задумался и отвечает: «У меня есть один талант: я могу любую элементарную задачу превратить в безвыходную ситуацию с кучей проблем».

Таким талантом обладает большая часть человечества. Простыми словами это называется «сделать из мухи слона». Почему так происходит? Главная причина – это попытка решить проблему, находясь в возбуждённом эмоциональном состоянии. Помните фрагмент из фильма «Бриллиантовая рука»: Шеф, всё пропало».

В 2008 году, когда моя жена была на восьмом месяце беременности, руководитель компании в которой я работал объявил о закрытии бизнеса. Как? Почему? Почему именно сейчас? В голове всплывали мысли: «Что теперь?» «Чем гасить кредит, взятый под 36% годовых?» «Через месяц рожать, а денег нет и долгов выше крыши…» Чем закончился этот внутренний диалог на эмоциях? Тремя днями отлёжки с высоким давлением. Решил ли я эту проблему, накрутив себя до белого каления. Конечно же нет, я только усилил её. Что произошло через три дня? Я успокоился и занялся решением этой проблемы. Сначала обзвонил всех поставщиков и попросил помочь подыскать подходящий вариант работы. Большая часть на автомате ответила, что будет иметь ввиду (не понятно: меня, мою ситуацию или…)

Этот случай дал мне возможность определить кто есть кто в моём окружении. Откликнулся один человек. Его зовут Дмитрий, которому я буду Благодарен до конца дней своих. Он меня познакомил с прекрасным и порядочным человеком, с моим нынешним наставником по бизнесу Павлом Викторовичем и в моей карьере начался новый виток моего карьерного и личностного развития.

Анализируя эту ситуацию сейчас я понимаю, что при возникновении любой проблемы нужно себе задавать вопросы не «Почему?», а «Для чего?» За решением любой проблемы, всегда стоит такая же или ещё большая возможность.

Пару слов хочу сказать о вопросах. Задавая себе бесконечную череду вопросов «Почему?» Вы накаляете эмоции, которые затмевают собой весь здравый смысл. И загоняете себя в тупик. Безусловно нужно понять причину этого препятствия, но вопрос должен формулироваться так: «О чём сигнализирует эта проблема и к чему приведёт её решение?» Проблемы и препятствия – это тренировка.

Как же оказать себе первую скорую помощь, когда очередное испытание пришло в Вашу жизнь. Обычно все говорят: «Успокойся, всё будет хорошо и т.д.» Как успокоиться? И что означает успокоиться?

Итак, как только жизнь Вам бросает очередной вызов, нужно вспомнить «золотое правило»: «Никогда не решать проблемы на эмоциях». Вспомните, что происходит с Вами, когда Вы сталкиваетесь с проблемами? Пульс учащается, дыхание сбивается, в голове бардак… Проще говоря – паника. Успокоиться Вам поможет простое дыхательное упражнение.

Сделайте глубокий вдох, поднимая руки вверх, как будто пытаетесь максимум впитать в себя и на выдохе опускайте руки. Давайте проделаем это упражнение вместе. Выполняя его, концентрируйтесь на дыхании. Постарайтесь чтобы вдох и выдох были как можно длиннее и каждый из них по времени занимал от 15 секунд до 30 секунд. При необходимости повторите несколько раз. Результатом этого упражнения будет нормализация пульса и дыхания и готовность перейти от проблемы к её решению.

Если это действие не помогло, переходите к плану «Б». Отложите решение проблемы и отправляйтесь на прогулку на свежем воздухе. Я вполне серьёзно… Единственное исключение: кому-то плохо и требуется немедленное реагирование. Во всех остальных случаях полчаса на свежем воздухе принесут пользы в разы больше, чем Вы будете продолжать сидеть и тупить, не зная, что делать. Поверьте, за 30 минут ничего смертельного не произойдёт.

После прогулки приступайте к поиску решения. В этом нам поможет прекраснейшее упражнение «Мозговой штурм». Для его выполнения нам понадобиться ручка и лист бумаги. Его можно выполнять в одиночку и привлекая других людей.

Для чего это нужно? При возникновении проблемы она стоит перед нами бетонной стеной и мешает увидеть, какие возможности за ней скрываются. Наша задача «подтолкнуть» эту стену, чтобы она стала мостом между тем местом, в котором мы находимся сейчас и тем, куда хотим попасть. Проще говоря, превратить проблему в подцель.

Технология очень простая. В верху листа бумаги напишите свою проблему. Затем начинайте писать варианты решения все, которые приходят в голову. Забудьте о всяких возможно и невозможно, бред не бред, реально или нет, не редактируйте, не думайте, не подавляйте воображение, так можно упустить самое интересное. Просто выплесните все идеи на бумагу. Все идеи хороши. Мозговой штурм помогает избавиться от «мусора» в голове и помогает поверить в то, что выход из ситуации есть и не один. Ничто так не возбуждает нас к действию, как ясность направления движения.

Когда идеи иссякнут, выберите несколько вариантов, которые больше всего возбуждают вас, не смотря на то, что они могут вызывать страх от своей масштабности. Остальные варианты не удаляйте. Постарайтесь найти в них хоть что-то, что может Вам помочь.

Когда варианты решений будут определены, распишите план достижения и немедленно приступайте к целенаправленным действиям.

При возникновении любой проблемы нужно понимать главное: «Никогда в нашей жизни не возникают проблемы непосильные нам и то, что за каждой проблемой скрывается такая же или ещё большая возможность». Это понимание добавит уверенности в том, что Вы можете справиться с любой проблемой.

А теперь обещанный подарок. Если у Вас есть проблема, которую Вы не можете решить самостоятельно, озвучьте её в комментариях к этому видео и я выберу три наиболее интересных варианта и абсолютно бесплатно помогу найти варианты решения. Если эта проблема у Вас действительно болит, поспешите.

На сегодня это всё. До новых встреч, друзья.