Самый скоростной авианосец. Период Великой Отечественной Войны

10

Был построен в 1994-1997 годах испанской фирмой «Басан» и по конструкции схож с авианосцем «Принсипе де Астуриас», построенном ранее этой же фирмой для ВМС Испании.

Используется для патрулирования исключительной экономической зоны и поисково-спасательных операций. Также в число его задач входит обеспечение воздушной поддержки, но в целом боеспособность корабля оценивается как низкая из-за недостатка финансирования и редких выходов в море.

По мнению СМИ как Таиланда, так и многих других стран, «Чакри Нарубет» можно считать самой большой в мире королевской яхтой, поскольку во время кратковременных выходов в море на корабле, как правило, присутствуют члены королевской семьи, для размещения которой на авианосце предусмотрены обширные апартаменты.

9


Радиоэлектронное вооружение включает: многофункциональную РЛС с фазированной антенной решёткой AMS/Selex EMPAR, трёхкоординатную РЛС обнаружения воздушных целей дальнего радиуса действия, РЛС обнаружения воздушных и надводных целей ближнего и среднего радиуса действия, две РЛС управления огнём 76-мм АУ, РЛС управления авиацией, навигационную РЛС, гидроакустическую станцию для обеспечения плавания и обнаружения мин, инфракрасную систему освещения обстановки, инфракрасную систему кругового обзора, систему инструментальной посадки летательных аппаратов на палубу.

Кроме самолётов и вертолётов может перевозить десант: 415 чел., до 100 единиц колёсной техники, или 24 основных боевых танка, или 50 тяжёлых боевых бронированных машин.

8


Авианосец ВМС Бразилии, бывший авианосец «Фош» типа «Клемансо» ВМС Франции. Был заложен 15 февраля 1957 г., спущен на воду 23 июля 1960 г., вошел в состав ВМС Франции 15 июля 1963 г. 15 ноября 2000 г. передан ВМС Бразилии и после ремонта в феврале 2001 г. прибыл в Бразилию.

Энергетическая установка - двухвальная паротурбинная. Состоит из шести паровых котлов фирмы «Лаваль» и двух турбин фирмы «Алстом».

Общая мощность - 126000 л. с.

7


Авианосец сооружён на основе тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путём глубокой модернизации. После полной реконструкции корабль изменил своё назначение: вместо авианесущего противолодочного крейсера корабль стал полноценным авианосцем.

В ноябре 2013 года в Северодвинске состоялась торжественная передача авианосца «Викрамадитья» (бывшего тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков») в состав ВМС Индии. С 26 ноября корабль совершал переход из Североморска на индийскую военно-морскую базу Карвар. 8 января 2014 года авианосец «Викрамадитья», без вооружения и самолётов прибыл к побережью штата Карнатака. Интеграция нового корабля в состав ВМС Индии заняла около четырёх месяцев. Все это время на корабле работали российские специалисты гарантийного обслуживания.

Определён состав авиагруппы: это 14-16 самолётов МиГ-29К, 4 МиГ-29КУБ (переданы Индии 12 февраля 2009 года), до 8 вертолётов Ка-28, 1 вертолёт Ка-31, до 3 HAL Dhruv (взамен 2 Ка-28). Первоначально пилоты будут проходить обучение на электронном тренажёре корабельной авиации, а после ввода в эксплуатацию аналогичного комплекса - в Индии.

6


«Шарль де Голль» - флагман французского военно-морского флота, единственный действующий авианосец ВМС Франции, первый французский надводный боевой корабль с атомной силовой установкой. Среди авианосцев других стран, исключая США, это второй по величине (после российского тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов») и самый боеспособный авианесущий корабль.

Максимальная вместимость - до 100 самолётов на срок до 7 дней. Запуски могут производиться каждые 30 с. Впрочем, одновременные взлёты и посадки не предусмотрены конструкцией.

Поддерживает стандарт тактической радиосвязи L16 для обмена данными между военными единицами, в которой может выступать как командный пункт. В этом случае он может управлять самолётами-истребителями, отправлять им данные целеуказания, назначать боевые задачи.

5


Авианосцы типа «Королева Елизавета» - английские авианосцы, известные также под кодовым названием CVF, строящиеся на замену ныне действующим лёгким авианосцам типа «Инвинсибл». В настоящее время в постройке находятся два авианосца (HMS Queen Elizabeth и HMS Prince of Wales).

Разработка механических конструкций корабля была полностью автоматизирована. Средства компьютерного моделирования были разработаны компанией QinetiQ. Проектирование корпуса исходило из требуемого 50-летнего срока службы корабля. Особенностью корпуса было наличие трамплина, используемого для самолётов с укороченным взлётом. Поскольку срок службы самолётов F-35 составляет 20 лет, было решено оставить возможности для конверсии авианосца в гладкопалубный, рассчитанный на самолёты горизонтального взлёта. Корпус имеет девять палуб, не считая полётной. 85 000 т стали стоимостью 65 млн фунтов, необходимой для постройки двух авианосцев, поставляет компания Corus.

Эти корабли должны стать крупнейшими кораблями, когда-либо построенными для Королевского флота.

4


«Ляонин» - первый и единственный авианосец НОАК. Был заложен в 1985 на верфи в Николаеве для ВМФ СССР как второй авианосец проекта 1143.6. После распада СССР в 1992 году корабль достался Украине и постройка была прекращена в 1998 году. Куплен Китаем за 25 миллионов долларов официально с целью организации плавучего центра развлечений. Отбуксирован в Китай и достроен как авианосец. 25 сентября 2012 вошёл в состав ВМФ НОАК.

Конструкция корабля близка к однотипному «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», большинство отличий заключаются в использованных системах боевого и радиоэлектронного вооружения. По имеющимся данным, пусковые установки противокорабельных ракет П-700 «Гранит» в носовой части авианосца были демонтированы, а палубные шахты для них - заделаны, чтобы освободить больше места для размещения запасных частей для самолётов и вертолётов корабельной авиагруппы.

3


«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» - тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5, единственный в составе Военно-Морского флота Российской Федерации в своём классе. Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника с использованием авианосцев и большого количества подводных лодок. «Адмирал Кузнецов» имеет также задачу поддержки десантных операций.

Авианосец несёт 12 пусковых установок 4К-80 для тяжёлых ракет «Гранит». Авианосец «Адмирал Кузнецов» является единственным авианесущим кораблём в мире, который может находиться в Чёрном море, так как по конвенции Монтрё проход «чистых» авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещён, а «Адмирал Кузнецов» обладает серьёзным ракетным вооружения и поэтому заявляется как «авианесущий крейсер».

12 ноября 2016 года авианосная группа приступила к манёврам в восточной части Средиземного моря у берегов Сирии. 15 ноября 2016 года с борта авианосца, впервые в истории ВМФ России, самолёты Су-33 начали наносить удары по позициям террористов ИГИЛ и Джебхат ан-Нусра в провинциях Идлиб и Хомс Сирии.

2 «Нимиц» (усов.)


В 1981 году в ходе обсуждений как в рамках Конгресса, так и Пентагона, было принято решение произвести улучшенный «Нимиц». В конце-концов было построено 7 авианосцев этого типа.

Первым улучшенным авианосцем «Нимиц» принято считать «Теодор Рузвельт», введеннный в эксплуатацию в 1986 году. В 1999 году участвовал в войне НАТО против Югославии.

1


Авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» - серия многоцелевых атомных авианосцев США, постройка которых ведётся с 2009 года. Созданы как улучшенная версия авианосцев типа «Нимиц» и отличаются от них, при сопоставимых размерах и авиационном вооружении, сокращённым, за счёт высокой степени автоматизации, экипажем и как следствие, меньшими эксплуатационными расходами. Помимо этого, новые авианосцы отличаются внедрением ряда новых технологий и конструктивных решений, в частности, элементов стелс-технологии. Головной корабль заложен 14 ноября 2009 года, введение его в строй планируется в 2016 году. Помимо него, запланировано строительство по меньшей мере двух кораблей, по мере принятия на вооружение авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» будут заменять авианосцы «Нимиц».

В качестве средства ПВО самообороны корабль вооружён ракетами ESSM фирмы Raytheon с двумя 8-контейнерными пусковыми установками на 32 ракеты каждая. Ракеты предназначены для борьбы со скоростными высокоманёвренными противокорабельными ракетами. Системы ближнего радиуса действия включают зенитные ракеты RAM производства Raytheon и Ramsys GmbH.

На корабле будет применена усовершенствованная система складирования и подачи боеприпасов и расходных материалов с хранилищами удвоенной высоты. Боезапас авианосца состоит из ракет, артиллерийских выстрелов, бомб и ракет «воздух-земля» для ударных самолётов, торпед и глубинных бомб для противолодочной авиации.

Американцы - безусловные лидеры по авианосцам, но и другим державам есть, чем похвастать. Например, ушлые китайцы на днях заявили о закладке собственного плавучего аэродрома. В честь этого события M PORT составил рейтинг авианесущих кораблей на вооружении у разных стран.

АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ (Россия)

Главное преимущество Адмирала - его скорость. Он с легкостью делает 35 миль в час, так что не стойте у него на пути! Он легче любого авианосца США, но грозные самолеты Су на его борту как бы намекают: с товарищем Кузнецовым шутки плохи.

  • Заступил на боевое дежурство - 1991 год
  • Водоизмещение - 55 200 тонн
  • Длина - 305 метров
  • Автономность - 45 суток
  • Экипаж - 1609 человек
  • Авиация - 12 вертолетов (Ка-27), 33 самолета (Су-33 и Су-25)

НЕУКРОТИМЫЙ (Invincible, Великобритания)

До 2005 года - класс легких британских авианосцев, отлично себя зарекомендовавший во время войны с Аргентиной за Фолклендские острова в 1982 году. В 90-х Неукротимый поддерживал налеты на Ирак. С 2005 года на смену ему идут корабли класса Queen Elizabeth, более навороченные, но менее легендарные.

  • Заступил на боевое дежурство - 1980 год
  • Водоизмещение - 20 600 тонн
  • Длина - 209 метров
  • Автономность - 7000 миль
  • Экипаж - 875 человек
  • Авиация - 22 самолета и вертолета

ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ (Франция)

Единственный авианосец Франции, зато очень серьезный, поскольку атомный. В пути может находиться очень долго. Несет на себе 40 самолетов, что является мощной ударной силой. В 93 году на борту де Голля случилось ЧП: сотрудники британской Ми-6 проникли на авианосец под видом инспекции. Ушлым шпионам удалось осмотреть корабль, но их оперативно схватили.

  • Заступил на боевое дежурство - 1994 год
  • Водоизмещение - 42 000 тонн
  • Длина - 261 метр
  • Автономность - 45 суток
  • Экипаж - 1900 человек
  • Авиация - до 40 самолетов и вертолетов


ПРИНЦ АСТУРИЙСКИЙ (Испания)

Этот авианосец такой длинный, что можно спокойно устраивать корриду на его палубе - 196 метров длины это позволяют. Гордость испанского флота, а что еще делать - других-то нет!

  • Заступил на боевое дежурство - 1989 год
  • Водоизмещение - 16 700 тонн
  • Длина - 196 метров
  • Экипаж - 763 человека
  • Авиация - 14 вертолетов, 8 самолетов (Харриер-2)


ДЖОРДЖ БУШ (USS George H.W. Bush, США).

Тяжелый атомный авианосец класса Нимиц. Нет сомнений, что эта игрушка - лучшая в мире. И притом новейшая: корабль был спущен на воду в 2006 году. Для сравнения, вышеперечисленные авианосцы были построены еще в прошлом столетии.

  • Заступил на боевое дежурство - 2009 год
  • Водоизмещение - 97 000 тонн
  • Длина - 332 метра
  • Экипаж - 5680 человек
  • Авиация - 90 самолетов и вертолетов


Для справки: кто сбил первый Нимиц?

Американские военные утверждают, что авианосцы типа Нимиц являются совершенно неуязвимыми. Однако российская авиация доказала, что это далеко не так. Инцидент произошел во время американо-японских учений: российские самолеты незаметно подлетели к авианосцу ВМС США Китти Хок и сфотографировали его во всех позах. Американцы даже не успели поднять палубную авиацию или хотя бы стрельнуть вослед ракетой. На военном языке это означает «условное уничтожение авианосца».

Авианосцы класса "Джеральд Р. Форд" являются преемником авианосцев класса "Нимиц". Ожидается, что в общей сложности будет построено 9-10 новых авианосцев этого класса. Это будут самые крупные и мощные военные корабли из когда-либо построенных. Эти авианосцы будут основной ударной силой ВМС США на протяжении всего 21-го века.

Дизайн корпуса класса Форда аналогичен класса "Нимиц". Новые авианосцы будут иметь меньший, переработанный остров, оснащены более автоматизированными и эффективными системами наблюдения и контроля. Он сможет нести авиагруппу из 85 самолетов, вертолетов или беспилотных летательных аппаратов. Она будет включать в себя F-35 JSF и F / A-18E / F, EA-18g , самолёт радиоэлектронной борьбы E-2D Advanced, вертолеты MH-60R и MH-60S.

2. Нимиц (США)

В общей сложности 10 авианосцев этого класса были построены, в том числе 3 по первоначальному проекту и 7 по улучшенному. Это были самые большие военные корабли своего времени. С атомной силовой установкой, они могут нести 80 самолетов и вертолетов, в основном F / A-18E / F, самолёт радиоэлектронной борьбы EA-6B Prowlers, E-2C Hawkeye самолет раннего предупреждения и вертолеты MH-60R и MH-60S.

Класс "Нимиц" имеют автоматизированные системы самообороны против крылатых противокорабельных ракет за счет интеграции и координации систем вооружения и РЭБ.


3. Адмирал Кузнецов (Россия)

"Адмирал Кузнецов" введен в эксплуатацию ВМФ России в 1991 году, он меньше чем американские авианосцы, но несет более мощное наступательное вооружение.

Отсутствие катапульты исключает запуск самолетов с тяжелым ударным вооружением. Этот военный корабль несет около 40 самолетов и вертолетов, в том числе Су-33 и МиГ-29К, различные версии корабельных вертолетов Ка-27.

Адмирал Кузнецов тяжелый авианесущий крейсер, а не только авианосец. Он несет ряд наступательных вооружений, стоит отметить 12 × ПУ ПКРК «Гранит».


4. Ляонин (Китай)

"Варяг" был вторым кораблем класса Кузнецов сошедшим со стапелей в городе Николаев, что сейчас находится на Украине. Он был заложен в 1985 году и спущен на воду в 1988 году, после распада Советского Союза финансирование строительство корабля остановилось. В конце концов незавершенный корпус продан в Китай, где он был восстановлен и переоборудован.

Этот авианосец введен в эксплуатацию Военно-Морским флотом Китая в 2012 году, под названием "Ляонин". "Ляонин" может нести до 50 самолетов и вертолетов. После ремонта китайский корабль потерял все наступательные тяжелое вооружение класса "Адмирал Кузнецов". Теперь он несет только оборонительное оружие ближнего радиуса действия.


5. Куин Элизабет (Великобритания)

Авианосцы типа «Куин Элизабет» в количестве 2 кораблей должный войти в состав Королевского военно-морского флота Великобритании к 2020 году. Первый авианосец был заложен в 2009 году и сейчас достраивается на плаву.

Систершип "Принц Уэльский" планируют ввести в эксплуатацию к 2020 году. Эти новые авианосцы будут крупнейшими военными кораблями когда-либо построенных для Королевского военно-морского флота. Они смогут нести более 40 самолетов и вертолетов. Основным их вооружением будут самолеты F-35B STOVL и вертолеты CH-47 Chinook , Merlin и Lynx Wildcat.


6. Шарль де Голль (Франция)

Это относительно современный атомный корабль. Он введен в эксплуатацию в ВМС Франции в 2001 году. В настоящее время является флагманом французского флота. Это единственный атомный авианосец, построенный за пределами Соединенных Штатов.

"Шарль де Голль" может нести более 40 самолетов и вертолетов. Авиагруппа состоит из 30 Rafale многоцелевых истребителей, также есть E-2C Hawkeye самолеты радиолокационного предупреждения, вертолеты представлены SA 365F Dauphin или AS 322 Cougar.

Второй корабль был запланирован, но из-за отсутствия финансирования его строительство так и не началось.


7. Викрамадитья (Индия)

ВМС Индии представлены в нашем Топ 10 авианосцев мира, кораблем под именем "Викрамадитья", это легкий авианосец представляет собой модифицированный и переоборудованный бывший авианесущий крейсер класса "Киев". Один из кораблей этого класса после переоборудования на Севмаше был продан в Индию.

"Викрамадитья" может нести около 30 самолетов и вертолетов, в том числе МиГ-29KU и МиГ-29КУБ, вертолеты Ка-31. Максимальная авиагруппа состоит из 30 самолетов и 6 вертолетов.


8. Сан - Паулу (Бразилия)

"Сан-Паулу" является авианосцем класса "Клемансо". Первоначально он был введен в эксплуатацию в ВМС Франции в 1963 году, под именем "Фош". Корабль был продан в Бразилию в 2000 году, где он стал новым флагманом бразильского флота.

"Сан-Паулу" может нести до 40 самолетов и вертолетов. Однако этот авианосец в настоящее время служит в основном для подготовки пилотов. Его наступательные возможности ограничены.


9. Кавур, Италия

"Кавур" легкий авианосец, он был введен в эксплуатацию в 2008 году. В настоящее время это новый флагман итальянского флота. Этот современный военный корабль рассчитан на работу V / STOL самолетов F-35 и вертолетов, может служить в качестве командного центра.

"Кавур" несет более 20 самолетов и вертолетов. В настоящее время с него поднимаются в воздух V-8B Harrier II. В будущем они будут заменены на Lockheed Martin F-35B, вертолеты представлены О-101, NH-90 и SH-3D.

Он может перевозить основные боевые танки и десантные транспортные средства в самолетном ангаре. Также он вмещает полк из 325 морских пехотинцев.


10. Чакри Нарубет (Таиланд)

Авианосец "Чакри Нарубет" был построен в Испании. Он был введен в эксплуатацию Королевским тайским военно-морским флотом в 1997 году.

Он может нести около 30 самолетов и вертолетов. Авиагруппа включают в себя самолеты AV-8S Matador и вертолеты S-70B Seahawk, Sea King или CH-47 Chinook.

Однако Чакри Naruebet не хватает оборонительных вооружений. не было установлено планируются первичное вооружение зенитного включая 8-элементную VLS пусковой для ракет Sea Sparrow и четыре Vulcan Фаланга CIWS креплений. Это судно защищено просто Mistral самонаводящихся ракет ближнего радиуса действия инфракрасных.


Россия, по имеющейся информации, планирует построить «самый большой в мире авианосец», чтобы укрепить свою оборону и составить конкуренцию США в этой сфере.

Авианосец «Шторм» будет способен нести на своём борту 90 боевых самолётов и будет стоить порядка $17,5 млрд, отмечает британское издание со ссылкой на российские СМИ.

Этот корабль, ныне известный как проект 23000, может быть готов к 2030 году. Однако станет ли он действительно самым большим авианосцем в мире, как утверждает Москва, - это вопрос спорный.

Его технические характеристики, отмечается в статье, схожи с характеристиками американских авианосцев типа «Нимиц». А один из экспертов даже заявил СМИ, что за основу корабля будет взят дизайн американского авианосца USS Gerald R. Ford, утверждает издание.

Согласно проекту, палуба нового авианосца будет размером в три футбольных поля, а численность экипажа будет достигать 4 тыс. человек. Корабль станет настолько большим, что, как сообщает The Independent, у него будет собственный почтовый индекс.

В настоящее время Россия располагает лишь авианосцем «Адмирал Кузнецов», который был спущен на воду ещё в 1985 году. По своим возможностям он серьёзно уступает кораблю «Шторм».

Российский авианосец будущего. Шторм проекта 23000

Перспективный многоцелевой тяжёлый суперавианосец будущего – Шторм (проект 23000), разрабатывается в российском государственном научном центре им. Крылова (С.-Петербург) в сотрудничестве с Невским проектно-конструкторским бюро.

Корабль нацелен на выполнение различных задач в дальней океанской и морской зонах. Он будет способен наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолётов авиационной группы, а также обеспечивать противовоздушную оборону.

Основные требования, предъявленные Главным командованием ВМФ к новому российскому авианосцу – это автономность и мобильность. Корабль должен перебрасывать всю необходимую технику и снаряжение в нужное место и в сжатые сроки. А авиагруппа должна обеспечивать патрулирование и оперативно наращивать свое присутствие в заданном регионе.

При этом Шторм должен обладать широкими возможностями как в плане использования палубной авиации, так и в плане боевой эффективности действий в составе разнородных сил. На новейший авианосец будут возложены задачи обнаружения и уничтожения подводных и надводных средств противника, нанесения ударов по объектам инфраструктуры противника на суше и защита собственного флота.

Концепция нового многофункционального авианосца

Концепция нового многофункционального авианосца предусматривает размещение на его борту до 100 летательных аппаратов. Самолеты и вертолеты пяти разных типов будут размещены и закреплены на корме и в носовой части авианосца.

На авианосце будет практически «голая» палуба. Вместо массивной вышки – два “острова” управления (две островные надстройки). Это сэкономит место на палубе и снизит радио-заметность корабля в море.

Авианосец будет оснащен двух-реакторной энергетической установкой РИТМ-200 мощностью 175 МВт.

Шторм будет иметь гибридную систему старта самолетов – две электромагнитные катапульты (EMALS) для разгона самолетов и два трамплина (в сумме 4 стартовых позиции на полётной палубе). Длина взлетной дорожки одного из трамплинов превысит 250 метров. Посадка летательных аппаратов будет обеспечена одним аэрофинишёром (устройством на основе троса, который гасит посадочную скорость). Для экономии занимаемой площади подъемники самолетов будут вертикального и качельного типа.

Шторм будет оснащен интегрированной системой боевого управления. Электронный комплекс авианосца будет включать в себя интегрированные датчики, в том числе радиолокационные станции с активной фазированной антенной решеткой (РЛС с АФАР).

С авианосца будут обеспечены взлет и посадка самолетов и вертолетов последнего поколения даже в шторм. Под взлетной палубой и в оптимизированных управляющих надстройках – будут размещены новейшая атомная энергетическая установка, эффективное ракетное и радиоэлектронное вооружение. Использование ракетного вооружения – это один их самых интересных моментов в определении облика будущего корабля.

За противовоздушную оборону корабля будут отвечать сразу четыре модуля С-500 Прометей. С таким квартетом ПВО авианосца сможет одновременно обнаруживать, вести огонь и поражать до 10 воздушных аэродинамических или сверхзвуковых баллистических целей сразу на дальности в 800 километров. Целями ПВО могут быть самолеты, вертолеты, БЛА, ракеты средней дальности, сверхзвуковые крылатые ракеты и боеголовки межконтинентальных баллистических ракет, а также объекты, летящие со скоростью до 7000 метров в секунду. Плюс авианосец будет оснащён двумя системами противоторпедной защиты.

Одноместный МиГ-29К и двухместный МиГ-29КУБ (истребители поколения 4++) будут решать задачу противовоздушной обороны и завоевания господства в воздухе, поражения целей управляемым высокоточным оружием в любое время суток и в любую погоду.

Размещение ПКР на корабле (на базовой постоянной основе) не планируется. Но это отнюдь не запрещает размещение на авианосце (по уже по доброй традиции), 4-8 20-футовых съемных контейнеров с ракетным комплексом Club-K, или гиперзвуковых ПКР Циркон. Размещение на борту авианосца 8 контейнеров с Club-K означает наличие у него на вооружении 32 высокоточных ударных крылатых ракет. Контейнерный Club-K - обеспечит поражение как надводных так и наземных целей. Комплекс является модификацией хорошо известной ракетной системы Калибр. Внутри контейнеров комплекса спрятаны пусковые установки с ракетами 3М-14, Х-35 или 3М-54, способными поражать на дальней дистанции как сухопутные, так и крупные надводные цели. Например ракета 3М-54 способна уничтожить даже авианосец, а дальность полета КР 3М14 с ЯБЧ/ФБЧ составляет – 2650 и 1600 км соответственно.

Задачу сбора информации о противнике и контроль за воздушным, наземным и надводным пространством, а также наведение авиации на обнаруженные цели будут обеспечивать пункт радиолокационного управления и пункт радиолокационного дозора и наведения на базе самолета Як-44Э. С подводными лодками будут бороться вертолеты Ка-32/Ка-27, вооруженные торпедами, глубинными бомбами, ракетами и минами.

Корпус корабля будет оптимизирован так, что сопротивление воды снизится на 20-30%. Последнее даст существенную экономию энергии и возможность увеличить скорость и автономность корабля. Отметим, что движение судна с сопротивлением на 30% меньше чем у традиционного обвода корпуса означает, что при обычной энергетике можно будет иметь дальность плавания на 30% больше и настолько же снизится расход топлива.

Как видим на Шторме применят лучшие разработки отечественной и западной школ создания кораблей подобного класса. В проекте большое значение уделено возможностям по обеспечению воздухоплавания для палубной авиации. Например, согласно проекту, максимальная ширина полетной палубы превысит 80 метров, у Великобритании перенята композиция двойной палубы. Вместе с тем планируется создание и гладкой полетной палубы.

Как инновацию можно выделить улучшенный дизайн корпуса авианосца, позволяющий значительно снизить водное сопротивление и повысит уровень его экономичности и мореходности.

Военную мощь корабля значительно усиливает размещение-использование на нем самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения (ДРЛОиУ).

В целом можно отметить что Шторм станет многоцелевым авианосцем, который будет выполнять функции морского аэропорта. Во времена СССР палубные самолеты выполняли противолодочные, защитные задачи, а также задачи по ПВО, и авианосец позиционировался в качестве военного крейсера, предназначенного для морских нападений на больших расстояниях.

ТТХ авианосца Шторм:

Привет. Добавляй в друзья)

Ударный авианосец ВМС США Enterprise (оперативный код CVN-65) во многом стал первым: первым атомным кораблем данного типа, первым, правда, и единственным, представителем авианосцев класса Enterprise, первым, т.е. самым крупным из когда-либо существовавших военным кораблем…

Строительство корабля началось 4 февраля 1958 года на верфи в Ньюпорте, спущен на воду в сентябре 1960 года, включен в состав флота 25 ноября 1961 года. Первым боевым заданием, в котором участвовал Enterprise, была блокада Кубы в 1962 году во время Карибского кризиса.

Проект авианосцев класса Enterprise был развитием предыдущего класса KittyHawk. Стоимость постройки оказалась очень высока — 451 млн. долларов, это стало причиной того, что больше кораблей этого класса построено не было.

Корпус гладкопалубный, с односторонней угловой палубой. Бронированная полетная палуба интегрирована в силовую структуру корабля, обеспечивая продольную жесткость корпуса. Длина полетной палубы – 331 м, максимальная ширина — 78 м. Для доставки самолетов из ангара предназначены 4 подъемника. Одновременно на палубе могут находиться до 43-х самолетов. Доставкой боеприпасов занимаются 3 подъемника.

Для старта самолетов предназначены 4 паровые катапульты; по паре в носовой части на угловой палубе. Поднимающиеся позади катапульт газоотбойные щиты защищают палубу от раскаленных газов реактивных двигателей. Катапульта способна за 2 секунды по стометровой взлетной полосе разогнать SuperHornets до скорости 200 км/час, при этом перегрузки достигают величины 4g. Используя все 4 катапульты, авианосец может запускать самолеты каждые 15-20 секунд.

Торможение самолетов после посадки обеспечивают 4 аэрофинишера. В случае, если им не удается полностью остановить самолет, то для предотвращения его падения в воду предусмотрен аварийный барьер, представляющий собой поднимающуюся сетку.

Энергетическая установка корабля состоит из 8 ядерных реакторов. Для повышения живучести каждые 2 реактора работают на отдельный гребной вал с пятилопастным 32-тонным гребным винтом диаметром почти 6.5 м. Для повышения маневренности и уменьшения радиуса циркуляции корабля каждый винт снабжен собственным рулем. Одной заправки ядерным топливом может хватить более чем на 10 лет службы.

Использование ядерной установки имело несколько преимуществ. Во-первых, отсутствие необходимости в хранении большого объема топлива для двигателей позволило увеличить запас авиационного топлива до 9 с лишним миллионов литров. Во-вторых, благодаря отсутствию дымовых труб и крупных воздушных шахт удалось уменьшить размеры палубной надстройки («острова») и увеличить площадь полетной палубы на 400 кв. м, исключить ее задымленность. В-третьих, увеличились погреба для боезапаса до 2500 тонн.

Но были и недостатки. Большое количество реакторов, их размеры, противорадиационная защита и некоторые другие причины вынудили увеличить ширину корпуса корабля, что, в свою очередь, повлекло увеличение его длины для обеспечения заданных скоростных характеристик.

Характеристики авианосца:

  • Водоизмещение максимальное 93284 тонн
  • Длина 342 метра
  • Ширина по ватерлинии 40.5 метра
  • Ширина максимальная 78.4 метра
  • Осадка 12 метров
  • Площадь полетной палубы 18 211,5 м2
  • Мощность ССУ 280000 л.с.
  • Максимальная скорость 33.6 узла (62.2 км/час)
  • Максимальная вместимость 5828 человек
  • Экипаж 3000 человек (2700 рядовые, 150 старший комсостав, 150 средний комсостав)
  • Летный состав 1800 человек (250 летчики и 1550 технический персонал).
  • Вооружение: 3 пусковые установки Mk 29 NATO Sea Sparrow, 3 20-мм Phalanx CIWS Mk 15
  • Порт приписки: Норфолк (Norfolk, Va)

Авиационная группа

Основная система вооружения самого большого авианосца – авиационная группа, выполняющая разные задачи от защиты корабля до воздушной поддержки сухопутных сил и нанесения ударов по объектам противника.

На корабле размещены 8 эскадрилий:

  • Эскадрилья дальней воздушной разведки, использующая E2C-Hawkeys.
  • Эскадрилья, использующая самолеты Vikings, предназначена для уничтожения вражеских подлодок и дозаправки в воздухе.
  • Эскадрилья противорадарной защиты. В ее составе самолеты Prowlers.
  • 3 эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F-18 Hornets.
  • Эскадрилья многоцелевых истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков F-18 SuperHornets. Несмотря на сходство с обычными F-18 Hornets, это совершенно новый самолет, отличающийся большим радиусом действия, новым вооружением, новой авионикой и т.д..
  • Эскадрилья вертолетов Seahawk. Их основные задачи – поиск вражеских подлодок, поисково-спасательные операции, транспортировка грузов и персонала между кораблями эскадры.

Авария на авианосце

14 января 1969 года, находясь в 140 км от Гаваев и направляясь в зону боевых действий во Вьетнаме, на взлетной палубе корабля произошел взрыв одной из ракет, повлекший за собой большой пожар и детонацию бомб находившихся рядом самолетов. Корабль получил серьезные повреждения, погибло 27 и получили ранение более 300 человек. Ремонт занял 51 день.

Корабли сопровождения

Учитывая огромную огневую мощь, авианосец является одной из главных целей для вражеских атак. Небольшая эскадра вспомогательных судов постоянно сопровождает Enterprise для его защиты. Среди них:

  • Крейсер – снабжен системой раннего обнаружения, способен уничтожить любую воздушную цель.
  • Фрегат – защищает авианосец от вражеских ракет
  • Противоракетный катер – защищает от самонаводящихся ракет, воздушных налетов и подводных лодок
  • Корабль снабжения – обеспечивает функционирование этой группы, снабжает всем необходимым, от еды до боеприпасов.
  • Подводная лодка

Окончание службы.

За все время службы авианосец совершил 25 походов, принимал участие во многих боевых действиях и операциях. 1-го декабря 2012 года списан и готовится к утилизации. Его имя перейдет к новому кораблю CVN-80 (тип «Форд»).