Учебно-методический комплекс дисциплины. Технология разработки маршрутов и формирования туров Технология формирования туристского маршрута этапы документы

Технология разработки маршрутов и формирования туров

Основные понятия и определения . - Классификация туристских мар­ шрутов. - Разработка маршрутов. - Паспорт маршрута. - Форми­ рование туров. - Оценка экономической эффективности тура.

Разработка маршрутов, формирование туров и различ­ных экскурсионных программ, предоставление основных и дополнительных услуг составляют технологию турист­ ского обслуживания, то есть производство конкретного туристского продукта, предназначенного для удовлетво­рения потребности в туристской услуге.

1. Основные понятия и определения

Маршрут - это заранее спланированная трасса пере­движения туриста в течение определенного времени с це­лью предоставления ему предусмотренных программой услуг.

Тур - это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услу­ги гидов-переводчиков, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Есть более общее определение, которое гласит, что тур - это индивидуальная или групповая поездка по оп­ределенному маршруту в конкретно определенный срок. Тур является товарной формой туристского продукта, его натуральным воплощением.

Документом, дающим право на тур, является турист­ская путевка или ваучер .

Туристская путевка - это документ, подтверждающий оплату предусмотренных программой услуг. В настоящее

время используется туристская путевка формы ТУР-1, разработанная ГКФТ России совместно с Российской ас­социацией туристских агентств (РАТА) и Лигой защиты прав путешествующих. Форма путевки утверждена пись­мом Министерства финансов Российской Федерации от 10 апреля 1996 г., представляет собой бланк строгой от­четности и содержит оптимальный набор реквизитов, да­ющих клиенту наиболее полную информацию о предстоя­щем туре. Эта форма путевки является типовой, что поз­воляет турпредприятиям при тиражировании путевок до­полнять их другими необходимыми данными. Данная форма путевки используется при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых аппаратов. Дата выписки путевки и дата ее реализации отражаются на счетах бухгалтерско­го учета. При передаче путевки отрывной талон остается в качестве документа, подтверждающего факт и дату реа­лизации туристского продукта, и служит основанием для льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС). При расчетах наличными денежными средствами корешки путевок хранятся вместе с другими кассовыми докумен­тами. При безналичных расчетах предприятию необходи­мо обеспечить учет и хранение корешков выданных путе­вок.

Ваучер - это документ, на основании которого произ­водится обслуживание иностранных туристов и взаимо­расчет с фирмой.

Туристские маршруты классифицируются по различ­ным признакам: типу, сезонности действия, построе­нию трассы, продолжительности, способам передвиже­ния и содержанию.

Так, по типам маршруты бывают:


  • тематические - с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленностью;

  • походные маршруты с активными способами передвижения;

  • физкультурно-оздоровительные - с преобладанием в программе спортивных и оздоровительных мероприятий.
По построению трассы:

  • линейные - с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе;

  • радиальные - с посещением одного пункта на трассе;

  • кольцевые - с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршру­те.
По способам передвижения на маршруте:

  • автобусные ;

  • теплоходные (морские, речные);

  • авиационные ;

  • железнодорожные ;

  • комбинированные .
По содержанию маршруты бывают:

  • отдых на природе;

  • отдых на морском побережье;

  • отдых в горах;

  • охота и рыбная ловля и т.д.
2. Разработка туристского маршрута

В общем случае проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:


  • установление нормируемых характеристик услуги;

  • установление технологии процесса обслуживания туристов;

  • разработка технологической документации;

  • определение методов контроля качества;

  • анализ проекта;

  • представление проекта на утверждение.
Результатом проектирования туристской услуги явля­ются технологические документы (технологические кар­ты, правила, инструкции и т.д.).

В документации по контролю качества должны быть установлены формы, методы и организация контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов с це­лью обеспечения его соответствия запланированным ха­рактеристикам.

Анализ проекта является завершающим этапом проек­тирования. Его осуществляют представители соответст­вующих функциональных подразделений туристского предприятия. Он направлен на выявление и своевремен­ное устранение несоответствий в проекте. Результатом анализа является уточненное содержание технологичес­кой документации туристского предприятия.

Документацию на спроектированные туристские услу­ги и процессы обслуживания туристов утверждает руко­водитель туристского предприятия по согласованию с за­казчиком.

Разработка конкретного туристского маршрута - сложная и многоступенчатая процедура, требующая вы­сокой квалификации разработчиков и являющаяся ос­новным элементом технологии туристского обслужива­ния. Данная процедура длительна во времени и подчас за­нимает несколько месяцев. Она завершается согласовани­ем и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршру­та используется при формировании туров.

Разработка маршрута включает в себя следующие ос­новные этапы:


  • исследование туристских ресурсов по предполагае­мой трассе маршрута;

  • маркетинг рынка на туристские услуги по данной
    трассе маршрута;

  • определение типа маршрута;

  • построение эскизной модели маршрута;

  • привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;

  • разработка схемы безопасности на маршруте;

  • разработка паспорта маршрута;согласование паспорта с соответствующими служба­ми;

  • пробная обкатка маршрута и внесение необходимых

  • изменений;

  • утверждение паспорта маршрута.
После разработки маршрута идет заключение догово­ров (контрактов) с перевозчиками. Это могут быть догово­ры с авиакомпаниями, железной дорогой, автотранспорт­ным предприятием и судоходством.

В процессе разработки маршрута идет интенсивная пе­реписка с принимающей стороной , оговариваются усло­вия приема и обслуживания туристов, условия брониро­вания отелей, согласование дат заездов и времени прибы­тия, утверждение гидов.

Отношения с принимающей стороной основываются на разделении предоставляемых услуг. Иностранная фирма обеспечивает проживание, питание, экскурсионное об­служивание, а иногда и страхование. Российская фир­ма - перевозку туристов, страхование, визовое оформле­ние. Рекламная кампания осуществляется российской фирмой с использованием только собственных средств, без помощи партнера.

Подобное сотрудничество можно считать вполне выгод­ным. Иностранная компания, имея постоянные связи с гостиницами, ресторанами, экскурсионными бюро и луч­ше разбираясь в положении на местном рынке турист­ских услуг, может снизить затраты и обеспечить скидку, которые дают возможность российской фирме предлагать конкурентоспособные услуги по стоимости меньшей, чем затраты самостоятельно путешествующего туриста, что обеспечивает постоянный спрос. Туроператор может и сам заключать договоры с гостиницами, ресторанами, транспортными организациями, с бюро экскурсионного обслуживания и т.д., но подобная деятельность может быть невыгодна для него, так как требует много денеж­ных и временных затрат.

Система взаимоотношений между основными субъек­тами в сфере международного туризма юридически оформляется договорами.

Договор о сотрудничестве в области международного туризма между российскими и зарубежными фирмами основан на разделении между ними предоставляемых ус­луг и включает в себя следующие статьи:

1. Предмет договора.

Отражается форма сотрудничества, законодательная база, отношения с третьими лицами, порядок оформле­ния других документов, касающихся контракта.

2. Обязанности сторон.

В данном пункте оговариваются обязанности направ­ляющей и принимающей стороны, указываются мини­мальное и максимальное количество туристов и групп, маршруты, программы и условия обслуживания.

3 . Документы обслуживания и порядок их использо­ вания.

Данный пункт содержит перечень основных докумен­тов обслуживания туристов и кратко раскрывает их со­держание. Этот пункт необходим для разрешения споров между сторонами в случае недобросовестного исполнения обязательств той или иной стороной.


  1. Медицинское обслуживание и условия его предо­ ставления.

  2. Порядок аннулирования заказов.

  3. Условия расчетов.

Существуют различные способы расчетов за предостав­ление туристских услуг - чек, аккредитив, банковский перевод, наличный платеж. Чеки и аккредитивы практи­чески не применяются, хотя аккредитив является самой надежной формой обеспечения платежа и выполнения всех условий договора, так как деньги, заранее перечис­ленные с валютного счета отправляющей стороны, нахо­дятся в банке и выдаются принимающей стороне после предоставления документов, подтверждающих исполне­ние обязательств. Однако при организации тура сумма, выплачиваемая отправляющей стороной, не очень значи­тельна, использование аккредитива невыгодно и иност­ранные компании предпочитают оплату наличными или банковский перевод.

7. Ответственность за причинение ущерба.

В данном пункте оговаривается ответственность за причинение ущерба здоровью и имуществу туриста, а также ответственность за причинение ущерба по вине ту­риста.

8. Порядок разрешения споров.

При невозможности достижения соглашения осуще­ствляется арбитражным судом по местонахождению от­ветчика.

9. Особые условия.


  1. Порядок вступления в силу, изменения и прекра­ щения договора.

  1. Юридические адреса сторон.
В нашей стране разработаны и действуют тысячи внут-рироссийских и международных туристских маршрутов с различными способами передвижения (автобусные, вод­ные, железнодорожные, пешие и т.д.). Информацию по ним можно получить в местных органах управления ту­ризмом, туристских агентствах и бюро.
3. Формирование тура.

После разработки и утверждения маршрута приступа­ют к формированию тура.

Согласно ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг», про­ектирование тура предусматривает согласование возмож­ностей предприятия, осуществляющего это проектирова­ние, с запросами туристов. Основой для проектирования услуги является ее вер­бальная модель (краткое описание) - набор требований, выявленных в результате исследования рынка услуг, со­гласованных с заказчиком и учитывающих возможности исполнителя услуг.

Проектирование процесса обслуживания туристов в ходе всего туристского путешествия осуществляется по отдельным этапам предоставления услуг и с обязатель­ным составлением для каждого из них технологических карт. Результатом проектирования туристской услуги (продукта) является технологическая документация (технологические карты, инструкции, правила, регла­менты и т.д.).


  • При подготовке тура туроператор обязан подготовить и представить на утверждение руководства:

  • описание маршрута, программу тура, характеристи­
    ку объектов размещения (адреса, названия, условия раз­мещения), условий питания;

  • калькуляцию тура;

  • данные о стране туристской поездки, об обычаях ме­
    стного населения, святынях, памятниках природы, исто­рии, культуры и других объектах туристского показа, на­ходящихся под особой охраной; о состоянии окружающей природной среды, условиях обмена валюты;

  • условия безопасности туристов на маршруте;

  • сведения о необходимых адресах и телефонах (имена,фамилии официальных лиц, посольства/консульстваРоссии);

  • сведения о принимающей туристской фирме (телефо­ны, адреса, фамилии, порядок разрешения конфликтных ситуаций);

  • образец ваучера и листок отметок к ваучеру (или за­меняющие их документы, согласованные с принимающей стороной);

  • информацию о правилах въезда в страну (место), вре­менного пребывания там, о таможенных требованиях.

Все эти требования находят свое отражение в следую­щих документах, которые утверждаются генеральным органом сертификации:

1.Технологическая карта маршрута (Приложение 2).

При разработке технологической карты маршрута оп­ределяются основные показатели маршрута, места пре­бывания, даты заездов, примерное (ожидаемое) количест­во туристов, программа обслуживания туристов в путе­шествии по маршруту, описание.

2.Паспорт маршрута (Приложение 3).

Паспорт маршрута представляет собой более подробное описание маршрута, включает организационные и право­вые моменты, регулирует взаимоотношения между ту­ристским предприятием, туристом и фирмой, заключив­шей с туроператором партнерское соглашение. Также здесь отражаются условия страхования туристов.

3.Информационный листок (Приложение 4).
Согласно Законам «О защите прав потребителей» и «Об

основах туристской деятельности в Российской Федера­ции», туристу должна быть предоставлена достоверная и полная информация о предстоящем путешествии. Поэто­му информационный листок обязательно должен прила­гаться в комплект обязательных документов, выдавае-мых клиенту на руки. В нем отражены основные сведения о стране пребывания, принимающей фирме, условия бе­зопасности туристов на маршруте, необходимые контакт­ные телефоны для связи с Посольством России, с прини­мающей фирмой. В нем могут содержаться и другие доку­менты: памятка-программа тура (Приложение 5), карты, проспекты и т.д.

4.Каталог маршрута .

Каждый менеджер по направлению составляет инфор­мационный каталог, в котором отражается вся информа­ция по маршруту, о стране пребывания, городах, описание отелей (номера, питание, услуги) и экскурсий. Обычно это красочно оформленный альбом, в котором клиент, придя в фирму, может и должен найти все, что его может заинтере­совать, а менеджер, получив страноведческую подготовку, должен давать всю информацию на возникающие вопросы.

5.Калькуляция тура .

После того, как получены цены на авиабилеты, а зару­бежные партнеры выставили цену на свой пакет услуг, туроператор рассчитывает стоимость туристской путев­ки. Кроме стоимости билета и пакета услуг принимаю­щей фирмы, в стоимость туристской путевки включаются накладные расходы (арендная плата, телефонные перего­воры, факсовая переписка, использование информацион­ных сетей и т.д.), закладывается прибыль фирмы-опера­тора и комиссия фирмам, работающим по агентскому со­глашению, а также налоги, относимые на себестоимость. В итоге получается цена, по которой будут реализовы­ваться путевки на данный маршрут (более подробно про­цесс определения цены туристского продукта приведен в п. 4.4 данной главы).

6.Образец ваучера (Приложение 6).

Туристский ваучер должен быть приложен к турист­ской путевке. Согласно ст. 10 Закона «Об основах турист-

ской деятельности в Российской Федерации», на основа­нии туристского ваучера осуществляется урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставившими конкретные услуги.

Ваучер является официальным документом, который направляющая фирма выдает туристам-индивидуалам или руководителю группы на руки как подтверждение их права получить от принимающей фирмы перечисленные в нем услуги. По прибытии туристов в пункт назначения ваучер передается принимающей стороне.

В настоящее время в туризме находят широкое приме­нение международные туристские ваучеры.

Международный туристский ваучер - это документ, объединяющий обычный ваучер с официальным платеж­ным документом в качестве его неотъемлемой части. Он позволяет значительно сэкономить время и денежные средства. Международный туристский ваучер принима­ется предприятиями обслуживания во всем мире и прак­тически исключает необходимость заключать соглаше­ния с каждым из этих предприятий в отдельности.

Все документы носят официальный характер, должны быть подписаны руководителем предприятия и иметь фирменную печать.

Перечень возможных туристских услуг, оказываемых в ходе туристского путешествия, определяется и конкре­тизируется в проекте программы обслуживания турис­ тов . При ее разработке определяются:


  • маршрут путешествия;

  • перечень туристских предприятий - исполнителей (поставщиков) услуг;

  • период предоставления услуг каждым предприяти­ем - исполнителем услуг;

  • состав экскурсий и достопримечательных объектов;

  • перечень туристских походов, прогулок;

  • комплекс досуговых мероприятий;

  • продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;

  • количество туристов, участвующих в путешествии;

  • виды транспорта для внутренних перевозок;

  • потребность в гидах, экскурсоводах, зарубежных представителях, инструкторах, переводчиках и др., а также потребность в их подготовке;

  • необходимое количество транспортных средств;

  • порядок подготовки рекламных и информационных материалов;

  • форма описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам и их количество.
В туристском бизнесе различают 2 основных типа тура :

инклюзив-тур - комплексная услуга, включающая в себя весь пакет туристских услуг: размещение, питание, экскурсионное обслуживание, перевозка, а также допол­нительные услуги: бытовые, спортивно-оздоровитель­ные, физкультурные, медицинские и т.д.;

заказной тур - набор отдельных туристских услуг: питание, размещение, экскурсионное обслуживание, транспорт и т.д.

Инклюзив-тур - это тур с жестким, заранее сплани­рованным (еще до контакта с клиентом) набором услуг, ориентированных на определенный вид отдыха или ту­ризма. Его особенностью является то, что туристом зара­нее оплачивается весь перечень таких услуг, хотя какой-то из них турист может и не воспользоваться. Состав ус­луг на инклюзив-туре при реализации не меняется. Ту­рист должен купить такой тур целиком или вообще отка­заться от него.

Инклюзив-тур может быть разработан и практически опробован еще до встречи с потребителями такого тура. Они организуются и предлагаются, как правило, на попу­лярных маршрутах, например «Классическая Италия», «Имперский Петербург и его пригороды» и т.д.

Инклюзив-туры разрабатываются чаще всего для мас­сового группового туризма, в связи с чем пользуются су­щественными скидками на групповое обслуживание, предлагаемые транспортными и гостиничными пред­приятиями, а также предприятиями питания и развле­чений.

После формирования инклюзив-тур, как правило, дол­жен пройти экспериментальное внедрение, так называе­мую «прогонку». Оно может быть совмещено с реклам­ным бесплатным (или льготным) путешествием, круизом и т.д. По результатам рекламного тура проводится уточ­нение затрат, определяется норма прибыли, рассчитыва­ется цена и формируется система скидок.

Основными преимуществами инклю­зив-туров являются:


  • более низкая стоимость по сравнению с туром, где
    услуги покупаются отдельно;

  • программа и стоимость тура известны заранее;

  • возможность ведения статистики тура;

  • расширенные возможности по ведению рекламной
    кампании такого тура.
При продаже заказных туров формирование програм­мы и комплектование состава услуг производятся по же­ланию и при непосредственном участии самого туриста. Ему предлагают на выбор разные варианты обслужива­ния по каждому из видов услуг в предполагаемом месте отдыха.

Выбранные туристом услуги формируются в програм­му тура, рассчитывается цена, которую турист оплачива­ет при приобретении турпродукта.

Заказной тур расширяет возможности туриста по пла­нированию собственного времени, позволяет подобрать туристские и другие услуги в соответствии со своими воз­можностями («по деньгам») и интересами.

Формирование тура, как инклюзивного, так и заказно­го, по своей сущности представляет собой «сборку» ряда услуг и товаров в одну «оболочку», называемую туром. Кроме механического составления такого набора, форми­рование тура предусматривает выполнение технико-эко­номического обоснования с целью определения его рента­бельности.

В последнее время становится все более популярным формирование тура с помощью компьютера как в самой фирме, так и домашнего. На основе соответствующего программного обеспечения в реальном масштабе времени формируется такой тур, который бы в максимальной сте­пени удовлетворял потребности клиента. При наличии соответствующих договоров с транспортными компания­ми и наличии билетопечатающей машины турфирма мо­жет прямо в своем офисе оформить билет на тур, заказать места в гостиницах и весь спектр сопутствующих турист­ских услуг.
4. Оценка экономической эффективности тура

При разработке нового туристского продукта (экскур­сий, маршрутов, туров) важно определить, насколько экономически эффективными они окажутся. Любая ту­ристская фирма, занимающаяся операторской деятельно­стью, имеет в своем распоряжении буклеты, альбомы, проспекты и справочники, в которых имеются все необхо-димые сведения по условиям и стоимости проживания в различных гостиницах и отелях, стоимости различных систем питания, трансфера, экскурсий и т.д. Приводимая здесь методика позволяет произвести быстрый («прики-дочный») расчет стоимости разрабатываемого тура (мар­шрута) и оценить его экономическую эффективность.

Определение экономической эффективности турист­ского продукта предполагает расчет следующих экономи­ ческих показателей :


  • суммы реализации турпродукта;

  • прямые и переменные затраты на производство тур продукта;

  • маржинальный доход от реализации турпродукта;

  • постоянные расходы фирмы на разработку и реализацию турпродукта;

  • валовую прибыль;

  • налоги в бюджет и внебюджетные фонды;

  • чистую прибыль фирмы от реализации турпродукта.
Процесс определения экономической эффективности турпродукта ведется в 3 этапа:

  • расчет себестоимости турпродукта;

  • расчет цены турпродукта и дохода от его реализации;

  • оценку экономической эффективности турпродукта.
РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ТУРПРОДУКТА

Себестоимость туристского продукта складывается из суммы переменных и постоянных затрат на организацию тура. Кроме того, в себестоимость включаются и другие затраты в соответствии с приказом Государственного ко­митета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 8 июня 1998 г. № 210 (Приложение 10).

К переменным (прямым и косвенным) затратам отно­сятся К переменным (прямым и косвенным) затратам отно­сятся:


  • стоимость размещения туристов в гостинице,

  • стоимость заказного питания, стоимость перевозки, стои­мость экскурсий,

  • стоимости трансфера и организации встречи/проводов, а также комиссионные турагентам и расходы на руководителя группы.
К основным постоянным затратам туристской фирмы относятся: аренда офиса, заработная плата управленчес­кого и иного персонала с отчислениями на социальное страхование, затраты на общую рекламу, прочие общехо­зяйственные расходы.

При формировании тура разрабатывается программа обслуживания туристов, в которой четко определяется количество ночевок в гостиницах. Большое влияние на цену, предлагаемую гостиницей за проживание, оказыва­ет ее классность и месторасположение. Для массовых ту­ров наиболее предпочтительны, конечно, гостиницы в 2-3 звезды. Для индивидуальных туров обычно заказыва­ются гостиницы 4-5-звездочные.

Как правило, за основной вариант при расчетах стои­мости проживания берется размещение 2 человек в 2-ме­стном номере. В этом случае полная стоимость прожива­ния одного туриста при 2 -местном проживании определя­ется по формуле:

R пр.= R + Дт. + Дмб.,

где R - стоимость проживания в 2-местном номере без дополнительных удобств; Дт. - доплата за телевизор; Дмб. - доплата за мини-бар.

В составе тургруппы могут быть туристы, которые вы­берут вариант размещения с ребенком или с третьим взрослым в номере. В этом случае, при наличии скидок (сезонных, на ребенка, при размещении третьего взросло­го в номере и т.д.) полная стоимость проживания с учетом скидки будет определяться по формуле:

Rпр.ск. = Rпр. х 100% - С ск.


где R пр. - полная стоимость проживания; С ск. –величина скидки в процентах .

Стоимость проживания за весь тур находится путем умножения стоимости проживания за одни сутки на ко­личество ночевок:

Rпр.т. = Rпр.с. х Nноч.

где R пр.с. - стоимость проживания в сутки; N ноч. - количество ночевок в гостинице.

В большинстве зарубежных гостиниц стоимость пита­ния входит в стоимость проживания. В российских гости­ницах, особенно соответствующих категории 2-3 звез­ды, как правило, этого нет. Расчет стоимости питания ту­риста в этом случае является довольно затруднительным делом.

При организации питания туристов могут применять­ся системы питания: полный пансион (завтрак, обед, ужин), полупансион (завтрак и обед или обед и ужин), только завтрак, а также следующие формы обслужива­ния:


  • «а ля карт » - свободный выбор клиентом блюд по предлагаемым рестораном меню;

  • «табльдот » - по единому для всех клиентов меню;

  • «шведский стол » - свободный выбор выставленных на общий стол блюд и самообслуживание.
Стоимость питания туриста определяется по следую­щей формуле:

Rпит. = Rпит.с. х Ттур.

где R пит.с. - стоимость питания одного туриста (взрослого или ребенка) в сутки; Т тур. - продолжительность тура в сутках.

Стоимость питания всей тургруппы находится по фор­муле:

Rпит.гр = Rпит.взр. х Nвзр. + Rпит.дет. х Nдет.

где R пит.взр., R пит.дет. - стоимость питания взрос­лых и детей соответственно; N взр., N дет. - количество взрослых и детей соответст­венно.

Если тур связан с переездами из одного населенного пункта в другой или с питанием на различных предприя­тиях питания, то все стоимости питания суммируются за весь тур. Стоимость перевозки зависит от вида используемого транспорта и условий его предоставления.

При поездках внутри России или в сопредельные с ее территорией государства на расстояния до 300-400 км чаще всего используется автобусный транспорт, который может принадлежать турфирме или арендоваться у ав­тотранспортного предприятия. Арендная плата может быть 2-х видов: почасовая или покилометровая.

Если данный туристский маршрут выполняется нере­гулярно, то транспорт целесообразнее использовать по разовым заказам, если же тур совершается регулярно в течение какого-то периода времени, то транспорт целесо­образнее использовать на основании долгосрочных дого­воров между турфирмой и автотранспортным предприя­тием.
Автобус может арендоваться на весь тур или только на перевозку туристов из одного населенного пункта в дру­гой. Если туристский маршрут связан с посещением не­скольких населенных пунктов, то удобнее заказывать ав­ тобус на весь тур, хотя это может быть и дороже.

Стоимость перевозки одного туриста за время действия аренды можно определить по следующей формуле:

Rпер. = R ар.

где R ар. - стоимость аренды автобуса (полная); N тур .

Аналогично рассчитывается стоимость перевозки ту­ристов при использовании на правах аренды любого транспорта (авиационного, железнодорожного, водного). Если же турфирма для организации тура закупает часть мест в транспорте, совершающем регулярные пассажир­ские перевозки по данному маршруту, то персональная стоимость перевозки для каждого туриста определяется ценой билета по данному маршруту с учетом предоставля­емой групповой скидки в соответствии с выбранным тури­стом уровнем комфортности поездки.

В стоимость тура, как правило, входит стоимость прове­дения запланированных экскурсий. Последняя, в основ­ном, не зависит от количества туристов в группе. Экскурсо­водом может быть и руководитель тургруппы, но чаще все­го им является штатный работник объекта показа (музея, дворца, собора, парка и т.д.).

Стоимость экскурсии в расчете на одного туриста определяется по формуле:

Rэкс. = R экс.

где R экс. - стоимость экскурсии (полная); N тур . - количество туристов в группе.

Если в туре имеется трансфер, его стоимость также бу­
дет входить в стоимость турпродукта , как и стоимость ор­
ганизации принимающей стороной встречи и проводов
группы. В этом случае стоимость трансфера (организации
встреч/проводов) в расчете на одного туриста находится
по общей формуле:

Rтр(в/п). = R тр(в/п).

где R тр(в/п). – полная стоимость трансфера (органи­зации встреч/проводов), N тур . – количество туристов в группе.

В полную стоимость тура входят комиссионные тур-агентам в виде процента к общей стоимости тура, а также затраты на руководителя тургруппы. В разных стра­нах приняты различные подходы к оплате гостиничных расходов и питания руководителя тургруппы: размещает­ся и питается бесплатно, по льготным тарифам или по тем же тарифам, что и туристы. Для выполнения экономической оценки турпродукта обычно берутся наиболее жесткие условия, т.е. когда руководитель группы никакими льготами не пользуется. В этом случае затраты на руководителя группы будут со­стоять из стоимости размещения, стоимости питания, стоимости командировочных, стоимости страховки. Расходы на руководителя группы в расчете на одного туриста определяются по формуле:

Rр.гр. = R пр. р.г. + R пит. р.г. + R ком. р.г. + R ст р. р.г.

где R пр. р.г. - затраты на проживание руководителя группы; R пит. р.г. - затраты на питание руководителя группы; R ком. р.г. - затраты на оплату командировочных руко­водителя группы; R стр. р.г. - затраты на оплату его страховки; N тур . - количество туристов в группе.

Себестоимость тура (рассчитывается без учета наклад­ных расходов) в расчете на одного туриста определяется как сумма всех стоимостей, отнесенных на одного туриста:

Sт. = Rпр.+Rпит.+Rпер.+Rэкс.+Rтр.(в./п.)+Rр.г.


ОПРЕД ЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ТУРПРОДУКТА

И ДОХОДОВ ОТ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

В условиях рыночных отношений сильным регулято­ром цен является сам рынок, где цена определяется в ре­зультате сочетания спроса и предложения. Для упроще­ния расчета цены разрабатываемого туристского маршру­та пользуются методом «затраты плюс прибыль». Окон­чательное решение по установлению цены на конкретный тур принимает руководство фирмы. В этом случае цена туристской путевки для конкретного покупателя данного тура будет определяться по формуле:

Ц = Sогр. х Крент.

где Ц - цена турпутевки для конкретного покупателя; S огр. - себестоимость (ограниченная) данной турпу­тевки для фирмы; К рент. - установленный коэффициент рентабельности.

По данной формуле рассчитывается цена турпутевок для различных условий размещения с учетом сезонной скидки. Зная цену тура и его себестоимость, можно рассчитать маржинальный доход туристской фирмы. (Слово «мар­жинальный» произошло от слова «маржа» (англ. - margin), т.е. величина, выражающая разницу между дву­мя определенными показателями.)

Маржинальный доход от продажи одной путевки нахо­дится по формуле:

M = Цпр. – Sогр.

Для расчета совокупного маржинального дохода, по­лучаемого фирмой за весь тур, необходимо определиться с расчетной численностью группы. Обычно при планиро­вании (разработке тура) турфирма устанавливает для се­бя минимальную численность группы, которую прини­мает за основу во всех плановых экономических расче­тах, а также при обосновании эффективности разрабаты­ваемого тура. Обычно эта численность составляет 20-30 человек.

Маржинальный доход рассчитывается для каждого ви­да размещения, при этом, если тур является новым и по нему нет статистики, то считается, что тот или иной вид размещения выберут одинаковое количество туристов.

Маржинальный доход фирмы от продажи всего тура опре­деляется как сумма маржинальных доходов проданных турпутевок по данному туру.

Для расчета годового маржинального дохода фирмы от данного тура необходимо спрогнозировать общее количе­ство туров, которое может организовать турфирма в тече­ние года. Такими прогнозами занимается маркетинговая служба туристской фирмы.

Годовой маржинальный доход определяется по формуле:

М год. = М тур. х Nтур.

где М тур. – маржинальный доход одного тура; N тур .- общее количество туров за год.

В случае если маржинальный доход тура различается по сезонам, то рассчитывается доход по сезонам, а затем определяется общий доход за год:


М год. = М сез. + Мвнесез.

Кроме учтенных в себестоимости тура прямых и пере­менных косвенных затрат, фирма несет также и постоян­ные издержки по организации и реализации данного и других туров. Эти издержки формируются в целом по фирме , а затем распределяются на отдельные виды туров. Распределение постоянных расходов может производить­ся разными способами:


  • при наличии у фирмы нескольких видов туров на­кладные расходы могут быть разделены между ними рав­ными долями;

  • пропорционально доле себестоимости данного тура вобщей себестоимости всех видов туров данной фирмы;

  • пропорционально годовой стоимости туров данного вида;

  • как заданный процент от себестоимости тура;

  • пропорционально доле годового маржинального дохода данного вида тура в общем маржинальном доходе фир­мы (наиболее правильный).
Для упрощения расчетов принимают, что фирма часть маржинального дохода от каждого тура направляет на оп­лату своих постоянных издержек и что эта часть состав- ляет 30% . Величина постоянных издержек, приходя­щихся на данный тур, и валовая прибыль тура в этом слу­чае определяется по формуле:
Rп.тур. = Мтур. х 30%
где R п.тур. - постоянные издержки, приходящиеся на данный тур; М тур .- маржинальный доход тура.
Пв.тур. = Мтур. – R п.тур.

где П в.тур. – валовая прибыль данного тура, М тур. маржинальный доход данного тура, R п.тур. – постоянные издержки фирмы, приходящиеся на данный тур.

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТУРПРОДУКТА

Оценить экономическую эффективность разработанно­го турпродукта можно с помощью показателей прибыль­ности и рентабельности продукции. Показатель рентабельности турпродукта определяется как отношение валовой прибыли к полным затратам фир­мы по данному турпродукту. Т.о. для определения рентабельности нужно валовую прибыль разделить на полные затраты.

Затраты туристской фирмы имеют свою специфику. Она заключается в том, что все переменные затраты явля­ются «чужими» и возмещаются при покупке турпродук­та, а за счет фирмы возмещаются только постоянные из­держки. Исходя из этого правильнее вышеперечисленные показатели относить не к сумме продаж, а к маржиналь­ному доходу фирмы.

Все основные данные, полученные в ходе расчетов, сво­дятся в единую таблицу. Анализируется величина пока­зателей прибыльности и рентабельности и делается вывод об экономической эффективности разрабатываемого тур-продукта.

Выполненные по данной методике расчеты позволят на стадии разработки нового турпродукта оценить возмож­ную его экономическую эффективность, определить сла­бые в экономическом отношении места турпродукта, вы­работать меры по повышению экономической эффектив­ности турпродукта или отказаться от его разработки.

География туризма

Туристический бум, охвативший в последние десятилетия всю планету, привлекает к себе большое внимание. Одной проблемой которая интересует специалистов является вопрос о видах туризма который до сих пор остается актуальным...

География туризма

Бурное развитие массового туризма в мире определило соответствующее развитие индустрии туризма и других отраслей хозяйства, науки и культуры. туристическая индустрия- совокупность разных субъектов туристической деятельности (отели...

Досуговая деятельность в санаторно-курортных учреждениях

Анимация предполагает бесплатную организацию досуга отдыхающих, а потому анимационная сфера является не прямым, а косвенным источником прибыли...

Туроператор и турагент должны иметь служебное помещение (офис), которое отвечает таким требованиям: Имеет информационную вывеску или внешнюю рекламу с указанием наименования согласно учредительным документам и логотипу (при его наличии)...

Лицензионные требования к туроператору

Туроператорская деятельность - исключительная деятельность. Туроператор не имеет права осуществлять другие виды хозяйственной деятельности, кроме тех, что определены Законом Украины “О туризме” и этими Лицензионными условиями...

Перспективы развития туроператорской деятельности в Дмитровском районе

Проектирование турпродукта

Предоставление туроператорских и турагентских услуг разрешено при условии их обязательной сертификации. Сертификация туристических услуг - это процедура...

Работа и организационная структура турагенства ООО "Гранд-трэвел"

Формирование тура или туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт...

Разработка оригинального познавательного тура по Австрии

Деятельность современного туроператора прежде всего нацелена на эффективное выполнение своих функций - то есть формирование и продвижение продукта, а так же извлечение прибыли. Туроперейтинг состоит из сочетания циклических работ...

Разработка туристского продукта для иностранных туристов

Итак, туроператор - туристское предприятие, которое комбинирует свои собственные и чужие услуги в новый - самостоятельный туристский продукт. Этот новый продукт называется паушальным (комплексным) туром...

Технология деятельности туристского предприятия в процессе создания нового тура "Средневековая Чехия"

Технология работы туристической фирмы ООО "Дорисс-Тур"

Турфирма ООО " Дорисс-Тур " работает в качестве турагента, предлагая своим клиентам не только внутри российские, но и международные маршруты. Занимаясь при этом исключительно выездным туризмом. Как и многие турагенты...

Технология туристической деятельности

2.1 Понятие и схема туристического рынка В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических...

Разработка туристского маршрута

Качество туристского путешествия зависит от множества факторов, и одним из существенных является логичность маршрута. Этот географический фактор влияет на популярность, полезность, эффективность и безопасность туристского путешествия. Практика туризма показывает, что существуют маршруты логичные и нелогичные, и вторых гораздо больше. Для составления логичных маршрутов требуется не только максимум региональной информации, но и опыт, талант и вдохновение разработчика. Рассмотрим элементы логики маршрутов на примере эталонных (классифицированных) путешествий в спортивном туризме, принимая во внимание то, что ни логика составления маршрута, ни сами эталонные маршруты не получили должного анализа в научной литературе.

Понятие «эталонный туристский маршрут» появилось в пределах спортивного туризма в Советском Союзе в 60-70-х гг. ХХ в. и способствовало развитию отечественного туризма. Разработка и утверждение эталонных маршрутов в сочетании со строгой системой оценки категорийности путешествий стали основой самоорганизации спортивного туризма и фактором его высокого уровня безопасности.

Будучи в основном самодеятельным, спортивный туризм в СССР отличался популярностью и массовостью, что явилось следствием, в частности, его самоорганизующегося характера. Были найдены оптимальные формы, позволившие этой деятельности быстро и устойчиво развиваться. Эти организационные находки появились благодаря коллективному опыту и большой практике туристских путешествий. Такой методической находкой являлись эталонные (классифицированные) маршруты. Уже в те годы ощущалась необходимость теоретического обоснования этого понятия, разработки методических принципов построения маршрутов, оценки оптимальности системы эталонных маршрутов в различных регионах. Тем не менее, научные подходы к этим вопросам до сих пор не разработаны. Учитывая полезность эталонных маршрутов для развития советского спортивного туризма, можно предположить их целесообразность в нынешнее время, когда резко меняются цели туризма, его система организации, географические направления туристских потоков.

Эталонный маршрут является формой качественной оценки сложности туристского путешествия. В спортивном туризме применяются многочисленные критерии определения степени трудности преодоления естественных препятствий, в том числе и количественные. С помощью количественных критериев формируется оценка сложности пещер, горных перевалов или путей восхождений на вершины. При этом даже на этапе оценки сложности преодоления отдельных объектов (горных перевалов, речных порогов) интегральным показателем является балльный показатель категорий трудности препятствия (1А, 1Б, 2А, 2Б и т.д.), т.е. не только количественный критерий, но еще и качественный. Если же необходимо решить задачу оценки сложности не отдельного препятствия, а всего туристского маршрута, то без качественной формы оценки не обойтись. Такой качественной оценкой фактически выступает метод соотнесения данного маршрута с Эталонный маршрут - предпосылка безопасности туристского путешествия. Спортивный туризм для обеспечения безопасности путешествий использует принцип постепенного нарастания сложности в процессе приобретения человеком туристского опыта. Для этого туристские маршруты оцениваются категориями сложности по видам спортивного туризма, а каждая категория предполагает определенный набор туристских препятствий. Тем не менее, по каждому туристскому району СНГ для разных категорий сложности разработаны эталонные маршруты, которые рекомендуются для путешествий и с которыми соотносятся иные маршруты для оценки сложности последних. В связи с этим эталонный маршрут участвует в формировании системы безопасности в туризме.

Эталонные маршруты являлись основой построения системы спортивного туризма в СССР, а сейчас выполняют эту роль в России. Кроме того, использование метода эталонных маршрутов помогает в формировании системы координации деятельности общественных туристских организаций. Такие маршруты представляют основу регулирования самодеятельного туризма и информирования его участников.

Эталонные маршруты концентрируют многолетний коллективный опыт и талант путешественников. Разработкой, прохождением эталонных и других маршрутов, определением категории трудности и классифицированием горных перевалов в районах России и республик СНГ начиная с тридцатых годов прошлого столетия и по настоящее время занимались многие известные спортивные туристы, в том числе и профессиональные географы. Невозможно упомянуть всех, кто причастен к этой огромной работе. Большой вклад в изучение туристских возможностей Кавказа внесли В.В. Арсенин, К.Э. Ахмедханов, Б.М. Бероев, Н.Д. Бондарев, Ю.В. Гранильщиков, Е.П. Титкова, Н.Р. Элбакян; Памиро-Алая - А.Л. Гарцевич, Л.А. Максимов; Памира - С.И. Алимов, В.М. Абалаков, Н.Н. Волков, Н.П. Горбунов, И.Г. Дорофеев, Д.М. Затуловский, В.Ю. Попчиковский; Тянь-Шаня - С.Я. Волков, Б.Г. Карпов, Н.В. Малых; Джунгарского Алатау - В.Н. Вуколов, В.С. Тихонов; Алтая - М.В. Тронов, С.Р. Громов, В.А. Поляков, А.Ф. Харченко; Тывы - Ю.П. Селиверстов; Забайкалья - В.С. Преображенский, Ю.А. Штюрмер, Урала - А.О. Кеммерих, С.А, Торопов, Р.Б. Рубель.

Одним из центральных понятий в туризме является понятие «маршрут». Категория «маршрут» обладает и общеупотребительным, и географическим, и туристским смыслом. В общепринятом значении маршрут - это путь с заранее заданной траекторией. Отметим, что эта категория имеет пространственный, а не временной оттенок. В этой связи понятие маршрута часто имеет географическое или даже астрономическое содержание, если его траектория выходит за пределы географической оболочки.

Маршрут - одно из сущностных понятий в сфере туризма, поскольку туризм по своей сути - это маршрут. От других видов деятельности туризм отличается именно маршрутным характером, который выражает его отраслевую технологию и образ деятельности. Рассмотрим топологические особенности туристского маршрута.

Туристские маршруты отличаются по конфигурации, т.е. форме «нитки», линии пути. Можно выделить четыре основных типа маршрутов. Три первые из них - элементарные, четвертый - составной.

Линейный маршрут - это маршрут, который начинается в одном пункте и заканчивается в другом. Туристы при этом на протяжении всего маршрута не повторят пройденный путь.

Кольцевой маршрут - маршрут, имеющий кольцевую форму, который начинается и заканчивается в одной точке. При этом туристы так же, как и в первом случае, постоянно следуют новым для себя путем.

Радиальный маршрут - это маршрут «туда и обратно». Он начинается и заканчивается в одной и той же точке. Туристы возвращаются к пункту начала маршрута тем же путем, что и двигались вперед.

Комбинированный маршрут как модель туристского путешествия употребляется чаще всего. Обычно основная линия такого маршрута линейная, иногда кольцевая, а от главной линии маршрута в стороны организуются радиальные выходы, которые могут быть двух видов: кольцевые и линейные. Радиальные выходы организуются с целью посещения каких-либо интересных туристских объектов или препятствий, которые находятся в стороне от линии основного маршрута.

Туристский маршрут является понятием социально-экономической географии, поскольку в составе и в организации туристского маршрута соединяются следующие разнохарактерные компоненты системы:группылюдей, туристские препятствия, экскурсионные объекты, транспортные пути и средства, объекты туристской инфраструктуры и многое другое. Понятие «туристский маршрут» тесно связано с такими понятиями отечественной и зарубежной географии, как «территориальная рекреационная система», «дестинация» и «туристский район».

Эталонные (классифицированные) маршруты были приняты туристскими общественными и спортивными организациями в Советском Союзе, а сейчас применяются по районам СНГ и разным видам туризма. Их можно проанализировать на предмет логичности маршрута. Далеко не все предлагаемые маршруты логичны. Маршрут, принципы составления которого невыразительны, является слабо популярным или вообще невостребованным.

Примером непопулярного эталонного маршрута может являться рекомендовавшийся во многих официальных справочниках пешеходный (лыжный) маршрут III категории сложности (далее - к.с.) на Северном Урале (пос. Кытлым - г. Конжаковский Камень - г. Денежкин Камань -с. Всеволодо-Благодатское). При внешней привлекательности (соединение в одном путешествии двух интересных отдельных горных массивов) маршрут оказался «неблагодарным» в связи с большим расстоянием между двумя горными областями, которое следует преодолеть по закрытым пространствам буреломной увалистой тайги. При составлении маршрута победил формальный подход (необходимое количество естественных препятствий и километров). Здесь не просматривается идея, тактическое решение и логика. Примером логичного и популярного эталонного маршрута можно считать пешеходный маршрут III к.с. по Восточному Саяну (пос. Аршан - перевал Аршанский - р. Китой - р. Шумак - пер. Шумакский - пос. Нилова Пустынь).

Именно логика маршрута является наиболее сложной задачей его организации, где требуются широкие географические и туристско-тактические знания и способности к творчеству. Все наиболее известные географические экспедиции и путешествия, удачные туристские походы и мероприятия отличались «маршрутной идеей», ясной логикой проекта маршрута.

Отметим, что логические аспекты разработки маршрутов, стратегия и тактика его составления исключительно редко рассматриваются в научной, да и в прикладной литературе. Тем не менее, есть публикации, авторы которых очень тонко чувствуют эти аспекты. Примером такой оригинальной работы по составлению и организации туристского маршрута является статья Б. Б. Родомана «Искусство путешествий».

Спортивный туристский маршрут его конфигурация выстраивается первоначально мысленно, сообразно главной идее, т.е. должен обладать логикой построения, которая определяет его маршрутную линию, особенности организации и проведения путешествия. В составлении маршрута путешествия может быть заложена различная логика. Ниже последовательно приведены возможные подходы к логике построения маршрута.

Логика пересечения (рис. 5) подходит, например, для отдаленных и труднодоступных географических районов, где внутри района нет транспортных путей. Для того чтобы подробно изучить этот район, его нужно пересечь насквозь, потому что пути подъезда имеются только с одной его стороны, а пути выезда есть только с другой стороны. При этом иногда приходится пересекать не только туристский район (район концентрации наиболее интересных туристских объектов), но и географический район, который обычно намного больше. Например, пересечение Памира, Тибета или какого-либо значительного острова, где транспортные пути, как правило, имеются только по окраинам или берегам острова. В таких местах можно, конечно, осуществлять и более короткие радиальные выходы - от подъездных путей в глубь района, но полного знакомства с этим районом такие маршруты не дадут.

Логика нанизывания (соединения, траверса) свойственна не самым протяженным маршрутам, обычно в пределах одного туристского района, где одним линейным маршрутом можно соединить несколько объектов туристского интереса. Логика нанизывания не подразумевает обязательно, что нитка основного маршрута пройдет именно траверсом через интересующие туристов вершины - достаточно, что она подойдет к ним максимально близко, откуда уже можно будет совершить короткий радиальный выход. Логика нанизывания позволяет посмотреть наиболее интересные туристские объекты в данном районе, при этом маршрут по конфигурации может быть кольцевым или линейным, имеющим очень извилистую линию.

Логика посещения (восхождения) подразумевает наличие одного (нескольких рядом расположенных) крупного и наиболее интересного туристского объекта, пещеры или горной вершины, ради которых и осуществляют туристы свое путешествие. Конфигурация таких маршрутов будет, как правило, радиальной, а логика такого маршрута состоит в подходе к объекту интереса и возвращению к путям подъезда. Характерным примером такого маршрута будет путешествие на плато Мань-Пупу-Нер на Северном Урале, куда можно добраться только с одной стороны. Соответственно и конфигурация маршрута будет радиальной, а цель - именно посещение уникального ландшафта Мань-Пупу-Нера.

Логика прохождения (преодоления) (рис.8.). Маршруты с такой целью чаще встречаются в таких техничных видах туризма, как горный и водный. Здесь смысл маршрута заключается в преодолении каких-либо конкретных сложных естественных препятствий (горных перевалов или речных порогов), и данный маршрут строится таким образом, чтобы пройти именно через них, заключается в подходе к ним, преодолении препятствия и далее выходе с маршрута.

Логика «великой тропы» путешественников пройти полностью протяженных, линейно вытянутых природных зон, побережий.

Известны примеры организации такой тропы в разных странах (Большая Аппалачская тропа, Большая Уральская тропа, Большая Саянская тропа). При этом сама вытянутая форма географического района задает направление маршрута и стимулирует желание человека если не ногами, то с использованием какого-то транспорта или хотя бы мысленно пройти его вдоль. Примеров таким образом построенных маршрутов достаточно. Было много путешественников, которые прошли полностью вдоль всех Уральских гор, от степных Мугоджар до побережья Северного Ледовитого океана. Одним из наиболее массовых известных путешествий была экспедиция «Большой Урал, 91» под руководством Н. Рундквиста (Екатеринбург). Подобной логикой - «великой тропы» руководствовался известный российский путешественник Г. Травин: он собирался полностью пройти вдоль границы Советского Союза. Начал он свою экспедицию в 1929 г. В течение нескольких лет путешествовал на велосипеде вдоль границы СССР, включая и арктическое побережье.

В 80-е гг. прошлого века была проведена российская экспедиция «Великой Северной тропой» на собачьих упряжках, которая проходила по побережью Северного Ледовитого океана от Чукотки до Мурманска под руководством С. Соловьева (Екатеринбург).

Логика направления. Это может быть направление на сторону горизонта. Путешественники, например, ставят цель двигаться на восток или преимущественно на восток.

Данная логика присутствует обычно в довольно крупных путешествиях. Например, стремление путешественников прошлых столетий достичь максимально высокой широты в Северном или Южном полушарии при движении строго на север или на юг. Сюда также относится

и стремление достичь Северного или Южного полюса Земли. В современных менее крупных спортивных путешествиях тоже иногда присутствует логика направления. Например, при путешествиях в труднодоступных районах, подъезды и подходы к которым возможны только с одной стороны. Так, при путешествии по плато Путорана туристы стремятся максимально далеко продвинуться на восток, потому что подъезды к данной территории возможны только с запада, в связи с чем восточные части плато менее исследованы, а значит, и более интересны. Часто такую же цель - как можно дальше уйти на север - преследуют и туристы, путешествующие по Заполярному Уралу, подходы к которому наиболее удобны с юга, от железной дороги Сейда -Лабытнанги.

Логика исторического пути. Такие типы маршрутов в последнее время встречается довольно часто.

Многие туристские группы планируют свои путешествия не столько со спортивной целью, сколько с познавательной. При этом возможны крупные экспедиции, например движение по Великому Шелковому пути или плавание путем Христофора Колумба или Магеллана. Возможны и менее грандиозные - путем Ермака или маршрутом «Из варяг в греки». Возможны совсем небольшие - пройти пешком тропой инков или проехать на велосипеде по заброшенной Бабиновской дороге в Пермском крае и Свердловской области от Соликамска до Верхотурья. Причем в этом случае туристам важнее максимально точно повторить линию старинного тракта, маршрута путешественников древности, а не найти сложный или более простой путь, осуществить маршрут по наиболее красивым местам.

Логика исследования (экспедиции). Полевое исследование (экспедиция) отличается от туристского путешествия целями и логикой построения маршрута.

Логика обучения (альплагеря). Это маршрут от одного базового лагеря к различным объектам, например на горные вершины, при котором происходит нарастание сложности радиальных маршрутов. Часто такая логика используется именно с целью обучения горным путешествиям под руководством инструктора посредством тренировок в преодолении переправ через реки, скальных, ледовых участков, а затем и сложных восхождений на вершины.

Наиболее совершенным вариантом нитки маршрута является тот, который спланирован на основе нескольких факторов, где прослеживается логика построения маршрута с позиции многих аспектов. Именно таким образом желательно формировать систему эталонных маршрутов в туристских районах.

Современное расширение активных форм и видов туризма приводит к похожему использованию территории, помимо спортивного туризма, такими новыми смежными видами деятельности, как активный (приключенческий) туризм, экстремальный туризм, экологический туризм и др. В этой связи появляется необходимость разработки научных географических основ применения эталонного подхода в туризме. Возможности применения такого подхода к маршрутам за пределами спортивного туризма возрастают. Появляются новые задачи маршрутного эталонирования в туризме, продиктованные необходимостью обеспечения полноценного отдыха и оздоровления людей, удовлетворения их потребности в познании территорий при соблюдении условий безопасности.

Одной из задач является разработка абстрактной модели эталонного маршрута. Показанная модель может подходить практически для любого туристского района, особенно для таких видов туризма, как пешеходный, горный и лыжный.

При яркой индивидуальности каждого туристского маршрута можно выделить их типичные свойства и составить их общую конфигурационную модель. Туристский маршрут, как правило, начинается от какого-либо транспортного узла, куда добираются дально-магистральными средствами транспорта - поездами или самолетами. Этот транспортный узел (пункт подъезда) находится обычно в пределах географического района, в котором будет проходить путешествие. Из транспортного узла туристы обычно автотранспортом доезжают до пункта входа в район, который расположен уже в пределах непосредственно туристского района. Здесь начинается активная часть маршрута.

Подход к основной части путешествия происходит обычно по дорогам или тропам. На маршруте препятствия, которые выбраны для преодоления, всегда начинаются (по крайней мере, так рекомендуется) с более простых, которые располагаются на подходах к основной части маршрута, где сконцентрированы объекты туристского интереса.

Как правило, простые препятствия в горном путешествии - это несложные перевалы, переправы, каньоны, вершины или траверсы. После нескольких более менее простых препятствий, когда туристы уже втягиваются в походный ритм и у них происходит некоторая акклиматизация к высокогорным условиям среды (или другим, отличающимся от привычных), они входят в район концентрации туристских объектов, ради которых обычно и осуществляется путешествие в данном туристском районе.

Посещение такого наиболее интересного для туристов места может быть осуществлено как в линейном непрерывном маршруте, так и при совершении кольцевых радиальных выходов. Здесь встречаются уже более сложные препятствия, - может быть, даже максимально сложные в техническом и физическом плане. Осуществить знакомство с ареалом концентрации туристских объектов лучше ближе ко второй половине путешествия, когда туристы уже достаточно акклиматизировались, вошли в свою максимальную физическую и техническую форму.

В середине маршрута довольно часто есть точка, где пересекаются маршруты многих туристских групп, путешествующих в данном туристском районе. Обычно это красивое место с хорошим обзором, с условиями, удобными для стоянки большого количества туристов, где могут формироваться элементы туристской инфраструктуры (базы, избы, вертолетные площадки). В таких местах туристские группы часто оставляют запасы продуктов и часть снаряжения и отсюда совершают кольцевые и линейные радиальные выходы.

Ближе к концу путешествия, когда группа уже хорошо акклиматизировалась и еще достаточно физических и моральных сил, туристы совершают линейный радиальный выход для преодоления какого-либо основного (ключевого) препятствия, обычно более сложного по физическим показателям. После этого они, как правило, проходят еще одно сложное препятствие (но уже не максимальной сложности для данного маршрута), которое отделяет туристов от уже довольно простых путей выхода из туристского района.

После этого последнего сложного препятствия начинается не сложный ни в физическом, ни в техническом плане выход из туристского района - обычно по тропам и дорогам, который завершается или в каком-либо населенном пункте, или в месте, куда подходит дорога, пригодная для проезда автотранспорта. Отсюда туристы выезжают из данного туристского района на рейсовом или на нанятом автотранспорте к транспортному узлу (пункту выезда), который расположен уже за пределами туристского района, но обычно находится еще в пределах данного географического района. Затем туристы дально-магистральными средствами транспорта (поездами или самолетами) возвращаются домой.

Примеров соответствия такой абстрактной модели спортивного туристского маршрута можно привести множество практически по всем туристским районам. Мы проиллюстрируем данную модель маршрутом спортивного путешествия по Катунскому хребту на Алтае.

Географическим районом данного маршрута является Алтай, пунктом подъезда, транспортным узлом, куда добираются дально-магистральными средствами транспорта, выступает город Бийск. Из него туристы уже добираются рейсовым или нанятым автотранспортом до туристского района - Катунского хребта.

Пунктом входа непосредственно на активную часть маршрута, до которого можно добраться на автотранспорте, является поселок Тюнгур. Дальше по дороге и тропе идет подход к основной части маршрута, где сконцентрированы объекты туристского интереса, через несложные перевалы (Казуяк - некатегорийный перевал, Кара-Тюрек - перевал 1А категории трудности). Основная часть путешествия по Катунскому хребту может осуществляться в разных его частях в зависимости от того, какие из них более интересны конкретной группе туристов.

Это могут быть прохождения перевалов в бассейне реки Аккем или в бассейне реки Кучерла -в кольцевом радиальном выходе; а могут и в районе истока реки Катунь (но тогда в этом случае это уже будет непрерывный линейный маршрут). Место пересечения маршрутов многих туристских групп - это или озеро Аккемское, или озеро Кучерлинское, или ледник Братьев Троновых, откуда обычно совершаются восхождения на гору Белуха.

После путешествия по ареалу концентрации объектов туристского интереса туристы иногда совершают радиальный выход для восхождения на гору Белуху - высшую вершину Алтая. Далее маршрут проходит через сложный перевал (чаще всего это перевал Делоне - 2А-2Б категории трудности, или перевал Буревестник - 2А категории трудности) и начинается выход к долине реки Катунь по одному из ее правых притоков, по тропам.

Пунктом выхода является один из поселков на Катуни, чаще всего поселок Тюнгур, который являлся и пунктом входа. Далее туристы выезжают автотранспортом к транспортному узлу -Бийску.

Авторы считают, что представленная абстрактная модель активного туристского маршрута является не надуманной, а выражает сложившийся в многолетней практике подход к осуществлению спортивных путешествий. Модель представляется оптимальной - она опробована многими поколениями туристов по разным видам туризма и в различных районах.

Эталонные туристские маршруты фактически являются районо-образующими потоками и в этой связи могут служить критериями туристского районирования территории. Сеть маршрутов, ее иерархия может лежать в основе туристской топологии региона и формировать мозаику туристских районов.

Эталонные туристские маршруты выполняют связующие, организующие роли в территориальных рекреационных системах, учение о которых разрабатывалось выдающимися географами, являющимися также специалистами и в спортивном туризме, и является наиболее научно оформленным и состоявшимся . Такие маршруты фиксируют и увязывают основные структурные элементы территориальных рекреационных систем, особенно в периферийных и горных областях.

Использование понятия «эталонный туристский маршрут» невозможно без изучения многих социально-экономических вопросов, например вопросов нынешней инфраструктурной обеспеченности эталонных маршрутов, соответствия свободного времени и доходов современного человека его «маршрутным» потребностям и возможностям, соответствия конкретных траекторий пространственно-временного поведения людей линиям эталонных маршрутов и т.д.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основная методика разработки маршрута, критерии выбора района и протяженность рекреационно-оздоровительного похода. Понятие термина "нитка маршрута". Сущность методики разработки маршрута спортивного похода. Основные способы составление плана похода.

    методичка , добавлен 26.11.2008

    Понятие и виды туристских маршрутов, их классификации. Общий анализ развития и современное состояние гастрономического туризма в Республике Дагестан. Разработка и формирование туристского гастрономического маршрута "Классика национального блюда".

    курсовая работа , добавлен 06.01.2013

    Понятие учебно-туристских походов и их цели. Критерии и особенности выбора района и разработки маршрута учебно-туристского спортивного похода. Понятие маркированного маршрута. Особенности организации и проведения учебно-туристских походов с учащимися.

    лекция , добавлен 25.11.2008

    Автобусные туры по Европе как сравнительно молодой вид туризма. Главное преимущество автобусных туров, положительная сторона автобусного туризма. Негативные моменты автобусного тура. Описание некоторых маршрутов с оптимальным сочетанием цены и качества.

    лекция , добавлен 26.03.2010

    Природные, культурно-исторические и социально-экономические факторы развития туризма в Литве. Характеристика крупнейших туристских регионов стран Балтии. Маркетинговый анализ положения Литвы на российском рынке, составление программы туристского маршрута.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2017

    Определение понятий обоснования туристских экскурсионных маршрутов. Выделение основных проблем организации индустрии отдыха и туризма Москвы и Санкт-Петербурга. Разработка оригинального туристического маршрута на примере одного из районов г. Москвы.

    дипломная работа , добавлен 24.04.2015

    Справочные сведения о районе экологического туристического маршрута, проходящего по акватории Телецкого озера. Технологическая карта экскурсии. Расчет потребности в снаряжении, необходимого количества продуктов питания, стоимости разработанного маршрута.

    дипломная работа , добавлен 06.11.2013