- Выполнила:
- Пашина Алина,
- ученица 6-б класса ГБОУ СОШ№ 3
- г.о. Чапаевск Самарской области
- Руководитель: Лютова О.А.,
- Учитель изобразительного искусства
- Археология - это отрасль исторической науки, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. К археологии относятся остатки древних поселений, стоянки, селища, города, следы хозяйств, могильники, культовые объекты, клады, находки древних вещей.
- Археолог – это учёный, который занимается изучением прошлого человечества по вещественным источникам.
- Вещественные источники – это орудия производства и созданные с их помощью: постройки, оружие, украшения, посуда. . . Профессию археолога часто сравнивают с трудом хирурга – и там, и там одно неверное движение ножом может привести к гибели пациента. Конечно, в большинстве случаев археологи орудуют не ножом, а лопатой, совком, ложкой и даже обычной зубной щеткой.
- Так как деятельность археолога связана с частыми раскопками в разных климатических условиях, необходима хорошая физическая подготовка и выносливость, а также отсутствие аллергических реакций на различные органические материалы. Из-за длительных археологических экспедиций человек данной профессии также должен быть эмоционально подготовлен, спокоен и уравновешен, ведь работа может быть как и индивидуальной, так и в команде.
- Профессия археолога была популярна еще в Древнем Риме и Греции. Уже тогда люди знали о каменном, бронзовом и железных веках, проводили раскопки и находили древние архитектурные памятники. Археология как наука сформировалась только в начале 20 века и сегодня представляет собой разделы, изучающие различные области культур и эпох.
- Археологический музей в Стамбуле - один из крупнейших в Европе. Основан в 1846 году. Расположен на склоне одного из семи холмов Стамбула, близ дворца Топкапы, Святой Ирины церкви и Святой Софии храма.
- Вещественные письменные
- Вещественные источники – это предметы, которые люди сохранили или нашли в результате археологических раскопок. К ним относятся: орудия труда, украшения, посуда, клады (монеты), одежда, избы (усадьбы). . .
- В центре Самары проводятся грандиозные археологические раскопки. Уникальный исторический объект - крепость начала XVIII века - залегал под культурным слоем жизнедеятельности горожан последних полутора столетий. Раскопки вели несколько лет, ученым удалось раскопать фрагменты земляной крепости, построенной в петровскую эпоху и сооружения, находящиеся на ее территории. Сейчас на месте ведут расчистку сохранившихся деревянных конструкций XVIII - XIX вв. Сооружения подвергнут консервации, что позволит сохранить их как ценный памятник культурного наследия старинной Самары,.
- Признанный лидер - Московский археологический институт, он был основан в 1907 году и на данный момент имеет филиалы в нескольких городах европейской части России.
- Московский Педагогический Государственный Университет. Исторический факультет (основан в 1900 году), кафедра Истории древнего мира и средних веков.
- Поволжская государственная социально-гуманитарная академия. Исторический факультет Академии является одним из старейших в вузе. На протяжении истории вуза подразделение являлось основой историко-экономического, историко-филологического и историко-английского факультетов. В 1987 году на историческом факультете открывается кафедра археологии под руководством И.Б.Васильева.
- С 1990 года музей археологии Поволжья функционирует как полноценное учебное подразделение Вуза. С этого времени музей разворачивает свои экспозиции и начинает полноценный прием посетителей.
- Под землей хранятся тайны,
- Всех эпох и всех веков.
- Но, конечно, кто-то смелый,
- Их раскрыть всегда готов.
- Чей этот меч, а чей этот клык?
- Кто ответить сможет вмиг?
- Ни биолог, ни зоолог,
- А, конечно, археолог!
- Для истории открытья,
- Они ищут далеко.
- Удивляют нас находкой,
- По крупицам всю эпоху,
- Создадут они легко.
- Наших предков клад находят,
- И дарят нам они его.
- 1. Большая Российская Энциклопедия.В 30 т. Т.2.- с. 315-325
- 2. Журнал Детская энциклопедия. Наука археология
- 3. http:// kayrosblog.ru/
- 4. http://journaluga.ru/
- 5. http://liveinternet.ru/
- 6. http://pgsga.ru
- 7. http:// myshared/
1. Археология и ее место в системе наук.
2. Археологические источники (памятники). Типы
археологических памятников.
3. Культурный слой. Археологическая культура и
культурно-историческая общность.
4. Археологическая периодизация и хронология.
5. Основные этапы работы археолога.
6. Основные методы полевых и лабораторных
исследований.
Авдусин Д.А. Основы археологии. М., 1989.
Авдусин Д.А. Полевая археология СССР. М., 1980.
Археология. Учебник / Под ред. В.Л. Янина. М., 2006,
2013.
Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990.
Мартынов А.И. Археология. М., 2014, 2016.Археология – отдел
истории, изучающий
возникновение и развитие человека и человеческого
общества, законы и закономерности этого развития
преимущественно по вещественным источникам и с
помощью только ей присущих научно-обоснованных
методов.Соотношение археологических и
письменных источников в
реконструкции исторического
процесса
Цель археологии – на основании археологических
источников реконструировать исторический процесс.Археологические памятники – это
остатки деятельности людей в ту или
иную археологическую эпоху.
1. Поселение – место жизни людей в прошлом.
- Стоянка – недолговременное поселение. Стоянки
часто связаны с местами добычи и обработки камня,
руды, кратковременных поселений скотоводов.
- Городище – поселение, окруженное валами, рвами,
содержащее остатки укреплений (частокол). Они
появились в эпоху бронзы и характерны для
последующих эпох.
- Селище – неукрепленное поселение.
- Древние городаТипы археологических памятников
2. Погребение и погребальное сооружение
- Грунтовая могила – погребение в яме, без насыпи
сверху; скопление могил – могильник.
- Курган – над погребением, будь оно в яме или без
нее, сооружена земляная или каменная насыпь;
скопление курганов – курганная группа.
- Гробница – погребение совершено в помещении
внутри сооружения и к нему ведет коридор-дромос
(пирамида, склеп, мавзолей).
Обряды погребений:
- трупоположение (ингумация)
- трупосожжение (кремация)
Кенотаф – своеобразное «погребение»
останков умершего, т. е. пустая могила.
безТипы археологических памятников
3. Мегалитические сооружения
- Дольмен – ящик из крупных каменных блоков, сверху
покрытый каменной плитой.
- Менгир – большая каменная стела.
- Кромлех – круглое сооружение из больших камней.Типы археологических памятников
4. Памятники наскального искусства
5. Памятники хозяйственной деятельности
6. Пещерные памятники
7. Архитектурно-археологические памятники
8. Каменные изваянияТипы археологических памятников
9. Клады
10. Эпиграфические памятники
11. Памятники подводной археологии
12. Ратные поля1
2
3
41
2
32
1
3
4
5К археологическим источникам относятся
не только памятники, но и артефакты, которые
можно отнести к группам:
1. орудия труда;
2. предметы быта;
3. вооружение;
4. украшения2
1
3
4
5Культурный слой – исторически сложившаяся
система напластований, образовавшаяся в результате
жизни и деятельности человека.Археологическая
культура
–
общность
археологических памятников и предметов, относящихся
к одному времени, распространенных на конкретной
территории.
Культурно-историческая
общность
–
многокомпонентные
культурные
образования
со
сходными закономерностями развития материальной
культуры, которые совпадают с границами природногеографических зон.Периодизация – деление истории человечества на
большие, существенно отличающиеся друг от друга эпохи.
Эпоха
КАМНЯ
Период
Палеолит
Ранний
(нижний)
Время
Олдувай
Ашель (ранний,
поздний)
Мустье
Поздний
(верхний)
3 млн – 800 т. л. н.
800 тыс. лет – 120 т. л. н.
120(100) – 40 т. л. н.
40 – 12(10) т. л. н.
Мезолит
12(10) – 7 т. л. н.
Неолит
7 – 4 тыс. до н. э.
БРОНЗЫ Энеолит
3 – нач. 2 тыс. до н. э.
Бронза
2 – нач. 1 тыс. до н. э.
ЖЕЛЕЗА
VIII в. до н. э. – IV в. н. э.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРХЕОЛОГИЯ
V – XVII в.Хронология – наука о времени.
- Относительная – установление одновременности
или
последовательности
событий,
явлений,
памятников, предметов.
- Абсолютная – установление конкретных дат
применительно к нашему летоисчислению.Самовольные раскопки преследуются по закону!!!Основные этапы работы археолога:
1. Полевой – включает в себя археологические
разведки и археологические раскопки открытых
памятников.
«Игорь Олег Ольга» - Восточное направление (печенежское, булгарское, хазарское). Князь Олег. Какие изменения внесла в управление Древнерусским государством княгиня Ольга? Политика какого князя конца IX - начала X вв. принесла наибольшую пользу Руси? Как были образованы государственные центры Руси? Урок - размер дани. I. Проверка домашнего задания.
«Древний Киев» - Эволюция киева с древних времен. Киев - старинный центр славянства, столица могучей Киевской Руси. Слава о Киеве распространялась в Европе и Азии, в странах Запада и Востока. Мариинский дворец. Андреевский спуск. Сегодня Киев - столица независимого государства Украина. Вокруг старинного Киева объединялись поляне, древляне, угличи, северяне.
«Москва и Литва» - Тевтонский орден после битвы при Грюнвальде стал клониться к упадку. Тимур (Тамерлан), великий среднеазиатский завоеватель. Ни один князь Северо-Восточной Руси уже не оспаривал первенства Москвы. В 1396 г. Витовт и Василий Дмитриевич договорились в Смоленске о совместном противостоянии Орде. Подчинение Орде, ослабевшее после падения Тохтамыша, вновь усилилось.
«Создание единого Русского государства» - И в а н 3. Тверь 1485г. Предпосылки, причины образования централизованного государства. Боярская дума. Тест. 1. Соотнесите события и даты: 1). МОУ СОШ « 2. Югорская земля 1499г. Судебник 1497года. Тест. Выкуп, патронат, браки, союзы, завоевание. -. Различия в образе жизни.
«Андрей Боголюбский» - 1111 – 1174 г. Андрей Боголюбский Работу выполнила ученица 6 класса Карасёва Ольга. С перемещением иконы связано множество чудесных исцелений, происходивших в дороге и знамений. Великий князь Владимиро-Суздальской земли. (Княжил с 1157 по 1174 год). Андрей выстроил во Владимире прекрасный Успенский собор и поместил там икону.
«Раздробленность Руси» - Чернигов. Правление детей князя-изгоя Ростислава – Василька и Володаря – в Галиции. Стремление князей укреплять и украшать свои города, прославлять свои деяния. +. Восстание 1113 г. и великое княжение Владимира Мономаха. Означал ли переход к раздробленности упадок Руси? 1068 г. – поражение Ярославичей в сражении с половцами на р. Альте.
Всего в теме 19 презентаций
Слайд 2
Что такое археология?
- Археология - наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.
- «Архайос»-древний, «логос»-наука.
- Археологические источники-предметы обнаруженные в ходе раскопок: орудия труда, сосуды, оружие, украшения, захоронения, развалины поселений и т.д.
Слайд 3
Совок - инструмент археолога
Труд археолога кропотлив и тяжел. Очень часто, для того, чтобы добраться до цели им приходится снимать с поверхности несколько тонн грунта, но при этом, они не могут пользоваться экскаваторами, или тракторами. Орудиями археолога являются лопата, совок и кисточка. Почему?
Слайд 4
Культурный слой
Люди нередко живут на одном месте в течение нескольких тысячелетий. Вещи, мусор, пыль постепенно образуют так называемый культурный слой. Его глубина может достигать 20 метров. Почва, в которой нет никаких следов жизнедеятельности человека, называется материком. Задача археолога состоит в тщательном исследовании культурного слоя.
Слайд 5
Древние орудия труда
Раскопки в Африке привели к обнаружению огромного количества древних орудий труда. Они изготавливались из камня. Камень разбивался и получались длинные острые пластинки – скребки. Позднее люди начали обрабатывать камень, отбивая небольшие кусочки. В итоге появились отщепы и каменные рубила.
Слайд 6
Наскальные рисунки и надписи
- Очень часто объектом внимания археологов становятся не только недра нашей планеты, но и горы. Для ученых огромной удачей считается обнаружение наскальных рисунков и надписей.
- Особенно тщательно обследуются районы, которые подлежат затоплению, чтобы памятники истории безвозвратно не исчезли.
Слайд 7
Древние города и поселения
В ходе раскопок ученые нередко обнаруживают развалины городов и древних поселений. Перед ними предстают остатки домов улиц, вещей, которыми пользовались древние люди. Все это позволяет довольно точно составить представление об их жизни, культуре и истории.
Слайд 8
Как работают археологи
Предмет, обнаруженный в земле, сам по себе расскажет о прошлом немного. Но в сочетании с другими находками, он может дать богатейшую информацию. Поэтому раскопки проводятся по строгой системе. Раскоп делится на квадраты 10х10 м и все найденное в нем тут же фиксируется на специальном плане.
Слайд 9
- Итогом раскопок и дальнейшего анализа полученных материалов является реконструкция исторического прошлого.
- На слайде изображен примерный вид древнего поселения Аркаим, открытого в Челябинской области.
Слайд 10
Холмы
Холмы всегда вызывают у археологов повышенный интерес. Нередко они имеют искусственное происхождение и являются курганами – искусственными насыпями над захоронением. В курганах обнаруживают огромное количество предметов, которые должны были сопровождать покойного в загробной жизни.
Слайд 11
Поиски тайн
- Ежегодно ведутся несколько тысяч археологических раскопок, но лишь некоторые приносят их организаторам всемирную известность.
- В 1868 г. немецкий торговец Г.Шлиманн отправился на поиски легендарной Трои, воспетой Гомером в поэме «Иллиада» .
Посмотреть все слайды
Cлайд 1
Cлайд 2
Археология - наука, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам. «Архайос»-древний, «логос»-наука. Археологические источники-предметы обнаруженные в ходе раскопок: орудия труда, сосуды, оружие, украшения, захоронения, развалины поселений и т.д.Cлайд 3
Совок-инструмент археолога. Труд археолога кропотлив и тяжел. Очень часто, для того, чтобы добраться до цели им приходится снимать с поверхности несколько тонн грунта, но при этом, они не могут пользоваться экскавато-рами, или тракторами. Орудиями археолога являются лопата, совок и кисточка. Почему?Cлайд 4
Люди нередко живут на одном месте в течение нескольких тысячелетий. Вещи, мусор, пыль постепенно образуют так называемый Культурный слой. Его глубина может достигать 20 метров. Почва, в которой нет никаких следов жизнедеятельности человека, называется материком. Задача археолога состоит в тщательном исследовании культурного слоя.Cлайд 5
Древние орудия труда. Раскопки в Африке привели к обнаружению огромного количества древних орудий труда. Они изготавливались из камня. Камень разбивался и получались длинные острые пластинки – скребки. Позднее люди начали обрабатывать камень, отбивая небольшие кусочки. В итоге появились отщепы и каменные рубила.Cлайд 6
Очень часто объектом внимания археологов становятся не только недра нашей планеты, но и горы. Для ученых огромной удачей счи-тается обнаружение наскальных рисунков и надписей. Особенно тщательно обследуются районы, которые подлежат затоп-лению, чтобы памятники истории безвозвратно не исчезли.Cлайд 7
В ходе раскопок ученые нередко обнаруживают развалины городов и древних поселений. Перед ними предстают остатки домов улиц, вещей, которыми пользовались древние люди. Все это позволяет довольно точно составить представление об их жизни, культуре и истории.Cлайд 8
Предмет, обнаруженный в земле, сам по себе расскажет о прошлом немного. Но в сочетании с другими находками, он может дать богатейшую информацию. Поэтому раскопки проводятся по строгой системе. Раскоп делится на квадраты 10х10 м и все найденное в нем тут же фиксируется на специальном плане.Cлайд 9
Итогом раскопок и дальнейшего анализа полученных материалов является реконструкция исторического прошлого. На слайде изображен примерный вид древнего поселения Аркаим, открытого в Челябинской области.