Основные элементы социальных институтов. Социальный институт

А) статусы, роли и социальные нормы

B) высшие учебные заведения

C) здания, сооружения и коммуникации

D) дипломы, сертификаты и лицензии

Латентной функцией современной российской школы как социального института является

А) передача знаний, умений и навыков

B) социализация подрастающего поколения

C) закрепление существующей системы социального неравенства

D) развитие личности ребенка

Социально-экономической группой является

А) духовенство

B) дворянство

C) казачество

D) пролетариат

28. Социальная роль – это…

А) ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека

B) активная позиция, связанная с целью улучшения жизни общества

C) спонтанное, непредсказуемое поведение человека

D) роль, подразумевающая почет и уважение со стороны всего общества

В развитых капиталистических странах к средним слоям принадлежит

А) 20-25 % населения

B) 30-35 % населения

C) 60-70 % населения

D) более 80 % населения

30. В светском государстве смена человеком своего вероисповедания является примером

А) горизонтальной мобильности

B) нисходящей вертикальной мобильности

C) восходящей вертикальной мобильности

Изучая социальную мобильность, Питирим Сорокин пришел к выводу, что

А) существует постоянная тенденция к усилению социальной мобильности

B) существует постоянная тенденция к ослаблению социальной мобильности

C) не существует постоянной тенденции ни к усилению, ни к ослаблению социальной мобильности

Двумя главными типами социальности Ф. Теннис считал

A) «общину» и «общество»

B) «племя» и «род»

C) «нацию» и «племя»

D) «семью» и «клан»

Тремя основными компонентами социального неравенства в теории М. Вебера являются

A) доход, условия труда, досуг

B) богатство, власть, престиж

С) власть, образование, досуг

D) престиж, образование, власть

34. Социальный класс – это…

A) социально-правовая группа

B) социально-экономическая группа

С) наследственная группа

D) группа по интересам

35. В постиндустриальном обществе основная масса экономически активного населения занята в…

А) управлении государством

B) промышленном производстве

C) сфере услуг

D) сельском хозяйстве

Иерархически упорядоченное социальное неравенство называется

А) социальной интеграцией

B) социальной дезинтеграцией

C) социальной стратификацией

D) социальной дифференциацией



М. Вебер выделял следующие виды социального действия

А) целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное

B) традиционное, инновационное, рациональное, иррациональное

C) целенаправленное, случайное, традиционное

D) конструктивное, деструктивное, нейтральное

38. Социальное действие, в понимании М. Вебера, - это действие, имеющее субъективный смысл и ориентированное на …

А) поведение другого человека или группы лиц

B) общественное благо

C) поддержку других лиц в экстремальной ситуации

D) совместный труд

39. Принятие вызова на дуэль, согласно М. Веберу, является примером

А) ценностно-рационального действия

B) целерационального действия

C) традиционного действия

D) аффективного действия

Теория, согласно которой в ходе социального взаимодействия происходит восприятие себя глазами другого и интерпретация его намерений, была разработана

А) Э. Гофманом

B) Дж. Мидом

C) Дж. Хомансом

D) М. Вебером

Примером делинквентного поведения в нашей стране может служить

А) несоблюдение норм этикета

B) супружеская измена

C) попрошайничество

D) мелкая кража

Согласно теории Э. Дюргейма под аномией понимается

А) процесс изменения социальных норм

B) состояние, характеризуемое ослаблением или распадом социальных норм

C) конструирование социальных норм

D) резкое усиление действия социальных норм

43. В основе теории аномии Р. Мертона лежит отношение человека к…

А) другим людям

B) целям и средствами достижения целей

C) правоохранительным органам

D) законам

В современном российском обществе стигмой не является

А) отметка о судимости

B) свидетельство о разводе

C) диагноз СПИД

D) инвалидность

Примером неформальных негативных санкций является

B) лишение свободы

D) конфискация имущества

чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института. Ядро института - различные формы регулируемой совместной деятельности индивидов.

Выделяют следующие структурные элементы социального института:

Цель и круг вопросов, которые институт охватывает своей деятельностью;

Круг конкретных функций, обеспечивающих достижение этой цели;

Нормативно-обусловленные, типичные для данного института социальные роли и статусы, представленные в структуре института;

Учреждения и средства, необходимые для достижения цели и реализации функций (материальные, символические и идеальные).

Санкции в отношении лиц, выполняющих институциональные функции, и в отношении лиц, являющихся объектом этих действий.

Некоторые исследователи полагают, что среди элементовсоциального института стоит особо выделять лишь: а) социальный статус, в котором фиксируются устойчивые признаки объектов регуляции, определяемые объективным положением индивида в системе общественных отношений; б) социальную роль как динамическую форму социального статуса; в) нормы, с помощью которых формализована взаимообусловленность людей в рамках социального института: нормы определяют стандарт поведения, а также оценку деятельности и санкции за отклоняющееся поведение, являются условиями выбора ролевого поведения.

Необходимым условием деятельности института является выполнение индивидами своих социальных ролей, основанное на осуществлении ожидаемых действий и соблюдении образцов (норм) поведения. Нормы упорядочивают, регулируют, формализуют деятельность и взаимодействие индивидов в рамках института. Каждый институт характеризуется определенным набором норм, которые объективируются чаще всего в знаковых формах (регламентирующих документах).

Социальный институт выступает как форма господства и подчинения членов данной общности определенным нормам и стандартам. Исследователи выделяют две формы существования институтов - простую и сложную. В простых формах социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института, обусловливая социальные роли индивидов, выполнение которых позволяет реализовать социальные функции института и удовлетворить соответствующие общественные потребности (напр., семья). В сложных формах социальных институтов властные функции все более локализуются и управленческие отношения выделяются в отдельную подсистему, которая упорядочивает, организует институциональные отношения.

По характеру организации , институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность первых основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях (государство, армия, суд и т.д.). В неформальных институтах такая регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п. От этого неформальный институт не перестает быть институтом и выполнять соответствующие регулятивные функции.


Под функциями социальных институтов обычно понимают различные аспекты их деятельности, а точнее, последствия этой деятельности.

Основной, общей функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для осуществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей.

При рассмотрении функций, выполняемых социальными институтами, не следует забывать, что один институт, как правило, выполняет одновременно несколько функций; различные институты могут выполнять общие функции; у института на разных ступенях развития общества могут отпадать одни и возникать новые функции, или значение одной и той же функции может со временем или возрастать, или уменьшаться; один и тот же институт в разных общественно-экономических формациях может выполнять разные функции.

Научный анализ социальных институтов включает попытки обнаружения самых общих и универсальных наборов ценностно-нормативных образцов поведения, которые во всех обществах фокусируются вокруг главных функций и направлены на реализацию основополагающих социальных потребностей. В связи с этим выделяют следующие

виды институтов по их функционально-целевому назначению, по содержанию, методам и предмету регуляции:

1) экономические институты складываются на материальном базисе общества и занимаются производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда и пр. (собственность, формы и способы обмена, деньги, тип производства);

2) политические институты связаны с установлением, исполнением и поддержанием власти, обеспечивают воспроизводство и сохранение идеологических ценностей, стабилизируют существующую в обществе социально-стратификационную систему (государство, правительство, полиция, политические партии, идеология, профсоюзы и пр. общественные организации, преследующие политические цели);

3) религиозные - организующие отношение человека к трансцендентным силам и священным предметам (церковь);

4) социокультурные и воспитательные институты (семья, образование, наука), созданы для создания, укрепления и развития культуры, для защиты определенных ценностей и норм, организации процесса их усвоения и воспроизводства, для социализации молодежи, для передачи ей культурных ценностей общества как целого, включения нового поколения в определенную субкультуру;

5) ситуационно-конвенциональные и церемониально-символические - институты, устанавливающие способы взаимного поведения членов общности, регулирующие повседневные межчеловеческие отношения, облегчающие взаимопонимание, а также ритуализированные нормы (способы приветствия, поздравления, празднование именин, организация брачных торжеств и пр.);

6) нормативно-ориентирующие - институты, осуществляющие морально-этическую ориентацию и регуляцию поведения, придающие человеческому поведению этическую, нравственную основу (мораль, кодекс);

7) нормативно-санкционирующие - институты, осуществляющие регуляцию поведения на основе юридических и административных норм, обязательность которых обеспечена силой государства и системой санкций (институт права).

Следует отметить, что по мере развития общества, оформления и актуализации новых общественных потребностей появляются новые институты, происходит их обоснование и признание.

Согласно теории Дж. Хоманса, в социологии существует четыре типа объяснения и обоснования социальных институтов. Первый - психологический тип, исходящий из того, что любой социальный институт есть психологическое по генезису образование, устойчивый продукт обмена деятельностью. Второй тип - исторический, рассматривающий институты как конечный продукт исторического развития определенной сферы деятельности. Третий тип - структурный, доказывающий, что «каждый институт существует как следствие своих отношений с другими институтами в социальной системе». Четвертый - функциональный, опирающийся на положение о том, что институты существуют, поскольку выполняют определенные функции в обществе, способствуя его интеграции и достижению гомеостазиса .

Рассматривая возможную логику обоснования институционального подхода к какому-либо социальному феномену, Д.П. Гавра считает функциональный тип объяснения первым этапом этого пути. Функциональный признак входит в число важнейших признаков социального института, и именно социальные институты образуют главный элемент структурного механизма, посредством которого общество регулирует социальный гомеостазис и в случае необходимости осуществляет социальные изменения. Поэтому «если будет доказано, что функции какого-либо изучаемого феномена являются общественно значимыми, что их структура и номенклатура близки к структуре и нокенклатуре функций, которые выполняют в обществе социальные институты, это будет важным шагом в обосновании его институциональной природы» .

Следующий критерий обоснования институциональной трактовки того или иного явления – структурный. Институциональный подход к анализу социальных явлений основывается на представлении о том, что социальный институт является продуктом развития всей социальной системы, но вместе с тем специфика основных механизмов его функционирования зависит от внутренних закономерностей развития соответствующего вида деятельности. Поэтому важно осуществить анализ способов включения данного явления в различные сферы социальной жизни, взаимодействия с другими социальными институтами, доказательство того, что он является неотъемлемым элементом какой-либо одной сферы общества (экономической, политической, культурной и т. п.), либо их комбинации, и обеспечивает ее (их) функционирование.

Третий этап, следующий за функциональным и структурным обоснованием, по Гавра, наиболее важен. На этом этапе определяется сущность изучаемого института, формулируется соответствующая дефиниция, на базе анализа основных институциональных признаков определяется правомерность его институционального представления. Затем выделяется его специфика, тип и место в системе институтов общества, анализируются условия возникновения институционализации.

На четвертом, заключительном этапе выявляется структура института, даются характеристики основных его элементов, обозначаются закономерности его функционирования.

К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:

1. Создание возможностей (через организацию совместной деятельности людей) для удовлетворения социальных потребностей.

2. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений - через систему правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым.

Институты включают в себя ценности и нормы, которым следует большинство. Все институционализированные способы поведения охраняются и поддерживаются довольно жесткими санкциями. В социальном институте есть своя система ценностей и нормативной регуляции, которая определяет, для чего он существует, что там считается достойным и недостойным, как действовать в этой конкретной системе отношений.

3. Регулятивная функция - через выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (таким образом, социальный институт выступает элементом системы социального контроля).

Институты - это взаимосвязанные системы упорядоченных социальных связей, которые делают поведение каждого отдельного члена общества достаточно предсказуемым по своим ориентациям и формам проявления. Существующие институциональные правила могут существенно препятствовать развитию тех или иных отклонений и возвращать конкретное поведение в обычное (привычное, должное, общепринятое) русло.

4. Интегративная функция, выражающаяся в процессах сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящих под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

5. Транслирующая функция - через передачу социального опыта приходящим в социальный институт новым людям за счет как расширения социальных границ института, так и смены поколений; для этого в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

6. Коммуникативная функция - через распространение произведенной в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.

6. Обеспечение непрерывности и устойчивости общественной жизни, в том числе и при изменениях в составе членов общества, - через поддержание и продолжение безличных общественных функций (производство, распределение, защита и пр.).

Таким образом, как писал Т. Парсонс, институциональная система общества - своего рода каркас, хребет общественной жизни, поскольку она обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию.

При анализе социальных институтов полезно учитывать разделение функций на явные и срытые (латентные). Данное различие было предложено Р. Мертоном для объяснения определенных общественных явлений, когда необходимо учитывать не только ожидаемые и наблюдаемые следствия, но неопределенные, побочные, вторичные. Явными считаются функции, последствия реализации которых носят намеренный характер и признаются людьми. Латентные (скрытые) функции, в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный характер и их последствия осознаются не сразу и не всегда (если даже осознаются и признаются, то считаются побочным продуктом), а порой и вовсе остаются неосознанными до конца.

Необходимо заметить, что термин «функция» трактуется обычно в позитивном смысле, то есть подразумеваются благоприятные последствия деятельности социального института. Деятельность института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества.

Важнейшей характеристикой деятельности социальных институтов выступает их постоянное взаимодействие с социальной средой, в качестве которой выступает общество. Нарушение данного процесса порождает дисфункцию социальных институтов. Как уже отмечалось ранее, главной функцией социального института является удовлетворение той или иной общественной потребности. Но с течением времени протекающие в обществе процессы изменяют потребности, как отдельных индивидов, так и целых социальных общностей, что в свою очередь меняет характер отношений социальных институтов с социальной средой. Некоторые потребности становятся менее значительными, а некоторые вообще исчезают, в результате этого институты, осуществлявшие данные потребности, перестают отвечать требованиям времени и их дальнейшее существование становится бессмысленным, а порой даже тормозящим общественную жизнь. В силу инерции социальных связей такие институты могут продолжать функционировать еще некоторый период времени как дань традиции, но чаще всего они довольно быстро прекращают свою деятельность.

Деятельность социального института, которая мешает реализации социальных потребностей общества, направлена не на сохранение, а на разрушение социальной системы, расценивается как дисфункциональная.

В период интенсивных социальных перемен в обществе часто возникают ситуации, когда изменившиеся общественные потребности не могут найти адекватного отражения в структуре и функциях уже существующих социальных институтов, что может привести к дисфункции. Дисфункция может найти свое выражение как во внешней, формальной («материальной») структуре (недостатке материальных средств, подготовленных кадров и т.д.), так и во внутренней, содержательной деятельности (неясности целей деятельности института, неопределенности функций, падении социального престижа и авторитета института и т.д.).

Признаки социального института

  1. социальный институт вступает важнейшей формой социальной связи в связи с тем, что он действует от имени общества как целого;
  2. социальный институт создает для членов общества все возможности для удовлетворения их потребностей теми способами, которые предписаны обществом;
  3. социальный институт своим функционированием гарантирует выполнение всех необходимых функций и подавление нежелательных, отрицательно влияющих на развитие общественных отношений;
  4. социальный институт гарантируют непрерывное продолжение социальной жизни через постоянство социальных функций;
  5. осуществляет взаимозависимость стремлений и отношений между индивидами;
  6. обеспечивает внутреннюю сплочённость общества в целом.

Основные виды социальных институтов

Помимо признаков социальных институтов в социальной науке выделяю также основные их виды:

  1. экономические, которые занимаются производством и распределением социальных благ между гражданами, а также процессом организации труда и денежным оборотов внутри общества;
  2. политические, которые связаны с процессом исполнения предписаний власти;
  3. социальные, которые организуют добровольные объединения, регулируют повседневное социальное поведение людей по отношению друг к другу;
  4. культурные и воспитательные, которые обеспечивают преемственность культуры общества и передачу опыта последующим поколениям;
  5. религиозные, которые организуют отношения людей к религии.

В процессе своего функционирования все социальные институты взаимосвязаны и объединяются интегрированную систему. Обязательным условием для осуществления эффективной деятельности социальным институтом является неукоснительное выполнение членами общества своих социальных ролей, которые предполагают осуществление ожидаемых действий и соблюдение норм и правил, установленных в данном обществе.

Нормы и правила выполняют функции упорядочивания, регуляции, формализации деятельности и взаимодействия индивидов в рамках социального института. Каждый отдельно взятый социальный институт характеризуется свойственным только ему определенным набором норм и правил, которые проявляются в основе своей в знаковых формах.

Структурные элементы социального института

Выделяются следующие основные структурные элементы социального института:

  • цель существования и тот круг вопросов, которые социальный институт охватывает своей деятельностью;
  • конкретные функции, которые обеспечивают достижение поставленной социальным институтом цели;
  • нормативно-обусловленные, типичные для данного института социальные роли индивидов и социальные статусы, которые представлены в структуре данного института;
  • средства и учреждения, которые необходимы для достижения поставленных целей и реализации материальных, символических и идеальных функций;
  • установленные санкции в отношении лиц, которые выполняют институциональные функции, и в отношении тех лиц, которые являются объектом этих действий.

Одной из важнейших характеристик деятельности различных социальных институтов является их постоянное и непрерывное взаимодействие с окружающей социальной средой, в качестве которой выступает общество и существующие в нем отношения.

Социальная практика показывает, что для общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить неко­торые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества. Базисным элементом регулирования общест­венной жизни являются социальные институты.

Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей, выпол­няющие общественно-значимые функции. Термин «социальный ин­ститут» употребляется, в самых разнообразных значениях. Говорят об институте семьи, институте образования, институте армии, ин­ституте религии и т.д. Во всех этих случаях имеются в виду относи­тельно устойчивые типы и формы социальной деятельности, связей и отношений, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений.

Основное предназначение социальных институтов - обеспе­чить удовлетворение важных жизненных потребностей. Так, ин­ститут семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве челове­ческого рода и воспитании детей, регулирует отношения между по­лами, поколениями и т.д. Потребность в безопасности и социальном порядке обеспечивают политические институты, важнейшим из ко­торых является институт государства. Потребность в добывании средств существования и распределения ценностей обеспечивается экономическими институтами. Потребность в передаче знаний, соци­ализации подрастающего поколения, подготовке кадров обеспечива­ют институты образования. Потребность в решении духовных и, прежде всего, смысложизненных проблем обеспечивается институ­том религии.

Социальные институты образуются на основе социальных свя­зей, взаимодействий и отношений конкретных индивидов, социаль­ных групп, слоев и иных общностей. Социальный институт представляет собой самостоятельное обще­ственное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть охарактеризованы как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов, опре­деленной изменчивостью их функций.

Социальные институты способны выполнять свое предназна­чение за счет упорядочивания, стандартизации и формализации об­щественной деятельности, связей и отношений. Этот процесс называется институционализацией. Институционализация есть не что иное, как процесс формирования социального института.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов:

Предпосылкой появления социальных институтов является возник­новение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий, а также условий, обеспечивающих это удовлетворение.

Другой предпосылкой процесса институционализации является формирование общих целей того или иного сообщества. Человек, как известно, это общественное существо, и люди пытаются реализовать свои потребности, действуя сообща. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отно­шений индивидов, социальных групп и иных общностей по поводу ре­ализации тех или иных жизненно важных потребностей.

Важным моментом в процессе институционализации является появление ценностей, социальных норм и правил поведения в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок. В ходе общественной практики люди производят отбор, из разных вариантов находят приемлемые образцы, стереотипы поведения, которые через повторение и оценку превращаются в стан­дартизированные обычаи.

Само по себе наличие этих социокультурных элементов еще не обеспечивает функционирование социального института. Для того чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутрен­него мира личности, были интернализованы ими в процессе социали­зации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирова­ния на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является также важнейшим элементом институционализации.

И последним важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средст­вами и выполняющими определенную социальную функцию. Так, институт высшего образования состоит из определенной совокупно­сти лиц: преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, минис­терство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определенными материальными ценнос­тями (зданиями, финансами и т. д.).

Вопрос
Впервые ввел в научный оборот термин «социальный институт»…

Ответы

Г. Спенсер
Э.Дюркгейм
Ф.Теннис
Г. Зиммель

Вопрос
Ввел в научный оборот понятие «дисфункция социального института» и обосновал его…

Ответы

К.Маркс
Г. Зиммель
Р.Мертон
Ф.Теннис

Вопрос
Структурными элементами социального института не являются

Ответы

ценности
привычки
роли
нормы

Вопрос
Каждый из социальных институтов −...

Ответы

повышает уровень активности личности
повышает уровень индивидуальности личности
стремится подчинить поведение личности институциональным нормам
создает референтные личности

Вопрос
На передаче социального опыта основано выполнение функции −…

Ответы

транслирующей
статусной
интегративной
Регулятивной

Вопрос
Компонент организации, который считают самым главным и от которого зависят все составляющие организации, − это…

Ответы

персонал
социальные льготы
социальные технологии
цели организации

Вопрос
Наиболее выраженное негативное последствие бюрократии в организации и обществе проявляется в том, что …

Ответы

повышается производительность управленческого труда
рационально используются ресурсы
цели общества или организации игнорируются
улучшается культура обслуживания

Вопрос
Процесс правового и организационного закрепления сложившихся в обществе форм поведения в обществе −это …

Ответы

инициация
индивидуализация
инновация
институционализация

Вопрос
Тип руководства организацией, для которого характерно то, что руководитель обеспечивает удовлетворение потребностей подчиненных в обмен на их лояльность и послушание, − это …

Ответы

фратернализм
патернализм
тоталитаризм
бюрократизм

Вопрос
Ключевой потребностью, которая, согласно концепции Г. Ленски, порождает процессы институализации,относится …

Ответы

потребность в социальном контроле
потребность в отдыхе
потребность в продолжении рода
потребность в пище

Вопрос
Функция поддержания социального порядка выступает в качестве основной, базовой для социального института …

Ответы

религии
права
экономики
семьи

Вопрос
Такой набор социальных ценностей, как зарабатывание денег, своевременная оплата счетов, эффективное производство, - характерен для социального института…

Ответы

религии
экономики
семьи
права

Вопрос
Основополагающий структурный признак социальной организации − это …



Ответы

иерархия
доминирование
равенство
мобильность

Вопрос
Социальная организация чаще всего приобретает структурную форму …

Ответы

шара
куба
параллелограмма
пирамиды

Вопрос
Характерной чертой теоретической модели бюрократии, согласно концепции М. Вебера, является …

Ответы

морально-психологическое единство
автономность
наличие штатных сотрудников, постоянно весь рабочий день занятых делами организации
неоплачиваемый труд

Вопрос
Для формирования социальной организации, необходимо(ы)...

Ответы

общие цели
общая территория
неблагоприятные факторы внешней среды
этническая идентичность членов сообщества

Вопрос
К основным институтам общества относится…

Ответы

образование
право
спортивная команда
ювенальный суд

Вопрос
Наиболее эффективной формой организации М. Вебер считал…

Ответы

мультидивизиональную организацию
организацию типа «Системы 4»
рациональную бюрократию
органическую организацию

Ответы

П. Сорокина
М.М. Ковалевского
К. Маркса
И. Ильина

Вопрос
В «социологии организаций» организации разделяются на 2 типа...

Ответы

генетические и физиологические
автоматические и технологические
соматические и морфологические
механистические и адаптивные



Ответы

Т. Парсонс
О. Конт
Г. Спенсер
Э. Дюркгейм

Вопрос
Потребность в решении духовных проблем, поиска смысла жизни удовлетворяет социальный институт…

Ответы

науки
семьи
религии
образования

Вопрос
Главное предназначение социальных институтов в обществе состоит в том, чтобы…

Ответы

способствовать реформированию общества
объединять различные категории населения
удовлетворять общественные потребности, обеспечивать стабильность общества
обеспечивать обществу подвижность, изменчивость, динамику

Вопрос
Процесс и результат появления в обществе социального института носит название…

Ответы

интеграции
сегментации
институализации
организации

Вопрос
Если социальный институт неэффективен и его престиж в обществе падает, то говорят о ___________________ социального института

Ответы

ликвидации
перестройке
реорганизации
дисфункции

Вопрос
Снижение рождаемости, увеличение детской беспризорности и подростковой преступности являются проявлениями дисфункций социального института…

Ответы

экономики
семьи
образования
политики

Вопрос
Потребности в безопасности и обеспечении общественного порядка удовлетворяет социальный институт…

Ответы

семьи
собственности
государства
права

Вопрос
К политическим социальным институтам НЕ относится…

Ответы

суд
государство
телевидение
армия

Вопрос
К социальным институтам, действующим в духовной сфере, НЕ относится…

Ответы

наука
семья
массовая коммуникация
общественное мнение

Вопрос
Элементом социального института НЕ являются…

Ответы

ценности
роли
знания
нормы