Линейные крейсера типа «О». Линейные крейсера типа "О"

Корабли и сражения

Боевые корабли мира

Санкт-Петербург 1998 г.

На 1-4 страницах обложки даны фотографии линейных крейсеров: "Гебен" (1-я – 3-я стр) и "Зейдлиц" (4-я стр)

Научно – популярное издание Мужеников Валерий Борисович "Линейные крейсера Германии"

Тех. редактор А. А. Быстров

Лит. редактор Е. В. Владимирова

Корректор С. В. Субботина

ВВЕДЕНИЕ

В 1905 г. профессор Массачусетской школы кораблестроения в США В.Ховгард сформулировал задачи, которые должен выполнять идеальный "эскадренный крейсер" будущего. Они сводились к следующему: быстрое сосредоточение и охват флангов противника; навязывание противнику боя и удержание огневого контакта с ним до подхода главных сил; преследование отступающего противника; разведка боем; самостоятельные дальние операции и поддержка легких крейсеров.

Каким же рисовался Ховгарду будущий корабль? В сущности, это должен быть эскадренный броненосец по вооружению и бронированию, увеличенный в размерах до того, чтобы развивать более высокую скорость. Следует отдать должное проницательности Ховгарда: предсказанные им корабли действительно появились через десять лет. Но в 1905 г. английским кораблестроителям, проектировавшим "эскадренный крейсер" под стать "Дредноуту", ещё претила мысль о том, что крейсер может быть крупнее броненосца. Поэтому они приняли второй путь – повышать скорость хода не за счет увеличения водоизмещения, как предлагал Ховгард, а в основном за счет ослабления бронирования. Немцы, принявшие вызов англичан, избрали третий путь – довольствуясь меньшей скоростью, они большое внимание уделяли бронированию и живучести корабля.

По классификации 1911 г. эскадренные броненосцы стали именоваться линейными кораблями, а "эскадренные крейсеры" – линейными крейсерами. Согласно ставшей общепринятой терминологии, можно сказать, что на первых английских линейных крейсерах, в которых защита приносилась в жертву скорости и огневой мощи, упор делался больше на крейсерские функции, чем на эскадренные. В первых же германских линейных крейсерах эскадренные требования преобладали над крейсерскими. Достаточно полно это различие проявилось в ходе первой мировой войны. Тем не менее свернуть с пути, намеченного Ховгардом, не удалось ни англичанам, ни немцам – столбовой дорогой развития линейных крейсеров стало неуклонное увеличение водоизмещения от серии к серии.

Термин "линейный крейсер" для периода 1905-1920 гг. можно определить как обозначение корабля, как минимум на четыре узла более быстроходного, чем современный ему линейный корабль, имеющего на вооружении орудия, пригодные для артиллерии главного калибра современных ему линейных кораблей, и с такой броневой защитой, которая возможна при соблюдении двух предыдущих условий. Трудности при создании удовлетворительного проекта такого корабля, водоизмещение которого могло быть меньше, чем у соответствующих линкоров, или, за небольшим исключением, было бы не намного больше, чем у них, состояли в больших размерах и весе котлов, машин и механизмов, необходимых для обеспечения более высокой скорости.

Линейные крейсера, вероятно, как это представляли в Англии, были пригодны как для обычной крейсерской службы, так и для использования в бою в качестве быстроходной дивизии главных сил. Вторая задача тотчас же получила предпочтение перед другими.

Начало первым линейным крейсерам типа "Инвинсибл" положила в 1906 г. Англия. За исключением Германии и Японии, остальные морские державы, которые до этого времени строили броненосные крейсера, не только не продолжили их постройку, но и вообще впредь отказались от строительства тяжелых крейсеров. По принятым в немецком военно-морском флоте понятиям, тяжелые крейсера включали в себя броненосные и линейные. Такой тяжелый крейсер мог быть в некоторой степени равноценен линейному кораблю не своим относительно слабым вооружением, не довольно слабой броневой защитой, а более высокой скоростью. Конечно, этого можно было достигнуть только за счет использования большего водоизмещения.

В результате появился новый тип прочных и грозных кораблей, в создании которых Германия всегда была более удачлива, чем Англия.

Начиная с "Фон-дер-Танна" в Германии и "Лайона" в Англии, линейный крейсер был крупнее современного ему линейного корабля. В этой связи необходимо указать на значительное увеличение водоизмещения, которое из года в год было характерно для немецких броненосных и линейных крейсеров: "Йорк" (заложен в 1903 г.) – 9 533 т, "Шарнхорст" (1904 г.) – 11616 т, "Блюхер" (1907 г.) – 15 842 т, "Фон-дер-Танн" (1908 г.) – 19 370 т, "Мольтке" (1909 г.) – 22 979 т. В течение шести лет водоизмещение возросло в 2,4 раза, лишь после этого рост заметно снизился.

Первые в истории английские линейные крейсера "Инвинсибл", "Инфлексибл" и "Индомитейбл" были спущены на воду в 1907 г. Уступая современному им "Дредноуту" в водоизмещении (17 250 т против 22 000 т), они несли почти столько же орудий главного калибра (восемь против десяти) и развивали скорость 26 узлов против 22. Цена этих достоинств легко выявляется при сравнении броневой защиты: там, где у "Дредноута" стояла 279-мм броня, у "Инвинсибла" была только 152-мм, что было значительно меньше, чем у немецких линейных крейсеров.

Броненосный крейсер "Шарнхорст".

Усиление немецкого военно-морского флота во время правления кайзера Вильгельма II совпало со временем интенсивного технического развития в судостроении. Разумеется, этот процесс протекал неравномерно. Периоды некоторой инерции сменялись резкими скачками вперед. Это позволяло немцам создавать корабли, которые, благодаря внедрению новейшей технологии, существенно выделялись в ряду подобных кораблей других морских держав.

В Германии имелась четкая линия развития броненосных крейсеров, которая начиналась с "Фюрста Бисмарка" (заложен в 1897 г., водоизмещение 11461 т), продолжалась "Принцем Генрихом" (1900 г., 9806 т), "Принцем Адальбертом" и"Фридрихом Карлом" (соответственно 1901 и 1902 гг., 9875 т), "Рооном" и "Йорком" (соответственно 1903 и 1904 гг., 10266 т) и заканчивалась "Шарнхорстом" и "Гнейзенау"(1906 г., 12985 т) – знаменитыми кораблями адмирала графа Шпее.

Неуклонно росло водоизмещение этих крейсеров, скорость их также увеличилась с 18,7 до 23,5 узлов. Однако было и одно уменьшение – калибр главной артиллерии, начиная с "Принца Адальберта" был уменьшен с 240-мм до 210-мм. Это уменьшение обосновывалось тем, что недавно усовершенствованный бронебойный 210 мм снаряд имел тот же поражающий эффект, что и 240-мм. Уменьшение калибра привело к возможности установки двух башен с двумя скорострельными орудиями калибра 210 мм вместо двух одноорудийных башен калибра 240 мм, что значительно увеличивало боеспособность корабля по сравнению с "Принцем Генрихом" ("Фюрст Бисмарк" имел две башни с двумя 240-мм орудиями).

Артиллерия среднего калибра состояла из 12 скорострельных орудий калибра 150 мм на "Фюрсте Бисмарке" по сравнению с 10 на остальных крейсерах, каждое из которых было установлено либо в одноорудийных башнях на борту корабля поверх бронированного пояса, либо в бронированной цитадели или казематах. Вспомогательная артиллерия, первоначально состоявшая из 10 скорострельных орудий калибра 88 мм, была увеличена до 12 на "Принце Адальберте", а затем до 18 на "Шарнхорсте".

Линейные крейсера Тип № 13

Этот проект был разработан инженером Хирагой в 1921 году. За основу взяли проект крейсеров типа "Амаги", но увеличили до 457-мм артиллерию главного калибра. Следует отметить, что этих орудий еще не было, хотя на полигоне в районе Куре прошло испытание 482-мм орудие. Заказы выдали на 4 корабля. Головной планировали заложить в середине 1922 и окончить строительство серии в 1927 году. Основные характеристики новых линейных крейсеров планировались следующими:

Водоизмещение: 47500 т (нормальное).

Размерения: длина 274,4 м (наибольшая), 259,1 м (между перпендикулярами), ширина 30,8 м, осадка 9,8 м.

Бронирование: пояс 330 мм (угол скосов 15°), палуба 127 мм.

Механизмы: 4 турбины Гихон, 22 котла Кампон, мощность механизмов 150000 л.с, скорость хода 30 узлов.

Вооружение: 8 457-мм, 8 120-мм (зенит

ных), 8 610-мм торпедных аппаратов.

Заказы на линейные крейсера были выданы следующим судостроительным заводам: № 13 (военно-морская верфь в Йокосуке), № 14 (военноморская верфь в Куре), № 15 (завод Мицубиси в Нагасаки), № 16 (завод Кавасаки в Кобе).

Из книги Линкоры кригсмарине автора Иванов С. В.

Линейные корабли типа «Бисмарк» Подписанное в 1935 г. англо-германское военно-морское соглашение легимитизировало корабли типа «Шарнхорст». Более того, по милости данного пакта Германия получила возможность построить два настоящих линкора для замены двух кораблей

Из книги Линейные крейсера Англии. Часть I автора

Линейные крейсера типа “Инвинсибл”

Из книги Линейные крейсера Англии. Часть IV. 1915-1945 гг. автора Мужеников Валерий Борисович

Линейные крейсера типа "Индефатигебл"

Из книги Линейные корабли Соединенных Штатов Америки. Часть II. Линкоры типов “New York”, “Oklahoma” и “Pennsylvania” автора Мандель Александр Владимирович

Глава I Линейные крейсера “Корейджес”, “Глориес” и

Из книги Линейные корабли типа “Кинг Джордж V”. 1937-1958 гг. автора Михайлов Андрей Александрович

Линейные корабли “New york” и “Texas” Линейные корабли типа “New York” стали первыми американскими сверхдредноутами, и на момент своего появления они являлись самыми мощными линейными кораблями в мире. Конструктивно эти корабли имели много общего с предыдущими линкорами с

Из книги Броненосцы типов “Виттельсбах”, “Брауншвейг” и “Дойчланд”. 1899-1945 гг. (Сброник статей и документов) автора Коллектив авторов

Из книги Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы 10.1918 – 8.1945 гг. Справочник автора Апальков Юрий Валентинович

Из книги Линейные крейсера “Фон дер Танн”, “Мольтке”, “Гебен” и “Зейдлиц”. 1907-1918 гг. автора Мужеников Валерий Борисович

Из книги Линейные корабли Японии. 1909-1945 гг. автора Рубанов Олег Алексеевич

Линейные корабли “Pennsylvania” и “Arizona” 9 июня 1911 года, когда проект “Nevada” был уже практически готов, Генеральный Совет сформулировал требования к линкору программы 1913 года. Основными из них были: 12 356-мм орудий ГК, 22 127- мм противоминных орудий, скорость хода 21 узел и

Из книги автора

Из книги автора

Линейные корабли Германии Если мы сравним облик первых линейных судов германского флота, т.е. 4 корабля типа “Захсен”, время постройки которых падает на промежуток между 1876 и 1880 годами, с соответствующими судами в других флотах т.е. с английскими “Инфлексиблом”, с Из книги автора

Из книги автора

Линейные корабли "Исе" и "Хьюга" В проекте линкоров типа "Фусо" имели место определенные недостатки, поэтому следующие два корабля должны были строиться по измененному проекту. Правда, никаких кардинальных изменений в проект вносить не намеревались, но жизнь

Линейные крейсера

Линейные крейсера типа «Ринаун» - 2 ед.

«Ринаун» (Renown ) Фф 25.1.15/4.3.16/9.1916 искл. 1948

«Рипалс» (Repulse ) ДжБр 25.1.15/8.1.16/8.1916 погиб 10.12.1941

27947/32727 т, 242x27,4x7,8 м. ПТ- 4, 42 ПК. 112 000 л.с. =30 уз. 4243 т нефти. Броня: пояс до 152 мм, башни до 280 мм, барбеты до 178 мм, рубка 254 мм, палу­ба до 75 мм. Эк. 967 чел. 6 - 381 мм/42, 17- 102 мм/44, 2-76ммзен., 4 - 47 мм, 2 ТА 533 мм подв.

Появление этих огромных и очень быстроход­ных линейных крейсеров был о вызвано успехом, которого добились «Инвинсибл» и «Инфлексибл» в бою у Фолклендских островов с эскад­рой адмирала Шпее. «Отец» «Дредноута» - адмирал Фишер, заняв в 1914 г. пост первого морского лорда, настоял на строительстве 30-узловых кораблей, вооруженных 15-дюймовой артиллерией. Цена за эти требования - очень слабое бронирование, хотя и слегка скрашенное удачной конструкцией противоминной за­щиты. Результаты Ютландского боя заставили пересмотреть взгляды на линейные крейсера, и только что вошедшие в строй «Ринаун» и «Ри­палс» пришлось сразу же ставить на переобо­рудование с целью усиления брони. Непосредственно в боях 1-й мировой войны довелось участвовать лишь «Рипалсу»: 17.11.1917 он вы­пустил 54 снаряда в немецкие корабли и добил­ся попадания в крейсер «Кенигсберг». После войны оба корабля неоднократно модернизиро­вались и участвовали во 2-й мировой войне.

Линейный крейсер «Тайгер» - 1 ед.

«Тайгер» (Tiger ) ДжБр 20.6.12/15.12.13/10.1914 искл. 1932

28 430/35 710 т, 214,6x27,6x8,7 м. ПТ - 4, 39 ПК, 108 000 л.с. = 29 уз. 2450/3320 т. уг,+2450/3480 т нефти. Броня: пояс, барбеты и башни до 229 мм, рубка 254 мм, палуба до 76 мм. Эк. 1121 чел. 8-343мм/45, 12-152 мм/45, 2 - 76 мм зен., 4-47 мм, 4 ТА 533 мм подв.

Первоначально планировался как 4-й корабль типа «Лайон», но затем проект был основатель­но переработан: увеличена ширина, установле­на гораздо более мощная энергетическая уста­новка, улучшено бронирование. В итоге полу­чился очень мощный и быстроходный корабль, хотя и сохранивший главный недостаток своих предшественников - слабую защиту. С момен­та вступления в строй находился в составе 1-й эскадры линейных крейсеров. В бою у Доггер-банки 24.1.1915 получил 6 попаданий с герман­ских линейных крейсеров {10 убитых и 11 ране­ных). В ходе Ютландского боя выпустил 303 сна­ряда ГК, получив при этом 17 попаданий (24 убитых и 46 раненых). Броня двух башен ГК была пробита, но «Тайгер» избежал взрыва. После месячного ремонта вновь вошел в строй. С 1924 г. служил учебным кораблем.

Линейные крейсера типа «Лайон» - 3 ед.

«Лайон» (Lion )

«Принцесс Ройял» (Princess Royal )

«Куин Мэри» (Queen Магу)

Дев

Вик

Плм

29.9.09/6.8.10/5.1912 2.5.10/24.4.11/11.1912 6.3.11/20.3.12/8.1913

искл. 1924

искл. 1922

погиб 31.5.1916

26 270/29 680 т, 213,4x27x8,4 м, ПТ - 4, 42 ПК. 70000 л.с. = 27 уз. 3500 т уг.+1135 т нефти. Броня: пояс, барбеты и башни до 229 мм, рубка 254 мм, палуба до 65 мм. Эк. 997 чел. 8 - 343 мм/45, 16-102 мм/50, 4-47 мм, 2 ТА 533 мм подв.

Первые линейные крейсера с 13,5-дюймовой артиллерией. Характерная черта проекта - дисбаланс между наступательной мощью ко­рабля и его слабой защитой. Третий линей­ный крейсер - «Куин Мэри» - отличался еще большим водоизмещением (26 770/31 650 т), мощностью (75 000 л.с.) и скоростью (27,5 уз.). Активно использовались в годы 1-й мировой войны. В бою у Доггер-банки «Лайон» выпус­тил 243 снаряда, из которых лишь 4 поразили неприятеля. Сам «Лайон» получил 17 попада­ний, причинивших серьезные повреждения, и вернулся в базу на буксире линейного крей­сера «Индомитебл». В Ютландском бою «Лай­он» поразили 13 305-мм снарядов с «Лютцова», и во время взрыва в средней башне ко­рабль оказался на волосок от гибели. Менее счастливой была «Куин Мэри»: попадания в погреба носовых башен вызвали взрыв бое­запаса, линейный крейсер разломился на две части и затонул вместе со всем экипажем. «Принцесс Ройял» при Ютланде выдержала 13 попаданий тяжелых снарядов; потери экипа­жа составили 22 убитых и 81 раненый. После войны «Лайон» и «Принцесс Ройял» находи­лись в составе 1-й эскадры линейных крейсеров вплоть до Вашингтонского соглашения, а в 1924- 1926 гг. были сданы на слом.

Линейные крейсера типа «Индефатигебл» - 3 ед.

« Индефатигебл » (Indefatigable)

« Астрейлиа » (Australia)

« Нью Зиленд » (New Zealand)

Дев

ДжБр

Фф

23.2.09/28.10.09/4.1911 23.6.10/25.10.11/6.1913 20.6.10/1.7.11/11.1912

погиб 31. 5.1916

искл. 1924

искл. 1922

18470/22080 т, 179,8 x 24,4 x 8,1 м. ПТ-4, 32 ПК. 44 000 л.с. = 25 уз. 3170 гут.+840 т нефти. Броня: пояс до 152 мм, башни и барбеты до 178 мм, рубка 254 мм, палуба до 65 мм. Эк. 800 чел. 8-805 мм/45, 16-102 мм/50, 4-47 мм, 3 ТА 457 мм подв.

Несколько увеличенный и усовершенствован­ный вариант линейных крейсеров типа «Инвин­сибл». «Острейлиа» и «Нью Зиленд» строились на деньги британских доминионов Австралии и Новой Зеландии. В целом оказались малоудач­ными вследствие слабой броневой защиты. «Индефатигебл» потоплен в начале Ютландско­го боя 280-мм снарядами с линейного крейсе­ра «Фон дер Танн». «Нью Зиленд» активно уча­ствовал в бою у Доггер-банки, а при Ютланде он выпустил 420 305-мм снарядов - больше, чем любой другой дредноут Гранд Флита. «Острейлиа» в Ютландском сражении не участво­вала, так как в апреле 1916 г. получила повреж­дения из-за столкновения со своим систершипом «Нью Зиленд». Оба оставшихся в строю корабля исключили из списков флота в резуль­тате Вашингтонского соглашения, причем «Острейлиа» была торжественно затоплена 12.4.1924 вблизи Сиднея.

Линейные крейсера типа «Инвинсибл» - 3 ед.

«Инвинсибл» (Invincible ) Эле 2.4.06/13.4.07/3.1909 погиб 31.5.1916

«Инфлексибл» (Inflexible ) Клб 5.2.06/26.6.07/10.1908 искл. 1922

«Индомитебл» (Indomitable ) Фф 1.3.06/16.3.07/6.1908 искл. 1922

17 373/20 078 т, 172,8x22,1x8 м. ПТ-4, 31 ПК, 41 000 л.с. = 25,5 уз. 3085 т уг,+710 т нефти. Броня: пояс до 152 мм, башни и барбеты до 178 мм, рубка 254 мм, палуба до 65 мм. Эк. 784-чел. 8 - 305 мм/45, 16 - 102 мм/45,5 ТА 457 мм подв.

Первые в мире линейные крейсера. Произ­вели огромное впечатление на военно-морских специалистов всех стран, однако их проект представлял собой явный диссонанс между мощным «линкорным» вооружением и очень слабой защитой. Активно участвовали в 1 -и ми­ровой войне. «Инвинсибл» и «Инфлексибл» в декабре 1914 г. у Фолклендских островов уничтожили германские броненосные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау», позже «Инфлек­сибл» служил флагманским кораблем в Дарданелльской операции. «Индомитебл» в бою у Доггер-банки выпустил 134 305-мм снаряда, потопив броненосный крейсер «Блюхер». Бой при Ютланде стал последним для «Инвинсибла»: он взорвался и затонул вместе со всем эки­пажем и контр-адмиралом Худом. Остальные два линейных крейсера а 1919 г. были выведены в резерв, а через три года сданы на слом.

Легкие линейные крейсера типа «Корейджес» - 2 ед.

«Корейджес» (Courageous)

«Глориес» (Glorious)

Арм

ХВ

28.3.15/5.2.16/1.1917 1.5.15/20.4.16/1.1917

погиб 17.9.1939

погиб 8.6.1940

19230/22690 т, 239,7x24,7x7,1 м. ПТ - 4, 18 ПК, 90000 л.с. = 32 уз. 3160 т нефти. Броня: пояс до 75 мм, башни до 330 мм, барбеты до 176 мм, рубка 254 мм, палубы до 40 мм. Эк. 828 чел. 4-381 мм/42, 18-102 мм/44, 2-76 мм, 2-47 мм, 2 ТА 533 мм подв.

Оригинальные корабли, по водоизмещению и размерениям соответствующие линкорам, а по бронированию и скорости - легким крей­серам. Имели малую осадку и улучшенную противоторпедную защиту, но корпуса оказа­лись очень слабыми, и после неудачных ис­пытаний «Корейджеса» их пришлось усили­вать. В ноябре 1917 г. Оба корабля участвова­ли в набеге на Гельголанд. Третий корабль - «Фьюриес» - достроен как авианосец. В 1924 - 1928 гг. « Корейджес» и «Глориес» так­же были переоборудованы в авианосцы.

Линейные крейсера

Линейные крейсера типа «Ринаун» - 2 ед.

«Ринаун» (Renown ) Фф 25.1.15/4.3.16/9.1916 искл. 1948

«Рипалс» (Repulse ) ДжБр 25.1.15/8.1.16/8.1916 погиб 10.12.1941

27947/32727 т, 242x27,4x7,8 м. ПТ- 4, 42 ПК. 112 000 л.с. =30 уз. 4243 т нефти. Броня: пояс до 152 мм, башни до 280 мм, барбеты до 178 мм, рубка 254 мм, палу­ба до 75 мм. Эк. 967 чел. 6 - 381 мм/42, 17- 102 мм/44, 2-76ммзен., 4 - 47 мм, 2 ТА 533 мм подв.

Появление этих огромных и очень быстроход­ных линейных крейсеров был о вызвано успехом, которого добились «Инвинсибл» и «Инфлексибл» в бою у Фолклендских островов с эскад­рой адмирала Шпее. «Отец» «Дредноута» - адмирал Фишер, заняв в 1914 г. пост первого морского лорда, настоял на строительстве 30-узловых кораблей, вооруженных 15-дюймовой артиллерией. Цена за эти требования - очень слабое бронирование, хотя и слегка скрашенное удачной конструкцией противоминной за­щиты. Результаты Ютландского боя заставили пересмотреть взгляды на линейные крейсера, и только что вошедшие в строй «Ринаун» и «Ри­палс» пришлось сразу же ставить на переобо­рудование с целью усиления брони. Непосредственно в боях 1-й мировой войны довелось участвовать лишь «Рипалсу»: 17.11.1917 он вы­пустил 54 снаряда в немецкие корабли и добил­ся попадания в крейсер «Кенигсберг». После войны оба корабля неоднократно модернизиро­вались и участвовали во 2-й мировой войне.

Линейный крейсер «Тайгер» - 1 ед.

«Тайгер» (Tiger ) ДжБр 20.6.12/15.12.13/10.1914 искл. 1932

28 430/35 710 т, 214,6x27,6x8,7 м. ПТ - 4, 39 ПК, 108 000 л.с. = 29 уз. 2450/3320 т. уг,+2450/3480 т нефти. Броня: пояс, барбеты и башни до 229 мм, рубка 254 мм, палуба до 76 мм. Эк. 1121 чел. 8-343мм/45, 12-152 мм/45, 2 - 76 мм зен., 4-47 мм, 4 ТА 533 мм подв.

Первоначально планировался как 4-й корабль типа «Лайон», но затем проект был основатель­но переработан: увеличена ширина, установле­на гораздо более мощная энергетическая уста­новка, улучшено бронирование. В итоге полу­чился очень мощный и быстроходный корабль, хотя и сохранивший главный недостаток своих предшественников - слабую защиту. С момен­та вступления в строй находился в составе 1-й эскадры линейных крейсеров. В бою у Доггер-банки 24.1.1915 получил 6 попаданий с герман­ских линейных крейсеров {10 убитых и 11 ране­ных). В ходе Ютландского боя выпустил 303 сна­ряда ГК, получив при этом 17 попаданий (24 убитых и 46 раненых). Броня двух башен ГК была пробита, но «Тайгер» избежал взрыва. После месячного ремонта вновь вошел в строй. С 1924 г. служил учебным кораблем.

Линейные крейсера типа «Лайон» - 3 ед.

«Лайон» (Lion )

«Принцесс Ройял» (Princess Royal )

«Куин Мэри» (Queen Магу)

Дев

Вик

Плм

29.9.09/6.8.10/5.1912 2.5.10/24.4.11/11.1912 6.3.11/20.3.12/8.1913

искл. 1924

искл. 1922

погиб 31.5.1916

26 270/29 680 т, 213,4x27x8,4 м, ПТ - 4, 42 ПК. 70000 л.с. = 27 уз. 3500 т уг.+1135 т нефти. Броня: пояс, барбеты и башни до 229 мм, рубка 254 мм, палуба до 65 мм. Эк. 997 чел. 8 - 343 мм/45, 16-102 мм/50, 4-47 мм, 2 ТА 533 мм подв.

Первые линейные крейсера с 13,5-дюймовой артиллерией. Характерная черта проекта - дисбаланс между наступательной мощью ко­рабля и его слабой защитой. Третий линей­ный крейсер - «Куин Мэри» - отличался еще большим водоизмещением (26 770/31 650 т), мощностью (75 000 л.с.) и скоростью (27,5 уз.). Активно использовались в годы 1-й мировой войны. В бою у Доггер-банки «Лайон» выпус­тил 243 снаряда, из которых лишь 4 поразили неприятеля. Сам «Лайон» получил 17 попада­ний, причинивших серьезные повреждения, и вернулся в базу на буксире линейного крей­сера «Индомитебл». В Ютландском бою «Лай­он» поразили 13 305-мм снарядов с «Лютцова», и во время взрыва в средней башне ко­рабль оказался на волосок от гибели. Менее счастливой была «Куин Мэри»: попадания в погреба носовых башен вызвали взрыв бое­запаса, линейный крейсер разломился на две части и затонул вместе со всем экипажем. «Принцесс Ройял» при Ютланде выдержала 13 попаданий тяжелых снарядов; потери экипа­жа составили 22 убитых и 81 раненый. После войны «Лайон» и «Принцесс Ройял» находи­лись в составе 1-й эскадры линейных крейсеров вплоть до Вашингтонского соглашения, а в 1924- 1926 гг. были сданы на слом.

Линейные крейсера типа «Индефатигебл» - 3 ед.

« Индефатигебл » (Indefatigable)

« Астрейлиа » (Australia)

« Нью Зиленд » (New Zealand)

Дев

ДжБр

Фф

23.2.09/28.10.09/4.1911 23.6.10/25.10.11/6.1913 20.6.10/1.7.11/11.1912

погиб 31. 5.1916

искл. 1924

искл. 1922

18470/22080 т, 179,8 x 24,4 x 8,1 м. ПТ-4, 32 ПК. 44 000 л.с. = 25 уз. 3170 гут.+840 т нефти. Броня: пояс до 152 мм, башни и барбеты до 178 мм, рубка 254 мм, палуба до 65 мм. Эк. 800 чел. 8-805 мм/45, 16-102 мм/50, 4-47 мм, 3 ТА 457 мм подв.

Несколько увеличенный и усовершенствован­ный вариант линейных крейсеров типа «Инвин­сибл». «Острейлиа» и «Нью Зиленд» строились на деньги британских доминионов Австралии и Новой Зеландии. В целом оказались малоудач­ными вследствие слабой броневой защиты. «Индефатигебл» потоплен в начале Ютландско­го боя 280-мм снарядами с линейного крейсе­ра «Фон дер Танн». «Нью Зиленд» активно уча­ствовал в бою у Доггер-банки, а при Ютланде он выпустил 420 305-мм снарядов - больше, чем любой другой дредноут Гранд Флита. «Острейлиа» в Ютландском сражении не участво­вала, так как в апреле 1916 г. получила повреж­дения из-за столкновения со своим систершипом «Нью Зиленд». Оба оставшихся в строю корабля исключили из списков флота в резуль­тате Вашингтонского соглашения, причем «Острейлиа» была торжественно затоплена 12.4.1924 вблизи Сиднея.

Линейные крейсера типа «Инвинсибл» - 3 ед.

«Инвинсибл» (Invincible ) Эле 2.4.06/13.4.07/3.1909 погиб 31.5.1916

«Инфлексибл» (Inflexible ) Клб 5.2.06/26.6.07/10.1908 искл. 1922

«Индомитебл» (Indomitable ) Фф 1.3.06/16.3.07/6.1908 искл. 1922

17 373/20 078 т, 172,8x22,1x8 м. ПТ-4, 31 ПК, 41 000 л.с. = 25,5 уз. 3085 т уг,+710 т нефти. Броня: пояс до 152 мм, башни и барбеты до 178 мм, рубка 254 мм, палуба до 65 мм. Эк. 784-чел. 8 - 305 мм/45, 16 - 102 мм/45,5 ТА 457 мм подв.

Первые в мире линейные крейсера. Произ­вели огромное впечатление на военно-морских специалистов всех стран, однако их проект представлял собой явный диссонанс между мощным «линкорным» вооружением и очень слабой защитой. Активно участвовали в 1 -и ми­ровой войне. «Инвинсибл» и «Инфлексибл» в декабре 1914 г. у Фолклендских островов уничтожили германские броненосные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау», позже «Инфлек­сибл» служил флагманским кораблем в Дарданелльской операции. «Индомитебл» в бою у Доггер-банки выпустил 134 305-мм снаряда, потопив броненосный крейсер «Блюхер». Бой при Ютланде стал последним для «Инвинсибла»: он взорвался и затонул вместе со всем эки­пажем и контр-адмиралом Худом. Остальные два линейных крейсера а 1919 г. были выведены в резерв, а через три года сданы на слом.

Легкие линейные крейсера типа «Корейджес» - 2 ед.

«Корейджес» (Courageous)

«Глориес» (Glorious)

Арм

ХВ

28.3.15/5.2.16/1.1917 1.5.15/20.4.16/1.1917

погиб 17.9.1939

погиб 8.6.1940

19230/22690 т, 239,7x24,7x7,1 м. ПТ - 4, 18 ПК, 90000 л.с. = 32 уз. 3160 т нефти. Броня: пояс до 75 мм, башни до 330 мм, барбеты до 176 мм, рубка 254 мм, палубы до 40 мм. Эк. 828 чел. 4-381 мм/42, 18-102 мм/44, 2-76 мм, 2-47 мм, 2 ТА 533 мм подв.

Оригинальные корабли, по водоизмещению и размерениям соответствующие линкорам, а по бронированию и скорости - легким крей­серам. Имели малую осадку и улучшенную противоторпедную защиту, но корпуса оказа­лись очень слабыми, и после неудачных ис­пытаний «Корейджеса» их пришлось усили­вать. В ноябре 1917 г. Оба корабля участвова­ли в набеге на Гельголанд. Третий корабль - «Фьюриес» - достроен как авианосец. В 1924 - 1928 гг. « Корейджес» и «Глориес» так­же были переоборудованы в авианосцы.

Гибель «Бисмарка», возрождение «Калифорнии» и невостребованность «Ямато» - «Русская планета» вспоминает линейные корабли Второй мировой войны


Линейные корабли появились в составе европейских флотов в XVII столетии из-за развития линейной тактики, господствовавшей на суше и море вплоть до начала XX века. После завершения эры парусного флота в середине XIX века на полстолетия основой ВМФ стали тихоходные броненосцы. Но в первое десятилетие XX века в Великобритании был создан «Дредноут» - корабль, вернувший линкорам ключевой статус на море. Новая реинкарнация линкоров совмещала в себе главные достижения корабельного строительства тех лет: маневренность, защищенность, вооружение крупнокалиберной артиллерией. Чуть позже появился линейный крейсер - тип линейного корабля, преимуществом которого было сочетание высокой скорости и мощного вооружения.

Линкоры первого поколения создавались для участия в Первой мировой. На море в 1914-1918 годы удалось создать аналог окопной войны, заполнив акватории Северного и Балтийского морей минными полями. По-настоящему все свои недостатки и преимущества линкорам удастся показать во время Второй мировой войны. Именно в эти годы были созданы самые совершенные типы этого морского вооружения.

После 1945 года из-за развития авиации, подводного флота и ракетного вооружения линкоры окончательно устарели и были отправлены на металлолом.

«Русская планета» рассказывает о самых крупных линейных кораблях, которые участвовали во Второй мировой войне.

«Бисмарк», Германия

Единая Германия, появившаяся во второй половине XIX века, опоздала к колониальному разделу мира, но была полна решимости это упущение исправить. Для этих целей неизбежно требовался современный большой военно-морской флот. В Германии его назвали Флотом открытого моря, намекая, что он не будет довольствоваться акваторией Северного и Балтийского морей, а нацелен на океан. Но в результате Первой мировой войны уцелевший по большей части Флот открытого моря в полном составе с экипажами был перебазирован в Великобританию. Здесь немецкие моряки, не желая отдавать корабли врагу, их затопили.

Третий рейх в 1935 году начал воссоздавать ВМФ почти с нуля. Его флагманом стал линкор «Бисмарк» - один из крупнейших когда-либо построенных кораблей. Водоизмещение этого судна при максимальном снаряжении составляло 50,9 тысячи тонн. Общая длина - 251 метр. Вооружен «Бисмарк» был восемью 380-милиметровыми орудиями и двенадцатью 150-милимитровыми пушками. На немецком флагмане службу несли 2200 офицеров и матросов.

Появление этого корабля в составе германского ВМФ и добавление к нему позже построенного по такому же плану линкора «Тирпиц» серьезно взволновало британское руководство. Поэтому, когда «Бисмарк» в составе небольшой эскадры начал участие в Битве за Атлантику, для его уничтожения был брошен едва ли не весь британский флот. В результате многодневной погони «Бисмарк» после тяжелых повреждений в безвыходной ситуации был затоплен самой командой.

Гибель капитана «Бисмарка» Эрнста Линдеманна документально не засвидетельствована. По одной версии, он погиб во время боя, по другой - остался на затапливаемом судне, не желая сдаться врагу. Из экипажа «Бисмарка» спаслось около 200 человек.

«Тирпиц» - аналог «Бисмарка» был потоплен британцами в 1944 году.

«Калифорния», США

Военно-морской флот США в период между двумя мировыми войнами стал одним из самых сильных в мире. Американские адмиралы и конструкторы учли уроки Первой мировой войны, и поэтому приступили к созданию так называемых постютландских линкоров (по названию крупнейшего морского сражения Первой мировой).

Одним из них был линкор «Калифорния», спущенный на воду в июне 1920 года. Водоизмещение линкора равнялось 40,9 тысячи тонн. Длина составляла 222 метра. Основу вооружения составляли 12 стандартных для линкоров орудий калибра 356 миллиметров. В команду входили 2220 матросов и офицеров.


Линкор «Калифорния», 1921 год. Источник: wikimedia.org

Впервые принять участие в войне «Калифорнии» довелось только через двадцать лет после введения в эксплуатацию. В декабре 1941 года база американского ВМФ на Гавайях - Перл-Харбор - подверглась воздушной атаке Японии, в ходе которой «Калифорния» получила значительные повреждения и пошла на дно. Однако уничтожить линкор полностью японцам не удалось. Корабль был поднят и отремонтирован. Это имело не только большое военное, но и символическое значение.

«Калифорния» прошла всю Вторую мировой, сыграв важную роль в сражениях в заливе Лейте и за остров Окинава. В 1947 году корабль был распилен на металлолом.

«Принц Уэльский», Великобритания

Королевский военно-морской флот Великобритании к началу Второй мировой войны оставался сильнейшим в мире. Но США, Япония и Германия все настойчивее пытались отнять у него этот статус. Это заставляло правительство Великобритании принимать неотложные меры по модернизации военно-морских сил. В частности, были построены линейные корабли нового поколения.

В их числе был линкор «Принц Уэльский», заложенный на верфи компании «Кэммел-Лэрд» (англ. Cammell Laird) в январе 1937 года. В мае 1939 года новый линкор был спущен на воду. Его длина составляла 227 метров, водоизмещение достигало 43,7 тысяч тонн. Основным вооружением были десять орудий калибра 356 миллиметров. В состав экипажа входило 1422 человека.


Линкор «Принц Уэльский», 1941 год. Источник: Imperial War Museums

«Принцу Уэльскому» довелось недолго пробыть в составе Королевского флота. В течение 1940-1941 годов он участвовал в битве за Атлантику, был ударной силой эскадры, брошенной для уничтожения немецкого линкора «Бисмарк».

Но погиб он в другой части света - у берегов Малайи. Осенью 1941 года «Принц Уэльский» был включен в состав Восточного флота и перебазировался в Тихий океан. В первые дни войны с Японией в декабре 1941 года вышел в боевой поход совместно с крейсером «Рипалс» и несколькими эсминцами для перехвата вражеского флота. Во время боя 10 декабря был торпедирован и затонул. Погибли 513 членов экипажа, включая адмирала Филипса - командующего Восточным флотом.

Гибель «Принца Уэльского» и «Рипалса» означала завоевание морского господства Японией в Южно-Китайском море накануне вторжения в Индокитай.

«Ямато», Япония

В силу островного характера территории страны флот был жизненно необходим Японии. С конца XIX века Токио прикладывал максимальные усилия по увеличению своей военно-морской мощи. После победы в Русско-японской войне в 1905 году Императорский ВМФ стал сильнейшим в регионе. Но в период между двумя мировыми войнами США удалось не только потеснить, но и превзойти по некоторым показателям японцев. Токио вступил в гонку морских вооружений, в ходе которой был создан «Ямато» - крупнейший линкор в