Приказ об утверждении системы управления охраной труда. Как создать систему охраны труда на предприятии

В соответствии с требованиями статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (СУОТ). Согласно указанному требованию федерального закона система управления охраной труда (далее – СУОТ) должна разрабатываться с учетом рекомендаций Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н, а также с учетом требований Российских и международных стандартов и Руководства по системам управления МОТ ILO-OSH 2001 г.

Центральным вопросом при создании и обеспечении функционирования СУОТ является распределение обязанностей, установление полномочий и ответственности назначенных лиц , которым отводится та или иная роль в области охраны труда. Принято считать, что, если определены обязанности и полномочия для установленных функций по охране труда, то тем самым уже определена эффективная система управления. Однако путем перечисления обязанностей в лучшем случае определяется лишь область деятельности, в границах которой должен работать соответствующий работник (руководитель). Основные направления, принципы и механизмы и его взаимодействия при работе в этом случае остаются неопределенными. Четкие обязанности работников способствуют хорошей организации работы, но, ограничившись только определением обязанностей, не удастся обеспечить эффективное функционирование СУОТ. С другой стороны, без определения обязанностей говорить о создании СУОТ также не приходится. Поскольку, если распределение обязанностей не произведено, то ответственность нераздельно лежит на уполномоченном представителе работодателя – руководителе организации, и совершенно непонятно, кто и что еще кроме него должен делать. Под ответственностью понимается личная ответственность, которая относится к лицу, которое будет привлечено к ответу, если что-то не сделано, или сделано не так, или не работает, или не достигаются поставленные цели.

В соответствии с существующими определениями обязанность в общем случае – это безусловные для выполнения действия, в соответствии с принятыми требованиями или внутренними побуждениями. С юридической точки зрения обязанность – это предусмотренная законом мера должного поведения гражданина (субъекта права), требующая от него совершения предписанных законом действий. В отличие от долга, обязанность имеет, с одной стороны, более общий характер, поскольку в ней содержатся требования, относящиеся к множеству людей, а с другой — более конкретный характер, так как оно раскрывает содержание предписываемых человеку поступков (что именно он должен делать).

Важным элементом обязанностей являются требования. Согласно ИСО 9000 требование (requirement) – это документально изложенный критерий, который должен быть выполнен, если требуется соответствие документу, и по которому не разрешены отклонения. Требования связаны с видом деятельности. На практике обязанности предусматривают различные действия в зависимости от сферы деятельности и структуры предприятия.

К факторам, непосредственно оказывающим влияние на структуру организации, относятся компоненты самого механизма управления – цели, принципы, методы. К факторам, влияющим на структуру организации опосредовано, относятся кадры, техника, технология управления, организация труда. В порядке обеспечения содействия при создании организационной структуры управления охраны труда в 2000 г. были разработаны рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, в которых сформулированы основные функции службы охраны труда [Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Приложение к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. № 14.].

В обиходе обязанностью называют то, что необходимо делать в связи с тем, что это является частью работы, или службы и входит в круг предъявляемых профессиональных требований. Обязанность – это необходимость поступать в соответствии с определенным регламентом, причем регламент зависит от реализуемых функций и структуры организации.

Обязанности работодателя в соответствии со статьей 212 ТК РФ требуют от него совершения предписанных законом действий по обеспечению безопасности работников, что в целом согласуется с рекомендациями МОТ. Согласно Руководству МОТ ILO-OSH 2001 работодатель несет ответственность и должен иметь обязанности по организации охраны труда. При этом отмечается, что создание и обеспечение функционирования СУОТ является весьма полезным и признанным подходом к выполнению этих обязанностей [Руководство по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001]. СУОТ может служить для работодателя эффективным инструментом в части выполнения его обязанностей по охране труда.

В рамках СУОТ работодатель и руководители высшего звена должны распределять обязанности, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию СУОТ. Рекомендуется определять структуру управления и процессы СУОТ таким образом, чтобы было обеспечено управление охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях управления организацией. Особо отмечается необходимость определения обязанностей, ответственности и полномочий лиц, которые должны выявлять и оценивать риски в области охраны труда. В настоящее время кроме линейной управленческой функции, характерной для некоторых организаций, структуры управления на практике могут быть более сложными, чем линейная, например, когда применяется функциональная, линейно-функциональная или другие типы организационной структуры. Применительно к службе охраны труда нередко используется комбинированная линейно-функциональная структура управления. В этой связи при определении обязанностей по охране труда необходимо иметь в виду конкретный тип организационной структуры с тем, чтобы учитывать существующую вертикаль подчинения, различную для разных структур управления.

Высшее руководство организации должно обеспечить наличие ресурсов , необходимых для разработки, внедрения, поддержания в актуальном состоянии и улучшения функционирования СУОТ. При определении ресурсов, необходимых при внедрении и поддержании СУОТ в работоспособном состоянии высшее руководство по меньшей мере должно учитывать:

– финансовые, человеческие и другие ресурсы, используемые при ее функционировании;

– технологии, используемые в работе организации;

– инфраструктуру и оборудование;

– системы информирования;

– потребность в обучении и т.п.

Обязанности и полномочия всех лиц в рамках СУОТ должны быть документально оформлены. Например, обязанности руководителя службы охраны труда, руководителей структурных подразделений, руководителей аудиторской группы и группы (команды) по оценке рисков, других руководителей, а также работников, назначенных ответственными за отдельные процессы (процедуры), обязанности работников рабочих профессий.

Указанные обязанности рекомендуется документировать в форме отдельных документов (положений, например, положение о структурном подразделении и т.д.) или документировать их непосредственно в процедурах СУОТ (процессах) или других рабочих документах, подходящих для данной организации работ. В соответствии со сложившейся практикой распределение обязанностей в области охраны труда закрепляется документально в локальных нормативных актах работодателя, в трудовых договорах, в форме приказов, либо записываются в должностной инструкции работника. Однако записи о должностных обязанностях по охране труда в должностных инструкциях отражаются лишь в общем виде, и не отражают обязанности, исполняемые в рамках СУОТ. Поэтому на практике руководителю для контроля распределенных обязанностей, более оправдано применение автоматизированных систем (специализированных программных средств).

Для обеспечения результативной деятельности назначенных лиц необходимо не только сформировать конкретные обязанности, связанные с поручаемой им деятельностью, но и организовать работу и взаимодействие в рамках процессов (процедур), установленных в рамках СУОТ; необходим контроль исполнения обязанностей, анализ результативности исполнения обязанностей, а также коррекция по результатам анализа, или – пересмотр принятого распределения обязанностей в случае отрицательных результатов такого анализа. Для организации и проведения работы по распределению обязанностей может быть рекомендовано составление перечня обязанностей.

При этом следует обратить внимание на обязанности, связанные с организацией и проведением наблюдения за состоянием здоровья работников, в рамках процедуры, рекомендованной в числе других в Типовом положении о СУОТ.

По сравнению с требованиями статей 212 и 213 ТК РФ, согласно которым работодатель обязан организовывать проведение медицинских осмотров, данной процедурой предусматривается назначение специалиста по охране труда, в обязанности которого входит проведение мониторинга результатов наблюдения за состоянием профессионального здоровья работников.

Проведение анализа организации работ по охране труда на предприятиях выявило ряд проблем распределения обязанностей, которые можно сформулировать следующим образом:

– недостаточно оправданное определение полноты (объема) обязанностей, возлагаемых на работников при отсутствии критериев правильности выполнения действий, а также недостаточный учет в обязанностях имеющейся у работодателя организационной структуры управления;

– не учет способностей и возможностей работников к выполнению поручаемой им работы при реализации возложенных на них обязанностей;

– недостаточно организованный контроль результативности исполнения работниками, возложенных на них обязанностей (отсутствует мониторинг результативности);

– недостаточное использование возможностей корректировки исполнения работниками своих обязанностей по итогам анализа результативности исполнения, например, за счет обучения обязанностям по результатам оценки функционирования СУОТ и т.д.

Проблема определения необходимой полноты обязанностей, возлагаемых на работника, возникает в первую очередь вследствие определения обязанностей без учета целей планируемой деятельности при осуществлении процессов (процедур). Нечеткое определение круга обязанностей негативно сказывается на результатах деятельности. В таких случаях по результатам анализа деятельности необходимо корректировать полноту обязанностей, или изменять вид и организацию порученной деятельности.

Содержание и объем обязанностей, возлагаемых на одного работника, должен определяться исходя из практического расчета, с тем, чтобы объем не включал в себя чрезмерно большое число заданий и функций, поскольку, чем больше обязанностей у работника, тем сложнее ему обеспечить их исполнение. Некачественное и несвоевременное исполнение обязанностей серьезным образом сказывается на результативности функционирования СУОТ. Критерием, для установления допустимого объема (перечня) обязанностей в области охраны труда конкретному работнику, может служить оценка рабочего времени, которое требуется для выполнения работником своих обязанностей.

При определении объема и содержания обязанностей работников необходимо учитывать особенности вертикали подчинения (функциональное подчинение по охране труда и административное по роду основной деятельности).

Некоторые руководители формулируют обязанности не в соответствии с целями и определениями, а в форме пожелания или лозунга. Обязанности такого типа работнику не всегда удается выполнить. В этом случае контроль результативности, корректировка, и тем более необходимость замены работника другим более подходящим, едва ли возможны.

Не учет способностей работников к выполнению поручаемой им работы при реализации возложенных на них обязанностей приводит к понижению чувства их ответственности за результаты работы. В противоположность этому, при учете способностей работника и правильно организованном его участии в работе дает возможность работнику проявить себя, что, в конечном итоге, ведет к формированию чувства ответственности за выполняемую деятельность.

В некоторых случаях при организации работ с высоким риском для окружающих к работникам, которым поручается такая работа, предъявляется повышенная ответственность. Тогда на первое место может выйти вопрос надежности. В таком случае будет оправдан подход, основанный на использовании дублирования, а также других мер контроля, включая технические средства, повышающих надежность выполнения обязанностей и обеспечивающих безопасность. Из зарубежного опыта известны примеры, когда функции безопасности встраивают непосредственно в конструкцию оборудования (системы интеллектуальных блокирующих устройств, допуск работника в рабочую зону по результатам оценки состояния работника и т.д.).

Для обеспечения улучшения исполнения работником порученных ему обязанностей рекомендуется предусматривать повышение квалификации на основе образования и (или) профессиональной подготовки. Исполнению работниками своих обязанностей необходимо обучать. Обучение обязанностям должно охватывать также обучение подрядчиков, временных работников, контролеров на входе в зону повышенной опасности и т.д.

Качество выполнения работником своих обязанностей может существенно повышаться в случае применения специализированных автоматизированных систем, которые обеспечивают и высокую производительность, и возможность проведения быстрого анализа для принятия или подготовки оптимальных управленческих решений. Опыт подтверждает, что в ряде случаев перед допуском к исполнению обязанностей необходим профотбор работников .

Управление обязанностями предполагает сопоставление наблюдаемых результатов исполнения работниками, возложенных на них обязанностей и первоначально планируемых (ожидаемых) исходя из анализа целей процесса, или установленных требований. При отсутствии оценки результативности, или недостаточном контроле обязанностей, не представляется возможным осуществлять мониторинг результативности их исполнения, соответственно не возникает потребности в корректировке обязанностей и улучшении деятельности.

Проведение анализа результативности исполнения работником своих обязанностей на основе наблюдений и оценки соответствия фактических показателей деятельности требованиям позволяет выявлять несоответствия и определять направления улучшения деятельности за счет корректировки исполнения работниками своих обязанностей по итогам анализа результативности их исполнения. Например, по результатам анализа функционирования СУОТ. Оценка соответствия может осуществляться в тех случаях, когда обязанности документированы и основаны на выполнении определенных требований.

Исходя из опыта командной организации работ, для командной работы полезно отсутствие четких разграничительных линий между отдельными видами работ, расширение и пересечение ответственности работников разных квалификаций и формирование общих интересов с работающими в смежных областях. При распределении работ подобным образом, следует оценивать возможности работников с точки зрения круга работ, которые они на себя взяли, а не количества обязанностей, которыми их наделили.

Общее распределение обязанностей руководителей и специалистов, а также работников рабочих профессий в целом для обеспечения функционирования СУОТ должно быть направлено на обеспечение линейной управляющей функции и соответствовать общей задаче управления с учетом основных принципов (обратная связь, непрерывное совершенствование и др.).

Обеспечение функционирования СУОТ должно достигаться на основе установленной структуры, учитывающей организационную структуру организации.

Структура СУОТ должна отражать общую взаимосвязь элементов системы, используемых для выработки политики в области охраны труда и постановки целей и достижения этих целей. Пример функциональной схемы СУОТ, основанной на управлении профессиональными рисками, приведен на рисунке 1. Согласно этой схеме функционирование СУОТ обеспечивается исходя из распределения обязанностей, ответственности и полномочий назначенных лиц, и установленной схемы взаимодействия.

Структура СУОТ включает следующие уровни управления:

а) высшее должностное лицо – руководитель организации (работодатель) – обеспечивает формирование политики в области охраны труда с учетом основных направлений государственной политики в области охраны труда и выделяет ресурсы;

б) ответственный за функционирование СУОТ (далее – руководитель СУОТ) – наделяется работодателем полномочиями в части организации работ по охране труда, созданию и обеспечению функционирования СУОТ;

в) отдел охраны труда: начальник отдела охраны труда, включая рабочую группу отдела по СУОТ – организует методическую работу по разработке и внедрению СУОТ, обеспечивает контроль за выполнением требований по охране труда работников организации (включая работодателя);

г) структурные подразделения (цех, участок, отдел и т.д.): руководители структурных подразделений – обеспечивают практические работы по управлению рисками на основе определения приемлемости оцениваемых рисков и формирования мер контроля по поддержанию остаточных рисков на запланированном уровне; обеспечивают визуализацию рисков в подразделениях;

д) лица, назначенные ответственными за выполнение работ по охране труда в структурных подразделениях и лица, назначенные ответственными за выполнение работ в соответствии с установленными процессами (процедурами) СУОТ – обеспечивают планирование мероприятий в рамках процессов (процедур), формируют предложения по их реализации, осуществляют контроль выполнения, анализ результативности и корректировку, или пересмотр мероприятий;

е) группы (команды) по идентификации опасностей и оценке рисков – обеспечивают регулярное проведение идентификации опасностей и оценку рисков, документируют результаты в установленной форме и предоставляют их руководителям структурных подразделений, участвуют в формировании планов управления рисками;

ж) аудиторская группа по проведению внутреннего аудита СУОТ – в соответствии с утвержденной программой проводит плановые и внеплановые проверки подразделений, сводный отчет по итогам года предоставляет Руководителю СУОТ для использования при анализе СУОТ высшим руководством;

з) работники и представители работников – привлекаются к работам по идентификации опасностей и оценке рисков на рабочих местах; делают предложения по улучшению условий труда и мерам контроля за поддержанием остаточных рисков на запланированном уровне и др.

Для обеспечения периодического анализа и оценки СУОТ руководителем организации может быть создан постоянно действующий Координационный совет по СУОТ в следующем составе (указан примерный состав):

– председатель Координационного совета по СУОТ (руководитель организации);

– заместитель Председателя Координационного совета по СУОТ;

– члены Координационного совета;

– секретарь Координационного совета по СУОТ (начальник отдела ОТ).

Распределение обязанностей и состав Координационного совета по СУОТ может быть изменен приказом руководителя организации.

Функциональная структура СУОТ и распределенные обязанности должны подвергаться постоянному анализу и, при необходимости, корректироваться для обеспечения их соответствия политике, обязательствам и целям.

Решение о необходимости корректирования структуры СУОТ и обязанностей принимает высшее руководство на основе периодической оценки и анализа СУОТ.

Для соблюдения требований статьи 212 ТК РФ в части выполнения обязанностей работодателя, а также для повышения результативности работ по охране труда, в рамках СУОТ во многих крупных и средних Компаниях разрабатываются отдельные регламенты или стандарты организации (СТО), определяющие обязанности по охране труда руководителей и специалистов. В них включаются обязанности по охране труда, которые должны выполнять все высшие руководители организации, руководители структурных подразделений (цех, служба, отдел, участок), руководитель службы охраны труда, а также работники рабочих профессий. Регламент содержит также требования и рекомендации по документированию.

Вв крупных Компаниях разрабатывается единое Положение о возложении функций по обеспечению безопасных условий и охраны труда между руководителями и специалистами. Положение вводится общим приказом «О делегировании полномочий по охране труда», в котором официально утверждается распределение обязанностей и определяется ответственность должностных лиц.

Пример текста приказа:

1. Утвердить Положение о возложении функций по обеспечению безопасных условий и охраны труда на руководителей, специалистов и работников организации.

2. Общее руководство работами по охране труда оставляю за собой.

3. Возложить на главного инженера (Ф.И.О.) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, включая непосредственное руководство и контроль за проведением работ по охране труда.

4. Обязанности по координации действий структурных подразделений и должностных лиц по вопросам охраны труда возлагаются на службу охраны труда в лице инженера по охране труда (Ф.И.О.).

5. Возложить обязанности по руководству деятельности в области охраны труда в структурных подразделениях и службах на руководи­телей и специалистов:

– служба главного механика на главного механика (Ф.И.О.);

– энергетическая служба на энергетика (Ф.И.О.);

– транспортная служба на механика (Ф.И.О.);

– склады на кладовщиков (Ф.И.О.);

– гальванический участок на химика-технолога (Ф.И.О.);

– по цеху А и Б на мастеров (Ф.И.О.);

– по отделу материально-технического снабжения на начальника отдела ОМТС (Ф.И.О.);

– по цеху В, заготовительному участку на начальника цеха (Ф.И.О.) и мастеров (Ф.И.О.);

– по инструментальному участку на начальника технического отдела (ФИО);

6. В случае временного отсутствия руководителя структурного подразделения или службы (должностного лица) из числа указанных в п. 5 настоящего приказа (отпуск, болезнь, командировка, иные причины) его обязанности в части обеспечения безопасных условий и охраны труда в закрепленной зоне ответственности возлагать на лицо, исполняющее обязанности отсутствующего руководителя (должностного лица); в этом случае не позже, чем за 12 часов необходимо оформить соответствующий приказ.

7. При назначении лица для исполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя (должностного лица) в части обеспечения безопасных условий и охраны труда должно быть обеспечено соответствие квалификации этого лица, возлагаемым на него обязанностям.

Обязанности по обеспечению соблюдения настоящего требования возложить на ответственное лицо за состояние охраны труда, специалиста по охране труда (Ф.И.О.).

8. Инспектору отдела кадров (Ф.И.О.) при разработке должностных инструкций руководителей и специалистов организации включать в них обязанности по охране труда, установленные настоящим приказом, ознакомить с приказом должностных лиц в части их касающейся под роспись.

9. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Генеральный директор (Ф.И.О.).

Дата.

В ряде крупных Компаний регламентирующие требования и работа по формированию документов, содержащих обязанности, производится в специализированных программных средствах и включена в общий документооборот. Это позволяет исключить формирование «пустых обязанностей», так как общий алгоритм основан на формуле:

Обязанность = [что конкретно делать] +

[в соответствии с каким документом или требованиями – каким образом]

+ [с какой целью].

Следует иметь в виду, что распределение обязанностей в рамках СУОТ в принципе должно охватывать все категории работников, а не только руководителей. Успешное внедрение СУОТ может быть обеспечено, если обязанности по охране труда имеются у всего персонала организации . Причем участие работников и, где есть, представители работников, является ключевым фактором успеха. Отмечается, что работники должны быть хорошо обучены и иметь полномочия для самостоятельного выхода из опасных ситуаций, по необходимости, без страха подвергнуться наказанию.

Представляет интерес рассмотрение некоторых обязанностей работников рабочих профессий:

1) Работники при вовлечении их в предварительное обсуждение вопросов управления охраной труда обязаны свободно высказываться при выборе подходящих средств контроля за рисками, включая обсуждение выгодных или невыгодных последствий альтернативных вариантов контроля определенных видов опасностей, или предотвращения несоблюдения условий безопасности .

2) Работники обязаны проявлять заботу о безопасности и здоровье, как собственном, так и других людей, находящихся, либо выполняющих свои обязанности в непосредственной близости с ними, в соответствии с полученной подготовкой и инструкциями, предоставленными ему работодателем.

С этой целью, работники в соответствии с полученной подготовкой и предоставленными им инструкциями, обязаны :

3) Правильно использовать оборудование, станки, опасные вещества, транспортное оборудование и другие средства производства;

4) Правильно пользоваться предоставленными им СИЗ и возвращать их в положенное место;

5) Воздерживаться от самостоятельного отсоединения, изменения или удаления устройств защиты, установленных на оборудовании, аппаратах, станках и сооружениях, а также правильно использовать такие защитные устройства;

6) Немедленно информировать непосредственного руководителя и (или) работников, назначенных ответственными за обеспечение безопасности и здоровья о любой производственной ситуации, представляющей по их мнению серьезную и надвигающуюся угрозу для безопасности, и здоровья, а также о любых недостатках в работе устройств защиты и т.д.

7) Работники рабочих профессий обязаны в течение одного месяца после приема на работу пройти обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; в случае, если работник рабочей профессии принимается на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ должно сопровождаться стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проходить периодическое обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда (Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ); Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу .

Ниже рассматриваются примеры формулировок обязанностей, к которым даны краткие комментарии.

В первом примере, обязанность сформулирована следующим образом:

«Руководитель отдела главного механика организует и обеспечивает внедрение достижений науки, техники и передового опыта, направленных на совершенствование механического оборудования, с целью повышения безопасности его эксплуатации.

Из формулировки следует, что исполнение данной обязанности возможно, если в организации существует разработанный и утвержденный порядок внедрения достижений науки, техники и передового опыта, в котором определяется, что понимается под достижениями науки, техники и передового опыта, и какие действия должны производиться при обеспечении их внедрения и реализации и т.д. Кроме того, вызывает сомнение, что руководитель отдела главного механика может обеспечить внедрение… (в конечном итоге решение принимает директор, средства выделяет директор). По-видимому, руководитель отдела главного механика может принимать меры (осуществлять мероприятия) в соответствии, например, с установленным порядком (регламентом, утвержденным директором), т.е. организовать выполнение работ.

Таким образом, приведенная формулировка обязанности не отвечает требованиям конкретности. Обязанностью в этой форме трудно управлять, поскольку отсутствует связь (ссылка) с источником требований. Цель – повышение безопасности (то, чего мы хотим достичь) не связана с действиями, которые необходимо выполнять в рамках данной обязанности (они понятны лишь интуитивно). Нет указаний на какие-либо показатели или требования, на основе которых можно оценить и (или) при необходимости скорректировать обязанности.

В качестве второго примера можно рассмотреть формулировку обязанностей руководителя структурного подразделения бухгалтерии.

«Руководитель структурного подразделения бухгалтерии осуществляет контроль за соблюдением режима рабочего времени в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, дисциплины труда, отдыха, приема, перевода и увольнения работников, прохождением предварительного и периодического медицинского осмотра и проведением вводного инструктажа по охране труда, предоставлением компенсаций, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях

Из данного примера следует, что, во-первых, руководителю подразделения бухгалтерии вменено большое количество «разноплановых» обязанностей. Во-вторых, не все обязанности он реально может выполнить. Например, контролировать прием, перевод и увольнение работников, прохождение предварительного и периодического медицинского осмотра, а также проведение вводного инструктажа по охране труда, предоставление компенсаций, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.

Скорее всего, это перечисление относится к обязанностям других руководителей. Например, контроль приема и увольнения работников чаще всего входит в обязанности руководителя кадровой службы. Проведение вводного инструктажа по охране труда – обязанности руководителя службы охраны труда. Предоставление компенсаций, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях, руководитель подразделения бухгалтерии осуществляет контроль за предоставлением и контроль и учет за непосредственным предоставлением работнику. В-третьих, не определен документ (нет на него ссылки), регламентирующий деятельность подразделения, включая обязанности руководителя, что не позволяет осуществлять контроль и оценку результативности исполнения обязанностей.

В третьем примере формулируются обязанности заместителя руководителя структурного подразделения по общим вопросам.

«Заместитель руководителя структурного подразделения по общим вопросам организует содержание в исправном состоянии всех видов транспорта, автомобильных и железнодорожных дорог, и сооружений на них, находящихся в ведении организации».

Из приведенной формулировки следует, что заместитель руководителя подразделения наделен разноплановыми обязанностями. Так, например, содержание всех видов транспорта даже в постановке «организация работ» представляет собой очень сложную техническую задачу и грандиозную по объему. Как известно, содержание даже небольшого количества транспортных средств предполагает выполнение большого количества организационных задач (хранение, техническое обслуживание и ремонт, заправку топливом, смазочными маслами и специальными жидкостями и т.д., а также ведение большого объема отчетной документации).

Задача осложняется также еще и тем, что «все виды транспорта» никак не определены. Различные виды транспорта требуют учитывать различную специфику, например, вид применяемого топлива, подъездные пути и др. С другой стороны, в обязанности включены работы, связанные с содержанием автомобильных и железнодорожных дорог и находящихся на них сооружений. Содержание указанных автомобильных и железнодорожных путей само по себе представляет отдельную и сложную задачу, которая соответствует по своему уровню сложности и ответственности руководителю очень крупного предприятия, а не заместителю руководителя структурного подразделения. Таким образом, механическое объединение очень разных по содержанию и объему обязанностей вряд ли может быть оправдано.

В четвертом примере формулируются обязанности бригадира.

«Бригадир отстраняет от работы лиц в нетрезвом состоянии или в состоянии наркотического опьянения, сообщает об этом мастеру (вышестоящему руководителю)».

Из приведенной формулировки обязанностей следует, что указанные обязанности бригадира не обеспечены четким механизмом реализации этой обязанности при возникновении различных практических ситуаций. Не приведены ссылки на нормативные документы, содержащие требования к процедуре отстранения, что затрудняет контроль и оценку результативности исполнения данной обязанности.

В пятом примере формулируются обязанности заместителя главного инженера по охране труда.

«Заместитель главного инженера по охране труда организует работу по идентификации опасностей, оценке рисков и разработке мер управления ими».

Из приведенной формулировки следует, что данная обязанность может быть реализована, если в организации существует документ, регламентирующий порядок проведения идентификации опасностей, оценки рисков и разработки мер управления ими. По-видимому, текст обязанности заместителя главного инженера целесообразно дополнить ссылкой на документы, в соответствии с которыми необходимо организовать работу, а также о необходимости предусмотреть назначение ответственных лиц с обязательным обучением их перед допуском к данной работе согласно процедурам идентификации опасностей, оценки рисков и разработки мер управления ими.

ВЫВОДЫ

1. Распределение и коррекция обязанностей являются необходимым условием результативного функционирования СУОТ и должны соответствовать целям, принятой структуре управления и организации работ в Компании.

2. Обязанности должны быть конкретными, с указанием четких границ деятельности и основываться, как правило, на разработанных в организации документах, содержащих соответствующие требования к действиям работников, безусловных для выполнения. Обязанности, сформированные без учета соответствующих требований («пустые обязанности») не приведут к достижению целей.

3. Распределенные обязанности, а также функциональная схема СУОТ, должны подвергаться постоянному анализу и, при необходимости, корректироваться для обеспечения их соответствия политике, обязательствам и целям.

4. Для обеспечения эффективного исполнения обязанностей необходимо осуществлять мониторинг результатов оценки деятельности. На основе анализа результатов мониторинга корректировать обязанности или деятельность работника.

5. Успешное внедрение СУОТ может быть обеспечено, если управление обязанностями производится с помощью специализированных программных средств, с включением документирования обязанностей в общий документооборот Компании.

1. При разработке и внедрении СУОТ рекомендуется сформировать соответствующий перечень обязанностей работников, анализируемый ответственным за внедрение СУОТ, назначенным руководителем Компании.

2. Для обеспечения результативного исполнения обязанностей рекомендуется планировать необходимые ресурсы, включая обучение обязанностям, наделение работника соответствующими полномочиями.

3. Для обеспечения результативности функционирования СУОТ содержание и объем обязанностей, возлагаемых на одного работника, не должен вбирать в себя большое число разнонаправленных заданий и функций. Критерием, для установления допустимого объема (перечня) обязанностей в области охраны труда конкретному работнику, может служить оценка рабочего времени , необходимого для выполнения работником своих обязанностей.

БИБЛИОГРАФИЯ

Типовое положение о системе управления охраной труда, утв. приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н

ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования.

ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения.

Руководство по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001. Женева: Международное бюро труда, 2003

ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования.

ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

ISO/DIS 45001:2016 Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда – Требования и рекомендации по применению.

Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента. Под ред. Йосио Кондо. Пер. с англ. Е.П. Марковой /Научное редактирование В.А. Лапидус, М.Е. Серов. – Нижний Новгород, СМЦ «Приоритет», 2002. – 206 с.

Директива Совета от 12 июня 1989 г. «О введении мер, содействующих улучшениям в области безопасности и здоровья работников на работе (89/391/ЕСС). Совет Европейских Сообществ».

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.

Изменения норм трудового законодательства коснулись и насущных вопросов охраны труда. Им посвящен весь 10-й раздел Трудового Кодекса РФ. Существует и типовое положение о системе управления охраной труда 2016. Оно разработано и утверждено Министерством труда России. Этот материал расскажет, как организовать правильную систему на рабочем месте и предложит актуальный образец типового документа СУОТ.

Приказ 438Н Минтруда РФ утвердил типовое положение об охране труда. Документ утвержден 19 августа 2016 года и унифицирует систему управления охраной труда на предприятии. Задача документа: помочь работодателю при формировании СУОТ. Он содержит необходимые шаблоны структуры и положения об охране труда.

ВАЖНО: разработанная на предприятии СУОТ должна совмещаться с прочими системами управления, которые уже внедрены работодателем.

Типовое положение о системе управления охраной труда на предприятии с численностью работников до 15 человек

Допустимо внедрение упрощенной системы на предприятиях с малой численностью сотрудников. Обязательным является выполнение утвержденных государственных нормативов. Само понятие «упрощения» достигается за счет уменьшения уровней управления. Сокращение производится с учетом специфики работы организации. По общему правилу п. 19 приказа 438Н в качестве уровней управления охраной труда применяются:

  • бригада на производстве
  • производственный участок
  • структурное подразделение или цеховый уровень
  • обособленное подразделение или филиал организации
  • структурная совокупность из нескольких подразделений
  • предприятие-работодатель в целом

Обязанности внутри каждого уровня устанавливаются и распределяются в соответствии с нормами пп. 22-25 Типового регламента. Положение о СУОТ на предприятии образец 2016 должен расписывать функции в сфере охраны труда для каждого работника, мастера, бригадира и руководителя.

ВАЖНО: обязанности в сфере охраны труда прописываются на каждом уровне управления предприятием.

Система управления охраной труда: на кого возложить обязанности?

Функции по разработке норм и правил можно возложить как на штатного сотрудника, составив соответствующий приказ, так и на стороннего исполнителя. В первом случае, обязанности службы охраны труда будут обусловлены трудовым договором работника, во втором – заключенным гражданско-правовым договором.

ВАЖНО: если функции службы охраны труда выполняет специалист по договору подряда, руководитель обязан уведомить его обо всех факторах риска.

СУОТ на предприятии образец новый разделы и особенности заполнения

По нормам приказа Министерства труда и социального развития, в положении должны быть следующие разделы:

  1. Положение о СУОТ на предприятии образец раздела I

Название раздела: «Общие положения»

Здесь следует указать, на основании каких нормативных документов разработано положение, каковы его главные цели и насущные задачи. Примерами статей общего положения СУОТ могут быть следующие выдержки из действующих на разных предприятиях документов данного функционала:

СУОТ для бухгалтера

Принципы и цели СУОТ в детском учреждении

Задачи СУОТ для унитарных предприятий

Цели и задачи в области промышленной безопасности

2. Типовое положение о СУОТ 2016 раздел II

Название раздела: «Политика предприятия в сфере охраны труда»

Главными направлениями политики на предприятии могут быть следующие:

Их можно прописать и следующим образом:

На промышленном предприятии это можно сделать следующим образом:

3. Процедуры охраны труда на предприятии в разделе III

Для начала необходимо соизмерить возможные риски и, исходя из параметров оценки, разработать действенные процедуры охраны труда. Для этого можно воспользоваться следующей памяткой:

Назначить процедуры и закрепить ответственных можно документом: «План-график мероприятий в сфере охраны труда» следующего вида:

4. Система управления охраной труда в организации: контроль Раздел IV

С понятием контроля тесно связаны функции регулярного мониторинга. На производственном предприятии контрольная функция службы охраны труда может иметь следующую схему работы:

В более упрощенном виде систему контроля мероприятий можно представить так:

Как видите, положение о системе управления охраной труда имеет свою специфику, обусловленную особенностью работы предприятия. СУОТ для производственников и правила охраны труда для детских учреждений будут совершенно разными, но есть общий алгоритм действий, позволяющий без труда составить грамотное СУОТ на предприятии образец новый. За основу можно взять ту нормативку, которая была разработана на основании требований ГОСТ 12.0.230-2007 и ISO 9000. Главное придерживаться следующей регламентированной структуры документа:

  • Общие требования в системе управления охраной труда
  • Политика работодателя в сфере охраны труда и обеспечения безопасности
  • Планирование мероприятий с учетом:
    • Идентификации опасностей
    • Оценки рисков
    • Определения мер предупреждения
    • Законодательных требований
    • Целей программы по охране труда
    • Обеспеченности ресурсами
    • Распределения полномочий
    • Компетентности и осведомленности кадров
    • Информационного обмена
  • Проверка качества охраны труда на предприятии, в том числе:
    • Мониторинг оценки эффективности мероприятий
    • Анализ соответствия рисков и предпринятых мер защиты
    • Расследование заболеваний и несчастных случаев на производстве
    • Внутренний аудит
  • Анализ деятельности по охране труда со стороны высшего руководства

Если нужен СУОТ на предприятии образец новый скачать

под конкретный вид деятельности, можно воспользоваться следующей детальной схемой составления документа:

Дело в том, что конкретного бланка именно для вашего предприятия просто не существует: каждая фирма имеет свои особенности как в стратегии управления рисками, так и в контроле мероприятий по охране труда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Положение о системе управления охраной труда - важный локальный акт, запрашиваемый инспектором при проверке. Чтобы не платить штраф, составьте документ на базе типового шаблона (образец и подробный перечень разделов - в статье).

Скачайте документы по теме:

Как разработать и утвердить положение о системе управления охраной труда ?

Каждый работодатель должен обеспечивать персоналу безопасные рабочие условия. Грамотно организованная система управления охраной труда (СУОТ) позволяет установить правила охраны труда для всех должностей и подразделений, обучить сотрудников безопасным приемам и методам работы, минимизировать риск несчастных случаев и аварий. Узнайте, , в « ».

Все особенности СУОТ конкретного предприятия отражаются в специальном положении, утвержденном работодателем. Правила и нормы, вошедшие в положение об организации системы управления охраной труда в организации, должны соблюдаться не только штатным персоналом, но и посторонними лицами, находящимися на ее территории.

Ответ подготовлен совместно с редакцией

Отвечает Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости.

Включите в положение о системе управления охраной труда (положение о СУОТ) 10 обязательных разделов. Это политика в области охраны труда, планирование мероприятий, порядок действий при авариях и пр. Что прописать в каждом разделе?

Каждый работодатель должен иметь систему управления охраной труда ( ). Чтобы подтвердить трудовому инспектору, что исполнили это требование, покажите…

Задайте свой вопрос экспертам

Положение о системе управления охраной труда-2018 : структура и содержание

Разработку положения о СУОТ, как правило, поручают специалистам по охране труда совместно с кадровой службой и юридическим отделом. Закон не запрещает привлекать к процессу сторонних экспертов или сотрудников специализированных фирм, оказывающих услуги по составлению локальной нормативной документации. За основу можно взять о системе управления охраной труда , утвержденное приказом Минтруда №438н от 10.08.2016г. Рекомендованный шаблон состоит из десяти разделов:

  1. общие положения;
  2. политика работодателя в области ОТ;
  3. цели работодателя в области ОТ;
  4. обеспечение функционирования СУОТ, распределение обязанностей в сфере ОТ между должностными лицами;
  5. процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области ОТ;
  6. планирование мероприятий по реализации процедур;
  7. контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
  8. планирование улучшений функционирования СУОТ;
  9. реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  10. управление документами СУОТ.

Проект документа следует согласовать не только с руководством предприятия, но и с органами, представляющими интересы работников. Порядок согласования локальных актов с профсоюзом закреплен ст.372 ТК РФ.

Положение о СУОТ в организации: образец документа

Что нужно сделать обязательно?

  1. Четко прописать цели, которые преследует работодатель, и порядок проведения мероприятий.
  2. Распределить обязанности между сотрудниками.
  3. Утвердить схему обучения персонала и проверки знаний по ОТ.

Особое внимание уделите разделу с перечислением и описанием форм работы с персоналом, направленных на выявление и устранения профессиональных рисков. Поскольку типовое положение не конкретизирует обязанности начальника и рядовых специалистов

  • можно, поскольку закон не запрещает поручать разработку положений сторонним исполнителям.
  • В списке обязанностей работодателей есть обеспечение максимально комфортных условий для всех работников. В первую очередь, подразумеваются меры по обеспечению безопасности условий трудовой деятельности. Именно документами, связанными охраной труда, обеспечивается защита всех сотрудников от травматизма. Типовым документом для этой сферы является положение. Если же должные меры не будут предусмотрены работодателем, по инициативе Минтруда РФ на такие предприятия, а точнее на их руководителей будут наложены штрафы.

    Положение – это локальный акт, в котором официально закрепляется процедура обучения правилам техники безопасности. С его помощью может быть осуществлено утверждение следующих правил:


    • Назначение ответственного лица по этому вопросу;
    • План мероприятий;
    • Права сотрудников в данной области;
    • График обучения работников;
    • Мера ответственности за неисполнение требований;
    • Применение ГОСТ;
    • План по совершенствованию оборудованию — чтобы оно всегда соответствовало требованиям безопасности.

    Также в данном нормативном акте отражается разделение полномочий между отдельными работниками организации.

    Основные положения законодательства об охране труда

    В законодательстве четко определена правовая позиция работников и работодателей в сфере безопасности условий производственной среды. В нем сказано, что правила соблюдения регламентируются инструкциями и другими нормативными актами. Организовывается специальная служба, которая учит правильному применению средств защиты и методам безопасного выполнения работ. Также на нее возлагаются обязанности по проведению инструктажей.

    Работники обязаны проходить организованные работодателем обучения. Также сотрудники должны сообщать о нештатных ситуациях или о риске их возникновения. Работодатель не имеет права допускать к работе тех, кто не прошел медосмотр, а также инструктаж и проверку знаний по безопасности условий производственной среды.

    Положение о системе управления охраной труда в организации – образец

    В типовой форме документа выделены такие разделы:

    • Общие положения;
    • Политика в области ОТ;
    • Цели работодателя в данной области;
    • Функционирование системы управления ОТ;
    • Комиссия по ОТ;
    • Служба ОТ;
    • Процедуры по обеспечению ОТ.

    Дополнительно могут быть включены разделы по планированию соответствующих мероприятий, по контролю функционирования данной системы, а также по реагированию на различные аварии и несчастные случаи.

    Положение о системе управления охраной труда в строительной организации

    Данный нормативный акт утверждается руководителем и согласовывается с профсоюзом. Его особенностью является наличие ссылок на нормативные документы отнесенные к этой области – СНиП, ГОСТ и акты, утвержденные приказами Минтруда России. Целью этого документа является защита работников строительной организации от различных производственных факторов, чтобы исключить любые несчастные случаи.

    Положение о системе управления охраной труда в школе 2018

    Благодаря этому акту также создается целая система по охране труда. В организационную структуры включаются директор, его заместители, преподаватель ОБЖ, инженеры по технике безопасности и уполномоченный по охране труда. Уполномоченные лица не только следят за соблюдением всех инструкций, но и занимаются обучением педагогического состава, а также учеников.


    Типовое положение о порядке обучения по охране труда и проверки знаний

    Этот локальный акт был утвержден Минтруда еще в 1994-м году. В нем устанавливается порядок проведения различных инструктажей и проверки знаний. Например, о проверке следует сообщать как минимум за 15 дней. Комиссии по проверке знаний создаются путем издания приказов руководителями. В составе таких комиссий по проверки могут присутствовать специалисты в области безопасности условий производственной среды, госинспекторы или представители профсоюзных органов.

    Образец приказа об утверждении положения об охране труда

    В нем прописываются номер распоряжения, а также дата его составления. Записывается фраза о том, что целью этого приказа является реализация 217 ст ТК РФ и других законодательных актов в данной области. После слова «Приказываю» перечисляют основные распоряжения: непосредственно утверждение документа и кто ответственен за соблюдение этих правил. В конце – место для подписи руководителя.

      Образец положение об оплате труда работников и премировании 2018

      У каждого учреждения, независимо от его направления деятельности, в числе основных локальных документов обязательно должно…

      Журнал вводного инструктажа по охране труда

      Как ведется тетрадь по регистрации ознакомительного руководства по ОТ, у кого и сколько он хранится,…

      Положение о комиссии по охране труда

      Создание безопасных условий профессиональной деятельности и профилактика получения травм и увечий сотрудниками, является одним из…

      Комиссия по охране труда в организации

      Трудовой Кодекс возлагает на комиссию охраняющую труд важные задачи по защите здоровья работников. Поэтому такой…

      Программа повторного инструктажа по охране труда - образец 2018

      Если человек трудоустраивается на новую работу, его обязательно следует ознакомить с вопросами безопасности. Специально для этих…

    Мы продолжаем публиковать образцы документов по охране труда. Надеемся, что представленный материал поможет Вам при разработке и актуализации собственных аналогичных нормативно-правовых актов. Сегодня мы представляем Примерное положение о системе управления охраной труда в медицинских организациях. В документе конспективно рассмотрены все основные направления деятельности по охране труда в учреждениях здравоохранения.

    Настоящее примерное Положение разработано в соответствии с межгосударственным стандартом "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" (введен в действие приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 N 169-ст), национальным стандартом РФ ГОСТ 12.0.007-2009 "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.04.2009 N 138-ст) и иными нормативно-правовыми актами об охране труда в целях обеспечения здоровых и безопасных условий труда сотрудников и безопасности пациентов.

    1.1. Система управления охраной труда - часть общей системы управления организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.

    1.4. Положение определяет порядок и структуру управления охраной труда, обеспечением безопасности жизнедеятельности в государственных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее по тексту - учреждение здравоохранения), служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур и нормативных документов.

    Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

    Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

    Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;

    Специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

    1.6. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются в соответствии со ТК РФ на работодателя, который в этих целях создает систему управления охраной труда (СУОТ), являющуюся составной частью (подсистемой) общей системы управления организацией. Основой функционирования системы управления охраной труда является нормативная правовая база, в том числе локальная, разрабатываемая непосредственно в организации.

    1.7. Система управления охраной труда - набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.

    Обеспечение работников специальной одеждой, обувью, средствами индивидуальной и коллективной защиты, санаторно-бытовым обслуживанием за счет работодателя;

    3.1. Общее управление охраной труда в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении органа управления здравоохранением субъекта РФ, осуществляет соответственно указанный орган, который обеспечивает:

    Разработку и реализацию профилактических мер, направленных на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, улучшение условий труда и санитарно-бытового обслуживания работников в учреждениях отрасли;

    Представление в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий государственное управление охраной труда, необходимой информации и материалов для анализа состояния условий и охраны труда и подготовки управленческих решений по их улучшению;

    Участие в расследовании несчастных случаев на производстве (групповых, с тяжелым и смертельным исходом), произошедших в подведомственных учреждениях;