Убрать цифровой шум в фотошопе. Как снизить шум на фотографиях в Lightroom

В этом уроке по Photoshop мы научимся создавать имитацию зернистости, как на фотографии с пленки. Подойдет любая версия Photoshop, но если вы работаете с Photoshop CS3 или более поздней версией (у нас Photoshop CS5), то благодаря смарт-фильтрам, впервые появившимся в Photoshop CS3, у вас будет возможность в любой момент отрегулировать любой параметр спецэффекта. Если у вас версия Photoshop CS2 или более ранняя, просто пропускайте шаги, относящиеся к смарт-фильтрам, и у вас все получится.

В сегодняшнем уроке мы будем использовать вот этот кадр:

Поскольку зерно очень мелкое, возможно, рассмотреть его на скриншоте будет трудно, но вот хотя бы примерно то, что вы получите в итоге (мы увеличили часть изображения, чтобы было лучше видно). Ваша фотография будет крупнее, и зерно будет заметнее. Мы расскажем, как можно будет подрегулировать спецэффект в конце урока:

Давайте начнем!

Шаг 1: Добавим новый слой, залив его 50%-ным серым, и установим режим Overlay

Давайте первым делом создадим в нашем документе Photoshop новый слой, в котором и будет находиться зерно, имитирующее пленку, чтобы не повредить оригинальное изображение. Обычно для этого мы просто нажимаем на иконку New Layer в нижней части панели слоев , и Photoshop создает новый пустой слой, но в данном случае нам необходимо залить его серым и поменять режим смешивания, так что будем делать все это одновременно при помощи диалогового окна New Layer. Нажмите на иконку New Layer , удерживая Alt (Win) / Option (Mac):

Photoshop отобразит диалоговое окно с опциями для создания нового слоя, прежде чем его добавить. В верхней части окна зададим название нового слоя Film grain , затем поменяем режим смешивания на Overlay и чуть ниже выберем опцию Fill with Overlay - neutral color (50 % gray), поставив в окошке галочку:

Закончив, нажмите OK, и диалоговое окно закроется. Вам покажется, что ничего не изменилось, но в панели слоев вы заметите, что Photoshop добавил новый слой Film grain, расположив его над оригинальным слоем Background L ayer. Выбран режим смешивания Overlay, на миниатюре слоя , которая находится слева от его названия, вы видите, что он залит 50%-ным серым (этот оттенок серого находится ровно посередине между черным и белым). Мы не видим этого серого в документе, потому что благодаря режиму смешивания Overlay этот серый цвет сейчас прозрачен:

Шаг 2: Преобразуем слой New Layer в смарт-объект

Если вы работаете в Photoshop CS2 или более ранней версии, этот шаг можете пропустить. Если у вас Photoshop CS3 или более поздняя версия, нажмите на маленькую иконку меню , расположенную в правом верхнем углу панели слоев:

В появившемся меню выберите Convert to Smart Object :

Опять же кажется, что ничего не изменилось, но в нижнем правом углу миниатюры слоя Film grain появилась иконка, символизирующая, что слой теперь является смарт-объектом. Это значит, что все фильтры этого слоя станут смарт-фильтрами , и, как мы увидим позднее, до самого конца работы мы сможем вносить в них коррективы:

Шаг 3: Добавляем шум с помощью фильтра Add Noise

В меню в верхней части экрана выберите Filter , затем Noise , затем Add Noise :

Появится диалоговое окно фильтра Add Noise . Шум, который мы добавим, и станет зерном. Чтобы увеличить количество шума, сдвиньте ползунок Amount . Обычно подходящим оказывается значение 10 % , но все равно лучше следить за изображением, чтобы выбрать оптимальный показатель для вашей фотографии. Проверьте, выбраны ли опции Gaussian и Monochromatic в нижней части диалогового окна:

Закончив, нажмите OK, и диалоговое окно Add Noise закроется. Мы увеличили участок своего изображения, чтобы добавленный шум был лучше виден:

Если в шаге 2 вы превратили слой Film grain в смарт-объект, в панели слоев под ним вы увидите фильтр Add Noise в списке смарт-фильтров. Вскоре мы к этому вернемся:

Шаг 4: Применяем фильтр Gaussian Blur

Сейчас шум кажется жестковатым и не похож на пленочное зерно, поэтому давайте сделаем его мягче с помощью легкого размытия. В верхней части экрана снова выберите Filter , затем Blur , затем Gaussian Blur :

Откройте Filter > Blur > Gaussian Blur

В нижней части диалогового окна установите значение Radius около 0,5 пикселей . Этого должно быть достаточно, чтобы шум стал мягче, но не «поплыл»:

Нажав OK, закройте диалоговое окно. Готово! Мы создали зерно, как на пленочной фотографии:

Корректировка

Если вам кажется, что зерно слишком уж бросается в глаза, одним из вариантов корректировки будет снижение непрозрачности слоя Film grain . Опция Opacity находится в правом верхнем углу панели слоев. Чем ниже ее значение, тем сильнее будет проступать оригинальное изображение:

Еще один вариант - сменить режим смешивания слоя Film grain layer с Overlay на Soft Light , это менее контрастный вариант смешивания, чем Overlay:

Если поменять режим смешивания на Soft Light, зерно также станет менее интенсивным

И наконец, если вы пользуетесь Photoshop CS3 или более современной версией и, как мы и показывали, сделали все фильтры смарт-фильтрами, в любой момент можно вернуться к их диалоговому окну и откорректировать спецэффект, не теряя в качестве. Список использованных фильтров вы увидите в панели слоев под слоем Film grain . Двойной щелчок по названию фильтра откроет соответствующее диалоговое окно. Например, мы откроем диалоговое окно фильтра Add Noise:

Двойным щелчком по названию смарт-фильтра Add Noise открывается его диалоговое окно

Окно открывается, и Photoshop позволяет нам отрегулировать значение Amount, чтобы снизить или увеличить количество шума. Закончив, нажимаем OK, и окно закрывается. Смарт-фильтры - это прекрасное нововведение в Photoshop, так что если вы все еще пользуетесь CS2 или более ранней версией, это веская причина задуматься о ее смене.

Вот и все!

Источник - photoshopessentials.com

ПРИВЕТ!
Цифровые фотоаппараты имеют одну неприятную особенность. Они регулярно снабжают снимки шумом. Под цифровым шумом понимают лишние цветные или монохромные точки, которых на изображении быть не должно. При высоком разрешении фотографии шум может быть даже не заметен. Но тайное становится явным при просмотре фотографии при максимальном масштабе. Устранить шум можно при помощи графического редактора Adobe Photoshop. Но на чудеса рассчитывать не стоит. Если шума на снимке очень много, то вы можете потерять детализацию.
Подавление шума в Фотошопе

Перед работой над подавлением шума в Фотошопе давайте ознакомимся с теорией: Цифровой шум на снимках возникает не всегда, вы и сами это прекрасно знаете. Если съемка происходит в условиях хорошего освещения (желательно на природе), а значение чувствительности стоит не выше ISO 100, то бояться нечего. В такие моменты шум может появиться только на безоблачном небе, если его в кадре очень много. Но и это бывает не всегда.

Всё меняется в случае изменения условий съемки и повышения чувствительности. Дальше всё зависит от конкретной фотокамеры. Профессиональные зеркалки позволяют повышать ISO до невероятных значений. Простенькие зеркальные фотоаппараты на это уже не способны. При их использовании шум начинает мешать уже при значении ISO 400-800. Ну а о компактах и говорить нечего. При их использовании вовсе не рекомендуется менять значение ISO со стандартной «сотки».
Шум в Фотошопе: ISO, матрица

Но что же делать владельцам недорогих фотоаппаратов? Ведь не все из них способны приобрести камеру за несколько тысяч долларов. Пожалуй, наилучший выход - стараться повышать освещенность вокруг себя. Если съемка проходит в вечернее время, то используйте вспышку. Даже встроенная в камеру вспышка позволит не повышать значение ISO. Либо можно попытаться увеличить выдержку до нескольких секунд, поставив при этом аппарат на неподвижный объект или прикрепив его к штативу.

Вы уже много раз слышали о том, что профессиональные фотографы повсюду носят с собой штатив. Делают они это не просто так. Повышать ISO не рекомендуется никогда. Даже на дорогих зеркалках повышение этого значения отразится на снимках. Да, цифровой шум будет едва заметен даже во время просмотра при максимальном масштабе. Но и этого лучше избегать. Поэтому опытные фотографы для улучшения качества снимка регулируют диафрагму и выдержку. Однако диафрагму изменять получается не всегда, ведь это может не соответствовать творческому замыслу фотографа. Напомним, изменение этого параметра может привести к появлению размытого фона. Если резкими должны получиться все объекты, то диафрагму необходимо прикрыть. Тогда как увеличить количество получаемого матрицей света? Правильно, сильно увеличить выдержку. Именно в таких случаях на помощь приходит штатив, позволяющий оставить камеру неподвижной на несколько секунд.

Ещё вы можете не понять, почему создатели фотоаппаратов не могут полностью избавиться от такого явления, как «цифровой шум». Всё просто. Любая матрица обладает определенным количеством фотоэлементов - пикселей. Чем этих пикселей больше, тем сильнее они будут мешаться друг другу при повышении напряжения. А именно это происходит при попытке увеличить чувствительность. Если разрешение матрицы низкое, то цифровой шум может давать о себе знать лишь на значениях ISO 800-1600 и выше. Но создатели в большинстве случаев пытаются повысить разрешение сенсора, не задумываясь о последствиях. Именно поэтому на свете так мало камер с 36-мегапиксельной матрицей. Сделать такой сенсор бесшумным крайне сложно. Но можно, это доказывают дорогие профессиональные зеркальные фотоаппараты.

Не помогают при съемке и ЖК-экраны, на которых просматривается созданный кадр. Их разрешение и диагональ не настолько велики, чтобы можно было разглядеть цифровой шум. А увеличивать масштаб у фотографа иногда не хватает времени. Поэтому приходится работать над устранением шума в Фотошопе.
Удаление шума в Фотошопе

Некоторым может показаться, что удаление шума в Фотошопе - это очень просто и отчасти это так. Нужно лишь задействовать соответствующий фильтр или плагин, если таковой установлен. И совсем хорошо, когда фотография сохранена в формате RAW. Дело в том, что именно с такими снимками работать легче всего. Но к этой теме мы вернемся ближе к окончанию урока. Пока же мы возьмем в качестве примера снимок ночного города. Он получен при помощи одной из самых дешевых «мыльниц». Светочувствительность матрицы в этот момент была увеличена до ISO 800. Неудивительно, что цифровой шум виден очень сильно.

Откройте подобный снимок и перейдите по пути «Фильтр>Шум>Уменьшить шум».


Появится диалоговое окно. В левой его части отображается кусочек кадра в 100-процентном масштабе. Вы можете выбрать для показа любую область снимка, достаточно лишь щелкнуть по ней левой кнопкой мыши. В правой области диалогового окна располагаются несколько ползунков. Именно с их помощью можно попытаться удалить цифровой шум. Но при этом придется смириться с небольшой потерей детализации и резкости. В противном случае на изображении появятся уже гораздо более заметные точки, влияющие на восприятие снимка хуже шума. Ещё этот фильтр позволяет избавиться от артефактов, возникающих при сжатии JPEG-файла. Для этого необходимо поставить флажок около соответствующего пункта. Но помогает это только при работе с крупными фотографиями, переконвертированными из одного формата в другой. В остальных случаях действие этого пункта проявляется слабо.


Когда результат вас устроит - нажмите кнопку «OK». Либо поставьте флажок около пункта «Дополнительно». Это позволит вам работать отдельно с каждыми каналами. Но этим стоит заниматься только с действительно важными фотографиями. Наша же задача - научиться основам работы в Фотошопе.

Как вы видите ниже, результат получился удовлетворительный. Мы потеряли резкость, которая и без того была никудышной, но цифровой шум исчез едва ли не полностью. Некоторые его признаки теперь можно заметить лишь на синем небе.


Как убрать шум в Фотошопе?

Давайте теперь попробуем разобраться с тем, как убрать шум в Фотошопе в RAW-изображении. В этом формате кадры сохраняются зеркалками, системными камерами и продвинутыми компактами. Для этого мы возьмем фотографию, на которой изображены въезжающие в город автомобили (если вы знакомитесь со всеми нашими уроками, то этот кадр уже будет знакомым). Это RAW-файл, полученный при съемке камерой Sony Alpha A65. Цифровой шум на этой фотографии незаметен. Если только не задействовать 100-процентный масштаб просмотра. Тогда шум становится виден, особенно на фоне деревьев и серого автомобиля.


Этот файл открывается при помощи приложения Adobe Camera RAW. Оно встроено в программы Adobe Photoshop и Adobe Bridge. Для устранения шума нужно использовать вкладку «Детализация». Также необходимо не забыть увеличить масштаб просмотра до 100-процентного. Хотя некоторые снимки состоят из такого количества шумов, что сильное увеличение масштаба не потребуется.


Как уменьшить шум в Фотошопе?

В правой части рабочего окна располагаются все нужные вам ползунки. Они разбиты на два раздела. Один посвящен работе с резкостью. Другой же нужен для уменьшения шума. Именно со второй группы начинается наша работа по устранению цифрового шума. Иногда достаточно повысить параметр «Светимость». В других случаях придется ещё и с четырьмя другими параметрами поработать. И лишь в самых запущенных случаях придется переходить к первому разделу, пытаясь вернуть резкость.

В нашем случае потребовалось подрегулировать всего один параметр. Резкость чуть ухудшилась, но это заметно лишь при прямом сравнении двух снимков при 100-процентном масштабе. Зато мы избавились от мозолящих глаза точек. Отныне вы знаете о том, как уменьшить шум в Фотошопе. Не говоря уже о том, что вы ознакомились с ещё одним преимуществом RAW-формата. Если у вас имеется хорошая камера и у вас есть достаточное количество времени на обработку, то старайтесь сохранять изображения именно в нём. Последующая работа в Adobe Camera RAW позволяет вытянуть из кадра всё. В дальнейшем его даже можно попытаться продать в фотостоках. Но это уже тема отдельного урока.


Как добавить шум в Фотошопе?

В некоторых случаях у пользователя возникает идея по превращению высококачественной фотографии в низкокачественную. Это заставит зрителя подумать о том, что снимок был получен при помощи простого компакта или смартфона. Поэтому стоит рассказать о том, как добавить шум в Фотошопе. А делается это, как уже многие догадались, путем перехода по пути «Фильтр>Шум>Добавить шум».


Диалоговое окно здесь уже в разы меньше. Вам нужно лишь выбрать уровень шума и тип распределения. Также позволяется сделать этот шум монохромным. Когда результат вас устроит - нажмите кнопку «OK».


Заметим, что на фотографиях с разным разрешением один и тот же уровень цифрового шума вызывает разные эффекты. Чем разрешение выше, тем меньше будет заметен низкий уровень шума. В нашем случае использовалась уменьшенная версия фотографии. Результат вы видите ниже.


Вот и всё, что можно рассказать о цифровом шуме. Это распространенное явление, с которым пытаются бороться множеством способов. В первую очередь нужно стараться получать бесшумные снимки. Если же этот артефакт всё же проявился, то проблему можно решить средствами Фотошопа. Что мы и показали на сегодняшнем уроке.

Инструкция

Самый лучший способ борьбы с шумом – это препятствование его появлению. Шумы на снимках возникают в плохой освещенности, при которых камера или фотограф вынуждены сильно поднимать значения ISO. Уже при ISO, равном 400, на фотографиях появляются посторонние артефакты, если же ISO поднято до значений 800 или даже 1600, шумов на фото вам не избежать. Размытые аляпистые пятна сильно влияют на качество снимка, их можно как специальными фильтрами, так и средствами, изначально встроенными в редактор Фотошоп.

Для наглядности мы будем не со всем снимком, а лишь с небольшим его участком, на котором прекрасно заметен разноцветный шум. Самым простым способом избавления от него будет специально предназначенного для этих целей фильтра. Двигаемся по пунктам меню следующим образом Filter – Noise – Reduce Noise. При с фильтром доступна функция предпросмотра, поэтому параметры вы можете выставлять по своему усмотрению, ориентируясь на получающийся результат. Этот способ является самым известным и распространенным, но существуют и другие варианты.

Переведите снимок из RGB-пространства в LAB Color. Делается это легко Image – Mode –Lab Color. В палитре слоев перейдите на вкладку Channels, там вы увидите каналы Lab, Lightness, a и b. К обоим последним каналам примените фильтр Размытие по Гауссу Filter – Blur – Gaussian Blur. Величина параметров фильтра будет зависеть от размеров исходного изображения. Размыв таким образа оба канала, верните фотографию в исходное цветовое пространство Image – Mode – RGB Color. Результат будет примерно вот таким

Если шумы настолько сильны, что ни одним из вышепредложенных вариантов справиться с ними не удается, то можно сделать ход конем, а именно обесцветить фотографию. При обесцвечивании фото обесцветятся и шумы, а значит станут менее заметными, Небольшая зернистость может добавить снимку эффект стилизации.

Вообще шум целая, неприятная проблема цифровых фотографий, сделанных в темное время суток и сейчас мы с вами эту проблему за решаем. Для начала давайте откроем наше изображение с шумом и оценим ситуацию в целом.

Заходим в меню Файл/Открыть или воспользуемся горячими клавишами CTRL+O . Кстати, ещё можно открыть изображение с помощью функции «Открыть как… » (ALT+SHIFT+CTRL+O ), находим и выбираем наше изображение с шумом, затем справа от поля «Имя файла», выбираем открыть как тип файла «Camera Raw» и наше изображение сразу же открывается в фильтре Camera Raw.

Я открываю свое изображение первым, обычным способом, чтобы далее показать как зайти в специальный фильтр «Camera Raw», выбрать нужную вкладку и провести операции по устранению шума. Теперь давайте оценим моё изображение, в котором присутствует цветовой и яркостный шум. Вот оно:

Изображение с цветовым и яркостным шумом

Шума в этом изображение больше чем достаточно. Вы наверное уже начали сомневаться, что у нас что-то получится.. Конечно же, полностью весь шум убрать не получится, но сделать изображение менее шумным легко. Переходим от теории к практике!

Шаг №1

Итак, я открыл своё изображение в Фотошоп, теперь мне нужно зайти в специальный фильтр — «фильтр Camera Raw». Для этого я захожу в верхнее меню Фильтр/Фильтр Camera Raw , либо воспользуюсь горячими клавишами (SHIFT+CTRL+A ).

Заходим в меню Фильтр/Фильтр Camera Raw…

Шаг №2

Перед нами открывается окошко фильтра Adobe Camera Raw. Ставим галочку наверху в пункте «Контрольный просмотр», чтобы сразу видеть изменения изображения во время работы в фильтре. Далее выбираем вкладку «Детализация», у меня эта третья иконка слева. В нижнем левом углу можно менять масштаб изображения, скоро это нам понадобится.

Окно фильтра Adobe Camera Raw

Шаг №3

Находим ползунок «Цветность» и потихоньку передвигаем его вправо, до тех пор, пока не исчезнут цветовые точки. Не старайтесь на этом этапе убрать яркостный шум, пока что мы убираем только цветовой шум (цветовые точки). Как только цветовые точки исчезнут, сразу перестаём двигать ползунок.

Увеличили масштаб изображение до 300%

Вот что у нас получилось на данном шаге после не сложных манипуляций ползунком «Цветность». Обратите внимание, что цветные точки (цветовой шум) полностью исчезли с изображения. Теперь осталось убрать яркостный шум.

Цветовой шум в виде цветовых точек полностью убран

Шаг №4

Теперь давайте приступим к устранению яркостного шума. Для того, чтобы это сделать находим ползунок «Светимость» и медленно двигаем его в правую сторону, параллельно наблюдая за нашим изображением. Когда будет достаточно, определяем в каждом случае индивидуально, но значение «Светимости» при любом раскладе всегда выше значения «Цветности». Вот что получилось:

Вот такую картинку мы получили, шум практически полностью исчез

Шаг №5

В результате всех наших манипуляций, резкость изображения уменьшилась. Для того, чтобы увеличить резкость, необходимо подвигать вправо ползунки «Эффект» или «Сведения о яркости». Можно подвигать два этих ползунка или любой один из них.

Но имейте ввиду, двигать ползунки нужно очень осторожно, потому что получается обратный эффект, чем больше вы добавляете резкости, тем больше появляется шум. В конце не забудьте нажать кнопку «Ок» для того чтобы сохранить все изменения.

Осторожно добавляем резкость

Теперь давайте посмотрим на результат всей нашей работы по устранению шума из изображения. В итоге мы получили изображение на котором практически отсутствует шум, результат вполне достойный. Думаю теперь у вас отпадет вопрос о том как убрать шум в Фотошоп .

Вот что получилось после обработки по удалению шума

В первой части этого урока мы разобрали причины появления шума в фотографии , его составные, и что делать, чтобы не провоцировать их появление. В этом уроке мы узнаем как уменьшить шумы в Фотошопе, Capture One, Digital Photo Professional и Lightroom . Все эти программы имеют инструмент для уменьшения шума в фотографии, именуемый на жаргоне фотографов «шумодав ».

    На данном этапе необходимо понимать что:
  • Если во время съемки есть только две альтернативы: сделать кадр без шумов (низкая чувствительность матрицы фотокамеры) но нерезкий, или с шумами, но резкий, то я выбираю второй вариант. Ибо от нерезкости уже не избавиться, а вот с шумами побороться еще можно.
  • Не всегда надо полностью удалять шумы в фотографии, часто достаточно лишь уменьшить его уровень до приемлемого.
  • Яркостный и хроматический шумы удаляются по-разному.
  • При 100% масштабе снимка на мониторе мы видим шумы в несколько раз большие по площади, чем они будут на отпечатке, в полиграфическом издании или онлайновом фотоальбоме.

В этом уроке встречаются большие фотографии, которые автоматически масштабируются, если размер вашего экрана меньше необходимого. Когда это произойдет, то в верхнем правом углу фотографии появится кнопка увеличения до 100%. Только этот масштаб позволит вам точно оценивать силу и размер шумов. Чтобы посмотреть те части иллюстрации, которые оказались скрыты, перетаскивайте изображение мышью за ее центральную часть. Чтобы закрыть фотографию и вернуться к статье нажмите клавишу Esc.

Исходные условия: в моей камере отключены все шумодавы, съемка ведется в формат RAW , чувствительность установлена на 3200 единиц (я еще допускаю такое ее значение в своих съемках) и 6400 единиц (посмотрим, могу ли я использовать эту чувствительность в экстренном случае). Для контроля был снят кадр на чувствительности матрицы 100 единиц. Для всех снимков была сделана экспокоррекция +0,5 ступени. Это несколько увеличило уровень шумов на фотографиях, но во время съемки случаются ошибки по экспозиции, поэтому такая коррекция ближе к практической ситуации для фотографа. Из тестовых снимков были вырезаны (фото 1 ): а) фрагмент с упаковки корма Шныря (для контроля резкости по тексту и искажений цвета); б) шкала с полями различной светлоты (контроль силы шумов в разных тональностях); в) фрагмент тела мифического существа Гавы (для пущей красоты). На фото 2 мы видим, что с увеличением чувствительности растут шумовые пятна на всех полях мишеней, что вполне естественно и ожидаемо.

Фото 1: тестовая фотография.
Фото 2: увеличение чувствительности матрицы фотокамеры приводит к усилению шумов.
Фото 3: ослабление яркостных шумов уменьшает резкость мелких деталей в снимке.

Как убрать шум в Фотошопе (Photoshop).

Ах, проказники, снимали не в формат RAW или забыли убрать шум на этапе конвертирования RAW-файла? Бывает и такое. Открываем в Фотошопе нашу фотографию, далее в меню: Filter > Noise > Reduce Noise… (Фильтр > Шум > Уменьшить шум…). Вот наш первый тестируемый шумодав.

Яркостный шум. Именно первые два ползунка (Strength и Preserve Details) отвечают за его уменьшение. Если потянуть Strength (Сила) к правому краю, то мы увидим, что яркостные шумы уменьшаются, но и текст становится более размытым (фото 3 ). Главное зло яркостных шумов: борьба с ними приводит к снижению резкости и деталировки фотографии. Внимательный читатель заметит, что ползунок Preserve Details (Сохранить детали), как раз, и предназначен для того, чтобы изображение не потеряло в качестве. Двиньте второй ползунок правее, и вы увидите, что резкость и деталировка возвращаются. Но с ней возвращаются и шумы, получается «поменяли шило на мыло». Установки, которые использовал для ISO 3200: Strength – 9, Preserve Details 6%. Если в вашей фотографии нет мелких деталей, как текст, фактура, то Preserve Details можно уменьшить вплоть до 0. Для ISO 6400 данные настройки оказались слабоваты, поэтому Strength я увеличил до 10, а Details было уменьшено до 3%, несколько в ущерб резкости текста (фото 5 ).

Хроматический (цветной) шум кажется меньшим злом. Двинув ползунок Reduce Color Noise до максимального значения (фото 4 ) резкость текста не снижается, цветовые шумы почти исчезают, но объекты небольшого размера теряют насыщенность цвета (посмотрите на красное и синее поле). Так же обратите внимание, что вокруг красных плашек образуется цветной ореол. Иногда, такое изменение цвета мелких деталей может быть критичным и невозможным для фотоснимка. Поэтому, надо стараться применять шумоподавление в минимальной степени: для ISO 3200 я применил значение Reduce Color Noise 70%, а для ISO 6400 – 100%.

На фото 5 и 6 вы видите итог работы шумодава в Фотошопе. Если для ISO 3200 после щумоподавления шумы проявляют себя на терпимом уровне и еще остаётся некоторый резерв по их большему подавлению, то для ISO 6400 они уже чрезмерны для некоторых съемок, и я бы старался всячески избегать использования этой чувствительности матрицы.

Фото 4: уменьшение цветного шума может привести к снижению насыщенности цвета деталей и цветным ореолам.
Фото 5: уменьшили шум в Фотошопе, ISO 3200.
Фото 6: результат применения шумодава Фотошопа для ISO 6400.

Выводы: уменьшение яркостных шумов невозможно без снижения резкости фотографии. Применение шумодава дает возможность использования чувствительности 3200 единиц, но чувствительность 6400 может не подойти при повышенных требованияхк качеству фотографии. Если делать фотографии для интернета или печати небольшого размера, то я допустимо использование чувствительности 6400 единиц. Уменьшая яркостные шумы в фотографии, мы не избавляемся от хроматических, и наоборот.

Уменьшение хроматического шума в фотографии иногда может оказаться незамеченным зрителем. Но если при съемке важна точность цветопередачи в небольших деталях, то чрезмерное использование настроек шумодава в Фотошопе недопустимо, например при предметной съемке или в фуд-фотографии . Чем «нежнее» установки шумодава мы используем (не только у Фотошопа, вообще любого), тем качественней наше изображение после обработки.

Digital Photo Professional

Вторым для этого урока я выбрал Canon Digital Photo Professional (далее DPP). Это очень простой конвертор RAW-файлов для фотокамер Canon и именно с его помощью я знакомлю студентов курса фотографии для начинающих с возможностями RAW-формата. Для того чтобы попасть на шумодав DPP надо на Tool Palette (палитре инструментов) выбрать вкладку NR/Lens/AOL. Нас, естественно, интересует блок Noise reduction (уменьшение шума), в котором находится всего два ползунка: Luminance… - для уменьшения яркостного шума, и Chrominance… - для хроматического (фото 7 ). Как и в случает с шумодавом Фотошопа я постарался применить такие установки в DPP чтобы соблюдался баланс качества для мелких деталей и гладких поверхностей. Для ISO 3200 использовались следующие параметры: Luminance - 7, Chrominance – 12 (фото 8 ). Для ISO 6400 - 12 и 20 соответственно (фото 9 ). Результат очень похож на тот, что был получен в шумодаве Фотошопа.

Настройка шумодава в DPP. Я заметил, что при отключенных в моей фотокамере шумодавах, DPP применяет собственное шумоподавление к RAW-файлам. Каждый раз выключать шумоподавление фотографий не удобно, поэтому надо сделать так, чтобы по умолчанию DPP его не применял. Для этого зайдите в настройки DPP (клавиши Ctrl + K), перейдите на вкладку Tool palette (палитра инструментов), включите переключатель Set as defaults, установите все ползунки на 0, нажмите OK, и перезагрузите DPP (фото 10 ).

Фото 7: шумодав Canon Digital Photo Professional.
Фото 8: результат применения шумодава DPP для ISO 3200.
Фото 9: результат применения того же шумодава для ISO 6400.
Фото 10: настройки шумодава DPP.

Capture One

На сегодняшний день Capture One мой основной конвертор RAW-файлов. Как и в случае с DPP его шумодав (фото 11 ) не отключен, и применяется к RAW-файлом независимо от настроек камеры. Причем, даже тогда, когда в уменьшении шума нет необходимости, например при низкой чувствительности. Я провел небольшое исследование алгоритма работы шумодава в Capture One, и это меня настолько заинтересовало, что я решил почитать справку этого RAW-конвертора. Увы, никакой полезной информации по принципам работы шумодава в Capture One я не нашел. Поэтому далее будут описаны результаты моих домыслов, предположений и изысканий.

Согласно справки Capture One, шумодав этого конвертора меняет свои настройки после анализа файла. Признаюсь, за несколько лет работы в Capture One, я корректировал настройки его шумодава лишь несколько раз. Шумодав работает так нежно, интеллектуально, ненавязчиво и превосходно в автоматическом режиме, что я просто забыл о его существовании.

Первое что я проверил, как улучшится моя фотография когда я уберу настройки шумодава для ISO 100. И ничего не произошло. То есть если нет шумов, то шумодав и не работает. Затем я заметил, что при увеличении чувствительности меняется лишь значение Color (воздействие на цветовые шумы), но не Luminance (яркостные шумы). Тогда я предположил, что при одинаковом значении Luminance и с ростом чувствительности яркостные шумы будут расти пропорционально тому, как это происходит при отсутствии шумоподавления. Не тут-то было. Шумы выросли, но не столь значительно. Не стану гадать, как это происходит, но результат интеллектуальности Capture One меня порадовал.

В следующем эксперименте я попытался найти то минимальное значение настроек шумодава, которое бы меня удовлетворило, и сравнить, насколько мягче мои установки с теми, что предлагает Capture One по умолчанию. Изменения были столь незначительны, что ими можно пренебречь: для ISO 3200 Capture One предлагал значение 25 и 54 (Luminance и Color), я же нашел допустимыми и более мягкие значения: 20 и 50 соответственно. Для ISO 6400 собственные установки шумодава Capture One меня полностью удовлетворили, и я их не трогал (25 и 57).

Есть еще несколько приятностей, позволяющих сделать шумоподавление еще эффективней. Surface (поверхность) позволяет уменьшать шумовые пятна крупного размера на малоконтрастных, гладких поверхностях, не задевая при этом мелкие детали, такие как текст (значение 70 для ISO 3200 и 90 для ISO 6400). Single Pixel позволяет удалять одинопиксельный шум (отдельные выбитые пиксели) без потери мелких деталей. Правда такие пиксели у меня появляются только при ISO 6400 или при перегреве матрицы в режиме Live View. Не смотря на то, что в тесте шумодавов использовалась чувствительность матрицы 6400 единиц, я не задействовал данную настройку Capture one, так как воздействия основных инструментов было достаточно.

Я очень доволен качеством и возможностями шумодава Capture One. В отличие от рассмотренных выше шумодавов, Capture One не создает цветовые ореолы и не уменьшает насыщенность цвета в небольших деталях снимка. Цветные шумы в затененных участка подавляются так же значительно лучше, чем у предыдущих конкурентов. Это говорит о высоком качестве алгоритма работы уменьшения цветового шума. Благодаря действию Surface яркостные шумы тоже выглядят слабее, особенно на однотонных поверхностях.

Результаты шумоподавления в Capture One вы можете увидеть на фото 12 и 13 . Однако, осталось испытать конкурента среди RAW-конверторов - шумодав в Lightroom.

Фото 11: шумодав Capture One.
Фото 12: результат применения шумодава Capture One для ISO 3200.
Фото 13: результат применения того же шумодава для ISO 6400.

Lightroom и Adobe Camera RAW

Я даже скачал новый Lightroom - 4.3... Во всех предыдущих версиях Lightroom, его шумодав, по мнению пользователей, считался слабым звеном и не рекомендовался к использованию. Т.е. после конвертирования RAW-файлов в Lightroom уменьшение шумов надо было выполнять в Фотошопе. Но шумодав Фотошопа сильно проигрывает в качестве работы хотя бы Capture One, и я никак не могу рекомендовать данную цепочку (Lightroom > Фотошоп) для шумоподавления. Краем уха я встречал упоминание на форумах о том, что шумодав Lightroom, начиная с четвертой версии, был улучшен. Желая уточнить эту информацию у опытных пользователей, я вновь попал на форумы по Lightroom. И то, что я там прочел, меня никак не порадовало: тормоза, трудности в работе, глюки, в общем, всё как всегда с конвертором RAW-файлов от Adobe. Это окончательно отвратило меня от установки Lightroom, и вместо его шумодава я буду тестировать аналогичный инструмент Фотошопа – Adobe Camera RAW. Я давно заметил, что настройки этих двух продуктов Adobe идентичны, и приводят к одинаковым результатам после обработки RAW-файлов. То есть алгоритмы работы обеих программ одинаковы (было бы странно одному производителю делать две версии шумодава). Если я не прав, и у вас есть для этого серьезные основания, сообщите мне об этом.

Для того чтобы уменьшить шумы в Adobe Camera RAW необходимо перейти на вкладку Detail (Детали). Этот шумодав имеет больше настроек, нежели шумодав в Фотошопа (фото 14). По умолчанию, для файлов обеих чувствительностей Camera RAW предлагает не уменьшать яркостные шумы, но снижать цветовые (Luminance – 0, Color - 25, Color Detail - 50). При этих установках цветовой шум прекрасно подавлен, и (как в Capture One) я не замечаю цветных ореолов. Прекрасно. Ползунок Color Detail (цветные детали) помогает регулировать (возвращать) насыщенность цвета для небольших деталей (помните, в шумодаве Фотошопе с этим была проблема). Я оставил значение Color Detail по умолчанию, т.е. 50. А вот основную установку Color я снизил до 15 (для ISO 3200) и 20 (ISO 6400).

Яркостные пятна на гладких поверхностях оставались различимыми, но ненавязчивыми при значении Luminance – 55 (для ISO 3200) и 70 (ISO 6400), но при этом давали легкое снижение деталировки текста. Поэтому я выбрал компромиссное значение Luminance Detail – 40 (для ISO 3200) и 50 (ISO 6400).

Мне так понравилось как уменьшает шумы Adobe Camera RAW (фото 15 и 16 ) что я задумался о допустимости более широкого использования чувствительности 6400 на моей фотокамере. Если бы к этому шумодаву добавить настройку Surface как в Capture One, то ему не было бы равных. Интересно, как распределятся места среди лидеров шумодавов в финале этого урока фотографии.

Фото 14: шумодав Adobe Camera RAW (настройки идентичны Lightroom).
Фото 15: результат применения шумодава Adobe Camera RAW для ISO 3200.
Фото 16: результат применения того же шумодава для ISO 6400.

Результаты тестирования шумодавов

Результаты теста шумодавов на фото 17 и 18: худшие - вверху, лучшие - внизу. При съемке с высокими значениями чувствительности я не рекомендую использовать шумодав Фотошопа для растровых изображений и Canon Digital Photo Professional. Основная причина – сильные цветовые ореолы вокруг цветных деталей в фотографии. Так же в этих шумодавах трудно найти компромисс между уровнем яркостных шумов на гладких поверхностях и резкостью мелких деталей. Capture One, на фоне первых двух, выглядит в выигрышном положении, пока в работу не вступает шумодав Adobe Camera RAW. Последний показал, что во многих случаях я могу использовать чувствительность 6400 и для коммерческих съемок: восхитительное уменьшение яркостных шумов для гладких поверхностей при сохранении мелких деталей и хорошая работа по уменьшению цветового шума. На что же жалуются работающие в Lightroom я не понимаю?

Фото 17: Сравнительная таблица шумодавов для ISO 3200.
Фото 18: Сравнительная таблица шумодавов для ISO 6400.
Фото 19: Очаровательный шум.

Заключение

Если во время съемки вы хотите использовать высокие значения чувствительности, то начните бороться с шумами еще на этапе съемки – снимайте в формат RAW. Не перекладывайте процесс уменьшения шумов на Фотошоп, сделайте это в RAW-конверторе при коррекции фотографий. Используйте тот конвертор, который с меньшими потерями (а потери неизбежны) уменьшит шумы в фотографии. Используйте минимальные значения установок шумодава.

Если фотография имеет сильные шумы, то в некоторых случаях можно ограничиться уменьшением лишь цветовых пятен. Оставшиеся яркостные шумы будут очень похожи на зерно фотопленки. Иногда такая имитация зерна даже предпочтительней, чем гладкая картинка цифровой фотокамеры. Например, если вы стилизуете фотографию под старинную. В иных же случаях зерно может дать определенный шарм снимку (фото 19 ). Недаром существуют фильтры Фотошопа, создающие подобное пленочное зерно. Но, это тема для другого урока.

PS: В этом тесте шумодавов использовались не самые новые версии Adobe Camera RAW и Capture One. Поэтому, возможно, что алгоритмы уменьшения шумов в этих программах стали еще более совершенными.
PPS: Не шумите!