Соотношение средней зарплаты руководителя и работников. Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и работников

С 1 января 2017 г. начинают действовать изменения в ТК РФ в части выплаты заработной платы. В соответствии с этими изменениями отдельные организации должны устанавливать зарплату руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру, учитывая соотношение их зарплат с зарплатами других работников. Такое положение закреплено в ч.2 ст.145 ТК РФ. Кроме того, руководители, их заместители, главные бухгалтеры теперь должны будут размещать информацию о своей среднемесячной заработной плате в Интернете. За несоблюдение требования закона о соотношении зарплат с руководителем должен быть расторгнут трудовой договор, что закреплено в п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ.

На кого распространяются требования закона о соотношении зарплат

Определять максимальный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной зарплаты работников должны:

  1. Организации государственного сектора (федеральные, муниципальные учреждения и учреждения субъектов РФ).
  2. Унитарные предприятия

Для остальных ограничения для определения размеров зарплат закон не устанавливает.

Кроме того, это правило не действует, если учреждение включено в специальный перечень по решению Правительства, властей субъектов РФ или органов местного самоуправления.

Кто обязан установить соотношение зарплат

Соотношение среднемесячных зарплат должен определить учредитель организации. При определении соотношения учредитель должен ориентироваться на уровень, который установит Правительство РФ, региональные власти или органы местного самоуправления.

Расчет среднемесячной зарплаты

Для определения соотношения зарплат, следует среднемесячную зарплату руководителя разделить на среднемесячную зарплату работников учреждения.

Для этого нужно поделить фактически начисленную за календарный год зарплату на 12. При расчете зарплат учитываются все источники финансирования.

Если руководитель отработал неполный календарный год, расчет среднего заработка производите исходя из фактически отработанных полных календарных месяцев.

Если руководитель совмещает должности, то нужно учитывать и оплату по основной работе, и доплату за совмещение.

Если заместитель руководителя или главный бухгалтер работают по совместительству, то при расчете учитывается только заработная плата по должности зама или главбуха.

Затем рассчитывается среднемесячный заработок работников.

В расчет включается:

  1. зарплата, начисленная за отработанное время, в т. ч. стимулирующие выплаты по итогам работы;
  2. выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в частности районные надбавки;
  3. суммы, рассчитанные из среднего заработка, в частности отпускные.

Следующим шагом нужно заработную плату, фактически начисленную штатным сотрудникам, разделите на их среднюю численность за календарный год и на 12.

Руководитель, его замы, главный бухгалтер в списочный состав работников не включаются и их заработок при определении зарплаты фактически начисленной работникам не учитывается.

Предельный уровень соотношения зарплат

В настоящее время предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя федерального бюджетного и казенного учреждения и средней зарплаты работников этого учреждения установлен в кратности от 1 до 8. Пока этот предел менять не планируется.
На региональном и местном уровнях предельное соотношение заработной платы руководителей и работников учреждений определяют нормативные акты субъектов РФ и муниципальных образований.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений рекомендовала всем организациям определять максимальное соотношение зарплат руководства и работников в кратности от 1 до 8 Однако, региональные и местные власти применяют данные рекомендации не всегда.
Для расчета предельного уровня соотношения зарплат вместо показателя «средняя заработная плата» используется «среднемесячная заработная плата». ВЫ настоящее время Минтруд разработал проект постановления Правительства РФ в котором планируется внести изменения в постановление Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Минтруд России предлагает утвердить порядок расчета соотношения среднемесячных заработных плат. Такой расчет нужно производить:

  • по итогам календарного года;
  • отдельно по должностям руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера.
  • С 4 июля 2016 г. руководители, их замы и главбухи компаний, устанавливающих предельное соотношение среднемесячных зарплат, обязаны размещать в Интернете сведения о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате. Эти сведения публикуют на официальном сайте учредителя, или – по его решению – на сайте организации.

Порядок размещения данных о среднемесячной зарплате будет установлен Правительством РФ, региональными властями и органами местного самоуправления.

Ответственность руководителя

В ст. 278 ТК РФ появились новые основания для расторжения трудового договора с руководителем:

  1. за нарушение предельного уровня соотношения среднемесячных зарплат при установлении оплаты труда заместителю руководителя организации и главному бухгалтеру;
  2. иные основания, предусмотренные трудовым договором.

По смыслу указанных норм указанные работники подлежат увольнению за несоблюдение правила о соотношении зарплат.

Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Расчетный период - календарный год. Подробно о порядке расчета средней зарплаты рассказывает статья Как рассчитывается среднемесячная заработная плата?

  • Величина среднемесячной зарплаты руководителя делится на величину среднемесячной зарплаты работника.
  • Полученный результат сравнивается с действующим для данного юрлица показателем кратности.
  • Осуществляя указанные расчеты, учредителю необходимо предполагать, что руководителем будет получена максимальная зарплата - со всеми стимулирующими выплатами и при условии максимальной эффективности работы организации. Ответственность за нарушение правила о соотношении зарплаты Ст.

Зарплата руководящего состава по-новому

Давайте по порядку. КОМУ И КЕМ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ПРЕДЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ? Итак, согласно той же ч. 2 ст. 145 ТК РФ предельный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров отдельных организаций и среднемесячной зарплаты работников устанавливается:

  • в государственных внебюджетных фондах РФ;
  • в территориальных ФОМС;
  • в государственных и муниципальных учреждениях;
  • в государственных и муниципальных унитарных предприятиях, финансируемых из различных источников финансового обеспечения (в том числе казенных).

Предельный уровень указанного соотношения устанавливается государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих фондов, учреждений, предприятий.

Сам себе адвокат

ТК РФ предусмотрены исключения в отношении отдельных категорий руководителей. Без учета предельного уровня соотношения размеров среднемесячной заработной платы могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий (далее - ФГУП), государственных учреждений субъектов РФ, ГУП субъектов РФ, муниципальных учреждений, МУП, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

«средняя общеобразовательная школа №9»

ТК РФ) о соотношении средней зарплаты работников бюджетной сферы и зарплаты руководителей:

  • директора учреждения, председателя фонда;
  • его заместителей;
  • главбуха;
  • члена наблюдательного совета госкорпорации.

Предельная разница между зарплатой генерального директора и сотрудников юрлиц, основанных частным капиталом, не ограничивается. Нормативно-правовая база: ТК РФ, постановления Правительства РФ, указ Президента РФ Рассматриваемый вопрос регулируется общими и специальными нормами ТК РФ, а также подзаконных актов:

  1. Собственно ТК РФ (ст.
    145, 278, которые устанавливают, кто именно вправе вводить ограничения по соотношению зарплаты, и предусматривают ответственность за нарушение этих ограничений).
  2. Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 347-ФЗ.

Предельное соотношение заработной платы в учреждениях

Внимание

ТК РФ теперь содержится новое дополнительное основание для прекращения трудового договора с руководителем организации. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 278 Трудового кодекса РФ помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами, основанием прекращения трудового договора с руководителем организации может быть несоблюдение установленного в соответствии со ст.


145 ТК РФ предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы заместителя руководителя и (или) главного бухгалтера государственного внебюджетного фонда РФ, территориального фонда обязательного медицинского страхования, государственного или муниципального учреждения либо ГУП или МУП и среднемесячной заработной платы работников данного фонда, учреждения либо предприятия.

Инфо

На кого распространяются требования закона о соотношении зарплат Определять максимальный уровень соотношения среднемесячной зарплаты руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной зарплаты работников должны:

  1. Организации государственного сектора (федеральные, муниципальные учреждения и учреждения субъектов РФ).
  2. Унитарные предприятия

Для остальных ограничения для определения размеров зарплат закон не устанавливает. Кроме того, это правило не действует, если учреждение включено в специальный перечень по решению Правительства, властей субъектов РФ или органов местного самоуправления.


Кто обязан установить соотношение зарплат Соотношение среднемесячных зарплат должен определить учредитель организации.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя

Инициированы все перечисленные правила о соотношении зарплаты руководителя и работников Указом Президента РФ «О мероприятиях…» от 07.05.2012 № 597, чтобы зарплата руководителей юрлиц, финансируемых из федерального бюджета, стала прозрачной. Показатели предельного соотношения зарплаты руководителей, главного бухгалтера и работников Предельные соотношения зарплаты руководителя и главного бухгалтера с зарплатой работников для учреждений федерального уровня можно определить как кратное в пределах от 1 до 8 (п.


9 положения № 583). Для внебюджетных фондов соотношение средней зарплаты работников:

  • и председателей установлено в кратности от 1 до 10;
  • и заместителей, главных бухгалтеров - в кратности от 1 до 8.

Указанные показатели регламентированы постановлением № 1259.

С 1 января 2017 г. начинают действовать изменения в ТК РФ в части выплаты заработной платы. В соответствии с этими изменениями отдельные организации должны устанавливать зарплату руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру, учитывая соотношение их зарплат с зарплатами других работников.

Такое положение закреплено в ч.2 ст.145 ТК РФ. Кроме того, руководители, их заместители, главные бухгалтеры теперь должны будут размещать информацию о своей среднемесячной заработной плате в Интернете. За несоблюдение требования закона о соотношении зарплат с руководителем должен быть расторгнут трудовой договор, что закреплено в п. 1 ч. 2 ст. 278 ТК РФ.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя в 2017

Соотношение зарплаты руководителя и работников бюджетной сферы, генерального директора и сотрудников частных организаций Нормативно-правовая база: ТК РФ, постановления Правительства РФ, указ Президента РФ Показатели предельного соотношения зарплаты руководителей, главного бухгалтера и работников Когда к руководителям в бюджетной сфере не применяются показатели предельного соотношения Соотношение зарплаты руководителя и работников: как считать Ответственность за нарушение правила о соотношении зарплаты Соотношение зарплаты руководителя и работников бюджетной сферы, генерального директора и сотрудников частных организаций Трудовым кодексом РФ максимальный размер заработной платы прямо не ограничен. В ст.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя пример

Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2016 год, утвержденных Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2015, протокол № 12). В этом же документе также рекомендуется устанавливать предельное соотношение средней зарплаты руководителей учреждений и средней зарплаты работников учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год.

И если раньше в некоторых регионах предельный уровень от рекомендуемого отличался, то сейчас цифры приводятся в соответствие. Например, предельный уровень соотношения средней зарплаты руководителей, их замов и главбухов государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) Республики Крым (п.

01.02.2017

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 3 ИЮЛЯ 2016 Г.
N 347-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"


1. Какие государственные учреждения и предприятия попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в части установления соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников? Муниципалитеты, мэрии городов и т.п. подпадают под действие этого закона?

Принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров (далее - руководители) и среднемесячной заработной платой работников следующих организаций:


Данный закон не регулирует соотношения в оплате служащих и руководителей органов государственного управления и местного самоуправления (в т.ч. мэрий и т.п.).

Для служащих органов государственного управления и органов местного самоуправления всех уровней законодательством (Федеральными законами от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" и от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации") предусмотрено установление конкретных размеров должностных окладов и других выплат соответствующими нормативными актами (для федеральных служащих - указами Президента РФ, служащих органов власти субъектов РФ - актами субъектов РФ, муниципальных служащих - актами органов местного самоуправления).

2. Речь идет только об окладах работников и руководителей или должен будет учитываться общий доход тех и других (премии, бонусы и т.п.)?

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ говорит об обязательном установлении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, государственных и муниципальных учреждений и предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, и среднемесячной заработной платы работников таких организаций (без учета зарплаты соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера).

Что такое "заработная плата" определено статьей 129 Трудового кодекса. Заработная плата включает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, оплату по окладам, тарифным ставкам, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (премии и иные).

Для того, чтобы единообразно рассчитывались соотношения в оплате работников учреждений и предприятий как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, порядок расчета утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. N 1339 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Соответствующие дополнения внесены в известный всем кадровикам порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922.

3. Какие организации не попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ?

Действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ распространяется на руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров:
- государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (в том числе казенных);
- государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В соответствии с ч. 3 ст. 145 ТК РФ без учета предельного соотношения могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров фондов, учреждений, предприятий включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

На федеральном уровне соответствующие перечни утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2627-р и от 12 декабря 2015 г. N 2555-р.
В указанные перечни включаются организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение.

4. Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ какова должна быть предельная разница между среднемесячной заработной платой руководителя и среднемесячной заработной платой работников соответствующих организаций?

Закон не устанавливает величину предельного соотношения, он ввел обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются:
- по федеральным организациям - Правительством Российской Федерации;
- по организациям субъектов Российской Федерации и муниципальным организациям - нормативными правовыми актами соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В настоящее время такие предельные размеры установлены:
- для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и предприятий в кратности от 1 до 8 (постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. N 1339, изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 и от 2 января 2015 г. N 2);
- для председателей государственных внебюджетных фондов в кратности до 10, для их заместителей, главных бухгалтеров в кратности до 8 (постановление Правительства Российской Федерации 29 ноября 2016 г. N 1259).

До принятия данного закона сложилась практика ограничения соотношений зарплат руководителей и работников в учреждениях социальной сферы. Так, по данным регионов в 94% учреждений социальной сферы соотношение не превысило 4 раза.

Кроме того, принято постановление Правительства Российской Федерации 28 декабря 2016 г. N 1521 "Об утверждении Правил размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий". Согласно данному постановлению Информация о среднемесячной заработной плате руководителя должна размещаться в сети "Интернет" не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.

5. Кто осуществляет контроль за исполнением Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ в части соблюдения установленного предельного соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников?

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ предусматривается ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения среднемесячных заработных плат заместителей руководителя и главных бухгалтеров и среднемесячных зарплат работников организаций. Данное нарушение включено в основания прекращения трудового договора с руководителем организации.

Ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя и работников несет учредитель в порядке, установленном действующим законодательством (дисциплинарная ответственность - замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение (ст. 192 ТК РФ, ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).

Соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе в части соблюдения Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ осуществляется соответствующими государственными органами, осуществляющими надзор и контроль законодательства Российской Федерации (например, Прокуратура, Счетная палата), а также государственными и муниципальными органами в отношении подведомственных организаций.

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителя и работников представляет собой определенные законодательством ограничения в отношении размера выплачиваемой заработной платы. О том, для какой категории трудящихся он регламентирован и как определяется, вы узнаете из этой статьи.

Соотношение зарплаты руководителя и работников бюджетной сферы, генерального директора и сотрудников частных организаций

Трудовым кодексом РФ максимальный размер заработной платы прямо не ограничен. В ст. 132 ТК РФ по этому поводу говорится, что заработная плата зависит:

  1. От квалификации работника.
  2. Уровня сложности выполняемых работ.
  3. Количества затраченного времени.
  4. Качества произведенного труда.

Однако ТК РФ содержит отсылку на допустимость установления некоторых ограничений в отношении размера выплачиваемых денежных вознаграждений, иными словами, установление предельного уровня соотношения зарплаты руководителя и работников.

К числу исключений, в отношении которых вводятся ограничительные нормы, можно отнести заработную плату руководителей государственных органов.

Для юрлиц-работодателей, созданных государством или муниципальными органами, таких как учрежденные государством внебюджетные фонды или унитарные предприятия (например, ФГУП «Почта России»), установлено правило (ч. 1 ст. 145 ТК РФ) о соотношении средней зарплаты работников бюджетной сферы и зарплаты руководителей:

  • директора учреждения, председателя фонда;
  • его заместителей;
  • главбуха;
  • члена наблюдательного совета госкорпорации.

Предельная разница между зарплатой генерального директора и сотрудников юрлиц, основанных частным капиталом, не ограничивается.

Нормативно-правовая база: ТК РФ, постановления Правительства РФ, указ Президента РФ

Рассматриваемый вопрос регулируется общими и специальными нормами ТК РФ, а также подзаконных актов:

  1. Собственно ТК РФ (ст. 145, 278, которые устанавливают, кто именно вправе вводить ограничения по соотношению зарплаты, и предусматривают ответственность за нарушение этих ограничений).
  2. Законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 347-ФЗ. Указанный нормативный акт интересен не только текстом вносимых в ТК изменений, но и определением момента их применения к конкретной зарплате.
  3. П. 6 положения…, утв. постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 2 (далее — положение № 2), который распределяет обязанность по установлению конкретных ограничений, пределы таких ограничений (показатели кратности) и способ расчета предельной зарплаты.
  4. Положением «Об установлении систем оплаты труда…», утв. постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее — положение № 583), конкретизирующим вышеуказанные нормы для учреждений.
  5. Постановлением Правительства РФ «О предельном уровне соотношения…» от 29.11.2016 № 1259, ориентированным на внебюджетные фонды (постановление № 1259).
  6. Нормативными актами ведомственного, регионального и муниципального уровней, содержащими сами показатели кратности.

Инициированы все перечисленные правила о соотношении зарплаты руководителя и работников Указом Президента РФ «О мероприятиях…» от 07.05.2012 № 597, чтобы зарплата руководителей юрлиц, финансируемых из федерального бюджета, стала прозрачной.

Показатели предельного соотношения зарплаты руководителей, главного бухгалтера и работников

Предельные соотношения зарплаты руководителя и главного бухгалтера с зарплатой работников для учреждений федерального уровня можно определить как кратное в пределах от 1 до 8 (п. 9 положения № 583).

Для внебюджетных фондов соотношение средней зарплаты работников:

  • и председателей установлено в кратности от 1 до 10;
  • и заместителей, главных бухгалтеров — в кратности от 1 до 8.

Указанные показатели регламентированы постановлением № 1259.

Федеральные министерства и ведомства устанавливают показатели соотношения для подведомственных им учреждений в заданных актами Правительства пределах. Например:

  • приказ Минздрава России от 06.02.2017 № 40н устанавливает показатель кратности зарплаты руководства к средней зарплате работников, равный 8;
  • приказ Росморречфлота от 04.07.2017 № 72 ранжирует показатели кратности в зависимости от занимаемой руководящей должности (8 — для руководителя, 7,2 — для заместителя руководителя, главбуха);
  • приказ Росприроднадзора от 08.06.2017 № 280 также ранжирует показатели по должностям, но кроме того, и по учреждениям (так, для руководителя ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» установлен показатель 5, для его заместителей — 4,5, а для аналогичных должностей в ФГБУ «ЦЛАТИ по СЗФО» — показатели 4 и 3 соответственно).

Кроме того, правила об установлении предельного соотношения могут содержаться в трудовом договоре (Единые рекомендации…, утв. решением Российской 3-сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016, протокол № 11).

Когда к руководителям в бюджетной сфере не применяются показатели предельного соотношения

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 145 ТК РФ правила о предельном соотношении для должностей в учреждениях и фондах, внесенных в определенные списки, утвержденные Правительством РФ, могут:

  • не соблюдаться;
  • вводиться повышенные по сравнению с общей нормой из положений № 2 и 583.

Рассмотрим сказанное на примере. Так, перечень федеральных бюджетных и казенных учреждений…, утв. распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627-р, содержит список учреждений, где зарплата руководящего состава не ограничена общим правилом «от 1 до 8». Одно из таких учреждений — ФГБОУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Минэкономразвития РФ». Соответственно, приказом Минэкономразвития России от 31.03.2017 № 155 показатель кратности для руководящего состава академии установлен, но в значительно повышенном размере: он равен 14.

Соотношение зарплаты руководителя и работников: как считать

Методика расчета содержится в абз. 7 п. 9 положения № 583. Пошагово она выглядит следующим образом:

  1. Вычисляется среднемесячная зарплата работника и руководителя (заместителя руководителя, главного бухгалтера) соответствующего учреждения/предприятия/фонда по правилам п. 20 положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Расчетный период — календарный год. Подробно о порядке расчета средней зарплаты рассказывает статья Как рассчитывается среднемесячная заработная плата?
  2. Величина среднемесячной зарплаты руководителя делится на величину среднемесячной зарплаты работника.
  3. Полученный результат сравнивается с действующим для данного юрлица показателем кратности.

Осуществляя указанные расчеты, учредителю необходимо предполагать, что руководителем будет получена максимальная зарплата — со всеми стимулирующими выплатами и при условии максимальной эффективности работы организации.

Ответственность за нарушение правила о соотношении зарплаты

Ст. 278 ТК РФ устанавливает ответственность руководителей предприятий за несоблюдение требования по установлению предельного соотношения заработной платы заместителя руководителя или главбуха со среднемесячной зарплатой работника.

В частности, трудовые отношения с таким работодателем могут быть прекращены не только по общим основаниям, но и из-за несоблюдения предельной разницы в зарплате в соответствии со ст. 145 ТК РФ. Иными словами, это дополнительное (специальное) основание для увольнения по инициативе работодателя.

Таким образом, нарушение, описанное в ст. 278 ТК РФ, — дисциплинарный проступок, субъектом которого является руководитель соответствующей организации.

Ответственность за несоответствие зарплаты руководителя рассмотренным выше требованиям прямо в ТК РФ не установлена, однако, как считает Минэкономразвития (разъяснения опубликованы на официальном сайте министерства), несет таковую должностное лицо учредителя юрлица — работодателя по правилам ст. 57 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Соотношение средней заработной платы руководителей и работников ограничено законом только для внебюджетных фондов и бюджетных учреждений, предприятий, государственных корпораций. Учитывая отсылочный характер норм ТК РФ и актов Правительства РФ, в конкретном случае определить размер показателя предельного соотношения можно по ведомственным актам или непосредственно по трудовым договорам. Нельзя говорить о разнице в зарплате начальника и подчиненного, т. к. введенное ТК РФ ограничение — не по разнице, а по отношению (устанавливается путем деления, а не вычитания), а кроме того, для сравнения используется усредненная величина зарплаты работников, а не зарплата конкретного работника, напрямую подчиненного руководителю.


Разница в зарплате начальника и подчиненного с января 2017 года должна быть строго регламентированной, согласно предельных соотношений, которые установили органы и учредители. Кстати, новые требования коснуться и автономных учреждений, и государственных структур.

Обновления в регламенте заработных плат

Формально, на данный момент так же установлены ограничения, которые должны контролировать разницу между оплатой труда управленцев и работников, но вот по факту его применяют лишь некоторые учреждения. Положение, которое устанавливает системы выплаты заработных плат для сотрудников всех предприятий, будь они государственные или казенные, содержит соотношение зарплат руководителей и работников. Это соотношение установлено, от 1 до 8 , и его необходимо придерживаться всеми предприятиям, которые находятся на федеральном уровне, если они бюджетные или казенные. Но вот автономных учреждений это положение никак не касалось. Субъекты и муниципальные образования также не включены в список компаний, которыми должна соблюдаться разница в зарплате начальника и подчиненного.

Другой нюанс заключается в том, что федеральный уровень предполагает лимиты для управляющих предприятиями, но на остальных начальников он не распространяется. Если говорить о муниципалитете или регионе, то здесь это положение внедрено лучше, но, снова-таки, не всеобъемлюще.

Но с июля месяца прошлого года был принят новый федеральный закон 347, который кардинально изменил сложившуюся ситуацию, и некоторые пункты трудового законодательства. В 145 статье сказано, что разница в зарплате начальника и подчиненного с января 2017 года станет актуальна для всех компаний, и тех, которые являются казенными, и для государственных, и для автономных так же. Спектр действия ограничений тоже расшириться: теперь он распространяется на всех лиц, занимающих управленческие должности. А это заместители, главные бухгалтера, а не только непосредственные начальники.

Что касается установки конкретных значений разницы, то они должны быть установлены органами учредителями. Но нормативные правовые акты установили предельные размеры соотношений зарплат у подчиненных государственных учреждений, и других предприятий:

Все федеральные государственные предприятия подпадают под правительственные нормативные акты;
Что касается государственных фирм, которые подчиняются региональным властям, то здесь зарплата начальника и подчиненного регулируется субъектами России;
Если это муниципальное учреждение, то разработкой нормативных актов занимаются представители органов местного самоуправления.

Четкий проектный документ уже окончательно составлен для федеральных организаций. Что же для них измениться с 1 января 2017 года?

Нововведения для учреждений федерального типа

В новом документе указано, что положение 538, а именно та его часть, где установлена разница в зарплате начальника и подчиненного, действует для всех учреждений федерального типа, даже если остальные части на них не распространяются. Установленные различия между зарплатами остаются такие, как и были раньше, просто теперь к их соблюдению относиться будут намного жестче, и подпадать под их действие будут все федеральные автономные организации. Получается, что соотношение с 1 до 8 остается в силе.

Для того, чтобы получить сумму среднемесячной заработной платы, будут учитываться все направления, откуда были получено финансовое обеспечение, которые имели место при их формировании. Все значения берутся из учета годового периода, что относиться и к руководителям, и к их заместителям, и к главным бухгалтерам.

По поводу первостепенных управленцев имело место принятие особых дополнительных требований. В проекте сказано, что заработная плата начальника федеральной организации должна начисляться таким образом, чтобы она обеспечивала возможность не нарушать предельный уровень соотношений. Получается, что оплата труда управленцев, даже при учете максимальных премиальных начислений, которые они получают за свой труд, должна соответствовать условию о не пересечении установленного лимита. Но это не снимает с руководителя обязанности постоянно стимулировать повышение эффективности работы организаций, и добиваться наилучших характеристик. Положение также же устанавливает, что все премии и прочие материальные поощрения руководитель сможет получать только при наличии соответствующих достижений, высоких коэффициентов производительности, за установленный термин. Они должны положительно оценивать динамику развития предприятия и работу самого управленца в том числе.

И при всем этом, насколько бы эффективно не работало бы производство, заработная плата начальника не может быть больше, чем та, которую допускает закон о предельном лимите соотношения. Схожие условия так же оговорены и в стандартных бланках трудовых соглашений, которые утвердило постановление президента еще четыре года назад. А вот в единых рекомендациях, которые касаются и федерального, и регионального, и местного уровня, говориться о том, что все материальные поощрения начальников должны осуществляться в зависимости от его производственных результатов и коэффициентов, которые показывают, насколько эффективно и перспективно продвигается производственный процесс. Органы учредители сами устанавливают объемы поощрений, и необходимые для них требования.

До текущего года показатели эффективности труда управленца учитывались только в процессе начисления поощрений, а вот что касалось премий, то здесь их не брали во внимание. Теперь положение 583 обязует учитывать их в любом случае.

Основания для повышений оплаты труда останутся такими же, как и в прошлом году. Действующая редакция 583 положения позволяет органу учредителю принимать решение о том, чтобы установить иной предельный порог соотношений, но только если предприятие указано в специальном перечне. Учитывая вновь принятые законы, в таком перечне смогут оказаться и те предприятия федерального типа, которые являются автономными. Раз за два года этот список будет пересматриваться, дополняться или сокращаться, в зависимости от ситуации. Но все равно превышение соотношения зарплат между боссом и сотрудником действует только на уровне главных управленцев, а вот заместителей и главных бухгалтеров это не касается.

Разница в зарплате начальника и подчиненного

Зарплата начальника и подчиненного соотноситься по правилам особого порядка, который утверждается на уровне правительства страны. именно по этой причине новые законы вносят ряд поправок в правительственное постановление, касающееся особенностей порядков расчета средних зарплат. Это 922 постановление, которое теперь будет содержать еще и последовательность расчетных операций. Им должны будут руководствоваться все учреждения, независимо от уровня.

Для определения соотношения заработных плат необходимо будет использовать годовые итоговые показатели, а для каждой должности расчет осуществляется отдельно. Новый проект так же регламентирует, что в ходе расчетных операций касающихся начальника, они не учитываются ни относительно списочного состава подчиненных, ни выплаченных зарплат бухгалтеров и заместителей.

Если разница в зарплате начальника и подчиненного на уровне заместителей и бухгалтеров превысит установленные границы, то отвечать за нарушение придется главному управленцу предприятия. Часто бывает, что сотрудник выполняет работу, предписанную сразу несколькими должностными инструкциями. Это касается и зам начальников, и бухгалтеров. В таком случае при расчетах учитываются их зарплаты, полученные за основную работу. А вот начальник в таком случае получает обе ставки: и за работу управленца, и за ту, которую осуществляет параллельно.
Определять размер средней зарплаты подчиненных теперь будут по следующим показателям:

Сумма материальных начислений работника в соответствии с отработанным им временем, это касается и поощрительных выплат на основе результатов труда. А так же сумма выплат, которые обусловлены согласно районному регулированию процесса оплаты работы.
Начисления, которые рассчитывались на основании среднего дохода в процессе выполнения подчиненным своей работы, ушедшие на выплату отпускных, больничных, и других пособий, регламентированных трудовым кодексом.

Заработная плата начальника в отношении оплаты труда подчиненных будет рассчитываться по одной и той же схеме, что для главного управленца, что для бухгалтеров и заместителей. Эта схема состоит из трех шагов.

1. Подсчитываем среднемесячную заработную плату служащих компании. Для этого необходимо фактически начисленную зарплату подчиненных из штата разделить на среднее количество служащих, которые работают в организации на протяжении года, а после на количество месяцев в году, то есть на двенадцать.
2. Далее определяется средняя месячная заработная плата начальника, заместителей, бухгалтеров. Для этого следует разделить на двенадцать начисленные заработные платы на протяжении года. Учитывать следует и те периоды, когда управленец не работал – они вычитаются из формулы. В расчете участвуют только по факту отработанные календарные месяцы.
3. Далее зарплата начальника и подчиненного сравнивается: делим среднюю месячную зарплату управленца на средний месячный заработок подчиненного.

С 1 января 2017 года информация о заработной плате руководства становиться общедоступной. Это еще одно нововведение, помимо порогового значения соотношения зарплат. Теперь каждое предприятие должно в открытом доступе предлагать сведения о том, сколько получает тот или иной руководитель: будь то бухгалтер, начальник или его зам. Это прописано в статье 349,5 трудового кодекса. Здесь так же указано, что информацию предприятия должны разместить на официальном сайте, который принадлежит органам власти или местного самоуправления, в зависимости от того, кто является учредителем. Они уже сами решат, стоит ли эти сведения размещать на каких-либо других ресурсах.

Сейчас управленцы предприятий, которые работаю на государственной или муниципальной основе, так же вынуждены предоставлять сведения о своих доходах, но это осуществляется по иному принципу. Они просто предъявляют учредителям справки о доходах, своей имущественной базе и имуществе своих родственников.

В каком порядке будет публиковаться информация о доходах начальника, зама и бухгалтера предприятия, установлено в нормативных правовых актах властей, которые уже разработаны для федерального уровня. Теперь сообщить о своей зарплате управленцы должны не позже первого квартала того года, который следует после отчетного периода. Для этих сведений выделен специальный тематический раздел. Чтобы его найти, достаточно перейти по ссылке, которую содержит главная страница сайта учредителей.

Здесь есть определенные требования к информационной базе, которая будет размещена на ресурсе. Необходимо указывать название предприятия федерального типа, управленческую должность, а так же ФИО того руководителя, о котором идет речь. Однако не разрешается публиковать такую информацию, как телефонные номера, место проживания, и прочие данные, которые относятся к индивидуальным. Естественно, что все секретные сведения об учреждении, его рабочих, проектах и прочем так же не следует публиковать на сайте.

Пока что зарплата начальника и подчиненного жестко сравнивается только в федеральных учреждениях, но это не значит, что в скором времени спектр действия нового положения не расшириться. Да и прочие нюансы могут коснуться любой организации. Чтобы начальник был заранее готов к нововведениям, лучше ознакомиться с текстом принятого положения. Тем более что давно известна практика, в которой изначально принимается закон на федеральном уровне, а после распространяется далее и становиться эталонным примером.

Государственным и муниципальным учреждениям, даже если они являются автономными, следует обзавестись подзаконной базой для того, чтобы в случае вступления в силу положения, они могли продолжать стабильную работу. К этой базе относятся:

Нормативные документы субъектов или органов местного самоуправления, на основе которого регулируется средняя месячная зарплата начальника и подчиненного, и устанавливается определенное соотношение между ними.
Правовые акты органов учредителей, которые определяют, на основании какого соотношения должна формироваться зарплата начальника и подчиненного в учреждениях подведомственного типа.
Нормативные правовые акты, которые регламентируют правила предоставления сведения о подсчитанной на будущий год заработной плате для начальника, его заместителя, главного бухгалтера предприятия на официальных ресурсах.

Для расчета соотношения всех заработных плат будет использоваться один единый порядок, законодательно установленный. В первые месяцы этого года, каждое учреждение обязано выполнить все необходимые подсчеты на основании данных за прошлый год, и представить документы органам учредителям. Если предельные пороговые значения будут нарушены, то нести ответственность придется главному начальнику. Так, статья 278 трудового кодекса говорит о том, что если начальник нарушил установленное соотношение, то это веская причина для расторжения трудового соглашения с ним.