Презентация по географии атмосферное давление ветер. Презентация на тему: Атмосферное давление


Что такое атмосферное давление? Впервые атмосферное давление измерил итальянский ученый Э. Торричелли, при помощи ртутного барометра. Величина давления определялась высотой столбика ртути в стеклянной трубке, который уравновешивает соответствующий столбик воздуха в атмосфере. И с тех пор принято атмосферное давление измерять в мм.рт.ст.












От чего зависит давление воздуха? Кроме того, если на поверхности Земли температура высокая, то происходит нагревание воздуха, он становится легче и поднимается вверх – давление понижается, а если воздух охлаждается, то он становится тяжелее и плотнее, а значит опускается вниз – давление повышается.


Почему дует ветер? Что же происходит днем: - суша, здания на ней, а от них воздух нагревается быстрее воды; - теплый воздух поднимается над сушей вверх; - давление над сушей уменьшается; - воздух над водой не успевает а, давление его пока выше, чем над сушей; - воздух из области более высокого давления над водой стремится занять место над сушей и начинает перемещаться, выравнивая давление. Вывод: С моря на сушу подул ветер.


Почему дует ветер? Ночью происходит все наоборот, т.е. ветер будет дуть с суши на море. Суша и воздух над ней остывает быстрее, и давление над сушей становится выше, чем над водой. Вода же остывает медленнее, и воздух над ней дольше остается теплым. Он поднимается вверх, и давление над морем уменьшается. Такой ветер, меняющий направление два раза в сутки, называется бризом.


Почему дует ветер? Кроме бриза, существует еще один ветер, который называется муссон. Его принцип направления движения такой же, как у бриза, только более в обширном масштабе. Он свое направление меняет 2 раза в год зимой и летом. Летом он дует на сушу, а зимой в океан. Это ветер можно наблюдать на территории России – Дальний Восток.




Роза ветров При просмотре прогноза погоды вы услышали, что завтра обещают северный ветер. Поэтому мы можем сказать, что наступит похолодание. А как можно определить направление ветра? Можно определить по местным признакам: дыму, деревьям. А можно и при помощи прибора флюгера.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Атмосферное давление и ветер

Цель: объяснить причины образования ветра, научиться определять давление атмосферы, строить розу ветров. Задачи: 1. продолжить формирование у учащихся системы знаний об атмосфере Земли путём изучения атмосферного давления, образования ветров; 2. Сформировать у учащихся первичные практические умения пользоваться барометром и флюгером; 3. сформировать у учащихся понятие «роза ветров» и практическое умение её составлять. Тип урока: комбинированный.

Атмосферное давление – это сила, с которой давит на каждую единицу земной поверхности столб воздуха, находящийся между поверхностью Земли и верхней границей атмосферы. Единицы измерения - мм рт. ст. Прибор для измерения – барометр. Прибор для измерения силы и скорости ветра – флюгер. Единицы измерения силы ветра - кг/м² или в баллах. единицы измерения скорости ветра - м/с.

На уровне моря на параллели 45 при температуре воздуха 0 0 С нормальным будет давление в 760 мм рт. ст.)

Первые воздухоплаватели обнаружили, что при подъеме вверх становится трудно дышать. То же самое происходит и при подъеме в горы. Почему это происходит?

При подъеме на 10,5 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт. ст.)

Решение задач. а) Альпинисты поднимаются на гору, высота которой 5100м. У подножья горы давление было 720 мм рт. ст. Изменится ли давление на вершине?

5100: 10,5 = 486 720 – 486 = 234 мм рт. ст Ответ: 234 мм рт. ст.

б) Определите, на какой высоте летит самолет, если за бортом самолета давление 450 мм рт. ст., а у поверхности Земли 750 мм. рт. ст.

1). 750 – 450 = 300 мм рт. ст. 2). 10,5 * 300 = 3150 м Ответ: 3150 метров

Бриз в переводе с французского языка - «легкий ветер». Перерисуйте в тетрадь рисунок А и обозначьте направление дневного бриза. Для этого: а) определите раз­личия в нагревании поверхности суши и моря и обозначьте области атмосферного давления; б) покажите стрелками направление ветра. - Перерисуйте в тетрадь рисунок Б и обозначьте направление ночного бриза.

Покажите стрелками в каком направлении будет дуть ветер. 760 720 740 720 735 754 Где сила ветра будет больше?

Муссоны - это ветры, меняющие направление на противопо­ложное два раза в год. Муссоны, так же как бризы, возникают из-за различий в на­гревании и охлаждении суши и океана. Но, в отличие от бризов, это различия, возникающие по сезонам года.

Зимой муссоны дуют с более холодного континента на теплый океан, а летом - на­оборот: с более холодного океана на теплый материк. Летние муссоны приносят на континенты морской воздух и много осадков. Зимние муссоны - сухие, так как дуют с континентов на океан. Наиболее ярко муссоны проявляются на юге и востоке Евразии (Индия, Восточный Китай, Дальний Восток России).

На метеорологических станциях за направлением и скоростью ветра наблюдают с помощью флюгера

Смоделируйте ветры, которые могут возникнуть в жаркий летний день над местностью. Для этого перерисуйте рисунок в тетрадь. лес речка лес

Географическая задача. Инспектор Варнике (герой печатавшихся в 70-е годы в журнале «Наука и жизнь» популярных комиксов) расследовал дело об убийстве, совершенном в полдень в нескольких километрах от берега моря. На допросе, проводимом инспектором, один из подозреваемых настаивал на своем алиби. Он утверждал, что в момент совершения преступления гулял по набережной моря и затратил почти целый час, пытаясь достать из воды унесенную с его головы шляпу, которую легким ветерком отгоняло все дальше и дальше от берега. Почему же этот рассказ заставил инспектора Варнике усомнится в алиби подозреваемого?

Практическая работа «Построение розы ветров» Данные календаря погоды Направление ветра С Ю З В СЗ СВ ЮЗ ЮВ Количество дней с ветром такого направления 4 6 10 2 3 1 2 2 Примечание: 1 деление-2 дня.

План анализа розы ветров В течение какого промежутка времени велись наблюдения Количество дней для ветра каждого направления Направление ветра с наибольшим количеством дней Направление ветра с наименьшим количеством дней Направление, в котором ветер не дул вообще



Слайд 2

Высокое давление Низкое давление Как образуется высокое и низкое атмосферное давление. Область высокого атмосферного давления образуется при нисходящих потоках воздуха. Молекулы атмосферных газов в этом случае имеют более низкую температуру. И опускаются вниз – к Земле. Таким образом, у поверхности Земли создаётся более плотный воздушный слой, который «давит» на поверхность Земли сильнее, чем другие воздушные массы в прилегающих областях. Образование области низкого давления, наоборот – связано с восходящими потоками воздуха. Холодный воздух у поверхности Земли не может скапливаться в одном месте. Он начинает перемещаться в область низкого давления. ВЕТЕР

Слайд 3

ВЕТЕР - это перемещение воздуха из областей высокого давления в области низкого давления ВЕТЕР

Слайд 4

Западный Восточный Северный Южный Юго-западный Северо-восточный Северо-западный Юго-восточный Направления ветров

Слайд 5

Северный Северо-западный Северо-восточный Восточный Юго-восточный Южный Юго-западный Западный Роза ветров.

Слайд 6

Как измерить атмосферное давление? Впервые весомость воздуха привела людей в замешательство в 1638 году, когда не удалась затея герцога Тосканского украсить сады Флоренции фонтанами - вода не поднималась выше 10,3 м. Поиски причин упрямства воды и опыты с более тяжелой жидкостью - ртутью, предпринятые в 1643г. Торричелли, привели к открытию атмосферного давления.

Слайд 7

Ртутный барометр Высота перевёрнутой трубки = 1 м 1 м = 1000 мм При высоком атмосферном давлении воздух сильно давит на поверхность ртути в нижней ёмкости…. Ртуть вынуждена из-за давления воздуха заполнять трубку и ртутный столб внутри стеклянной трубки поднимается выше. Количество миллиметров (цифра) увеличивается… Давление – «растёт». ртуть

Слайд 8

Приёмной частью служит круглая металлическая коробка Ас гофрированными основаниями, внутри которой сильно разреженный воздух. При повышении атмосферного давления коробка сжимается и тянет прикрепленную к ней пружину; при понижении давления пружина разгибается и верхнее основание коробки поднимается. Перемещение конца пружины передаётся стрелке В, перемещающейся по шкале С. Барометр – анероид.

Слайд 9

1648г. - опыт Паскаля на горе Пью-де-Дом. Паскаль доказал, что меньший столб воздуха оказывает меньшее давление. Вследствие притяжения Земли и недостаточной скорости молекулы воздуха не могут покинуть околоземное пространство. Однако они не падают на поверхность Земли, а парят над ней, т.к. находятся в непрерывном тепловом движении.

Слайд 10

Изменение давления с высотой. На небольших высотах каждые 10 – 11 м подъема уменьшают атмосферное давление на 1 мм рт.ст. На больших высотах эта закономерность нарушается. ? ? ? ? ? ?

Слайд 11

Пояса атмосферного давления на Земле. Без влияния отклоняющей силы вращения Земли вокруг своей оси. С учётом влияния отклоняющей силы вращения Земли вокруг своей оси.

Слайд 12

Бриз Дневной Ночной Постоянные ветра, образующиеся в прибрежной части из-за смены температур воды и суши в дневное и ночное время суток.

Слайд 13

день ночь? ?

Слайд 14

Скорость ветра зависит от атмосферного давления. Чем больше разница в давлении между участками земной поверхности, тем больше сила ветра. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду (м/с). флюгер

Пояснительная записка.

Презентация предназначена для проведения урока географии в 6 классе по теме «Атмосферное давление. Ветер» основной школы (возраст учащихся 11-12 лет). Тип урока: Усвоение новых знаний. УМК: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким.

Актуальность использования презентации:

Одним из важных средств формирования УУД на уроке географии является применение информационно-коммуникационных технологий. Учебная презентация очень значимый элемент ИКТ.

Преимущества учебной презентации «Атмосферное давление. Ветер»:

Позволяет решить целый ряд дидактических задач;

Повышает мотивацию;

Облегчает усвоение учебного материала;

Позволяет повысить качество наглядности в учебном процессе (иллюстрации, учебные видеоролики, анимационные эффекты);

Активизирует познавательную деятельность;

Даёт возможность реализовать принцип «учение с увлечением».

Презентация помогает достичь поставленной цели урока: формирование представлений об атмосферном давлении, причинах возникновения ветра и его видах.

Формируемые УУД:

Предметные:объяснять значение понятий: атмосферное давление, ветер, объяснять причину возникновения ветра, измерять атмосферное давление и направление ветра;

Метапредметные:формирование умений сравнивать и анализировать, обобщать данные, решать географические задачи, строить логические суждения;

Личностные:оценивать собственный вклад в работу на уроке, формирование устойчивой мотивации к обучению.

Материально-техническое обеспечение: Мультимедийная техника: ноутбук с выходом в интернет, интерактивная доска Smart, проектор.

Редактор: Microsoft PowerPoint 2010; тип файла Презентация Microsoft PowerPoint; формат - pptx

Основное содержание слайдов:

Иллюстрации;

Анимационные эффекты;

Учебный видеоролик "Атмосферное давление";

Географические задачи;

Учебный видеоролик «Ветер»;

Интерактивная викторина;

Занимательное задание (задача).

Как реализуется на уроке:

Проверка учителем домашнего задания, объяснение нового материала, на этапах первичного закрепления.

На уроке целесообразно применять ИКТ:

В обучающем режиме;

В режиме иллюстрации изучаемого материала;

Формирование практических навыков;

Тестирования качества усвоения материала.

Время работы с презентацией:

1.Показ во время проверки домашнего задания - 5 мин.

2.Объяснение нового материала - 10 мин.

3.Этапы первичного закрепления - 7 мин.

Презентацию можно использовать как для индивидуальной формы организации учебной деятельности, так и для фронтально-коллективной, групповой.

ВНИМАНИЕ! Рекомендую использовать созданный продукт на уроке фрагментарно, чередовать работу с презентацией на интерактивной доске, с дискуссиями, работой в географических атласах и в Рабочих тетрадях на печатной основе.


Воздух имеет вес.

Взвешивание воздушного шарика пустого и накаченного воздухом и горки песка, как доказательство того, что воздух имеет вес.


Воздух имеет вес, значит он давит на все тела под ним:

Атмосферное давление

это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы.


1 м3 воздуха на уровне моря = 1 кг 300г

Нормальное атмосферное давление –

760 мм



Чем выше, тем воздух легче.

При подъёме на 10,5 метров – атмосферное давление понижается на 1 мм ртутного столба.


Атмосферное давление зависит от температуры воздуха

Тёплый воздух легче холодного,

значит,

давление тёплого воздуха на земную поверхность меньше, чем холодного

и наоборот.


Что такое ветер?

перемещение воздуха в горизонтальном направлении.



Характеристика ветра:

  • Ветер всегда дует из области ВД в область НД .
  • Чем больше разница в давлении,

тем сильнее ветер.


Ветер характеризуют по следующим показателям: направление, скорость и сила.

  • Направление ветра определяется с помощью прибора – флюгера.
  • Сила ветра определяется
  • Сила ветра определяется

по 12-балльной шкале.

  • Скорость ветра определяют с помощью прибора – анемометра.

Ураган – самый разрушительный ветер – имеет силу 12 баллов.


Скорость ветра – измеряется в м/с, км/ч

Самое ветреное место на Земле –

в Антарктиде.


Направление ветра – это направление, откуда дует ветер (западные дуют с запада, восточные – с востока).



Виды ветров:

Днём бриз дует с моря на сушу,

а ночью – с суши на море.


Муссоны – (от араб.маусим. –сезон) – ветры, меняющие своё направление два раза в год.


Фён – тёплый и сухой сильный, порывистый ветер, дующий с гор в долины.

Бора – сильный порывистый ветер, возникающий, когда холодный воздух перетекает через горный хребет и вытесняет находящийся по другую сторону тёплый и менее плотный воздух.

Зимой приносит сильное похолодание.

  • Ветер – великий в природе работник (перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью).
  • Очищает воздух.
  • Вырабатывает электроэнергию.
  • Ветер «съедает» горы, сглаживает их.
  • Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников, деревьев, споры грибов.
  • Помогает управлять судами.

Направление ветра

Месяц

Июль

Январь

ветра

Ртутный барометр:

В 1643 г.ученик Галилео Галилея Э.Торичелли изобрёл прибор для измерения атмосферного давления – ртутный барометр. Он наполнил ртутью запаянную сверху стеклянную трубку и погрузил её открытый конец в сосуд с ртутью. Сначала какое-то количество ртути из трубки вылилось, но потом высота столбика почти не менялась. Торичелли сделал выводы: 1.) масса атмосферного воздуха давит на от - крытую поверхность ртути в сосуде и не даёт выливаться ртути из трубки и 2.) колебания высоты ртути в трубке зависят от изменения давления.

  • Местные ветры: бризы, фён, бора.
  • Ветры циклонов и антициклонов.
  • Постоянные ветры: муссоны, пассаты, ветры западного переноса, стоковые ветры.