Должностной оклад и ставка заработной платы разница. Чем отличается тарифная ставка от оклада

Ставка: что произойдет при ее увеличении

Заработная плата может формироваться 2 основными способами (ст. 129 ТК РФ), выбор которых зависит от специфики деятельности компании:

  1. Оклад. Это понятие включает в себя определенный минимальный размер заработной платы, установленной за выполнение трудовых обязанностей.
  2. Тарифная ставка. Включает в себя определенный минимальный размер денежной выплаты за выполнение какой-либо нормы труда.

Размеры оплаты труда в обоих случаях устанавливаются без учета стимулирующих выплат, премий, надбавок, компенсаций.

Основное различие этих понятий заключается в следующем.

Оклад используется для установления минимальной заработной платы в месяц для широкого круга специалистов, объем проделанной работы которых возможно оценить только в перспективе (юрист, секретарь и пр.).

Тарифная ставка же представляет собой минимальный уровень оплаты в производственной сфере и исчисляется в зависимости от единицы времени (час, день, неделя и пр.) или единицы изготовленной работником продукции.

Такое понятие, как базовый оклад или базовая ставка зарплаты, обозначает минимальную заработную плату, установленную для работника, состоящего на государственной или муниципальной службе.

ВАЖНО! В положении «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922, указано, что повышение размера оклада или тарифной ставки приведет к росту средней заработной платы, исчисляемой для целей выплаты пособий. Подробные правила пересчета среднего дохода работника по причине увеличения ставки приведены в п. 16 указанного положения.

Дифференциация ставок заработной платы. Когда возможна заработная плата по ставке 0,25. Часовая ставка

Согласно ст. 143 ТК РФ тарифная система оплаты труда основана на дифференциации ставок работников в зависимости от присвоенных им категорий.

А система дифференциации, в свою очередь, состоит:

  • из тарифных ставок (определенная денежная сумма, подлежащая выплате работнику за норму труда в зависимости от его квалификации и сложности выполняемых работ);
  • тарифной сетки (определенная система, состоящая из тарифных ставок, содержащая в себе соотношение сложности выполняемой работы сотрудником и его уровня заработной платы);
  • коэффициентов;
  • окладов.

Дифференциация трудового вознаграждения обусловлена влиянием нескольких факторов:

  • демографических (пол, возраст и пр.);
  • профессиональных (уровень образования, квалификация, стаж работы и т. д.);
  • социально-статусных (трудоустройство по найму, самозанятость и пр.);
  • социально-экономических (род деятельности, режим рабочего времени);
  • социально-географических (природные и климатические особенности расположения рабочего места и пр.);
  • социально-политических (политическая обстановка, социальная стабильность).

В действующем законодательстве нет никаких ограничений относительно оформления сотрудников по ставке 0,25. Указанные условия должны быть прописаны в трудовом соглашении, заключаемом при трудоустройстве, а значит, заработная плата в таком случае будет рассчитываться не за полную ставку, а за ее четвертую часть.

Минимальный размер оплаты труда за определенную выполненную норму — это ставка заработной платы. Указанный метод оплаты используется преимущественно на производственных предприятиях.

Мы рассматривали в сущность тарифной системы оплаты труда и ее отличие от бестарифной. В настоящем материале рассмотрим понятие тарифной ставки, тарифного коэффициента и тарифного разряда.

Что такое тарифная ставка

Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 2 ст. 129 ТК РФ). Месячная тарифная ставка по сути есть должностной оклад с той лишь разницей, что при тарификации учитывается еще и выполнение нормы труда за этот месяц.

Тарифные ставки рабочих по разрядам в 2017 году работодатель устанавливает самостоятельно с учетом особенностей своей хозяйственной деятельности и финансовых возможностей.

Что означает тарифный разряд

Тарифный разряд — величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника (ч. 4 ст. 143 ТК РФ). Количество разрядов, порядок и основания их присвоения работодатель также устанавливает самостоятельно и закрепляет эти положения в локальном нормативном акте.

Тарифный коэффициент - что это

Тарифный коэффициент - составной элемент тарифной системы оплаты труда, который характеризует соотношение тарифных ставок разных разрядов и показывает, во сколько тарифная ставка данного разряда превышает тарифную ставку первого разряда. К примеру, часовая тарифная ставка рабочего 1-го разряда составляет 150 рублей. А тарифная ставка рабочего 3-го разряда установлена с тарифным коэффициентом 2,5. Следовательно, часовая тарифная ставка рабочего 3-го разряда составляет 375 рублей (150 рублей * 2,5).

1 . Тарифная ставка - это выраженный в денежной форме размер оплаты труда работника за выполнение трудовых обязанностей определенной квалификации за единицу времени.

Тарифные ставки устанавливаются на предприятиях в зависимости .

От сложности, интенсивности; условий труда и его значимости в виде фиксированных величин. Размер заработной платы работников определяет именно та­рифная ставка (у рабочих-повременщиков - при определении размера оплаты за отработанное время; у рабочих-сдельщиков - при определении сдельных расценок).

Тарифная ставка первого разряда является исходной величиной формирования тарифной оплаты труда и представляет собой уровень минимальной оплаты наиболее простого труда. Она не может быть ниже МРОТ, установленного законодательно. Тарифные ставки второго и последующих разрядов рассчитыва­ются путем умножения тарифной ставки I разряда на соответ­ствующий тарифный коэффициент-

2. Различают три вида тарифных ставок в зависимости от едини цы времени :

часовые тарифные ставки - используются на работах, по кото­рым установлены нормы времени;

дневные тарифные ставки - применяются на работах, норми­рование которых проводится по нормам выработки;

месячные тарифные ставки или оклады - применяются для ра­бочих-повременщиков, обслуживающих основное производство. Особое значение в организации заработной платы имеют часо­вые тарифные. ставки, так как в соответствии с ТК РФ уста­новление некоторых доплат к основной заработной плате про­изводится на их основе (доплата за сверхурочную работу, за работу в ночное время и др.).

3. Факторы, влияющие на размер тарифных ставок : \ финансовое состояние предприятия;

Эффективность коллективно-договорного регулирования опла­ты труда на федеральном, областном, отраслевом, местном уровнях;

условия труда, отражающие влияние совокупности факторов производственной среды на работоспособность человека. По­вышенная оплата труда в тяжелых, вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях устанавливается путем увеличения та­рифных ставок и через введение доплат к тарифной заработ­ной плате;

интенсивность труда. На многих предприятиях практикуется установление дифференциации в заработной плате в зависимо­сти от формы оплаты труда (тарифные ставки рабочих-сдельщиков выше ставок рабочих-повременщиков).

Вопрос 49. Тарифные сетки

    Понятие тарифной сетки

    Параметры тарифных сеток

    Виды и принципы построения тарифных сеток

1 . Тарифная сетка - это совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работ­ников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифные сетки являются неотъемлемой частью организации заработной платы на предприятии.

Тарифные коэффициенты показывают, во сколько раз тариф­ные ставки второго и последующих разрядов выше ставки пер­вого разряда, при этом тарифный коэффициент первого разря­да всегда равен единице.

Тарифные разряды характеризуют тот или иной уровень сложно­ сти труда или квалификации работников. Первый разряд при­сваивается рабочим, имеющим низший уровень квалификации, выполняющим наиболее простые работы. Последним разрядом тарифицируются работники высшего уровня квалификации, вы­полняющие наиболее сложные работы.

2. Парамет рами тарифных сеток являются :

    количество тарифных разрядов;

    тарифные коэффициенты;

    диапазон тарифной сетки, т. е. соотношение тарифных коэф­фициентов первого и последнего разрядов сетки;

    абсолютное возрастание тарифных коэффициентов - показы­вает разницу между тарифными коэффициентами смежных разрядов сетки;

    относительное возрастание тарифных коэффициентов - отра­жает, на сколько процентов увеличивается заработная плата работника при переходе от разряда к разряду.

3. В действующей практике тарификации для большинства работ и профессий рабочих применяется шестиразрядный диапазон (легкая, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов и др.). Рабочие, занятые в добыче нефти и газа, в прокатном и трубном производствах черной металлургии, на ремонте оборудования электростанций и сетей, тарифици­руются исходя из семи разрядов. Наименьший по удельному ве­су контингент рабочих занят в производствах, для которых ха­рактерна самая высокая сложность труда, соответствующая восьмому разряду (слесарно-сборочные, сварочные работы, производство изделий народных художественных промыслов, доменное и сталеплавильное производства и др.).

Пример шестиразрядной сетки представлен в табл. 5.

Таблица 5

Шестиразрядная тарифная сетка

Тарифные разряды

Тарифные коэффициенты

В зависимости от характера изменения тарифных коэффиииен тов от разряда к разряду различают несколько видов тарифных сеток.

    тарифные сетки с равномерным нарастанием тарифных коэф­фициентов;

    тарифные сетки с возрастающей прогрессией тарифных коэф­фициентов;

    тарифные сетки с убывающей прогрессией тарифных коэффици­ентов;

Тарифные сетки со смешанным характером их изменения (сочетание равномерности с прогрессией либо регрессией и т. п.).

Построение тарифных сеток на предприятиях должно осуществ­ ляться исходя из следующих принципов :

    тарифные сетки с увеличенным диапазоном и с возрастающей прогрессией тарифных коэффициентов, как правило, усиливают заинтересованность рабочих в повышении квалификации, вы­полнении сложных и ответственных работ - устанавливаются для высших разрядов;

    характер построения сетки обусловлен профессионально-квали­фикационным балансом кадров предприятия. Например, при ус­тойчивом дефиците высококвалифицированных рабочих их материальное стимулирование обеспечивается усилением про­грессии тарифных коэффициентов высших разрядов тарифной сетки. Нехватка малоквалифицированных рабочих и их высо­кая текучесть могут в определенной мере сдерживаться посред

ством увеличения прогрессии тарифных коэффициентов на­чальных разрядов сетки;

Выбор параметров тарифной сетки во многом определяется финансовыми возможностями предприятия. Так, нарастающая прогрессия тарифных коэффициентов в тарифной сетке явля­ется более экономичной, чем равномерное их изменение.

1. Основные элементы

Согласно трудовому законодательству нашей страны вознаграждение за труд работнику устанавливается в зависимости от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Дифференциация заработной платы по этим показателям обеспечивается, как правило, на основе тарифной системы оплаты труда.

Согласно статье 143 Трудового кодекса РФ тарифная система оплаты труда включает в себя:

Тарифные ставки,
оклады (должностные оклады),
тарифную сетку;
тарифные коэффициенты.

Основным элементом тарифной системы оплаты труда являются тарифные ставки. Тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифная ставка 1-го разряда, определяет минимальную оплату неквалифицированного труда в единицу времени. Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

При этом тарифный разряд является величиной, отражающей сложность труда и уровень квалификации работника, а квалификационный разряд – величиной, отражающей уровень профессиональной подготовки работника.

Тарифный коэффициент устанавливает отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. Иначе говоря, тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки первого разряда. При помощи тарифной ставки первого разряда и соответствующих тарифных коэффициентов определяются размеры тарифных ставок остальных разрядов. Например, если тарифная ставка первого разряда составляет 1100 рублей (на сегодняшний день – это минимальный размер оплаты труда), то, зная тарифный коэффициент, скажем, десятого разряда (допустим – 2,047) несложно вычислить тарифную ставку десятого разряда, умножив тарифную ставку первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент – 2251,7 рубля.

Таким образом, тарифная сетка представляет собой шкалу, определяющую соотношение в оплате труда при выполнении работ различной квалификации. Современное трудовое законодательство ориентирует на договорное и локальное регулирование оплаты труда. Вид, систему оплаты труда размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат организации определяют самостоятельно в коллективных договорах и локальных актах. В различных организациях могут устанавливаться различные тарифные сетки, отличающиеся количеством разрядов и степенью нарастания тарифных коэффициентов. Вместе с тем, оплата труда в бюджетной сфере устанавливается в централизованном порядке – на основе, так называемой Единой тарифной сетки (ЕТС).

Тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы основана на Единой тарифной сетке, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки». Единая тарифная сетка (ETC) представляет собой единую шкалу тарификации оплаты труда рабочих и служащих. Она охватывает все группы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти). В ней содержится 18 разрядов. Ранее, соотношение тарифных разрядов этой тарифной сетки было установлено 1:10,07, т. е. оплата труда по высшему XVIII разряду превышала оплату труда по первому (низшему) разряду в 10,07 раза. Однако, с 1 декабря 2001 года соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы установлено в размере 1 к 4,5.

Размер тарифной ставки I разряда устанавливается Правительством РФ и не может быть ниже минимальной оплаты труда (МРОТ). При повышении МРОТ Правительство РФ издает соответствующее постановление о повышении тарифных ставок ЕТС.
Каждому разряду сетки соответствует тарифный коэффициент, который показывает, во сколько раз тарифные ставки рабочих второго и последующих разрядов выше ставки рабочих первого разряда. Эти коэффициенты увеличиваются при увеличении тарифного разряда (от 1 до 4,5). В настоящее время тарифные коэффициенты для расчета оплаты труда работников федеральных государственных учреждений установлены постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2006 г. № 256 «О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и о межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Тарифные коэффициенты ЕТС и соответствующие им тарифные ставки приведены в таблице.

Разряд оплаты труда
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Межразрядные тарифные коэффициенты 1 1,04 1,09 1,142 1,268 1,407 1,546 1,699 1,866 2,047 2,242 2,242 2,618 2,813 3,036 3,259 3,51 4,5
Тарифные ставки 1100 1144 1199 1256,2 1394,8 1547,7 1700,6 1868,9 2052,6 2251,7 2466,2 2665,3 2879,8 3094,3 3339,6 3584,9 3861 4950

2. Что показывают разряды ЕТС

Разряды оплаты труда в ETC отражают сложность выполняемых работ. Зависимость заработной платы от условий труда обеспечивается различного рода доплатами и компенсациями (за работу с тяжелыми или вредными условиями труда в тяжелых климатических условиях, в ночное время и т. п.).

Тарификация различных работ, профессий, специальностей в зависимости от их сложности осуществляется на основе тарифно-квалификационных справочников. Тарифно-квалификационный справочник устанавливает требования, которым должен соответствовать работник, т. е. какими знаниями, навыками и умениями он должен обладать для выполнения той или иной работы в зависимости от ее сложности. В настоящее время действует, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС еще в 1985 г. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТС).

ЕТС устанавливает тарифно-квалификационные характеристики рабочих профессий в виде характеристики работ (что включает в себя данная работа) и необходимых знаний работника («должен знать»).

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих был утвержден постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37. Данный квалификационный справочник содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». В разделе «Должностные обязанности» перечисляются трудовые функции, которые должно выполнять лицо, занимающее данную должность. Раздел «Должен знать» включает в себя требования, предъявляемые к знаниям, необходимым работнику для выполнения своих должностных обязанностей. Раздел «Требования к квалификации» предусматривает минимальный уровень общей и специальной подготовки, необходимой для выполнения данной работы (уровень и профиль образования, стаж работы).

Тарификация рабочих производится по восьми разрядам (с I по VIII). Однако, согласно упомянутому выше постановлению Правительства РФ «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» от 14 октября 1992 г. руководителям учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, предоставлено право устанавливать месячные ставки и оклады некоторым работникам по повышенным квалификационным разрядам. Так, высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах в соответствии с перечнями, утверждаемыми министерствами и ведомствами РФ, месячные ставки и оклады могут устанавливаться - исходя из IX и X разрядов ЕТС, а на особо важных и особо ответственных работах по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития РФ - исходя из XI и XII разрядов ЕТС.

С ростом квалификации (разряда) работника увеличивается и его тарифная ставка. Присвоение разрядов работникам бюджетной сферы осуществляется по результатам аттестации. Аттестация работников бюджетной сферы производится в соответствии с Основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденными постановлением Минтруда РФ и Минюста РФ от 23 октября 1992 г. №№ 27, 8/196. В соответствии с этими Основными положениями на каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее, чем за две недели до начала ее проведения его непосредственным руководителем подготавливается представление, содержащее всестороннюю оценку: соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты его труда; его профессиональной компетентности; отношения к работе и выполнению должностных обязанностей; показателей; показателей результатов работы за прошедший период. Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представленными материалами. В состав аттестационной комиссии включаются председатель (как правило, заместитель руководителя учреждения, организации, предприятия), секретарь и члены комиссии. В аттестационную комиссию включаются руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты, представители профсоюзных организаций.

Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Руководители учреждений, организаций, предприятий проходят аттестацию в комиссиях, организуемых вышестоящими органами по подчиненности. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов. Руководитель организации с учетом рекомендаций аттестационной комиссии в месячный срок принимает решение об установлении работникам соответствующих разрядов оплаты труда. Результаты аттестации после их утверждения руководителем вносятся в трудовую книжку работника с указанием разряда оплаты по ETC.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

3. Особенности оплаты труда работников бюджетной сферы

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

В федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
в государственных учреждениях субъектов РФ – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Изменения, внесенные в Трудового кодекса РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, предусмотрели возможность установления Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов) или базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Эти базовые оклады (базовые должностные окладов) и базовые ставки заработной платы являются тем минимумом, которых в любом случае должен выплачиваться соответствующей категории работников.

Основная идея введения базовых окладов состоит в следующем. В настоящее время при разработке системы оплаты труда необходимо, чтобы тарифная часть заработной платы была не меньше МРОТ, который с 1 мая 2006 года установлен в сумме 1100 рублей. При этом речь идет о минимальной месячной зарплате за труд неквалифицированного работника при выполнении простых работ в нормальных условиях. Базовые оклады по своей сути будут МРОТ для работников более высокой квалификации. Размер заработной платы учителя, так же как и врача, зависит от множества факторов, но даже если речь идет об обычной городской школе, где по каким-то причинам учится один ученик, все равно учитель не может получать меньше базовой ставки, как в федеральных, так и в региональных и муниципальных учреждениях. Предполагается, что базовые оклады и ставки будут утверждаться правительством уже в 2007 году.

При этом под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам должны утверждаться Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Как предполагается, все профессии и должности будут разделены на пять укрупненных квалификационных групп в зависимости от квалификации. Первая группа: профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования. Вторая группа: профессии рабочих и должности служащих, требующие наличия начального или среднего профессионального образования, а также руководители структурных подразделений, требующие наличия начального профобразования. Третья: должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования по квалификации «бакалавр», и должности руководителей структурных подразделений, требующие наличия среднего профобразования. Четвертая группа: должности служащих, требующие наличия высшего профобразования по квалификации «дипломированный специалист» или квалификации «магистр», а также руководители структурных подразделений с высшим профессиональным образованием. Пятая группа: уникальные работники, а также работники, для которых требуется наличие научной степени или научного звания.

Укрупненные квалификационные группы подразделяются на профессиональные квалификационные группы. Это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований квалификации к уровню профессионального образования и профессиональной подготовки. К примеру, будут созданы профессионально-квалификационные группы работников здравоохранения, педагогических работников, работников культуры, гражданского персонала практически по каждой отрасли. Затем профессии и должности, отнесенные к профессионально-квалификационной группе, в зависимости от сложности будут подразделяться по квалификационным уровням. Чем выше сложность, тем более высокий квалификационный уровень. Это определяется подготовкой, необходимой для работы по профессии или должности с учетом наличия сертификатов, квалификационной категории, стажа и так далее.

Для каждого квалификационного уровня будет установлен диапазон окладов, и в пределах этих диапазонов по квалификационным уровням будут устанавливаться оклады тарифной ставки в учреждениях. Установление окладов отнесено к компетенции руководителя учреждения.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Оплата труда некоторых категорий работников бюджетной сферы осуществляется на основе специальных нормативно правовых актов. Так, например, оплата труда работников высших учебных заведений регулируется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

1) сорок процентов за должность доцента;

2) шестьдесят процентов за должность профессора;

3) 900 рублей за ученую степень кандидата наук;

4) 1500 рублей за ученую степень доктора наук.

В качестве примера можно рассчитать заработанную плату преподавателя ВУЗа. Допустим, на работу в государственный ВУЗ принят кандидат юридических наук на должность доцента. При поступлении на работу ему установлена оплата по 15-му разряду ЕТС. В таком случае его заработанная плата может быть рассчитана по формуле:

ЗП = МРОТ х МТрудового кодекса + НДД + НКН, где

ЗП – заработанная плата;

МТрудового кодекса – межразрядный тарифный коэффициент;

МРОТ – минимальный размер оплаты труда;

НДД – надбавка за должность доцента;

НКН – надбавка за ученую степень кандидата наук.

Таким образом, зарплата доцента ВУЗа составит:

1100 х 3,036 + 1100 х 3,036 х 0,4 + 900 = 3339,6 + 1335,84 + 900 = 5575,44 руб.

4. Из чего состоит оплата труда гражданских служащих

Оплата труда государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. Данный закон закрепляет две возможные схемы оплаты труда гражданских служащих. Первая – традиционная – основывается на занимаемой гражданским служащим должности, присвоенном ему классном чине, а также праве служащего на дополнительные выплаты в зависимости от стажа, сложности работы и т.п. Вторая – предусматривает оплату труда гражданских служащих в зависимости от эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные частями 1-13 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. (то есть не выплачиваются должностной оклад и оклад за классный чин, различные надбавки, районные коэффициенты и пр.). В то же время для данной категории гражданских служащих сохраняются все гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные иными статьями закона.

По традиционной схеме денежное содержание гражданского служащего состоит из трех основных частей:

– должностного оклада;
– оклада за классный чин;
– дополнительных выплат.

1. Должностной оклад является главным элементом денежного содержания любого служащего. Он представляет собой вознаграждение за профессиональную квалификацию служащего.

2. Что касается окладов за классный чин, то анализ законодательства субъектов РФ показывает, что на практике обычно используется один из следующих подходов к определению этого оклада:

Установление размера оклада за классный чин в твердой денежной сумме (Ханты-Мансийский АО, Пензенская и Тамбовская области);

Установление размера оклада за классный чин пропорционально к должностному окладу (Омская, Смоленская, Сахалинская области);

Установление размера оклада за классный чин пропорционально к окладу по иной должности (Московская область);

Установление размера оклада за классный чин пропорционально к иной сумме (Орловская область, г. Санкт-Петербург).

При наличии у государственного служащего квалификационного разряда и классного чина (дипломатического ранга) ему производится выплата только одной ежемесячной надбавки к должностному окладу, установленной для федеральных государственных служащих государственного органа, в котором он проходит службу.

Должностной оклад и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Оклад месячного денежного содержания составляет минимальную сумму, которую будет получать за свою службу любой гражданский служащий, которому присвоен классный чин.

3. Дополнительные выплаты зависят от наличия у служащего определенной выслуги лет, сложности выполняемой им работы, успешности выполнения служащим поставленных перед ним задач и т.д.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе. Она установлены федеральным законодательством для всех без исключения гражданских служащих в размерах:

При стаже гражданской службы в процентах
от 1 года до 5 лет 10
от 5 до 10 лет 15
от 10 до 15 лет 20
свыше 15 лет 30

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Максимальный размер этой надбавки не может превышать 200 % должностного оклада. Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

В настоящее время Указ Президента РФ «О денежном содержании федеральных государственных служащих» от 9 апреля 1997 г. дифференцирует размер ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, определяя, что она может устанавливаться:

– по высшим государственным должностям – в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;
– по главным государственным должностям – в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;
– по ведущим государственным должностям – в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;
– по старшим государственным должностям – в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;
– по младшим государственным должностям – в размере до 60 процентов должностного оклада.

Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Размеры и порядок выплаты государственным служащим ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну определены постановлением Правительства РФ «О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне» от 14 октября 1994 г. В соответствии с этим постановлением должностным лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах:

За работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности» 25%;
- за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно» – 20%;
- за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно» 10%.

Указанная надбавка выплачивается должностным лицам и гражданам, имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации постоянно работающим с указанными сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей.

Кроме того, для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций дополнительно к ежемесячной процентной надбавке указанной выше предусмотрена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях в следующих размерах:

При стаже работы от 1 до 5 лет – 5%;
при стаже работы от 5 до 10 лет – 10%;
при стаже работы от 10 лет и выше – 15%.

Ежемесячное денежное поощрение. Ежемесячные денежные поощрения, как следует их названия, должны выплачиваться служащему регулярно в размерах, установленных по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации, а по органам государственной власти субъектов Российской Федерации нормативными правовыми актами соответствующего субъекта. Таким образом, ежемесячное денежное поощрение выступает формой материального стимулирования успешного выполнения служебных обязанностей по замещаемой должности.

Премии. Премии являются иной формой поощрения гражданских служащих. В отличие от ежемесячного денежного поощрения, они выплачиваются не за сам факт добросовестного выполнения служащим своих обязанностей, а лишь за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты премий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Максимальный размер премий законом не ограничен, однако в фонде оплаты труда федеральных гражданских служащих в расчете на год предусматриваются средства для выплаты премий в размере двух окладов денежного содержания.

Это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени (ст. 129 ТК РФ ).

Рассмотрим подробнее важные характерные признаки, перечисленные в статье закона (такие как норма, сложность, единица времени).

Обычно выделяют следующие нормы труда:

    норма времени;

    норма выработки;

    норма численности;

    норма обслуживания.

О сложности труда говорят коэффициенты: чем сложнее работа, чем более высокой квалификации должен быть работник, тем выше его разряд и коэффициент. Всего разрядов 18. Диапазон разрядов по профессиям рабочих определяется по ЕТКС.

Применение установленных правительством тарифных ставок (далее по тексту — ТС) обязательно для бюджетников (в таких отраслях, как здравоохранение, образование, культура и др.) и не регулируется законодательством в бизнесе.

Месячная, дневная, часовая — в чем разница?

Если рабочий график работника совпадает с , используют месячную ТС, которая мало отличается от оклада. В этом случае встает закономерный вопрос: тарифная ставка и оклад, в чем разница?

ТС удобно применять там, где есть возможность четко нормировать объем работы и время, необходимое на ее выполнение.

Оклад же работодатель использует, когда объем работы нельзя определить математически: его выплачивают офисным служащим, руководителям среднего и высшего звена. В отличие от месячной ТС работнику, получающему оклад, не устанавливаются нормы выработки на месяц.

Дневной ТС пользуются, если продолжительность рабочего дня работника 8 часов, но он работает не 5 дней в неделю, а по иному графику.

Часовая ТС применяется при сменном графике (когда продолжительность рабочего дня отличается от 8-часового; необходимо при , работу в выходные и праздничные дни и в некоторых других случаях).

Как рассчитать тарифную ставку, зная оклад

Существует 2 подхода к расчету часовой ТС исходя из оклада:

    С использованием нормы рабочих часов в месяц;

    С использованием нормы рабочих часов в год.

Вариант 1.

Оклад / количество рабочих часов в месяце = часовая ТС.

Результат будет варьироваться от месяца к месяцу, так как количество рабочих часов разное (в апреле — 160, а, например, в августе — 184).

Например: оклад = 25 000.

ТС в апреле = 25 000 / 160 = 156,25 р. ТС в августе = 25 000 / 184 = 135,87 р.

Вариант 2.

Норма рабочих часов в год (НРЧГ) / 12 месяцев = средняя месячная норма рабочих часов (СМНРЧ). На нее делится оклад сотрудника.

НРЧГ в 2019 году при 40-часовой рабочей неделе — 1970 часа; СМНРЧ - 164,16 часа в месяц.

Например: оклад = 25 000.

ТС = 25 000 / 164,16 = 152,29 р.

Как рассчитать зарплату, зная тарифную ставку

Формула расчета зависит от того, какая единица времени принята в вашей компании для расчета.

При наиболее распространенной — почасовой ТС формула выглядит так:

ТС (час) * отработанных часов в месяц = заработная плата

Например: обойщик мебели 1-го разряда при часовой ТС в 125 рублей и 20 рабочих днях в мае заработает: 125 р. * 8 (рабочих часов в день) * 20 (рабочих дней в мае 2019)= 20 000.

Обойщик мебели 5-го разряда при часовой ТС в (125 рублей * повышающий коэффициент, например, 1,5) и 20 рабочих днях в мае заработает: 125 р. * 8 (рабочих часов в день) * 20 (рабочих дней в мае 2019)= 30 000.

Можно ли снижать тарифную ставку

Любые действия, направленные на ухудшение положения работника, строго преследуются законом. Также важно отметить, что размер ТС и разряд обязательно указываются в . можно по соглашению сторон. Но и этого недостаточно: работодатель должен обосновать необходимость — возможны такие формулировки, как снижение сложности работ в результате усовершенствования производства (по результатам ).

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ