Что такое цеховой устав. Особенности устава и функционирования немецкого ремесленного цеха xvi века в северной чехии

Деловая жизнь средневекового города во многом определялась трудом мастеров-ремесленников. В пределах каждой профессии они объединялись в особые организации - цехи. Цеховые порядки были отражены в специальных уставах, как, например, в цеховом уставе ткачих города Кёльна .

Наши предки - бургомистры и совет города Кельна учредили женский шелкоткацкий цех, утвердили его на прочих законах и предписаниях и дали означенным ткачихам устав, приложив к нему городскую печать; в этом уставе содержалась оговорка, что если бургомистры и совет найдут его в чем-либо не соответствующим общему благу, то они вправе во всякое время по мере надобности расширить или сократить его. Устав был дан по предложению и нижайшей просьбе наших дорогих и верных бюргерш и жительниц из числа ткачих шелковых изделий, возбужденный ими из-за того, что ремесло, которым они занимались в течение ряда лет почетным и похвальным образом, стало приходить в заметный упадок, с одной стороны, из-за некоторых новшеств, с другой - из-за отсутствия у них до сих пор писаных законов, подобных тем, какими обладают другие ремесла; сверх того, устав дан во славу всемогущего бога и нашего города, во имя общего блага и, наконец, ради того, чтобы купец, как свой, так и приезжий, не рисковал быть обманутым

1. Ни одна женщина, принадлежавшая к этому цеху, не имеет права занять положение главной мастерицы по выделке шелка, не проучившись и не прослужив три года в этом цехе. Учение она должна пройти у главных мастериц цеха Таким образом, если она не уживется у одной мастерицы, то может продолжать учение у другой, не иначе, однако, как с ведома цеха.

3. Главная мастерица имеет право держать у себя одновременно не больше 4 учениц не считая ее собственных детей.

4. Ткачиха может обучать девушек ремеслу только у себя дома, держа их на своем иждивении под угрозой исключения из цеха навсегда. Следует, однако, оговорить, что если какой-либо бюргер или житель Кельна пожелает, чтобы дочь его дома обучалась этому ремеслу у лица, изучившего его и приобретшего права мастерицы, то это разрешается

6. Девушка, желающая изучить ремесло, должна уплатить цеху 1 марку для осведомления властей о том, что она приступила к учению, чтобы ее могли записать.

7. Запрещается вышеупомянутым мастерицам и их мужьям производить шелковые изделия из пряжи, изготовленной не в Кельне, и отдавать их красить. Нарушившие это правило караются отобранием шелка, половина которого поступает в пользу совета и бургомистра, а другая половина - в пользу старшин цеха. К тому же означенные лица теряют право в будущем заниматься производством шелковых изделий

9. Запрещается окрашивать шелк вайдой. Нарушивший это правило уплачивает 5 марок штрафа с каждого фунта шелка

11. Если какая-либо главная мастерица нашего города уедет отсюда, то она теряет после этого право заниматься у нас своим ремеслом. Это поставлено для того, чтобы защитить интересы купца.

12. Ни ткачихи шелковых изделий, ни кто-либо по их поручению не имеют права изготовлять парчу, иначе как из парчового шелка; уток должен быть из золота и серебра такого качества, как это принято в нашем городе. Нарушение этого правила карается 5 марками штрафа с каждого фунта шелка

14. Запрещается примешивать к парче или шнурам крашеную или некрашеную пряжу. Нарушивший это правило теряет право заниматься выработкой шелковых изделий, а товар, изготовленный таким образом, сжигается

16. Мастерицы, принадлежавшие к шелкоткацкому женскому цеху, не имеют права отдавать шелк для прядения или другой обработки лицам, живущим вне Кельна, а также бегинкам и духовным, проживающим в монастырях и скитах Нарушившие это правило лишаются права заниматься своим ремеслом.

17. Тем, которые за заработную плату прядут шелк, делают парчу или шнуры или как-либо иначе участвуют в изготовлении шелковых изделий, следует платить по обычной норме и не иначе как деньгами, имеющими хождение в Кельне, а не каким-либо другим товаром. Нарушивший это правило уплачивает штраф в размере стоимости того товара, за производство которого была дана заработная плата

19. Главным мастерицам разрешается красить только собственный шелк. Нарушившие это постановление лишаются права заниматься ремеслом

20. Все лица, принадлежавшие к этому цеху, обязаны оказывать повиновение старшинам во время обхода, совершаемого этими для осмотра шелка и шелковых заведений

21. Если старшины найдут, что работа неправильно исполнена и не является добротным товаром, то они отбирают его и представляют властям. Тот, у кого найдено это изделие, должен сам разрезать его на куски и, сверх того, уплатить с каждого лота по 2 шиллинга штрафа

24. Если кто-либо, занимающийся этим ремеслом, будет призван властями на суд и не последует призыву, то он платит штраф в размере 3 вейспфеннигов (букв. - белых пфеннигов) за первое ослушание, 6 - за второе и 2 марки - за третье.

25. Одна треть штрафов, взыскиваемых старшинами, поступает ежегодно в пользу города, вторая треть - в пользу цеха, а третья - в пользу того, кто донес и сообщил.

Цит. по изданию: Хрестоматия по истории средних веков / Под ред. С.Д. Сказкина. М., 1963. Т.II. С.472-477 .

I Общие положения
1.
Стихоремесленный Цех представляет собой свободное объединение авторов, ориентированных на творческий рост и профессиональное самосовершенствование в сфере изучения теории поэтики и практики стихотворчества.
Цех открыт для всех авторов сайта Стихи.ру.
Цех учреждается принятым участниками Цеховым Уставом.
Вопросы организации и деятельности Цеха определяются только Цеховым Уставом и издаваемыми на его основе актами.
Действие Цехового Устава кроме положения 19 распространяется только на страницы Цеха.
2.
Цель Цеха – способствование творческому развитию заинтересованных в этом авторов путём:
а) регулярного делового обсуждения произведений участников Цеха и теоретических вопросов стихосложения;
б) написания по просьбе авторов сайта рецензий на их произведения и оказания иной помощи по вопросам стихосложения;
в) организации конкурсов по стихосложению с ремесленной спецификой и сотрудничества с другими конкурсными площадками;
г) предоставления в свободном доступе полезных по субъективному мнению участников Цеха материалов о стихосложении;
д) иных предусмотренных Цеховым Уставом функций.

3.
В Цех приглашаются все желающие, вне зависимости от их пола, возраста, происхождения, социального статуса, политических убеждений, расовой и национальной принадлежности и других факторов подобного характера.
Участие в Цехе является свободным для авторов сайта Стихи.ру.
Вся деятельность Цеха строится на принципе демократизма и равенства его участников в решении корпоративных вопросов.

II Структура Цеха
4.
Цех является сообществом авторов и состоит из участников.
Участниками являются успешно прошедшие предусмотренные Цеховым Уставом испытания и официально принятые в Цех авторы.
Под авторами подразумеваются пользователи сайта Стихи.ру.
5.
Цех состоит из ряда страниц на серверах сайта Стихи.ру.
Изначальная страница именуется Центральной, а другие страницы считаются филиалами.
Страницы участников не входят в систему страниц Цеха.
6.
Структура Цеха состоит из Всеобщего Собрания, Совета Цеха, а также временных структур.
Вопросы организации и деятельности Цеха решаются только Собранием и Советом в пределах полномочий.
Временные структуры формируются Ведущим для решения организационных вопросов конкурсных и подобных мероприятий.
7.
Собрание включает в себя всех участников Цеха.
Собрание может созываться для выборов Совета и во внеочередном порядке по инициативе Совета или двух третей участников Цеха.
Собрание решает вопросы путём голосования.
Собрание имеет право решать вопросы:
а) учреждения Центральной страницы и филиалов сообщества;
б) внесения поправок в Цеховой Устав;
в) проведения выборов членов Совета;
г) иные в пределах действия Цехового Устава.
Решения Собрания правомочны при поддержке голосов двух третей участников Цеха или при поддержке голосов свыше половины присутствующих участников с условием извещения всех участников в течение недели до подведения итогов голосования.
8.
Для управления повседневными делами Цеха создаётся и постоянно действует Совет.
Совет формируется Собранием с помощью выборов членов Совета из заявленных кандидатов.
Все участники Цеха имеют право избирать и быть избираемыми. Перед выборами желающие занять должности подают заявки в Собрание и становятся кандидатами.
Утверждение кандидата на должность производится Собранием сразу по итогам выборов.
9.
Члены Совета в пределах срока полномочий устанавливают пароль от страницы. Пароль могут знать только члены действующего Совета. Действующий пароль может сообщаться только при передаче полномочий посредством почты или иным способом скрытого сообщения информации.
10.
Члены Совета Цеха имеют все права и несут все обязанности участников с изъятиями:
а) освобождаются от взносов в казну Цеха;
б) имеют право голоса в Совете и ставят в пределах своих полномочий вопросы проведения мероприятий
в) исполняют обязанности по должности;
г) вывешивают произведения для обсуждения в Цехе и высказываются по ним в месячный срок;
д) активно участвуют в мероприятиях Цеха или содействуют их проведению.
Все члена Совета занимают выборные должности и могут слагать полномочия только путём выхода из Совета.
Все члены Совета равноправны по числу голосов и праву инициативы.
11.
Совет путём консенсуса или голосования членов Совета решает вопросы в пределах полномочий.
Решения Совета правомочны при поддержке голосов двух третей членов Совета или при поддержке голосов свыше половины присутствующих членов Совета с условием извещения всех членов Совета за сутки до подведения итогов голосования.
Совет правомочен решать вопросы:
а) рассмотрения заявок по вопросам вступления в Цех авторов или исключения из Цеха действительных участников Цеха;
б) утверждения планов мероприятий на странице Цеха и вопросов сотрудничества с другими площадками сайта;
в) анонсов и трат из казны соответствующих данным целям средств;
г) выдвижения инициативы внеочередного созыва Собрания
12.
Все члены Совета единолично выполняют обязанности по должности и несут ответственность за определённый раздел на Центральной странице:
а) Казначей – ведает сохранностью казны и своевременностью взносов и вопросами планирования и формирования бюджета и финансовой политики в целом (Казна Цеха);
б) Редактор – ведает дизайном Центральной страницы и вопросами архивирования и публикации публицистических материалов (Журнал Цеха, Цеховая Библиотека, Цеховой Архив);
в) Модератор – ведает надзором за соблюдением требований Цехового Устава участниками и поступающими авторами (Отдел кадров);
г) Куратор – ведает публикацией стихотворных материалов и вопросами мастер-класса и консультаций (Выставка поделок Цеховиков, Мастерская Цеха, Школа Критики, Стихоконсультация);
д) Ведущий – ведает укреплением сотрудничества между сообществами и проведением конкурсных мероприятий (Арена конкурсов).
По решению Собрания Совет может избираться в неполном составе.
13.
Совет Цеха должен менять после выборов состав минимум на треть.
Срок действия полномочий избранного Совет Цеха составляет три месяца.
Перед выборами Совет должен представить Собранию итоги своей деятельности.

III Кодекс этики общения участников Цеха
14.
Цех создан для ведения делового общения по вопросам стихосложения.
Произведения всегда оцениваются со всей строгостью, без любых скидок или поблажек.
Заслуги или регалии не имеют в Цехе ни малейшей цены.
Все участники равны, и их профессионализм оценивается только по тому, насколько дельны слова и насколько убедительны аргументы.
15.
Участники на странице Цеха подписываются только от имени занесённого в списки участников Цеха псевдонима.
16.
Выступать от имени Цеха участники могут только с ведома Совета.
17.
При обсуждении в Цехе оценка стиха должна аргументироваться. Запрещается как бессмысленное захваливание, так и голословная неконкретная ругань, а также демонстративное молчание в дискуссии.
18.
В Цехе недопустимыми являются личные выпады или оскорбления, призывы к совершению терактов, сексуальные домогательства, иные противоправные действия. В отношении стиха и его героев допускаются самые жесткие высказывание и оценки.
19.
Участники Цеха обязуются не пользоваться черным списком и не удалять рецензии и ответы на них.
20.
Посторонним авторам, пользующимся черным списком и подтиранием рецензий, будет отказано в приеме стихов (без занесения в черный список), а уже начатые дискуссии по их работам будут немедленно прекращены. Другие их посты также будут игнорироваться.
21.
За нарушение вышеуказанных правил могут налагаться следующие взыскания:
а) замечание – может применяться любым членом Совета Цеха за нарушение положений 15, 16, 17 Цехового Устава;
б) предупреждение – может применяться Модератором за нарушение положений 18, 19 Цехового Устава и сопровождается взысканием 100 баллов в казну Цеха;
в) исключение участника Цеха – может применяться Советом Цеха за систематические пренебрежения Цеховым Уставом.

IV Права и обязанности участников и гостей Цеха
22.
Авторы сайта Стихи.ру свободно могут быть гостями страниц Цеха.
23.
Каждый участник может и должен по мере возможности принимать участие в обсуждениях на Центральной странице и филиалах.
24.
Каждый участник может с помощью членов Совета публиковать на Центральной странице три своих произведения в месяц.
Также каждый участник может попросить членов Совета вывесить произведение, как другого участника сообщества, так и постороннего автора.
25.
Имеют право также гости участвовать в дискуссиях и предлагать свои стихи для критики. Чтоб получить отзыв на свой стих, гость должен написать рецензию со ссылкой на произведение, после чего это произведение размещается на Центральной странице (одним из членов Совета Цеха). Все члены Совета должны поучаствовать в обсуждении в месячный срок.
Гость может также пригласить обсудить стих на его странице.
Также участники и гости могут попросить Куратора провести тренинги в пределах его сферы ведения.
26.
Помимо того участник или гость Редактору может предложить вывесить на Центральной странице статью по вопросам стихосложения.
27.
Каждый участник платит в казну 100 баллов месяц. Казначей может списать долг за активную деятельность в Цехе.
28.
Каждый участник должен на Центральной странице и филиалах соблюдать Кодекс этики общения участников Цеха.
29.
Из списков Цеха Советом могут исключаться участники:
а) пожелавшие добровольно покинуть состав Цеха;
б) систематически занимающиеся флудертвом на страницах Цеха;
в) свыше трёх месяцев подряд не участвующие в дискуссиях и не вывешивающие произведения без уважительных на то причин;
г) свыше трёх месяцев подряд не платящие взносов;
д) совершившие много нарушений Кодекса этики общения участников Цеха.
30.
В списках Цеха автор может состоять только с одной из страниц.

V Другие процессуальные вопросы деятельности Цеха
31.
Вступить в Цех может любой автор сайта Стихи.ру.
Чтобы стать претендентом на участника Цеха необходимо:
а) детально ознакомиться и согласиться со всеми пунктами Цехового Устава;
б) подать соответствующую заявку в Совет;
в) по выбору сделать как минимум три критических разбора трёх любых произведений на Центральной странице или пройти другое предлагаемое Советом Цеха испытание;
г) по выбору добиться поддержки действующего Совета или двух третей участников.
д) уплатить вступительный взнос в сумме 100 баллов в казну Цеха.
32.
Совет должен в течение недели рассмотреть заявку и принять решение. Модератор инспектирует страницы претендента и представляет результаты Совету.
В том случае, если претендент хочет вступить в Цех посредством голосования участников, Совет только создаёт пост, а претендент на вступление приглашает участников самостоятельно.
33.
Если против вступления претендента выступило три участника, то приём этого претендента в данный момент невозможен даже при выполнении всех вышеперечисленных условий. Подать заявление вновь такой претендент может через три месяца. Данный претендент сможет вступить в Цех при соблюдении всех условий и устранении возражений участников.
34.
Претендент имеет право требовать аргументации отказа в приеме у Совета, а также аргументации у проголосовавших против участников. Достаточная аргументация должна предоставляться Советом. В случае если претендент хотел вступить в Цех с помощью голосования участников, то подобная аргументация запрашивается в индивидуальном порядке.
35.
Если нарушение Цехового Устава имело место, то доказывать виновность следует Модератору прямыми ссылками на пост или показаниями трёх свидетелей из числа участников или пяти посторонних авторов в случае отсутствия текста.
36.
Принудительное исключение участника Советом обнародует в дневнике Центральной страницы.
37.
Изменения Цехового Устава осуществляются только Собранием путем коллективного обсуждения предложения и голосования всех участников по инициативе любого участника Цеха.

ДАННЫЙ УСТАВ НЕДЕЙСТВИТЕЛЕН!!!

Рецензии

Бегло прочитал талмуд.
Иван, спуститесь на грешную землю. То что вы понаписали к действительности имеет смутное отношение.

Зачем нужны правила, чтоб их нарушать?
Возможно вы не заметили, а я заметил и вы, и станислав, и лиахим месяцами в цехе не появлялись. С формальной стороны дела уже можно было поднять вопрос об исключении всех упомянутых. Тогда кто бы в цехе остался?

Я вообще предлагаю убрать эту шелуху (устав) и отменить старый. Так как повторюсь эти правила неживые и они не подходят для нашего сообщества.
Никто ими не руководствуется. Лучше поставить ориентир, что-то вроде кодекса чести, который я опубликовал.

И еще, я предлагаю отменить должность казначея, так как с одним человеом может случится всякое (жизнь сложная штука). А если он умрет как сообщество получить доступ к казне? Вообщем я прелагаю создать оффшорную страницу, на которой будут лежать все баллы общества. Доступ к этой странице согласно договоренности будут иметь два, три цеховика.

Уже в эпоху позднего Средневековья и Нового времени в Крыму процветали, соблюдая этикет, оберегая и сохраняя свои вековые обычаи и законы, цеховые союзы. Они представляли собой объединения городских ремесленников одной или нескольких специальностей.

Их традиции были сильны и жизнеспособны. Каждый цех занимал определенный городской квартал, где мастера жили, производили изделия и тут же в лавках при мастерской их продавали. Цех жил довольно изолированно и имел даже свои места отдыха.

С глубокой старины городские ремесленные организации Крымского ханства подчинялись цеховым уставам – сулеф-намэ. В этих уставах была четко расписана иерархия, которой строго придерживались. Высшим должностным лицом, головой всех ремесленников города являлся наиб. Как правило, это почетное звание он получал по наследству. У наиба был помощник сер-чешме. Большими полномочиями обладали цеховые старшины или главные мастера – уста-баши. Это была высокая и почетная должность, заслужить которую было не так просто. Далее, согласно иерархии, следовал главный подмастерья усталар или къалфа-баши. Ему помогал второй подмастерья или глава молодых учеников – игит-баши. Ну а самую последнюю ступень занимали ученики – шекирт. В среде ремесленников были люди, которые выполняли функции своеобразных смотрителей и выявляли нарушителей устава, называли их чауши.

Уста-баши и игит-баши руководили приемом учеников и посвящением их в мастера, регулировали размеры производства и цены на продукцию. Все цеха представляли собой наследственную касту и имели многовековую историю. И если же ученик, а тем более подмастерья, хотел поменять профессию своих предков на новую, то ему приходилось сталкиваться с большими трудностями.

У каждого из цехов был свой покровитель – ангел, так называемый пир. К примеру, считалось, что Джибрил покровительствовал пекарям и поварам. Пророк Дауд заботился о кузнецах, пророк Ибраим – о строителях, пророк Идрис – о ткачах и т. д.

Подростка начинали приобщать к ремесленному сословию с 10-11 лет. Отныне он отличался от сверстников тем, что звался шекирдом – и это была первая ступень в восхождении к вершинам мастерства и признания. Работал такой ученик небесплатно – ему гарантировалось место за общим обеденным столом рядом с остальными работниками мастерской и самим хозяином. Одним словом, мастер брал на себя заботу о подростке, о его духовном и профессиональном развитии.

Быт мастерской не менялся веками, то есть сохранял патриархальные черты. Отношения были почти семейными, вплоть до того, что накануне пятницы хозяин раздавал своим малолетним помощникам деньги на гостинцы, а более взрослым – материал, из которого они сами могли изготовить что-либо, годившееся на продажу. По вечерам мальчиков отпускали домой с тем, чтобы утром они были на месте к открытию мастерской. Длилось такое обучение три года.

Но этот срок мог и удлиниться – пока мастер не сочтет шекирда готовым представить свою искусность на суд Совета мастеров. Но бывало, что подросток оказывался необычайно способным, и тогда его уменья оценивали до истечения установленного срока. Собравшиеся на Совете рассматривали готовое изделие и если оно соответствовало норме, то ученик переходил в подмастерья къалфы и начинал получать определенное жалованье.

Къалфа крымских цехов оберегался рядом узаконенных прав. Он, так же как и ученик, должен был служить уста-баши три года, после чего его ждали испытания у своего же мастера. И лишь при благополучном исходе он снова представал перед Советом мастеров, во главе которого восседали уста-баши соответствующего цеха. По решению Совета къалфа переходил в мастера. Но этот переход был не полным. Несмотря на то, что он мог открыть собственное дело, он не имел право содержать в своей мастерской или лавке учеников или иных помощников. Для того, чтобы стать воспитателем, требовалось пройти еще одно просвещение теперь уже в торжественной обстановке на почитаемом среди ремесленного сословия празднике Реван. А пока новый мастер считался непосвященным, ревансыз.

Этот праздник случался нечасто – лишь тогда, когда с точки зрения уста-башей накапливалось достаточное число мастеров, не прошедших окончательного посвящения. Бывало, что это ожидание могло затянуться на 20 и более лет. Очевидно, таким образом сохранялся баланс между спросом и предложением квалифицированной рабочей силы.

Придерживаясь старинных традиций, главы ремесленных сословий с особым почтением относились к одному из самых ярких праздников крымских татар эпохи Крымского ханства – торжественному дню посвящения в мастера. Реван буквально означал «ищущий высшего звания». На это торжество своим долгом считали прийти мастеровые всех цехов города, близлежащих сел и, конечно же, горожане, всех сословий. Этот праздник-экзамен был итогом длительного учения и признания мастерства.

К Ревану готовились за несколько недель. Праздник готовили будущие уста-баши. Именно они собирали средства, организовывали угощение для гостей, приглашали музыкантов. На празднество шло около 10 барашков от каждого цеха, шились традиционные шелковые передники – пештималы и закупались платки для подарков.

Торжество начиналось в городе, где сооружался по этому случаю либо праздничный навес, либо выбиралось помещение одинаково называемое селямлык. Перед входом выстраивались будущие мастера, которые встречали почетных гостей. На них, кроме обычной одежды, были передники – пештималы, повязанные пока наискось через правое плечо к левому бедру. Последним в селямлык являлся мулла. Он читал молитву, обращенную к святым покровителям ремесел, и только потом все отправлялись за город, к реке, где и должно было происходить главное действие. Туда с почетом везли только наиба, остальные шли пешком. Это было многолюдное и красочное шествие возглавляемое музыкантами. Здесь гостей угощали кофе, и только после обеда начиналась торжественная часть посвящения. На центральное место усаживался городской наиб, на левой, почетной, стороне от него располагались уста-баши земледельцев, башмачников и так далее до наименее почетного банщика всего 36 старейшин. Справа ряд начинался с уста-баши кожевенного цеха, затем по убывающей усаживались цирюльники, ткачи и так далее до двух представителей «полуремесел» – костоправов и повивальных бабок. Таким образом, были представлены все 72 ремесла. Тут же стояли знаменосцы, каждый со своим цеховым санджаком-знаменем. Будущие уста-баши стояли в том же порядке, стройными рядами.

После всеобщего молебна, который громко читал сер-чешме, из строя мастеров поочередно выходил один. Он подходил к наибу и отвечал на ряд традиционных вопросов, после этой церемонии сер-чешмэ шептал испытуемому на ухо древний традиционный завет: «Никогда не закрывай своей двери, никогда не открывай чужой и работай столько, сколько достаточно для твоей жизни». После этого давал знак к целованию руки у наиба, а последний в свою очередь опоясывал мастера передником пештималом. Следом за первым следовали и все остальные.

По окончании этой довольно долгой церемонии мулла громко читал молитву, после которой каждый из бывших кандидатов считался уже полноправным мастером – реванлы.

Празднество продолжалось несколько дней. Устраивались скачки, борьба-куреш и танцы.

После окончания праздника мастер уста-баши обладал всеми правами хозяина мастерской. Одновременно он обязывался строго соблюдать многочисленные правила цехового устава. Высокий статус мастера, например, подчеркивался тем, что ему запрещалось выходить из помещения мастерской или лавки в рабочей одежде, даже в переднике. Замеченный в этом нарушении мастер наказывался штрафом и закрытием мастерской на три дня. Ну а если клиент жаловался на некачественность изделия, то уста-баши, стоявшие на страже доброй славы цеха и его мастеров, могли лишить виновного звания мастера.

Ремесленники пользовались не только большим уважением среди горожан, но и умели это уважение поддерживать. Очевидно, высокому статусу мастера содействовало и искусственное сдерживание роста квалифицированной рабочей силы, поскольку такое «перепроизводство» могло бы привести к снижению качества изделия. Поэтому в Бахчисарае, к примеру, на 374 мастеров приходилось всего 165 подмастерьев – кандидатов на столь высокое звание.

Гульнара Абдулаева

В наиболее развитых странах Западной Европы, где цеховые общности в городах сложились достаточно рано и повсеместно, они уже с XIV в. стали трансформироваться, приобретая раннекапиталистические черты в области производства, трудовых и личных отношений, этических установок. Это было особенно характерно для ткацких, некоторых оружейных, кораблестроительных ремесел, монетного и горнодобывающего производств. В Швеции, как и в других скандинавских странах, ремесленные цехи оформились поздно (первый цеховой устав был принят цехом портных Стокгольма в середине XIV в.), еще и в XV в. были мало распространены за пределами столицы, да и там охватывали не все ремесла. Судя по сохранившимся уставам цехов, отношения в них могут рассматриваться не только как один из феноменов несколько "заторможенной" общественной истории европейского Севера, но и как своеобразное свидетельство о более ранних, более патриархальных стадиях цеховой организации вообще. Эти стадии менее известны, менее привлекательны для исследователей и мало изучались ими, вследствие постоянной нехватки материала, но также и потому, что были как бы заслонены последующим ослепительным взлетом цехового института / 3,с.124 - 125 /.

К числу наиболее ярких общих, региональных и стадиальных особенностей цеховой организации и типа культуры в целом, наряду с их общеизвестными регламентационными и эгалитаристскими установками, относятся установления относительно наемного труда и те, которые характеризуют отношение к труду вообще. Именно эти два сюжета являются темой настоящей главы.

Наиболее полные сведения по этим сюжетам можно найти в цеховых уставах Стокгольма XV в. Конечно, это нормативные документы, своего рода инструктивная модель, и, обращаясь к ним, всегда приходится иметь в виду зазор между правилами и реальностью (устранить который, увы, почти не представляется возможным). Зато уставы отражают многообразные функции ремесленной ассоциации: отношения ремесленников между собой, с покупателями и властями, в области производства и сбыта, найма, обучения и использования работников, низшей юрисдикции, религиозных отправлений, благотворительности и т.д./ 13,с.394/. Поэтому цеховой устав выглядит и как "руководство о труде и зарплате", и как моральный кодекс городских ремесленников.

Ремесленные подмастерья

Институт подмастерьев - характерное явление городской жизни средневековой Европы (перешедшее затем и в новое время). Он интересен в ряде аспектов, но в данном случае речь пойдет прежде всего о том, как реализовались в этом институте характерные для эпохи, города, городского ремесла формы труда. К сожалению, вопросы о числе подмастерьев в разных ремеслах, о месте подмастерьев в процессе производства и в цеховом братстве, о нормах и формах эксплуатации, зарплате и т.п. -- эти вопросы, важнейшие для данной темы, чаще всего не имеют точного количественного решения и могут быть освещены лишь путем качественного анализа.

Все известные цеховые условия городских ремесленников Швеции рассматриваемого периода включают пункты о положении и обязанностях подмастерьев. В ряде цеховых уставов оговаривается и наибольшее число подмастерьев у каждого мастера: не более трех у сапожника, двух -- у ювелира (и еще 1--2 -- на время выполнения большого и срочного заказа), один -- у мясника, один - у каменщика (но не постоянно, а в случае необходимости). С другой стороны, в судебных протоколах Стокгольмского магистрата (Tankebocker) XV в. упоминается по сапожной специальности 42 мастера и лишь 7 подмастерьев, по ювелирной -- 25 мастеров и 6 подмастерьев, по специальности мясника -- 15 мастеров и 1 подмастерье / 17,с. 200-201/. Можно высказать ряд соображений о том, почему какие-то категории горожан больше отражены в судебных протоколах, а другие - менее. Но все же нельзя избавиться от впечатления, что подмастерьев в городском ремесле было вряд ли больше, чем мастеров.

В ряде ремесленных мастерских численность подмастерьев определялась, видимо, прежде всего (или даже исключительно) задачей восполнить естественную убыль мастеров. Были, конечно, ремесла, где труд подмастерьев был обусловлен технически. Это, в частности, металлисты - литейщики, оружейники, монетчики и др., которые по условиям производства не могли изготовить свой товар в одиночку и, если не имели взрослых родственников, должны были прибегать к помощи наемной рабочей силы. Увеличение числа подмастерьев было неизбежно также при расширении масштабов и сокращении сроков производства. Но крупных ремесленных мастерских в шведском городе до XVI в. было мало / 18,с.92 / и мы будем говорить о традиционных формах.

Итак, подмастерьев явно не хватало. Известно, что цеховые уставы предъявляли к нанимаемым подмастерьям определенные, четкие требования: иметь высокую квалификацию, пройти курс ученичества в данном ремесле, быть законнорожденным, иметь хорошую репутацию. Но нужда в подмастерьях оказывалась столь велика, что мастера подчас пренебрегали двумя последними условиями. Так, некоторые сапожники платили штраф за то, что предлагали работу любому "парню, который ездит по городам и деревням и делает башмаки"/ 20,с. 166-167 /, т.е. случайному человеку. Конечно, причиной найма такого лица мастером могло быть то, что он соглашался на худшие условия. Но в принципе зарплата наемных лиц определялась в городах довольно четко. И, скорее всего, здесь следует видеть свидетельство нехватки, так сказать, дипломированных подмастерьев.

Каковы могли быть причины этого явления? Известно, что цеховые подмастерья должны были обладать высокой квалификацией, т.е. в профессиональном отношении были вполне подготовлены к самостоятельной деятельности. Не случайно в цеховых уставах встречаются запреты подмастерьям "работать на себя" в хозяйской мастерской. Такой подмастерье мог уехать в деревню или в город, где не было цехов, и там стать самостоятельным ремесленником / 19,с.23 /. Такая свобода отправления ремесла в принципе была характерна для Швеции того времени, и не в этом ли обстоятельстве таилась причина - или одна из причин - нехватки подмастерьев в городских цехах?

Вдова мастера, его дочь или сестра, стремившиеся сохранить мастерскую и общественное положение, часто выходили замуж за подмастерьев. В ряде ремесел предпочитался именно такой брак. Во многих случаях подмастерья были отделены от мастера лишь обрядом вступления в цех. Очевидно, что такие подмастерья принадлежали к общей с мастерами внутригородской социальной среде, и служба в качестве подмастерья служила в цехе реальной ступенью воспроизводства мастеров. Конечно, подмастерья рекрутировались и из других слоев населения, но среди будущих цеховых мастеров чужаков было мало.

Однако дело обстояло не так просто, поскольку грань между мастером и подмастерьем не была формальной. Ни равенства, ни механической преемственности статуса между мастером и подмастерьем не было. В мастерской последнему поручались обычно более простые операции, его не допускали к организующим функциям. Социальный статус подмастерьев был двойственным: часть из них - это будущие мастера и бюргеры, но пока все они - наемные работники. Но тенденция развития института подмастерьев вела к преобладанию именно их положения как наемных работников, а группа тех, кто попадал в мастера, все более сужалась и имела наследственный характер / 17,с. 116 /.

Об условиях труда подмастерьев можно судить лишь по уставу шорных подмастерьев. Они работали летом с 3 до 21 часа, конечно, с паузами для еды, зимою - меньше, но работали "при свечах". Хозяина могли выбирать сами. Срок найма -- полгода, чаще - год. "Законные дни" найма и расчета были на Пасху и день святого Михаила (29 сентября). Соблюдение этих сроков было обязательным для обеих сторон: нарушитель-подмастерье терял все полугодовое жалованье, мастер штрафовался. Рассчитавшись, подмастерье получал отпуск - несколько свободных дней. Иногда при найме предусматривался испытательный срок, например двухнедельный. Запрещалось переманивать подмастерьев / 18,с. 93-94 /.

Подмастерье питался в доме мастера, но прочие свои нужды оплачивал сам, в частности, приглашенного в случае болезни лекаря. Пропущенные рабочие дни не оплачивались. Хозяин не должен заставлять подмастерье работать в праздники и задерживать его зарплату. Подмастерье же обязывается строго соблюдать трудовую дисциплину: не "укорачивать" рабочий день, не служить двум хозяевам одновременно, не "помогать в работе" подмастерью другого хозяина. Он должен быть почтительным к мастеру / 17,с. 123 /.

По условиям найм подмастерьев почти идентичен найму домашней прислуги. В обоих случаях, в частности, подчеркивается незаконность принуждения работника к найму, удержания его на работе после завершения срока найма или после истечения месяца со дня предупреждения подмастерья о своем уходе.

У подмастерья бывали и вычеты из зарплаты: за "пренебрежение" работой, использование хозяйского сырья и рабочего места в мастерской в своих целях. При найме, как уже говорилось, подмастерью полагалось предъявить свидетельства о квалификации, о законности рождения, в ряде ремесел - пройти испытательный срок / 20,с. 167 /. Таким образом, подмастерья все же рассматривались как более избранная часть наемных работников, но зато они должны были удовлетворять и более высоким требованиям, что, впрочем, касалось именно цеховых подмастерьев.

Судя по условиям найма, зарплата подмастерьев состояла из натурального содержания (стол и помещение), которое приравнивалось к одной трети или к половине зарплаты, и денежного жалованья, которое по закону должно было выплачиваться наличными. Натуральная часть иногда выдавалась продуктами питания. Точный размер заработной платы подмастерья не известен. Есть лишь сведения, что его поденная заработная плата составляла 2/3 от зарплаты мастера, т.е. примерно столько же, сколько у поденщиков (сведения по строительным ремеслам) / 20,с. 168 /.

Подмастерье находился в определенной личной зависимости от мастера. Он как бы оказывался прикрепленным к своему мастеру, причем не только как к главе мастерской, но и как к главе домохозяйства, что, впрочем, в то время было неразрывно. Мастер рассматривался как хозяин подмастерья, его "кормилец". Он следил за нравственностью подмастерья (например, не разрешал ему проводить ночь вне дома), регулировал посещение им кабачков, не позволял являться на пирушки мастеров, требовал полного послушания / 19,с. 24 /. Все это говорит о вторжении мастера в личную жизнь подмастерья, о наличии элементов внеэкономического принуждения последнего - в патриархальной форме включения работника в состав своей семьи, в виде личностных связей.

Эти личностные связи имели, конечно, амбивалентный характер. Но под их прикрытием можно все же различить признаки трансформации традиционного института подмастерьев. Данные об этом находим в правилах приема новых мастеров, которые были нелегкими. Помимо свидетельств о квалификации, законнорожденности и хорошей репутации, а в ряде случаев также оседлости, будущему мастеру полагалось сделать значительные вступительные взносы в цех (или цеху и городу). Он должен был обладать известным исходным имуществом, в большинстве цехов - в 20 марок (отметим, что владение имуществом всего в 3 марки делало человека налогообязанным и избавляло от подчинения рабочему законодательству) / 19,с. 25 /.

Если сравнить уставы стокгольмских портных середины XIV и начала XVI в. (1356 и 1501 гг.), а также сопоставить предписания для ремесленных корпораций готландского города Висбю середины XIV в. и стокгольмские цеховые уставы XV в., то легко заметить, что такие условия приема в цех не были изначальными, они усложнились с течением времени и стали характерными уже для XV в. В XV столетии даже некоторые впервые составленные уставы уже стали включать пункты об ограничении числа членов цеха и строжайшем их отборе. В то же время бросается в глаза, что члены семьи мастера при вступлении в цехи пользовались значительными льготами, позволявшими им наследовать положение мастера и цеховое членство / 20,с.168 /. Очевидно, что в XV в. уже проявились процесс замыкания цехов и сопутствующий ему процесс обособления подмастерьев.

Одним из проявлений этих процессов было создание подмастерьями (некоторых специальностей) своих союзов. Каждый из них был предназначен только для лиц своей специальности и отделен от прочих союзов, созданных при других цехах. Одним из центральных пунктов этих объединений стало право на свою пирушку, что можно рассматривать как своеобразный способ самоутверждения и закрепления единства. В некоторых случаях объединение подмастерьев предъявляло определенные трудовые условия и требовало оформить их в виде договора с мастерами. Так было в ремесле поясников и сумочников, где подмастерья потребовали фиксированного рабочего дня и оплаты положенного четырехдневного отпуска (1437 г.). Последний пункт -единственный из всего договора - написан по-немецки; не исключено, что он, как и весь договор в целом, был привнесен выходцами из немецких городов, столь многочисленными и влиятельными в бюргерской среде тогдашней Швеции / 19,с. 29 /.

Однако надо иметь в виду, что цехи в Швеции не обладали монопольными правами в своей области и вообще не были распространены, а охватывали лишь ремесленную верхушку нескольких наиболее крупных городов, прежде всего Стокгольма. В этих условиях подмастерье мог стать самостоятельным ремесленником - тем более, что материальная база подавляющего большинства тогдашних ремесел была достаточно простой. Поэтому, хотя процесс создания постоянного контингента "вечных подмастерьев", безусловно, имел место, он не дал до конца рассматриваемого периода заметных результатов. Не случайно еще в конце XVI и в начале XVII в., согласно описям, у ремесленников Стокгольма, которых насчитывалось 231 человек, служило всего 200 подмастерьев и слуг. При этом у одних мастеров было по нескольку наемных работников, у других же, подчас весьма состоятельных, их не было вовсе. В провинциальных городах ремесленники вообще обходились почти без наемных рук, а трудились семейно. Недостаток подмастерьев частично возмещался за счет учеников и слуг. Даже в уставах ремесленных цехов подмастерья сплошь и рядом называют слугой или прислужником-помощником, работающим за плату. Ученика называют "мальчиком", но и "слугой", "маленьким работником" / 2,с.403 /. Там, где уставы включают пункты об учениках, они подчеркивают тот рубеж в положении ученика, после которого последний имеет право получать заработную плату, а мастер обязан ему платить. Окончив обучение, ученик отрабатывал год у своего учителя в качестве подмастерья. Очевидно, что ученики, особенно последних лет обучения, использовались в качестве, так сказать, "скрытых подмастерьев", притом, даровых, что было возможно вследствие патриархальных связей и отношений, существовавших в тогдашнем ремесле.

Итак, труд подмастерья как форму наемного труда в средневековой ручной промышленности отличал прежде всего подсобный характер. Этот труд был мелким, индивидуальным, раздробленным, как и само ремесло. Хотя подмастерья и являлись особой стратой в рамках города и городского производства, этот слой в Швеции было относительно узок. В цеховых ремеслах значительную его часть составляли потенциальные мастера, выходцы из цеховой среды. Группа "вечных подмастерьев" еще только складывалась. По условиям найма и положению подмастерья мало отличались от домашней прислуги. Их заработная плата включала значительную натуральную часть. Мастера ограничивали личные права подмастерьев, и личное самоутверждение стало главной задачей союзов подмастерьев, хотя у них появились уже и экономические требования. Напротив, цеховые уставы и постановления властей закрепляли личное неполноправие подмастерьев. Особенности положения подмастерьев показывают, что отношения с ними еще не имели характера свободного найма, т.е. найма, основанного только на экономическом принуждении. Это была типичная "связанная" форма наемного труда, ограниченная по всем своим параметрам, с сильными элементами внеэкономического принуждения /21,с.320/.

Ни одна женщина, принадлежащая к этому цеху, не имеет права занять положение главной мастерицы по выделке шелка, не проучившись и не прослужив три года в этом цехе. Учение она должна пройти у главных мастериц цеха...

Главная мастерица имеет право держать у себя одновременно не больше 4 учениц... не считая ее собственных детей.

Запрещается вышеупомянутым мастерицам и их мужьям производит ь шелковые изделия из пряжи, изготовленной не в Кельне, и отдавать их красить.

Красильщики шелка в нашем городе имеют право работать только для главных мастериц. Это постановлено для того, чтобы сохранить источники пропитания наших горожан, горожанок и жителей...

Запрещается примешивать к парче или шнурам крашеную или некрашеную пряжу. Нарушивший это правило теряет право заниматься выработкой шелковых изделий, а товар, изготовленный таким образом, сжигается.

Вопросы

1. В чьих интересах - епископа или горожан - проведена запись Первого городского права?

2. Что изменилось в Страсбурге за время, прошедшее между созданием Первого городского права и второго?

3. Какие события могли предшествовать созданию обоих документов?

4. Назовите характерные черты цеха, отраженные в уставе кёльнских ткачих.

§ 38. Городские улицы и их обитатели Власть торговли

Жизнь горожан состояла, конечно же, отнюдь не из одних лишь стычек и мятежей. В городах жили энергичные, деловые люди, хорошо знавшие, как с выгодой для себя продать товар, кому дать ссуду, на что с умом потратить деньги. Неугомонные купцы пускались в далекие и опасные странствия в надежде разбогатеть. По всему Средиземноморью раскинули сеть торговых пунктов - факторий итальянские купцы. Большинство из них были родом из Генуи и Венеции. Эти морские республики владели великолепным торговым и военным флотом. Их корабли перевозили в Европу с Ближнего Востока все самые ценные товары: драгоценные ткани, фарфор, всевозможные специи (пряности) и другие товары.

Венецианские купцы из семьи Поло в XIII в. добрались до ставки великого хана монголов далеко в глубине Азии. Марко Поло провел 17 лет на службе великого хана в завоеванном монголами Китае и первым из европейцев описал те таинственные края в своей книге. Только в XIX в. европейцы смогли побывать там, где в XIII в. странствовал Марко Поло. Рассказы о богатствах восточных стран в книге Марко Поло 200 лет спустя произвели такое впечатление на генуэзского моряка Христофора Колумба, что он решил любой ценой достичь берегов сказочной Азии...

Подобно тому как на южных морях владычествовали итальянские купцы, на северных главную роль играли купцы немецкие. Германские города вдоль южных берегов Северного и Балтийского морей во главе с Любеком объединились в торговый союз, который назывался Ганза. Ганзейские купцы имели свои подворья и в Лондоне и Брюгге - на западе, и в Новгороде - на востоке, и в норвежском городе Бергене - на севере. Флот ганзейцев был так силен, что его боялись короли и князья всех северных стран. Какую бы из них мы ни посетили, в каждом городе можно было встретить целые кварталы немецких купцов. Они пользовались особыми привилегиями, которых не было даже у местного купечества.