Раздаточный материал к дипломной. Общие требования к оформлению тестовой части

Под раздаточным материалом понимаются любые наглядные средства, которые помогают лучше представить результаты проделанной вами работы. Это могут быть схемы, чертежи, таблицы, фотографии, слайды презентации и другое.

Раздаточный материал имеет одну характерную особенность, которую нужно учитывать при его подготовке. Так как знакомство членов комиссии с вашей дипломной зачастую сводится к восприятию рецензий, вашего доклада и раздаточного материала, то именно по ним и задают вопросы. Зная это, вы можете представить такие схемы, чертежи или таблицы, в которых отлично разбираетесь. Это особенно важно, если в вашей дипломной работе есть ряд недостатков.

Принципы отбора раздаточного материала

  1. Раздаточный материал должен наглядно иллюстрировать все части дипломной работы. Например, ключевые термины введения можно представить в виде блок-схемы, где в каждом блоке будет описано свое понятие (цель, предмет, объект, методы исследования и пр.). Большая часть материалов должна быть представлена по аналитической и практической главам, так как именно они представляют наибольшую ценность для научного сообщества. Включите в раздаточный материал таблицы с основными данными по рассматриваемой проблеме, составленные вами графики и чертежи, иллюстрации, которые помогут усилить сделанные в работе выводы, и прочие материалы.
  2. При наличии презентации или плакатов на стене раздаточный материал может полностью или частично совпадать с ними. Дело в том, что некоторым людям удобнее изучить материалы на лежащих перед ним листах, чем разглядывать мелкий шрифт отсвечивающих слайдов или висящих на стене плакатов. Однако можно сделать и полностью независимый от презентации материал. В него логично включать в первую очередь громоздкие чертежи, схемы и таблицы, которые трудно изучать с экрана.
  3. Комиссия всегда с интересом реагирует на то, что отличается от бумажной версии: самодельные трехмерные конструкции, макеты изделий, природные материалы и т.д. Если вам есть чем удивить педагогов, то не пожалейте времени на подготовку таких материалов.

Правила оформления материалов

  1. Раздаточный материал нужно подготовить в таком количестве экземпляров, сколько членов комиссии будет на защите (узнайте заранее или напечатайте с запасом).
  2. Сами материалы распечатайте на листах А4, пронумеруйте и скрепите так, чтобы каждый экземпляр было удобно читать. Не делайте раздатку слишком большой: десяти листов для каждого экземпляра вполне достаточно, если научный руководитель не озвучил вам другое число.
  3. Первый лист должен быть титульным с обязательным указанием названия темы, автора и научного руководителя диплома. Наличие таких сведений поможет членам комиссии лучше понять вашу работу и обращаться к вам в ходе вопросов по имени и отчеству.
  4. Чтобы членам комиссии не нужно было перелистывать в разные стороны ваши материалы, распечатывайте на одном листе лишь один графический материал: одну таблицу, одну схему и т.д.
  5. Не мельчите. Заголовки на всех листах должны быть крупными, таблицы и иные материалы - на весь лист.
  6. Для облегчения изучения материала используйте стандартные способы работы с текстом: отделяйте текстовые блоки друг от друга промежутками, выделяйте в тексте термины, делайте таблицы или графики цветными. Однако с последним не переусердствуйте, чтобы ваши материалы не превратились в новогоднюю елку.

Демонстрация раздаточного материала

Во время доклада вы обязательно должны обратиться к каждому объекту, представленному в раздаточном материале. Поскольку параллельно у вас может быть запущена презентация, нужно заранее тщательно отрепетировать доклад. Вам придется одновременно делать доклад, листать слайды и обращать внимание членов комиссии на тот или иной раздаточный материал. Именно поэтому для управления презентацией лучше пригласить помощника, с которым также заранее отрепетировать выступление.

Так как во время доклада многие чрезмерно волнуются и начисто забывают о наглядных материалах, рекомендуем вам внести в доклад все необходимые пометки об обращении к конкретному слайду или листу.

Подготовка к ответам на вопросы

Так как большая часть вопросов связана с представленным раздаточным материалом, не поленитесь заранее как следует разобраться с ними. Вы должны не просто понимать каждый символ на представленных чертежах и графиках, но и попытаться спрогнозировать возможные вопросы. Каким будет график, если изменятся данные? Каков его физический смысл? Можно ли как-то улучшить представленные материалы? Попросите ваших однокурсников или руководителя задавать вам вопросы по раздаточному материалу. Часто другим приходит в голову то, о чем вы не могли и подумать. Чем лучше вы подготовитесь, тем выше будут ваши шансы успешно защитить дипломную работу.


Подпишитесь на нас в ВК.
Каждый день публикуем полезные лайфхаки для учебы

Раздаточный (демонстрационный) материал содержит основные результаты исследования в виде схем, графиков, диаграмм, алгоритмов, таблиц и т.п. Все таблицы и рисунки, которые выделены в качестве раздаточного материала, должны содержаться в тексте и приложениях ВКР. На листе 1 раздаточного материала должна быть представлена системная модель исследования (приложение Э). Раздаточный материал (4-10 листов) выполняется на компьютере на белой стандартной бумаге формата А4 в количестве, равном числу членов Государственной аттестационной комиссии (ГАК). Выполнение демонстрационного материала допускается в цвете, а также с мультимедийным сопровождением. Титульный лист раздаточного материала представлен в приложении Щ.

3. Порядок защиты вкр

Выпускник защищает ВКР в государственной экзаменационной комиссии по защите ВКР (далее - комиссия), входящей в состав государственной аттестационной комиссии по специальности, утверждаемый в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации выпускников Липецкого филиала РАНХиГС.

Защита ВКР является последним по порядку испытанием государственной аттестации выпускников и проводится в соответствии с графиком итоговой государственной аттестации, утверждаемым Ученым советом филиала, и по расписанию, утверждаемому директором или заместителем директора филиала по распределению обязанностей.

Подготовленная и переплетенная ВКР представляется студентом на выпускающую кафедру в двух экземплярах за две недели до дня ее защиты по расписанию. В случае, если ВКР не представлена студентом в установленный срок по уважительным причинам, заведующий выпускающей кафедры может в установленном порядке изменить дату защиты, направив соответствующее представление на имя директора филиала о переносе сроков защиты ВКР. Перенос сроков защиты ВКР оформляется приказом директора филиала.

Передача экземпляра ВКР для составления официального отзыва и рецензии осуществляется выпускающей кафедрой.

ВКР вместе с заданием на ВКР, результатами предварительной защиты (если она проводилась), отзывом руководителя и официальными рецензиями должна быть сдана выпускающей кафедрой секретарю комиссии не позднее 12 часов рабочего дня, предшествующего дню защиты работы по расписанию.

Ответственность за предоставление документов в Государственную аттестационную комиссию (ГАК) полностью ложится на студента. Защита не может состояться, если студентом не будут предоставлены в ГАК (на момент ее заседания) следующие документы:

Зачетная книжка с отметкой о сдаче государственного экзамена;

ВКР, оформленная надлежащим образом;

Отзыв научного руководителя (вкладывается в работу);

Рецензия (вкладывается в работу);

Компакт-диск, содержащий полный текст ВКР;

Раздаточный материал.

Отрицательный отзыв руководителя ВКР и/или оценка «неудовлетворительно», рекомендуемая официальным рецензентом, не влияет на допуск ВКР к защите. Оценку по результатам защиты ВКР выставляет комиссия.

Защита ВКР проводится на открытом заседании комиссии с участием не менее двух третей ее состава.

Обязательные элементы процедуры защиты:

Оглашение официальной рецензии;

Оглашение отзыва руководителя.

При защите могут представляться дополнительные материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной работы (печатные статьи по теме, документы, указывающие на практическое применение результатов работы и т.п.), использоваться технические средства для презентации материалов ВКР.

К защите готовится доклад с четким и кратким изложением содержания ВКР. В нем следует отметить, что являлось объектом, предметом, целью, задачами ВКР, какие методы использовались при диагностике проблемы, какие результаты достигнуты в ходе исследования, какие основные выводы получены. Время на изложение доклада до 10 минут.

Примерная структура доклада

1. Представление темы ВКР

2. Актуальность темы

3. Объект исследования

4. Предмет исследования

5. Цель работы

6. Задачи исследования

7. Алгоритм исследования

8. Характеристика органа управления или организации

9. Основные положения ВКР (Например: основные финансовые механизмы управления объектом, характеристика и методы исследования; качественная оценка основных показателей; полученные результаты; основные выводы по проблеме; методические рекомендации; степень внедрения предлагаемых мероприятий и область их применения; перспективы развития направлений исследования).

Формулировки в докладе должны быть обоснованными и лаконичными.

Цифровые данные в докладе следует приводить только в случае необходимости доказательства или иллюстрации того или иного вывода.

Таким образом, важно не только написать высококачественную работу, но и уметь квалифицированно ее защитить.

После оглашения официальных отзывов и рецензий студенту должно быть предоставлено время для ответа на замечания, имеющиеся в отзыве и рецензии (ях).

На открытой защите ВКР могут присутствовать все желающие, которые вправе задавать студенту вопросы по теме защищаемой работы.

Общая продолжительность защиты ВКР не должна превышать 0,5 часа.

Комиссия выставляет оценку за защиту ВКР на закрытом заседании. При выставлении оценки комиссия руководствуется примерными критериями оценки ВКР, содержащимися в Положении об итоговой государственной аттестации выпускников Академии.

Эти же критерии должен учитывать официальный рецензент ВКР при определении рекомендуемой оценки.

Критерии оценки ВКР доводятся до сведения выпускников не позднее, чем за полгода до начала государственной аттестации.

Работа оценивается по 4-х балльной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

Комиссия (ГАК), выставляя оценку по итогам защиты ВКР, учитывает:

Оценку научного руководителя (в отзыве), а также количество и сущность сделанных им замечаний;

Оценку рецензента, а также обоснованность и глубину высказанных им замечаний;

Качество доклада и соблюдение регламента;

Соблюдение требований к раздаточному материалу;

Глубину и аргументированность ответов на вопросы комиссии.

Оценку «отлично» заслуживает работа, в которой дано всестороннее и глубокое освещение избранной темы в тесной взаимосвязи с практикой, а ее автор показал умение работать как с теоретическим, так и практическим материалом. Во время защиты студент показал полное владение материалом и дал глубокие, исчерпывающие и аргументированные ответы на все вопросы комиссии. Ответы на вопросы членов комиссии основываются на знании нормативно-правовых актов, подкрепляются выводами и расчетами из работы, показывают самостоятельность и глубину изучения проблемы студентом. Обязательным условием отличной ВКР является оценка эффективности от внедрения рекомендуемых дипломником мероприятий для совершенствования деятельности объекта исследования. Также целесообразно в работе отразить элементы научной, методической и практической новизны.

Баллом «хорошо» оценивается работа, отвечающая предъявляемым к ней требованиям по содержанию и оформлению. Студент-выпускник обстоятельно владеет материалом, не на все вопросы дает в равной степени четкие, глубокие, исчерпывающие и аргументированные ответы. Ответы выпускника раскрывают сущность вопроса, показывают самостоятельность и глубину изучения проблемы студентом. В отзыве руководителя и рецензии специалиста допустимы незначительные замечания, т.е. не влияющие на полное раскрытие темы или на порядок оформления ВКР.

ВКР оценивается баллом «удовлетворительно», если в ней, в основном, соблюдены общие требования, но неполно раскрыты поставленные в работе задачи. Автор выпускной работы недостаточно хорошо владеет материалом. Отвечает на вопросы поверхностно, допускает существенные недочеты, с трудом устраняет допущенные ошибки в выводах. Вывод в отзыве руководителя и рецензента содержит указания на существенные недостатки в работе.

Баллом «неудовлетворительно» оценивается выпускная работа, если в отзыве руководителя или рецензии имеются существенные, принципиальные замечания по ее содержанию, а сама работа не соответствует методическим рекомендациям по выполнению и защите. Ответы на вопросы носят поверхностный характер, не раскрывают его сущности, не подкрепляются знаниями нормативно-правовых актов, выводами и расчетами из работы, неправильны и не отличаются аргументированностью, показывают отсутствие самостоятельности и глубины изучения проблемы студентом.

Решение об оценке принимается простым большинством голосов. При равенстве голосов решающим является голос председателя ГАК.

Оценки по итогам защиты ВКР объявляется комиссией в день защиты после оформления в установленном порядке протокола заседания комиссии.

По результатам итоговой государственной аттестации выпускника комиссия принимает решение, которое оформляется протоколом, о присвоении ему (ей) квалификации по специальности и о выдаче диплома о высшем профессиональном образовании (в том числе диплома с отличием).

Решение ГАК является окончательным и апелляции не подлежит.

После защиты секретарь комиссии сдает ВКР вместе с официальными рецензиями и отзывом руководителя на выпускающую кафедру, где они хранятся в фонде библиотеки филиала.

Сроки хранения ВКР определяются согласно номенклатуре дел, по их истечению ВКР уничтожаются по акту в установленном порядке.

Студенту, не защитившему ВКР в установленный срок или не явившемуся по уважительной причине, подтвержденной документально, может быть продлен срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более чем на 1 год.

В процессе подготовки и защиты ВКР встречаются следующие распространенные ошибки и нарушения:

1. Различия в написании темы ВКР в разных документах: титульном листе, заявлении, приказе, рецензии и отзыве.

2. Названия глав и подразделов по тексту работы отличаются от названия в содержании.

3. Нарушение сроков написания разделов, а также сдачи работы на кафедру.

4. Названия глав не раскрывают темы работы.

5. Названия подразделов не раскрывают содержания самой главы.

6. Главы работы логически не увязаны между собой.

7. Во второй и третьей главе может наблюдаться превышение теоретического материала (основной объем теоретического материала должен быть расположен в первой главе).

8. Отсутствие ссылок на таблицы и рисунки, а также анализа таблиц и описания рисунков.

9. Отсутствие расчетов экономического обоснования, предлагаемых для внедрения мероприятий по совершенствованию деятельности объекта исследования.

10. Нарушение структуры (по главам) и требований к объему работы.

11. Ошибки и неточности в оформлении списка литературы, таблиц, рисунков, ссылок на источники.

12. Указание на литературу, не имеющую прямого отношения к теме работы.

13. Использование устаревших источников.

14. Использование отменённых законодательных и нормативно-правовых актов (допустимо лишь при указании на факт отмены, использование для демонстрации, например, развития российской практики финансовой отчетности с учетом требований международных стандартов финансовой отчетности).

15. Несоблюдение требований по оформлению таблиц, заголовков, параметров печати (интервал, поля, номер шрифта).

Раздаточный материал на диплом – это определенная часть материалов, которые относятся к дипломной работе. Он необходим для того, чтобы наиболее наглядно представить на защите перед государственной аттестационной комиссией инструменты исследования и основные результаты.

Оформление раздаточного материала к дипломной работе производится уже после того, как студентом была написана дипломная работа. Он начинает задаваться вопросом о том, как более основательно подготовиться к защите своей дипломной работы, написать доклад для выступления и оформить презентацию. Раздаточный материал на защите диплома готовится наряду с презентацией, в которой студент отражает самые основные моменты своей работы и представляет результаты исследования. По сути, раздаточный материал необходим для иллюстрационного показа материалов ВКР перед всеми членами аттестационной комиссии. Цель оформления раздаточного материала к дипломной работе – полноценное раскрытие основной идеи и темы выступления, учитывая регламент, предусмотренный для выступления одного учащегося.

Как правило, на защиту дипломной работы дается от 8 до 10 минут. За это время студент должен в кратком виде отразить всю сущность своей проделанной работы и сделать самые общие выводы. При этом крайне важно не потерять ключевой смысл, иначе у аттестационной комиссии могут возникнуть сомнения и вопросы по отношению к оцениванию представленного материала. Благодаря оформлению раздаточного материала студент может не просто грамотно выступить, но и заинтересовать членов комиссии красочным материалом, продуманным до мелочей.

Особенности оформления раздаточного материала

Раздаточный материал может быть оформлен в зависимости от того, какие требования выдвигает вуз и факультет, где студент защищает свою работы. Как правило, это:

    Распечатанные слайды презентации;

    Отдельно распечатанные графики или таблицы;

    Приложения, в которые студент помещает анкеты, описание методологии исследования и иные материалы и информацию, которая позволит лучше понять то, каким образом он осуществлял свою практическую деятельность при написании диплома.

Пример оформления титульного листа к раздаточному материалу

При оформлении раздаточного материала важно помнить, что он несет в себе смысл лишь в том случае, если его наличие может действительно помочь в наглядности материалов. Если же это будут распечатанные документы или законодательные акты, то это нельзя считать раздаточным материалом. Студент должен осознавать, что в таком материале должна быть авторская информация, которая позволит членам аттестационной комиссии посмотреть на результаты проделанной работы с нового ракурса.

Раздаточные материалы могут помочь студенту, если теоретическая часть его работы будет оценена как слабая. По сути, в выпускной квалификационной работе учащийся демонстрирует свои практические навыки применения уже полученных знаний, поэтому и раздаточные материалы должны содержать в себе собственные практические разработки с учетом некоторых теоретических направлений.

Если у вас возникли проблемы в оформлении раздаточного материала, а также в выборе материалов, которые должны входить в него, то вы можете обратиться к специалистам сервиса 2 dip . su . На сайте вы найдете достаточно обширные статьи по написанию работ, по оформлению сопутствующих материалов к защите выпускной квалификационной работы.

Раздаточный материал – это брошюра или листовка, в которой наглядно представлены самые существенные положения дипломной работы. Его получают все члены аттестационной комиссии перед выступлением докладчика.

От того, насколько грамотно составлен раздаточный материал, может зависеть итоговая оценка за диплом. Правильно структурированная и оформленная брошюра облегчит понимание темы членами комиссии и восполнит пробелы в устном докладе, что убережет студента от каверзных дополнительных вопросов.

Для раздаточных материалов существуют официальные правила подготовки, которые должны соблюдать все дипломники. Кроме того, есть ряд психологических нюансов, которые следует учитывать, чтобы расположить к себе комиссию.

Оформление

Для раздаточных материалов актуальны правила оформления дипломной работы:

  • карточки с материалами печатаются на стандартной офисной бумаге формата А4 плотностью 80г/кв.м. Печать только односторонняя;
  • цвет текста – черный, цвет картинок вариативен;
  • шрифт – Times New Roman, кегль 14. Интервал между строками – 1,5;
  • ширина левого поля – 3 см, правого – 1 см, сверху и снизу – по 2 см;
  • все рисунки и таблицы нумеруются арабскими цифрами;
  • страницы, кроме титульного листа, пронумерованы;
  • все листы сшиты в папку;
  • страница ориентирована вертикально. Исключение – для страниц с объемными таблицами.

Правила, касающиеся только раздаточных материалов:

  • на титульном листе указывают полное название учебного учреждения, факультет, наименование брошюры – «Иллюстративный/раздаточный материал к дипломной работе», ФИО дипломника и научного руководителя;
  • один лист содержит один рисунок, одну схему или таблицу размером во всю страницу;
  • размер заголовков больше размера текста.

Учтите, что раздаточный материал – не часть дипломной работы и собирается отдельно.

Структура

Структура раздаточного материала также дублирует структуру выпускной квалификационной работы.

В нее входят:

  • титульный лист;
  • введение – самое главное из вводной части вашей дипломной работы;
  • часть 1 – цель и задачи исследования, сложные термины, выводы по главам;
  • часть 2 – наглядная информация;
  • часть 3 – выжимка из практической части. Здесь вам необходимо эффектно представить собственные разработки;
  • заключительная часть – выводы по всей работе.

Как написать раздаточный материал

Целесообразно включить в брошюру следующую информацию:

  • цель работы, поставленные задачи, актуальность и научная новизна. Можно наглядно изобразить это в виде интеллект-карты;
  • таблицы, графики, схемы, чертежи, диаграммы – то, что не является цельным текстом;
  • методы и методология;
  • практическая ценность проведенной работы и полученный результат;
  • рекомендации по реализации проекта (если имеются);
  • информация о результатах реализации проекта на производстве (если имеются).

Не стоит переносить в раздаточный материал весь раздел «Приложение». Выберите иллюстрации, которые содержат самые важные для исследования данные и представляют работу с выгодной стороны.

Примерный объем: 10-15 страниц. Если получится больше, убирайте лишнее: члены комиссии могут не успеть просмотреть и проанализировать всю информацию из брошюры.

В некоторых вузах разрешается использовать в качестве раздаточного материала распечатку презентации к защите. Уточните в деканате или у научного руководителя, допускается ли такое в вашем учебном заведении. Если нет, постарайтесь не дублировать данные из презентации в брошюре – лучше сократите объем раздаточных материалов.

Нюансы, которые следует иметь в виду на защите

В выпускных работах гуманитарной направленности иллюстративный материал может практически полностью отсутствовать. В этом случае стоит включить в «раздатку» основные тезисы, схематично представить ключевую часть исследовательской работы, тезисно описать итоги работы и предложения по развитию темы.

Материалы брошюры должны быть представлены в той же последовательности, что и слайды презентации, и соответствовать плану защитной речи. Отрепетируйте свое выступление несколько раз, чтобы убедиться, что это условие соблюдается, и исправьте речь или раздаточные материалы в противном случае.

Плюс раздаточного материала – в том, что он демонстрирует выводы, слишком громоздкие для презентации и тяжелые для восприятия на слух. Обязательно включите их в брошюру.

Помните о том, что из членов комиссии не все могут оказаться компетентными в вашей области исследования и уж тем более не все прорабатывали вашу тему глубоко. Поэтому не увлекайтесь описанием специфических аспектов вашей деятельности. Вместо этого остановитесь на базовых понятиях и явлениях. Если без узкоспециализированной информации обойтись нельзя, постарайтесь объяснить сказанное в одном-двух предложениях.

Во время доклада не забудьте указать, когда слушателям нужно будет обратиться к раздаточным материалам.

Этапы подготовки к выступлению на защите ВКР

1. Написание доклада

Его структура такова:

  • Цель, объект, предмет (это взять из введения) и далее
  • Задача 1 – полученный результат (показатели, цифры, тенденции,)
  • Задача 2 – полученный результат (показатели, цифры, тенденции,)
  • Задача n – полученный результат (показатели, цифры, тенденции,)
  • Предложения автора;
  • Завершение доклада — обоснование того, что цель достигнута.

Особенности доклада

  1. Формулируя полученные результаты, озвучивайте показатели, цифры, ваши рассуждения на счет причин и возможных последствий тенденций.
  2. На практике в отличие от утвержденных норм следует начинать доклад не с актуальности и с теории, а сразу с практической стороны. Для комиссии важно услышать, что было сделано вами в рамках исследования, причем мудрость написания доклада заключается в умении в лаконичной форме дать содержательную характеристику вашего исследования, и подчеркнуть значимость вашего исследования. В начале доклада не надо называть свое имя и тему. Первые слова «Уважаемый председатель и члены аттестационной комиссии предлагаю Вашему вниманию доклад в котором отражены основные полученные результаты в ходе исследования …» и далее ключевые слова из темы диплома.
  3. Время доклада — 5 – 7 минут . (этого не написано в утвержденных нормах, но на практике с уверенностью могу заявить, что затягивание доклада портит впечатление, так что лучше уложиться в пять минут). Комиссия делает выводы в первые 30 секунд о выступающем, далее просматривает материалы, мысленно формулирует вопросы и ждёт когда вы закончите (в случае, если монотонно студент свой доклад), чтобы уточнить некоторые моменты.
  4. Взаимосвязь доклада с раздаточным материалом. Включите в доклад больше фраз типа: «обратите внимание на стр. ___ раздаточного материала», «из таблицы (схемы, диаграммы) вы можете видеть …», «как показано на ….» и т.д.
  5. Ваша задача сделать доклад в точной взаимосвязи с раздаточным материалом, тогда будет интереснее слушать и сразу видеть на картинках результаты вашей работы.
  6. Вместо фраз «можно сделать выводы» лучше «сделаны выводы» . Так, вы исключите какие-либо сомнения.
  7. Завершение доклада. Закончить доклад грамотно важно для того, чтобы дать комиссии понять, что доклад закончен. Бывает до смешного доходит, когда студент читает, читает, читает да еще и как то монотонно, а потом, хоп, и умолкает. И такая немая сцена, мол всё…? Вы закончили….?, а в ответ – ага. Последнее предложение, скажите уверенно и энергично «Таким образом, на основе изложенных в докладе основных результатов исследования, задачи решены, а поставленная цель — достигнута . Спасибо за внимание» .

2. Подготовка раздаточного материала

Лучше всего оформить его в Power Point . Содержание: таблицы, схемы, рисунки, диаграммы, которые относятся к полученным результатам вашего исследования.

Изюминка раздаточного материала: укажите на каждой странице ссылку на страницу диплома, где читатель сможет увидеть более подробную информацию о том или ином показателе.

На второй странице после титульного листа вы можете оформить схему на которой отразите: цель, объект, предмет, задачи и полученные результаты. В виде одного предложения в каждом квадратике этой схемы. Так вся ваша работа как будто на ладони видна. И для вас будет легче увидеть всю работу целиком, а значит, будет проще ориентировать в ней.

3. Подготовка к выступлению

Выступление — это достаточно волнительное событие. Но есть секрет, знание которого сведет к минимуму ваше волнение. Все просто.

Чем лучше ты владеешь предметом, тем меньше волнуешься.

Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. (А.Ф. Кони судебный деятель).

Готовьтесь к выступлению

Вы будете чувствовать себя неуверенно, если не будете знать то, о чем собираетесь говорить. Прорепетируйте дома среди родных. Пусть выслушают. Проговорите доклад перед зеркалом. Отложите в сторону, перескажите его своими словами. Выучите его. Стремитесь к тому, чтобы рассказать свой доклад вообще без бумаги. Положите перед собой только его структуру, только названия мини-пунктов вашего доклада.

Внешний вид

То, как вас примут, в значительной степени зависит от вашей внешности. Необходимо помнить и о своем внешнем виде. Аккуратная, соответствующая обстановке одежда сыграет только в Вашу пользу. Приятный, ухоженный вид вызывает доверие к оратору. В связи с этим, Вас будет приятно не только слушать, но и приятно на Вас смотреть. Ваша одежда должна подтверждать, что вы профессиональный и авторитетный в своей области человек. Костюм: выбирайте качественные ткани и профессиональные цвета. Рубашка – светлая. Наденьте деловые туфли. Аксессуары. Ошибка если на вас будет навешено золота как на новогодней елке. Единый стиль украшений. Скромно, со вкусом, минимум.

4. Выступление

Когда вы заходите в аудиторию, двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Обязательно подарите залу легкую улыбку и войдите в непосредственный зрительный контакт с аудиторией. Да и еще важный момент. Правда жизни такова, что члены комиссии не всегда достаточно сдержаны по отношению к студентам. Ваш настрой и поведение ни коем образом не должны быть связаны с настроем и поведением комиссии.

Расправьте плечи, поднимите голову и немного наклонитесь вперед, демонстрируя что-то наподобие поклона перед аудиторией, можно этот жест несколько раз потом повторить.

Раздайте раздаточный материал комиссии.

Разложите бумаги перед собой. Сделайте паузу, настолько, насколько вы считаете необходимым, чтобы подготовить себя психологически и настроить аудиторию на общение с вами. Если вы сильно волнуетесь, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов перед началом речи. Будьте уверенны.

Вот признаки уверенности:

  • осанка правильная;
  • взгляд прямой;
  • жесты свободные, синхронно со словами;
  • отсутствие лишних мышечных зажимов;
  • голос достаточно громкий, ровный;
  • тон голоса уверенный (от спокойного до любой эмоциональной окраски);
  • речь грамоная, четкие слова (без глотания окончаний)
  • без частых запинок, заиканий, ненужных пауз.

Проявляйте признаки уверенности и вы почувствуете себя уверенно.

Излучайте энергию и энтузиазм! Вы взволнованы и очень рады здесь находиться. И, кстати, это должно быть по идеи правдой. Ведь это ВАШ ДЕНЬ, когда, спустя несколько лет учебы, кучи потраченных денег, вы наконец стоите перед комиссией и пользуетесь возможностью проявить себя с позиции специалиста, возможно будущего топ-менеджера, директора, бизнесмена…

Поддержка контакта с аудиторией

С аудиторией необходимо постоянно поддерживать контакт. Для этого можно переводить взгляд от одного слушателя к другому. Волей-неволей, комиссия будет невербальными способами показывать свою реакцию на происходящее: прислушиваться, мимикой выражать согласие или несогласие с услышанным.

Помните:

Визуальное восприятие – 55%

Вербальное восприятие – 38%

5. Ответы на вопросы

Нельзя применять «оборонительные» или «защитные» движения тела, например, скрещивание рук на груди, закладывание их за спину. Скрещивание рук демонстрирует неуверенность в том, что человек говорит. Лучше всего занять открытую позу и время от времени демонстрировать улыбку. Постоянно контролируйте свою осанку, спину держите прямой, голову поднятой, двигайтесь естественно.

Бывает, в своих ответах на вопросы часто употребляют фразы типа «хороший вопрос» или «О, отличный вопрос». Однажды один из слушавших сказал: «а я и не знал, что тут оценивают меня». Так, что можете начать с «спасибо за вопрос», а затем давать авторитетный ответ. Вполне понятно, что после озвучивания вопроса вам нужно время обдумать ответ. Важно сначала думать, а потом только говорить!. Чтобы выиграть время на обдумывание, вы можете повторить вопрос, перефразируя его. Если вопрос не совсем понятен, попросите пояснить. Еще как показывает опыт после озвучивания вопроса волнение проходит, особенно если вам есть что ответить. Настройтесь так: звучит вопрос и вы вместо того, чтобы дрожать как под осиновый лист просто «услышьте суть вопроса «.

Часто на защите задают вопросы-замечания. Не тушуйтесь. Тут важно защитить то, что у вас есть, защитить свое творение, а это значит, отстоять свою позицию, сохраняя при этом почтение, уважение и доброжелательность к комиссии. Если замечание очевидное, то со смирением стоит согласиться. Но, не оправдывайтесь и не извиняйтесь. С достоинством продолжайте защиту.

Завершая защиту, необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать что-нибудь приятное, типа спасибо, продемонстрировав свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный информационный импульс:))

Удачного Вам выступления!


P\S эти строки я пишу уже спустя некоторое время после публикации статьи. Только что вернулась с защиты ВКР. И пришла в голову еще вот какое..наставление…что ли.

После защиты позвоните своему руководителю и сообщите оценку, поделитесь впечатлением и просто скажите ему спасибо .

Это будет означать что вы цените тот труд и то внимание, которое в течение нескольких месяцев проявлял к вам руководитель.