Централизация ит-инфраструктуры не всегда дает положительный эффект. Перемены в ит-подразделении Эффекты от программы

По переводу всех территориальных банков на единую ИТ-платформу стартовала в 2011 году и была завершена летом 2015 года. Ее целями являлись: сокращение сроков вывода на рынок банковских продуктов, создание качественно новых условий для дальнейшей централизации и унификации операционных и бизнес-функций, сокращение расходов Сбербанка на ИТ.

Оценка Германа Грефа: Как только мы построили наш супер data-center, мы пришли к выводу, что мы абсолютно неконкурентоспособны

Результаты программы централизации

Единая ИТ-платформа

До реализации программы в каждом макрорегионе использовался свой набор основных банковских платформ от разных разработчиков, одних только биллинговых систем насчитывалось семь штук. В рамках «Централизация 2.0» в Сбербанке была создана централизованная ИТ-платформа: «зоопарк» автоматизированных систем территориальных банков заменили на ряд унифицированных систем.

В рамках проекта, в частности, были созданы следующие системы:

  • Автоматизированная система «Филиал-Сбербанк» (АС ФС). В ней работают более 80 тыс. пользователей во всех территориальных банках «Сбербанка».
  • Единая корпоративная система (еКС). На момент завершения программы в ней содержатся данные 2 млн счетов юридических лиц, 400 тыс. кредитных договоров клиентов-юрлиц, 250 кредитных договоров микробизнеса. В день в системе обрабатывается до 7 млн расчетных документов по счетам юридических лиц.
  • Единый кредитный портфель частных клиентов. В нем хранятся данные более 60 млн договоров из которых 15 млн договоров – действующие. С помощью системы проводится порядка 80 тыс. выдач по кредитам в день и 600 тыс. погашений по кредитам в день.
  • Единый центр обработки депозитов физических лиц (АС еЦОД). Содержит данные 630 млн счетов, из которых 425 млн счетов являются действующими. Через систему проводится порядка 290 млн операций по счетам ежедневно.
  • Единый платежный сервис (АС еПС) для осуществления биллинговых платежей. Взаимодействует с более чем 100 тыс. поставщиков различных услуг (коммунальные службы, детские сады, энергетические компании и др.), в отношении которых происходит около 6 млн платежей в день.
  • Единый кассовый центр (еКЦ), которым пользуются около 400 кассовых центров Сбербанка по всей стране.

Все системы базируются в едином ЦОДе «Южный порт» . Филиалы «Сбербанка» работают с ними через тонкий клиент.

Помимо централизации ИТ-инфраструктуры территориальных банков «Сбербанк» также стандартизировал и унифицировал бизнес-процессы.

Масштабы программы

Программу централизации в Сбербанке называют беспрецедентной по своему масштабу. По данным вице-президента, главного архитектора ИТ Сбербанка Андрея Хлызова , в ее рамках было осуществлено более 700 крупных внедрений.

Создание централизованной ИТ-платформы велось силами «Сбербанк-Технологии» , а в общей сложности в реализации программы были задействованы более 32 тыс. человек.

Что же касается финансирования, в одном из выпусков газеты для сотрудников «Сбербанк-Технологии» – СБТ Vision Андрей Хлызов сообщал, что бюджет программы составляет более одного миллиарда долларов.

Программа вышла в финал конкурса IPMA International Project Excellence Award 2015 в номинации «Mega-Sized Projects» (мега-крупные проекты), итоги которого будут подведены в конце сентября.

Андрей Хлызов подчеркивает, что при таких масштабах программа была выполнена в рекордные сроки: проект был завершен за четыре года, в то время как в среднем разработка и внедрение аналогичных программ в мире занимает 10-12 лет.

Эффекты от программы

В качестве одного из наиболее важных результатов централизации в Сбербанке называют ускорение вывода новых продуктов на рынок: если ранее их тираж в среднем занимал неделю, теперь во многих случаях - один день.

Говоря об экономическом эффекте «Централизации 2.0» в банке приводят данные, что чистый дисконтированный доход (Net Present Value, NPV) программы составил около 8 млрд руб. Его удалось достигнуть за счет оптимизации затрат при осуществлении основных бизнес-процессов и сокращения расходов на ИТ. При этом экономический эффект почти вдвое превысил запланированный: изначально в «Сбербанке» ожидали получить 4,6 млрд руб.

Важным результатом стало и сокращение времени технологического простоя ИТ-систем в Сбербанке. В ходе реализации программы была разработана технология онлайн-миграции данных без прерывания сервисов банка и гибким управлением нагрузкой на систему.

В результате централизации существенно повысилась и производительность ИТ-систем банка, отмечают в Сбербанке. Для горизонтального масштабирования обработки данных была внедрена технология Oracle RAC, которая позволила распределить обработку данных территориальных банков по нескольким узлам на базе трех high-end систем IBM Power 795 .

Сложности проекта

Перевод территориальных банков на единую платформу не был гладким. Одной из проблем по ходу реализации программы стала неготовность самого мегаЦОДа к «заливке» систем и ограниченность площадей. Об этом Андрей Хлызов рассказывал в корпоративном издании для сотрудников «Сбертеха» – СБТ Vision. Возникали и проблемы на программном уровне: например, при создании централизованной ИАСК (интегрированная автоматизированная система кредитования) физлиц на платформе Oracle.

Ошибка в ПО IBM 9 месяцев тормозила программу Сбербанка

В сентябре 2015 года Андрей Хлызов рассказал TAdviser, что при внедрении еКС (единой корпоративной системы) Сбербанка была выявлена серьезная ошибка в ОС IBM AIX , использовавшейся в проекте, из-за которой затормозились темпы реализации программы.

Внедрение еКС началось в 2011 году. В качестве вычислительной платформы для нее были выбраны новые мощные серверы IBM p795 . Данная модель сервера была выпущена в конце 2010 года и еще не была «обкатана» на проектах сопоставимого с проектом Сбербанка масштаба.

Ошибка в ПО дала о себе знать при увеличении нагрузки на машину в режиме SMT4 (SMT - simultaneous multithreading, SMT4 - 4-поточный SMT на ядро). Для еКС планировалось использовать три машины IBM p795. Сначала, в конце 2011 года, режим SMT4 был запущен только на одной из них, и при этом система нормально работала, рассказывает Хлызов. На тот момент к системе были подключены три банка - Западно-Уральский, Западно-Сибирский и Сибирский банки. Однако после того как к машине подключили еще один банк – Уральский, начались серьезные проблемы: система начала падать, и, как выяснилось – падать на уровне ОС.

«Фактически мы столкнулись с недокументированной ошибкой на уровне операционной системы AIX. Окончательно разрешили мы эту проблему только примерно через девять месяцев, - рассказывает главный архитектор ИТ Сбербанка.

По его словам, поскольку это была ядерная проблема ОС, решалась он совместно со специалистами IBM, американскими в том числе, а также со специалистами Oracle и Symantec, ПО которых также задействовано в системе, и специалистами банка. На фоне этого была даже создана специальная регламентированная под-организация внутри банка – CritSit (сокр. от critical situation) - на которую выносятся проблемы, связанные с внешними вендорами и которая разбирает их на уровне ведущих инженеров Сбербанка.

По словам Андрея Хлызова, в банке была уверенность, что проблему удастся победить, однако эта история притормозила темпы реализации программы централизации: «Мы убрали режим SMT4, и ситуация стабилизировалась, после чего в течение почти девяти месяцев мы в систему больше никого не добавляли».

После того как проблема на уровне ОС была решена и банк поставил все обновления, включая обновления Oracle, Symantec и прикладного ПО, режим SMT4 был снова включен и подключение банков к системе продолжилось, сказал Хлызов.

«И задом наперед, совсем наоборот, - подхватил Труляля. - Если бы это было так, это бы еще ничего, если бы ничего, оно бы так и было, но так как это не так, так оно и не этак! Такова логика вещей!»
«Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье», Льюис Кэрролл

Вполне возможно, что, запутавшись в дебатах о том, какую организационную структуру ИТ-служб следует признать сегодня оптимальной, руководители отрасли информационных технологий, поставщики ИТ-услуг, а также услуг, так или иначе связанных с информационными технологиями, начнут изъясняться языком героя известной сказки Кэрролла. Ведь спор о том, что правильно - централизация или децентрализация служб ИТ, - и в самом деле простым не назовешь. С ним связаны по меньшей мере три особых, не совпадающих друг с другом элемента: контроль, физическое место расположения ИТ-подразделения и его функциональные задачи.

Если мы хотим, чтобы дискуссия получилась осмысленной и дала удовлетворительные результаты, совершенно необходимо, чтобы все участники понимали, какие из этих трех элементов имеют отношение к делу, а какие - нет. В противном случае разговор наверняка пойдет на разных языках, и - что еще хуже - может быть принято такое решение, за которое никто не захочет нести ответственность.

Коммерческая среда, в которой функционирует та или иная организация, определяет способы реакции последней на происходящие в данной среде изменения. А это в свою очередь оказывает серьезное влияние на определение ключевой точки принятия решений и, в более широком плане, на принципы, лежащие в основе структуры организации. При рассмотрении вопросов, касающихся структуры ИТ-организации, сегодня уже нельзя попросту отмахиваться от запросов внешних сил. Являясь важнейшим компонентом коммерческого предприятия (а в ряде случаев - и самим предприятием), ИТ-организация должна демонстрировать свою способность гибко реагировать на колебания коммерческой конъюнктуры.

Там, где определяющей чертой рынка становится постоянный приток новаторских решений, оригинальных изделий (в результате чего коммерческая среда обретает черты нестабильности), особенно важна способность организации быстро и гибко реагировать на изменения в этой среде. С другой стороны, в компаниях, работающих на рынках, где новаторские изделия появляются редко, а главной ареной конкурентной борьбы становится сфера ценообразования и оказания услуг (то есть в стабильной коммерческой среде), механизм принятия управленческих решений обычно бывает более структурированным.

В организациях, работающих в относительно стабильных коммерческих условиях, цели отделов, продолжительность производственных циклов, интенсивность и методы взаимодействия между элементами организационной структуры, а также информационные потребности могут отличаться от подразделения к подразделению. Но в организациях, работающих в нестабильной коммерческой среде, такие различия между аналогичными отделами, скорее всего, будут более значительными. В компаниях, которые производят стандартные продукты, мало подверженные изменениям, базовые задачи функциональных отделов лучше определены и более упорядочены, чем в организациях, ориентированных на постоянное обновление выпускаемых изделий. Возможно, перечисленные факторы свидетельствуют в пользу утверждения, что в условиях относительно стабильной коммерческой среды больше подходит централизованная модель ИТ-отдела.

Предприятия, которым для выживания в конкурентной борьбе приходится постоянно модернизировать выпускаемую продукцию, как правило, отличаются менее жесткими бюрократическими структурами. Их управленческие иерархии состоят из меньшего числа звеньев, чем в организациях, производящих стандартные и относительно редко модернизируемые изделия. Более того, различия в целях, во времени, отпускаемом на принятие решений, и в характере межличностных отношений среди сотрудников функциональных отделов (таких, как финансовый отдел, отдел маркетинга и отдел НИОКР) в фирмах, постоянно обновляющих ассортимент выпускаемых изделий, обычно выражены более отчетливо, чем в организациях, для которых такое обновление не является столь существенным. Таким образом, отличающийся высокой степенью централизации ИТ-отдел, возможно, окажется не в состоянии в полной мере удовлетворять информационные запросы функциональных отделов в организациях, быстро меняющих ассортимент выпускаемой продукции.

В этих условиях идеальным решением могла бы стать организация ИТ-подразделения на «федеративных» началах. Функциональные отделы могут по-прежнему управлять своими ИТ-системами и эксплуатировать их. В то же время силами сотрудников корпоративного ИТ-подразделения эти системы объединяются в единую структуру с едиными стандартами, единообразной документацией, а также методами работы и конструкторскими параметрами. Кроме того, корпоративное ИТ-подразделение берет на себя ответственность за организацию необходимых потоков информации между отделами.

Разумеется, между двумя полюсами (с одной стороны - система организации ИТ-служб «федеративного» типа, и с другой - единая централизованная корпоративная служба) существует множество организационных решений, которые способны наилучшим образом удовлетворить конкретные потребности того или иного предприятия. При выработке организационных отношений между ИТ-отделом и профильными подразделениями важно принимать во внимание ограничения и возможности, определяемые коммерческой средой.

Обстоятельства могут меняться весьма радикальным образом в течение довольно коротких промежутков времени, поэтому важно регулярно возвращаться к оценке эффективности и уместности принятого в компании подхода к управлению ИТ-службами и при необходимости вносить в него соответствующие коррективы. Пожалуй, есть смысл провести две первые «сверки часов» после шести месяцев и года работы, а в дальнейшем к этим проблемам можно возвращаться раз в два года или после серьезных изменений в руководстве корпорации либо ИТ-отдела.

Информационные технологии проникли во все сферы нашей жизни, следовательно, способы их применения неисчислимы - возьмите любой аспект коммерческой деятельности, от согласования встреч с фиксированием даты, времени и места их проведения при помощи электронных устройств до рассылки сообщений электронной почты, от анализа миллиардов байт данных, полученных в ходе исследований, до обработки информации о клиенте и управления счетами организации. Информационные технологии многообразны и общедоступны; сегодня всем известно, что неиспользуемый потенциал ИТ раскрывается через творческий труд и воображение их пользователей.

В наши дни, когда суровость развития экономической конъюнктуры проявляется со все большей очевидностью, сокращение расходов становится лозунгом дня для каждой организации, а в ряде случаев это обязательное условие выживания. В таких обстоятельствах легко прийти к заключению, что правильный путь - это путь централизации, ибо он позволяет устранить дублирующие должности и направления деятельности, отменить нестандартные процедуры и неэффективные методы работы. Сторонники децентрализации, разумеется, утверждают, что такой подход в корне неверен, что для достижения более высокой эффективности абсолютно необходимо, чтобы ИТ-службы функционировали в тех же условиях, что и организации, в чьих интересах они работают.

Важно добиться такого положения дел, когда ИТ-служба расширяет возможности отдельных сотрудников и организационных подразделений успешно действовать в условиях конкурентной борьбы. Главные активы - это предоставляемая ИТ-службой информация и процессы, обеспечиваемые этой службой. Соответствующая модель управления и реализующая ее организационная структура должны способствовать повышению доступности и расширению ее возможностей ИТ-службы.

Организации, которые устанавливают добрые, надежные партнерские отношения с поставщиками ИТ-услуг, имеют все основания рассчитывать на то, что со временем они пожнут богатые плоды двустороннего долгосрочного сотрудничества. Если ваш поставщик является к тому же вашим настоящим партнером, он с пониманием отнесется к вашим проблемам, но, что еще важнее, он будет достаточно хорошо разбираться в вашем бизнесе, чтобы со знанием дела участвовать в разработке долгосрочного решения, выгодного для обеих сторон. Ваши поставщики должны быть готовы оказывать вам содействие в оценке стоимости владения на протяжении всего жизненного цикла изделия, в сопоставлении достоинств и недостатков централизованной и децентрализованной модели управления и содействовать в подготовке сложных деловых решений. Кроме того, поставщики ИТ-услуг могут оказать вам большую помощь в разработке альтернативных вариантов финансирования, особенно в случаях, когда вы планируете приобретать новые аппаратные либо программные средства.

Одно обстоятельство не вызывает сомнения: если мы будем рассматривать ИТ-службу как «вещь в себе», если допустим, что в отношениях между нами и ИТ-организациями возникнет нечто вроде «китайской стены», то наведение мостов, столь важных для формирования союза ИТ-организаций и коммерческих структур, станет делом трудным, а то и невозможным. Существует ли «правильная» схема организации ИТ-подразделения? Выдвигаемые сторонами аргументы за и против централизации (равно как и децентрализации) представляются здравыми, но их нельзя признать несомненными, а может быть, они и вовсе неуместны. Не будем накладывать ограничения на открывающиеся перспективы, ведь тем самым мы набрасываем путы на собственное будущее.

Джен Даффи, аналитик IDC

Одной из ключевых тенденций развития корпоративных ИТ с начала нынешнего века стала централизация вычислительных ресурсов корпоративных информационных систем, которая сейчас в концентрированном виде представлена как проблематика создания центров обработки данных (ЦОД). В то же время нужно сразу подчеркнуть: речь идет лишь о тенденции, которая не носит абсолютного, обязательного характера. Параллельно с ЦОД сохраняют свои позиции и децентрализованные схемы размещения ИТ-ресурсов, которые достаточно часто оказываются оптимальными для тех или иных организаций.

Тенденция к централизации в целом объясняется стремлением компаний к снижению капитальных и операционных затрат на ИТ, повышению эффективности использования имеющихся ИТ-ресурсов. Отметим, что хотя главная статья ИТ-расходов российских предприятий (это видно, например, из данных IDC - около 65%) связана с покупкой оборудования, все же основной причиной начала перехода на рубеже веков к созданию ЦОД было желание повысить управляемость информационных систем и уменьшить эксплуатационные расходы. Ведь в первой половине десятилетия шел этап так называемой "физической" консолидации - географически территориальной концентрации оборудования. Лишь потом начался виртуализационный период консолидации, который влечет за собой снижение затрат на аппаратуру за счет повышения эффективности ее применения.

Отметим также, что говоря о ЦОД, мы имеем в виду в основном серверную часть информационных систем. Клиентская часть (рабочие станции), естественно, сохранит в общем случае распределенную конфигурацию в соответствии со структурой предприятия. Но именно вследствие роста размеров и сложности компьютерных систем актуальность задач управления (тут в свою очередь можно выделить два аспекта: управления собственно ИТ и управление ИТ-услугами) неизменно повышается. Что очень наглядно продемонстрировал прошедший кризисный год.

Централизация и децентрализация ИТ

Централизация и децентрализация ИТ - это два подхода к созданию корпоративных информационных систем, которые связаны между собой классическим диалектическим законом единства и борьбы противоположностей. Нетрудно увидеть, что соотношение этих двух частей так же меняется во времени в полном соответствии с диалектическим принципом циклического развития, который графически можно представить в виде синусоиды, причем даже не одной, а нескольких.

Так, нынешнее десятилетие характеризуется тенденцией к консолидации платформенных программно-аппаратных ресурсов, которая пришла на смену доминирующей в 90-е гг. децентрализованной модели. Но в то же время в сфере прикладного ПО наблюдается ровно обратное движение от использования монолитных систем к компонентно-распределенным схемам (SOA, WOA, mashup).

Точно такие же противоречивые тенденции действуют в отношении выбора поставщиков вычислительных средств. С одной стороны, идея "лучших практик" подразумевает возможность использовать лучшие предложения для решения каждой отдельно взятой задачи. С другой стороны, с точки зрения управления всем ИТ-хозяйством заказчики заинтересованы применять вариант "все в одном" от одного поставщика, минимизируя затраты на интеграцию и техническую поддержку ИТ-компонентов.

Все это относится к традиционным задачам оптимального выбора между специализацией и универсальностью, между гибкостью и управляемостью. Но если оценить в целом ключевую ИТ-тенденцию сегодняшнего дня, то приоритетным направлением все же является курс на повышение управляемости вычислительными системами, причем к контексте долгосрочной перспективы их развития.

Проверка кризисом

В самых общих чертах прошедший год характеризовался резким сокращением расходов предприятий на развитие ИТ (в том числе, на реализации новых проектов) и борьбой за повышение эффективности использования имеющихся средств. Это подтверждается данными различных исследований рынка.

Из рис. 1 хорошо видно, как изменилась структура инвестиций в ИТ в пользу ПО управления (на примере сведений IDC). Еще более разительная ситуация в области средств виртуализации: по оценкам той же IDC, поставки ПО виртуальных машин должны по итогам 2009 г. вырасти на 11%, и это на фоне общего падения продаж всего ПО на 48%, а рынка ИТ в целом - на 46%. Таблица иллюстрирует перераспределение расходов на ИТ по разным группам продуктов.

Изменение расходов на ИТ по группам продуктов в 2009 г (источник: IDC)

Группы расходов Статьи расходов
Сокращение Оборудование (серверы, системы хранения данных, ПК, устройства печати и копирования, сетевое оборудование)
ИТ-услуги (системная интеграция, установка и конфигурирование оборудования, разработка заказного ПО, обучение и подготовка)
ПО (бизнес-приложения, базы данных, ОС)
Отсроченные расходы Консолидация инфраструктуры
Модернизация ОС и приложений
Плановая замена ПК, устройств печати и копирования
Оптимизированные расходы Обслуживание оборудования и ПО
Расходные материалы
Внешние поставщики ИТ-услуг, аутсорсинг
Основная ИТ-инфраструктура
Стабильные расходы Системы ИТ-безопасности
ПО для управления сетями, серверами и системами хранения данных
ПО управления конфигурациями и изменениями

В целом растущий интерес клиентов к более широкому использованию ИТ-автоматизации определялся такими факторами, как сокращение ИТ-бюджетов и ИТ-персонала, растущая сложность ИТ-инфраструктуры, изменения в бизнес-процессах организации, происходящие на рынке слияния и поглощения, а также необходимость соблюдения нормативных требований.

Комплексный подход к организации ЦОД

Один из главных принципов организации ЦОД - понимание этой проблемы как комплекса взаимосвязанных вопросов, рассматриваемых в контексте решения краткосрочных и долгосрочных задач развития ИТ-систем организаций.

Отметим при этом, что хотя тематика ЦОД постоянно фигурирует на российских ИТ-мероприятиях и в ИТ-публикациях, довольно часто эти вопросы освещаются весьма односторонне, что обычно объясняется специализацией того или иного поставщика.

В самом общем виде структуру ЦОД можно представить в виде четырех основных слоев:

  • общая физическая инфраструктура (помещения, электроснабжение, системы охлаждения, пожаротушения и т. п.);
  • апппаратная ИТ-инфраструктура (серверы, устройства хранения данных, сети и т. д.);
  • программная платформа (ОС, системы виртуализации, средства управления, инструменты разработки, средства безопасности);
  • прикладные бизнес-решения.

При этом нужно учитывать, что вся система отличается высоким уровнем гетерогенности, использованием технологий и решения большого числа поставщиков. В то же время аналитики отмечают довольно четко выраженное стремление заказчиков шире использовать моноплатформенные подходы при создании ЦОД, что свидетельствует о том, что вопросы управляемости систем имеют высокий приоритет.

Надо также сказать, что общей ключевой тенденцией развития ИТ является курс на повышение связи ИТ с целями бизнеса. Именно поэтому взаимосвязь между выполняемыми ИТ-проектами и задачами основной деятельности организации должна сегодня быть определяющим моментом при определении и реализации стратегии развития информационных систем предприятия.

О необходимости комплексного подхода к созданию ИТ-инфраструктуры предприятий наглядно говорят результаты исследования Marketvisio/Gartner, проведенного на основе опроса ИТ-директоров крупных российских компаний в середине этого года. Из них следует, что обобщенное представление заказчиков об эффективной ИТ-среде связано с такими характеристиками, как быстрая реакция на запросы бизнеса, высокие темпы внедрения необходимых систем, обеспечение непрерывности бизнес-процессов (максимальная доступность ИТ-сервисов, минимальное время простоя), прозрачность и безопасность данных.

Соответственно ИТ-директора в качестве первоочередных задач ИТ-развития своих предприятий ставят вопросы оптимизации использования ИТ-ресурсов, что подразумевает их централизацию, переход на виртуализацию, повышение уровня доступности сервисов и сокращение стоимости владения инфраструктурой. Отдельно нужно выделить вопросы энергосбережения, которые сегодня становятся критичными для развития крупных ИТ-систем, особенно в мегаполисах. При этом ключевым требованием развития ИТ-инфраструктуры остается обеспечение непрерывности бизнеса, что подразумевает в числе прочего высокую устойчивость ИТ.

Основные игроки рынка средств управления ИТ

В сегменте средств управления ИТ в целом наблюдается общая тенденция корпоративного ИТ-рынка - интеграция отдельных инструментов в слой платформенного ПО. Впрочем, нужно отметить, что хотя в этой сфере были и есть специализированные поставщики (например, CA, Symantec), все же исторически на нем всегда лидировали производители платформ, причем аппаратных. Речь, конечно же, идет в первую очередь о таких компаниях, как HP и IBM.

HP - один из давних лидеров в области управления ИТ, и ее семейство продуктов под торговой маркой OpenView хорошо известно и в мире и в России. После приобретения в 2006 г. компании Mercury набор программных решений HP претерпел некоторую реструктуризацию в соответствии с выработанной новой стратегией под названием Business Technology Optimization (BTO, оптимизация технологии для задач бизнеса). На сегодняшний день пакет программных средств компании НР для управления ИТ представляет собой набор из двенадцати центров, объединяющих программные модули по назначению и отнесенных к функциональным инициативам в областях стратегии, внедрения, эксплуатации.

Специфика позиционирования HP на этом рынке вытекает из того, что все софтверное направление компании исторически развивалось исходя из задач управления, в первую очередь аппаратными средствами, с ориентацией на сегмент крупных заказчиков (выход на рынок малого и среднего бизнеса не декларируется даже на уровне перспектив). Кроме того, внедрение таких программных решений практически всегда требует участия сильных системных интеграторов. Не нужно также упускать из виду, что НР является одним из крупнейших в мире сервис-провайдеров.

IBM со своим программным семейством Tivoli - старейший и, наверное, крупнейший поставщик средств управления ИТ. Традиционно сильная сторона компании - ее ориентация на поддержку многоплатформенности и отраслевых стандартов. Хотя IBM традиционно ассоциируется с рынком крупных клиентов, корпорация постоянно пытается продвигаться в сторону SMB-заказчиков (продукты класса Express).

Говоря о продуктах Tivoli (и о ПО IBM в целом), нужно понимать, что их развитие во многом определяется тенденцией смещения бизнес-интересов корпорации в сторону предоставления услуг (направления технического и делового консалтинга приносят более половины ее доходов). При этом обилие программных решений, в том числе дублирующих друг друга, создают для IBM проблемы. Заказчики порой просто теряются в этих предложениях и не имеют четкого представления о «дорожной карте» IBM. Для решения многих задач заказчикам требуются наборы средств из разных пакетов. Кроме того, заказчики часто сетуют на довольно сложную модель ценообразования ПО IBM, а так же на то, что им приходится тратить немало средств на внешние услуги внедрения и поддержки продуктов.

Корпорация Microsoft - относительно новый игрок в сегменте средств ИТ-управления корпоративного уровня. О своих серьезных планах в этой сфере компания решительно заявила в 2003 г., сформулировав свое стратегическое видение проблемы в виде концепции Dynamic Systems Initiative (DSI). К тому моменту Microsoft имела всего два продукта в этой сфере - Systems Management Server и Microsoft Operations Manager. Любопытно, что поначалу в Редмонде говорили о намерении создать единое решение под названием System Center, объединив эти два продукта и расширяя затем его функциональность. Но потом компания скорректировала планы, выбрав вариант набора инструментов. Нынешняя технологическая политика в области ИТ-управления была представлена в 2005 г., когда были объявлены планы формирования семейства ПО System Center. Сейчас в этот набор входит восемь решений, охватывающих в целом полный спектр задач управления ИТ (за исключением управления аппаратными средствами; кроме того, средство Service Manager для управления ИТ-услугами находится пока на стадии бета-тестирования).

Тут нужно подчеркнуть, что на этом рынке Microsoft реализует качественно иную (по сравнению с теми же HP и IBM) парадигму, в ходе развития семейства System Center позиционируя себя в качестве поставщика платформы Windows и огромного комплекса инфраструктурных и прикладных программных решений, которые работают на данной платформе и взаимодействуют с ней. Образно говоря, System Center начинал строиться вокруг накопленных корпорацией знаний о процессах управления и обслуживания основных своих продуктов. Однако усложнение взаимосвязей между различными продуктами и решениями как от самой Microsoft, так и от других производителей, потребовали разработки новой модели. В ее основе лежат процессы методологии Microsoft Operations Framework, базовые знания об инфраструктуре Microsoft и возможность простого расширения системы новыми знаниями о продуктах, решениях и их взаимосвязях, поставляемыми в виде «пакетов управления».

Учитывая огромную экосистему партнеров Microsoft - разработчиков ПО и проактивную позицию самой корпорации, пакеты управления начали быстро появляться как для большинства аппаратных составляющих (начиная от уровня чипсета, компьютера, сетевых устройств и т. д.), так и для программных средств и решений. При этом поддержка гетерогенных сред обеспечивается за счет широкого отраслевого сотрудничества с независимыми поставщиками ПО (в качестве примера можно назвать стратегические соглашения с Sun и Novell). Но такая специфика Microsoft имеет свои плюсы: в частности, это высокий уровень интеграции средств управления между собой, с ОС и c прикладными решениями (напомним о тенденции развития ИТ-инфраструктуры в направлении моноплатформенности). В то же время в рамках своей программной платформы компания может реализовать идею управления системами с ориентацией на конечные сервисы. Безусловными плюсами Microsoft являются также традиционная поддержка всего спектра заказчиков (от малых до самых крупных) и наличие огромной партнерской экосистемы.

Виртуализация как ключевая инфраструктурная технология

С середины нынешнего десятилетия использование технологии виртуализации становится главной тенденцией развития ИТ-инфраструктур предприятий в целом - и в особенности ЦОД. Сейчас можно уверенно говорить (базируясь на отзывах клиентов, данных аналитиков и экспертных оценках), что 2008 г. стал переломным в деле продвижения технологий серверной виртуализации на российском рынке. Даже кризис не смог помешать широкому распространению этих средств; более того, именно сложные экономические условия в какой-то мере послужили дополнительным стимулом для заказчиков к внедрению виртуализации, так как это позволяло реально снизить затраты в достаточно короткие сроки.

Однако нужно подчеркнуть, что мы пока находимся на первых этапах широкого освоения виртуализации, и впереди у заказчиков не только выгоды от ее применения, но и необходимость разрешать новые, порой довольно неожиданные проблемы.

В опубликованном этой осенью отчете IDC "От виртуализации серверов к виртуализации инфраструктуры бизнеса" представлено ее видение развития рынка виртуальных машин в целом (рис. 2). Складывается впечатление, что наша страна находится сейчас в начальной фазе расширенного использования серверной виртуализации. Обобщение мнений заказчиков говорит о том, что основные выгоды от внедрения этих средств заключаются для них в сокращении капитальных и операционных затрат, упрощении структуры ИТ, снижении времени реакции на запросы, повышении непрерывности бизнеса, возможности использовать новые принципы планирования вычислительных мощностей и новые модели распределения затрат.

Необходимо отметить, что как раз в 2008 г. в стане поставщиков средств виртуализации произошли радикальные изменения, которые стали оказывать мощное воздействие на развитие всего этого рынка. Суть вопроса заключается в том, что до того доминирующее, фактически монопольное положение в этой сфере занимала компания VMware. Однако ситуация за последние два-три года резко изменилась в результате появления на этом рынке новых серьезных игроков (Citrix, Novell, Red Hat, Oracle, Sun, IBM) во главе с Microsoft со ее новым гипервизором Hyper-V.

Общая картина положения дел в области средств виртуализации представляется примерно следующей.

На прошедшей этой осенью конференции Gartner Symposium/ITxpo отмечалось, что несмотря на обилие разговоров о виртуализации, эта технология пока еще применяется не так широко, как можно было бы подумать. Но ее популярность растет. По оценкам Gartner, сейчас в мире только 16% рабочей нагрузки серверов x86 обслуживается виртуальными машинами, но уже через три года их доля вырастет до 50%. Важно подчеркнуть, что хотя многие считают, что технологии виртуализации ориентированы на крупные предприятия и дата-центры, сейчас в мире число развернутых виртуальных машин быстрее всего растет в сегменте малого бизнеса.

Рынок средств виртуализации находится на этапе развития и реструктуризации. Поэтому оценка ситуации на нем с помощью таких традиционных показателей, как доли рынка в денежном выражении и установленной базы продуктов, зачастую не дает правильного понимания происходящего. В любом случае оценку нужно проводить на основе анализа динамики развития технологий, понимания технологической и маркетинговой стратегии поставщиков.

Важно, что с начала 2008 г. отчетливо проявилась тенденция "исчезновения" рынка гипервизоров, перехода этих решений в категорию бесплатных продуктов. Во многом этот процесс был вызван выходом на рынок ведущих платформенных поставщиков (в первую очередь Microsoft), которые позиционируют средства виртуальных машин как вспомогательные решения для продвижения своих основных коммерческих продуктов (в том числе и инструментов управления вычислительными средами).

Результаты различных опросов российских заказчиков показывают, что распространенность технологий виртуализации VMware и Microsoft находится сейчас примерно на одном уровне (их доли составляют 40-50%). Но на самом деле это дает картину только в "первом приближении", поскольку тут не учитывается "глубина проникновения" данных средств в ИТ-инфраструктуру предприятий (соотношение виртуальных и физических серверов, использование виртуализации для критически важных приложений, использование возможностей балансировки нагрузки и повышения отказоустойчивости).

Средства виртуализации от "новых" игроков (Microsoft, Citrix и т. д.) появились на рынке относительно недавно и находятся скорее в процессе опробования заказчиками в режиме пилотных проектов. Только сейчас в отрасли начала формироваться критическая масса опыта, необходимая для их более широкого применения. При этом есть и определенный сдерживающий фактор: представления клиентов о продуктах заметно отстают по времени от процесса реального развития возможностей этих средств.

Хотя охват виртуализацией серверной инфраструктуры еще очень далек от 100%, все же можно уверенно сказать, что процесс перевода физических серверов в виртуальную среду отраслью освоен и не представляет особых проблем. Но как раз сейчас наступает новый этап использования виртуализации, связанный с созданием и управлением динамическими виртуально-физическими ИТ-инфраструктурами. По единодушному мнению аналитиков, спектр проблем заказчиков и конкурентной борьбы среди поставщиков перемещается в сферу средств управления ИТ.

Говоря об этой проблеме, нужно отметить несколько линий развития ситуации. Одна из них заключается в конкуренции между двумя группами ИТ-вендоров - поставщиками гипервизоров и независимыми производителями средств управления (например, HP, CA). Каждая из них имеет свои преимущества: у первой это высокий уровень интеграции ее программных комплексов, у второй - ориентация на поддержку гетерогенных сред и, что может быть гораздо важнее, наличие полного спектра инструментов (включая, например, управление конфигурациями и изменениями). Отметим тут особое положение Microsoft, которая может позиционировать себя и в том и в другом качестве (но, конечно, с сильной привязкой к Windows).

Несмотря на то что гипервизоры отошли сейчас на второй план в общем комплексе виртуализационного ПО и что на этом рынке действует довольно большая группа поставщиков, включая всех глобальных ИТ-лидеров, все же нужно отметить, что главная линия развития ситуации тут определяется конкурентной борьбой между VMware и Microsoft. (Впрочем, конечно, немаловажную роль играют и остальные вендоры, позиция которых характеризуется ориентацией на использование открытых средств виртуализации.)

Суть противостояния VMware и Microsoft заключается в принципиально различном видении места виртуализации в общем комплексе корпоративной ИТ-инфраструктуры.

VMware сформулировала еще полтора года назад свою стратегическую цель -- создание нового операционного слоя, обеспечивающего функционирование виртуальных машин в распределенной аппаратной среде. При этом предполагается, что роль традиционных ОС в такой системе будет постепенно снижаться, вплоть до их полного исчезновения (см. PC Week/RE № 45/2009, http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=121133). Понятно, что такие перспективы не очень вдохновляют поставщиков ОС.

В противоположность этому Microsoft рассматривает виртуализацию как эволюцию операционных систем. Именно в таком контексте идет развитие Hyper-V, который изначально рассматривается как дополнительный компонент Windows Server (но нужно подчеркнуть, что в качестве гостевых он поддерживает различные ОС).

Эта дилемма (гипервизор как независимая операционная среда или как компонент ОС) имеет целый ряд технологических и маркетинговых аспектов, важных в том числе для разработчиков приложений и средств управления: на какую стратегическую линию им сделать решающую ставку. Общая теория говорит, что наиболее устойчивой моделью систем является трехуровневая схема (в данном случае аппаратура - ОС - приложения), Учитывая это, можно предположить, что разделение программной среды исполнения на два независимых слоя вряд ли произойдет. И в этой ситуации вариант Microsoft выглядит более жизнеспособным, особенно учитывая консерватизм ИТ-рынка, на котором, несмотря на его инновационную природу, одним из ключевых факторов развития является необходимость поддержки унаследованных систем (то, что именуется защитой сделанных инвестиций и обеспечением непрерывности бизнеса).

Отметим, что аналитики рынка виртуализации явно избегают давать прогнозы развития конкурентной ситуации в этой сфере. Но в одном все сходятся: применение виртуализации (по широте охвата и глубине проникновения) будет неизменно расти, а развитие технологий все же будет идти по эволюционному пути.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

О ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЕ") ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" , распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 августа 2016 года N 455-рп "О Концепции "Бережливый регион" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", учитывая решение Общественного совета при Департаменте информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 15 декабря 2017 года N 22):

1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") по централизации инфраструктуры информационных систем в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ, план) (приложение 1).

2. С целью обеспечения эффективности межведомственного взаимодействия определить первого заместителя Губернатора автономного округа Г.Ф.Бухтина куратором по реализации плана.

3. Определить Департамент информационных технологий автономного округа (далее - Департамент) ответственным за реализацию плана.

4. Заместителю Губернатора автономного округа А.Г. Забозлаеву:

4.1. В срок до 1 февраля 2018 года направить предложение о создании проекта (портфеля проектов) по централизации инфраструктуры информационных систем в Департамент проектного управления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 декабря 2015 года N 485-п "О системе управления проектной деятельностью в исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" .

4.2. В срок до 30 апреля 2018 года внести в Правительство автономного округа предложения по актуализации перечня учреждений, выполняющих функции в области информационных технологий.

5. Первому заместителю Губернатора автономного округа А.В.Шипилову, заместителю Губернатора автономного округа А.Г.Забозлаеву, Департаменту в срок до 1 июня 2018 года совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - органы местного самоуправления) организовать принятие решения по вопросу о состоянии и развитии инфраструктуры информационных систем в автономном округе Постоянной комиссией Совета при Губернаторе автономного округа по развитию местного самоуправления в автономном округе.

6. Департаменту в срок до 30 марта 2018 года внести в Правительство автономного округа предложения по изменению государственной программы автономного округа "Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года", утвержденной , в части актуализации целей внедрения информационных технологий, установления критериев эффективности государственного управления.

7. Исполнительным органам государственной власти автономного округа:

7.1. В срок до 1 февраля 2018 года внести в комиссию по совершенствованию организационной структуры и штатной численности исполнительных органов государственной власти автономного округа (далее - комиссия) предложения по оптимизации структуры и штатной численности в соответствии с приложением 2 к настоящему распоряжению, а также предложения по оптимизации структуры и штатной численности подведомственных государственных учреждений автономного округа (далее - учреждения) в соответствии с приложением 3 к настоящему распоряжению.

внести Губернатору автономного округа, Правительству автономного округа предложения по структуре и штатной численности исполнительных органов государственной власти автономного округа с учетом решения комиссии;

обеспечить внесение изменений в структуры и предельную штатную численность учреждений, с учетом решения комиссии;

внести в Правительство автономного округа предложения о синхронизации государственных программ автономного округа, ответственными исполнителями которых они являются, с государственной программой автономного округа "Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года N 424-п , Концепцией "Бережливый регион" в автономном округе, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 19 августа 2016 года N 455-рп;

заключить с Департаментом соглашения об уступке требований по договорам возмездного оказания услуг по сопровождению информационных систем.

7.3. Обеспечить проведение организационно-штатных мероприятий в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о государственной гражданской службе.

8. Первому заместителю Губернатора автономного округа А.В.Шипилову совместно с заместителем Губернатора автономного округа А.Г.Забозлаевым, Департаментом в срок до 30 марта 2018 года обеспечить рассмотрение на заседании комиссии предложений исполнительных органов власти по оптимизации их структуры и штатной численности.

9. Департаменту:

9.1. В срок до 1 июня 2018 года создать систему контроля за эффективностью функционирования информационных систем в автономном округе.

9.2. Совместно с Департаментом финансов автономного округа, Департаментом государственного заказа автономного округа:

9.2.1. Обеспечить внедрение информационной системы бухгалтерского учета "Облачная бухгалтерия", включающей управление материальными запасами, закупки, управленческий учет:

в срок до 1 июля 2018 года - в исполнительных органах государственной власти автономного округа;

9.2.2. В срок до 30 марта 2019 года обеспечить интеграцию информационной системы бухгалтерского учета "Облачная бухгалтерия" с информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет" и региональной информационной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд автономного округа.

9.3. Совместно с Департаментом внутренней политики автономного округа, исполнительными органами государственной власти автономного округа в срок до 1 июня 2018 года внести в Правительство автономного округа проект плана информатизации ключевых функций исполнительных органов государственной власти автономного округа, подлежащих автоматизации в приоритетном порядке (далее - планы автоматизации функций), с учетом его общественной оценки.

10. Департаменту государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа в срок до 1 июня 2018 года внести в Правительство автономного округа предложения по изменению государственной программы автономного округа "Развитие государственной гражданской службы, муниципальной службы и резерва управленческих кадров в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2018 - 2025 годах и на период до 2030 года", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 17 октября 2014 года N 374-п , в части дополнения ее мероприятиями по обучению сотрудников, внедряющих планы автоматизации функций в исполнительных органах государственной власти автономного округа.

Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА

Приложение 1. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ (ДАЛЕЕ - АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ)

Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры

Наименование мероприятий

Ответственные исполнители

Срок реализации

Ожидаемые результаты

I. Нормативно-правовое обеспечение мероприятий по централизации инфраструктуры информационных систем, используемых исполнительными органами государственной власти и подведомственными им государственными учреждениями автономного округа

Анализ правовых актов автономного округа, муниципальных правовых актов, в том числе в части:
полномочий исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - ОМС);
порядка создания, функционирования, развития и сопровождения государственных информационных систем в органах власти, ОМС и подведомственных им государственных учреждениях (далее - учреждения);
контрактной системы в сфере закупок

Департамент информационных технологий автономного округа (далее - Депинформтехнологий Югры), исполнительные органы государственной власти автономного округа (далее - органы власти), ОМС (по согласованию)

аналитическая справка о состоянии нормативно-правовой сферы в области информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) автономного округа

Формирование перечня правовых актов автономного округа, в которые необходимо внести изменения в целях централизации инфраструктуры информационных систем, используемых органами власти, учреждениями и ОМС

перечень правовых актов автономного округа и муниципальных правовых актов

Разработка проектов правовых актов, в том числе о внесении изменений в действующие , в соответствии со сформированными перечнями

ОМС (по согласованию)

правовые акты автономного округа

Разработка правовых актов автономного округа, предусматривающих мероприятия по изменению структуры органов власти, учреждений и оптимизации их штатной численности

Депинформтехнологий Югры, органы власти

правовые акты автономного округа

Разработка правовых актов автономного округа, предусматривающих единый подход к формированию и размеру заработной платы работников учреждений, в должностные обязанности которых входит обслуживание компьютерной техники и сопровождение информационных систем (ресурсов)

Депинформтехнологий Югры, органы власти

правовые акты автономного округа

II. Организационные мероприятия

Анализ предложений органов власти, ОМС по централизации инфраструктуры информационных систем

Депинформтехнологий Югры, органы власти, ОМС

аналитическая справка, содержащая оценку предложений по централизации инфраструктуры информационных систем

Анализ практики централизации инфраструктуры информационных систем органов власти и подведомственных им государственных учреждений субъектов Российской Федерации, изучение международного опыта

Депинформтехнологий Югры

аналитическая справка, содержащая модели централизации инфраструктуры информационных систем в автономном округе

Анализ информации о количестве штатных единиц в органах власти и подведомственных им учреждениях, в должностные обязанности которых входит обслуживание компьютерной техники и сопровождение информационных систем (ресурсов)

Депинформтехнологий Югры, органы власти, ОМС

аналитическая справка

Анализ информации о количестве штатных единиц в ОМС и подведомственных им учреждениях, в должностные обязанности которых входит обслуживание компьютерной техники и сопровождение информационных систем (ресурсов)

Депинформтехнологий Югры, ОМС

информационная справка

Анализ информации о средней заработной плате работников учреждений, в должностные обязанности которых входит обслуживание компьютерной техники и сопровождение информационных систем (ресурсов)

Департамент труда и занятости населения автономного округа, Депинформтехнологий Югры

аналитическая справка

III. Инфраструктура информационно-коммуникационных технологий

Анализ информации о количестве серверного, коммутационного оборудования, оборудования систем хранения данных, а также количества и оснащенности серверных помещений, используемых органами власти

Депинформтехнологий Югры, бюджетное учреждение автономного округа "Окружной центр информационно-телекоммуникационных технологий" (далее - БУ ИКТ) (по согласованию)

аналитическая справка

Передача на обслуживание БУ ИКТ:
серверного и коммутационного оборудования,
оборудования систем хранения данных

Депинформтехнологий Югры, органы власти, БУ ИКТ (по согласованию)

единая инфраструктура информационных систем органов власти автономного округа, обслуживание которой осуществляет БУ ИКТ, включая оптимизацию используемых серверных помещений

Анализ существующей доменной архитектуры корпоративной сети органов власти

Депинформтехнологий Югры,
БУ ИКТ (по согласованию)

аналитическая справка

Перевод в единый домен корпоративной сети органов власти автоматизированных рабочих мест, используемых органами власти

Депинформтехнологий Югры,
БУ ИКТ (по согласованию)

единая доменная архитектура информационных систем органов власти автономного округа

Анализ информации о количестве автоматизированных рабочих мест в органах власти и учреждениях, о количестве периферийных устройств, подключенных к ним, а также о количестве расходных материалов, потребляемых периферийными устройствами

Депинформтехнологий Югры,
БУ ИКТ (по согласованию)

аналитическая справка

Передача на обслуживание в БУ ИКТ автоматизированных рабочих мест органов власти и учреждений

Депинформтехнологий Югры,
БУ ИКТ (по согласованию)

централизованное обслуживание автоматизированных рабочих мест органов власти и учреждений

IV. Информационные системы

Анализ информации об информационных системах, используемых органами власти и учреждениями

Депинформтехнологий Югры, БУ ИКТ (по согласованию),
Автономное учреждение "Югорский научно-исследовательский институт информационных технологий" (далее - АУ ЮНИИ ИТ) (по согласованию)

аналитическая справка, включающая перечень государственных информационных систем (ресурсов), в отношении которых Депинформтехнологий Югры координирует выполнение работ по их развитию и сопровождению

Передача информационных систем в БУ ИКТ, АУ ЮНИИ ИТ


АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

централизованное сопровождение информационных систем

V. Информационная безопасность

Проведение внутреннего аудита информационной безопасности информационных систем автономного округа

АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

аналитическая справка

Формирование предложений по централизации информационной безопасности

Депинформтехнологий Югры,
АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

аналитическая справка

Организация выполнения работ по информационной безопасности информационных систем

Депинформтехнологий Югры,
АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

централизация работ по обеспечению информационной безопасности информационных систем

Обучение ответственных за информационную безопасность в органах власти

Департамент государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа,
Депинформтехнологий Югры,
АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

ответственные за информационную безопасность в органах власти обучены в соответствии с требованиями законодательства

VI. Связь и телекоммуникации

Анализ информации о каналах связи, используемых органами власти, учреждениями

Депинформтехнологий Югры,
БУ ИКТ (по согласованию),
АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

аналитическая справка, содержащая предложения по оптимизации используемых каналов связи

Организация единой корпоративной сети органов власти

Депинформтехнологий Югры, органы власти, БУ ИКТ (по согласованию),
АУ ЮНИИ ИТ (по согласованию)

единая корпоративная сеть органов власти, отсутствие иных каналов связи

Анализ информации об услугах телефонной связи (стационарной и сотовой), предоставляемых органам власти и учреждениям

Депинформтехнологий Югры,
органы власти

аналитическая справка

Организация централизованного оказания услуг телефонной связи (стационарной и сотовой) органам власти и учреждениям

Депинформтехнологий Югры

централизованное оказание услуг телефонной связи (стационарной и сотовой) органам власти и учреждениям

VII. Финансовое обеспечение мероприятий по информатизации

Анализ информации об объеме бюджетных ассигнований, предусмотренных в государственных программах автономного округа, на мероприятия, реализуемые с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также анализ планов информатизации органов власти в части определения объемов финансирования информационно-коммуникационной инфраструктуры

Депинформтехнологий Югры

аналитическая справка

Анализ планов информатизации ОМС в части финансирования информационно-коммуникационной инфраструктуры

Депинформтехнологий Югры

аналитическая справка, содержащая предложения и мероприятия, а также объемы финансирования информационно-коммуникационной инфраструктуры ОМС

Передача финансирования из государственных программ автономного округа в государственную программу автономного округа "Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 - 2025 годы и период до 2030 года", утвержденную постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года N 424-п , на обслуживание и развитие серверного и сетевого оборудования, на создание, сопровождение и развитие информационных систем, на обеспечение информационной безопасности информационных систем, на услуги телефонной связи (стационарной и сотовой)

Департамент финансов автономного округа, Депинформтехнологий Югры, органы власти

Правовые акты автономного округа

Приложение 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРЕДСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ В КОМИССИЮ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ...

Приложение 2
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 29 декабря 2017 года N 781-рп

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРЕДСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ В КОМИССИЮ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Наименование исполнительного органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(далее - орган власти)

Количество штатных единиц органа власти (не менее)

Аппарат Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент проектного управления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Департамент внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Служба по делам архивов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Ветеринарная служба Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Служба по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Служба государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Приложение 3. ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Приложение 3
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 29 декабря 2017 года N 781-рп

Наименование государственного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - учреждения)

Количество штатных единиц в учреждении, подлежащих оптимизации (не менее)

Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования"

Автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных функций"

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Медицинский информационно-аналитический центр"

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий"

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр подготовки сборных команд Югры"

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Региональный центр инвестиций"

На прошедшем в конце декабря заседании регионального правительства утвержден .

План, в частности, предусматривает передачу на обслуживание в департамент информационных технологий автономного округа серверного и коммутационного оборудования, автоматизированных рабочих мест и информационных систем, используемых в органах власти и учреждениях региона. При этом все автоматизированные рабочие места органов власти будут переведены в единый домен корпоративной сети органов власти региона.

Предполагается также, что департамент будет централизованно выполнять работы по обеспечению информационной безопасности информационных систем, организовывать оказание услуг стационарной и сотовой телефонной связи органам власти и учреждениям, обеспечивать работу единой корпоративной сети.

Средства, предусмотренные на эти цели ведомственными программами округа, должны быть консолидированы в программе «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа Югры на 2018-2025 годы и период до 2030 года».

В соответствии с документом, в течение 2018 года в исполнительных органах государственной власти автономного округа и подведомственных учреждениях запланировано внедрение информационной системы бухгалтерского учета «Облачная бухгалтерия» (которая будет включать в себя функционал управления материальными запасами, закупками, управленческого учета и др).

В ходе выполнения мероприятий плана должна быть оптимизирована штатная численность сотрудников, которые занимаются обслуживанием компьютерной техники и сопровождением информационных систем (ресурсов) органов власти и учреждений.

Предусмотрена также подготовка предложений по аналогичным мерам и в отношении органов местного самоуправления.

Курировать выполнение плана будет первый заместитель губернатора автономного округа Геннадий Бухтин.

«Дорожная карта проекта синхронизирована с задачами, которые поставлены в [региональных документах] концепции «Бережливый регион», государственной программе «Информационное общество». Эти меры, безусловно, будут способствовать цифровизации экономики», — прокомментировала утвержденный документ губернатор Югры Наталья Комарова .

По мнению директора департамента информационных технологий Югры Павла Ципорина , централизация полномочий закупок в сфере ИКТ позволит реализовать единые подходы и требования к их осуществлению, в том числе по мероприятиям по защите информации, повысить эффективность принятия управленческих решений, что будет способствовать цифровизации экономики автономного округа, а также позволит оптимизировать расходы бюджета округа на закупки оборудования и создание информационных систем.

По словам Ципорина, в едином реестре информационных систем Югры зарегистрировано более 900 информационных систем, ряд из которых имеют дублирующий функционал. По его мнению, централизация инфраструктуры позволит обеспечить соблюдение единых принципов при создании и функционировании государственных информационных систем Югры, отвечать требованиям законодательства, оптимизировать структуру органов власти и подведомственных им учреждений, повысить эффективность труда служащих и работников государственных учреждений, занятых в обслуживании ИКТ. «При этом стоит отметить, что действующие контракты в сфере ИКТ будут также сопровождаться на ранее заключенных условиях, что не ухудшит условия их исполнения для контрагентов», — сказал он сайт.

По мнению министра по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Ярослава Ракова , централизация управления IT-инфраструктурой позволяет значительно сократить расходы и повысить оперативность принятия управленческих решений в этой сфере. По опыту области, централизация закупок на уровне министерства (98 -99% всех закупок органов власти и их учреждений по части ИТ проходит через центр информационных технологий Тульской области) позволяет снижать цены на 18-30%. «Количество сопровождаемых информационных систем, используемых органами власти, сократилось с 500 до 191, что значительно упрощает их администрирование и тоже позволяет экономить значительные средства», — сказал Раков сайт.