Презентация по психологии на тему способности. Презентация на тему "Способности ребёнка" Я чаще думаю о том, что может быть неправильно


Классификация способностей в соответствии со сферами деятельности: 1. Интеллектуальная наблюдателен; разносторонне любознателен; имеет исключительную память; охотно и легко учится; знает многое, о чем его сверстники и не подозревают; умеет хорошо излагать свои мысли.


2. Академических достижений Математика: проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений; демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.


Чтение: часто выбирает своим занятием чтение; использует богатый словарный запас; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; демонстрирует умение читать. Естествознание: внимателен к предметам и явлениям; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;


3. Творческого или продуктивного мышления чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим); изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.


4. Общения и лидерства легко приспосабливается к новым ситуациям; другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.


5. Художественной деятельности Изобразительное искусство: проявляет очень большой интерес к визуальной информации; проводит много времени за рисованием или лепкой; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; осознанно строит композицию картин или рисунков его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет; Музыка: проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает.


6. Двигательная проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие; для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).






Советы родителям Наблюдайте за ребенком. Это поможет вам распознать его склонности и развить его природный потенциал. Чем раньше вы сделаете выводы в данном направлении, тем успешнее будет двигаться по пути развития ребенок. Хвалите ребенка. Для того, чтобы успешно развивать способности ребенка, необходимо сформировать положительное представление ребенка о себе. Для этого необходимо как можно чаще акцентировать его хорошие стороны.


Окружите ребенка любовью. Стоит только ребенку почувствовать себя любимым и желанным в окружении дружной семьи, как это уже станет мощным стимулом для развития его мозга. Дарите ребенку свое внимание и время. Чем больше времени вы проводите со своим ребенком, тем крепче становится ваша привязанность друг к другу. У детей при этом формируются навыки общения. Развивайте самостоятельность ребенка. Поощряйте активность ребенка




  • Виды способностей
  • Категории способностей
  • Гениальность
  • Талант
  • Одаренность

  • Разбираясь в том, почему у разных людей,находящиеся в одинаковых жизненных условиях, на выходе разный результат, мы часто руководствуем понятием «способности» , предполагая, что именно они влияют на то, чего добивается человек. Этот же термин мы используем для того чтобы выяснить, почему одни люди учатся чему-либо быстрее, чем другие и т. п.

  • Во-первых, это совокупность психических процессов и состояний, часто называемая свойствами души.
  • Во-вторых, это высокий уровень развития общих и специальных навыков, умений и знаний, которые обеспечивает эффективное выполнение человеком разного рода функций.
  • В-третьих, способности - это все то, что нельзя свести с знаниям, навыкам и умениям, но с помощью чего можно объяснить их приобретение, использование, использование и закрепление.


  • ОБЩИЕ (элементарные и сложные)
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ(присущие не всем людям).

  • Элементарные (простейшие) способности- это способности, связанные с функциями органов чувств и простейшими движениями (способность различать запахи, звуки, цвета) . Они присутствуют у человека с рождения и в течение жизни их можно совершенствовать.
  • Сложные способности – это способности различной деятельности, связанной с человеческой культуры. Например: музыкальные, художественные, математические и др. Такие способности называют социально обусловленными, т. к. они не являются врожденными.

  • ОБЩИЕ способности –это способности, имеющие у всех людей, но развитые у всех в различной степени(общие двигательные и умственные).Именно ими определяются успехи и достижения во многих видах деятельности (спорт, обучение, преподавание).


  • Специальные способности – это способности, встречающие не у всех и для которых, в большинстве случаев, требуется наличие определенных задатков (художественно-изобразительные, литературные, актерские, музыкальные). Благодаря им люди достигают успехов в специфических видах деятельности.


  • Теоретические способности –это способности, которые обусловливает склонность индивида к абстрактно-логическому мышлению, а также умение чётко ставить и успешно выполнять теоретические задачи.
  • Практические способности –это способности, которые проявляются в умении ставить и выполнять практические задачи, связанные с конкретными действиями в определённых жизненных ситуациях.


  • Учебные способности- это способности, определяющие успешность обучения, усвоения знаний, навыков и умений.
  • Творческие способности – это способности, определяющие умение человека создавать предметы духовной и материальной культуры, а также влияющие на производство новых идей, совершений открытий и т. п.

  • Коммуникативные способности –это способности, которые включают в себя знания, умения и навыки, связанные с общением и взаимодействием с окружающими людьми, межличностным оцениванием и восприятием, установлением контактов, налаживание связей, нахождением общего языка, расположением к себе и взаимодействием на людей.

  • ПРЕДМЕТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ –это способности, определяющие взаимодействие людей с неодушевлёнными предметами.




Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие способностей у человека Выполнила: Кочурова С. А.

ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно является наиболее узким и наиболее точным.

Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следующие обстоятельства его жизни: 1. Наличие общества, социально-культурной среды, созданной трудом многих поколений людей. 2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответствующими предметами и необходимость обучения этому с детства. 3. Необходимость участия в различных сложных и высокоорганизованных видах человеческой деятельности. 4. Наличие с рождения вокруг человека образованных и цивилизованных людей. 5. Отсутствие с рождения у человека жестких, запрограммированных структур поведения типа врожденных инстинктов.

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ 1. Начальный этап развития способностей. Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет.

2. Условия раннего проявления способностей у детей. Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.

3. Факторы, благоприятствующие ускоренному развитию способностей. Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя.

4. Психологические требования к деятельности, формирующей способности человека. Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности

5. Способности и интересы. Существенно важный фактор разви­тия способностей человека - устойчивые специальные интересы. Специальные интересы - это интересы к содержанию определенной области человеческой деятельности, которые перерастают в склонность профессионально заниматься этим родом деятельности. Познавательный интерес здесь стимулирует действенное овладе­ние приемами и способами деятельности. Упрочившиеся интересы ребенка - это «лакмусовая бумажка» его способностей, сигнал, который должен заставить окружающих задуматься - не дают ли себя знать зарождающиеся способности. У подростка эти интересы приобретают характер увлечений кратковременных, хотя и страстных. Свойственные подростковому и юношескому возрасту разнообразные и нередко вскоре угасающие интересы играют важную роль в выявлении способностей развивающейся личности.

Сущность способностей

Спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы развития способностей у детей 3-5 лет. 1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях

1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях...

Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре "Человек- творец"(старшая группа)

Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Детей на занятии знакомят с тем, что предметы созданы руками человека,они облегчают и улучшают нашу жизнь....

«Непрерывная образовательная деятельность «Круг» как средство развития способности к контакту, общению, игре и развитию познавательных способностей детей со сложным дефектом»

В данном методическом пособии представлен совместный опыт работы учителя-дефектолога и педагога-психолога по развитию способности к контакту, общению, игре и развитию познавательных способностей детей...

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МАДОУ ДС №14 «Умка» Как развивать способности ребенка Педагог-психолог Горбачёва О.Е.

У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практической деятельности. Многие способности формируются в детском возрасте, поэтому развитие способностей ребенка имеет особое значение. Для начала определим что же такое способности: Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности. Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.

Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами. Назовем эти общие способности так: Интеллект - некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром и как способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний; Креативность - способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии; Обучаемость - способность приобретать новые знания. Каждый из вас наверняка задавал себе вопросы: «А у моего ребенка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?» «Может быть, мой ребенок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?» «Могу я что-нибудь сделать, чтобы развить способности моего ребенка?». Давайте поищем ответы вместе и подумаем, что можете и должны сделать для ребенка именно вы и никто другой.

Интересные факты об интеллекте Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет. Мамы и папы по-разному могут помочь ребенку развить свой ум, однако есть общее - эмоциональная поддержка ребенка. У ребенка, живущего в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается. У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта. Интеллект повышается, если родители предоставляют ребенку возможность развить свои способности, умения и навыки, не стараются исправить то, что сделал ребенок.

Верьте в возможности своего ребенка, будьте спокойны и терпеливы! Мамы! В ваших силах повысить и развить умственные способности ребенка, если вы предъявите ребенку систему требований и будете следить, чтобы он их выполнял. Требования являются необходимым средством воспитания. Это то, что ожидается от ребенка, Через требование взрослый сообщает ребенку, как надо себя вести, что делать, чтобы быть успешным. И еще - поддерживайте у ребенка высокую самооценку. Папы! Оказывается ваш вклад в развитие интеллекта ребенка примерно в 2 раза больше.

Интеллект ребенка будет расти «прямо на глазах» если вы: Будете играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами; Именно вы будете привлекать ребенка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.); Предъявите систему запретов. Запреты - это также одно из важнейших средств развития и воспитания. Что же делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребенком? Мама в течение недели может напоминать ребенку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа. Не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребенка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей 5-6 лет.

О креативности Креативность - умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребенок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он все время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения. Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки! А еще такой ребенок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей. По-настоящему креативный ребенок - всем известный Буратино. Помните, как он продал Азбуку, чтобы пойти в театр? Не очень умно, зато как интересно. Задумались? Но учтите, что креативность выручает человека в сложной ситуации, когда надо поступить нестандартно. Пока другие сказочные куклы плакали и боялись, именно Буратино придумывал, как спасти друзей, как помочь папе Карло. Значит, креативность тоже очень нужна человеку для успешной жизни.

Итак, что надо делать, чтобы развивалась креативность ребенка? Нужно знать, что есть два сенситивных периода развития креативности, когда способности развиваются очень быстро. Первый - 3-5 лет (развивается в сюжетной игре), второй - примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности). И мамы и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребенку внимание, а папы привлекают ребенка к семейным делам, обсуждению планов.

Об обучаемости Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Ее высокий уровень связан с развитием личности. А значит, обучаемость ребенка развивается в тесном общении со взрослым. Для развития обучаемости: Чаще задавайте ребенку вопросы; Разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни »; В процессе изучения объектов живой природы у ребенка реализуется одна из главных способностей - чувственное познание мира. Он получает живой непосредственный опыт. Происходит активизация всех сенсорных систем: отрабатывается зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие, формируется произвольное поведение и т. д. На прогулке задавайте задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорите ребенку о том, что ждете его; Не бросайте начатое дело, доводите его до конца; Обсуждайте с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.

Подведем итоги - развитие способностей ребенка процесс многосторонний и постепенный, в который активно должны быть включены и мама и папа. Будьте рядом и способности вашего ребенка не перестанут вас удивлять!