Признаки приспособления. Механизм возникновения приспособлений к среде обитания у животных и растений

Тема: Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер.

Цель: сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, знание о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала.

В форме фронтальной беседы предлагается ответить на вопросы:

Что является поставщиком материала для отбора в популяции?

Назовите единственную направляющую движущую силу эволюции.

В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной …? борьбы за существование, в результате которой выживают особи наиболее приспособленные к условиям окружающей среды.

3.Изучение нового материала.

1). Приспособленность.

- Эволюция имеет три связанных следствия:

1. Постепенное усложнение и повышение организации живых существ.

2. Многообразие видов.

3. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.

? Как вы считаете, какое значение имеет приспособленность для организма?

Ответ: Приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства.

Как вам известно, наиболее весомый вклад в развитие эволюционных представлений в 18-19 вв. внесли К.Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч.Дарвин.

-?Возникает вопрос, как образуются приспособления?

Попробуем объяснить образование хобота у слона с точки зрения К.Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч.Дарвина.

К.Линней: приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог. Пример: слонов, как и всех животных создал Бог. Поэтому все слоны с момента возникновения обладают длинным хоботом.

Ж.Б.Ламарк : идея о врожденной способности организмов изменяться под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству. Пример: слоны при добывании пищи вынуждены были постоянно вытягивать свою верхнюю губу, чтобы достать пищу (упражнение). Этот признак передается по наследству. Так возник длинный хобот слонов.

Ч.Дарвин : среди множества слонов были животные с хоботами разной длины. Те из них, у кого хобот был немного длиннее, более успешно добывали себе пищу и выживали. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возник длинный хобот слонов.

Задание: -Попробуйте распределить предложенные утверждения по трем категориям:

# Соответствует взглядам Линнея;

# Соответствует взглядам Ламарка;

# Соответствует взглядам Дарвина.

1. Приспособления возникают в результате новых мутаций.

2. Приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности.

3. Организмы обладают врожденной способностью изменяться под воздействием внешней среды.

4. Приспособления закрепляются в результате естественного отбора.

5. Одна из движущих сил эволюции – стремление организмов к совершенству.

6. Одна из движущих сил эволюции – борьба за существование.

7. Одна из движущих сил эволюции – упражнение или неупражнение органов в определенных условиях среды.

8. Движущая сила возникновения приспособленности – Бог.

9. Приобретенные в ходе взаимодействия особи со средой признаки передаются по наследству.

Ответ: Линней -2,8; Ламарк – 3,5,7,9; Дарвин – 1,4,6.

Впервые материалистическое объяснение происхождения приспособленности дал Ч.Дарвин. Решающую роль в возникновении адаптаций играет непрерывно действующий естественный отбор. Каждое приспособление вырабатывается на основе наследственной изменчивости в процессе борьбы за существование и естественного отбора в ряду поколений.

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ организмов или адаптация – совокупность тех особенностей строения, физиологии и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

Механизм возникновения приспособленности:

Изменение условий жизни → индивидуальная наследственная изменчивость → естественный отбор → приспособленность.

Типы адаптаций:

1. Морфологические адаптации (изменение строения тела): обтекаемая форма тела у рыб и птиц; перепонки между пальцами у водоплавающих животных; густой шерстный покров у северных млекопитающих; плоское тело у придонных рыб. Стелящаяся и подушкообразная форма у растений в северных широтах и высокогорных районах.

2. Покровительственная окраска. Покровительственная окраска развита у видов, которые живут открыто и могут оказаться доступными для врагов. Такая окраска делает организмы менее заметными на фоне окружающей местности. Примеры:

На Крайнем Севере многие животные окрашены в белый цвет (белый медведь, белая куропатка).

У зебры и тигра темные и светлые полосы на теле совпадают с чередованием тени и света окружающей местности (мало заметны на расстоянии 50-70 метров).

У открыто гнездящихся птиц (глухарь, тетерев, рябчик) самка, сидящая на гнезде, почти неотличима от окружающего фона.

3. Маскировка. Маскировка – приспособление, при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами. Например: гусеницы некоторых бабочек по форме тела и окраске напоминают сучки; насекомых, живущих на коре дерева (жуки, усачи) можно принять за лишайники; форма тела палочника; слияние камбалы с фоном морского дна.

4 . Мимикрия. Мимикрия – подражание менее защищенного организма одного вида более защищенному организму другого вида. Например: некоторые виды неядовитых змей и насекомых похожи на ядовитых (муха-журчалка –оса, ужи тропические – ядовитые змеи). Цветки львиного зева похожи на шмелей – насекомые пытаются завязать брачные отношения, что способствует опылению. Мимикрия- результат отбора сходных мутаций у различных видов. Она помогает незащищенным животным выжить, способствует сохранению организма в борьбе за существование.

5. Предупреждающая (угрожающая) окраска. Яркая предостерегающая окраска хорошо защищенных ядовитых, жалящих форм: клопа-солдатика, божьей коровки, осы, колорадского жука, окраска шмеля, черные и оранжевые пятна гусениц и т.д.

6. Физиологические адаптации: приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания; накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд); железы, избавляющие от избытка солей у рептилий и птиц, обитающих у моря; сохранение воды у кактусов; быстрый метаморфоз у пустынных амфибий; теплолокация, эхолокация; состояние частичного или полного анабиоза.

7. Поведенческие адаптации: изменения поведения в тех или иных условиях; забота о потомстве; образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи, что облегчает пропитание и защиту (волки, многие птицы); отпугивающее поведение (жук-бомбардир, скунс); замирание, имитация ранения или смерти; спячка, запасание корма.

8. Биохимические адаптации связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту от врагов или нападение на других животных; яды змей, скорпионов, антибиотики грибов, бактерий; кристаллы щавелевокислого калия в листьях или колючках растений (кактус, крапива)

9. Приспособления к абиотическим факторам (например, холоду):

У животных : густая шерсть, толстый подкожный слой жира, перелет на юг, зимняя спячка, запасание корма на зиму.

У растений : листопад, холодостойкость, сохранение вегетативных органов в почве, наличие видоизменений (луковицы, корневища и др. с запасом питательных веществ).

10. Способы добывания пищи.

У животных : - объедание листьев на высоких деревьях (длинная шея); захват с помощью ловчих сетей (плетение паутины и создание др. разнообразных ловушек) и подстерегание объектов питания;

Особое строение пищеварительных органов для вылавливания насекомых из узких нор; ловли летающих насекомых; многократного пережевывания грубой пищи (липкий длинный язык, многокамерный желудок и др.)

Схватывание и удержание добычи хищными млекопитающими и птицами (хищные зубы, когти, крючковатый клюв).

У растений : интенсивное развитие корней и корневых волосков→поглощение воды и минеральных солей; широкие тонкие листья, листовая мозаика→поглощение солнечной энергии; захват и переваривание мелких животных→насекомоядные растения.

11. Защита от врагов.

У животных: быстрый бег; иглы, панцирь; отпугивающий запах; покровительственная. предостерегающая и др. типы окраски; стрекательные клетки.

У растений: колючки; розеточная форма, недоступная для скашивания; ядовитые вещества.

12.Обеспечение эффективности размножения.

У животных : привлечение полового партнера: яркое оперение, «корона рогов»; песни; брачные танцы.

У растений : привлечение опылителя: нектар; пыльца; яркая окраска цветков или соцветий, запах.

13. Расселение на новые территории.

У животных : миграции-перемещения стад, колоний, стай в поисках пропитания и подходящих условиях для размножения (перелеты птиц, кочевки антилоп, зебр, заплывы рыб).

У растений: распространение семян и спор: цепкие крючки, колючки; хохолки, крылатки, летучки для переноса ветром; сочные плоды и др.

2. Относительный характер приспособленности.

Еще Ч. Дарвин подчеркивал, что все приспособления, сколько бы совершенными они ни были, носят относительный характер. Приспособленность относительна и любое приспособление помогает выживать лишь в тех условиях, в которых оно сформировалось. При изменении условий ранее полезный признак может превратиться во вредный и привести к гибели организма.

Доказательствами относительности приспособлений могут служить следующие факты:

Белая куропатка выдает себя тенью на снегу. Заяц-беляк виден на фоне темных стволов. Ночная бабочка летит на огонь (собирают нектар со светлых цветков ночью). Крылья стрижа обеспечивают ему очень быстрый и маневренный полет, но не позволяют взлететь, если птица случайно окажется на земле (стрижи гнездятся только на высоких обрывах). При задержке выпадения снега вовремя перелинявший на зиму заяц-беляк хорошо виден на фоне темной земли. Мелкие птицы продолжают тратить силы на выкармливание кукушонка, который выкинул их потомство из гнезда. Яркая окраска самца павлина обеспечивает ему успех у самок, но одновременно привлекает хищников.

В лесных угодьях ежи собирают на себя клещей, в том числе энцефалитных, больше, чем любые другие зверьки. Иглистым «панцирем» еж, как щеткой, счесывает голодных клещей, забравшихся на лесные травы. От клещей, впившихся между иголками, еж не может избавиться. За весенний сезон каждый еж кормит на себе десятки тысяч клещей. Таким образом, иглистый покров надежно защищает ежа от хищников, но столь же надежно защищает клещей от самого ежа.

Таким образом, приспособленность не абсолютна, а относительна.

Относительный характер приспособленности противоречит утверждению об абсолютной целесообразности в живой природе (эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка).

3. Закрепление материала. Работа по карточкам.

4. Домашнее задание п.58, вопросы.

Цели урока:

  • повторение и закрепление знаний о движущих силах эволюции;
  • сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, знание о механизмах возникновения приспособленности как результата эволюции;
  • продолжить развитие умений использовать знания теоретических закономерностей для объяснения явлений, наблюдаемых в живой природе;
  • сформировать конкретные знания о приспособительных особенностях строения, окраски тела и поведения животных.

Оборудование:

Таблица “Приспособленность и ее относительный характер”, фотографии, рисунки, коллекции организмов растений и животных, карточки для выполнения тестов, презентация.

1. Повторение изученного материала:

В форме фронтальной беседы предлагается ответить на вопросы.

а) Назовите единственную направляющую движущую силу эволюции.
б) Что является поставщиком материала для отбора в популяции?
в) Известно, что наследственная изменчивость, поставляющая материал для отбора, случайна и не направлена. Каким образом естественный отбор приобретает направленный характер?
г) Дайте объяснение с эволюционных позиций следующему выражению: “Отбору подвергаются не отдельные гены, а целостные фенотипы. Фенотип выступает не только объектом отбора, но и выполняет роль передатчика наследственной информации в поколениях”.

По мере постановки вопроса его текст выводится на экран (используется презентация)

2. Учитель подводит беседу к формулировке темы урока.

В природе существует несоответствие между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью ресурсов. Это является причиной…? борьбы за существование, в результате которой выживают особи наиболее приспособленные к условиям окружающей среды. (Вывод схемы на экран, учащиеся записывают в тетрадь)

Итак, одним из результатов естественного отбора можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций – приспособлений к среде обитания, т.е. приспособленность – результат действия естественного отбора в данных условиях существования.

(Сообщение темы урока, запись в тетради)

Подумайте и попытайтесь сформулировать в чем заключается сущность приспособленности к условиям среды обитания? (Вместе с учащимися учитель дает определение приспособленности, которое записывается в тетрадь, вывод на экран слайда)

Приспособленность организмов или адаптации – совокупность тех особенностей их строения, физиологических процессов и поведения, которые обеспечивают для данного вида возможность специфического образа жизни в определенных условиях окружающей среды.

Как вы считаете, какое значение приспособленность имеет для организмов?

Значение: приспособленность к условиям среды повышает шансы организмов на выживание и оставление большого числа потомства. (Запись в тетради, вывод на экран слайда)

Возникает вопрос, как образуются приспособления? Попробуем объяснить образование хобота у слона с точки зрения К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина.

(На экране фотография слона и формулировка поставленного вопроса)

Предположительные ответы учащихся:

По Линнею: приспособленность организмов – проявление изначальной целесообразности. Движущей силой является Бог. Пример: слонов, как и всех животных создал Бог. Поэтому все слоны с момента возникновения обладают длинным хоботом.

По Ламарку: идея о врожденной способности организмов изменяться под воздействием внешней среды. Движущей силой эволюции является стремление организмов к совершенству. Пример: слоны при добывании пищи вынуждены были постоянно вытягивать свою верхнюю губу, чтобы достать пищу (упражнение). Этот признак передается по наследству. Так возник длинный хобот слонов.

По Дарвину: среди множества слонов были животные с хоботами разной длины. Те из них, у кого хобот был немного длиннее, более успешно добывали себе пищу и выживали. Этот признак передавался по наследству. Так, постепенно, возник длинный хобот слонов.

Какое объяснение более реально? Попробуем описать механизм возникновения приспособлений. (На экране схема)

3. Многообразие адаптаций.

На столах учащихся рисунки, коллекции, иллюстрирующие различные приспособления организмов к окружающей среде. Работа парами или группами. Ученики описывают адаптации, называют их сами или с помощью учителя. На экране данные приспособления появляются по ходу беседы.

1. Морфологические адаптации (изменения строения тела).

  • обтекаемая форма тела у рыб и птиц
  • перепонки между пальцами у водоплавающих животных
  • густой шерстный покров у северных млекопитающих
  • плоское тело у придонных рыб
  • стелящаяся и подушкообразная форма у растений в северных широтах и высокогорных районах

2. Маскировка: форма тела и окраска сливаются с окружающими предметами (слайд).

(Морской конек, палочники, гусеницы некоторых бабочек).

3. Покровительственная окраска:

развита у видов, которые живут открыто и могут оказаться доступными для врагов (яйца у открыто гнездящихся птиц, кузнечик, камбала). Если фон среды не является постоянным в зависимости от сезона года – животные меняют свою окраску (заяц беляк, русак).

4. Предостерегающая окраска:

Очень яркая, характерна для ядовитых и жалящих форм (осы, шмели, божья коровка, гремучие змеи). Часто сочетается с демонстративным отпугивающим поведением.

5. Мимикрия:

сходство в окраске, форме тела незащищенных организмов с защищенными (муха-журчалка и пчела, тропические ужи и ядовитые змеи; цветки львиного зева похожи на шмелей – насекомые пытаются завязать брачные отношения, что способствует опылению; яйца, откладываемые кукушкой). Подражатели никогда не превосходят численностью вид-оригинал. Иначе предупреждающая окраска потеряет смысл.

6. Физиологические адаптации:

приспособленность процессов жизнедеятельности к условиям обитания.

  • накопление жира пустынными животными перед наступлением засушливого сезона (верблюд)
  • железы, избавляющие от избытка солей у рептилий и птиц, обитающих у моря
  • сохранение воды у кактусов
  • быстрый метаморфоз у пустынных амфибий
  • теплолокация, эхолокация
  • состояние частичного или полного анабиоза

7. Поведенческие адаптации:

изменения поведения в тех или иных условиях

  • забота о потомстве улучшает выживание молодых животных, повышает устойчивость их популяций
  • образование отдельных пар в брачный период, а зимой объединение в стаи. Что облегчает пропитание и защиту (волки, многие птицы)
  • отпугивающее поведение (жук-бомбардир, скунс)
  • замирание, имитация ранения или смерти (опоссумы, земноводные, птицы)
  • предусмотрительное поведение: спячка, запасание корма

8. Биохимические адаптации:

связаны с образованием в организме определенных веществ, облегчающих защиту отврагов или нападение на других животных

  • яды змей, скорпионов
  • антибиотики грибов и бактерий
  • кристаллы щавелевокислого калия в листьях или колючках растений (кактус, крапива)
  • особая структура белков и липидов у термофильных (устойчивых к высоким температурам)

и психрофильных (холодолюбивых), позволяющая организмам существовать в горячиз источниках, вулканических почвах, условиях вечной мерзлоты.

Относительный характер приспособлений.

Предлагается обратить внимание на таблицу: заяц. Незаметный для хищников на снегу, хорошо заметен на фоне стволов деревьев. Вместе с учащимися приводятся другие примеры: ночные бабочки собирают нектар со светлых цветков, но и летят на огонь, хотя и гибнут при этом; ядовитых змей поедают мангусты, ежи; если кактус обильно поливать – он погибнет.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: любое приспособление целесообразно только в условиях, в которых оно сформировалось. При изменении этих условий адаптации теряют свою ценность или даже приносят вред организму. Следовательно – приспособленность носит относительный характер.

При изучении темы мы опирались на учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Оно объяснило механизм возникновения приспособленности организмов к условиям обитания и доказало, что приспособленность всегда носит относительный характер.

4. Закрепление знаний.

на столах учащихся листы с тестами и карточки для ответов.

1 вариант.

1. Явление, которое служит примером маскировочной окраски:

а) окраска пятнистого оленя и тигра;
б) пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных;
в) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;
г) окраска божьих коровок и колорадского жука.

2. Как современная наука объясняет формирование органической целесообразности:

а) является результатом активного стремления организмов приспособиться к конкретным условиям среды;
б) является результатом естественного отбора особей, оказавшихся более приспособленными, чем другие, к условиям среды благодаря наличию у них случайно возникших наследственных изменений;
в) является результатом непосредственного влияния внешних условий на развитие у организмов соответствующих признаков;
г) она была изначально предопределена в момент создания творцом основных видов живых существ.

3. Явление. Примером которого служит сходство мухи-львинки и ос по окраске брюшка и форме усиков:

а) предостерегающая окраска;
б) мимикрия;
в) приспособительная окраска;
г) маскировка.

4. Пример покровительственной окраски:




5. Пример предостерегающей окраски:

а) ярко-красная окраска цветка у розы;


г) сходство в окраске и форме тела.

2 вариант.

1. Главный эффект естественного отбора:

а) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих размножение в поколениях;
б) повышение частоты генов в популяции, обеспечивающих широкую изменчивость организмов;
в) появление в популяции генов, обеспечивающих сохранение признаков вида у организмов;
г) появление в популяции генов, обусловливающих приспособление организмов к условиям обитания;

2. Пример покровительственной окраски:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) зеленая окраска листьев у большинства растений;
в) ярко-красная окраска у божьей коровки;
г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.

3. Пример маскировки:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;
в) ярко-красная окраска у божьей коровки;

4. Пример предостерегающей окраски:

а) ярко-красная окраска у цветка розы;
б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
в) сходство в окраске у мухи-журчалки и осы;
г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

5. Пример мимикрии:

а) зеленая окраска у певчего кузнечика;
б) ярко-красная окраска у божьей коровки;
в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;
г) сходство в окраске и форме тела гусеницы бабочки-пяденицы с сучком.

Карточка для ответов:

1 2 3 4 5
а
б
в
г

Домашнее задание:

  1. параграф 47;
  2. заполнить таблицу по параграфу 47:

ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ наследственные признаки организмов, соответствующие той или иной особенности их обычной среды обитания. Благоприятствуют жизни организма в этой среде.

Экологический энциклопедический словарь. - Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии . И.И. Дедю . 1989 .


Смотреть что такое "ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ" в других словарях:

    Процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды, и гибели в ходе эволюции неприспособленных. Естественный отбор следствие борьбы за существование; обусловливает относительную целесообразность строения и… … Энциклопедический словарь

    Соответствие явления или процесса определённому (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная Модель которого представляется в качестве цели (См. Цель). Ц. рассматривается, с одной стороны, как имманентная (внутренняя) …

    Совокупность разнородных концепций в эволюционном учении, возникших во второй половине XIX в. в связи с развитием отдельных положений ламаркизма. Механоламаркизм приписывал ведущую роль в эволюции условиям внешней среды; ортоламаркизм усматривал… … Энциклопедический словарь

    Дарвинизм - материалистическая теория эволюции органического мира, рассматривающая процессы и закономерности его исторического развития и основанная на воззрениях английского ученого Ч. Дарвина (1809 1882). Дарвинизм сложился в самостоятельную область знания … Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

    Понятие, введённое Э. Геккелем (См. Геккель) (1866) при обосновании им биогенетического закона (См. Биогенетический закон) для обозначения повторения более или менее далёких этапов филогенеза в процессе зародышевого развития особи.… … Большая советская энциклопедия

    В облике омеловых имеется много общего с ремнецветниковыми и чаще всего они объединяются в одно семейство с двумя подсемействами. Но по современным представлениям омеловые имеют независимое от ремнецветниковых происхождение от санталовых … Биологическая энциклопедия

    Материалистическая теория эволюции (исторического развития) органического мира Земли, основанная на воззрениях Ч. Дарвина. фундаментом для создания теории эволюции Ч. Дарвину послужили наблюдения во время кругосветного путешествия на… … Большая советская энциклопедия

    I Сердце Сердце (лат. соr, греч. cardia) полый фиброзно мышечный орган, который, функционируя как насос, обеспечивает движение крови а системе кровообращения. Анатомия Сердце находится в переднем средостении (Средостение) в Перикарде между… … Медицинская энциклопедия

    ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ - ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ, учение о преемственном, рассматриваемом во времени историческом развитии живых форм (животных и растений). Согласно Э. у. все ныне существующие живые формы произошли путем изменения (превращения, трансформации) ранее… … Большая медицинская энциклопедия

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

По классификации приспособления подразделяют на следующие виды:

1. Станочные - применяемые, для установки и закрепления на станках обрабатываемых заготовок.

2. Для установки и закрепления режущего инструмента.

3. Сборочные приспособления - для соединения сопрягаемых деталей в сборочные единицы и узлы. Их применяют для предварительной сборки упругих эл-тов (пружин), для выполнения соединений с натягом и т. п.

4.Контрольные приспособления - применяют для промежуточного и окончательного контроля размеров деталей.

По уровню специализации приспособления различают:

универсальные - предназначенные для обработки разнообразных заготовок (тиски, 3-х кулачковые патроны (см. рис. 1), делительные столы и головки и т. п.);

специализированные - для обработки заготовок одного типа (различные механизмы со сменными устройствами - делительное приспособление с набором сменных цанг);

специальные - предназначенные для выполнения к/либо одной операции на данной детали (накладные кондукторы-рис.2, и т.п.).

Использование приспособлений обеспечивает:

1)повышение производительности труда благодаря сокращению времени на установку и закрепление заготовок (tв); благодаря применению многоместной и многоинструментной обработки (за счёт снижения t0);

2)повышение точности обработки за счёт более точной установки заготовки и настройки станка;

3)облегчение условий труда станочников; расширение технологических возможностей оборудования.

5 Вопрос (Универсальные приспособления, конструкции, область применения.)

Универсальные приспособления предназначены для обработки разнообразных деталей. Такие приспособления применяют в единичном и мелкосерийном производствах. К числу универсальных приспособлений для закрепления обрабатываемых заготовок относятся: машинные тиски, самоцентрирующие патроны, самоцентрирующие тиски, делительные головки, круглые поворотные столы, а также различного рода домкраты, прихваты и т. п. Рациональное применение и усовершенствование универсальных приспособлений позволяет расширить область работ, вы­полняемых на фрезерных станках, упростить и облегчить работу фрезеровщика, сократить вспомогательное время на обработку.

В последнее время все большее применение находят универсально-сборные приспособления (УСП). Из одних и тех же готовых, нормализованных, взаимозаменяемых и износоустойчивых деталей и узлов многократно собирают всевозможные приспособления для различных видов механической обработки.

После того как обработана партия заготовок, универсально-сборное приспособление разбирают, а его детали и узлы используют при сборке других приспособлений. Применение системы универсально-сборных приспособлений значительно сокращает срок технологической подготовки и освоения производства, в особенности в условиях единичного и мелкосерийного производства.

На 215 показано приспособление для фрезерования проушины в штуцере /, собранное из элементов УСП. Обработка производится на горизонтально-фрезерном станке набором фрез. Заготовка поступает на эту операцию с обработанной установочной базой, а также с двумя обработанными отверстиями, по которым она базируется на два ориентирующих пальца.

Все они объединены характером конвергентно возникших у них адаптаций к той своеобразной среде обитания, которую представляет собой живой организм хозяина. Главнейшие из них следующие:

· способность к анаэробному дыханию обеспеченному ферментативным расщеплением питательных веществ в отсутствие кислорода. Невысокая эффективность этого типа энергетического обмена компенсируется практически не иссекаемыми запасами углеводов, поставщиком которых является пища хозяина, и отсутствием затраты энергии на движение;

· признаки общей дегенерации : упрощается строение нервной системы и органов чувств, укорачивается кишечник (круглые черви) либо пищеварительная система полностью утрачивается (ленточные черви), и растворенные питательные вещества всасываются всей поверхностью тела;

· интенсивное развитие половой системы и появление возможности размножаться на стадии личинки (например, у печеночного сосальщика) приводят к очень высокой половой продуктивности;

· гермафродитизм (плоские черви) гарантирует размножение при наличии единственной особи;

· эффективная защита оплодотворенных яиц многослойными оболочками и обеспечение питанием развивающегося в яйце зародыша;

· наличие приспособлений для выхода личинок из яйца или тела хозяина во внешнюю среду и проникновения их в организм нового хозяина (железы, выделяющие специальные ферменты)

Из общих закономерностей можно перечислить следующие.

Форма тела:

Размеры тела:

Органы прикрепления:

В основном перечисленные выше приспособления служат лишь для прикрепления к хозяину, но иногда они, применяются для раздражения или разрывания тканей хозяина, а в отдельных группах – для всасывания пищи;

Пищеварительная система:

У многих форм, питающихся кровью, наблюдается известная гипертрофия некоторых частей пищеварительной системы и развитие желез, выделяющих секрет, препятствующий свертыванию крови;

Нервная система:

Выделительная и осморегуляторная системы:

Дыхательная система:

Органы движения:

Половая система:

3 Обзор важнейших гельминтов человека, их биология и развитие

3.1 Острицы

Жизненный цикл. Оплодотворение происходит в кишечнике. Сразу после оплодотворения самцы погибают. Матка самки, набитая яйцами, увеличивается настолько, что занимает почти все тело червя. Она сдавливает бульбус пищевода, что нарушает механизм фиксации. Такие самки под влиянием перистальтики спускаются в прямую кишку. Ночью они активно выползают из ануса на кожу промежности и здесь откладывают яйца (до 13 ООО шт.). приклеивая их к коже. Вскоре после этого самки погибают. Для дальнейшего развития отложенных яиц необходим особый микроклимат - температура 34-36°С и высокая влажность - 70-90%. Такие условия создаются в пер и анальных складках кожи и промежности человека. Находящиеся здесь яйца уже через 4-6 ч становятся инвазионными. Яйца, не удержавшиеся на коже и попавшие в условия с более низкой температурой и влажностью, не развиваются. При попадании яиц в кишечник человека они превращаются в половозрелые формы без миграции Взрослые особи живут в кишечнике 30 сут, но вылечить энтеробиоз бывает трудно, поскольку часто происходит повторное самозаражение- Самка, откладывая яйца, вызывает зуд, поэтому больные расчесывают зудящие места. Яйца попадают под ногти, где также находят оптимальные условия для развития (температура 34-36°С, высокая влажность). Через загрязненные руки яйца легко попадают в рот. Таким образом больной постоянно заражает себя снова, т. е. происходит аутореинвазия, что затрудняет излечение. Патогенное действие. Зуд, потеря аппетита, понос, нарушение сна. У девочек и женщин возможны воспалительные процессы в половых органах при заползании остриц в ванту. Лабораторная диагностика. Исследование фекалий неприменимо, так как яйца откладываются на коже. Наиболее "эффективен соскоб с перианальных складок кожи. Для этого спичку или деревянный стержень обвертывают ваткой и смачивают в глицерине, затем делают соскоб и микроскопируютего. Использованные материалы сжигают. Можно обнаружить яйца под ногтями или в носовой слизи. Иногда в фекалиях видны вышедшие острицы. Профилактика: личная - соблюдение правил личной гигиены, особенно чистоты рук; больного ребенка следует укладывать спать в трусиках, утром их кипятить и гладить мокрыми; общественная - общесанитарные мероприятия в сочетании со специфическими для энтеробиоза; систематические энтеробиозные мероприятия в детских учреждениях.

Схематично процесс изображен на схеме 2.

Схема 2- Упрощенная схема жизненного цикла острицы

Образ жизни

Чем опасны острицы? Заболевание, вызванное этим видом червей, называется энтеробиоз. Его патогенез состоит из нескольких моментов:

1. механическое повреждение слизистой кишечника;

2. питание содержимым кишечника;

3. выделение и всасывание в кровь продуктов жизнедеятельности глистов и токсинов после их гибели.

3.2 Трихинелла спиральная

Очаги трихинеллеза могут быть природными и синантропными.

Морфология. Половозрелые трихинеллы имеют микроскопические размеры: самки 3-4 мм в длину (рис. 3.54), самцы 1,5-2 мм. Самки живородящие, имеют непарную половую систему, влагалище открывается наружу в передней четверти тела. У самцов отсутствуют спикулы.

Самки отрождают личинок размером 0,1 мм, которые мигрируют в поперечнополосатые мышцы, увеличиваются до 0,8-1 мм, свертываются в спираль и покрываются капсулой.

Заражение трихинеллезом происходит при поедании мяса животных, содержащих живых инкапсулированных личинок трихинелл. В желудочно-кишечном тракте под действием пищеварительных ферментов капсула растворяется, личинки выходят в просвет кишки, где после нескольких линек через 3-4 сут превращаются в половозрелые формы. Затем происходит оплодотворение. Оплодотворенные самки внедряются между ворсинками слизистой оболочки передними концами тела и отрождают живых личинок. Самка живет около 3-6 нед, и за это время она отрождает от 200 до 2000 личинок.

Личинки проникают в лимфатическую и кровеносную системы и с током крови разносятся по всему организму хозяина. В процессе миграции личинки несколько раз линяют. Затем с помощью буравящего стилета и выделяемого фермента гиалуронидазы личинки активно проникают из капилляров в волокна поперечнополосатых мышц. Личинками трихинеллы особенно интенсивно бывают инвазированы диафрагмальные, реберные, жевательные, мимические мышцы, мышцы языка, глотки, глаз. Через 2 нед личинки сворачиваются в спираль. Вокруг личинок развиваются воспалительный процесс, клеточная инфильтрация и затем в течение 2-3 нед формируется соединительнотканная капсула. Примерно через 1 год стенки капсулы обызвествляются. Личинка сохраняет жизнеспособность внутри капсулы до 20-25 лет.

Для превращения личинок в половозрелую форму они должны попасть в кишечник другого хозяина. Это происходит в том случае, если мясо животного, больного трихинеллезом, будет съедено животным того же или другого вида: например, мясо одной трихинеллезной крысы будет съедено другой. В кишечнике второго хозяина капсулы растворяются, освобождая личинок, которые в течение 2-3 дней превращаются в половозрелые формы (самцов и самок). После оплодотворения самки отрождают новое поколение личинок. Каждый организм, зараженный трихинеллами, сначала становится окончательным хозяином, а затем промежуточным - для личинок, отрожденных оплодотворенными самками.

Для полного развития одного поколения гельминтов необходима смена хозяев.

Тяжесть заболевания зависит от количества личинок, попавших в организм.

Схематично жизненный цикл трихинеллы спиральной изображен на Рисунке1.

Рисунок 1 – Жизненный цикл трихинеллы спиральной


3.3 Аскарида человеческая

Биология. Аскариды, живущие в человеке, - довольно крупные черви грязно-розового цвета. Они раздельнополы; самцы меньше самок и имеют длину 15-25 см, задний конец тела у них загнут крючком - приспособление, позволяющее самцу охватывать самку во время оплодотворения. У самки задний конец тела не искривлен и длина доходит до 40 и даже до 45 см.

Тело аскариды одето плотной кутикулой, составляющей наружный слой ее кожно-мускульного мешка.

Пространство между кишечником и кожно-мускульным мешком заполнено у аскариды водянистой жидкостью. Сюда выделяются из клеток тела продукты распада, образующиеся в процессе их жизнедеятельности. Сюда же попадают и питательные вещества, поступающие через стенки кишечника, а отсюда их получают и прилегающие клетки тела.

Распространение яиц аскариды и пути заражения. В тех микроскопически мелких яичках, которые выделяет самка аскариды, под плотной оболочкой находятся уже сформировавшиеся зародыши. Однако в кишечнике прежнего хозяина зародыши не вылупляются из своих скорлупок, и яйца вместе с испражнениями выносятся из тела. Таким образом, яйца попадают либо в почву, либо в воду, куда их относят дождевые потоки, и в этих условиях могут оставаться живыми и готовыми к дальнейшему развитию в течение 5-6 лет.

Более понятно этот процесс изображен на схеме 2

Схема 2 – Цикл развития Аскариды

Аскариды сильно раздражают слизистую оболочку кишки, прикрепляясь к ней своими зубчатыми губами. В выделениях аскарид и в самих червях имеются ядовитые вещества, отравляющие организм человека и вызывающие явления малокровия, тошноту, расстройства пищеварения, острые боли «под ложечкой», головные боли, обмороки, появление сыпи на коже. Сильно ядовитой оказалась жидкость, заполняющая в теле червя пространство между внутренними органами и кожно-мускульным мешком; поэтому если глист погибает в кишечнике и подвергается перевариванию, то эта жидкость, попадая в полость кишечника хозяина, может вызвать у него явления острого отравления.

Скопление аскарид во многих случаях ведет за собой непроходимость кишечника, причем тяжелое болезненное состояние вызывается не только механической закупоркой просвета кишечника, но и, главным образом, отравляющим воздействием аскарид на организм хозяина. В тяжелых случаях для спасения больного бывает необходима хирургическая операция - вскрытие брюшной полости и кишки для извлечения комка аскарид.

Еще опаснее бывают аскариды, когда они покидают тонкую кишку и заползают в другие органы - в желчные протоки и в печень.

Власоглав

Власоглав (лат. Trichocephalus trichiurus) - круглый червь, вызывающий заболевание трихоцефалёз.

Внешний вид этого гельминта весьма своеобразен: его тело похоже на тончайшую нить или волосок, резко утолщенный к заднему концу. Это связано с тем, что в нитевидном отделе размещаются только ротовое отверстие и длинный пищевод, а все остальные органы располагаются в заднем утолщении. Особенности строения тела объясняются способом питания власоглава: своим тонким передним концом он "пробуривает" стенки кишечника человека, впивается в пролегающие в них кровеносные сосуды и начинает высасывать кровь, подобно пиявке.

Цикл развития власоглава , как и других нематод, несложен:

Оплодотворенная самка откладывает микроскопические яйца (от 100 до 3500 за один раз), по форме напоминающие лимон.

После того как вместе с фекалиями яйца оказываются во внешней среде, их развитие продолжается и при оптимальных условиях (тепло и влажность) личинки полностью созревают через месяц. Яйца становятся инвазионными. Этот процесс изображён на рисунке2 .

Рисунок 2 - Цикл развития власоглава

Цикл развития власоглава, как и других нематод, несложен:

При попадании в организм человека, прочная оболочка яиц растворяется, личинка оказывается в желудочно-кишечном тракте, где и остается, поскольку излюбленным местом обитания власоглава является тонкая, толстая и слепая кишка человека. Классические пути заражения трихоцефалезом: немытые фрукты и овощи, грязные руки, некипяченая вода.

Бычий цепень

Биология.

Рост червя и увеличение числа члеников продолжаются всю его жизнь. Новые членики образуются в области шейки. Вначале они очень маленькие, но по направлению к заднему концу тела увеличиваются. Задние членики периодически отрываются.

Покров бычьего цепня - эпителий с кутикулой, к ним прикреплены продольные и кольцевые мышцы, вместе образующие кожно-мускульный мешок.

Дыхательной системы у бычьего цепня нет. Конечный этап расщепления органических веществ бескислородный.

Выделительная система бычьего цепня образована выделительными трубочками, соединяющимися в два канала и открывающимися наружу на последнем членике. Выводятся вода, растворенный в ней углекислый газ и жирные кислоты.

Жизненный цикл

Яйцо. Личинки, живущие в мышцах животных. Финны.

Взрослые черви в кишечнике человека, откладывающие яйца. Цикл замкнулся. Все это изображено в виде схемы 3.

Схема 3 – Цикл развития бычьего цепня


Заражение происходит при поедании животными травы с яйцами. Животные – крупный рогатый скот ‒ являются промежуточным хозяином цепня и переносчиком болезни.

Яйца очень жизнеспособные, выдерживают небольшой холод и зимуют в земле. Из яиц развивается личинки, способные через стенки кишечника проникать в кровь, затем мышечную, соединительную ткань, где и оседают. Через четыре месяца из личинок формируются финны, которые выглядят как маленькие горошинки и сохраняют свою жизнеспособность до 9 месяцев. Личинки имеют небольшой размер, поэтому финны в куске мяса можно не заметить. Поражаемое финнами мясо называется финнозным.

Основным хозяином цепня бычьего является человек. Пути заражения: можно заразиться, поедая заражённое, недостаточно проваренное, прожаренное мясо, сырой мозг северных оленей. Попав в кишечник, финна выворачивает свою головку, прикрепляется к слизистой – начинается формирование новых члеников животного. Этот процесс изображен на рисунке 3.

Рисунок 3 - Цикл развития бычьего цепня

Свиной цепень

Тело гельминта разделяется на три отдела: головку, шейку, тело. Описание органов:

1. Округлая головка (сколекс) имеет маленькие размеры (0,6–2 мм), четыре присоски, венчик с крючьями, число которых может достигать до 30–32. Благодаря своим крючьям гельминт получил название вооружённого.

2. Шейка, длиной около 10 мм ‒ зона роста червя, от которой постоянно отрастают новые, не передвигающиеся самостоятельно членики.

3. Тело (стробила), состоит из члеников или проглоттид. В каждом зрелом членике располагается матка с боковыми ветвями, число которых с каждой стороны может доходить до 8‒12. В каждом членике до 50 тысяч яиц. Длина тела червя доходит до 4 метров. Тело имеет плотные покровы, которое надёжно защищает организм червя от переваривания пищеварительными ферментами кишечника человека.

· при помощи четырёх присосок и венчика с двумя рядами крючьев животное прикрепляется к стенкам кишечника;

· особи гермафродитные, размножение половое, плодовитость высокая;

· жизненный цикл со сменой двух хозяев.

Особенности жизненного цикла цепня

Схема развития свиного солитера: стадии онкосферы (яйца), личинки, взрослого гельминта. Главный промежуточный хозяин свиного цепня, в котором происходит развитие личинки – свиньи. Переносчиком яиц червя могут быть дикие кабаны, собаки. Данный процесс изображен на рисунке 4.

Рисунок 4 – Жизненный цикл свиного цепня

Стадия яйца

Отделившись от тела животного, членики с созревшими яйцами пассивно удаляются из кишечника человека. Яйца свиного цепня округлые, с тонкой, бесцветной, прозрачной оболочкой. Некоторое время они сохраняют свою жизнеспособность в земле. Заражение свиней происходит при поедании нечистот. Заражение человека может происходить при попадании онкосфер с немытыми овощами и фруктами, загрязнёнными нечистотами.

Личинка и промежуточный хозяин

Попав в тело промежуточного хозяина, из яйца выходит личинка с крючьями. Личинка свиного цепня пробуравливает стенки кишечника, проникает в кровеносную и лимфатическую систему, заносится во внутренние органы, мышцы.

Заражение человека может происходить при заносе яиц в ротовую полость из тонкого кишечника во время рвоты.

Из яиц через 2‒4 месяца развиваются личинки (финны или цистицерки), которые поселяются в мышечной ткани, глазных яблоках, головном мозге, подкожной клетчатке. Личиночные стадии имеют вид пузырьков, заполненных прозрачной жидкостью, размером с просяное или рисовое зёрнышко. Живут личинки несколько лет, затем погибают – жизненный цикл свиного цепня завершается. Человек является тупиковой ветвью для их развития.

Личинка и окончательный хозяин

Попав с недостаточно проваренным, прожаренным, просоленным мясом в пищеварительную систему окончательного хозяина:

· головка финны выворачивается, крючьями и присосками прикрепляясь к стенкам тонкого кишечника;

· от шейки червя начинают формироваться членики.

Развитие свиного цепня проходит быстро ‒ через 3‒4 месяца половозрелый червь начинает откладывать огромное количество яиц. Солитер выделяет в кишечник хозяина продукты метаболизма, которые вызывают головную боль, слабость, рвоту.

Эхинококк

Биология. Лента эхинококка имеет всего 2 - 6 мм в длину и состоит из сколекса и трех или четырех члеников. Задний членик заключает в себе матку, наполненную яйцами. Сколекс, 0,3 мм ширины, снабжен хоботком с двумя коронами крючочков, числом от 28 до 50. Более крупные крючочки достигают 0,040 - 0,045 мм в длину, а мелкие - 0,030 - 0,038 мм. Присосок четыре, диаметром 0,13 мм. Первый, а иногда и второй членик от сколекса обычно гермафродитный. В нем находятся до 50 семенников, спирально скрученный семявыносящий проток, грушевидная половая бурса, подковообразной формы яичник, тельце Мелиса и вагина. Последний, зрелый членик бывает наполнен яйцами в количестве до 400 - 800. Он достигает 1,5 - 2,5 мм длины и 0,5 - 0,6 мм ширины. Жизненный цикл эхинококка.

Цикл развития.

Из яйца выходит личинка, которая с током крови мигрирует к различным органам (в первую очередь - к печени и легким). В отличие от бычьего и свиного цепней, финны эхинококка способны к неограниченному росту. При этом от оболочки материнского пузыря отпочковываются дочерние, внутрь дочерних - еще более мелкие и т.д. Таким образом, благодаря вегетативному размножению финна эхинококка напоминает своеобразную «матрешку». Данный процесс изображен на рисунке 5.

Рисунок 5 – Жизненный цикл эхинококка

Онкосферы, попав в желудок жвачных или других промежуточных хозяев, подвергаются воздействию соляной кислоты. Оболочка их растворяется, онкосферы с помощью своих шести крючочков проникают в толщу стенок кишечника, а оттуда - в кишечные кровеносные сосуды и током крови заносятся в печень. В последней часть зародышей задерживается, и из них формируются эхинококковые пузыри. Онкосферы эхинококка, миновавшие портальный круг кровообращения, через правую половину сердца попадают в легкие и большей частью задерживаются в них. В случаях, когда онкосферы минуют и капиллярную сеть легкого, они попадают в левое сердце, аорту, заносятся в какой-либо орган или ткань и превращаются там в пузырчатую стадию эхинококка.

Чаще всего эхинококком поражаются печень и легкие и реже другие органы и ткани. Эхинококковый пузырь развивается медленно. По истечении месяца он достигает только 1 мм ширины, через 5 месяцев - 10 мм. Рост эхинококкового пузыря продолжается несколько лет (у человека 10 - 30 лет).

Лентец широкий

Биологическое описание лентеца широкого

Развивается широкий лентец, сменяя 3 хозяев. Окончательное его развитие происходит в организме человека, медведя, кошки, лисицы, собаки или свиньи. Пресноводные рачки (циклопы диаптомусы) являются промежуточными хозяевами. Среди дополнительных хозяев можно отметить пресноводную рыбу (судак, щука, налим, окунь). Лентец широкий развивается в водоемах, в которые проникают незрелые яйца с фекалиями окончательного хозяина. Спустя месяц из яйца вылупляется подвижная личинка (карацидий), которая попадает в организм промежуточного хозяина и проходит вторую личиночную стадию, превращаясь в процеркоид.

Строение и жизненный цикл

Длина стробилы, состоящей из значительного количества члеников (до 4000), может достигать длины от 2 до 15 метров. Сколекс длиной 3-5 мм имеет продолговато-овальную форму, сплющен с боков. По бокам располагаются 2 щели (ботрии), с помощью которых червь прикрепляется к слизистой оболочке кишечника.

Развитие яиц происходит в пресноводных водоемах. Ресничная личинка (корацидий) выходит из яйца на 6-16 день после попадания в благоприятную среду. При температуре воды ниже +15°С развития зародыша не происходит, но он сохраняет жизнеспособность в течение 6 месяцев. После заглатывания веслоногими рачками, обитающими в пресных водоемах, корацидий через 2-3 недели превращается в процеркоида.

В организме рыб, поедающих рачков, процеркоиды проникают во внутренние органы и мышцы, и через 3-4 недели превращаются в плероцеркоидов, достигающих длины 4 см и имеющих сформировавшийся сколекс. В половозрелого червя плероцеркоид превращается уже в организме окончательного хозяина. При поедании мелких рыб более крупными хищными рыбами плероцеркоиды способны проникать сквозь стенку их кишечника в мышцы и внутренние органы и продолжать развитие. Подробнее этот процесс изображен на схеме 4.

Схема 4 – Жизненный цикл лентеца широкого

4 Данные о заболеваемости людей в Чашникском районе

Анализ эпидемической обстановки

по гельминтозам в области за 2013 год

В 2013 году продолжалась позитивная тенденция снижения заболеваемости гельминтозами населения области с предыдущим годом на 20% и составила 170,60 на 100 тысяч населения.

Суммарная заболеваемость гельминтозами в области за 2012-2013годы

Из общего числа инвазированных 58,13 % приходится на долю энтеробиоза, 39,07% - аскаридоза, 1,87% - трихоцефалеза, 0,72% - трихинеллеза, 0,21% другие виды гельминтозов.

Показатели пораженности и заболеваемости

аскаридозом, энтеробиозом и трихоцефалезом населения области

за 2012-2013 годы

Заболеваемость и общая пораженность населения снизилась в отчетном году по большинству территорий. Вместе с тем заболеваемость выше среднеобластного показателя по энтеробиозу регистрируется в Бешенковичском (122,6), Городокском (136,34), Миорском (184,20), Полоцком (141,51), Толочинском (118,82), Шарковщинском (146,60) районах. Заболеваемость аскаридозом в г.Витебске составляет 152,59 на 100 тыс.населения, Браславском районе - 70,82.

Наиболее неблагополучными (эпидемически значимыми) возрастными группами по гельминтозам являются дети 0-17 лет – они составляют 56,15% всех больных аскаридозом и 70,30% - энтеробиозом.

Динамика пораженности гельминтозами населения Витебской области за 2003-2013 годы

В отчетном году в области зарегистрировано 15 случаев трихинеллеза (Докшицкий – 3, Миорский – 2, Толочинский – 4, Полоцкий, Поставский, Чашникский, Шарковщинский районы, г.Витебск и г.Орша – по 1 случаю). Учитывая ежегодную регистрацию трихинеллеза, совместно с ветслужбой разработан План мероприятий на 2012-2015 годы по борьбе с трихинеллезом, утвержденный облисполкомом.

Продолжался мониторинг загрязнения гельминтами объектов внешней среды. В 2013 году исследовано 26012 проб, из них с положительным результатом - 43 (0,16%).

В целях снижения нагрузки баклабораторий ЦГЭ мало информативными анализами, откорректировано количество исследуемых проб, оставлен эпидемиологически обоснованный минимум, увеличены объемы исследований выполняемых на хоздоговорной основе.

Результаты санитарно-гельминтологического исследования

объектов внешней среды за 2013 год

Наименование городов и районов Форма учета Исслед. проб Всего + Из них обнаружено:
Яиц гельминтов:
аскарид власоглав токсокар остриц других видов
Почва абс.ч % 18/ 0,85 18/ 0,85
Песок из песочниц абс.ч % 9/ 0,48 8/ 0,42 1/ 0,05
Овощи, фрукты абс.ч % 4/ 0,09 2/ 0,04 1/ 0,02 1/ 0,02
Вода питьевая абс.ч %
Вода сточная абс.ч. % 9/ 1,98 7/ 1,54 1/ 0,22 1/ 0,22
Вода открытых водоемов абс.ч. % 1/ 0,20 1/ 0,20
Рыба абс.ч. %
Смывы в ДДУ абс.ч. % 3/ 0,04 3/ 0,04
Смывы в школах абс.ч %
Смывы в ОЗ абс.ч. %
Смывы на пищевых объектах абс.ч. % 1/ 0,04 1/ 0,04

В отчетном году продолжалась тенденция снижения заболеваемости населения заразными кожными заболеваниями (ЗКЗ).

Заболеваемость чесоткой среди населения снизилась на 8,61% и составила 55,59 на 100 тыс. населения.

Заболеваемость населения ЗКЗ за 2012-2013 годы

Вместе с тем превышает среднеобластной показатель (55,59) заболеваемость чесоткой среди населения в Бешенковичском (74,64), Дубровенском (67,84), Лиозненским (81,51), Полоцком (62,99), Россонском (111,72) районах, г.Витебске (87,87).

Выше среднеобластного показателя заболеваемость микроспорией среди населения в Лепельском (37,35), Лиозненском (29,11), Миорском (42,85), Россонском (65,17) районах.

Остается высокой доля детей в общей заболеваемости чесоткой (46,68). В Бешенковичском, Поставском, Россонском и Сенненском районах она составляет более 50%.

5 Профилактические меры борьбы с гельминтами человека

Первичная профилактика гельминтоза – формирование у человека здорового способа жизни, который включает:

Социальное благополучие;

Должный уровень культуры всех членов семьи;

Материальную обеспеченность.

Если дома есть домашние животные, требуется обеспечить правильный уход за ними, который включает своевременную вакцинацию, дегельминтизацию. Весной и летом нельзя забывать о вероятности заражения глистами после употребления грязных овощей, ягод и фруктов. Риск заболеть падает, если человек всегда соблюдает правила личной гигиены.

Профилактика гельминтозов. Профилактика аскаридоза, трихоцефалеза и
токсокароза включает комплекс мероприятий по выявлению больных, их
лечение, обеспечение условий жизни, быта и производства, исключающих
распространение этих болезней, охрану и оздоровление окружающей среды от
возбудителей. В профилактике энтеробиоза основное значение имеют меры,
направленные на разрыв механизма передачи возбудителей, при этом следует
учитывать, что этот гельминтоз преимущественно поражает детей в
организованных коллективах. В основе профилактики трихинеллеза лежит
обеспечение безопасности для здоровья человека мясной продукции.
Заражение гельминтами в значительно большей мере, чем заражение
бактериями и вирусами, зависит от того, насколько осознанно сам человек
соблюдает гигиенические правила. Поэтому для профилактики гельминтозов
чрезвычайно важно: 1) мыть руки после загрязнения их почвой или любого
контакта с животными; 2) тщательно обрабатывать зелень, овощи и другие
пищевые продукты, на которых могут быть частицы почвы; 3) приобретать
мясные и рыбные продукты только в надежных местах и употреблять их в
пищу после тщательной термической обработки; 4) содержать жилище и
прилегающую территорию в надлежащем гигиеническом состоянии;
оградить внешнюю среду – почву дворов, игровых детских площадок, парков
от загрязнения выделениями человека; 6) при появлении первых симптомов
гельминтоза обратиться к врачу.

Профилактика гельминтоза требует достаточной термической обработки:

Мясных продуктов.

Когда у человека есть частый контакт с животными, он находится в детских коллективах, работает с землей, увлечен рыбалкой, охотой, часто ездит в экзотические страны, ему показано применение медикаментов для профилактики заболевания.

· Декарис – препарат для лечения глистов-аскарид. Его могут принимать взрослые, но не рекомендуется применять в отношении малышей.

· Албендазол – медикаментозный препарат для защиты от некатороза и анкилостомидоза. Препарат выпускается в виде жевательных таблеток и может приниматься против глистов взрослым человеком или детьми до двух лет.

· Медамин – препятствует заражению такими гельминтами, как аскариды и нематоды.

· Пирантел – эффективный препарат для борьбы с гельминтами разного типа с кишечной локализацией.

Борьба с глистами народными средствами

Для борьбы с глистами в домашних условиях используют различные растительные сборы, кору и мякоть отдельных овощей и фруктов, различные травы. К эффективным средствам излечения гельминтоза относятся настойки и отвары полыни, цветков пижмы, крапивы, лопуха и одуванчика. Хорошо помогают избавиться от глистов тыквенные семечки, щавель, лук и чеснок. Как эти ингредиенты используют? Главное понимать, что борьба с глистами народными средствами в домашних условиях оправдана, если инвазия не носит хронический характер и не запущена:

· Луковый настой: репчатый лук пропускают в банку и заполняют стеклянную емкость на две трети. Остальную часть банки заполняют водкой. Средство должно настояться в тепле дней десять. Полученный состав следует процедить. Жидкость употребляют взрослые по 50 гр. перед едой дважды в день. Для детей настой не подходит из-за повышенной агрессивности.

· Настой крушины: крушину аптечную заливают водой из расчета 2 ложки сухой травы на литр жидкости. Проварите смесь минут пять. Настаивайте два часа, процедите. Употребляйте перед каждым приемом пищи неделю. Этот настой для борьбы с гельминтами подходит всем.

· Настойка полыни лекарственной готовится так: ложку сухой травы заливают пол литром кипятка. Настаивают. Употреблять настойку нужно трижды в день перед едой по 50 гр. целую неделю.

· Отличным действенным препаратом для борьбы с глистами является настой гранатовой кожуры. Для его приготовления в домашних условиях гранатовую шкурку заливают водой, доводят до кипения и варят пять минут. Полученное лекарство настаивают, употребляют дважды в день по полстакана перед приемом пищи.

· Хорошо в домашних условиях при гельминтозе помогает отвар из перегородок грецких орехов. Их варят в небольшом количестве воды полчаса, затем настаивают и процеживают. Взрослый человек должен принимать отвар трижды в день по столовой ложке. Малышам это лечение не подходит.

· Хороший метод борьбы с гельминтозами – регулярное употребление отвара из пижмы. Цветки растения заливают кипятком. Настаивают. Полученное лекарство принимают трижды в день натощак.

· Те, кому не подходят лук и чеснок, могут попробовать бороться с глистами при помощи морковного сока. Его следует пить натощак утром три недели подряд. Речь идет о свежевыжатом соке корнеплодов.

· Тыквенные семечки – действенное средство борьбы с глистами. Их можно употреблять сырыми, жареными, с добавлением меда или брусничного сока. Положительный результат будет, если кушать семечки тыквы не менее 300 гр. за один прием ежедневно.

Заключение

1) изменения формы тела; 2) развитие присосок и крючьев для прикрепления к хозяину; 3) утрата органов чувств; 4) утрата подвижности, особенно у взрослой формы; 5) отсутствие органов пищеварения и пищеварительных ферментов; 6) повышенная способность к размножению.

3. Проанализировала данные о заболеваемости людей в Чашникском районе в виде таблиц, диаграмм.

Список использованной литературы

4.Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука. - 1978. - 400 с.

5.Авдюхина Т.И., Константинова Т.Н., Прокошева М.Н. Современный взгляд
на проблему гельминтозов у детей и эффективные пути ее решения // Лечащий врач. – 2004, №1. – С. 14-18.

7. Акимушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. - М.: Мысль, 1998. – 382 с.

9.Беклемишев В.Н. Возбудители болезней как члены биоценозов. Зоологический журнал. Т. 35. № 12. – 1956. - С. 1765-1779.

13.Бронштейн А М, Н. А. Малышев. Гельминтозы человека. Москва 2010 г. -109с.

15. Богомолов Б.П., Угрюмова М.О., Лазарева И.Н. О генерализованном
эхинококкозе // Клиническая медицина. – 2000, №9. – С. 59-62.

16. Биология под редакцией академика РАМН, профессора В. Н. Ярыгина: Том 2. Москва издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2012 - 553с.

17. Гаевская А.В., Нигматуллин Ч.М. Биотические связи Ommastrephes bartrami (Cephalopoda: Ommastrephidae) в северной и южной частях Атлантического океана // Зоол. журн. Т. 55. Вып. 12. - 1976. – С. 1800-1810.

18.Гиляров А.М. Популяционная экология. М.: Изд-во МГУ. – 1990. – 191 с.

19.Гинецинская Т.А. Трематоды – их жизненные циклы, биология и эволюция. Л.: Наука. – 1968. – 411 с.

22. Димушкин И.И. Мир животных: Беспозвоночные. Ископаемые животные. - М.: Мысль, 1998. – 382 с.

24. Кипайкин В.А., Рубашкина Л.А. Эпидемиология. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.– 480 с.

25. Карузина И.П. Биология. – М.: Медицина, 1972 – 352 с.

28. Лейкина Е. С., Важнейшие гельминтозы человека, М., 1967 с 117-12

30. Методическое пособие Гельминтозы в практике педиатра Москва 2008г. -30с.