Авизо (корабль). Эскортные и патрульные корабли

Серия колониальных авизо состояла из 8 единиц («Bougainville», «Dumont d’Urville», «Savorgnan de Brazza», «D’Entrecasteaux», «Rigault de Genouilly», «Amiral Charner», «D’lberville», «Villed-Ys» (La Grandiere), построена на верфях «A C Maritime du Sud Ouest», «F C de la Gironde», «A C de Provence» и принята в строй в 1931-1940 гг. Рубка и установки главного калибра имели противоосколочное бронирование. Авизо «Bougainville» и «Rigault de Genouilly» погибли в 1940 г, «D’lberville» затоплен в 1942 г, «Dumont d’Urville» и «Amiral Charner» — в 1945 г. Остальные корабли списаны в 1948-1959 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2 тыс. т., полное – 2,6 тыс. т.; длина – 98 м; ширина – 12,7 м; осадка – 4,5 м; скорость – 15,5 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 3,2 тыс. л.с; запас топлива – 297 т. соляра; дальность плавания – 9 тыс. миль; экипаж – 183 человека. Вооружение: 3х1 — 138-мм орудия; 4х1 – 37-мм или 4х1 – 20-мм зенитных автомата; 6х1 – 13,2-мм пулеметов; 50 мин, гидросамолет.

Рыбоохранный корабль был построен на верфи «Arsenal de Brest» и принят в строй в 1918 г. В 1930 г. корабль прошел перевооружение. В 1941 г. корабль исключен со списков ВМС. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 492 т.; длина – 70 м; ширина – 8,3 м; осадка – 3 м; скорость – 20 узл.; энергетические установки – 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 4 тыс. л.с; запас топлива – 143 т. нефти; дальность плавания – 4 тыс. миль; экипаж – 107 человек. Вооружение: 4х1 — 100-мм орудия; 1х1 — 75-мм орудие; 2 пулемета.

Авизо «Ville d’Ys» (Andromeda)

Шлюп «Andromeda» был построен на британской верфи «Swan Hunter» в 1916-1917 гг. и выкуплен Францией. В 1940 г. исключен из боевого состава ВМС, в 1945 г. отправлен на слом. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 1,1 тыс. т., полное – 1,3 тыс. т.; длина – 75,4 м; ширина – 12 м; осадка – 5 м; скорость – 17,5 узл.; энергетические установки – паровая машина и 2 паровых котла; мощность – 2,8 тыс. л.с; запас топлива – 270 т. угля; дальность плавания – 2,4 тыс. миль; экипаж – 92 человека. Вооружение: 1х1 — 100-мм орудие; 3х1 – 75-мм зенитных орудия; 2х1 – 47-мм зенитных автомата; 2 бомбомета; бомбосбрасыватель.

Авизо «Marne», «Somme» и «Yser» были построены на верфях «Arsenal de Lorient», «Arsenal de Brest», «Arsenal de Rochefort» и приняты в строй в 1917 г. В 1920 г. корабли прошли перевооружение. Авизо «Somme» отправлен на слом в 1941 г, «Marne» — затоплен в 1945 г. «Yser» был затоплен экипажем в 1942 г., поднят и восстановлен германскими войсками, эксплуатировался под обозначением «SG-37». Отправлен на слом в 1946 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 570 — 600 т.; длина – 78 м; ширина – 9 м; осадка – 3,4 м; скорость – 20 — 21 узл.; энергетические установки – 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 4 — 5 тыс. л.с; запас топлива – 135 т. нефти; дальность плавания – 4 тыс. миль; экипаж – 113 человек. Вооружение: 4х1 — 100-мм орудия или 1х1 — 75-мм орудие и 2х1 — 65-мм орудия; 2х1 – 47-мм зенитных автомата; бомбосбрасыватель.

Корабль был заложен на верфи «Arsenal de Rochefort» в 1913 г. как рыбоохранное судно. При строительстве был перепрофилирован в авизо и в 1918 г. принят в строй. В 1940 г. корабль захвачен британскими войсками, которыми использовался в учебных целях. В 1945 г. возвращен Франции, в 1947 г. – списан. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 585 т.; длина – 47 м; ширина – 8,4 м; осадка – 5,8 м; скорость – 14,5 узл.; энергетические установки – паровая машина и 2 паровых котла; мощность – 1,2 тыс. л.с; запас топлива – 105 т. угля; дальность плавания – 1,2 тыс. миль; экипаж – 53 человека. Вооружение: 1х1 — 75-мм орудие; 1х1 – 47-мм орудие.

Авизо «Ancre» и «Suippe» были построены на верфях «Arsenal de Lorient», «Arsenal de Brest» и приняты строй в 1918 г. В 1930-х гг. корабли прошли перевооружение. Оба корабля исключены из состава ВМС в 1940 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 604 т.; длина – 76,2 м; ширина – 8,7 м; осадка – 3,3 м; скорость – 20 узл.; энергетические установки – 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 5 тыс. л.с; запас топлива – 143 т. нефти; дальность плавания – 4 тыс. миль; экипаж – 107 человек. Вооружение: 4х1 — 100-мм орудия; 1х1 — 75-мм орудие; 2 пулемета; 2 бомбосбрасывателя.

Серия авизо типа «Amiens» к началу войны состояла из 11 единиц («Arras», «Belfort», «Lassigny», «Les Eparges», «Tahure», «Coucy», «Epinal», «Vauquois», «Amiens», «Calais», «Ypres»), построена на верфях «F C de la Méditerranée», «Arsenal de Brest», «Arsenal de Lorient», «Penhoët», «A C de Bretagne», «A C de la Loire» и введена в строй в 1918-1919 гг. Авизо «Vauquois» погиб в 1940 г, «Tahure» — в 1944 г, «Les Eparges» — затоплен экипажем в 1942 г., «Ypres» — отправлен на слом в 1942 г. Остальные корабли списаны в 1946-1949 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 644 т.; длина – 72 м; ширина – 8,4 м; осадка – 3,1 м; скорость – 19 узл.; энергетические установки – 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 5 тыс. л.с; запас топлива – 200 т. нефти; дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 103 человека. Вооружение: 2х1 — 138-мм или 2х1 – 145-мм орудия; 1х1 — 75-мм орудие; 4 пулемета; 2 бомбосбрасывателя.

Серия авизо типа «Ardent» состояла из 4 единиц («Audacieux», «Dedaigneuse», «Etourdi», «Tapageuse»), построенных на верфях «A C de Provence», «F C de la Gironde», «Arsenal de Lorient» и принятая в строй в 1917 г. Корабли «Etourdi» и «Dedaigneuse» были затоплены в 1940 и 1942 гг., «Audacieux» и «Tapageuse» отправлены на слом в 1940 и 1944 гг. Известен вариант корабля с 630-сильным дизельным двигателем под обозначением «Luronne», отправленный на слом в 1941 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 266 — 310 т., полное – 400 – 410 т.; длина – 60 м; ширина – 7,2 м; осадка – 2,9 м; скорость – 14 — 17 узл.; энергетические установки – 1 — 2 паровые машины и 2 паровых котла; мощность – 1,5 – 2.2 тыс. л.с; запас топлива – 85 т. угля; дальность плавания – 2 тыс. миль; экипаж – 55 — 60 человек. Вооружение: 2х1 — 100-мм или 2х1 – 138-мм орудия; 1х1 – 47-мм орудие; 2 бомбосбрасывателя.

Серия авизо типа «Friponne» являлась дизельной модификацией авизо типа «Ardent» и к началу войны состояла из 3 единиц: «Diligente», «Engageante» и «Conquérante». Корабли были построены на верфи «Arsenal de Brest» и приняты в строй 1917-1918 гг. «Conquérante» и «Diligente» были захвачены британскими войсками в 1940 г. Первый погиб в 1941 г., второй — возвращен Франции в 1945 г. «Engageante» списан в 1944 г. ТТХ корабля (/«Conquérante»): водоизмещение стандартное – 315/457 т.; длина – 66 м; ширина – 7,2/7,9 м; осадка – 2,8 м; скорость – 14,5/17 узл.; энергетические установки – 2 дизельных двигателя; мощность – 0,9/1,8 тыс. л.с; запас топлива – 30 т. соляра; дальность плавания – 3 тыс. миль; экипаж – 54 человека. Вооружение: 2х1 — 100-мм орудия; 2 бомбосбрасывателя.

Авизо «Enseigne Henry» (Dumont d’Urville)

Авизо «Dubourdieu» и «Enseigne Henry» являлись дальнейшей модификацией авизо типа «Amiens», были построены на верфи «Arsenal de Lorient» и приняты в строй в 1918 и 1919 гг. «Enseigne Henry» затоплен экипажем с в 1940 г, а «Dubourdieu» погиб в 1942 г. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 433 т.; длина – 65 м; ширина – 8,2 м; осадка – 3,1 м; скорость – 16,7 узл.; энергетические установки – 2 паротурбинные установки и 2 паровых котла; мощность – 2 тыс. л.с; запас топлива – 140 т. нефти; дальность плавания – 2 тыс. миль; экипаж – 74 человека. Вооружение: 1х1 — 139-мм и 1х1 – 100-мм орудия; 2 бомбосбрасывателя.

Серия патрульных кораблей на базе торговых судов состояла из 7 единиц: «Marigot», «Cyrnos», «Sidi Obka», «Ville d’Ajaccio», «Cap Corse», «Pascal Paoli» и «Samiero Corso». Корабли были построены на верфях «A C de St-Nazaire-Penhoët», «Deschimag», «A C de Bretagne», «A C de Provence» и «A C de France» в 1929-1936 гг. и мобилизованы в 1939 г. В 1943 г. «Cyrnos» и «Pascal Paoli» были захвачены германскими войсками и служили под обозначением SG-13 и SG-5. Погибли в 1944 и 1943 гг. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 2,4 – 4 тыс. т.; длина – 85 – 100 м; ширина – 12 — 16 м; осадка – 5 — 6 м; скорость – 15 — 18 узл.; энергетические установки – 1 — 2 паровые машины и 2 паровых котла или 2 дизельных двигателя; мощность – 1,9 — 5 тыс. л.с. Вооружение: 4-5х1 — 100-мм орудий; 2-6 пулеметов.

Серия патрульных кораблей на базе каботажных судов состояла из 8 единиц: «Barsac», «Cerons», «Leoville», «Sauternes» (построены в 1922-1923 гг.), «Listras», «Pessac» (1907 г.), «Medoc» и «Pomerol» (1930 г.). Корабли были построены на верфях «A C de la Seine-Maritime» и «Henderson» и мобилизованы в 1939 г. «Barsac», «Cerons» и «Medoc» погибли в 1940 г. «Sauternes» — в 1941 г. Остальные корабли в 1940 г. были захвачены британскими войсками. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 0,8 – 1,2 тыс. т.; длина – 60 – 72 м; ширина – 8 — 10 м; осадка – 4 — 5 м; скорость – 12 узл.; энергетические установки – паровая машина; мощность – 600 — 900 л.с. Вооружение: 4х1 — 100-мм орудия; 2х1 – 37-мм зенитных автомата; бомбосбрасыватель; 45 глубинных бомб.

Серия патрульных кораблей на базе траулеров состояла из 44 единиц. Корабли были построены в 1906 – 1937 гг. и мобилизованы в 1939 г. Во время войны по 13 кораблей было захвачено германскими и британскими войсками. Погибло 14 кораблей. ТТХ корабля: водоизмещение стандартное – 0,3 – 1,1 тыс. т.; длина – 43 – 66 м; ширина – 7 — 9 м; осадка – 4 — 5 м; скорость – 10 – 15 узл.; энергетические установки – паровая машина или дизельный двигатель; мощность – 0,5 – 1,3 тыс.л.с. Вооружение: 2-3х1 — 100-мм орудия; 2х1 – 37-мм или 20-мм зенитных автомата; 1-2 бомбосбрасывателя; 24 — 40 глубинных бомб.

aviso, итал. avviso - уведомление), посыльное судно или авизное судно - небольшой военный, сравнительно быстроходный корабль , который использовался для разведки и посыльной службы в XVII -XIX вв . В русском флоте специально авизо не строились, а в этих целях обычно использовались устаревшие суда (корабли).

В современных флотах некоторых государств (в первую очередь - Франции) «авизо» называют боевой корабль, занимающий промежуточное положение между корветом / СКР и сторожевым катером .

Напишите отзыв о статье "Авизо (корабль)"

Примечания

Ссылки

  • Авизо - статья из Большой советской энциклопедии .
  • Авизо // Словарь по естественным наукам

Отрывок, характеризующий Авизо (корабль)

Стелла смотрела своими большими, круглыми глазами, как будто желая и не смея что-то спросить... Тут я решила ей помочь:
– Ты хочешь, чтобы я пришла ещё? – с затаённой надеждой спросила я.
Её смешное личико опять засияло всеми оттенками радости:
– А ты правда-правда придёшь?! – счастливо запищала она.
– Правда-правда приду… – твёрдо пообещала я...

Загруженные «по-горлышко» каждодневными заботами дни сменялись неделями, а я всё ещё никак не могла найти свободного времени, чтобы посетить свою милую маленькую подружку. Думала я о ней почти каждый день и сама себе клялась, что завтра уж точно найду время, чтобы хоть пару часов «отвести душу» с этим чудесным светлым человечком... А также ещё одна, весьма странная мысль никак не давала мне покоя – очень хотелось познакомить бабушку Стеллы со своей, не менее интересной и необычной бабушкой... По какой-то необъяснимой причине я была уверена, что обе эти чудесные женщины уж точно нашли бы о чём поговорить...
Так, наконец-то, в один прекрасный день я вдруг решила, что хватит откладывать всё «на завтра» и, хотя совершенно не была уверена, что Стеллина бабушка именно сегодня будет там, решила, что будет чудесно если сегодня я наконец-то навещу свою новую подружку, ну, а если повезёт, то и наших милых бабушек друг с другом познакомлю.

Итальянское колёсное авизо 1-го ранга "Messaggiere" типа "Esploratore".

Японское авизо "Яйеяма".

Чертежи "Яйеяма".

Авизо (предположительно из итал. avviso - уведомление) - класс малых, относительно быстроходных кораблей, основным предназначением которых первоначально была посыльная и разъездная служба , а также служба при эскадре или флагмане в качестве форзейля . Первые специализированные парусные авизо появились во флотах некоторых ведущих морских держав в XVIII веке , до этого времени аналогичные функции возлагались на некрупные парусные и парусно-гребные корабли разных классов (пакетботы , скампавеи, пинки и пр.). К концу XIX века из класса авизо выделился подкласс колониальных авизо , обладавших внушительной автономностью и сочетавших некоторые ТТЭ авизо и канонерской лодки. При этом, если в качестве обычных авизо зачастую использовали корабли, перестроенные из кораблей других классов, или же корабли устаревших типов, то колониальные авизо строились обычно по специальным проектам, учитывавшим климатические и гидрологические особенности театров, на которых им предстояло действовать.

В 1840-1860 годах во флотах Италии и итальянских государств (до объединения страны) авизо были довольно многочисленным классом, они делились по рангам в зависимости от водоизмещения, и по типу движителя - на колёсные и винтовые. Фактически они в абсолютном большинстве представляли собой мобилизованные коммерческие пароходы, и в дальнейшем обычно переклассифицировались в транспорты, плавучие склады или плавказармы.

В 1870-х годах в Германии как авизо первоначально классифицировались минные крейсера , причём по своим ТТЭ они примерно соответствовали русским миноноскам - это были вообще первые германские корабли с минно-торпедным вооружением. В дальнейшем во флотах ряда стран на недолгое время появился подкласс минных авизо , представлявших собой более или менее удачные "вариации на тему" русских минных крейсеров. Они проектировались с усиленным артиллерийским вооружением за счет ослабления торпедного либо вовсе отказа от него, основным предназначением их считалась защита крупных кораблей - броненосцев, крейсеров - от атак вражеских миноносцев в море, а дополнительным (для имевших торпедное вооружение) - атака кораблей неприятеля торпедами. Однако если сравнить ТТЭ этих кораблей с характеристиками русских минных крейсеров, то сравнение оказывается явно в пользу последних - они могли оказать огневое противодействие минным авизо (не говоря уже о более мелких миноносцах) и атаковать торпедами крупные корабли противника с большими шансами на успех. Опыт последующих боевых действий подтвердил, что минные авизо не могли защитить броненосцы от атак миноносцев, а в качестве торпедных кораблей оказались неполноценными. Тем не менее, этот подкласс, после того как им "переболели" все основные флоты, был по традиции позаимствован русским флотом, где подобные корабли классифицировались как контрминоносцы , затем истребители .

В японском флоте в конце XIX века как авизо классифицировали корабли, которые русские называли "безбронными крейсерами", по сумме ТТЭ это были корабли, примерно соответствовавшие русским крейсерам 2-го ранга, но имевшие более скромное артиллерийское вооружение. Характерный представитель этого класса японских кораблей - авизо "Яйеяма" - имел три 120-мм и восемь 47-мм орудий, а также два 381-мм торпедных аппарата, при этом у него была-таки 13-мм броневая палуба, однако относительная слабость вооружения не позволяла классифицировать его ни как бронепалубный крейсер, ни даже как торпедно-канонерскую лодку. По сути это было логический финал проектов минных авизо - далее стало понятно, что эта концепция окончательно зашла в тупик. Проекты других японских авизо аналогичного класса разрабатывались на базе европейских проектов торпедно-канонерских лодок или