Всю сознательную жизнь. Бессознательная и сознательная жизнь человека

Десять лет назад телеведущая Елена Ханга проснулась знаменитой. Откровенно сексуальное ток-шоу «Про это», аналогов которому до этого не было на экранах нашей страны, вмиг подняло ее на вершину телевизионного Олимпа. Потом была свадьба и рождение долгожданной дочки, после чего Ханга на время исчезла с телерадаров. Но профессия все-таки взяла свое...

- Елена, после программ «Про это» и «Принцип домино» вы на время ушли из профессии, объяснив это тем, что пора менять форматы. Вы часто бываете недовольны своей работой? И кто для вас главный критик?

У меня в семье все критики, но в хорошем смысле слова. В том смысле, что они не ругают, а правильно оценивают. Самый уважаемый критик – это свекровь, во-вторых – муж, и, в-третьих, дочь. Но самый жесткий и бескомпромиссный критик – это, конечно, я сама. А еще очень много критиков на улице, потому что все знают, как лечить насморк и играть в футбол, специалисты как вести ток-шоу… Поэтому очень многие подходят и говорят: «Вот вы извините, конечно, но мы вам скажем».

- И часто на улицах вот так незнакомые люди подходят?

Да, часто. У меня такая внешность, что меня сложно с кем-то спутать или не узнать, даже если я прячусь за темными очками (смеется).

- Елена, а вы никогда не задумывались о том, как бы сложилась ваша жизнь, если бы вы не стали журналисткой, телеведущей?

Я знаю, я бы была психотерапевтом. Ведь это было мое первое образование. Я уже почти закончила учебу, прошла практику в Америке, планировала работать в клинике. И хотя там найти работу психотерапевта в Америке довольно сложно, у меня уже все было схвачено. Но вдруг я поняла, что не создана для такой размеренной жизни, графика с 9 до 6. У меня совсем другой характер, я все пропускаю через себя, мне постоянно хочется движения, новый ощущений, чего-то нового. В этом смысле работа журналиста – идеальная профессия.

- Рождение дочери в корне изменило вашу жизнь?

Очень банальный ответ, но моя жизнь перевернулась полностью. Я стала другим человеком. Могу без зазрения совести сказать, что дочь – это самое главное в моей жизни, хотя я считаю себя трудоголиком и живу, как говорится, с пультом по жизни, обожаю свою профессию. И все же дочь – это первоочередное. Для меня сейчас гораздо интересней, чтобы она сделала то, что в свое время не смогла сделать.

- Как вы воспитываете дочь? И какие самые главные качества вы стараетесь вложить в ребёнка?

Нет одного главного качества. Сейчас, на данном этапе, я хочу, чтобы она научилась всего добиваться сама. Конечно, я всегда подложу соломку, если она от меня требуется. Но очень важно, чтобы она ни в коем случае не привыкла к тому, что вот мама позвонит, вот папа заплатит. Папа у нас вообще человек жесткий, он сказал, что вообще ни за что платить не будет, кроме как за медицинскую страховку. А дальше - сама, сама, сама. Поступила в институт - хорошо, не поступила – никаких платных ВУЗов, куда можно запихнуть любого неудачника. И в этом отношении я, конечно, гораздо мягче, чем муж, считаю, что родители должны делать все, чтобы дать возможность ребёнку раскрыться. Я – сумасшедшая мамаша, как любая старородящая мать. Поэтому я сейчас и навязываю столько разных предметов, потому что я хочу, чтобы она попробовала все и потом выбрала то, что ей понравится. Но она должна понимать, что надо работать и работать тяжело, если хочешь в чем-то преуспеть.

- В чем уже Лиза преуспела? Что ей больше всего нравится?

Ей больше всего нравится ничего не делать, но я все время стараюсь, чтобы она была чем-то занята. У нее каждый день то теннис, то музыка, то английский, то рисование, то танцы, и она уже права качает и грозится обратиться в Страсбургский суд (смеется). Я вижу, что у нее многое получается, но я не даю ей расслабиться. Объясняю, что недостаточно быть просто хорошей ученицей в школе, надо еще что-то успеть сделать. Например, надо читать – правда, читает она и так много, это в папу, он тоже любит много читать – но нужно все время стремиться к самосовершенствованию, учится бороться за место под солнцем, уметь за себя постоять - я хотела бы, чтобы она этому научилась.

- Дочь соглашается?

Иногда соглашается, иногда нет. Порою говорит, что ее лишили счастливого детства, а я считаю, что можно только мечтать о таком счастливом детстве. Я стараюсь, чтобы она и работала, и отдыхала, стараюсь угождать и радовать. И обязательно как можно больше времени проводить вместе. Недавно Лиза изъявила желание сесть за руль, я решила, что кататься на настоящем авто пока рановато, и мы отправились вместе на в картинг-центр. Дочь гоняла как заправский гонщик, но самое удивительное, что и я получила дикое удовольствие и даже села за руль гоночной Феррари. Ощущения удивительные! Раньше мне казалось, что скорость и адреналин – это не мое, видимо, я еще не все о себе знаю (смеется).

- Получается вы для дочери настоящий друг?

Помимо того что я друг, я, все-таки, диктатор. Мой совет – сделайте так, чтобы у вашего ребенка не было ни одной свободной минуты, не было бы времени даже смотреть телевизор, чтобы ребенок не слонялся без дела. Как только наступает такое состояние, оно тут же заполняется дурью. Начинаются разные соблазны. Почему так хорош спорт? Потому что ребенок вкладывался много лет, чтобы потом вот так все бросить, становится жалко потраченного времени, здоровья и соблазнить на всякие глупости будет не так просто. Тусить они все равно будут. Но есть разница в «тусить». Это надо делать тоже осознанно.

- Елена, вы вели когда-то нашумевшую программу «Про это». Дочку уже готовите к взрослой жизни? Готовы ли откровенно говорить на сексуальные темы, объяснять, как и что?

Я как-то была в Италии и там познакомилась с доктором. Этой женщине уже далеко за семьдесят, она самый известный сексопатолог в мире. Она написала огромное количество книг о сексе и отношениях: «Все для молодожёнов», «Все для чайников» «Все для пожилых», «Секс на работе». В общем, она большой эксперт в этой области. Я подошла к ней с вопросом: «Когда нужно ребенку начинать рассказывать про это?» Она говорит: «А сколько лет вашей дочке?» Я говорю: «Пять». Она отвечает совершенно серьезно: «Вы уже опоздали на пять лет». Ее глубокое убеждение, что об этом надо начинать говорить с самого раннего возраста. Мы думаем: «Подождём, пока ребёнку будет восемь или двенадцать». А она говорит, что ребенок может в любой момент посмотреть, что мама с папой делают, и может быть травмирован тем, что он увидит. Надо объяснить, что папа не обижает маму, просто папа ее очень любит, и маме это нравится и так далее. Конечно, не нужно в какие-то подробности вникать, но какие-то начальные беседы проводить необходимо. Я, правда, сама так и не решилась на откровенную беседу, но я купила замечательные книги, которых у нас сейчас полно во всех центральных магазинах. Называются они: «Откуда я появился?», «Откуда пошла жизнь?» и так далее. Как и откуда появляются дети она знает с пяти лет, и это у нее не вызывает абсолютно никакого интереса. Есть поговорка: «Если ребенок пришел к маме и спрашивает, что такое секс, это уже значит, что он уже знает про секс и хочет просто проверить степень доверительности отношений». Когда ребенок уже знает про это такое, поздно пить Боржоми, как говорится. Кто-то уже что-то донес, кто-то пересказал, кто-то дофантазировал – отсюда и формируется неправильный подход и восприятие.

- Знаю, что вы большой гурман и очень здорово разбираетесь в гастрономии, а из каждого путешествия стараетесь привозить новый рецепт. Какие блюда вам нравятся больше всего, и любите ли вы пробовать что-то новое?

Я обожаю пробовать что-то новое, я не люблю ходить в рестораны в дорогих гостиницах или в рестораны, в которые съезжаются все туристы. Это значит, что там еда адаптирована туристом. Я в Америке ходила в китайский ресторан и еще в какие-то рестораны, а потом мне китайцы говорили, что это не китайская еда. То же самое африканская еда – я пробовала, а потом поехала в Африку попробовала, там вообще все другое. И мне объяснили, что европейцы привыкли к определенной еде, к определенным продуктам, и они, может, не станут есть, если предположить им настоящее. Кто же будет отказываться от клиентов. Поэтому там все похоже на то к чему привыкли европейцы. Поэтому в такие рестораны я не хожу, а хожу туда, где все засижено мухами, где к тебе приходит хозяин ресторанчика и на просьбу меню, он говорит: «Не надо меню, я сам скажу, что ты будешь есть. Я только что из кухни, и я знаю, что нам сегодня удалось. Потому что утром мы зарезали вот этого барана, а рыбу нам только что привезли. Я сделаю так, что тебе будет хорошо».

- А какие самые экзотические блюда вам довелось попробовать?

Ничего сверхъестественного, каких-то тараканов не было. Максимум морепродукты, никаких змей. Страусов я пробовала в Австралии, когда ездила на освещение Олимпийских игр, но это не потрясло мое воображение. Меня потрясает не экзотичность, а виртуозность исполнения и вкус. Недавно меня пригласили в ресторан на концерт азербайджанской певицы Сабины Бабаевой, которая участвовала в Евровидении в этом году, и я открыла для себя настоящую бакинскую кухню. Мы все думаем, что это люля-кебаб и плов, а это и превосходная обязательно свежайшая рыба, это потрясающая выпечка, фантастическая куриная чихыртма и национальное азербайджанское блюдо кю-кю.

- А вы сами готовить любите?

Я очень люблю готовить, в свое время я окончила кулинарные курсы, но готовлю плохо, но с большим удовольствием. А выглядит это примерно так: я что-нибудь приготовлю, и свекровь говорит: «Как вкусно. Правда вкусно Лизочка?» - обращается к моей дочке, а та говорит: «Баба, чего ты меня толкаешь под столом». Поэтому цену своим кулинарным способностям я знаю, но я обожаю кулинарные книги. У меня это болезнь какая-то, я из всех стран привожу кулинарные книги, причем на разных языках. Я смотрю картинки, и у меня слюна капает. Вы придете ко мне домой у меня библиотека, по этой библиотеке можно высшие гастрономические экзамены сдавать. Я очень люблю, и мой муж знает, что лучший подарок мне, не бриллиантовое колечко, а кулинарная книга с хорошими картинками. В последнее время я стала интересоваться напитками, особенно винами, дегустирую, разбираю букеты, получаю удовольствие, посещаю винные саммиты. Бутылочка хорошего вина является верным заключительным аккордом изысканного ужина. Недаром в древности говорили, что вино – это божественный напиток. Главное, чтобы оно было хорошим, ну и меру, конечно, соблюдать необходимо.

- В чем, как вы думаете секрет вашей красоты и успешности?

Красивой меня назвать очень сложно, я всю жизнь страдала от того что я была некрасивая. А если прибавить то, что у меня другой цвет кожи, я имела букет комплексов. Другое дело что с возрастом появилась уверенность в себе, но эта уверенность от того что тебя любят. Ты любима, и ты знаешь, что тебя принимают такой, какая ты есть. А секрет успешности, мне кажется, во-первых, везение, а, во-вторых, я, когда работаю, я не халтурю, и очень не люблю, когда другие халтурят. Ну и, конечно, везение. Поэтому на 5 успешных 55 неуспешных людей, которые могли бы гораздо лучше это делать, просто им не повезло, и они не раскрылись.

- У вас есть идеал современной женщины?

Это Мерил Стрип – одна из успешных и состоявшихся женщин Голливуда. Мне практически нравятся все ее роли, которые она сыграла, я любуюсь так же ее успешной семейной жизнью. Прекрасные дочери, хороший муж.

- Многие мужья, не потерпели бы рядом с собой такую успешную женщину. Ваш совет женщинам?

Это несостоявшиеся мужчины, это мужчины из разряда неудачников. Советов тут быть не может, но от мужа всегда должна исходить только поддержка. В моем понимании муж должен гордиться успехами своей жены, а если это не так, то зачем тогда нужна семья…

Самопознание – это умение человека, его возможность и способность объективно посмотреть на себя с целью последующего саморазвития, то есть усовершенствования собственных потенциальных возможностей своими силами .

Процесс самопознания и саморазвития личности длительный, зачастую занимает всю сознательную жизнь. Однако, чтобы этот процесс начался, он должен стать потребностью данной личности.

Духовно развивается человек тогда, когда, он стремится познать свою истинную суть, как человека, старается оценить себя путем сравнения с окружающими людьми, общественным мнением, накопленными знаниями о смысле жизни и понимании бытия.

Познавая свой истинный потенциал и желания, человек совершенствует свою личность, улучшает качества жизни, мыслей, своих помыслов. Прилагает сознательные усилия, по координации потребностей своей личности и предпочтений души, раскрытию своего творческого потенциала, поиску истинной любви к себе и окружающему миру.

Причины отсутствия потребности в духовном развитии у современников

1. Современный человек слишком зациклен на своем бытие : уделяет много внимания учёбе,
работе, семье, возможности получения денег, социальному и карьерному росту. В бешеном жизненном ритме, гонки за материальными благами не у всех остается время побыть наедине с собой и поразмыслить, что он собой представляет, как личность.

2. Потребительское отношение к жизни, желание богатства формируют у населения средства массовой информации: интернет, телевизионные программы и печатные издания, в основном с помощью рекламы. Доверяя всем этим источникам, и навязанным ими жизненным идеалам, человеку трудно понять, какая информация нужна именно ему для дальнейшего саморазвития.

3. Не пробуждают в людях интереса к духовному развитию и , неуверенности, тревожности, подавленных желаний, нехватки любви, мышечные напряжения, боль, нервные срывы, неудовлетворенность и усталость, которыми сопровождаются их материальные стремления.

4. Социальные институты государства недостаточно мотивируют людей к познанию их истинной сущности и жизненного предназначения, к формированию духовно-нравственных качеств.

5. Тем людям, которые готовы к духовному развитию, сложно ориентироваться в массовых предложениях различных систем самопознания и духовного развития человек а, таких как йога, цигун, суфийские и славянские практики, рейки, космоэнергетика и др.

Получается замкнутый круг: отсутствие интереса к духовному развитию ведет к безрадостной и
вечной гонке за удовлетворение своих материальных потребностей, стрессам и болезням, а стремление устроить быт и добиться достатка и богатства не приносит человеку духовно – морального удовлетворения.

Последствия бездуховного образа жизни

Бездуховность – беда нашей современности. Есть немало, людей черствых, не способных к сочувствию и состраданию, с низкой культурой поведения.

Поскольку содержание мыслей и чувств человека формирует специфику его поведения и отношения к окружающей действительности, то эгоизм, безнравственность, циничность и меркантильность бездуховного человека придают его поведению жестокость и агрессивность. Ради личной выгоды бездуховные люди готовы пойти даже на тяжелые преступления. А ведь потеря духовности – это потеря духа, души!

Жаль, что в погоне за всевозможными материальными благами люди забывают о высших человеческих ценностях.

Отсутствие потребности в самопознании и духовном развитии отрицательным образом отражается на здоровье человека. Из-за неудовлетворенности своей материальной жизнью, постоянных стрессов люди заболевают.

Ежегодно увеличивается количество таких болезней, как , СПИД, сердечно-сосудистые
заболевания, туберкулез и др.

Тело человека, посредством болезни, учит обратиться к своей душе и духу, которые составляют единое целое с ним. Тело никогда не обманывает, потому что оно является инструментом воздействия духа (Бога) на человека. Если нарушается баланс между духовным и материальным развитием человека, болезнь тела призывает его заняться самопознанием, поразмыслить о том, какие ошибки он допускает. Ошибки надо осознать и попытаться исправит ь.

Но люди не верят этому. У моей знакомой – . Она очень критична, всех обвиняет и мужа, что был когда-то ей неверен, и дочку за мелочные обиды, и руководителей своей организации – за несправедливое отношение к ней и низкую зарплату, и соседей – за шум, и правительство – за нищенские доходы населения. Злость и чувство жертвы привели к опасной болезни, но пересмотреть свои взгляды на жизнь она не хочет, тем более – простить всех и каждого в отдельности, и прежде всего – себя.

Кроме роста смертельных болезней, последствием бездуховности некоторых наших граждан является, мягко говоря, безнравственность .

Так, недавно, просматривая статистику Яндекса по запросам пользователей со словами «духовное развитие» (их набралось за месяц 48 тысяч), я поинтересовалась, что больше всего волнует публику. Оказалось – секс, запросов – более 41 миллиона в месяц. Это понятно, но меня шокировало количество просмотров различных сексуальных извращений – 37,5 миллиона, 91% от общей цифры просмотров со словом “секс”. Это были запросы типа: секс – видео, фото, порно, извращенный секс с животными, групповой секс, с геями и т. п. И лишь 3,5 миллиона пользователей интересовались познавательной информацией о сексе.

О каком духовном развитии можно вести речь? Мне показалось, что мир сошел с ума, если большинству интересны сексуальные извращения!

Время требует обратиться к духовному развитию

Между тем, время идет вперед, и требует от человека, обратиться к духовному развитию, которое предполагает стремление к познанию себя, к гармонии с внутренним Я и окружающим миром.

Известно, что в материальном мире действует право более сильного и волевого, а в духовном плане самой сильной является безусловная любовь и прощение. Людям трудно понять, что энергия любви дает внутреннюю силу над сильным в материальном мире.

Любовь способствуют гармоничному развитию души и физического тела.

Чтобы совершенствоваться, стремиться стать цельной, высокоразвитой личностью, человеку нужно грамотно находить баланс между развитием своего духовного и материального мира. Нельзя погрязнуть в материализме в ущерб духовности. Это не значит, что занимаясь своим духовным развитием, человек должен забыть о материальных, физических потребностях своего организма. Надо искать «золотую середину».

Итак, самопознание и духовное развитие человека – это наша внутренняя работа по восприятию себя как единства духа, души и тела, постепенное преобразование своих замыслов, потребностей души и желаний в соответствие с божественным началом.

Дух человека следует божественной воле, он уравновешен и мудр, и наблюдает, как человек справляется с понятием Бога и обретением Бога в себе.

Существуют ли инструменты духовного развития, с помощью которых человек мог бы заниматься саморазвитием и самосовершенствованием?

Да, известны различные трактовки в описании инструментов духовного развития. Предлагаю остановиться на самых важных и понятных.

Любовь – самый главный «инструмент» и движущая сила духовного развития. Она вдохновляет нас на самые фантастические свершения и раскрывает лучшие стороны нашей души.

Духовное чтение позволяет изучать священные тексты, философские и психологические труды, а также исследования в области человекознания – науки, объединяющей знания о разумном и гармоничном существовании человека в трёх мирах: физическом, душевном и духовном.

Медитации – это уравновешивание трёх тел человека: физического, эмоционального и ментального с помощью йоги, цигун и других практик совершенствования личности.

Молитвы , очищающие физическую природу человека и успокаивающие эмоции. Они способны врачевать душевные раны своею благодатью.

Духовные практики – направлены на развитие культуры мысли и тела, контроль эмоций, гармонизацию внешнего и внутреннего мира человека.

Целительные практики – использующие жизненную энергию для самовосстановления и самооздоровления.

Творчество – музыкальное, художественное, поэтическое, писательское, узкопрофессиональное, совершенствует жизнь человека.

Гармоничная музыка – настраивает душу на любовь и счастье, вскрывает эмоциональные глубинные чувства, врачует, исцеляет.

Искусство танца соединяет тонкие телесные ощущения с восторгом движения и ритма, красоты и грации.

Перечисленные инструменты не являются исчерпывающими методами и способами личностного и духовного роста. Ищите приемлемые для вас способы духовного развития, осваивайте их и совершенствуйтесь!

У каждого человека свой путь самопознания и духовного самосовершенствования.

Наполняя каждое своё действие, любовью, и ответственно исполняя свои повседневные обязанности с чувством радости и жизненного азарта, вы, безусловно, будете способствовать своему развитию, невзирая на возраст, вероисповедание и социальный статус.

Удачи вам в познании себя, и духовного роста!

Анорексия и булимия - расстройства пищевого поведения (РПП), имеющие репутацию «подиумных болезней». Анна Каролина Рестон, сестры Мария и Кэти Кэмпбелл, Хила Эльмалиах - имена моделей, умерших от анорексии, можно перечислять ещё долго. Известная под псевдонимом Твигги модель Лесли Хорнби, которую иногда называют «основательницей моды на тростинок», после длительных, изнуряющих голодовок стала жертвой булимии: голод сменялся неконтролируемыми приступами обжорства, что однажды чуть не убило её. Таких историй множество, и всё больше «по эту сторону» мониторов. Прямо сейчас ваши знакомые, друзья, родные могут страдать от РПП и нуждаться в помощи. Чаще всего вместо этого они получают «бесценные» советы: «ты очень худая – больше ешь», «ты толстая – тебе нужно меньше есть и больше двигаться», «ты дрыщ – иди в зал», «ты много весишь – бегай», «просто не делай этого, где твоя сила воли?». Но каково это – действительно страдать булимией? Наташа Палало борется со своим недугом уже более 11 лет, и она рассказала, как и почему началась её болезнь.

KYKY: Наташа, что нам нужно знать о тебе?

На эту тему: «Супермодель по-белорусски». Снимают они, а стыдно нам

Наташа Палало: Мне 23 года, сейчас я страдаю булимией. Уже очень давно. В 12 лет я решила похудеть. Сначала это были просто диеты, а затем у меня началась анорексия, которая затем перетекла в булимию. Так бывает, и нередко.


KYKY: В 12 лет ты решила, что недовольна своей внешностью?

Н.П.: Да. Папа сказал мне, что я толстая. С момента, как я это услышала, восприятие моей фигуры изменилось, хотя раньше как-то и не задумывалась об этом. Появилось недовольство, которое побудило меня начать голодать. Я очень хорошо помню этот момент. Мы ехали в машине, он взялся за мою ногу и сказал: «Смотри, вот весь этот жир надо убрать, ты понимаешь, что мужчины не любят толстых?» Да, возможно у меня был лишний вес: я весила на тот момент 72 кг при росте 164, но любила себя такой! А потом все перевернулось.

KYKY: Какие у тебя сейчас отношения с отцом? Ты рассказала маме об этом?

Н.П.: Холодные. Я стараюсь поддерживать отношения, но они у нас какие-то поверхностные получаются: «Привет, как дела»? Самое интересное, что как только у меня начались проблемы пищевого поведения, папа только и говорит о том, что мне надо набрать весь, мол, я недостаточно сексуальна сегодня – в общем опять недоволен мной. Мама знала об этом, но всегда считала меня привлекательной. Мне кажется, она не воспринимала всерьез слова отца и даже подумать не могла, к каким последствиям они могут привести. На данный момент я живу с бабушкой, мама умерла пять лет назад.

KYKY: Отец апеллирует к ребёнку категорией «сексуальности». Получается, более 10 лет ты тем или иным способом находишься на различных диетах?

На эту тему: «Я убила своего мужа»

Н.П.: Сколько помню отца, он только этой категорией и аппелирует. Последние года два он толкает меня на операцию по увеличению груди, мол, «я тебе как мужчина говорю». Да, я постоянно на диетах, я уже не знаю как это - питаться сбалансировано и правильно. Разучилась.

KYKY: Смерть мамы повлияла на твои «срывы»?

Н.П.: Да. У меня началось резкое ухудшение, если раньше срывалась по одному-два раза в месяц, с тех пор я дошла до 10-13 срывов в день. Это было страшно. Иду к холодильнику, съедаю все, что вижу дома, потом собираюсь и иду в магазин, закупаюсь чем попало, приношу это домой, закрываюсь в какой-то комнате, начинаю все поглощать, затем иду в туалет и вызываю рвоту. Либо после того, как опустошила весь дом, закупаюсь в макдональдсе, объедаюсь в машине, возвращаюсь домой и очищаю желудок.

KYKY: Как у тебя сейчас строятся отношения с мужчинами?

Н.П.: Сложно. Когда нахожусь рядом с мужчиной, у меня постоянное ощущение своей ничтожности, будто ни один мужчина не захочет меня. А если и захочет, то из жалости или потребности в примитивном удовлетворении своих потребностей. Очень сложно.

KYKY: Ты обращалась за психологической помощью?

Н.П.: Со мной работало очень много психологов. Но мое состояние только ухудшалось. Не знаю, с чем это связано. Меня уже хотели госпитализировать. Сегодня со мной никто не работает, я стараюсь справляться с этим сама. Я решила, что сейчас (учитывая то жуткое состояние, в котором я пребывала), уже точно сама справлюсь. Я хочу стать здоровой.

KYKY: Расскажи, что такое булимия в повседневной жизни? С какими конкретными проблемами ты сталкиваешься?

Н.П.: Булимия – это жуткая зависимость. Я могу целыми днями объедаться до страшных болей в желудке, бегать в туалет, чтобы вызвать рвоту, обожраться слабительными. По кругу. Могу тоннами скупать еду. Не выходить из дома, впадая в депрессию. Организм становится очень слабым, сил нет ни на что, состояние зубов ухудшилось, кожа сухая. Душевное состояние влияет на отношения с близкими, на продуктивность. Ни о чем не думаешь, кроме как пойти поесть и очиститься, дабы не набрать вес. Проблем очень много.

На эту тему: «Я полюбил другого мужчину». Эксперимент: исповедь гомосексуала у православного священника

KYKY: Я видела видео, где ты говоришь, что боишься ходить в магазин даже за хлебом, потому как покупаешь всё подряд и съедаешь. Как справляешься с этим?

Н.П.: Сейчас стараюсь избегать этих провоцирующих моментов. Это может показаться странным, но меня спасает камера. Я просто включаю камеру и думаю о том, что если сорвусь, то покажу это видео всем.

KYKY: Получается, тебе проще жить «под присмотром» камеры? Сколько часов в день ты снимаешь себя?

Н.П.: В общей сложности часов пять, но насколько обстоятельства позволяют. Она всегда рядом. И как только появляется какая-либо «опасная» мысль, я начинаю общаться с этой камерой. Я чувствую, что, помогая себе, я могу помочь и другим. Становится легче.

KYKY: Легче, как после рвоты? Что ты чувствуешь после того, как очищаешь желудок?

Н.П.: Ненависть к себе, чувство вины, слабость, иногда сразу начинается ломка - вся трясусь. Не могу подобрать другого слова, это натуральная ломка: просто адски хочется запихнуть в себя еще что-нибудь – неважно, что. Это может быть даже сырое тесто. Мне абсолютно всё равно, какая еда это будет. Да, абсолютно. В этом состоянии я ем все, не только сладкое.

KYKY: Твой минимальный вес?

Н.П.: Минимальный вес, который у меня был, это 47 кг.

KYKY: Ты делаешь всё это, чтобы стать красивой?

На эту тему: «В Дагестане до сих пор делают женское обрезание». Как я боролась за права женщин и избегала прессинга полиции

Н.П.: Я не знаю, что такое «красота», это понятие у меня размыто. Хочется быть подтянутой, сексуальной, стройной. Для меня это важно. Ибо сегодня я настолько недовольна собой… Вес еще имеет большое значение, но на самом деле я очень боюсь взвешиваться, боюсь, что это спровоцирует срыв. Я мечтаю стать здоровой! Хочу быть нормальным человеком. Мне это все так надоело, если бы вы знали, я очень затормозила на своем жизненном пути из-за это болезни. Мечтаю стать счастливым полноценным человеком. Мне нравятся все эти худенькие девочки в Instagram, сложно назвать кого-то конкретного… Мой идеал? Ну, может, Ким из «9 с половиной недель». Она идеальна.

Если в истории Наташи вы узнали себя или кого-то из своих близких, дочитайте текст до конца. Анорексия и булимия - это серьёзные расстройства пищевого поведения, и если с вами происходит что-то подобное - вы нуждаетесь в помощи. Несмотря на видео в сети, о том, что быть худой – это модно, это действительно далеко не весело.

«Любят не за красоту или накачанную попу. За это ценят вещи». Комментарий психолога

Марина Качанович, психолог, гештальт-терапевт: «В первую очередь, пищевые расстройства - это болезнь. Нет никакой вины человека, который страдает РПП. Никто не выбирает для себя такой путь, никто не может отвечать за формирование этого расстройства в подкорковых структурах мозга, которые мы не контролируем. Стечение множества факторов ведет к формированию и закреплению повторяющихся паттернов восприятия и поведения на уровне нейронных сетей. Генетическая предрасположенность, особенности функционирования гормональной системы, воспитание, культурные особенности среды, мода.

Первый шаг в решении проблем РПП – обратиться за помощью к немедицинскому психотерапевту (можно подключать врача-психотерапевта, диетолога). Терапия – это основа, ведь пищевые расстройства – это совсем не про еду. Как и другие зависимости – это попытка психики справиться с травматическими переживаниями. Тело становится проекцией внутренних конфликтов, боли, непринятия, нелюбви. Формула «возьми себя в руки, где твоя сила воли?» здесь не работает, а вредит. Все это не про силу и не про волю. Ругать себя, винить и стыдить – не помогает. Людям с пищевыми зависимостями всегда не хватает принятия и любви, а не пинков и критики.

На эту тему: «Я не виноват, она меня спровоцировала». Виктимолог о том, почему мы виним жертв

РПП существовали и раньше, но ими страдало несоизмеримо меньше людей, чем сейчас. Есть психическое расстройство – дисморфофобия – переживание из-за реального или воображаемого недостатка своего тела. Сверхценная идея, причем окружающие могут не считать данную особенность стоящей внимания.

Такое расстройство раньше считалось тяжелым патологическим состоянием. Никто не резал себя у пластических хирургов, не истязал себя диетами ради красоты. Это все стало нормой лишь в 20 веке.

С 60-х годов худоба вошла в моду, хотя является физиологической нормой лишь для очень небольшого количества людей. Считается, что увеличение случаев РПП в основном связано с современными стандартами моды и красоты. Худоба, детскость, подростковость как идеал женственности и сексуальности делают свое дело. Только тело подростка может соответствовать нынешним модным стандартам.

Когда живешь в такой среде, очень сложно себя любить и принимать таким, какой есть. Это даже кажется странным, и за легкомысленное отношение к своему телу ты можешь быть подвергнут осуждению или критике. Часто такой «подарок» делают родные: «никто не любит полных», «девочки не должны так много есть», «дорогая, такой живот лучше прятать», «как, ты не ходишь в спортзал?» и так далее. Еще одной чертой этой тенденции является приравнивание красоты к здоровью. Ухоженное худое тело воспринимается как здоровое, хотя у девушек, страдающих анорексией нет менструации, а есть серьезные гормональные сбои. Все, что связано с жиром или целлюлитом (физиологической нормой для женщин) воспринимается нами сейчас как слабость, безволие и болезнь.

К причинам можно отнести и старое как мир отношение к женщине как к объекту. При том, что женщины добились серьезных успехов в борьбе за равенство с мужчинами за последние сто лет, этот путь пройден далеко не до конца. Женское тело по-прежнему в массовом сознании воспринимается как некоторый товар. А женщина должна соответствовать целому ряду критериев, чтобы быть востребованной среди мужчин: быть милой, нежной, немного наивной, но умной и начитанной, любить секс, но быть скромной, быть стройной, но здоровой, мочь выносить детей, но не иметь целлюлита, быть мудрой, но молодой и так далее. И соответственно, твое тело тоже должно быть «качественным товаром».

На эту тему: «В депрессии я узнала ад изнутри, а в мании я влюбилась». Три диких монолога больных биполярным расстройством

Не все страдают РПП, хотя живем мы в одном и том же обществе. Сейчас не думать о внешнем виде своего тела – это своеобразный вызов социуму. Мы все так или иначе включены в это. Но действительно заболевают не все. Есть ряд факторов, которые влияют на выбор психикой того или иного симптома (генетика, воспитание), кто-то выпивает, кто-то попадает в депрессию. Суть же в одном – внутренней боли и незалеченных травмах.

Если человек не имел принятия и поддержки в период своего взросления, его внутреннее отношение к себе будет таким же. Критичным, отвергающим, осуждающим, стыдящим. В случае РПП тело становится проекцией для этого отношения. Т.е. все РПП – это про внутреннее глубинное непринятие даже не своего тела, а самого себя. Невозможность хорошо к себе относиться, принимать, прощать, заботиться, любить. «Как можно любить ТАКОЕ?» – внутренний вопрос, полный боли и отвращения. Это всегда грустно и страшно. Хочется спрашивать: «Кто же так относился к тебе, милая, кто так тебя не принимал, кто все время хотел, чтобы ты соответствовала каким-то ожиданиям, была не собой, а кем-то другим?».

Я все время повторяю это слово – «принятие». Это одна из базовых потребностей, помните, в пирамиде Маслоу – третья снизу. Удовлетворение этой потребности важно для всех, и особенно для детей. Им нужно знать, что их любят любыми и всегда, а не только за пятерку, успехи в спорте или хорошее поведение. И когда ты уже взрослый, ты заслуживаешь любви не за то, что ты подходящий товар в красивой обертке. Любовь – это не про то, что ты какой-то определенный. Любят не за достижения, красоту или накачанную попу. За это ценят вещи. А человека любят, потому что любят. И всё».

Жизнь человека может быть двоякого рода — бессознательная и сознательная. Под первою подразумевается жизнь, которая управляется причинами; под второю — жизнь, которая управляется целью.

Жизнь управляемую причинами, можно справедливо называть бессознательной, потому что, хотя сознание и участвует в деятельности человека, не оно определяет, куда эта деятельность может быть направлена.

Жизнь, управляемую целью, следует назвать сознательной, потому что сознание в данном случае является началом господствующим, определяющим. Ему принадлежит выбор, к чему должна направиться сложная цепь человеческих поступков.

Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять, почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных последствий. Слова, которые он использует для характеристики этого состояния, разные — необдуманно, неосознанно, спонтанно, интуитивно. Все эти слова выступают в таком случае как синонимы слова «бессознательное», хотя полной синонимичности здесь, разумеется, нет.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека.

Во второй половине XIX века широко развернулись поиски терапевтического использования гипноза. Особую известность приобрели два центра во Франции — один в Париже под руководством Известного психиатра Жане, другой в Нанси под руководством Бернгейма. Эти центры соперничали между собой, и каждый стремился изумить посетителей необычным экспериментом.

Однажды доктор Бернгейм внушил испытуемому, что после того, как тот будет выведен из гипнотического транса, он должен взять зонтик одного из гостей, открыть его и пройтись дважды вперед и назад по веранде. Когда человек проснулся, он взял зонт — как ему внушили, и хотя он его не открыл, но вышел из комнаты, дважды прошелся вперед и назад по веранде, после чего вернулся в комнату. Когда его попросили объяснить свое странное поведение, он ответил, что дышал воздухом. Он настаивал, что имеет привычку иногда так прогуливаться. Когда же его спроси — почему у него чужой зонтик, он был крайне изумлен и поспешно возвратил предмет на вешалку.

Факты поелегипнотического внушения были давно известны специалистам, но молодому венскому врачу Зигмунду Фрейду (1856—1939), который наблюдал это явление во время своего визита в Нанси в 1899 году, оно послужило основой для открытия, совершившего переворот в науке. Фрейда поразил именно тот факт, что человек что-то делал по причине, самому ему неизвестной, но впоследствии придумывал правдоподобные объяснения своим поступкам. Человек с зонтиком пытался объяснить свое странное поведение вполне рациональными соображениями и говорил вполне искренне. Не так ли и другие люди находят причины для объяснения своих действий? Хотя давно было замечено, что объяснения, которые дают люди своим поступкам, не всегда заслуживают доверия. Фрейд сделал это наблюдение краеугольным камнем теории человеческого поведения.

Согласно Фрейду, травматические события и связанные с ними бурные переживания не исчезают окончательно из психики, а вытесняются в сферу бессознательного, откуда активно воздействуют на психику, проявляясь в замаскированной (зашифрованной) форме, в частности, в виде невротических симптомов (например, в навязчивом мытье рук, в необоснованных страхах и т. п.). Невротические симптомы в данном случае понимаются как компромиссные явления, возникающие в результате столкновения вытесняемых в бессознательную сферу бурных переживаний и влечений с требованиями нашей совести, совпадающими с общепринятыми моральными нормами. Подобные же компромиссы, считает Фрейд, выражаются в сновидениях и ошибочных действиях (обмолвках, описках и т. п.) людей.

Лечение (устранение) невротических симптомов, согласно психоанализу, должно осуществляться путем вынесения на свет и суд самого больного вытесненного из его сознания материала, травмирующего его психику. Больной сам (правда, с ненавязчивой помощью врача-психоаналитика) должен расшифровать, понять сокровенный смысл того, что с ним происходит. Для помощи больному в достижении им понимания причин болезни Фрейд применял специально разработанную им технику свободных ассоциаций. Уложив пациента в удобной для него позе телесного расслабления и усевшись так, чтобы пациент его не видел (устраняется дополнительное обстоятельство, стесняющее больного, — вид врача, особенно его глаза), врач-психоаналитик просит пациента свободно высказывать все, что ему приходит в голову…

Высказывания пациента, манера, в которой он высказывается, задержки в потоке ассоциаций и т. п. — материал, на основе которого психоаналитик стремится, во-первых, сам уяснить причины недомоганий пациента, а во-вторых, ненавязчиво помочь пациенту в расшифровке смысла происходящего с ним. Конечная цель психоаналитической терапии — установление господства сознания над сферой психического неосознаваемого.

Известный русский философ XX века С. Франк писал, что жизнь не может быть самоцелью уже хотя бы потому, что страдания и тягости преобладают в ней над радостями и наслаждениями. И несмотря на всю силу животного инстинкта самосохранения, мы часто недоумеваем, для чего мы должны тянуть эту тяжелую лямку. Жизнь — это не неподвижное пребывание в себе, а делание чего-то или стремление к чему-то. Миг, в который мы ничего не делаем и ни к чему не стремимся, мы испытываем как мучительно-тоскливое состояние пустоты и неопределенности. Мы не можем жить лишь для жизни; мы всегда живем для чего-то (и) для кого-то.

Кто-то из писателей заметил аналогию между жизненным путем и дорогой, которую выбирает путешественник. Пускаетесь в путь с определенными планами, с определенной целью, уверенный в себе и подобный туристу, купившему железнодорожный билет. А потом вдруг оказывается, что вы очутились совершенно в другом месте, далеком от цели.

Почему так происходит? Да потому, что одни довольно резко меняют маршрут, повстречав на своем пути богатство, другие, — обнаружив талант или (и) славу, третьи не выдерживают груза жизненных невзгод. Оказывается, что богатый слишком привязан к своим владениям, к своим деньгам; интеллигентный человек порой слишком привязан к идеям, стремлению достичь их.

Философ В. Розанов считает, что человек всегда следует по пути к своему счастью, но это остается незаметным для него, когда он охвачен какой-либо идеей — правовой, политической, релиозной или какой-нибудь другой.

Однако ради истины или веры человек готов идти даже на костер, если к этой истине и вере он в самом деле так привязан, что для него легче не жить, нежели жить без них.

Тема стремления человека к своему счастью и поиску истины продолжается в следующем разделе «Голова или пустой котелок?» В этом рассказе можно найти хорошие примеры понятий бессознательной и сознательной жизни, а также наглядные иллюстрации к тезису С. Франка о том, что «жизнь не есть неподвижное пребывание в себе».

ВОПРОСЫ

1. Что называется бессознательной жизнью и что — жизнью сознательной? Почему?

2. Согласны ли вы с мнением С. Франка, что миг, в который мы ничего не делаем и ни к чему не стремимся, переживается как мучительно тоскливое состояние пустоты и неопределенности? Пожалуйста, подробно аргументируйте свое мнение.

Возраст ранней юности является для человека переходным этапом от детства к взрослости. Он возникает на рубеже привычной школьной жизни и новых неизведанных путей. Характерными для данного периода являются такие чувства, как ответственность перед собой и близкими людьми, страх за возможность выбора и ошибки.

Аспект самоопределения

Одним из важнейших аспектов самосознания является самоопределение. Оно подразделяется на личностное и профессиональное. Первое ставит перед старшеклассником вопрос: «Каким быть?». Этот аспект определяет характер, способности и личностные качества учащегося как индивида. Второе ставит перед человеком вопрос: «Кем быть?». Школьник пытается определить собственные интересы, старается почувствовать, какой род деятельности его больше всего привлекает.

К аспекту самоопределения также можно отнести наличие жизненного плана. Размытое чувство времени, неспособность видеть себя в будущем, страх перемен - всё это говорит о низком уровне самосознания. К окончанию школы ученик должен четко видеть свои способности, уметь мобилизировать внутренние ресурсы и сосредоточиться на одной деятельности. Это помогает человеку войти во взрослую жизнь, начать работать или учиться по специальности. Если это у индивида не получается, то он выбирает отрицательные образцы поведения: алкоголизация, наркотики, аморальный или праздный образ жизни.

Личностный аспект

К личностному аспекту самосознания относится три составляющих. Во-первых, это самоуважение. Степень принятия человеком себя как личности может быть как высокой, так и низкой. При удачном раскладе событий новое общество принимает человека так, как он себя подает. В ином случае ранимой личностью могут воспользоваться как студенты, так и коллеги по работе.

Во-вторых, важную роль в самосознании играет саморефлексия. Человек не может осознавать мир вокруг, не понимая своего внутреннего мира. Возможно, что в период ранней юности интерес к себе и своей уникальности будет повышен.

В-третьих, особое значение имеет саморегуляция. Человек, выходя в общество, должен понимать и принимать нормы поведения. Контроль над эмоциями и собственным состоянием в критической ситуации говорит о том, насколько сознателен человек.

Нравственный аспект

Нравственный аспект самосознания включает в себя две категории. Моральная устойчивость – способность ориентироваться в поведении на собственные взгляды и убеждения. Формирование мировоззрения – появление более или менее четкой картины мира, систематизация собственных убеждений по тем или иным вопросам.