Кто обязан разрабатывать положение об отделе и должностные инструкции? Разработка положения о структурных подразделениях Какого раздел не включают в положение.

РД 107.12.009-89

Группа Т55

ОТРАСЛЕВОЙ РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ПОЛОЖЕНИЯ О СТРУКТУРНЫХ ЕДИНИЦАХ И СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ, ПРЕДПРИЯТИЯ

Дата введения 1990-06-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. УТВЕРЖДЕН ГНТУ МРП

2. ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ директивным письмом ГНТУ от 02.11.89 N 017-107/К/2539.

3. ИСПОЛНИТЕЛИ: В.Н.БАРАНОВ (руководитель разработки )

Т.А.СУВОРОВА

4. ЗАРЕГИСТРИРОВАН ГОСМ за N ОР 3062 от 27.11.89.

5. Срок первой проверки - 1993 г.

Периодичность проверки - 5 лет.

6. Введен взамен ОСТ 4Г 0.091.044, ред.2-80.

7. Ключевые слова: положения, структура, структурная единица, структурное подразделение, самостоятельность, задачи, функции, права, ответственность.

8. Аннотация.

Отраслевой руководящий документ РД 107.12.009-89 разработан в целях обеспечения единого подхода на предприятиях отрасли к разработке положений о структурных единицах объединений, филиалах промышленных предприятий, филиалах НИИ (КБ), подразделениях промышленных предприятий и НИИ (КБ). Приведены примеры оформления различного рода положений.

В РД приведены основные требования, регламентирующие содержание, порядок разработки и введения в действие положений.


Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на производственные и научно-производственные объединения (далее - объединения), промышленные предприятия (заводы), научно-исследовательские институты (НИИ), конструкторские и конструкторско-технологические бюро (далее - КБ), филиалы заводов, филиалы НИИ и КБ (далее - филиалы).

Настоящий РД устанавливает требования к построению, оформлению, содержанию, порядку разработки, согласования, утверждения и введения в действие положений о структурных единицах объединений, положений о филиалах, положений о структурных подразделениях предприятий.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Структурные единицы объединений, филиалы, структурные подразделения предприятий действуют на основании положений.

1.2. Положения представляют собой нормативные документы, определяющие юридический статус структурных единиц, филиалов, структурных подразделений, их место в системе объединения, предприятия, внутреннюю организацию, закрепление за ними функций объединения, предприятия.

1.3. Положения разрабатывают о:

структурных единицах объединений;

филиалах;

структурных подразделениях самостоятельных заводов, самостоятельных НИИ, КБ;

структурных подразделениях структурных единиц объединений;

структурных подразделениях филиалов.

К числу структурных подразделений, для которых разрабатывают положения, относятся:

производства (в том числе опытные), функционирующие в качестве структурных подразделений;

цехи основного и вспомогательного производства;

самостоятельные участки;

отделения в НИИ, КБ, являющиеся, единой планируемой и отчетной единицей;

отделы (в том числе тематические в НИИ, КБ);

отделы и лаборатории в составе отделений;

самостоятельные лаборатории;

самостоятельные бюро;

бюро в составе производств и цехов.

1.4. Положения не разрабатывают о:

заводах, НИИ, КБ, имеющих права юридического лица;

секторах;

несамостоятельных лабораториях;

несамостоятельных бюро;

несамостоятельных участках.

Примечания:

1. Заводы, НИИ, КБ, имеющие права юридического лица, действуют на основании "Закона о государственном предприятии (объединении)" и Устава.

2. Секторы, несамостоятельные лаборатории, бюро и участки действуют на основании положений о структурных подразделениях, в состав которых они входят.

1.5. Положения также не разрабатывают об отделениях, в которых планируемой и отчетной единицей является не само отделение в целом, а входящие в его состав отделы и лаборатории.

В таких отделениях начальник выступает в роли руководителя научного направления, а работы по этому направлению выполняют отделы (лаборатории) со своим планированием и отчетностью.

В этом случае разрабатывают должностное положение о начальнике отделения, как руководителе тематического направления, а также положения об отделах (лабораториях), входящих в отделение.

1.6. Положения следует разрабатывать в соответствии с:

настоящим РД;

действующим законодательством;

действующими организационно-распорядительными, нормативными и методическими документами по направлениям деятельности структурной единицы объединения (филиала, структурного подразделения).

При изменении этих документов необходимо вносить соответствующие корректировки или полностью перерабатывать положения.

Примечание. Организационно-распорядительные, нормативные и методические документы, относящиеся к деятельности структурной единицы, филиала, структурного подразделения, выпущенные после утверждения положения об этой структурной единице (филиале, структурном подразделении), действуют наряду с этим положением.

1.7. Содержание положения, количество и наименование разделов зависит от характера объекта (структурная единица, филиал, структурное подразделение), для которого разрабатывают положение, а также от условий, в которых функционирует структурная единица, филиал, структурное подразделение.

В настоящем РД изложение содержания положений производится по следующим группам:

положения о структурных единицах объединений и филиалах;

положение об отделении в НИИ, КБ;

положения о производствах (в том числе опытных), о цехах основного и вспомогательного производства, о самостоятельных участках;

положения об отделах (в том числе тематических в НИИ, КБ), об отделах и лабораториях в составе отделений; о самостоятельных лабораториях и самостоятельных бюро; о бюро в составе производств и цехов.

Общим для положений каждой группы является количество и наименования разделов в них.

1.8. К каждому положению прилагают "Схему подчиненности структурных звеньев" структурной единицы, филиала, структурного подразделения.

Примечание. Структурные звенья - это самостоятельные и несамостоятельные подразделения, должностные лица и исполнители (отдельные работники) предприятия, структурное звено низшего уровня управления - исполнитель (работник).

2.1. Положения о структурных единицах объединений и филиалах

2.1.1. Положения о структурных единицах объединений и филиалах должны включать в себя следующие разделы:

1) общие положения;

2) основные задачи;

3) имущество и средства;

4) производственно-хозяйственная деятельность (для заводов - структурных единиц объединений и для филиалов заводов);

научная, научно-техническая и хозяйственная деятельность (для НИИ и КБ - структурных единиц объединений и филиалов НИИ и КБ);

5) управление;

6) права;

7) ответственность;

8) ревизия деятельности, реорганизация и ликвидация.

Примечание. Организационную структуру структурной единицы (филиала) разрабатывают и утверждают отдельно.

2.1.2. Раздел "Общие положения" содержит:

полное наименование и административную непосредственную подчиненность структурной единицы (филиала);

уровень хозяйственной самостоятельности структурной единицы (филиала);

правовые, организационно-распорядительные и нормативно-технические документы (НТД), которыми руководствуются в своей работе структурная единица (филиал);

должность руководителя, возглавляющего структурную единицу (филиал);

порядок назначения, утверждения на должность и освобождения от должности руководителя структурной единицы (филиала);

порядок разработки, согласования и утверждения положения о структурной единице (филиале), ее организационной структуры и штатного расписания.



деятельность структурной единицы (филиала) строится на основе плана экономического и социального развития объединения (предприятия);

объединение (предприятие) обеспечивает соблюдение прав структурной единицы (филиала) и осуществляет контроль за выполнением структурной единицей (филиалом) своих обязательств;

структурная единица (филиал) имеет печати с указанием своего наименования и ведет переписку через закрепленное за ним почтовое отделение.

Допускается введение и других необходимых пунктов, конкретизирующих и уточняющих статус структурной единицы (филиала), если эти пункты по своему содержанию не могут быть внесены в другие разделы положения.

2.1.3. В разделе "Основные задачи" приводят перечень основных задач, характеризующих целевое назначение и основные направления деятельности структурной единицы (филиала).

Раздел следует строить таким образом, чтобы каждой основной задаче соответствовала определенная группа функций из раздела "Производственно-хозяйственная деятельность" ("Научная, научно-техническая и хозяйственная деятельность").

Формулировка основных задач должна раскрывать то, ради чего создана и осуществляет свою деятельность структурная единица (филиал).

2.1.4. В разделе "Имущества и средства" следует указать, какие основные фонды и оборотные средства, а также другие материальные ценности и финансовые ресурсы закреплены за структурной единицей (филиалом).

Кроме того, в разделе необходимо указать, какие фонды (материального поощрения, социального развития и др.) формирует структурная единица (филиал).

2.1.5. В разделе "Производственно-хозяйственная деятельность" ("Научная, научно-техническая и хозяйственная деятельность") отражается содержание деятельности структурной единицы (филиала) в обеспечение возложенных на структурную единицу (филиал) основных задач.

Содержание деятельности структурной единицы (филиала) следует излагать в виде функций и подфункций по направлениям.

Например, в области:

производственной деятельности;

планирования;

научно-технического прогресса;

материально-технического снабжения и сбыта;

труда и заработной платы;

кадров и социального развития коллектива;

финансов, учета и отчетности и т.д.


2.1.6. В разделе "Управление" приводят характеристику системы управления структурной единицей (филиалом), где следует указать:

принципы, на основе которых построено управление структурной единицей (филиалом);



Например, "директор устанавливает компетенцию своих заместителей...", "подразделения предприятия действуют на основе положений об этих подразделениях..." и т.д.;

основы организации работы общественных организаций и их взаимоотношения с администрацией;

методы руководства структурной единицей (филиалом) со стороны вышестоящих руководителей (порядок планирования, отчетности, оценки деятельности и т.д.);

организационно-распорядительные документы объединения (завода, НИИ, КБ), которые распространяются на данную структурную единицу (филиал).

Например, "Коллективный договор", "Правила внутреннего трудового распорядка" и т.д.

В разделе необходимо также указать, что квалификационные требования к руководителю (директору, начальнику) структурной единицы (филиала) устанавливаются такие же, как и к руководителю юридически самостоятельного предприятия.

Допускается, при необходимости, введение других пунктов, конкретизирующих и уточняющих систему управления структурной единицей (филиалом).

2.1.7. В разделе "Права" необходимо указать, что права структурной единицы (филиала) осуществляются его руководителем и по установленному должностными положениями (должностными инструкциями) распределению обязанностей другими работниками структурной единицы (филиала).



связанные с представительством, в других объединениях, предприятиях, организациях;



по отношению к другим структурным единицам объединения (другим филиалам завода, НИИ, КБ);

по отношению к подразделениям или отдельным работникам структурной единицы (филиала);





Объем прав должен обеспечивать выполнение возложенных на структурную единицу (филиал) задач и функций, а также обязанностей, возложенных на руководителя структурной единицы (филиала).

2.1.8. В разделе "Ответственность" следует указать, что руководитель структурной единицы (филиала) несет ответственность за всю деятельность структурной единицы (филиала) в целом. При этом необходимо конкретизировать и уточнить наиболее существенные виды ответственности руководителя.

Например, ответственность за невыполнение задач и функций, возложенных на структурную единицу (филиал), и своих обязанностей; ответственность за неправильность и неполноту использования предоставленных руководителю прав и т.д.

Примечание. Для структурной единицы (филиала), перешедшей на хозяйственный расчет, необходимо указать, что уплата штрафов, неустоек и иных санкций, установленных законодательством и руководством объединения (завода, НИИ, КБ), производится за счет хозрасчетного дохода (прибыли) коллектива структурной единицы (филиала).


Завершающим пунктом раздела должен быть пункт, устанавливающий, что ответственность других работников структурной единицы (филиала) устанавливается их должностными положениями (инструкциями).

2.1.9. В разделе "Ревизия деятельности, реорганизация и ликвидация" следует указать:

кем производится ревизия деятельности структурной единицы (филиала), как часто;

по решению какого органа производится реорганизация или ликвидация структурной единицы (филиала);

порядок и сроки ликвидации.

2.2. Положение об отделении

2.2.1. Положение об отделении должно включать следующие разделы:

1) общие положения;

2) основные задачи;

3) организационная структура;

4) имущество и средства;

5) научная, научно-техническая и хозяйственная деятельность;

6) управление;

7) начальник отделения;

8) права;

9) ответственность.

Примечание. Раздел "Имущество и средства" вводится тогда, когда отделение в качестве единой планируемой единицы находится на хозрасчете.

2.2.2. В разделе "Общие положения" приводят:

полное наименование и непосредственную административную подчиненность отделения;

уровень хозяйственной самостоятельности отделения.

Например: "Отделение действует на принципах внутриинститутского хозяйственного расчета и самофинансирования";

правовые, организационно-распорядительные документы и НТД, которыми руководствуется в своей работе отделение;

должность руководителя, возглавляющего отделение, порядок его назначения, утверждения на должность и освобождения от должности;

порядок разработки, согласования и утверждения положения и штатного расписания отделения;

виды оборудования или конкретное оборудование, находящееся в ведении отделения.

Примечание. Если в положении об отделении есть раздел "Имущество и средства", то пункт, касающийся наличия оборудования, в разделе "Общие положения" не приводят.


В разделе необходимо указать, что:

деятельность отделения строится на основе плана экономического и социального развития НИИ (КБ);

НИИ (КБ) обеспечивает соблюдение прав отделения и осуществляет контроль за выполнением отделением своих обязательств.

Допускается введение пунктов, конкретизирующих и уточняющих статус отделения, если эти пункты по своему содержанию не могут быть внесены в другие разделы положения.

2.2.3. В разделе "Основные задачи" приводят перечень основных задач, характеризующих целевое назначение и основные направления деятельности отделения.

Раздел следует строить таким образом, чтобы каждой основной задаче соответствовала определенная группа функций из раздела "Научная, научно-техническая и хозяйственная деятельность".

Формулировка основных задач должна раскрывать то, ради чего создано и осуществляет свою деятельность отделение.

2.2.4. В разделе "Организационная структура" приводят перечень подразделений, входящих в состав отделения и непосредственно подчиненных руководителю отделения и его заместителям.

В разделе также перечисляются отдельные работники, непосредственно подчиненные руководителю отделения или его заместителям.

Если организационная структура отделения сложна, то допускается ее оформлять в виде приложения к положению об отделении. В этом случае в разделе указывают, что организационная структура отделения приведена в приложении к положению.

2.2.5. В разделе "Имущество и средства" следует указать, какие основные фонды и оборотные средства, а также другие материальные ценности и финансовые ресурсы закреплены за отделением.

Кроме того, в разделе необходимо указать, какие фонды (материального поощрения, социального развития и др.) формирует отделение.

2.2.6. В разделе "Научная, научно-техническая и хозяйственная деятельность" должно быть отражено содержание деятельности отделения как единого целого в обеспечении возложенных на отделение основных задач.

Содержание деятельности отделения следует излагать в виде функций и подфункций по направлениям:

Например:

в области научной и научно-технической деятельности;

в области планирования;

в области материально-технического снабжения;

в области труда и заработной платы;

в области кадров и социального развития коллектива;

в области финансов, учета и отчетности и т.д.

При изложении функций и подфункций следует придерживаться формулировок, приведенных в общесоюзных и отраслевых документах и НТД.

В завершающем пункте раздела должно быть указано, что функции отделения осуществляют подразделения и работники, входящие в его состав, в соответствии с положениями (должностными инструкциями) об этих подразделениях (работниках), разработанными и утвержденными в установленном порядке.

2.2.7. В разделе "Управление" необходимо дать характеристику системы управления отделением, где указать:

принципы, на основе которых построено управление отделением;

основания для функционирования должностных лиц и подразделений.

Например. "Начальник отделения устанавливает компетенцию своих заместителей...", "отделы, входящие в состав отделения, действуют на основе положений об этих отделах..." и т.д.;

основы организации работы общественных организаций и их взаимоотношений с администрацией отделения;

методы руководства отделением в целом и его подразделениями (порядок планирования, отчетности, оценки деятельности и т.д.);

организационно-методические документы НИИ (КБ), которые распространяются на отделение.



Допускается введение и других необходимых пунктов, конкретизирующих и уточняющих систему управления отделением.

2.2.8. В разделе "Начальник отделения" необходимо указать:

должностные обязанности начальника отделения в обеспечение выполненных задач и функций, возложенных на отделение;

что должен знать начальник отделения.

Раздел следует разрабатывать в соответствии с квалификационной характеристикой начальника отделения, с учетом условий работы отделения.

В случае, когда начальник отделения является заместителем директора или главного инженера и в его компетенцию входят не только вопросы отделения, раздел "Начальник отделения" состоит только из одного пункта: "Отделение возглавляет заместитель директора (главного инженера) - начальник отделения, действующий на основании своего должностного положения, разработанного и утвержденного в установленном порядке".

2.2.9. В разделе "Права" необходимо указать, что права отделения осуществляются его начальником и по установленному должностными инструкциями распределению обязанностей другими работниками отделения.

Права необходимо излагать в следующем порядке:

связанные с представительством в других объединениях, предприятиях и организациях;

по отношению к вышестоящим руководителям;



по отношению к подразделениям и отдельным работникам отделения;

по утверждению, согласованию (визированию) или подписи документов.

Если права осуществляются совместно или по согласованию с профсоюзным органом или трудовым коллективом, то на это следует указать в разделе.

Объем прав должен обеспечивать выполнение возложенных на отделение задач и функций, а также обязанностей, возложенных на начальника отделения.

В разделе "Ответственность" следует указать, что начальник отделения несет ответственность за всю деятельность отделения в целом. При этом необходимо конкретизировать и уточнить наиболее существенные виды ответственности начальника.

Например, ответственность за невыполнение задач и функций, возложенных на отделение, и своих обязанностей; ответственность за неправильность и неполноту использования предоставленных начальнику прав и т.д.

Примечание. Для отделения, перешедшего на хозяйственный расчет, необходимо указать, что уплата штрафов, неустоек и иных санкций, установленных положением о хозрасчете отделения, производится за счет хозрасчетного дохода (прибыли) коллектива отделения.


Завершающим пунктом раздела должен быть пункт, устанавливающий, что ответственность других работников отделения устанавливается их должностными инструкциями.

2.3. Положения о производствах, цехах основного и вспомогательного производства, самостоятельных участках

2.3.1. Положения о производствах (в том числе опытных), функционирующих в качестве структурных подразделений, о цехах основного и вспомогательного производства, о самостоятельных участках должны включать в себя следующие разделы:

1) общие положения;

2) основные задачи;

3) организационная структура;

4) имущества и средства;

5) производственно-хозяйственная деятельность;

6) управление;

7) начальник производства (цеха, участка);

8) права;

9) ответственность.

Примечание. Если структура производства (цеха) достаточно сложна, то раздел "Организационная структура" не вводится, а в разделе "Общие положения" следует указать, что организационная структура производства (цеха) дается в виде приложения к настоящему положению.

2.3.2. В разделе "Общие положения" приводят:

полное наименование и административную непосредственную подчиненность производства (цеха, участка);

уровень хозяйственной самостоятельности производства (цеха, участка).

Например: "Производство действует на принципах внутризаводского хозяйственного расчета и самофинансирования";

правовые, организационно-распорядительные документы и НТД, которыми руководствуется в своей работе производство (цех, участок);

должность руководителя, возглавляющего производство (цех, участок), порядок его назначения, утверждения на должность и освобождения от должности;

порядок разработки, согласования и утверждения положения о производстве (цехе, участке) и его штатного расписания.

В разделе необходимо также указать, что:

деятельность производства (цеха, участка) строится на основе плана экономического и социального развития предприятия;

предприятие обеспечивает соблюдение прав производства (цеха, участка) и осуществляет контроль за выполнением производством (цехом, участком) своих обязательств.

Допускается введение и других необходимых пунктов, конкретизирующих и уточняющих статус производства (цеха, участка), если эти пункты по своему содержанию не могут быть внесены в другие разделы положения.

2.3.3. В разделе "Основные задачи" приводится перечень основных задач, характеризующих целевое назначение и основные направления деятельности производства (цеха, участка).

Раздел следует строить таким образом, чтобы каждой основной задаче соответствовала определенная группа функций из раздела "Производственно-хозяйственная деятельность".

Формулировка основных задач должна раскрывать то, ради чего создано и осуществляет свою деятельность производство (цех, участок).

2.3.4. В разделе "Организационная структура" приводят перечень подразделений, входящих в состав производства (цеха, участка) и непосредственно подчиненных руководителю производства (цеха, участка) и его заместителям.

В разделе также перечисляются отдельные работники, непосредственно подчиненные руководителю производства (цеха, участка) или его заместителям.

Если организационная структура производства (цеха) сложна, то допускается ее оформлять в виде приложения к положению о производстве (цехе, участке). В этом случае в разделе указывают, что организационная структура производства (цеха) приведена в приложении к положению.

2.3.5. В разделе "Имущества и средства" следует указать, какие основные фонды и оборотные средства, а также другие материальные ценности и финансовые ресурсы закреплены за производством (цехом, участком).

Кроме того, в разделе необходимо указать, какие фонды (материального поощрения, социального развития и др.) формирует производство (цех, участок).

2.3.6. В разделе "Производственно-хозяйственная деятельность" должно быть отражено содержание деятельности производства (цеха, участка) как единого целого в обеспечение возложенных на производство (цех, участок) основных задач.

Содержание деятельности производства (цеха, участка) следует излагать в виде функций и подфункций по направлениям.

Например, в области производства, планирования, материально-технического снабжения, труда и заработной платы, кадров и социального развития коллектива, финансов, учета и отчетности и т.д.

При изложении функций и подфункций следует придерживаться формулировок, приведенных в общесоюзных и отраслевых организационно-распорядительных документах и НТД.

Задачи и функции подразделений, входящих в производство (цех), а также обязанности работников, непосредственно подчиненных начальнику производства (цеха) или его заместителям, приводят в положениях об этих подразделениях (должностных инструкциях работников).

2.3.7. В разделе "Управление" необходимо дать характеристику системы управления производством (цехом, участком), где следует указать:

принципы, на основе которых построено управление производством (цехом, участком);

основания для функционирования должностных лиц и подразделений.

Например: "Начальник производства устанавливает компетенцию своих заместителей...", "Цехи, входящие в состав производства, действуют на основе положений об этих цехах..." и т.д.;

основы организации работы общественных организаций и их взаимоотношений с администрацией производства (цеха, участка);

методы руководства производством (цехом, участком) в целом и его подразделениями (порядок планирования, отчетности, оценки деятельности и т.д.);

НТД и организационно-распорядительные документы предприятия, которые распространяются на производство (цех, участок).

Например: "Коллективный договор", "Правила внутреннего трудового распорядка" и т.д.

Допускается введение и других необходимых пунктов, конкретизирующих и уточняющих систему управления производством (цехом, участком).

2.3.8. В разделе "Начальник производства (цеха, участка)" необходимо указать:

должностные обязанности начальника производства (цеха, участка) в обеспечение выполнения задач и функций, возложенных на производство (цех, участок);

что должен знать начальник производства (цеха, участка).

Раздел следует разрабатывать в соответствии с квалификационной характеристикой начальника, с учетом условий работы производства (цеха, участка).

В случае, когда на предприятии действует единая "Общая должностная инструкция начальнику самостоятельного структурного подразделения в части административного руководства подразделением", в разделе положений о цехе и участке приводят только те пункты, которые необходимы, но которых нет в "Общей должностной инструкции".

2.3.9. В разделе "Права" необходимо указать, что нрава производства (цеха, участка) осуществляются его начальником и по установленному должностными инструкциями распределению обязанностей другими работниками производства (цеха, участка).

Права необходимо излагать в следующем порядке:

по отношению к вышестоящим руководителям;

по отношению к подразделениям и отдельным работникам производства (цеха, участка);

по утверждению, согласованию (визированию) или подписи документов.

Если права осуществляются совместно или по согласованию с профсоюзным органом или трудовым коллективом, то на это следует указать.

В случае действия на предприятии "Общей должностной инструкции начальнику структурного подразделения в части административного руководства подразделением", в разделе положений о цехе, участке пишутся только те пункты, которые необходимы, но которых нет в "Общей должностной инструкции".

Объем прав должен обеспечивать выполнение возложенных на производство (цех, участок) задач и функций, а также обязанностей, возложенных на начальника производства (цеха, участка).

2.3.10. В разделе "Ответственность" следует указать, что начальник производства (цеха, участка) несет ответственность за всю деятельность производства (цеха, участка) в целом. При этом необходимо конкретизировать и уточнить наиболее существенные виды ответственности начальника.

Например, ответственность за невыполнение задач и функций, возложенных на производство (цех, участок), и своих обязанностей; ответственность за неправильность и неполноту использования предоставленных начальнику прав и т.д.

Примечание. Для производства (цеха, участка), перешедшего на хозяйственный расчет, необходимо указать, что уплата штрафов, неустоек и иных санкций, установленных положением о хозрасчете производства (цеха; участка), производятся за счет хозрасчетного дохода (прибыли) коллектива производства (цеха, участка).


В случае действия на предприятии "Общей должностной инструкции начальнику самостоятельного структурного подразделения в части административного руководства подразделением", в разделе положений о цехе и участке пишутся только те пункты, которые необходимы, но которых нет в "Общей должностной инструкции".

Завершающим пунктом раздела должен быть пункт, устанавливающий, что ответственность других работников производства (цеха, участка) определяется их должностными инструкциями.

2.4. Положения об отделах, лабораториях, бюро

2.4.1. Положения об отделах (в том числе тематических в НИИ, КБ), об отделах и лабораториях в составе отделений, о самостоятельных лабораториях, самостоятельных бюро, о бюро в составе производств и цехов должны включать в себя следующие разделы:

1) общие положения;

2) основные задачи;

3) организационная структура;

4) функции;

5) начальник отдела (лаборатории, бюро);

6) права;

7) ответственность.

Примечание. В необходимых случаях, например, когда подразделение переведено на хозяйственный расчет, дополнительно после раздела "Организационная структура" вводится раздел "Имущество и средства", который излагают в соответствии с п.2.4.8.

2.4.2. В разделе "Общие положения" приводят:

полное наименование и административную непосредственную подчиненность отдела (лаборатории, бюро);

уровень хозяйственной самостоятельности отдела (лаборатории, бюро);

правовые, организационно-распорядительные и нормативно-технические документы, которыми руководствуется в своей работе отдел (лаборатория, бюро);

должность руководителя, возглавляющего отдел (лабораторию, бюро), порядок его назначения, утверждения на должность и освобождения от должности;

порядок разработки, согласования и утверждения положения об отделе (лаборатории, бюро) и его штатного расписания;

порядок планирования, отчетности и оценки деятельности отдела (лаборатории, бюро);

виды оборудования или конкретное оборудование, находящееся в ведении отдела (лаборатории, бюро).

Примечание. Если в положении об отделе (лаборатории, бюро) есть раздел "Имущество и средства", то пункт, касающийся наличия оборудования, в разделе "Общие положения" не приводят.


В положениях о подразделениях управления предприятием в разделе "Общие положения" допускается введение пунктов, определяющих:

уровень централизации по функциям или подфункциям управления, реализуемых подразделением;

объект управления структурным подразделением и область административного или функционального управления этим объектом.

В раздел допускается введение и других необходимых пунктов, конкретизирующих и уточняющих статус отдела (лаборатории, бюро), если эти пункты по своему содержанию не могут быть внесены в другие разделы положения.

2.4.3. В разделе "Основные задачи" приводят перечень основных задач, характеризующих целевое назначение и основные направления деятельности отдела (лаборатории, бюро).

Раздел следует строить таким образом, чтобы каждой основной задаче соответствовала определенная группа функций из раздела "Функции".

Формулировка основных задач должна раскрывать то, ради чего создан и осуществляет свою деятельность отдел (лаборатория, бюро).

2.4.4. В разделе "Организационная структура" перечисляют секторы и бюро, входящие в состав отдела (лаборатории).

В положениях о самостоятельных бюро, а также, при необходимости, в положениях об отделах (лабораториях) допускается перечисление обособленных групп работников, осуществляющих определенные функции.

В разделе также перечисляются отдельные работники, непосредственно подчиненные начальнику отдела (лаборатории) или его заместителям.

Если в составе самостоятельного бюро нет обособленных групп работников, раздел "Организационная структура" в положение о бюро не включается.

2.4.5. В разделе "Функции" должно быть отражено содержание деятельности отдела (лаборатории, бюро) в обеспечение возложенных на отдел (лабораторию, бюро) основных задач.

Содержание деятельности подразделения следует излагать одним из следующих способов (по выбору разработчика):

по структурным звеньям (секторам, бюро, группам) подразделения, излагая функции сначала одного структурного звена, затем другого и т.д. Сквозные для всех структурных звеньев работы излагаются под заголовком "Общие функции";

в соответствии с технологической последовательностью выполняемых работ.

Например, сначала описываются функции по сбору, обработке и анализу материалов, затем - по планированию работ, по их проведению, по контролю за их ходом и т.д.;

по объектам деятельности подразделения.

Например, по видам обрабатываемых изделий, материалов; в области нормирования труда рабочих; в области организации заработной платы и т.д.

При изложении функций и подфункций следует придерживаться формулировок, приведенных в общесоюзных и отраслевых организационно-распорядительных документах.

Обязанности работников, непосредственно подчиненных начальнику отдела (лаборатории) или его заместителям, приводить не следует, так как эти обязанности излагают в должностных инструкциях работников.

2.4.6. В разделе "Начальник отдела (лаборатории, бюро)" необходимо указать:

должностные обязанности начальника отдела (лаборатории, бюро) в обеспечение выполнения задач и функций, возложенных на отдел (лабораторию, бюро);

что должен знать начальник отдела (лаборатории, бюро).

Раздел следует разрабатывать в соответствии с квалификационной характеристикой начальника, с учетом условий работы отдела (лаборатории, бюро).



В случае, когда начальник отдела является заместителем директора или главного инженера и в его компетенцию входят не только вопросы отдела, раздел "Начальник отдела" состоит только из одного пункта:

"Отдел возглавляет заместитель директора (главного инженера) - начальник отдела, действующий на основании своего должностного положения, разработанного и утвержденного в установленном порядке".

2.4.7. В содержании раздела "Права" необходимо указать, что права отдела (лаборатории, бюро) осуществляются его начальником и по установленному должностными инструкциями распределению обязанностей другими работниками отдела (лаборатории, бюро).

Права необходимо излагать в следующем порядке:

связанные с представительством в других объединениях, предприятиях, организациях;

по отношению к вышестоящим руководителям;

по отношению к другим структурным подразделениям предприятия;

по отношению к структурным звеньям (секторам, бюро, группам) и отдельным работникам отдела (лаборатории, бюро);

по утверждению, согласованию (визированию) или подписи документов.

Если права осуществляются совместно или по согласованию с профсоюзным органом или трудовым коллективом, то на это следует указать.

В случае, когда на предприятии действует единая "Общая должностная инструкция начальнику самостоятельного структурного подразделения в части административного руководства подразделением", в разделе приводят только те пункты, которые необходимы, но которых нет в "Общей должностной инструкции".

Объем прав должен обеспечивать выполнение возложенных на отдел (лабораторию, бюро) задач и функций, а также обязанностей, возложенных на начальника отдела (лаборатории, бюро).

2.4.8. В разделе "Ответственность" следует указать, что начальник отдела (лаборатории, бюро) несет ответственность за всю деятельность отдела (лаборатории, бюро) в целом. При этом необходимо конкретизировать и уточнить наиболее существенные виды ответственности начальника.

Например, ответственность за невыполнение задач и функций, возложенных на отдел (лабораторию, бюро), и своих обязанностей; ответственность за неправильность и неполноту использования предоставленных начальнику прав и т.д.

Примечание. Для отдела (лаборатории, бюро), перешедшего на хозяйственный расчет, необходимо указать, что уплата штрафов, неустоек и иных санкций, установленных положением о хозрасчете отдела (лаборатории, бюро), производится за счет хозрасчетного дохода (прибыли) коллектива отдела (лаборатории, бюро).


В случае, когда на предприятии действует единая "Общая должностная инструкция начальнику самостоятельного структурного подразделения в части административного руководства подразделением", в разделе приводят только те пункты, которые необходимы, но которых нет в "Общей должностной инструкции".

Завершающим пунктом раздела должен быть пункт, устанавливающий, что ответственность других работников отдела (лаборатории, бюро) определяется их должностными инструкциями.

3. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПОЛОЖЕНИЯМ

3.1. Каждое положение о структурной единице (о филиале, о структурном подразделении) в качестве обязательного приложения должно иметь "Схему подчиненности структурных звеньев". При этом должно приводиться полное наименование структурной единицы (филиала, структурного подразделения).

Например: "Схема подчиненности структурных звеньев Приборостроительного завода производственного объединения "Волга", "Схема подчиненности структурных звеньев отдела главного технолога" и т.д.

3.2. Положения о структурных единицах (филиалах), а также положения об отделениях, производствах и цехах, состоящих из значительного количества структурных звеньев, имеют в качестве приложения "Организационную структуру структурной единицы" (филиала, отделения, производства, цеха). Организационная структура составляется в виде таблиц и утверждается одновременно с положением о структурной единице (филиале, отделении, производстве, цехе).

3.3. В необходимых случаях к положению о структурном подразделении может прилагаться документ, регламентирующий основные взаимосвязи между данным структурным подразделением и другими подразделениями или должностными лицами объединения (предприятия).

3.4. На "Схеме подчиненности структурных звеньев" следует отразить в графической форме:

подразделения, входящие в состав структурной единицы (филиала, структурного подразделения);

связи административного подчинения этих подразделений.

3.4.1. На "Схеме подчиненности структурных звеньев" допускается при необходимости изображать секторы и несамостоятельные бюро в составе подразделений, а также показывать должности, непосредственно подчиненные руководителю.

3.4.2. Допускается при необходимости изображать связи функционального подчинения структурных звеньев.

3.4.3. "Схему подчиненности структурных звеньев" оформляют на листе произвольного формата.

Структурные звенья рекомендуется изображать в виде прямоугольников, расположенных в иерархическом порядке, со следующими соотношениями между сторонами, приведенными в табл.1.

Таблица 1

Соотношение сторон прямоугольника

Схема подчиненности структурных звеньев структурной единицы, филиала

Схема подчиненности структурных звеньев отделения, производства

Схема подчиненности структурных звеньев структурного подразделения

Горизонтальная сторона

Вертикальная сторона

Директор, начальник

Начальник отделения, начальник производства

Главный инженер

Заместитель директора,
начальник отделения,
начальник производства

Заместитель начальника отделения,
заместитель начальника производства

Начальник отдела, цеха, самостоятельной лаборатории, бюро, участка

Заместитель главного инженера

Отдел, цех, самостоятельные лаборатории, бюро, участок

Заместитель начальника

Отдел, цех, самостоятельные: лаборатория, бюро, участок; работник, непосредственно подчиненный директору (начальнику) или главному инженеру

Сектор, лаборатория, бюро, участок; работник, непосредственно подчиненный начальнику отделения (производства)

Сектор, лаборатория, бюро, участок; работник, непосредственно подчиненный начальнику

Сектор, лаборатория, бюро, участок

3.4.4. Наименования структурных звеньев должны точно соответствовать наименованиям, установленным действующими отраслевыми организационно-распорядительными документами и НТД, а также соответствовать наименованиям в утвержденной организационной структуре предприятия, объединения.
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Фундаментом организационной деятельности любого учреждения являются организационно-правовые документы. Они регламентируют статус организации, ее структуру, штатную численность, должностной состав, а также определяют права, обязанности, ответственность и порядок взаимодействия ее обособленных, структурных подразделений и должностных лиц.

В данной статье мы подробно остановимся на таком организационно-правовом документе, как положение.

Наша справка

К организационно-правовым документам относятся:

  • устав;
  • учредительный договор;
  • положение об организации;
  • положения о структурных, обособленных подразделениях, о коллегиальном (совещательном) органе организации и т.д.;
  • регламент;
  • штатное расписание;
  • инструкция;
  • должностная инструкция;
  • правила внутреннего трудового распорядка и др.

Все организационно-правовые документы подлежат утверждению либо вышестоящей организацией, либо руководителем или коллегиальным органом (если он есть) - советом директоров, собранием акционеров и т.п. Все нормы, содержащиеся в этих документах, обязательны для исполнения.

Виды положений

Наш словарик

Положение - это организационно-правовой документ, регламентирующий порядок образования, права, обязанности, ответственность и организацию работы структурного подразделения (должностного лица, совещательного или коллегиального органа), а также его взаимодействие с другими подразделениями и должностными лицами.

В коммерческой организации могут действовать несколько видов положений:

  • Положение об организации;
  • положения о структурных подразделениях, например Положение о бухгалтерии или Положение об отделе кадров;
  • положения, определяющие деятельность комиссии или группы, например Положение об экспертной архивной комиссии;
  • положения, регламентирующие работу должностных лиц, например Положение о генеральном директоре;
  • положения, регулирующие организационные отношения по какому-либо конкретному вопросу, например Положение об аттестации работников или положение о работе с заявлениями и претензиями физических лиц.

Практическая польза положений состоит в том, что в них максимально конкретно прописано, кто и что должен делать, какие задачи выполнять и за что нести ответственность. В свою очередь, это значительно облегчает контроль за выполнением поручений руководителя. Когда два отдела организации «перебрасывают» друг на друга выполнение какой-либо задачи, затягивая ее решение, и не могут договориться между собой, кто и что будет делать, помогут разобраться положения о подразделениях. Поэтому дальновидные руководители обычно лично заинтересованы в том, чтобы было подготовлено положение об их отделе и чтобы оно было настолько подробным, насколько это возможно.

Самый простой пример: отдел хочет сдать в архив неоформленные документы - в скоросшивателях или вовсе россыпью. Документы не отсортированы и неизвестно, к каким делам они относятся. Начальник отдела настаивает на том, что разбирать эти документы и формировать их в дела должен секретарь. Секретарь же, открыв Положение об архиве, обращает внимание начальника на то, что в архив принимаются документы, сформированные в дела в соответствии с номенклатурой дел. Это внутрикорпоративный закон, и с ним приходится считаться.

Обратите внимание

Такие документы, как Положение об аттестации, Положение о работе с претензиями и др., по сути являются пошаговыми руководствами к действию: в них подробно описан каждый этап решения той или иной задачи.

Положение о структурном подразделении

Положения о структурных подразделениях, пожалуй, самая распространенная и востребованная разновидность положений. Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их разработки законодательно не установлены, каждая организация самостоятельно решает, какие вопросы деятельности конкретного подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах. Основные разделы стандартного Положения о подразделении представлены в таблице.

Основные разделы Положения о подразделении и их содержание

Раздел положения

Общие положения

  • полное наименование структурного подразделения (далее - СП);
  • наименование, номер, дата правового акта, на основании которого создано СП;
  • нормативные документы, которыми СП руководствуется в своей деятельности;
  • кто возглавляет СП;
  • кому подчиняется СП;
  • порядок назначения и освобождения от должности руководителя СП;
  • наличие печати

Основные задачи

Задачи, для решения которых создано и работает СП

Конкретные виды работ, выполняемые СП в рамках решения своих основных задач

Права и обязанности

Права и обязанности руководителя и работников СП при выполнении своих функций

Ответственность

Виды ответственности, которую может понести руководитель и работники СП в случае невыполнения своих обязанностей (дисциплинарная, административная, а в некоторых случаях и уголовная)

Взаимоотношения

Порядок взаимодействия СП с другими подразделениями организации: в какой форме осуществляется, какие документы при этом создаются и т.д.

Реквизиты положения

При подготовке положения оформляются следующие реквизиты документа:

  • наименование организации;
  • наименование вида документа;
  • заголовок к тексту;
  • дата документа;
  • регистрационный номер документа;
  • место составления или издания документа;
  • гриф утверждения документа;
  • текст документа;
  • визы согласования документа.

Рассмотрим подробнее особенности оформления этих реквизитов в положениях.

  • Наименование организации. Название организации-автора указывается согласно учредительным документам. Если в этих документах наряду с полным имеется и сокращенное наименование, то оно также указывается (Пример 1). Наименования на языках субъектов Российской Федерации или на иностранных языках указываются ниже наименования на русском или справа от него на одном уровне.

Авторами положения могут быть две и более организации (например, если создается Положения о взаимоотношениях). В этом случае наименования организаций располагаются на одном уровне (если речь идет о компаниях, не подчиненных друг другу), как в Примере 2, и на разных уровнях (если одно учреждение подчинено другому).

  • Наименование вида документа. Данный реквизит печатается прописными буквами: ПОЛОЖЕНИЕ, точка после него не ставится.
  • Заголовок к тексту. Набирается с новой строки и отвечает на вопросы: о чем (о ком)? (см. варианты расположения реквизита в Примерах 1 и 2).
  • Дата документа. Датой документа является дата его утверждения. Она проставляется в соответствующем поле утверждающим должностным лицом. Если положение подписывается двумя и более организациями, то его датой будет дата последнего утверждения (см. Пример 2).
  • Место составления или издания документа. Этот реквизит оформляется в том случае, если место издания положения нельзя определить по наименованию организации. Так, например, для ЗАО «Томские коммунальные системы» заполнять его не требуется, в отличие от ОАО «Средневолжская строительная компания». Если в первом случае ясно, где находится предприятие, то по второму наименованию точное местонахождение организации определить невозможно.

С другой стороны, если документ издается филиалом ЗАО «Томские коммунальные системы», расположенном в районном центре Томской области, то именно этот районный центр и будет указан в качестве места составления документа (см. Пример 1).

  • Гриф утверждения документа. Обычно положения утверждаются руководителем организации. Но в рамках своей компетенции и при наличии соответствующих полномочий это может сделать и другое должностное лицо. Например, Положение о делопроизводстве по обращениям граждан может утвердить и административный директор. Гриф утверждения в положении состоит из слова УТВЕРЖДАЮ, наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения (см. Пример 1).

Кроме того, положение может быть утверждено распорядительным документом - обычно приказом по основной деятельности. В этом случае гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕНО, наименования утверждающего документа (в творительном падеже), его даты и номера (см. Пример 2).

Пример 1

Верхняя часть положения, изданного филиалом организации

Пример 2

Верхняя часть положения, утвержденного двумя организациями

ПОЛОЖЕНИЕ

о взаимоотношениях организаций

26.05.2014 № 6/24-Пол

  • Текст документа. Текст положения для удобства делится на разделы, каждому из которых присваивается порядковый номер. Все положения раздела также нумеруются. Это делается для того, чтобы можно было легко сослаться на ту или иную норму положения (см. Пример 5).
  • Визы согласования документа. Положение подлежит обязательному согласованию со всеми заинтересованными должностными лицами. Удобно оформить к положению лист согласования, который будет являться неотъемлемой частью документа. Виза состоит из слова СОГЛАСОВАНО, должности лица, с которым согласован документ, личной подписи, ее расшифровки и даты согласования.

Если согласование осуществляют документом, то гриф согласования включает в себя слово СОГЛАСОВАНО, наименование документа, его дату и номер. Заполненный лист согласования подписывается и датируется (см. оба варианта в Примере 3).

Пример 3

Лист согласования к положению

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
к Положению о подготовке и передаче документов в архив

19.06.2014 № 5-П/2014

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания экспертной комиссии
ООО «Пристань»
от 16.06.2014 № 3

СОГЛАСОВАНО
Административный директор
Васильев Н.К. Васильев
17.06.2014

СОГЛАСОВАНО
Начальник юридического отдела
Лапшина Т.А. Лапшина
18.06.2014

Положение разработано. Что дальше?

С утвержденным положением в обязательном порядке следует ознакомить всех заинтересованных работников предприятия: если это положение об отделе, то всех работников отдела; если положение о работе с претензиями - всех, кто работает с претензиями, и т.п. Каждый новый работник организации в свой первый рабочий день должен изучить все положения и инструкции, по которым ему придется работать.

Виза ознакомления оформляется по аналогии с визой согласования, но выполняется собственноручно: работник пишет «Ознакомлен» или более подробно «С Положением о премировании ознакомлен», указывает свою должность, расписывается, расшифровывает подпись и указывает дату ознакомления.

Кстати

Вопрос о том, где писать данные об ознакомлении с документом, решается по-разному. Можно оформить лист ознакомления с документом, который подшивается к положению. Когда будет заполнен один лист, нужно подшить другой и т.д.
Визы ознакомления с положениями, касающимися трудовых отношений с персоналом, могут вписываться прямо в трудовой договор с работником еще до его подписания.

Положение является бессрочным документом и действует с момента своего утверждения до отмены или замены новым. Периодически (раз в несколько лет) положение нужно пересматривать и при необходимости вносить в него актуальные изменения. Отмена положения, его замена или внесение в него изменений производятся приказом по основной деятельности (Пример 4).

Пример 4

Приказ об отмене действующего положения и утверждении нового

Общество с ограниченной ответственностью «Гибралтар»
(ООО «Гибралтар»)

ПРИКАЗ

27.06.2014 № 33

г. Москва

В связи с изменением штатной структуры ООО «Гибралтар»

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Отменить действующее Положение об отделе рекламы ООО «Гибралтар» с 01.07.2014.
  2. Утвердить и ввести в действие Положение об управлении маркетинга ООО «Гибралтар» с 01.07.2014 (Приложение 1).
  3. Начальнику отдела кадров Ивановой Р.А. ознакомить работников с настоящим приказом под роспись до 30.06.2014.
  4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Генеральный директор Владимиров П.А. Владимиров

В соответствии со ст. 50 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, отмененное положение хранится в архиве организации постоянно.

Положение о секретариате

В завершение приведем пример Положения о секретариате негосударственной организации (Пример 5).

Пример 5

Положение о секретариате

Общество с ограниченной ответственностью «Перекресток»
(ООО «Перекресток»)

ПОЛОЖЕНИЕ
о секретариате

14.07.2014 № 7/25-Пол

г. Москва

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Секретариат является структурным подразделением Общества с ограниченной ответственностью «Перекресток» (далее - Организация).

1.2. Создание, реорганизация и ликвидация секретариата проводятся по решению генерального директора Организации и оформляются приказом по основной деятельности.

1.3. Руководство секретариатом осуществляет начальник секретариата.

1.4. Начальник секретариата подчиняется непосредственно генеральному директору Организации, назначается и освобождается от должности его приказом.

1.5. В своей деятельности секретариат руководствуется:

1.5.1. Законодательством в сфере информации и документации.

1.5.2. Нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации, Госстандарта России и Росархива по вопросам документационного обеспечения управления и архивного хранения документов.

1.5.3. Уставом Организации.

1.5.4. Приказами и распоряжениями генерального директора Организации.

1.5.5. Инструкцией по делопроизводству Организации.

1.5.6. Другими нормативными актами и методическими документами по организации документационного, организационного и информационно-справочного обеспечения управления.

1.5.7. Настоящим Положением.

2. СТРУКТУРА СЕКРЕТАРИАТА

2.1. В состав секретариата входят:

2.1.1. Помощник генерального директора.

2.1.2. Секретарь заместителя генерального директора.

2.1.3. Секретарь главного инженера.

2.1.4. Офис-менеджер.

2.1.5. Курьер.

2.2. Обязанности работников секретариата устанавливаются должностными инструкциями.

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЕКРЕТАРИАТА

3.1. Основными задачами секретариата являются:

3.1.1. Документационное обеспечение работы руководства Организации: генерального директора, его заместителя, главного инженера (далее - Руководство), а также коллегиального органа Организации - Собрания учредителей.

3.1.2. Организационное обеспечение работы Руководства Организации.

3.1.3. Справочно-информационное обеспечение работы Руководства Организации.

4. ФУНКЦИИ СЕКРЕТАРИАТА

4.1. Секретариат выполняет следующие функции:

4.1.1. Проводит обработку входящих, исходящих и внутренних документов Организации.

4.1.2. Осуществляет прием, передачу и учет факсограмм, телефонограмм, телеграмм, электронных сообщений, поступающих в адрес Руководства Организации и отправляемых от его имени.

4.1.3. Принимает, рассматривает и представляет на рассмотрение документы, поступающие в адрес Руководства Организации.

4.1.4. Осуществляет контроль правильности оформления документов, представляемых на подпись Руководству Организации.

4.1.5. Готовит по поручению Руководства Организации проекты отдельных приказов, распоряжений, служебных писем, справок и других документов, согласовывает их с руководителями структурных подразделений и иными должностными лицами и специалистами.

4.1.6. Осуществляет редактирование документов по поручению Руководства.

4.1.7. Обеспечивает распечатку, сканирование и оперативное размножение документов, используемых в деятельности Руководства Организации.

4.1.8. Обеспечивает учет и своевременную регистрацию документов, их сохранность.

4.1.9. Организует рациональный документооборот и контроль движения документов в Организации.

4.1.10. Контролирует правильность оформления документов и обеспечивает методическую и организационную помощь работникам Организации в оформлении документов.

4.1.11. Обеспечивает формирование дел секретариата в соответствии с утвержденной номенклатурой дел, их хранение, своевременную передачу дел на архивное хранение и выделение к уничтожению дел и документов с истекшими сроками хранения.

4.1.12. Организует планирование рабочего дня Руководства Организации.

4.1.13. Осуществляет телефонное обслуживание Руководства и работников Организации.

4.1.14. Составляет проекты планов работы Собрания учредителей Организации.

4.1.15. Готовит материалы к заседаниям Собрания учредителей Организации, обеспечивает их своевременную рассылку заинтересованным организациям и лицам.

4.1.16. Проводит своевременное информирование о проведении заседаний Собрания учредителей Организации.

4.1.17. Осуществляет подготовку и организует проведение оперативных совещаний, заседаний у Руководства Организации.

4.1.18. Проводит мероприятия по материально-техническому обеспечению заседаний и совещаний, проводимых Руководством Организации.

4.1.20. Осуществляет контроль выполнения решений Собрания учредителей Организации.

4.1.21. Организует прием посетителей Руководством и работниками Организации.

5. ПРАВА СЕКРЕТАРИАТА

5.1. Начальник секретариата имеет право:

5.1.1. Участвовать в установленном порядке в приеме и увольнении работников секретариата.

5.1.2. По согласованию с Руководством Организации осуществлять подбор, расстановку и перемещение работников секретариата.

5.1.3. Распределять работу между работниками секретариата.

5.1.4. Представлять работников секретариата к поощрению, а также вносить предложения о привлечении их к дисциплинарной ответственности.

5.1.5. Вносить предложения по изменению структуры и штата секретариата.

5.1.6. Вносить Руководству Организации предложения по совершенствованию работы секретариата.

5.1.7. Вести переписку по вопросам деятельности секретариата.

5.2. Работники секретариата имеют право:

5.2.1. Получать в установленном порядке от других структурных подразделений Организации необходимую для работы информацию.

5.2.2. Требовать от руководителей структурных подразделений и работников Организации своевременного представления документов и информации Руководству Организации.

5.2.3. По поручению Руководства Организации привлекать работников других структурных подразделений для подготовки проектов приказов, распоряжений и других документов.

5.2.4. Возвращать на доработку работникам Организации проекты документов, оформленные ими с нарушением действующих норм и правил.

5.2.5. Вносить предложения по совершенствованию работы секретариата.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ СЕКРЕТАРИАТА С ДРУГИМИ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ

6.1. Секретариат представляет Руководству Организации:

6.1.1. Поступившую корреспонденцию на рассмотрение.

6.1.2. Проекты документов на рассмотрение и подписание.

6.1.3. Служебные записки, предложения, справки, информационные и иные материалы от структурных подразделений и должностных лиц Организации на рассмотрение.

6.2. Секретариат получает от Руководства Организации:

6.2.1. Поступившие из других организаций документы с резолюцией Руководства.

6.2.2. Предложения, служебные записки, справки структурных подразделений Организации с резолюцией Руководства.

6.2.3. Подписанные приказы, распоряжения, протоколы, письма и другие документы.

6.2.4. Утвержденные нормативные документы.

6.2.5. Утвержденные планы работы структурных подразделений и коллегиального органа Организации.

6.3. Секретариат направляет в структурные подразделения Организации:

6.3.1. Копии приказов (выписки из приказов) на исполнение.

6.3.2. Копии протоколов (выписки из протоколов) заседаний Собрания учредителей Организации на исполнение.

6.4. Секретариат получает от структурных подразделений Организации:

6.4.1. Проекты служебных писем.

6.4.2. Проекты приказов и распоряжений.

6.4.3. Информационные и справочные материалы.

6.5. Секретариат направляет в другие организации деловые письма, информационные материалы.

6.6. Секретариат получает от других организаций деловые письма, информационные материалы.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЕКРЕТАРИАТА

7.1. Работники секретариата несут ответственность:

7.1.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение функций, возложенных на них должностными инструкциями;

7.1.2. Неисполнение или нарушение требований и норм действующего законодательства при подготовке и оформлении документов;

7.1.3. Достоверность отчетных данных, сведений и других материалов, подготавливаемых в секретариате и представляемых Руководству Организации и/или руководству структурных подразделений Организации;

7.1.4. Утрату и порчу дел и документов;

7.1.5. Несоблюдение условий хранения дел и документов;

7.1.6. Утрату и порчу печатей и штампов.

7.2. Начальник секретариата несет ответственность:

7.2.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него функций и обязанностей;

7.2.2. Рациональную расстановку работников секретариата и организацию их труда;

7.2.3. Организацию повышения деловой квалификации работников секретариата;

7.2.4. Состояние трудовой дисциплины в секретариате;

7.2.5. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности работниками секретариата.

В любой организации, будь то бюджетная или коммерческая структура, часто возникает вопрос разграничения ответственности не только между сотрудниками, но и между структурными звеньями. Положение об отделе отвечает на вопрос о том, зачем сформировано в компании данное подразделение, какие у него цели, задачи, права. Это позволяет упорядочивать работу всего предприятия, разрешать возникающие разногласия, определять ответственность.

О регламенте

С какой целью создают положения об отделах предприятия? Основная задача данного документа — это наиболее полно описать место отдела (службы, сектора) в компании, а также его состав, статус и порядок взаимодействия с внешними и внутренними контрагентами.

Благодаря четко изложенному описанию целей сотрудники намного лучше понимают стратегию предприятия, вклад своего структурного подразделения в общие достижения.

Положение об отделе имеет статус организационно-правового документа. Основная его роль заключается в том, что наряду со структурой и штатным расписанием он регламентирует полноту функций, приоритетность вопросов, ареал ответственности, порядок управления подразделением в компании. Например, положение об отделе кадров описывает, за какие задачи по работе с личным составом оно отвечает, кто может занимать должность руководителя, какими правами наделен начальник и так далее.

Как правильно создавать положение?

Если в компании много структурных единиц, то рекомендуют разработать шаблон. Типовой документ послужит основанием для написания других документов. Например, можно сначала создать положения об отделах администрации, а согласовав их структуру и оформление, приступить к созданию аналогичных документов по остальным подразделениям и филиалам.

Типовое положение об отделе положение можно использовать как стандарт, заложив в него правильное оформление. В этом случае, все локально-нормативные акты будут сделаны в едином корпоративном стиле. Подобный прием довольно часто используется в работе, особенно если в составе предприятия много структурных звеньев, территориальная разобщенность. Кроме того, создание положений о подразделении на основе типового займет намного меньше времени.

Оформление

Разработка документа должна проходить в соответствии с государственным стандартом 6.30-2003. Для бюджетных и муниципальных предприятий это требование обязательно, а для коммерческих компаний по желанию. Тем не менее, рекомендуется использовать при создании документов организационно-распорядительного характера указанный ГОСТ.

Текст располагают на бланке предприятия, при этом в нем должны быть указаны параметры:

  • Вид документа.
  • Дата и номер.
  • Место составления.

Кроме того, в принятии организационно-правовых документов уровня положения обычно принимают участие несколько должностных лиц в организации, поэтому обязательно отведено место для грифа утверждения и подписей.

Основные блоки

В положении о структурных подразделениях не существует жестко закрепленных разделов, но исходя из целей документа, в него включают следующие части:

  1. Общие положения.
  2. Функции.
  3. Задачи.
  4. Структура.
  5. Ответственность.
  6. Взаимодействия.

В первом разделе нужно отразить полное и, если имеется, сокращенное название подразделения. Здесь перечисляют, кто вправе создавать и ликвидировать отдел, какими правовыми и локальными регламентами руководствуется в своей работе. Отражается порядок назначения руководителей структурной единицы и освобождение его от работы.

Специфичные наименования работ в рамках задач перечисляют в части документа под названием «Функции». В этом разделе дают описание в виде рабочих операций производственному процессу отдела. Например, положение об отделе кадров в части функций будет содержать такую формулировку «обеспечивает выдачу справок о заработной плате» и так далее.

Во третьем блоке перечисляют только крупные задачи отдела, которые он решает в рамках своего направления деятельности.

В разделе «Структура» отражают место отдела в компании, подчиненность. Особенно это важно, когда предприятие имеет разветвленное устройство с филиалами и обособленными подразделениями.

В четвертом блоке документа обязательно очерчиваются границы, в рамках которых отделение нечет ответственность за свои действия. Она может быть дисциплинарной, уголовной, административной. Соответственно, описывают степень вины руководителя данного структурного подразделения.

Весьма важно разъяснить в пятом разделе положения с кем, в каких случаях и по каким вопросам производится взаимодействие отдела. Таким образом, структурные единицы связывает отчетность, потоки информации.

Помимо перечисленных блоков, предприятия вправе дополнять документ другими требуемыми разделами информации.

Положение об отделе - это важный документ, который прививает правильное понимание целей и задач, вводит понятный порядок работы, определяет ответственность.

Положение – правовой акт, определяющий порядок образования, правовое положение, права и обязанности, организацию деятельности государственных органов, организаций, учреждений, структурных подразделений. Виды положений:

Положение об организации (было рассмотрено в предыдущем вопросе);

Положения о структурных подразделениях организации,

Положения о коллегиальных (совещательных) органах,

Положение о персонале.

Положение об организации – правовой акт, определяющий статус организации, ее задачи и функции, права, ответственность, порядок деятельности.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Положение об организации относится к учредительным документам. В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Положение о структурном подразделении – это правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и ответственность структурных подразделений.

Представительства и филиалы являются обособленными подразделениями юридического лица, расположенными вне места его нахождения. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Положения о подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений. При наличии типового положения индивидуальные разрабатываются на его основе.

Структура положения:

Не существует нормативно установленных требований к содержанию положения о подразделении. Текст положения о подразделении может включать следующие разделы:

В разделе "Общие положения" указываются полное официальное наименование подразделения, дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создано и действует подразделение, чем руководствуется подразделение в своей деятельности, кем возглавляется и кому подчиняется, порядок назначения и освобождения от должности руководителя подразделения, наличие у подразделения печати.

Раздел "Основные задачи" – это перечень проблем, решаемых подразделением и определяющих характер и направления деятельности подразделения.

В разделе "Функции" перечисляются действия или виды работ, которые должно выполнять подразделение для осуществления поставленных перед ним задач. Функции должны полностью отражать специфику деятельности подразделения.

В разделе "Права и обязанности" перечисляются действия, которые обязано осуществлять подразделение в лице его руководителя для выполнения возложенных на него функций.

Раздел "Ответственность" устанавливает виды дисциплинарной, административной и (при необходимости) уголовной ответственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих обязанностей.

В разделе "Взаимоотношения" регламентируются информационные и документационные потоки подразделения; основные документы, создаваемые им; указывается, с какими подразделениями и организациями осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет подразделение; устанавливаются периодичность и сроки представления; в каком порядке и кем рассматриваются возникающие разногласия.

Положения о структурных подразделениях визируются руководителем службы кадров, юристом, заместителем руководителя организации, курирующим данное подразделение, а также руководителем других структурных подразделений, с которыми данное подразделение взаимодействует в работе.

Положения о подразделениях подписываются руководителем подразделения и утверждаются руководителем организации. Положения о подразделениях могут утверждаться распорядительным документом (постановлением, приказом, распоряжением), если одновременно с утверждением документа необходимо дать поручения, связанные с его применением.

Положение о коллегиальном (или совещательном) органе – это правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности и ответственность коллегиальных (или совещательных) органов.

Положения о коллегиальном (или совещательном) органе могут быть типовыми и индивидуальными. При наличии типового положения индивидуальные разрабатываются на его основе.

Не существует нормативно установленных требований к содержанию положения о коллегиальном (или совещательном) органе. Текст положения может включать следующие разделы:

В разделе "Общие положения" указываются полное официальное наименование коллегиального (или совещательного) органа, дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создан и действует орган, чем он руководствуется в своей деятельности, кем возглавляется.

Раздел "Основные задачи" – это перечень проблем, решаемых коллегиальным (или совещательным) органом и определяющих характер и направления его деятельности.

В разделе "Функции" перечисляются действия или виды работ, которые должен выполнять коллегиальный (или совещательный) орган для осуществления поставленных перед ним задач. Функции должны полностью отражать специфику его деятельности.

В разделе "Права и обязанности" перечисляются действия, которые обязан осуществлять коллегиальный (или совещательный) орган в лице его председателя для выполнения возложенных на него функций.

Раздел "Ответственность" устанавливает виды ответственности, которую может нести председатель коллегиального (или совещательного) органа в случае невыполнения органом своих обязанностей.

В разделе "Взаимоотношения" регламентируются основные документы, создаваемые коллегиальным (или совещательным) органом; указывается, с какими подразделениями и организациями осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет; устанавливаются периодичность и сроки представления.

Положения о коллегиальном (или совещательном) органе подписываются председателем и утверждаются руководителем организации. Положения о коллегиальном органе могут утверждаться распорядительным документом, если одновременно с утверждением документа необходимо дать поручения, связанные с его применением.

Положение о персонале – правовой акт, в котором отражаются вопросы профессионального и социального развития трудового коллектива, взаимоотношения с администрацией, права и ответственность администрации и персонала, правила делового поведения (деловой этики) и др.


Похожая информация.


В зависимости от масштабов и специфики деятельности организации, ее отраслевой принадлежности и особенностей управления, требований законодательства и иных факторов в организации могут создаваться структурные подразделения. Такие подразделения могут создаваться как внутри организации (например, отделы, службы, управления и т.д.), так и быть обособленными подразделениями. К последним относятся в том числе филиалы и представительства.

А нужно ли разрабатывать положения о структурных подразделениях и как их составлять, расскажем в нашей консультации.

Обязательно ли Положение о структурных подразделениях организации?

Обязательность утверждения Положения о структурном подразделении зависит от вида такого подразделения.

Например, организация решила создать представительство или филиал. Напомним, что представительство - это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1 ст. 55 ГК РФ). А филиал - это обособленное подразделение юридического лица, которое расположено вне места его нахождения и осуществляет все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Несмотря на то, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами, закон указывает, что действуют они на основании утвержденных им положений (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

А если организация создает новый отдел или организует департамент, нужно ли разрабатывать и утверждать положение о таком структурном подразделении? В этом случае разработка положений отдается на усмотрение самой организации. Однако учитывая, что одними из целей создания структурных подразделений являются совершенствование системы управления и повышение эффективности деятельности организации в целом, разработка таких положений считается целесообразной. Ведь именно в положении можно раскрыть задачи и функции структурного подразделения, его подчиненность и порядок взаимодействия с другими подразделениями и работниками организации, а значит, — создать основу для эффективного функционирования такого подразделения.

Положение о структурном подразделении - образец

Положение о структурном подразделении организации составляется в произвольной форме. Структура Положения о структурном подразделении обычно выглядит так:

  • общие положения;
  • основные задачи и функции структурного подразделения;
  • права и ответственность структурного подразделения;
  • взаимодействие с другими структурными подразделениями организации.

Что касается Положения о филиале, то оно может состоять, в частности, из таких разделов:

  • общие положения;
  • правовой статус филиала;
  • имущество филиала;
  • финансово-хозяйственная деятельность филиала;
  • управление филиалом;
  • контроль финансово-хозяйственной деятельности филиала;
  • бухгалтерский учет и отчетность;
  • трудовые отношения в филиале;
  • прекращение деятельности филиала.

Порядок разработки Положения о структурном подразделении устанавливается самой организацией и зависит от вида такого подразделения. Если в организации создаются филиал или представительство, для этого потребуется решение общего собрания участников, принятое в общем случае большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников ООО (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ ).

Если же речь идет о создании внутреннего структурного подразделения (например, отдела), для этого достаточно решения руководителя организации, если иное не предусмотрено Уставом.

Приведем для Положения о структурном подразделении организации образец его заполнения в случае с отделом бухгалтерии.