Презентация к методической разработке урока по истории на тему: " Афинская демократия при Перикле". Презентация к методической разработке урока по истории на тему: " Афинская демократия при Перикле" Почему свободные греки пользовались трудом рабов

  • углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла.
  • продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формировать несложные выводы.
  • Учебное оборудование:

    • карта "Древняя Греция в V в до н.э.,
    • компьютер,
    • мультимедийный проектор,
    • проекционный экран.

    Тип урока: урок-презентация

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: "В театре Диониса"

    1. Карточка"Чем отличается древнегреческий театр от современного?"

    2. Творческая лаборатория. От имени афинского раба расскажите о своей жизни: Как вы потеряли свободу? Что вы делаете каждый день? Кто ваш хозяин и как он к вам относится? Пусть ваш рассказ будет со счастливым концом.

    3. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы (Слайд 1)

    Рассмотрите план древнегреческого театра. Главные части здания театра обозначены цифрами 1, 2, 3. Как назывались эти части?

    Каково назначение каждой из трех частей?

    3. Решите анаграммы. (Запись на доске)

    ЛИСХЭ, ЛОФОКС, ДИПИЭВР

    Чем прославились эти драматурги?

    Эсхил - придумал много нового для театра. Впервые ввёл драму (т.е. действие двух лиц), придумал декорацию.

    Софокл - написал более 120 пьес. В пьесах он выделял какую-нибудь черту характера - храбрость, мудрость, гордость.

    Эврипид - придумал для театра занавес, за которым готовилась очередная сцена (декорации). В его пьесах использовались такие эффекты как влёт героев в воздух.

    III. Переход к новой теме: (слайд 2)

    Вопрос: - Кому принадлежат следующие слова?

    "Мать чёрная, земля многострадальная,
    С которой сбросил я позорные столбы,
    Рабыня раньше, а теперь свободная:"

    Объясните, о чём идёт речь в данном отрывке.

    В каком году Солоном были проведены реформы?

    Перед вами схема управления афинским полисом (слайд 3). К какому времени она относится?

    Солон ввёл законы, изменившие жизнь афинян. В чём заключалась их новизна для Афин?

    Давайте вспомним схему органов власти при Солоне.

    Как афиняне стали называть такой порядок управления?

    Что такое демократия?

    Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. В V веке до н.э. в Афинах любой гражданин - богат он или беден, знатен или незнатен - мог участвовать в народном собрании. Своё окончательное развитие афинская демократия получила при Перикле, а государство достигло величайшего могущества и блеска.

    Задача для учащихся: Что изменилось в управлении государством в период правления Перикла?

    Тема нашего урока: Афинская демократия при Перикле(слайд 4)

    Какими же личными качествами обладал Перикл?

    (сообщение учащегося).

    В 443 году до н.э. Перикл стал править Афинским государством.

    IV. Работа с учебником п. 1, 40.

    Задание: Найдите в тексте и выделите чем занималось Народное собрание. Зачитайте соответствующие строки из текста (слайд 5)

    Какой же орган при Перикле стал играть важнейшую роль в Афинском полисе?

    Кто принимал участие в Собрании?

    Перикл считал, что бедняки должны иметь такие же права, как и богатые граждане. Но бедный человек не мог заниматься государственной деятельностью, т.к. не имел средств к существованию.

    Перикл говорил:"Народ должен быть вполне независим от влияния богатых, д.б. свободен от нищеты, нужды и забот, чтобы иметь возможность заниматься государственными делами через участие в судебных делах, совещаниях государственной думы, приобретать знания, образование и опытность".

    По предложению Перикла, за исполнение государственных обязанностей беднякам стали выдавать небольшую плату за каждый день. Такая оплата называлась "диетой".

    Позаботился Перикл и о том, что доставило Афинам наибольшую славу. За годы его правления (а Перикла народное собрание выбирало стратегом 15 лет подряд), в Афинах на Акрополе были возведены великолепные храмы, статуи (слайды 6, 7, 8).

    Это строительство вызвало недовольство со стороны аристократов, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег.

    Задание: Причины их недовольства нам станут более понятными из следующего сюжета. Посмотрите его (инсценирование) см. приложение 1.

    Работа с историческим документом (с. 183)

    Вопрос: - Найдите в документе, какие личные качества политика были востребованы в Афинах?

    Ещё в начале своей политической карьеры Перикл полностью отказался от традиционного образа жизни людей своего круга: он почти никогда не ходил в гости, не посещал празднеств, свёл до минимума домашнее хозяйство, почти всё своё время посвящал государственным делам.

    Единственным развлечением для него служила беседа в домашнем кругу с друзьями. В доме Перикла сходились философы Анаксагор, Зенон, молодой Сократ, поэт Софокл, художники, скульптор Фидий. Душою этого кружка была вторая жена Перикла, умная и образованная Аспасия, женщина необыкновенной красоты.

    Они помогали Периклу и в государственных делах.

    Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Фидия обвинили в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы доказать свою правоту, Фидий снял со статуи золотую одежду её взвесили и убедились в чести этого человека (скончался в тюрьме).

    Итог урока: Мы узнали о том, что Древняя Греция дала примеры демократии, явила образ настоящего гражданина, умеющего в своей деятельности разумно сочетать права и обязанности.

    V. Закрепление изученного на уроке. (Учащиеся выполняют тест)см. приложение 1 .

    VI. Рефлексия

    1. Как я усвоил материал?

    • Получил прочные знания, усвоил все вопросы - 9-10 баллов.
    • Усвоил материал частично - 7-8 баллов.
    • Необходимо ещё поработать - 4-6 баллов

    2. Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворён ли своей работой?

    • Везде справился сам, удовлетворён своей работой - 9-10 баллов.
    • Допустил ошибки (на каком этапе) - 7-8 баллов.
    • Не справился (с какими заданиями)- 4-6 баллов.

    3. Моё мнение об уроке (пожелания), что понравилось, что не понравилось.

    Домашнее задание: индивидуально по карточкам


    Перикл был выдающимся государственным деятелем и патриотом. Он отдавал все свои силы и время заботе об Афинах и их гражданах. Он был честен и бескорыстен. Он славился как замечательный оратор (обладал красноречием – искусством правильно и убедительно говорить).








    После обсуждения граждане голосовали. За предложенное решение они бросали белый камушек, а против – черный. Народное собрание выбирало многочисленных должностных лиц полиса: через год они отчитывались перед собранием. Тех, кто плохо работал, наказывали: они должны были уплатить штраф.





    Большую роль играл суд. В его работе могли принимать участие все граждане, достигшие 30 лет. Ежегодно избирали 6000 судей, но они заседали не все вместе. Судьи голосовали с помощью жетонов. Жетон с отверстием означал, что человек виновен, а жетон без отверстия – невиновен.


    Ни в одном из греческих полисов народ не имел столько прав, как в Афинах. Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило примерно 200 тысяч человек, а граждан насчитывалось лишь тысяч. В управлении не могли участвовать женщины (это было недопустимо). Никаких прав не имели рабы, а также свободные люди из других полисов.












    Значительную часть жителей Афин составляли рабы. Они трудились на полях, в мастерских, в домах граждан. Больше всего рабов использовали на серебряных рудниках, где они трудились день и ночь. Они трудились на полях, в мастерских, в домах граждан. Больше всего рабов использовали на серебряных рудниках, где они трудились день и ночь.


    Война. Главным источником рабов была война. из других стран В основном рабов привозили из других стран – Фракии, Северного Причерноморья и Малой Азии. В Греции было несколько известных рынков рабов. В первый день каждого месяца торговали рабами и на афинской агоре. Раб поднимался на помост, и глашатай восхвалял его достоинства с целью повысить цену.




    Выводы Во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, ее культурным центром.Во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, ее культурным центром. Во времена Перикла расцвета в Афинах достигла демократия.Во времена Перикла расцвета в Афинах достигла демократия.

  • углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла.
  • продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формировать несложные выводы.
  • Учебное оборудование:

    • карта "Древняя Греция в V в до н.э.,
    • компьютер,
    • мультимедийный проектор,
    • проекционный экран.

    Тип урока: урок-презентация

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: "В театре Диониса"

    1. Карточка"Чем отличается древнегреческий театр от современного?"

    2. Творческая лаборатория. От имени афинского раба расскажите о своей жизни: Как вы потеряли свободу? Что вы делаете каждый день? Кто ваш хозяин и как он к вам относится? Пусть ваш рассказ будет со счастливым концом.

    3. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы (Слайд 1)

    Рассмотрите план древнегреческого театра. Главные части здания театра обозначены цифрами 1, 2, 3. Как назывались эти части?

    Каково назначение каждой из трех частей?

    3. Решите анаграммы. (Запись на доске)

    ЛИСХЭ, ЛОФОКС, ДИПИЭВР

    Чем прославились эти драматурги?

    Эсхил - придумал много нового для театра. Впервые ввёл драму (т.е. действие двух лиц), придумал декорацию.

    Софокл - написал более 120 пьес. В пьесах он выделял какую-нибудь черту характера - храбрость, мудрость, гордость.

    Эврипид - придумал для театра занавес, за которым готовилась очередная сцена (декорации). В его пьесах использовались такие эффекты как влёт героев в воздух.

    III. Переход к новой теме: (слайд 2)

    Вопрос: - Кому принадлежат следующие слова?

    "Мать чёрная, земля многострадальная,
    С которой сбросил я позорные столбы,
    Рабыня раньше, а теперь свободная:"

    Объясните, о чём идёт речь в данном отрывке.

    В каком году Солоном были проведены реформы?

    Перед вами схема управления афинским полисом (слайд 3). К какому времени она относится?

    Солон ввёл законы, изменившие жизнь афинян. В чём заключалась их новизна для Афин?

    Давайте вспомним схему органов власти при Солоне.

    Как афиняне стали называть такой порядок управления?

    Что такое демократия?

    Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. В V веке до н.э. в Афинах любой гражданин - богат он или беден, знатен или незнатен - мог участвовать в народном собрании. Своё окончательное развитие афинская демократия получила при Перикле, а государство достигло величайшего могущества и блеска.

    Задача для учащихся: Что изменилось в управлении государством в период правления Перикла?

    Тема нашего урока: Афинская демократия при Перикле(слайд 4)

    Какими же личными качествами обладал Перикл?

    (сообщение учащегося).

    В 443 году до н.э. Перикл стал править Афинским государством.

    IV. Работа с учебником п. 1, 40.

    Задание: Найдите в тексте и выделите чем занималось Народное собрание. Зачитайте соответствующие строки из текста (слайд 5)

    Какой же орган при Перикле стал играть важнейшую роль в Афинском полисе?

    Кто принимал участие в Собрании?

    Перикл считал, что бедняки должны иметь такие же права, как и богатые граждане. Но бедный человек не мог заниматься государственной деятельностью, т.к. не имел средств к существованию.

    Перикл говорил:"Народ должен быть вполне независим от влияния богатых, д.б. свободен от нищеты, нужды и забот, чтобы иметь возможность заниматься государственными делами через участие в судебных делах, совещаниях государственной думы, приобретать знания, образование и опытность".

    По предложению Перикла, за исполнение государственных обязанностей беднякам стали выдавать небольшую плату за каждый день. Такая оплата называлась "диетой".

    Позаботился Перикл и о том, что доставило Афинам наибольшую славу. За годы его правления (а Перикла народное собрание выбирало стратегом 15 лет подряд), в Афинах на Акрополе были возведены великолепные храмы, статуи (слайды 6, 7, 8).

    Это строительство вызвало недовольство со стороны аристократов, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег.

    Задание: Причины их недовольства нам станут более понятными из следующего сюжета. Посмотрите его (инсценирование) см. приложение 1.

    Работа с историческим документом (с. 183)

    Вопрос: - Найдите в документе, какие личные качества политика были востребованы в Афинах?

    Ещё в начале своей политической карьеры Перикл полностью отказался от традиционного образа жизни людей своего круга: он почти никогда не ходил в гости, не посещал празднеств, свёл до минимума домашнее хозяйство, почти всё своё время посвящал государственным делам.

    Единственным развлечением для него служила беседа в домашнем кругу с друзьями. В доме Перикла сходились философы Анаксагор, Зенон, молодой Сократ, поэт Софокл, художники, скульптор Фидий. Душою этого кружка была вторая жена Перикла, умная и образованная Аспасия, женщина необыкновенной красоты.

    Они помогали Периклу и в государственных делах.

    Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Фидия обвинили в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы доказать свою правоту, Фидий снял со статуи золотую одежду её взвесили и убедились в чести этого человека (скончался в тюрьме).

    Итог урока: Мы узнали о том, что Древняя Греция дала примеры демократии, явила образ настоящего гражданина, умеющего в своей деятельности разумно сочетать права и обязанности.

    V. Закрепление изученного на уроке. (Учащиеся выполняют тест)см. приложение 1 .

    VI. Рефлексия

    1. Как я усвоил материал?

    • Получил прочные знания, усвоил все вопросы - 9-10 баллов.
    • Усвоил материал частично - 7-8 баллов.
    • Необходимо ещё поработать - 4-6 баллов

    2. Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворён ли своей работой?

    • Везде справился сам, удовлетворён своей работой - 9-10 баллов.
    • Допустил ошибки (на каком этапе) - 7-8 баллов.
    • Не справился (с какими заданиями)- 4-6 баллов.

    3. Моё мнение об уроке (пожелания), что понравилось, что не понравилось.

    Домашнее задание: индивидуально по карточкам

    Демократия- уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых могущественных полисов Древней Греции. А эпоха Перикла названа историками «Золотым веком» демократии: именно в период его деятельности понятие народовластие наполнилось реальным содержанием. Многие историки и сейчас убеждены, что, изучая афинскую демократию времен Перикла, можно извлечь важные для современных политиков уроки.


    Объясните, почему период правления Перикла называют "расцветом афинской демократии".



    Вождь афинской демократии Перикл 1. Вождь афинской демократии Перикл После греко-персидских войн начинается расцвет Афин Во главе их в это время стоял Перикл. В 443 году до н. э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе. Затем его переизбирали еще 15 раз. Историки рассказывают, что Перикл был выдающимся государственным деятелем и патриотом. Он (славился как замечательный оратор. Красноречие (умение правильно и убедительно говорить) было очень важным качеством для политика. Ведь тогда не было ни газет, ни радио, ни телевидения. Чтобы достичь успеха нужно было убедить народное собрание в своей правоте За силу слова современники называли Перикла Олимпийцем, сравнивая его с Зевсом. Перикл отдавал все свои силы и все врем заботе об Афинах и их гражданах. Он был честен и бескорыстен. "Хотя он сделал город... величайшим и богатейшим, хотя он могуществом превзошел многих царей и тиранов... писал исторг Плутарх, он ни на одну драхму (драхма -афинская монета) не увеличил своего состояния по сравнению с тем, которое оставил ему отец Перикл внес несколько изменений в управление полисом, в права граждан. Тем самым продолжил реформы Солона и Клисфена. При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия.




    2. Народное собрание. Главным органом правления было народное собрание. В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого и мать и отец были афинянами. Народное собрание собиралось 34 раза в месяц и обычно проходило в центре города на холме Пникс. На собрании решали все основные вопросы жизни города-государства, принимали новые законы.




    Любой гражданин имел право высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. Один современник писал: "Всякий, вставши, подает совет, будь то плотник, медник, сапожник, купец, судовладелец, богатый, бедняк, благородный, безродный".





    3. Должностные лица. Народное собрание выбирало многочисленных должностных лиц полиса (мы могли бы назвать их чиновниками). Через год они отчитывались перед собранием. Тех, кто плохо работал, наказывали, чаще всего они платили штраф. Должностные лица занимались разными вопросами: следили за поступлением в казну денег, за соблюдением законов и правил торговли на рынке, за чистотой на улицах и т. д.


    4. Суд Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не все вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи не знали заранее, в какой комиссии будут заседать. Так исключалась возможность подкупа.


    5. Введение оплаты Участие в управлении государством требовало от граждан много времени. Не все афиняне могли приходить на заседания народного собрания и суда, быть чиновниками. Бедняки должны были постоянно работать: крестьяне обрабатывать свою землю, ремесленники трудиться в мастерской. Для них каждый раз возникал вопрос: пойти сегодня на заседание или заработать деньги на жизнь? Перикл считал, что это неправильно. Он хотел, чтобы даже самые бедные граждане участвовали в управлении, и нашел способ, как этого добиться.


    Как рассказывают древние авторы, по его предложению государство стало оплачивать судей. Когда они заседали, то получали денег столько, сколько нужно, чтобы прожить один день. Потом ввели оплату некоторых должностей. Позднее начали платить и тем, кто приходил на заседание народного собрания. Благодаря этому даже самые бедные граждане имели реальную возможность участвовать в управлении государством. Перикл добился и установления пенсий сиротам и инвалидам.


    Ни в одном из греческих государств народ не имел столько прав, как в Афинах. Но это были права меньшинства. Всего в Аттике жило при­мерно 200 тысяч человек, а граждан насчитыва­лось лишь 3040 тысяч. В управлении государством не могли участвовать женщины-гражданки. Древним грекам казалась просто смешной мысль, что женщина может прийти в народное собрание. Никаких политических прав не имели свободные люди, переселившиеся в Афины из других полисов, ни тем более рабы.


    6. Строительство в Афинах при Перикле. Перикл не хотел, чтобы простые граждане превратились в попрошаек, живущих за счет государства. Поэтому по его предложению в городе строились храмы, общественные здания, укрепления. Афины превратились в самый красивый город Греции. Строительство дало работу многим гражданам. На стройках были заняты люди самых разных профессий от грузчиков и погонщиков ослов до искусных скульпторов и архитекторов. Афиняне осваивали новые виды ремесла. Постепенно многие из них стали хорошими специалистами.



    7. Военная сила Афин Перикл много сделал для укрепления могущества своего полиса. Главную силу Афин он видел во флоте. Каждый год в течение восьми месяцев флот плавал по всему Средиземному морю. Морякам в это время тоже платили деньги. Афинский флот уничтожил пиратов. Наступило время расцвета морской торговли. Афинский порт Пирей превратился в крупнейший центр торговли. Здесь собирались иногда до 400 кораблей. От торговли афиняне имели большую выгоду.




    8. Рабы. Значительную часть жителей Афин составляли рабы. "Рабы есть у всех", утверждал один из писателей. "Мы свободные, ведь живем трудом рабов", вторил ему известный оратор. Невольники трудились на полях, в мастерских, в домах граждан. Больше всего рабов использовали на серебряных рудниках, где они трудились день и ночь. Главным источником рабов была война. Многие рабы рождались уже в доме господина. Греков среди рабов было мало, ведь попавших в плен обычно выкупали родственники. В основном рабов привозили из других стран Фракии, Северного Причерноморья и Малой Азии. В Греции было несколько известных рынков рабов. В первый день каждого месяца торговали рабами и на афинской агоре. Раб поднимался на помост, и глашатай восхвалял его достоинства с целью повысить цену. Раб был совершенно бесправен. Он не имел ни имущества, ни семьи. В нем не видели человека, его называли говорящим орудием. Иногда рабы бежали от хозяев. Пойманных били плетьми и выжигали на лбу надпись: "Держи меня. Я убегаю". Смерть Сократа явилась последним и самым обличительным, самым гениальным его философским произведением, вызвавшим глубокое брожение умов и могучий общественный резонанс на протяжении многих веков человеческой истории. Юный ученик Сократа – Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. " Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость?" - вот вопрос, который встал перед Платоном во всей своей драматичности и который породил другой вопрос: " Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью?" Так родилась первая философская утопия о "справедливом" (для своего времени) общественном строе, оказавшая впоследствии большое влияние на возникновение и развитие утопического социализма