Перспективы, цели и задачи развития системы социальной защиты населения в россии. Социальная защита Система социальной защиты населения перспективы

Перспективы развития социальной защиты населения

О.В. Занина,

преподаватель кафедры «Налоги, налогообложение и финансовый менеджмент», Курская государственная сельскохозяйственная академия им. проф. И. И. Иванова (305040, Россия, г. Курск, ул. К. Маркса 70; email: [email protected])

Аннотация. В статье представлены перспективы развития социальной защиты населения, обоснована необходимость рационализации социальных гарантий. Проведен анализ структура российского общества, на его основе разработаны уровни социальной защиты населения. Согласно представленным уровням разработаны рекомендации по совершенствованию действующих пособий и выплат.

Abstract. The paper presents the perspectives of development of social protection, the necessity of rationalization of social guarantees. The analysis of the structure of Russian society, on its basis the levels of social protection. According to the reported levels of recommendations on improvement of existing benefits and payments.

Ключевые слова: социальная защита населения, социальные гарантии, уровень доходов населения.

Keywords: social protection, social security, in

За последние двадцать лет фактически не было пересмотра и совершенствования социальных гарантий, установленные значения еще в 1990-х гг. даже с учетом ежегодной индексации не учитывают изменения развития экономики. В нашей стране большинство действующих механизмов социальной защиты населения не относятся к понятию «социального государства». Принципы, закрепленные на государственном уровне, фактически не выполняются, что вызывает социальную напряженность среди общества. Зарубежный опыт показал, что равенство перед законом и социальное равенство носят противоположный смысл. В современных условиях главными принципами служат адаптация и адресность социальных гарантий. Именно поэтому так важно помочь населению, которое находится за чертой бедности и нуждается в поддержке от государства. А также учесть факт отсутствия необходимости обеспечения тех, чьи доходы в десятки раз выше уровня прожиточного минимума. Условно, предоставляя части состоятельного населения незначительную для них выплату, эффективнее обеспечить население, чьи доходы ниже прожиточного минимума, которым данная сумма послужит реальной социальной помощью. Именно поэтому важнейшим направлением на сегодняшний день служит не только повышение эффективности предоставляемых социальных гарантий, но и рационализация их применения.

Рационализация это не только сокращение направлений социальной защиты, в большей мере, это эффективное и адресное использование предусмотренных законодательством элементов социальной защиты.

На сегодняшний день в Российской Федерации в отличие от европейских стран нет как таковой модели социальной защиты населения. 70-80-е годы ХХ века стали завершающими действующей «советской модели», на смену которой «новая» в нашей стране так и не пришла. На рисунке 1 представлена система защиты.

На наш взгляд, необходимо разработать совершенно новый подход к установлению минимальных социальных гарантий, основанный на прожиточном минимуме. Именно прожиточный

минимум должен быть основой установления социальных гарантий, так как минимальная заработная плата может быть больше прожиточного минимума, а он, в свою очередь, должен обеспечивать достойный уровень жизни работника (гражданина). В связи с тем, что минимальная заработная плата в регионе может существенно превосходить ПМ, то, например, платить пособие безработным необходимо не исходя МЗП, а на основе ПМ. Это будет стимулировать данную категорию к поиску работу и в тоже время, с позиции социального государства, обеспечивать минимальной социальной гарантией.

Проведенное исследование показало приемлемый уровень размера социальных гарантий в отношении пособия по временной нетрудоспособности, а также в отношении пособия по безработице для граждан в первый год потери работы, поэтому считаем допустимым, оставить указанные размеры пособий на том же уровне. Государственный сертификат на материнский капитал также соответствует приемлемому уровню, помимо этого он ежегодно индексируется. В отношении остальных видов пособий предлагается внести изменения, основой которых будет служить прожиточный минимум.

Особое внимание необходимо уделить получателям пособий. Ученые выделяют до шести уровней в зависимости от получаемых доходов населением. Всероссийским центром уровня жизни под руководством В. Н. Бобкова представлена система нормативных потребительских бюджетов, ориентированная на российское общество .

Согласно полученным данным видим, что в Российской Федерации и Курской области наибольшую долю среди населения занимают группы - низкообеспеченные (39,8% и 54%) и обеспеченные ниже среднего уровня (36,85 и 33,1%).

Таким образом, проводимые изменения в совершенствовании предоставления социальных гарантий для населения необходимо проводить, во-первых, на основе прожиточного минимума, это позволит восстановить принципы социальной защиты населения, учесть рекомендации международной организации труда, раз-

О.В. Занина Перспективы развития социальной защиты

решить проблему ежегодной индексации. Во-вторых, опираясь на структуру общества по уровням доходов, что позволит скорректировать адресность получателей пособий и выплат.

В зависимости от рассмотренных групп доходов населения предлагается дифференци-

ровать пособия для представленных получателей по нескольким уровням. На основе структуры уровня доходов предлагается выделить три уровня социальной защиты населения (таблица 2).

Система социальной защиты

> прожиточный

> трудовые

> пособия

> налоговые

> компенсацнон

ные выплаты

Негосударственная

(корпоративная) система социальной защиты работников

Социальное обеспечение Социальное страхование

> материальная

помощь: индексация

заработных плат.

премирование

питание, жилье.

> компенсации

> обеспечение условий

труда: обучение

> натуральная помощь:

питание, жилье.

> корпоративно

е пенсионное

страхование

> корпоративно

медицинское

страхование

> страхование

от несчастных

Социальные гарантии

Корпоративные социальные гарантии

Рис. 1. Система социальной защиты населения и работников.

Таблица 1

Структура российского общества по уровню доходов__

Группы населения Уровень дохода Численность,в %

Относительно величины прожиточного минимума (ПМ) В месяц на душу населения, руб. Российская Федерация Курская область

Российская Федерация Курская область

Наиболее нуждающиеся Ниже ПМ меньше 7326 меньше 5925 9,8 5,3

Низкообеспеченные От ПМ до 3ПМ от 7326 до 21978 от 5925 до 17775 39,8 54,0

Обеспеченные ниже среднего уровня От 3ПМ до 7ПМ от 21978 до 51282 от 17775 до 41475 36,8 33,1

Среднеобеспеченные От 7ПМ до 11 ПМ от 51282 до80586 от 41475 до 65175 10,4 6,2

Высокообеспеченные Более 11 ПМ свыше 80586 свыше 65175 3,2 1,4

Источник:

Таблица 2

Предлагаемые уровни социальной защиты населения__

№ Наименование уровня Характеристика Группы населения

I Бедное население Предоставление всех элементов социальной защиты населения 1.Наиболее нуждающиеся. 2.Низкообеспеченные

II Средний достаток населения Предоставление всех элементов социальной защиты населения, за исключением всех видов пособий по беременности 3. Обеспеченные ниже среднего уровня. 4.Среднеобеспечен-ные

III Высокообес-печенное население Предоставление элементов, предполагающих государственное обеспечение при: - потери работы; - погребении; - рождении ребенка; - нахождении в декретном отпуске (пособие на ребенка); - обучении на очной форме обучения. 5.Высокообеспечен-ные

Практика зарубежного опыта показывает, что пособия и выплаты должны носить адресный характер. Адресный характер является основным направлением рационализации элементов социальной защиты населения.

По нашему мнению, необходимо выделить три основных уровня: бедное население, население со средним достатком, высокообеспеченное население. В зависимости от уровня будет варьироваться набор элементов для предоставления.

Таблица 3

Предлагаемые изменения минимальных социальных гарантий_

Вид пособия Размер пособия Дифференциация пособий по уровням

фактический предлагаемый

Пособие по безработице

граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) 1 МРОТ 1 ПМ 1-111 уровни

стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва 1 МРОТ 1 ПМ 1-111 уровни

уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ 1 МРОТ 1 ПМ 1-111 уровни

уволенных по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 2б календарных недель 1 МРОТ 1 ПМ 1-111 уровни

Минимальный размер стипендии студентов (учащихся), обучающихся по очной форме в:

федеральных государственных высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию 1100 1 ПМ ребенка 1-111 уровни

федеральных государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию 400 1 ПМ ребенка 1-111 уровни

Поддержка населения

Социальное пособие на погребение 4764 2 ПМ 1-111 уровни

Предлагается, взамен фактическим размерам пособий установить пособия на уровне прожиточного минимума. Пособие по безработице нецелесообразно получать в размере 1МРОТ, так человек, находящийся в поисках работы должен поддерживать минимальный уровень жизнедеятельности, а значит его доход, не должен быть меньше Пм. В России Тк РФ устанавливает, что ПМ = МРОТ, однако проведенные исследования показали, что это условие не выполняется.

Большинство студентов, обучающихся на очной форме обучения, живут самостоятельно, поэтому их для обеспечения целесообразно установить размер стипендии на уровне прожиточного минимума ребенка. В годы СССР стипендия студента позволяла полноценное обеспечение, ее размер составлял 30-50 рублей, при заработной плате рабочего 60- 100 рублей. На сегодняш

БИТ-ШАБО ИНЕССА ВИТАЛЬЕВНА - 2013 г.

  • Перспективы развития финансового обеспечения системы социальной защиты населения в россии

    ШАНИХИНА Н.Н. - 2014 г.

  • Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Введение

    Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.

    Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

    К конститутивными признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

    Объективные основания социального обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд; потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д.

    Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями общества.

    Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества.

    Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

      Основные направления социальной политики в

    Российской Федерации

    Одним из важнейших направлений политики государства считается социальная защита. Она поддерживает материальное и социальное положение каждого человека в обществе. Другими словами, она помогает тем слоя населения, которые в силу каких-либо обстоятельств не могут самостоятельно обеспечивать свое существование. Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации, которая объявила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Также в Конституции проговаривается то, что каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    Если говорить конкретней о самом определении социальной защиты, то можно сказать, что социальная защита, это особый вид социально-экономической деятельности, который ориентируется на различные слои населения. Социальная защита, это политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

    Социальная защита должна обеспечивать гарантированный промежуточный минимум, покупательную способность граждан, защиту здоровья, жизни и имущества. Необходимость социальной защити исходит из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, которые будут компенсировать социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения.

    Социальное обеспечение, это основная часть социальной защиты населения. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

    Социальная защита и социальное обеспечение, это сфера таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм и моральные устои общества. Всеобщая декларация прав человека, объявила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Роль социального обеспечения состоит в том, что оно является особой формой удовлетворения тех или иных потребностей в источниках средств к существованию нетрудоспособных граждан и престарелых. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

    Формы социальной защиты населения могут быть классифицированы по различным основаниям: в зависимости от субъекта-адресата социальной защиты:

    Общие, направленные на все население.

    Исключительные, предоставляются в особых случаях, на основании специальных нормативных актов, поддержка лиц, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф природного и техногенного характера и так далее.

    Основными формами социальной защиты населения являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование и социальное обслуживание.

    Меры социальной защиты могут выражаться в виде денежных выплат или социальных услуг. Денежными выплатами являются пенсии, пособия, стипендии, субсидии, дотации и компенсации. К услугам следует относить как натуральные виды содержания, например, лекарства, так и полезный эффект, возникший в результате труда, как целенаправленной деятельности человека, например, доставка лекарств. В числе средств социальной защиты находятся также преимущества и льготы.

    Преимущества выражаются в предоставлении гражданам первоочередного или внеочередного права на получение социального блага, а льготы облегчают условия удовлетворения социальных потребностей и делают его бесплатным или со снижением стоимости, точнее говоря, они освобождают субъекта-получателя от выполнения каких-либо обязанностей. Преимущества и льготы могут распространяться и на трудоспособных граждан в качестве поощрения.

    Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации, это, прежде всего, государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав, это закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

    По способу осуществления можно выделить активную и пассивную социальную политику. Пассивная социальная политика предполагает искусственное сдерживание цен, стабилизацию или рост за счет этого уровня жизни, увеличение дотаций по всем направлениям социальной защиты. Но наиболее предпочтительна активная политика. В ней главное, это создание условий для проявления инициативы и повышение роли государства в поддержке уровня жизни пенсионеров и детей.

    Оказание государственной социальной помощи осуществляется в двух видах:

    1) денежные выплаты, то есть социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты;

    2) натуральная помощь, а это топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи.

    Сущность социальной защиты проявляется в таких ее функциях как экономическая, политическая, демографическая и социально-реабилитационная.

    Экономическая функция заключается в замещении заработка, дохода или содержания, утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью, потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

    Политическая функция способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные отличия в уровне жизни различных слоев населения.

    Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

    Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

    Социальная защита была, и будет играть самую важную роль в развитии и поддержке общества. Ведь если не будет социальной защиты, то малообеспеченный уровень населения будет на грани нищеты. Кто-то конечно сможет выжить, а кто-то нет, эти люди просто станут потеряны для общества. Можно привести пример, пенсионер, который живет один или человек, который слег и не может сам за собой ухаживать, как они будут выживать без социальной помощи? Они не смогут выжить.

    Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.

    Социальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

      Проблемы социальной защиты населения в Российской Федерации

    Социальной защите населения всегда отводится огромная роль. Чтобы развиваться и процветать государство должно воплощать в себе право и справедливость, поддержку своего населения. От состояния социальной сферы, эффективности проводимой государством политики в сфере социальной поддержки граждан зависит стабильность общества, его устойчивое развитие, а в итоге его национальная безопасность. В статье выделены имеющиеся проблемы социальной поддержки населения в России на современном этапе, а также обозначены меры повышения ее эффективности. Ключевые слова: социальная поддержка населения, социальная политика, проблемы социальной поддержки, меры по повышению эффективности социальной помощи, приоритетные цели социальной защиты.

    Социальная поддержка населения - это всевозможные мероприятия, которые проводятся органами социальной защиты в рамках социальной политики в России. Такие мероприятия ориентированы на предоставление помощи отдельным категориям граждан, которые нуждаются в поддержке. Они проводятся в соответствии с законодательными и правовыми актами страны. В Российской Федерации существует программа под названием: «Социальная поддержка граждан».

    В ней намечены основные ориентиры и задачи, которые необходимо выполнить до 2020 года. Прежде всего, это выполнение обязательств нашей страны по социальной поддержке граждан. Второй задачей является обеспечение потребности граждан в социальном обслуживании. Следующей задачей служит создание благоприятных условий для функционирования института семьи. И последняя задача, которая стоит в данной программе - повышение значимости негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг населению. До настоящего времени в Российской Федерации не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты. Необходимо отметить, что в системе, сложившейся в России, присутствует чрезвычайно высокая роль государства. На текущий момент, основной проблемой государственной социальной поддержки населения в России является отсутствие единого Федерального закона, который мог бы полностью регулировать государственную поддержку российских семей.

    В настоящее время существует только проект такого Федерального закона: «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы государственной поддержки семьи, определяет цели, принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики. Невзирая на то, что в последнее время наше государство предприняло целый комплекс мер, которые могли бы улучшить материальное положение пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения все также имеется ряд острых наболевших проблем.

    Следует особо отметить проблему, связанную с состоянием и перспективами развития пенсионной системы. Данные проблемы отнюдь не ограничиваются вопросами о возрасте выхода на пенсию. Выдвигаются различные предложения по развитию пенсионной системы путем отмены обязательных пенсионных накоплений, перехода на добровольные накопления, которые будет стимулировать государство и так далее.

    Решение этих проблем зависит не только от состояния экономики страны, но и от новой концепции пенсионного обеспечения. Следующей актуальной проблемой является оказание социальной поддержки людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях. К таким людям можно отнести бездомных, беженцев, мигрантов и переселенцев. Для решения названной проблемы необходимо совместными усилиями территориальных органов социальной защиты с прочими заинтересованными службами решить вопросы организации домов ночного пребывания, а также социальных приютов и гостиниц. Необходимо минимизировать случаи отказа в помощи людям, которые попали в экстренную ситуацию. Кроме этого в России присутствует проблема, которая связана с предоставления ряда мер социальной поддержки населению по категориальному признаку. То есть, в соответствии с имеющимся статусом гражданина, который определен как федеральным, так и региональным законодательством.

    Так, например, при таком подходе меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, а также отдельным категориям сельских специалистов и прочим. Предоставление иных мер социальной поддержки осуществляется с учетом нуждаемости, которая основывается на оценке доходов, имущества или потребности в жилье. Большинство мер социальной поддержки финансируется из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом наблюдается региональная дифференциация удельного веса мер социальной поддержки, предоставляемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации в общем числе предоставляемых мер социальной поддержки.

    Также одной из проблем социальной поддержки населения можно выделить присутствие иждивенческого настроя у населения, а также отсутствие у некоторых граждан заинтересованности в улучшении собственного благосостояния. Правительство Российской Федерации планирует ввести некоторые меры по повышению эффективности социальной помощи населению до 2020 года:

    Во-первых, это модернизация рынка труда. В нашей стране относительно низкая безработица. Это требует более эффективных мер по задействованию имеющихся трудовых ресурсов, распределение их в точках экономического роста. Чтобы добиться этого, необходимо снизить затраты на переезд к новым местам работы, а также обеспечить доступность инфраструктуры на всей территории страны.

    Во-вторых, создание новых возможностей для развития отраслей человеческого капитала, а именно образования и здравоохранения.

    В-третьих, оказание семьям с детьми интенсивную поддержку. Например, материнский капитал, который стал важным инструментом социальной политики. Правительство расширило сферы его применения и продлевает сроки реализации этой программы.

    В-четвертых, продолжение выплат ежемесячных пособий многодетным семьям, включая дотации на жилищно-коммунальные услуги.

    В-пятых, ликвидация очереди на земельные участки для многодетных семей или предоставление им жилья. Данную цель Правительство планирует выполнить за три года.

    В-шестых, выработка комплексной программы помощи пожилым людям. Такая программа будет направлена на получение адекватной медицинской помощи. Необходимо обновить систему поддержки людей пожилого возраста, которая должна соответствовать запросам современного общества. Структура современной жизни должна обеспечивать и структуру жизни пожилых людей. В-седьмых, модернизация системы здравоохранения, поскольку уровень ее развития определяет качество жизни любого гражданина.

    Данная задача достаточно сложна в исполнении. Как минимум это связано с большими затратами. Например, денежные средства, которые были вложены за последние годы в современное медицинское оборудование, по масштабу превышают все, что делалось ранее.

    В-восьмых, четкие формулировки государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В приоритете развитие первичной санитарной помощи, телемедицина, внедрение единой электронной карты пациента.

    В-девятых, обеспечение доступности и качества лекарственных препаратов. Эта задача является наиболее значимой для государства. Необходимо, чтобы лекарственными препаратами могли воспользоваться даже малообеспеченные пациенты. Также необходимо увеличить эффективность системы контроля за качеством производимых препаратов, медикаментов и медицинской техники. Помимо этого, 6 июня 2016 года вышел «План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год и плановый период до 2021 года», в котором были определены пять приоритетных целей, направленных на решение задач, поставленных перед государством. Достойный труд, справедливая зарплата. Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд. Улучшение демографической ситуации. Социальная защита приблизится к человеку. Государственная гражданская служба должна стать открытой и профессиональной.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в нашем государстве существует достаточное количество проблем, связанных с социальной поддержкой населения. Однако уже намечены пути решения данных проблем. Государство на данный момент делает акцент на социальной сфере нашей страны, ведь данная сфера для населения является самой важной. Оно дает человеку уверенность в своем государстве, чувство спокойности и желания развиваться и помогать своей стране «идти вперед».

    Заключение

    Важнейшим атрибутом демократической модели социальной защиты населения является ее многосубъектность и полиформизм экономических основ, которые обеспечиваются институтами гражданского общества, добровольческими, неформальными усилиями, корпоративными структу- рами, религиозными конфессиями. Негосударственные субъекты социальной защиты с их экономическими основами, творческим потенциалом должны всемерно интегрироваться в систему социальной защиты России.

    Деятельность «третьего сектора» ограничивает монополию властных органов социальной защиты, поэтому его инициативы нередко встречают сопротивление. В то же время, многие виды, формы социальной защиты, особенно на местном уровне, могут быть реализованы негосударственными субъектами более эффективно и со значительной экономией средств, например, на конкурсной основе при исполнении государственных, муниципальных социальных заказов и т.п.

    Система социальной защиты населения имеет решающую зависимость от экономики. Именно в этой сфере формируются ресурсы, перераспределяемые на социальную политику. В этой связи весьма важно существенно снизить объемы теневой экономики, в том числе теневого рынка труда. «Оптимизация», а то и просто уклонение от уплаты налогов, неофициальные и неучитываемые выплаты заработной платы существенно снижают уровень социальных гарантий для трудящихся и ухудшают экономические возможности финансирования государственных внебюджетных социальных фондов.

    В сфере экономики происходит и самореализация индивида как экономически самостоятельного, самообеспечивающегося субъекта. Поэтому эффективная занятость, рост национального производства, восстановление воспроизводственной и стимулирующей функции оплаты труда, рост реальных доходов - лучшие амортизаторы негативных влияний социальных рисков на трудящихся. Несомненно, что только по мере существенного роста реальных доходов всего населения, стабилизации механизмов и институтов социального страхования, расширения участия и ответственности негосударственных субъектов в системе социальной защиты, увеличения объема функций, выполняемых структурами гражданского общества, обеспечения самореализации индивида мы сможем построить свою систему социальной защиты населения вполне эффективную и отвечающую российской социокультуре и традициям.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (ред. от 21.07.2014).

      Послание президента РФ Федеральному собранию в 2016 году.

      Статья «О результатах анализа социально-экономических последствий реализации мер социальной поддержки населения субъектами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ («Закон о монетизации льгот”)» аналитического центра при Правительстве РФ.

      Статья Д. А. Медведева от 2016 года «Социально-экономическое развитие — обретение новой динамики». Официальный сайт Государственной социальной поддержки граждан: [Электронный ресурс]. Режим доступа: - «http://www.socialnaya-podderzhka.ru/formy_socialnoj_podderzhki/".

      Официальный сайт журнала «Вопросы экономики»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://www.vopreco.ru/ (дата обращения: 03.03.2017). Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/2.

      Официальный сайт Правительства России: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: — http://government.ru/.


    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ
    1. Современное положение социального обеспечения в России
    2. Сущность социальной защиты населения
    3. Государственная политика в области социальной защиты
    4. Перспективы развития социальной защиты населения
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Список используемой литературы

    ВВЕДЕНИЕ

    Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в
    социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным,
    по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали
    управляемыми лишь спустя десятилетия.
    Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека
    экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и
    потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики.
    Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться
    на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления,
    которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в
    целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и
    формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей,
    политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика
    носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность
    заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в
    социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном
    вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать
    социальные структуры к происходящим изменениям.
    В условиях России это означает, что должен максимально использоваться
    имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для
    формирования новой концепции социального обеспечения.
    При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает
    политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной
    поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать
    поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на
    осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в
    социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны
    населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности

    1. Современное положение системы социального обеспечения в России.
    Система социального обеспечения каждой страны имеет свои характерные
    особенности в связи с конкретными социально- экономическими условиями. Право
    на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и
    представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных
    мер.
    В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и
    малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям -
    социальное обеспечение и социальная помощь.
    Социального обеспечения в России включает в себя следующие виды:
    - пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу
    лет, социальные):
    - пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и
    одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной
    службы, инвалидов детства и др.);
    - содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях
    (домах-интернатах):
    профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:
    - протезно-ортопедическую помощь
    врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов
    - льготы и преимущества инвалидам.
    И хотя всей системе социального обеспечения присущи общие черты, но в то же
    время каждый вид имеет свои особенности.
    Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности
    механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из
    страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов
    средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из
    бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В итоге, средства на
    социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной
    службе и в фонде социального страхования.
    Существующая система социальных служб включает государственную,
    муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы
    ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами
    социальных услуг.
    В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции ими
    осуществляемые, которые были сгруппированы следующим образом:
    а) собственно функция социальной помощи, которая включает в себя как учет,
    выявление лиц нам и профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся и т.
    д.;
    б) функция консультирования включающая консультации специалистов по различным
    вопросам, касающихся социальных аспектов;
    в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;
    г) функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ
    и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных
    конфликтов.
    Следует отметить важность следующих четырех принципов:
    - принципа приоритета государственных начал в организации социальной службы и
    гарантировании прав граждан на получение социальных услуг:
    - принципа опоры на общественное участие:
    - принципа территориальности:
    - принципа информированности: означающего право на сбор информации и
    сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.
    Также необходимо отметить для успешного функционирования системы социального
    обеспечения роль системы управления социальной службой. В настоящее время
    управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты
    населения совместно с органами здравоохранения, народного образования,
    культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами,
    государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами
    управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными
    организациями и фондами. В перспективе
    большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию
    населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов,
    представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.
    2. Сущность социальной защиты населения
    Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится
    в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные
    значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное
    обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал
    специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую
    непосредственно государством.
    В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых
    форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Был введен
    термин «социальная защита», который давно использовался в мировой практике.
    Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность
    правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические
    проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными
    законодательством категориями граждан, которые в силу утраты
    трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют
    достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и
    потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты
    таким гражданам при наступлении установленных законодательством
    неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в
    денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме
    того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического
    характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная
    защита осуществляется в различных организационно- правовых формах, включая
    такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование,
    социальное страхование, адресная социальная помощь,
    государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных
    организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные
    социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при
    осуществлении управления данной отраслью.
    Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному характеру
    достаточно целостной системой, представляющей собой самостоятельный
    социальный институт, имеет специфические особенности, связанные с
    технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления пенсий
    существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи, социально-
    реабилитационных технологий или технологий обеспечения безработных граждан.
    Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России и
    выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего развития в
    нашей стране представляется необходимым прежде всего отметить, что, хотя
    такой институт в России имеется и играет исключительно важную роль в жизни
    российских граждан, его развитие в определенной степени осуществляется
    стихийно, без должного представления о том, какие задачи и каким образом он
    должен решать и какова должна быть его организационная структура, с точки
    зрения как организации системы правовых норм, так и административной
    структуры данного института, призванной разрабатывать и осуществлять на
    практике правовые нормы данного института.
    Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактическое существование
    системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное развитие, она еще
    не принята общественным сознанием в нашей стране в качестве самостоятельного
    социального института. В связи с этим сфера ее деятельности существенно
    сужается. На практике в функции органов государственной власти, имеющих в
    своем названии слова «социальная защита», таких, как бывшее Министерство
    социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты
    или управления социальной защиты субъектов Российской Федерации, не входят
    многие функции, которые по определению должны входить в сферу их компетенции.
    В принятой в 1997 г. Правительством Российской Федерации Программе социальных
    реформ на 1997 - 2000 гг. понятие «социальной защиты» сводится лишь к
    вопросам социального обслуживания населения, социальной защите инвалидов,
    социальным пособиям, компенсационным выплатам, стипендиям, а также к
    социальной поддержке граждан, уволенных с военной службы в запас или
    отставку.
    Отсутствие общего представления о характере института социальной защиты и его
    содержании, естественно, ведет к смешению и вольному толкованию разнообразных
    категорий, терминов и понятий, служащих для раскрытия смысла данного
    института,
    В советский период, в связи со слабой теоретической проработкой социальной
    защиты как социального института, термин «социальное обеспечение»
    использовался в широком смысле для определения всей совокупности социально-
    экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в
    этом смысле он определял весь институт социальной защиты, получивший название
    «право социального обеспечения». Одновременно, термин «социальное
    обеспечение» в узком смысле использовался для определения системы отношений в
    области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов
    обеспечения за счет средств государственного бюджета.
    В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин «социальное
    обеспечение», отражающий специфику организации социальной защиты в
    централизованно планируемой системе хозяйства, не может использоваться для
    определения ни всей совокупности социально-экономических отношений в сфере
    социальной зашиты, ни ее административных структур с новыми функциями.
    Поэтому термин «социальное обеспечение» был в значительной степени вытеснен
    из практической сферы новым термином «социальная защита».
    Термин «социальная защита» в наибольшей степени соответствует сущности
    данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение»
    продолжает существовать как «право социального обеспечения».
    Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими
    душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного
    минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования
    или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств
    реабилитации, оплаты жилья, лечения).
    Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и
    пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг
    лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как
    компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.
    Одной из государственно-правовых форм социальной Защиты является непосредственно
    государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки
    непосредственного государственного обеспечения - финансирование расходов за
    счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и
    уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органа- ми
    государственной власти.
    Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной экономикой
    имеет достаточно ограниченные масштабы применения.
    Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное
    страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с
    рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе
    лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного
    страхования.
    Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет
    страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как
    правило, в равных долях. В финансировании систем социального страхования
    иногда также участвует государство.
    В странах с рыночной экономикой также активно используется такая
    организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь.
    Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их
    нуждаемости, если они не имеют других источников существования.
    Другими организационно-правовыми формами социальной защиты могут быть
    провиденные фонды - обязательное (принудительное) накопление средств на
    случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных
    странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными
    организациями,
    предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими
    гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность
    каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой
    учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в
    случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае
    безработицы.
    Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они
    создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего
    законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в
    данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению
    социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них
    определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах
    социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской
    помощи, в пенсионном обеспечении и других.
    Таким образом, социальная защита в любом государстве - это комплексная
    система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания
    разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а
    также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно
    необходимого уровня жизни семьи.
    Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно
    реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост
    социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные
    конфликты и радикальные формы протеста.
    3.Государственная политика в области социальной защиты
    Проводимая в современной России социальная политика строится по принципу,
    когда государство, признавая климат рыночных отношений, лишь дополняет и
    корректирует рыночные механизмы перераспределения ВВП, ориентируясь при этом
    на гарантированное удовлетворение лишь минимальных базовых потребностей и
    оказание социальной помощи наиболее уязвимым категориям населения.
    Однако традиция активного участия государства в управлении экономическими и
    социальными процессами продолжает оказывать влияние на формирование системы
    социальной защиты, которая также включает в себя частную инициативу, создание
    благотворительных фондов, развитие страховых компаний.
    Министерством труда и социального развития Российской Федерации в 1995 г.
    утвержден перечень категорий населения, которые нуждаются в социальном
    обслуживании. Они являются основными объектами социальной политики и
    социальной работы.
    К ним относятся:
    граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами;
    участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица,
    труженики тыла во время Великой Отечественной войны;
    одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту,
    инвалидности и другим основаниям);
    вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне и
    в мирное время;
    бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
    лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;
    зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;
    лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на
    Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерных испытаний;
    лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специального
    учебно-воспитательного учреждения;
    лица без определенного места жительства;
    семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих
    наркотики;
    семьи, имеющие детей-инвалидов до 16 лет;
    семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без
    попечения родителей;
    семьи с низким уровнем дохода;
    многодетные семьи; неполные семьи;
    семьи несовершеннолетних родителей;
    молодые, в том числе студенческие семьи;
    матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
    беременные женщины и кормящие матери;
    самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов
    (до достижения материальной независимости и социальной зрелости);
    дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;
    безнадзорные дети и подростки;
    дети и подростки с девиантным поведением;
    дети, испытывающие жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в
    и т.д.................

    8.2. Проблемы функционирования и перспективы развития системы социальной защиты населения Омского региона

    Система социальной защиты населения Омского региона находится на стадии формирования. Характерной особенностью этой стадии является наличие проблем различного плана. От степени оперативности реагирования системы на возникающие проблемы зависит уровень ее развития. На сегодняшний день можно выделить ряд направлений, в которых происходят изменения системы социальной защиты населения Омского региона.

    Наличие правовой базы является неотъемлемым условием полноценного функционирования системы социальной защиты населения. Субъекты РФ, имея достаточную степень свободы, в соответствии с полномочиями, формируют региональные правовые базы в сфере социальной защиты населения. Этот процесс в Омском регионе идет достаточно интенсивно. Происходит оптимизация нормативно-правовой базы (укрупнение нормативно-правовых актов), регулярное внесение изменений и дополнений, позволяющие оперативно реагировать на изменения в обществе, социально-экономической ситуации в стране в целом и регионе в частности. Вместе с тем, это вносит определенные затруднения в работу органов соцзащиты связанные с освоением нововведений, толкованием и применением вновь принятых нормативно-правовых актов, информированием получателей социальных услуг о произошедших изменениях.

    Не менее важной проблемой является кадровая. Условия труда и низкая заработная плата работников отрасли порождает проблему нехватки квалифицированных кадров. На этом фоне дает о себе знать и проблема несоответствия образовательного уровня, профессиональной компетентности руководителей и специалистов системы, у большинства из них образование не соответствует профилю выполняемой служебной деятельности. Среди персонала, реализующего функции социальной сферы, значительная доля специалистов с инженерно-техническим и иным образованием.

    В настоящее время уровень образования у пятой части руководителей бюджетных учреждений и четвертой части специалистов не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к должности . Из 79 бюджетных учреждений лишь в 28 работает профессионально-квалифицированный персонал. Среди многообразия профессий и категорий занятых работников в отрасли в многотысячном кадровом корпусе работает более 5 тысяч социальных работников. Однако лишь 26 % социальных работников бюджетных учреждений имеют среднее и высшее профессиональное образование. Повышение эффективной работы и оказания услуг населению во многом зависит от уровня общей культуры социального работника, профессионализма, экономической и правовой грамотности, способности внедрять новые технологии работы с населением.

    Существует еще одна проблема отрасли – старение персонала . Несмотря на то, что средний возраст сотрудников отрасли составляет 37 лет, в отдельных подведомственных Министерству структурах возрастной рубеж превысил 47-48 лет. Третья часть всего персонала отрасли имеет возраст свыше 40 лет, каждый 5 работник отрасли имеет предпенсионный или пенсионный возраст. Особенно характерна данная тенденция для коллективов стационарных учреждений, в том числе и для руководителей этих учреждений, средний возраст которых составляет 50 лет. Проблема старения персонала усугубляется тем, что приток молодых специалистов в бюджетные учреждения невелик, возникает большая проблема привлечения для работы квалифицированного персонала, укрепление корпуса руководителей надежным резервом.

    В целях решения кадровых проблем принята к реализации Ведомственная целевая программа «Развитие кадрового потенциала территориальных органов Министерства труда и социального развития Омской области и бюджетных учреждений Омской области, находящихся в ведении Министерства труда и социального развития Омской области, на 2008-2010 годы». Перечень программных мероприятий определен на основе предварительного анализа состояния кадрового потенциала в территориальных органах Министерства и бюджетных учреждениях и предусматривает: организацию обучения социальных работников по программе профессиональной подготовки; организацию профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов территориальных органов Министерства и бюджетных учреждений; организацию подготовки кадрового резерва на должности руководителей бюджетных учреждений.

    Не менее важной проблемой является социальная защищенность работников социальных служб. В статье 67 Кодекса о социальной защите закреплены права работников государственной системы социальных служб Омской области. Это права на спецодежду, внеочередное обслуживание в некоторых учреждениях при исполнении обязанностей, компенсация расходов на проезд.

    Следующий блок проблем связан с финансовым обеспечением системы социальной защиты населения. Несмотря на то, что бюджет Омской области все более социально ориентирован, материально-техническое оснащение социальных служб не всегда является достаточным. В 2009 году произошли изменения в оплате труда работников системы социальной защиты. Одним из нововведений является введение компенсационных и стимулирующих выплаты. Первые предусмотрены для работников занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных). Обязательным видом компенсационных выплат является выплата по районному коэффициенту.

    При определении условий и размеров премиальных выплат (стимулирующие выплаты) по итогам работы могут учитываться успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде; инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда; качественная подготовка и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения; участие работника в течение соответствующего периода в выполнении особо важных работ и мероприятий.

    При формировании любой системы неизбежными являются и проблемы организационного характера, проблемы оценки эффективности деятельности учреждений и территориальных органов, качества предоставляемых услуг, их востребованности и т.п. Для решения этих проблем в Омской области принят ряд нормативно-правовых актов и документов: Ведомственная целевая программа «Совершенствование системы предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в денежной форме, предусмотренных законодательством Омской области» на 2008-2010 годы»; Методика проведения Министерством ежегодной оценки потребности в предоставлении государственных услуг государственными учреждениями Омской области в сфере труда и социального обслуживания населения, система оценки эффективности деятельности территориальных органов Министерства и государственных учреждений социального обслуживания Омской области».

    Важное значение в деле обеспечения социальной защиты населения в регионе является включенность в эту деятельность общественных организаций. На территории Омской области действуют сотни общественных организаций, однако далеко не все из них включены в деятельность по социальной защите населения. Зачастую общественные организации не имеют необходимых ресурсов (материальных, кадровых) для организации эффективной работы по предоставлению мер социальной защиты населению. С целью оказания содействия общественным организациям, включенным в деятельность по социальной защите граждан в регионе предусмотрен порядок частичного возмещения затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности в сфере социальной защиты отдельных категорий граждан.

    В целом, система социальной защиты населения развивается достаточно динамично, решая широкий спектр проблем и задач по социальной защите населения Омской области.

    Предыдущая