Уровень соотношения зарплаты руководителя и работников. Не выше потолка


Разница в зарплате начальника и подчиненного с января 2017 года должна быть строго регламентированной, согласно предельных соотношений, которые установили органы и учредители. Кстати, новые требования коснуться и автономных учреждений, и государственных структур.

Обновления в регламенте заработных плат

Формально, на данный момент так же установлены ограничения, которые должны контролировать разницу между оплатой труда управленцев и работников, но вот по факту его применяют лишь некоторые учреждения. Положение, которое устанавливает системы выплаты заработных плат для сотрудников всех предприятий, будь они государственные или казенные, содержит соотношение зарплат руководителей и работников. Это соотношение установлено, от 1 до 8 , и его необходимо придерживаться всеми предприятиям, которые находятся на федеральном уровне, если они бюджетные или казенные. Но вот автономных учреждений это положение никак не касалось. Субъекты и муниципальные образования также не включены в список компаний, которыми должна соблюдаться разница в зарплате начальника и подчиненного.

Другой нюанс заключается в том, что федеральный уровень предполагает лимиты для управляющих предприятиями, но на остальных начальников он не распространяется. Если говорить о муниципалитете или регионе, то здесь это положение внедрено лучше, но, снова-таки, не всеобъемлюще.

Но с июля месяца прошлого года был принят новый федеральный закон 347, который кардинально изменил сложившуюся ситуацию, и некоторые пункты трудового законодательства. В 145 статье сказано, что разница в зарплате начальника и подчиненного с января 2017 года станет актуальна для всех компаний, и тех, которые являются казенными, и для государственных, и для автономных так же. Спектр действия ограничений тоже расшириться: теперь он распространяется на всех лиц, занимающих управленческие должности. А это заместители, главные бухгалтера, а не только непосредственные начальники.

Что касается установки конкретных значений разницы, то они должны быть установлены органами учредителями. Но нормативные правовые акты установили предельные размеры соотношений зарплат у подчиненных государственных учреждений, и других предприятий:

Все федеральные государственные предприятия подпадают под правительственные нормативные акты;
Что касается государственных фирм, которые подчиняются региональным властям, то здесь зарплата начальника и подчиненного регулируется субъектами России;
Если это муниципальное учреждение, то разработкой нормативных актов занимаются представители органов местного самоуправления.

Четкий проектный документ уже окончательно составлен для федеральных организаций. Что же для них измениться с 1 января 2017 года?

Нововведения для учреждений федерального типа

В новом документе указано, что положение 538, а именно та его часть, где установлена разница в зарплате начальника и подчиненного, действует для всех учреждений федерального типа, даже если остальные части на них не распространяются. Установленные различия между зарплатами остаются такие, как и были раньше, просто теперь к их соблюдению относиться будут намного жестче, и подпадать под их действие будут все федеральные автономные организации. Получается, что соотношение с 1 до 8 остается в силе.

Для того, чтобы получить сумму среднемесячной заработной платы, будут учитываться все направления, откуда были получено финансовое обеспечение, которые имели место при их формировании. Все значения берутся из учета годового периода, что относиться и к руководителям, и к их заместителям, и к главным бухгалтерам.

По поводу первостепенных управленцев имело место принятие особых дополнительных требований. В проекте сказано, что заработная плата начальника федеральной организации должна начисляться таким образом, чтобы она обеспечивала возможность не нарушать предельный уровень соотношений. Получается, что оплата труда управленцев, даже при учете максимальных премиальных начислений, которые они получают за свой труд, должна соответствовать условию о не пересечении установленного лимита. Но это не снимает с руководителя обязанности постоянно стимулировать повышение эффективности работы организаций, и добиваться наилучших характеристик. Положение также же устанавливает, что все премии и прочие материальные поощрения руководитель сможет получать только при наличии соответствующих достижений, высоких коэффициентов производительности, за установленный термин. Они должны положительно оценивать динамику развития предприятия и работу самого управленца в том числе.

И при всем этом, насколько бы эффективно не работало бы производство, заработная плата начальника не может быть больше, чем та, которую допускает закон о предельном лимите соотношения. Схожие условия так же оговорены и в стандартных бланках трудовых соглашений, которые утвердило постановление президента еще четыре года назад. А вот в единых рекомендациях, которые касаются и федерального, и регионального, и местного уровня, говориться о том, что все материальные поощрения начальников должны осуществляться в зависимости от его производственных результатов и коэффициентов, которые показывают, насколько эффективно и перспективно продвигается производственный процесс. Органы учредители сами устанавливают объемы поощрений, и необходимые для них требования.

До текущего года показатели эффективности труда управленца учитывались только в процессе начисления поощрений, а вот что касалось премий, то здесь их не брали во внимание. Теперь положение 583 обязует учитывать их в любом случае.

Основания для повышений оплаты труда останутся такими же, как и в прошлом году. Действующая редакция 583 положения позволяет органу учредителю принимать решение о том, чтобы установить иной предельный порог соотношений, но только если предприятие указано в специальном перечне. Учитывая вновь принятые законы, в таком перечне смогут оказаться и те предприятия федерального типа, которые являются автономными. Раз за два года этот список будет пересматриваться, дополняться или сокращаться, в зависимости от ситуации. Но все равно превышение соотношения зарплат между боссом и сотрудником действует только на уровне главных управленцев, а вот заместителей и главных бухгалтеров это не касается.

Разница в зарплате начальника и подчиненного

Зарплата начальника и подчиненного соотноситься по правилам особого порядка, который утверждается на уровне правительства страны. именно по этой причине новые законы вносят ряд поправок в правительственное постановление, касающееся особенностей порядков расчета средних зарплат. Это 922 постановление, которое теперь будет содержать еще и последовательность расчетных операций. Им должны будут руководствоваться все учреждения, независимо от уровня.

Для определения соотношения заработных плат необходимо будет использовать годовые итоговые показатели, а для каждой должности расчет осуществляется отдельно. Новый проект так же регламентирует, что в ходе расчетных операций касающихся начальника, они не учитываются ни относительно списочного состава подчиненных, ни выплаченных зарплат бухгалтеров и заместителей.

Если разница в зарплате начальника и подчиненного на уровне заместителей и бухгалтеров превысит установленные границы, то отвечать за нарушение придется главному управленцу предприятия. Часто бывает, что сотрудник выполняет работу, предписанную сразу несколькими должностными инструкциями. Это касается и зам начальников, и бухгалтеров. В таком случае при расчетах учитываются их зарплаты, полученные за основную работу. А вот начальник в таком случае получает обе ставки: и за работу управленца, и за ту, которую осуществляет параллельно.
Определять размер средней зарплаты подчиненных теперь будут по следующим показателям:

Сумма материальных начислений работника в соответствии с отработанным им временем, это касается и поощрительных выплат на основе результатов труда. А так же сумма выплат, которые обусловлены согласно районному регулированию процесса оплаты работы.
Начисления, которые рассчитывались на основании среднего дохода в процессе выполнения подчиненным своей работы, ушедшие на выплату отпускных, больничных, и других пособий, регламентированных трудовым кодексом.

Заработная плата начальника в отношении оплаты труда подчиненных будет рассчитываться по одной и той же схеме, что для главного управленца, что для бухгалтеров и заместителей. Эта схема состоит из трех шагов.

1. Подсчитываем среднемесячную заработную плату служащих компании. Для этого необходимо фактически начисленную зарплату подчиненных из штата разделить на среднее количество служащих, которые работают в организации на протяжении года, а после на количество месяцев в году, то есть на двенадцать.
2. Далее определяется средняя месячная заработная плата начальника, заместителей, бухгалтеров. Для этого следует разделить на двенадцать начисленные заработные платы на протяжении года. Учитывать следует и те периоды, когда управленец не работал – они вычитаются из формулы. В расчете участвуют только по факту отработанные календарные месяцы.
3. Далее зарплата начальника и подчиненного сравнивается: делим среднюю месячную зарплату управленца на средний месячный заработок подчиненного.

С 1 января 2017 года информация о заработной плате руководства становиться общедоступной. Это еще одно нововведение, помимо порогового значения соотношения зарплат. Теперь каждое предприятие должно в открытом доступе предлагать сведения о том, сколько получает тот или иной руководитель: будь то бухгалтер, начальник или его зам. Это прописано в статье 349,5 трудового кодекса. Здесь так же указано, что информацию предприятия должны разместить на официальном сайте, который принадлежит органам власти или местного самоуправления, в зависимости от того, кто является учредителем. Они уже сами решат, стоит ли эти сведения размещать на каких-либо других ресурсах.

Сейчас управленцы предприятий, которые работаю на государственной или муниципальной основе, так же вынуждены предоставлять сведения о своих доходах, но это осуществляется по иному принципу. Они просто предъявляют учредителям справки о доходах, своей имущественной базе и имуществе своих родственников.

В каком порядке будет публиковаться информация о доходах начальника, зама и бухгалтера предприятия, установлено в нормативных правовых актах властей, которые уже разработаны для федерального уровня. Теперь сообщить о своей зарплате управленцы должны не позже первого квартала того года, который следует после отчетного периода. Для этих сведений выделен специальный тематический раздел. Чтобы его найти, достаточно перейти по ссылке, которую содержит главная страница сайта учредителей.

Здесь есть определенные требования к информационной базе, которая будет размещена на ресурсе. Необходимо указывать название предприятия федерального типа, управленческую должность, а так же ФИО того руководителя, о котором идет речь. Однако не разрешается публиковать такую информацию, как телефонные номера, место проживания, и прочие данные, которые относятся к индивидуальным. Естественно, что все секретные сведения об учреждении, его рабочих, проектах и прочем так же не следует публиковать на сайте.

Пока что зарплата начальника и подчиненного жестко сравнивается только в федеральных учреждениях, но это не значит, что в скором времени спектр действия нового положения не расшириться. Да и прочие нюансы могут коснуться любой организации. Чтобы начальник был заранее готов к нововведениям, лучше ознакомиться с текстом принятого положения. Тем более что давно известна практика, в которой изначально принимается закон на федеральном уровне, а после распространяется далее и становиться эталонным примером.

Государственным и муниципальным учреждениям, даже если они являются автономными, следует обзавестись подзаконной базой для того, чтобы в случае вступления в силу положения, они могли продолжать стабильную работу. К этой базе относятся:

Нормативные документы субъектов или органов местного самоуправления, на основе которого регулируется средняя месячная зарплата начальника и подчиненного, и устанавливается определенное соотношение между ними.
Правовые акты органов учредителей, которые определяют, на основании какого соотношения должна формироваться зарплата начальника и подчиненного в учреждениях подведомственного типа.
Нормативные правовые акты, которые регламентируют правила предоставления сведения о подсчитанной на будущий год заработной плате для начальника, его заместителя, главного бухгалтера предприятия на официальных ресурсах.

Для расчета соотношения всех заработных плат будет использоваться один единый порядок, законодательно установленный. В первые месяцы этого года, каждое учреждение обязано выполнить все необходимые подсчеты на основании данных за прошлый год, и представить документы органам учредителям. Если предельные пороговые значения будут нарушены, то нести ответственность придется главному начальнику. Так, статья 278 трудового кодекса говорит о том, что если начальник нарушил установленное соотношение, то это веская причина для расторжения трудового соглашения с ним.

). И только в середине декабря Правительство РФ определило порядок расчета среднего заработка.

Документ

Максимально допустимый разрыв между зарплатами руководящего состава и сотрудников - в постановлении Правительства РФ от 10 декабря 2016 г. № 1339

Среднемесячную зарплату руководителя, его замов и главбуха теперь надо разделить на среднемесячную зарплату остальных сотрудников учреждения. Результат не должен превысить соотношение 1: 8. Конкретную кратность в зарплатах руководящего и рядового персонала федеральных учреждений установит подзаконными актами федеральное правительство, а региональные власти и муниципалитеты сделают это для учреждений своего уровня бюджета. Конечно, в границах, указанных Правительством РФ (1: 8). Но учредитель может уменьшить кратность, например до пяти (1: 5). Таким образом, в госучреждениях установили справедливую разницу в доходах высшего состава и рядовых работников.

Как сделать расчет

В среднемесячной зарплате учитывают:

  • начисленную зарплату за отработанное время (в том числе стимулирующие выплаты по итогам работы), выплаты, которые установлены районными нормативно-правовыми актами;
  • выплаты, которые вы начислили из среднего заработка за периоды, когда работник выполнял трудовые обязанности (например, в командировке), а также был в отпуске.

При этом в нее не включают выплаты:

  • социального характера;
  • иные, которые не относятся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

Если руководитель, его заместители или главбух совмещают должности, при расчете среднемесячного заработка по руководящему составу фактически начисленную зарплату учитывают в целом: и по основной работе, и по совмещаемой должности. Когда они работают по совместительству, при расчетах берут только фактически начисленную зарплату по должностям: руководитель, заместитель или главбух.

Приведем формулы для расчета среднемесячной зарплаты.

Чтобы определить соотношение, среднемесячную заработную плату руководителя (заместителя, главного бухгалтера) делят на среднемесячную заработную плату работников учреждения. После этого сравнивают результат с уровнем кратности зарплат, который утвердил учредитель.

Приведем пример расчета.

Пример 1. Департамент образования установил уровень кратности зарплат руководящего и рядового персонала в соотношении 1: 5. По итогам 2016 года у колледжа такие показатели:

  • фактически начисленная зарплата работников списочного состава, которую бухгалтер включит в расчет среднемесячной заработной платы, - 35 000 000 руб.;
  • среднесписочная численность работников - 90 человек;
  • фактически начисленная зарплата руководителя - 1 300 000 руб.;
  • фактически начисленная зарплата заместителя руководителя - 900 000 руб.;
  • фактически начисленная зарплата главбуха - 850 000 руб.

Руководитель, его зам и главный бухгалтер отработали в учреждении полный 2016 год (12 месяцев).

Алгоритм действий бухгалтера по учету заработной платы следующий.

  1. Бухгалтер рассчитал среднемесячную зарплату работников. Для этого он определил:
  • фактически начисленную зарплату работников учреждения (без зарплат руководителя, зама и главбуха) по итогам года. Она составила 31 950 000 руб. (35 000 000 - 1 300 000 - 900 000 - 850 000);
  • среднемесячную заработную плату работников - 30 603,45 руб. (31 950 000 руб. : 87 чел. : 12 мес.).
  1. Затем посчитал среднемесячные зарплаты высшего состава:
  • у руководителя - 108 333,33 руб. (1 300 000 руб. : 12 мес.);
  • у заместителя руководителя - 75 000 руб. (900 000 руб. : 12 мес.);
  • у главного бухгалтера - 70 833,33 руб. (850 000 руб. : 12 мес.).
  1. Далее определил уровень кратности заработных плат:
  • у руководителя - 3,5 (108 333,33 руб. : 30 603,45 руб.);
  • у заместителя руководителя - 2,45 (75 000 руб. : 30 603,45 руб.);
  • у главного бухгалтера - 2,3 (70 833,33 руб. : 30 603,45 руб.).
  1. Бухгалтер сравнил полученный результат с уровнем кратности, установленным учредителем, и пришел к заключению, что зарплаты руководящего состава находятся в соответствующих пределах.

Если руководитель, заместитель или главбух отработал неполный календарный год, средний заработок считайте исходя из фактически отработанных полных календарных месяцев.

Рассмотрим эту ситуацию на примере.

Пример 2. Воспользуемся условиями предыдущего примера и предположим, что главный бухгалтер отработал в колледже 10 месяцев.

Фактически начисленная заработная плата главного бухгалтера за период работы - 750 000 руб.

Бухгалтер по учету заработной платы сделал расчет так.

  1. Определил среднемесячную заработную плату главбуха.
    Она составила 75 000 руб. (750 000 руб. : 10 мес.).
  2. Рассчитал уровень кратности заработной платы главного бухгалтера:
    75 000 руб. : 30 603,45 руб. = 2,45.
  3. Сравнил полученный уровень кратности с уровнем кратности, утвержденным учредителем. Вывод: заработная плата главбуха установлена в соответствующих пределах.

Для ряда учреждений сделают исключение. Зарплата руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений может превысить пределы. Такие учреждения включат в перечни, которые будут утверждены Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Чьи зарплаты надо обнародовать

Все сведения о зарплатах руководящего звена нужно опубликовать на официальных сайтах органов власти, органов местного самоуправления. Порядок установит Правительство РФ, региональные власти и органы местного самоуправления (ст. 349.5 Трудового кодекса РФ). По решению учредителей информацию можно разместить на сайте самого учреждения.

На федеральном уровне разработан проект постановления Правительства РФ. Согласно ему, данные о зарплатах необходимо будет выложить в свободном доступе на сайте в течение I квартала 2017 года. Информацию нужно разместить в специально созданном для этого тематическом разделе, ссылка на который должна быть на главной странице официального сайта учредителя.

В сведениях надо указать:

  • полное наименование федерального учреждения;
  • должность, занимаемую руководящим работником, его фамилию, имя и отчество.

Какую ответственность несет руководитель

Превышение предельных значений повлечет последствия для руководителя учреждения. В статье 278 Трудового кодекса РФ появились новые основания для расторжения с ним трудового договора:

  • за нарушение предельного уровня соотношения среднемесячных зарплат при установлении оплаты труда заместителю руководителя организации и главному бухгалтеру;
  • иные основания, предусмотренные трудовым договором.

На заметку

Запрещено раскрывать сведения, которые позволяют определить место жительства, почтовый адрес, телефон и другие контактные данные управленческого персонала учреждений, а также сведения, которые отнесены к государственной тайне или имеющие конфиденциальный характер

Если учредитель не установил предельное соотношение, ориентируйтесь на федеральное значение

Определяют соотношение зарплат по итогам календарного года. Сделать это советуем до аванса за январь, чтобы было больше времени скорректировать систему оплаты труда. Алгоритм такой: сначала рассчитывают среднемесячную зарплату, далее определяют соотношение.

01.02.2017

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 3 ИЮЛЯ 2016 Г.
N 347-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ТРУДОВОЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"


1. Какие государственные учреждения и предприятия попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" в части установления соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников? Муниципалитеты, мэрии городов и т.п. подпадают под действие этого закона?

Принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров (далее - руководители) и среднемесячной заработной платой работников следующих организаций:


Данный закон не регулирует соотношения в оплате служащих и руководителей органов государственного управления и местного самоуправления (в т.ч. мэрий и т.п.).

Для служащих органов государственного управления и органов местного самоуправления всех уровней законодательством (Федеральными законами от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" и от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации") предусмотрено установление конкретных размеров должностных окладов и других выплат соответствующими нормативными актами (для федеральных служащих - указами Президента РФ, служащих органов власти субъектов РФ - актами субъектов РФ, муниципальных служащих - актами органов местного самоуправления).

2. Речь идет только об окладах работников и руководителей или должен будет учитываться общий доход тех и других (премии, бонусы и т.п.)?

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ говорит об обязательном установлении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров, государственных и муниципальных учреждений и предприятий, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения, и среднемесячной заработной платы работников таких организаций (без учета зарплаты соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера).

Что такое "заработная плата" определено статьей 129 Трудового кодекса. Заработная плата включает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, оплату по окладам, тарифным ставкам, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (премии и иные).

Для того, чтобы единообразно рассчитывались соотношения в оплате работников учреждений и предприятий как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, порядок расчета утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. N 1339 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Соответствующие дополнения внесены в известный всем кадровикам порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922.

3. Какие организации не попадают под действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ?

Действие Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ распространяется на руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров:
- государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (в том числе казенных);
- государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В соответствии с ч. 3 ст. 145 ТК РФ без учета предельного соотношения могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров фондов, учреждений, предприятий включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

На федеральном уровне соответствующие перечни утверждены распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 2627-р и от 12 декабря 2015 г. N 2555-р.
В указанные перечни включаются организации, выпускающие продукцию или оказывающие услуги, имеющие особую значимость, масштабность, уникальность, а также стратегическое значение.

4. Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ какова должна быть предельная разница между среднемесячной заработной платой руководителя и среднемесячной заработной платой работников соответствующих организаций?

Закон не устанавливает величину предельного соотношения, он ввел обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются:
- по федеральным организациям - Правительством Российской Федерации;
- по организациям субъектов Российской Федерации и муниципальным организациям - нормативными правовыми актами соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В настоящее время такие предельные размеры установлены:
- для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и предприятий в кратности от 1 до 8 (постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 г. N 1339, изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 и от 2 января 2015 г. N 2);
- для председателей государственных внебюджетных фондов в кратности до 10, для их заместителей, главных бухгалтеров в кратности до 8 (постановление Правительства Российской Федерации 29 ноября 2016 г. N 1259).

До принятия данного закона сложилась практика ограничения соотношений зарплат руководителей и работников в учреждениях социальной сферы. Так, по данным регионов в 94% учреждений социальной сферы соотношение не превысило 4 раза.

Кроме того, принято постановление Правительства Российской Федерации 28 декабря 2016 г. N 1521 "Об утверждении Правил размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий". Согласно данному постановлению Информация о среднемесячной заработной плате руководителя должна размещаться в сети "Интернет" не позднее 15 мая года, следующего за отчетным.

5. Кто осуществляет контроль за исполнением Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ в части соблюдения установленного предельного соотношения среднемесячной заработной платы руководителей и работников?

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ предусматривается ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения среднемесячных заработных плат заместителей руководителя и главных бухгалтеров и среднемесячных зарплат работников организаций. Данное нарушение включено в основания прекращения трудового договора с руководителем организации.

Ответственность за несоблюдение предельного соотношения зарплаты руководителя и работников несет учредитель в порядке, установленном действующим законодательством (дисциплинарная ответственность - замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение (ст. 192 ТК РФ, ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).

Соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе в части соблюдения Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 347-ФЗ осуществляется соответствующими государственными органами, осуществляющими надзор и контроль законодательства Российской Федерации (например, Прокуратура, Счетная палата), а также государственными и муниципальными органами в отношении подведомственных организаций.

С 1 января 2017 года учреждения всех уровней бюджета и всех типов должны соблюдать предельные соотношения зарплаты руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с зарплатой работников. О том, как бухгалтеру учреждения рассчитать предельное соотношение - в статье.

Установление предельного уровня соотношения заработной платы

С 1 января 2017 года учреждения всех уровней бюджета и всех типов долажны соблюдать предельные соотношения заработной платы сотрудников с:

  • зарплатами руководителя;
  • зарплатами заместителя руководителя;
  • зарплатами главного бухгалтера.

К 2017 году учредители в субъектах РФ и муниципальных образованиях обязаны определить предельные соотношения для подведомственных организаций не выше федерального (8: 1).

Учреждения будут применять ограничение к заработной плате не только руководителей, но и их заместителей, а также главбухов.

Ваш учредитель имеет право составить перечень подведомственных организаций, в которых зарплаты руководству могут выходить за рамки предельного соотношения.

Как определить соотношение среднемесячных зарплат

Рассчитайте соотношение среднемесячной заработной платы руководителя (его заместителей, главного бухгалтера) и сотрудников учреждения по итогам 2017 года. Если оно выше того, что установил ваш учредитель, нужно будет скорректировать систему оплаты труда.

Определите соотношение отдельно по каждой из руководящих должностей. В расчете среднемесячных заработных плат сотрудников учитывайте все источники финансового обеспечения, за счет которых бухгалтерия начисляет выплаты.

Подсчет можно разделить на три этапа.

1. Расчет среднемесячной зарплаты сотрудников

Рассчитайте среднемесячную заработную плату сотрудников (СЗсот) по формуле:

СЗсот = ФЗсот: СчР: 12 ,

где ФЗсот – фактически начисленная за 2016 год зарплата работников списочного состава;

СЧР – средняя численность работников учреждения; 12 – количество месяцев в году.

Не включайте в показатель ФЗсот заработной платы руководителя, его заместителей и главного бухгалтера. А их самих не учитывайте в показателе СЧР.

В среднемесячную заработную плату работников учреждения включите:

  • начисленную заработную плату за отработанное время вместе со стимулирующими выплатами по итогам работы с учетом районного коэффициента;
  • выплаты, которые вы начислили исходя из среднего заработка за периоды, когда работник выполнял трудовые обязанности (например, в командировке), а также был в отпуске.

2. Расчет среднемесячной заработной платы руководителя учреждения

Рассчитайте отдельно среднемесячную заработную плату руководителя учреждения (СЗрук), заместителей и главного бухгалтера по формуле:

сЗрук = фЗрук: 12 ,

где ФЗрук – фактически начисленная заработная плата руководителя (его заместителя, главного бухгалтера) за календарный год; 12 – количество календарных месяцев.

С 1 мая зарплата не может быть меньше 11 163 руб. В рекомендации читайте, как установить должностные оклады, компенсационные и стимулирующие выплаты. Также узнаете, как изменить размер оклада, не допустить зарплату ниже МРОТ и какая ответственность за это нарушение...

3. Расчет предельного соотношения зарплат в учреждении

3. Рассчитайте предельное соотношение зарплат в учреждении. Для этого каждый показатель СЗрук разделите на СЗсот.

Рассмотрим примеры расчета.

Пример 1.Расчет предельного соотношения зарплат

Учредитель установил ректору ФУ «Институт» уровень кратности заработной платы, равный 4.

Бухгалтер должен проверить, как среднемесячные зарплаты ректора, проректора, главбуха соотносятся со среднемесячной заработной платой остальных сотрудников.

Берем показатели фактически начисленной зарплаты из всех источников финансирования по итогам 2017 года:

– 33 720 000 руб. – работники списочного состава. Это показатель по кредиту счета 0 302 11 730;

– 1 200 000 руб. – ректору;

– 960 000 руб. – проректору;

– 900 000 руб. – главному бухгалтеру.

Среднесписочная численность работников в 2017 году – 80 человек. Без учета руководства – 77 человек.

Весь руководящий состав отработал 2017 год полностью.

Вычитаем из зарплаты всех работников выплаты руководству. Получаем 30 660 000 руб. (33 720 000 – 1 200 000 – 960 000 – 900 000).

Посчитаем показатель СЗсот:

30 660 000 руб. : 77 чел. : 12 мес. = 33 181,82 руб.

2. Определим среднемесячную зарплату тех, кто занимает руководящие должности. Показатель СЗрук равен:

– 100 000 руб. (1 200 000 руб. : 12 мес.) – для ректора;

– 80 000 руб. (960 000 руб. : 12 мес.) – для проректора;

– 75 000 руб. (900 000 руб. : 12 мес.) – для главного бухгалтера.

3. Уровень кратности заработных плат составляет:

– 3 (100 000 руб. : 33 181,82 руб.) – для ректора;

– 2,41 (80 000 руб. : 33 181,82 руб.) – для проректора;

– 2,26 (75 000 руб. : 33 181,82 руб.) – для главного бухгалтера.

По всем трем должностям кратность не превышает ту, что установил учредитель. Значит, пересматривать систему оплаты труда в институте не нужно.

Если руководитель (заместитель руководителя, главный бухгалтер) работает в учреждении не с начала 2016 года, разделите ФЗрук на число фактически отработанных полных календарных месяцев.

Пример 2. Расчет предельного соотношения зарплат

Главный бухгалтер к декабрю 2017 года отработал в учреждении девять месяцев.

За это время ему фактически начислили заработную плату 850 000 руб. Остальные условия возьмем из примера 1.

1. Рассчитаем среднемесячную заработную плату сотрудников (СЗсот).

Вычитаем из зарплаты всех работников выплаты руководству. Получаем 30 710 000 руб. (33 720 000 – 1 200 000 – 960 000 – 850 000).

Посчитаем показатель СЗсот:

30 710 000 руб. : 77 чел. : 12 мес. = 33 235,93 руб.

2. Определим среднемесячную заработную плату главного бухгалтера. Она равна 94 444,44 руб.

(850 000 руб. : 9 мес.).

3. Уровень кратности заработной платы для главного бухгалтера – 2,84

(94 444,44 руб. : 33 235,93 руб.).

Как и в примере 1, учреждение соблюдает предельное соотношение.

Если учреждение превысило предельное соотношение, придется внести коррективы в систему оплаты труда. Все зависит от того, по какой должности возникла проблема. Если по заработной плате руководителя, меры примет учредитель. Он пересмотрит зарплату руководителя или заставит повысить зарплаты сотрудникам. Если за рамки вышли зарплаты заместителей и главбуха, руководитель может принять решение самостоятельно.

Как раскрыть информацию о зарплатах руководителя и главного бухгалтера

До 2017 года обнародовать данные о своих доходах должны были только руководители государственных и муниципальных учреждений.

Минтруд уточнил: впервые разместить в Интернете данные о среднемесячных зарплатах руководителя учреждения, его замов и главбуха придется в 2018 году.

Ведомство напомнило, что теперь среднемесячная заработная плата руководителей, их замов и главбухов зависит от оплаты труда рядовых работников. Связано это с поправками в статью 145 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 347-ФЗ). А в середине декабря Правительство РФ определило порядок расчета среднего заработка (постановление Правительства РФ от 10 декабря 2016 г. № 1339).

Среднемесячную зарплату руководителя, его замов и главбуха теперь надо разделить на среднемесячную зарплату остальных сотрудников учреждения. Результат не должен превысить соотношение 1: 8. Данные поправки также вступили в силу 1 января. Кроме того, с 2017 года в Трудовом кодексе РФ появилось требование о размещении в Интернете информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной зарплате руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров учреждений. Эти данные нужно публиковать на официальных сайтах госорганов, органов местного самоуправления, учредителей.

Так Минтруд пришел к выводу: среднемесячную заработную плату следует рассчитывать по итогам года, то есть за 2017 год. Это значит, что начиная с 2018 года нужно размещать в Интернете сведения о зарплатах этих лиц.

Для зарплат руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных предприятий и учреждений, а также внебюджетных фондов установят "потолок". В скором времени их зарплаты должны будут стать кратными к средней зарплате рядовых работников.

Таковы требования поправок в Трудовой кодекс, разработанных Минтрудом России.

Как пояснили "РГ" в минтруде, в законопроекте устанавливается, что правительство, региональные и муниципальные власти должны будут подзаконными актами установить предельную кратность в зарплатах для организаций соответствующего уровня. А непосредственные учредители этих организаций - кратность для каждой из них в обозначенных пределах. Например, в России уже действуют два постановления правительства, которые определяют, что на госпредприятиях и в госучреждениях федерального уровня предельное соотношение зарплат не должно быть выше, чем один к восьми. И в расчет должны приниматься премии, компенсационные и стимулирующие выплаты, которые получает руководитель дополнительно к окладу. Учредители конкретных организаций могут эту кратность и уменьшить, скажем, до один к трем или к пяти.

"Это снизит разрыв в зарплатах руководителей и работников", - считает министр труда и соцзащиты Максим Топилин.

По словам Максима Топилина, в законе также установлена ответственность руководителя за несоблюдение предельного соотношения заработных плат своих заместителей и главных бухгалтеров и работников организаций. Нарушение закона будет грозить ему прекращением трудового договора, или, попросту говоря, увольнением.

"Мы уделяем серьезное внимание проблеме дифференциации заработной платы. После того как были приняты решения об ограничении дифференциации заработной платы на государственных учреждениях и предприятиях, в регионах его стали устанавливать самостоятельно, как правило, на таком же уровне и ниже. По данным субъектов России, в большинстве государственных и муниципальных учреждений социальной сферы (здравоохранения, культуры, образования, социального обслуживания населения) соотношение средней заработной платы руководителей учреждений и работников уже превысило 4 раза", - подчеркнул Максим Топилин.

Кроме того, законопроект устанавливает обязанность учредителей размещать информацию о среднемесячной (в расчете за год) заработной плате руководящих работников в сети Интернет на официальных сайтах учредителя либо непосредственно на официальных сайтах этих организаций.

Как ранее пояснял "РГ" проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, в 2008 году постановлением правительства была прописана кратность в зарплатах руководителей бюджетных учреждений и рядовых сотрудников: максимум один к восьми. Это было сделано для того, чтобы при переходе на новую систему оплаты труда, которая предполагала увеличение полномочий руководителей бюджетных учреждений при распределении средств и назначении заработной платы работникам в зависимости от эффективности их труда и нагрузки, не происходили искажения. Тогда же были установлены параметры зарплат для заместителей руководителей и главных бухгалтеров бюджетных учреждений - в пределах 70 процентов от уровня зарплаты руководителя. Сейчас подобные схемы распространяются и на государственные и муниципальные предприятия, учреждения, внебюджетные фонды.

Хотя, по мнению генерального директора Всероссийского центра уровня жизни Вячеслава Бобкова, кратность в средних зарплатах начальника и подчиненных не решит принципиально вопрос несправедливой оплаты труда, потому что в показателе "Средняя зарплата" зачастую "сидит" и зарплата самого руководителя. И было бы правильнее устанавливать кратность в зарплатах 10 процентов самых высокооплачиваемых работников на предприятии и 10 процентов наименее оплачиваемых.

Поправки в Трудовой кодекс уже одобрены правительственной комиссией по законопроектной деятельности и в ближайшее время будут рассмотрены на заседании правительства. Если и там они получат положительную оценку, их внесут в Госдуму.