Украинские промыслы. Возникновение и развитие гончарства на территории украины

Кто из нас не любит красивую посуду с самобытным дизайном! Особенно если она сделана руками мастеров, знающих традиции от деда-прадеда. Гончар - профессия древняя, и в Украине это ремесло было распространено во всех регионах, так как наша страна может похвастаться залежами различной глины, используемой для производства керамической посуды и всевозможных безделушек.

И сейчас живы традиции славных гончаров. Сегодня мы расскажем о них в нашем обзоре: где можно посмотреть, как делают посуду на гончарном круге, попробовать себя в этом ремесле и купить интересные изделия и милые безделушки из глины.

История гончарства: до и после гончарного круга

Гончарство - древнее ремесло, и возникло оно еще в эпоху неолита. Развивалось там, где было сырье для промысла - глина, и территория Украины для этого как раз благодатный край.

Особого расцвета гончарство в Украине достигло в эпоху трипольской культуры. Сначала глиняные изделия лепили вручную и обжигали на открытом огне или в обычных печах. Все кардинально изменилось после изобретения гончарного круга.

Грубая ручная работа преобразилась, развилось ремесло гончаров, которое совершенствовалось от столетия к столетию, став настоящим искусством. Люди научились делать много изделий из глины, это не только посуда, но и различные сувениры, украшения, игрушки, кафель (или, как говорили раньше, изразцы).

«Не боги горшки обжигают», - гласит народная пословица. Но на самом деле ремесло гончара - не из простых, и чтобы создавать красоту из обычной глины, нужно годами кропотливо трудиться, совершенствуя мастерство.

Источник фото: ufest.in.ua.

Есть у керамистов и особые секреты. Начинаются они с заготовки глины. Еще издавна, добыв ее на глинище, оставляли «дозревать», перемешивая лопатой и поливая водой, чтобы она стала пластичной. Считается, что некоторые виды глины нужно держать на открытом воздухе год-два до использования, так улучшаются свойства. А глину для фарфора выдерживали в специальных ямах десятки лет.

Познакомиться с традициями гончарства в Украине и других декоративно-прикладных искусств можно, не выезжая из столицы - в , известного деятеля искусств и коллекционера.

Как наносят рисунок

Гончарные изделия могут быть натурального цвета, а для украшения до обжига наносится ангоб - покрытие из жидкой глины. Ангобы бывают в природе разных цветов. Также в глину могли добавляться красители. По ангобу можно наносить рельефный рисунок. Характерными украшениями являются полоски, жгуты различной формы.

Источник фото: esu.com.ua.

Кроме того, применялись различные техники:

  • глянцевание (лощение) - по сухому черепку;
  • рожкование - нанесение ангоба струйкой на готовое изделие с помощью специального рожка, затем мастера заменили его на резиновую грушу;
  • рихтование - процарапывание узоров;
  • фляндрование - с помощью острого предмета соединялись три или четыре разноцветных ленты ангоба, в готовом изделии они были похожи на звезды.

Другая технология нанесения узора - глазурь . Ее наносят на уже высушенное изделие.

Традиции гончарства в Украине

На сегодняшний день гончарство, как и другие кустарные промыслы, несколько отошло в прошлое. Но все же в регионах, где оно было распространено, и сейчас есть продолжатели традиций. Сегодня это скорее искусство, чем промысел.

Каждый регион гончарства в Украине имел характерную технику и отличительные черты , по которым можно было определить происхождение того или иного изделия. И сейчас мы попытаемся разобраться в этих особенностях.

Опошня - гончарная столица

Село Опошня на Полтавщине недаром считается столицей гончарства в Украине, ведь издавна мастера-умельцы прославили этот край. Знаменитая опошнянская посуда была тонкостенной. Для нее характерна двух- или трехцветная роспись в виде черточек, кривулин, точечек и тому подобного. Опошня славилась также глиняной декоративной скульптурой и детской игрушкой.

Источник фото: ceramiko.livejournal.com.

Современные мастера наносят на изделия растительный орнамент, обычно крупный. Цветы похожи на те, которые характерны для росписи стен у украинцев. Узоры обычно светло-желтые, выполненные на белом, красно-коричневом или зеленом фоне.

По данным исследователей, именно Полтавщина более 100 лет лидировала в гончарстве, а также в изучении этого ремесла. Изделия местных мастеров еще с конца 19 века стали пользоваться успехом в Европе, у коллекционеров.

Еще в 1894 году в Опошне было открыто первое на левобережье Украины профильное учебное заведение - Земская образцовая гончарная мастерская. Полтавец Яков Рыженко первым защитил научную диссертацию по керамологии в 1929 году.

Опошня - интересный туристический объект, он находится как раз посередине маршрута по гоголевским местам, между Великими Сорочинцами и Диканькой. Здесь прекрасная природа, приветливые люди, развивается экологический туризм. И сегодня вы получите несказанное удовольствие от богатой коллекции музея и живого общения с современными гончарами.

Источник фото: travel-guide.at.ua.

Именно в Опошне сегодня находится и научное учреждение по изучению традиций и техники ремесла - Институт гончарства и керамологии при Национальной академии наук Украины. Возглавляет его Олесь Пошивайло, продолжатель известной династии гончаров. В экскурсионных маршрутах Опошни - посещение мемориального музея-усадьбы семьи Пошивайло, Мемориальный .

Роспись Явдохи Пошивайло, экспонат музея-усадьбы семьи. Источник фото: prostir.museum.

Стал уже традиционным Национальный фестиваль «Гончарный сдвиг», на который съезжаются мастера со всей Украины.

Источник фото: telegraf.in.ua.

Также традициями гончарства известно село Хомутец на Полтавщине.

Подольские гончары

На Подолье известными центрами гончарства были Бубновка (Винницкая область), Дыбинцы, Ирпень (Киевская область) и другие.

Отличительные черты подольской керамики - огненно-красный фон и пышные оригинальные орнаменты: цветы, гроздья винограда, ветви с плодами.

Источник фото: vinceramics.inf.ua.

Характерной для бубновской керамики было изготовление огромных горшков «для борщей». Также здесь изготавливали расписную посуду, игрушки - баранчиков, лошадок, гусочек, фигурки людей.

Источник фото: kraina-ua.com.

В Бубновке и сейчас есть современные мастера - продолжатели традиций предков. В селе создан музей-усадьба гончаров братьев Герасименко.

А в Виннице работает мемориальный в основе экспозиции - керамические изделия из творческого наследия мастера.

Если говорить о современных Дыбинцах, то сегодня здесь развивается экотуризм, а в качестве развлечения гостям предлагают пройти мастер-класс по гончарству.

Гончарство на Черниговщине

Черниговщина издавна была гончарским регионом. В 17 веке для изделий этого края были характерны украшения в виде геометрических орнаментов, в 18 веке местные гончары прославились белой глазированной посудой, которая напоминала фаянсовую. На белую глазурь наносилась роспись. А некоторые мастера использовали для украшения специфическую технику брызг и подтеков.

Славилась Черниговщина и своим кафельным промыслом, достигшим расцвета в 18 веке и расширившимся на Полтавщину и Слобожанщину. Центрами гончарства на Черниговщине были Ичня, Городня, Короп, Нежин, Олешня, Шатрищи.

Гончарство Полесья

Для изделий Полесья (нынешние Житомирская, Волынская, Ровненская области) были характерны барочные орнаменты. Традиционно в первой половине 19 века здесь изготовляли различные кринки, макитры, миски и тарелки, вазоны.

Отличительными чертами керамики Волыни были серый, черный, сине-черный цвета - так называемые «сиваки». И узоры в виде сосенок, столбиков, елок, клеток. А также темная дымленая керамика.

Источник фото: 3.bp.blogspot.com.

Один из самых известных гончарных центров на Волыни - село Ракита. Раньше гончары здесь были «через хату» - то есть ремеслом занимался фактически каждый второй. Характерными были кринки приземистой формы с тонкими ушками.

На Полесье активно развивалась и строительная керамика. Интересно, что в своды храмов стали вмуровывать удлиненные глиняные горшки - для улучшения акустики. Например, Дмитровская церковь и во Владимире-Волынском.

Гончарство на Гуцульщине

Самым известным гончарским центром на Гуцульщине был и остается Косов. Здешние мастера создали высокохудожественную технику гравированной росписи, изразцы оригинальной формы для отделки печей, светильники, расписные миски и много других оригинальных изделий. Кафельные печи, изготовленные в Косове, охотно ставили в Румынии, Венгрии . Поражает разнообразие рисунков: от стилизованных растительных орнаментов до изображений животных, людей и целых бытовых сценок.

Источник фото: svitppt.com.ua.

Керамические изделия делали с использованием уникальной техники гравировки - расписывали покрытые белой глиной и подсушенные изделия. После первого обжига в гончарной печи изделие расписывали зеленой, коричневой, желтой, реже синей красками (белой глазури в Косове не было, только белый ангоб - до обжига). Изделие покрывали прозрачной глазурью и выжигали вторично. Такая техника является единственной в мире. На сегодняшний день популярны как традиционные растительные орнаменты, так и изображения сценок из жизни гуцулов.

Источник фото: etnoxata.com.ua.

А в селе Кобольчин Сокирянского района открыт районный музей гончарства. В коллекции более тысячи экспонатов, работает гончарная мастерская.

Где научиться гончарному мастерству и купить керамику

В художественных салонах вы обязательно найдете полки с керамическими сувенирами и посудой. Но чтобы купить оригинальные изделия известных современных мастеров, стоит посетить специализированные выставки. Как уже сказано, ежегодно в Опошне проходит фестиваль. Уже известно, что «Сдвиг-2017» будет проходить с 26 июня по 2 июля. Здесь вы, конечно же, сможете посетить мастер-классы и купить керамику не только опошнянских мастеров, но и гончаров из других регионов.

А если хотите поучиться более серьезно, и у вас есть на это время, Опошня предлагает стать участником летней академии гончарства с 12 июня по 2 июля. Обучение платное. Мастер-класс по гончарству предлагают и в усадьбе «Старый хутор». .

Источник фото: opishne-museum.gov.ua.

Кстати, на Полтавщине работает специализированное высшее учебное заведение - Миргородский художественно-промышленный колледж имени Гоголя, ведущий свою историю с 1895 года (ранее - керамический техникум).

Также купить оригинальные гончарные изделия и не только можно на - ежегодном фестивале, который проходит в Великих Сорочинцах, воспетых Гоголем.

Оригинальные изделия гуцульских мастеров вы сможете купить на уникальном - так что, если путешествуете по Буковине, не забудьте его посетить.

Источник фото: vsitury.com.ua.

Творческие мастерские народных умельцев этого края приглашают на мастер-классы.

Основательно обучают гончарному искусству в Косовском институте декоративного прикладного искусства Львовской академии искусств.

В Киеве школа гончарства работает на территории , а также в . На сегодняшний день можно найти немало предложений по обучению древнему ремеслу гончара.

Творить красоту - это здорово, и никогда не поздно открыть в себе талант. Или начать собирать домашнюю коллекцию керамики, которая, возможно, станет фамильным достоянием вашей семьи.

  1. 1. Гончарство Вышивка Резьба по дереву Витинанка Лозоплетение Петриковская роспись
  2. 2. Территория гончарного центра г.Вышгород. Музей гончарства
  3. 3. Павильон над горном Гончарный центр
  4. 4. Древнерусский гончарный горн Древнерусский гончарный горн
  5. 5. Музейная экспозиция Работы современных мастеров
  6. Опошня - центр украинского гончарства. Здесь обнаружено более 40 сортов глины. Когда-то в этом селе почти все были гончарами. Этот замечательный музей знаменит не только в Украине, но и в мире. Изделия из Опошни приобретают лучшие музеи мира. В музее собрана коллекция произведений гончарства от лучших мастеров Украины прошлого и современности. Часть скульптур выставлена под открытым небом, а самое ценное хранится в помещении музея. Во время экскурсии все желающие могут попробовать себя за гончарным кругом.
  7. 7. Музей – заповедник украинского гончарства под открытым небом
  8. 8. Такая работа называется витинанка - ажурное вырезание из бумаги. Не путать с оригами! Искусство это не так давно ещё было популярно в Подолье, Приднепровье, Прикарпатье. На Украине оно идёт издревле, из языческих времён. Витинанками, как оберегами, украшали балки, печи и окна в домах, дарили их друг другу на Рождество и Пасху. В каждом регионе оно имеет свои особенности. Для Приднепровья характерны красочные композиции: вазоны, букеты. Подольские витинанки ограничены в цвете и передают орнаментальные мотивы: ветви с птицами, кружочки, звёзды. Прикарпатские отличаются геометрическими формами и растительными композициями.
  9. 9. Село Петриковка в Днепропетровской области - одно из немногих, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства. Петриковку 230 лет назад основал сам Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Их рисовали кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и просто пальцами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали - самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья. Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой прекращали здороваться, как с чужой. Петриковская роспись – визитная карточка Украины
  10. 10. Здание, в котором работают Петриковские мастерицы Галерея работ мастеров Петриковки
  11. 11. Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли "чепурушками". Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение вплоть до 30-х годов двадцатого века. Работы, выполненные «чепурушками»
  12. 12. Целый год селяне Изы ухаживают за лозой, удобряют, окучивают, обильно поливают, а потом,осенью на Покров (14 октября) за один день срезают все выращенное до последней веточки. Даже в школе будним днем учебу отменяют. Словом, село закрыто - все ушли на сажаницу. И так из года в год. Свежесрубленный прут лозы не годится для плетения. Потому что ломается. Зато, когда лозину часа три поварить в кипятке - она становится гибкой, как спина у молодой гуцулки. Некоторые ремесленники устраивают варку на дому: в огород выносят ванну, в нее - воду с лозой, под днищем разводят два костра, и только успевай дрова подкладывать.
  13. Как и положено, огонь здесь пылает под землей. Вымурованная из кирпича (наверняка довоенного обжига) печь, в полукруглой пасти которой запросто поместится корова, обвалована метровой земляной насыпью, очень похожа на партизанскую землянку. Над печью закреплен прямоугольный котел. Вместимость - 1000 л воды и 200 кг лозы. Помещенные в кипяток прутья, как макароны, впитывают в себя всю воду, набухают и, получается, не варятся, а тушатся на пару. Набухшая же лоза постоянно выпирает из котла.
  14. 14. Резьба по дереву - искусство, насчитывающее не одну тысячу лет. Изделия из этого экологически чистого, теплого материала украшали жилища испокон веков и сейчас помогают создать в домах атмосферу тепла и уюта.
  15. 15. Вышивка - это искусство шитья декоративными стежками по материалу. Это очень древнее искусство. Остатки вышитых одежд были найдены при археологических раскопках развалин ассирийских и персидских городов. В Ветхом Завете описывается красота вышивок на праздничных одеждах иудеев в библейские времена. Вышивка - вид декоративно-прикладного искусства, в котором изображение выполняется на тканях, коже и других материалах. Используют льняные, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, металлические нити, а также волос, бисер, жемчуг, монеты или блестки.
  16. 16. Орнаментальные мотивы украинских вышивок уходят своими корнями в местную флору и фауну, в историческую традицию. В глубокой древности основные орнаментальные мотивы отображали элементы символики различных древних культов.
  17. 17. Создавая орнаменты для вышивки, художники во все времена обращались к природе, но не просто копировали ее, а перерабатывали, стилизуя упрощали, сохраняя самое характерное. В украинской народной вышивке встречаются растительные, геометрические, растительно-геометризованные орнаменты, орнаменты с изображениями животных, орнаменты с эмблемами. Растительные орнаменты состоят из стилизованных (упрощенных) цветов, листьев, бутонов, стебельков. Геометрические орнаменты состоят из разнообразных геометрических фигур: треугольников, ромбов, квадратов, звезд и др. В вышивке рушников, салфеток, скатертей, панно в орнаментах встречаются стилизованные животные, птицы, насекомые.
  18. 18. Подготовила учитель начальных классов Бережная Т.В.

Гончарство - один из древнейших видов народного ремесла Уже трипольские гончарные изделия свидетельствуют о тонком эстетический вкус древних гончаров, их высокое мастерство. Гончарство несет в себе ценную информацию о этнографические особенности быта древних племен и народов, населявших нашу землю в прошлом. Исчезли древние города, истлели изделия из полотна, кожи, покрылись ржавчиной изделия из металла, зато горшок, откопанный археологами, говорит нам от имени безымянного гончара, который жил тысячи лет назад Имея сведения о геомагнитное поле Земли, ученые определяют возраст гончарных изделий с точностью до 25 лет (обожженный на огне горшок, намагнитившись, остается таким на протяжении многих веков).

Керамика (гр.keramos- глина) во времена Средневековья потерпела технологических новшеств: применение можного гончарного круга, подполивальные росписей, производство плитку в т. В XVII в. в Украине распространился одна из разновидностей керамики - майолика, которая получила широкое применение во многих городах Украины, хотя очаги ее изготовления были только в Киеве, Нежине. Ичне, а позже - в Онишни и Косово. Майоликовые изделия из цветной глины, покрытые глазурью ии расписаны в народном стиле, и сейчас украшают жилища современных украинском. Популярная сегодня и и керамическая пластика: игрушка и скульптура.

Среди керамических изделий бытуют миски, тарелки, кувшины, чашки, чаши, кувшины, кружки, дзбанки, бочонки. Традиции гончарного производства и и художественного оформления в разных регионах имеют свои разнообразия. Среди изделий керамической пластики - барашки, львы, лошади, олени, птицы, детские свистульки, сюжетные наборы скульптурок.

Для украинских гончарных изделий характерна традиционность, пластическая выразительность, народная декоративность и простота, которая предоставляет самобытному искусству национального колорита. Сейчас керамические промыслы существуют в Виннице, Коломые, Косово, Мукачево, Одессе, Опишни, Ужгороде, Черкассах и других городах и селах Украины. Около тридцати объединений, художественных комбинатов, фабрик и заводов производят керамику в традиционном для народного искусства стиле.

Обработка металлов. Бронзолитейное производство в Украине, как доказали археологи, известное еще с трипольских времен. Традиции добычи руды сохранились в Украине от Киевской Руси. Древнерусские кузнецы были знакомы с технологическими приемами ковки, сварки и термической обработки металлов. Они изготавливали орудия труда, конскую сбрую, наконечники копий, топоры, кольчуги и разнообразные вещи хозяйственного назначения. На Руси существовало более 16 кузнечных ремесел. Высокого развития достигла также обработка цветных металлов: меди, бронзы, серебра, золота.

Ювелирные изделия древнерусских мастеров отмечались художественной утонченностью и совершенством рисунков. Археологи, кроме готовых изделий, находят значительное количество литейных формочек для изготовления украшений. Традиционные ювелирные технологии в Киевской Руси - это чеканка, тиснение, штамповка, чернь, зернь, скань. Сложный способ орнаментации ювелирных изделий, традиционный для Киевщины, - перегородчатая эмаль. Позже это искусство эмальеров распространилось и на другие земли Киевской Руси, в частности Галич.

Богатые коллекции музеев Киева Чернигова. Харькова и Львова свидетельствуют о значительно более высокий уровень ювелирного искусства Киевской Руси по сравнению с захидиноевропейськимы странами. Древние браслеты, серьги, колты, диадемы, гривны, медальоны, .ланцюжкы, перстни еще и и теперь поражают несравненной красотой, ажурностью, совершенной изысканностью. Ювелирные изделия времен Киевской Руси по праву считаются шедеврами мирового искусства.

"В настоящее время известны разнообразные технические приемы обработки металлов, как древние, традиционные, так и новые, современные: чеканка, литье, инкрустация, гравировка, штамповка, протравливания и гальванопластика. Художественные изделия из металла широко используются в оформлении интерьеров, усадеб, городских улиц и экспонируются на выставках.

Например, техникой литья и холодной ковки изготавливалось много вещей утилитарного и декоративного назначения: палки, трубки, ключи, гольник, .лускорихы, застежки, пряжки.стремена. Из меди, бронзы, латуни выливались посуда, пушки, колокола. Посуда, подсвечники, чернильницы выливали преимущественно из серебра и олова. Золотарство развивалось главным образом в крупных городах: Киеве, Львове и в некоторых неве-личиком городах Приднепровья, особенно Левобережья. Цеховые ремесленники изготавливали преимущественно драгоценная посуда, ценное оружие, конскую сбрую. Народные же мастера занимались производством именно прикладных вещей для широких слоев населения.

Мастера Л ьвова, Ивано-Франковска, Черновцов и Ужгорода продолжают традиции давних кузнечных ремесел в своих декоративных решетках, свечей н 11 ках-иоставн 11ках и тому подобное. И Иародни мастера Косово работают в русле гуцульских традиций, изготовляют бартки, лускорихы, пуговицы, трубки, перстни, украшают металлом изделия из дерева, кожи (пояса-череси, кошельки, сумки).

Сейчас ведущими предприятиями, занимающимися изготовлением сувенирно-подарочных изделий из металла, есть фабрики и комбинаты Черкасс. Мукачево, Одессы, Винницы. Кировограда, Хмельницкого и многих других городов.

Работа с металлом всегда считалась одним из тяжелых и мужественных видов ремесла. Своими корнями ковка достигает пяти ггисячолитн ьои дави 11 ны. Развиваясь как народный промысел в XV-XIX вв., Украинская ковка испытывало влияние всех художественных стилей: ренессанс, барокко, рококо, модерн. Сельское ковка сохраняло свои традиции, кузнецы изготавливали нужны в каждом хозяйстве вещи: плуги, подковы, косы, мотыги, лопаты, серпы, топоры.

Металлическими украшениями украшали двери, сундуки и другие мебель, а также сами здания (флюгера, светильники, решетки). При Львовском училище прикладного искусства им. И. Труша е мастерская-кузница, где учеников учат кузнечного ремесла и традиций художественной ковки. Существуют также кузнечные цеха при реставрационных мастерских в Киеве, Львове и других городах Украины.

Художественная обработка дерева была уже хорошо развита во времена Киевской Руси. Поскольку дерево не всегда сохраняется в земле, археологи не слишком часто находят образцы древних изделий из дерева. Однако известно, что уже в I тысячелетии н. ч. дерево широко использовалось в строительстве городов и сел, княжеских дворцов и крепостей. Среди ремесленных профессий появляются плотники, ложкари, резчики, бондари.

Техника обработки дерева достаточно разнообразна: видовбуваная, вырезание, вытачивании, роспись, выжигание, инкрустация, интарсия. Одна из самых древних техник - выдалбливания - применялась действие изготовления бытовых вещей: лодок довбанок, корыт, ступ, черпаков, солонок и тому подобное. Для вырезания, кроме топора, применяли струг, чем, тесак, различные резцы, с помощью которых вырезались ложки, декоративные блюда, черпаки, мелкие деревянные изделия различного назначения. Техника вытачивании - поздний изобретение и предусматривает использование токарного станка, на котором изготавливают заготовку, а затем обрабатывают ее другими инструментами.

Бондарство известное в Украине уже в X в. как изготовление вместительного посуды: кадки, бочонки, ведра, кружки, лоханки, подойники. Бондари пользовались, кроме обычных плотницких инструментов, специальными рубанками, Фуганки, циркулями, линейками, кривым стругом.

Резьба - один из древнейших техник художественного декорирования деревянных изделий. На Прикарпатье ии Буковине технику плоской резьбы очень часто сочетают с инкрустацией - орнаментальным отделка кусочками дерева, металла, слоновой кости, перламутра, бисера и тому подобное. Одним из видов инкрустации является интрасия цветными породами дерева, который используется для изготовления настенных декоративных плакеток, портретов и пейзажей. Для художественного декорирования дерева издавна использовались росписи разной краской (темпера, гуашь, масляные или анилиновые), которые затем покрывают лаком. Сейчас бытует еще один способ декорирования изделий из дерева - выжигание электрошоком или специальными штампами.

Сегодня специалистов по художественной обработке дерева готовят техникумы и училища Косово, Львова, сжать эти, Ужгорода и Яворова. Почти в каждой области Украины существуют предприятия, которые выпускают декоративные изделия из дерева, всего их около ста пятидесяти.

Гутництво - изготовление изделий из стекла - было известно в Украине более тысячи лет. Точное время его возникновения не установлено, но в скифских захоронениях уже находят бусы из стекла с вкраплюванням разноцветных красителей. Название промысла происходит от слова "Гута", что означает стекловаренную печь. В "Слове о полку Игореве" упоминается изделие из стекла - стекляниця.

Изделия из стекла могло не обыденными вещами, они использовались как праздничные художественные украшения. Это был не только посуду, но и декоративные игрушки: петушки, зайчики, барашки, а также различные подсвечники, ожерелье. Ремесленники владели различными приемами: выдувание, орнаментации, цветной окраски стекла.

Сейчас Гутницкое промыслы - редкое явление в Украине. Известны только три его ячейки: один в Ивано-Франковской области и два на Львовщине.

Ткачество - древнейшее ремесло, которым занимались украинские женщины (подробнее об этом см. Раздел "Жилье, домашнее хозяйство и быт»). Ткани изготавливали сначала для собственного потребления, но уже с IX-X вв. происходило отделения этого домашнего ремесла как промысла, который удовлетворял потребности городского населения. Очень долго существовали параллельно народное домашнее ткачество и цеховое ремесленное. С возникновением промышленного изготовления тканей домашние ткацкие ремесла постепенно начали приходить в упадок.

Однако художественные ткани и сейчас играют значительную роль в оформлении интерьера жилища и изготовлении народных костюмов. Технология домашнего ткачества трудоемкая - это прядения нитей, окраска их в разные цвета, ткачество на различных ткацких станках (различной конструкции) с применением целого ряда технических приемов. Материалом для создания тканей было льняное волокно, конопля, овечья шерсть, которые также требовали значительных затрат женского труда.

В Украине есть много специализированных предприятий, производящих художественные ткани: в Кролевце, Богуславе, Дегтярях, Переяслав-Хмель-кий. Ведущей среди них Кролевецкая фабрика, на которой изготавливают сюжетно-тематические декоративные полотенца и панно. Кроле-кий ткачи умело продолжают традиции ручного художественного ткачества, которые были известны в Украине с давних времен. Бережно хранят местные традиции ткачи Львовщины, Гуцульщины, Бойковщины, Ивано-Франковской области. Во многих регионах к ручному ткачеству привлекаются мастера-надомницы, производящих покрывала, полотенца, наволочки, салфетки, полыхает, ковры и т. Ковроткачество - древняя отрасль ручного ткачества. Археологи находят остатки ковровых изделий и ткацких орудий в античных городах и скифских домах. Известны такие центры Украинской ковроткачества: Подолье, Волынь, Полтавщина, Киевщина, Черниговщина. Сейчас традиционным ковроделием в Украине занимаются 24 фабрики и художественные мастерские.

Роспись тканей, как принято считать. - Сравнительно новостей вил декоративно-прикладного искусства в Украине, хотя есть свидетельства о чрезвычайной древности и этого искусства - это воспоминания 11 риска Нантского о нашей земле во времена Аттилы. Побывав в царском дворце, он отмечал, что видел, как женщины "покрывали узорами с помощью различных красок полотняные покрывала, которые варвары носили поверх одежды для красоты" ".

Для выбивания орнамента на тканях использовались специальные штампы и деревянные формы, найденные на Райковецком городище на Житомирщине (XI в.). Мастеров, которые занимались художественной росписью тканей, называли художниками, рисовальщик, димкарямп. печатниками, забойщик. Сейчас техники росписи тканей обогащаются новыми приемами: холодный батик, горячий башик, свободная роспись, фо-тофильмдрук. Техникой фотофильмдруку расписывают украинские платки, покрывала, скатерти, ленты.

Уникальным украинским культовым искусством, связанным с тем и с верой, и с мифологией, и с обрядами, с писанок. Еще не так давно писанки изготавливались специально на продажу, ведь умением писать писанки владела далеко не каждая хозяйка. Постепенно настоящие домашние писанки вытеснили сувенирные - деревянные, керамические. В некоторых регионах Западной Украины еще и сейчас можно писанки в мастерской -писанкаркы, которую знают все односельчане. Символика писанки древнейшая и одновременно проста. Поэтому не лишним будет углубление в историю и мифологию украинского народа перед тем, как начинать писать писанку.

Яйцо - символ солнца, весеннего возрождения природы, воскресение душ предков. Писанки как ритуальные магические орудия были известны в индоевропейских народов задолго до принятия христианства. Льет лучше традиция сохранилась именно в Украине, надо полагать, что именно здесь был центр развития этого культового и художественного явления. Археологами найдены керамические, расписанные зелеными, коричневыми и желтыми красителями писанки, что уходят в глубокую древность. Сейчас известно около ста писанок древнерусского времени. Они выполнены различными техниками: глиняные покрытые глазурью, писанки-погремушки, шкрябать ки10. Характерно, что писанки находят на культовых местах, где в древности были святыни (например, Звеннгора в Медобарах), в захоронениях, а также жилищах.

Писанкарством испокон веков занимались только женщины, но с развитием промыслов оно распространилось и среди мужчин. Известно немало различных способов росписи писанок. Одним из древнейших приемов, дошедший до нас, является роспись керамических писанок в Киивськии! Движении И Иа покрытую желтой глазурью поверхность писанки наносят бесконечные горизонтальные линии зеленой глазурью. Пока зеленая полива еще не высохла, от полюса до полюса писанки проводят вертикальные линии то вверх, то

Символические знаки на украинском писанках - Тригвер, сварги, Древа Жизни, безкинечники, звезды, птицы и др.

вниз. Таким образом, горизонтальные линии еще сырой краски, растягиваясь, превращаются в фигурные скобки, похожие на ветку дерева. По мнению многих исследователей, такой прием нигде, кроме Киевской Руси, не применялся. Интересно, что этот узор бытует и сейчас на Киевщине и Черниговщине. Он называется "сосна", однако технология росписи иная, поскольку его делают на настоящем, а не на керамическом яйце.

Принадлежности писанок на настоящем (сыром) яйце необходимо специальное писанок (писало), которым можно провести топку линию. Обмакивают его в растопленный воск горящей свечи, наносят несколько первых линий, по замыслу должны быть белыми. После их застывания яйцо красят в светлые цвета (преимущественно желтый). Когда этот слой краски высохнет, наносят другой слой воска, закрывая места, которые должны остаться желтыми. После этого красят красным. Далее закрашивают воском те места, которые должны быть красными. Последний цвет, конечно, темный. Итак, повторяя эту процедуру, можно получить несколько цветов. Расписанную таким образом писанку очищают от воска путем нагревания над огнем и вытирания полотняной тканью. Песенка готова ии светится всеми цветами, которые предоставила ей мастерица. Эти писанки-обереги не нужно выдувать перед росписью, как это сейчас делают ради "бизнеса". Следует помнить, что обрядовое значение яйца - воскресенье наших Предков, сохранения Рода. А какую символику несет пустая писанка, пожалуй, понятно и без слов.

Другое назначение обрядовой яйца. Яйца, как правило, красят в один цвет. Они бывают вареные или запеченные ии потребляются па Пасху как священное причастие, свидетельствуя нашу принадлежность к украинскому роду. Писанки же, изготовленные на сыром яйце, могут храниться в течение года как обереги с определенной магической целью. Разбитые писанки, как и скорлупу с потребленных яиц, не выбрасывают, а закапывают в землю на поле или огороде для лучшей плодородия фунту ".

Деревянные писанки бывают как резные, инкрустированные, так и расписаны масляными красками. Производством таких сувенирных писанок сейчас занимаются фабрики художественной обработки дерева, а также народные мастера во многих регионах Украины.

Кроме названных ремесел и промыслов, в Украине бытует обработка камня, рога и кости, кожи и меха. Распространено также плетение изделий из бисера (украшений), плетение из соломки, различные виды вышивки, кружева, художественного плетения (вязание) и др.

Эти ремесла издавна существовали как вспомогательные виды хозяйственной деятельности, которые давали возможность не только поддерживать материальный уровень семьи, но и развивали эстетический вкус, производили извечный тяга к красоте, столь характерный для всей жизни и быта украинского.

Должны сохранить народные традиции, выработанные Украинский протяжении тысячелетий, чтобы наши потомки не потеряли то тяга к красоте и совершенству, который вдохновлял наших предков. Народные художественные изделия сохраняют энергию нации, поэтому не следует забывать, что какие бы новые художественные ценности не создали художники-профессионалы, народная художественная традиция остается неисчерпаемым источником, питать сердца и души людей вечно.

Всемирная история керамики началась с древнейших времен, с того момента, когда человек научился обрабатывать глину. Толчком послужила жизненно необходимая потребность в емкостях и наличие легкодоступного материала в виде глины. Первоначально это были толстостенные сосуды, слепленные от руки. С развитием гончарного ремесла технология изготовления глиняных изделий совершенствовалась, добавлялись различные добавки в зависимости от места проживания, приемы обжига и формовки, разнообразились формы изделий, появлялись элементы украшения.

Подтверждением тому являются находки разных эпох, найденные при археологических раскопках в разных уголках мира. А само слово «керамика» произошло от греческого «keramos» – глина, прошедшая обжиг.

Исторические вехи украинской керамики

Археологические находки изделий из глины на территории Украины относятся к концу медно-каменного века, т.е. 2,5 тысячи лет до нашей эры. Найденные в начале XX столетия археологом Хвойко В. возле села Триполье глиняные предметы быта позволили сделать заключение о существовании трипольской культуры, названной так по месту первых находок.

Обнаруженные артефакты относились к целой культуре эпохи неолита, датируемой 4 – 2 тысячи лет до н.э.. Посуда была изготовлена из глины с примесью кварцевого песка и ракушек пресноводных моллюсков. Изготавливалась она вручную, с толстым дном и неравномерной толщины стенками. Внешняя поверхность была гладкой, встречается роспись и обжиг красной краской. Посуда больших размеров лепилась из двух частей. В сравнении с образцами посуды той эпохи, найденных на территориях других стран, трипольская представляла собой произведение искусства.

Гончарство на Украине является древнейшим ремеслом. Земля богата залежами качественных обычных и каолиновых глин с разнообразием цветовой гаммы: от белой и кремовой до темно-серой и коричневой. Заложенная веками история и культура края в орнаментальных мотивах оказала влияние на развитие гончарства и керамики в Украине.

В VII веке началась славянская эпоха в развитии украинской керамики. Она характеризуется присутствием в темно-серой керамике римских черт тисненого орнамента с параллельными и волнистыми линиями, насечками.

С X века в гончарном ремесле начинают применять гончарный круг, совершенствуются технологии изготовления материалов, обжига, обработки. К концу столетия начали добывать каолиновую глину открытым способом. Кроме посуды, гончары стали делать фигурные скульптуры, игрушки и изделия религиозной тематики. Появилась новая технология обработки изделия глазурью. Совершенствуется плитка и изразцы.

В конце XV века на волне развития гончарного ремесла начали появляться артели. Разнообразнее стала форма изделий для бытовых нужд, украшений, орнаментов.

С XVII столетия стали формироваться центры керамического производства. Их размещение на территории Украины было непропорциональным по причине неравномерности залежей гончарной глины. В XIX столетии эти центры начали набирать свои характерные особенности, зависящие от природных качеств глины, местных традиций и технического уровня производства.

XX столетие охарактеризовалось спадом гончарного ремесла во времена коллективизации и подъемом в послевоенное время при разрушенном производстве. В конце XX столетия с появлением на рынке доступной и качественной посуды фабричного производства гончарное ремесло пришло в упадок.

От древнего к современному

Благодаря теплоте и экологичности природного материала, сохранению национальных традиций в орнаментальных мотивах и формах, придания новой эстетики посредством современных технологий керамика остается востребованной и в наши дни. Керамическая посуда сохраняет питательную ценность продукта и вкусовые качества, а декоративные изделия украсят интерьер и придадут ему самобытность.

Керамические изделия производятся спеканием глины или ее смесей с минеральными добавками. Основными видами керамики являются фарфор, фаянс, майолика, терракота. Для улучшения качества изделий и декоративности внешнего вида керамики, применяются выработанные за путь своего развития определенные технологии, некоторые из них:

  • Глазурование – покрытие изделия-сырца тонким стекловидным слоем, называемым глазурью, для повышения прочности, влагонепроницаемости.
  • Дымление – бескислородный обжиг изделия, в результате чего цвет поверхности изделия становится от темно – коричневого до черного с серебристым отливом.
  • Молочение – обработка изделия в несколько этапов, при которой изделие вымачивают в молоке, сушат и обжигают до получения золотистого или черного шоколада цвета.
  • Ангобирование – покрытие изделия-сырца цветной или беложгущейся глиняной суспензией, называемой ангобом.
  • Фляндровка – сложная, в несколько этапов, технология декорирования, при которой нанесенный ангоб при круговом движении быстро рассекается мастером с помощью приспособления на ритмично чередующиеся вертикальные линии.
  • Ритувание – уникальная карпатская технология в несколько этапов, при которой изделие покрывают белой глиной, обжигают, расписывают, поливают глазурью, выпекают.

Несмотря на общность форм украинской народной керамики, каждому центру гончарства свойственны свои особенности и своеобразие. По характерным признакам декоративного украшения керамических изделий в Украине можно обозначить несколько зон:

Приднепровье

Территория Приднепровского гончарства – это Васильков, Ирпень, Петровцы, Дыбинцы, Моринцы, Гнилец. Характерными чертами работ приднепровских мастеров является растительный орнамент с нанесением точек, черточек, зигзагообразных и прямых линий на розовом, белом или красном фоне. Приднепровские мастера славятся своей хорошо прорисованной посудой ежедневного пользования, фигурными изделиями для напитков в образах птиц и животных.

Хорошо известна в Украине и за ее пределами Васильковская майолика, выпускающая 60 видов керамических изделий. Простые по форме изделия декорированы цветными глинами с национальным орнаментом.


Запорожские художественно-керамические мастерские, используя современные технологии, изготавливают сувенирные и керамические изделия, в том числе и ручной работы. Хорошо известна на рынке посуда в стиле украинского колорита Вишенка, Полянка.
За пределами Украины хорошо известна «Петриковская роспись» мастеров Петриковки, что на Днепропетровщине.

Кроме дерева, мастера расписывают и керамику. Их собственный стиль «Кудряшка» или «Луковица» характеризуют фантастические формы цветов, выполненные ажурными плавными линиями в сочных ярких цветах, с растительным орнаментом астр, георгин, роз, васильков. Петриковская роспись включена в список культурного наследия ЮНЕСКО.


Полтавщина

Полтавщину прославили своей керамикой Опошня, Хомутец, Камышня. Полтавское село Опошня в настоящее время является центром производства гончарной керамики Украины. Опошнинскую керамику выделяет оригинальная техника нанесения росписи методом фляндровки.

Керамические изделия производятся из местной глины серого цвета, которая после обжига приобретает светло-коричневый тон. Гончары Полтавщины изготавливают тонкостенные изделия с росписью до трех цветов.

Растительный орнамент плетется из цветов, колосков, гроздьев винограда, веточек, букетов и веночков. Кроме повседневной глазированной посуды изготавливаются дымленная керамика, декоративные скульптуры, игрушки.

Основной светло-желтый цвет узора ложится на красно-коричневый, белый или зеленый фон и подчеркивается контрастными цветами линий. Простая форма цветов взята из традиционных украинских настенных росписей.

Подолье

Центрами подольского гончарства являются Бубновка, Бар, Винница, Гайсин. Здесь изготавливаются рисованная керамика, обычная посуда, подсвечники, фигурки животных и птиц, игрушки. Подольских мастеров отличает яркий красно-охристый фон изделий с белым, желтоватым, зеленым цветом рисунка. Для орнамента используются пышные цветы, виноградные гроздья, веточки дерева с плодами. В одном изделии может объединяться техника контурного рисования и фляндровки.

Кроме того, широкое развитие получили изделия темно-коричневого, почти до черного, и коричнево-охристого фона без глянцевания с геометрическим рисунком. Известно своими изделиями черной керамики село Гончаровка.

Галичина

На Галичине гончарное ремесло наиболее развито в Гавареччине, Косово, Коломые, Галиче, Дрогобыче. Изделиям галичских мастеров свойственна высокохудожественная техника гравированной росписи на посуде, подсвечниках, фигурках, колокольчиках. Для фона используются цвета природы: солнце – желтый, земля – коричневый, трава и листья деревьев – зеленый. Наряду с геометрическими и растительными мотивами в орнаменте присутствуют цветочные розетки с лепестками фантастических форм. Тонкая красота очертаний выделяется в расправленных, как в гербарии, формах листьев, веточек, цветов.

Уникальной является технология косовской керамики, которая отнесена к духовному наследию ЮНЕСКО. Она настолько сложная, что до сих пор не поддается подделке и копированию. Ее собственным стилем является триколор коричневого, желтого и зеленого на белом фоне с сюжетными композициями и гуцульскими коломыйками.


Отмечена золотой медалью на международной выставке и гаварецкая керамика, изготовленная по технологии дымления из двух видов глин: пресной и жирной. Черного цвета с сизым отливом изделия отличаются, кроме цвета, своей легкостью и тонкими стенками.
Оригинальные изразцы, расписные миски, блюда и другие изделия содержат изображения животных и человеческих фигур. Силуэты женщин и мужчин, музыкантов, земледельцев, пастухов, мельников, солдат четкие и хорошо просматриваемые.

Закарпатье

Кроме повседневной посуды, изготавливается и расписная праздничная, а также подсвечники, изразцы, сувениры.
В Закарпатье керамику производят Ужгород, Виноградово, Хуст. Для них характерны широкие мазки цветочных орнаментов. Свободное рисование выполняется на розовом фоне и покрывается глазурью.

Буковина

Традиционным для Буковины гончарным ремеслом занимаются в Коболчине, Городенка. На Буковине орнамент на керамических изделиях повторяет черты Галичины и Закарпатья, а также местные мотивы.

Слобожанщина

ПолесьеНа Слобожанщине цеховой керамикой занимается Харьков, Изюм, Новая Водолага, Просяное. Залежи высококачественной глины встречаются практически по всей Харьковской территории, по Северскому Донцу и его притоках. Ассортимент керамических изделий включает посуду бытовую и декоративную, скульптурные изделия, облицовочную плитку.

Декорирование изделий осуществляется рисованием или ритуванием орнамента, глазирование. Для керамики присущ синий цвет, тисненные узоры, подобные резьбе по дереву, полихромная роспись, черное дымление. Хорошо известны жаростойкие горшочки Слобожанщины.

Полесье

Гончарство в Полесье представлено лепной посудой с лощеным декором. На черном или светло-коричневом фоне изделий на стенках орнамент выполнен гребневыми, прямыми параллельными или волнистыми линиями.

Волынь

Характерными чертами керамики Волыни являются как простые рисунки в виде точек, волнистых линий, кругов, черточек, так и более сложные: прямая или скошенная сетка, спирали, цветы, листочки, сосенки. Комбинация элементов позволяет применять множество вариантов орнамента, в котором всегда соблюдается лаконичность и целостность композиции. Для украшения изделий применялась гравировка или глянцевание. Терракотовую керамику покрывали красной глиной, иногда белой или черной, а также несколькими ее цветами. К чернодымленной керамике применяется техника частичного глянцевания и геометрические орнаменты. Кроме традиционных изделий волынские мастера изготовляют декоративно-сувенирную продукцию.

Интерьер Государственного музея украинского народного искусства в Киеве


Украинская народность сформировалась на основе ппсточнославянских племен Поднепровья и Поднестровья Как единое этническое целое она выкристаллизовывается с XV века.
В контексте рассмотрения народных художественных промыслов Украины следует подчеркнуть, что на протяжении веков продолжалось тесное взаимодействие профессионального и народного искусства, причем это взаимодействие и взаимообогащение имело в равной степени сильную направленность и в ту ив другую сторону.

Тому было много причин, но прежде всего то, что да же самое отдаленное село бивало и некоторые времена вовлеченным в исторического значения событии и не могло не пропустить их живейшим образом через мир своих представлений. Художественные промыслы Украины.
Тяжелейшим было для Украины монгольское иго XIII века В XIV веке украинские земли оказались под властью Литвы и Польши. Тяжкая доля досталась и землям Приднепровья, ощутившим на себе тяготы войны с турецкими завоевателямн.
С усилением борьбы за национальное освобождение, г активизацией процессов образования украинской народности еще более усиливается в украинской культуре народное начало, украинизация самых канонических тем и сюжетов
Земли Украины, ее села и города с великолепной архитектурой, мастерскими и мануфактурами буквально не знали передышки, раздираемые многочисленными иноземными претендентами на господство. Уже в XVI веке Польша усилила продвижение на Волынь и Приднепровье Началась усиленная католизация населения. Снова, уже в XVII веке, поднимается мощная волна приверженности прошлому, своим национальным традициям. Украинские просветители возвеличивают народную культуру как хранительницу национального достоинства, на ниональной самостоятельности в духовной области В 1825 году, незадолго до желанного воссоединения с Россией, просвещенные украинцы взывали к России о защите: «Погибнет Украина среди ляхов, униатов и проклятых еретиков».

Расписная печь, работа художника Ю. Химича

Сложная историческая обстановка способствовала привлечению активного общественного внимания к народной культуре, терпимости к проникновению народных образов во все виды профессионального и даже церковного канонического искусства. Образы парубков, видов и молодиц проникают во фрески и иконы. Воспринятое в 17 веке католическое барокко настолько сильно видоизменяется на Украине, настолько освобождается от присущей ему экзальтации, приобретая черти светлой успокоенности, гармонии и легко, свободно прочитывается пластики, что с полным правом пошло и историю искусства не как западноевропейское барокко на Украине, а как своеобразное украинское барокко. Высочайших достижений украинское барокко достигло в самобытной украинской деревянной архитектуре конца XVII-XVIII веков. Изумительны по художественной выразительности и яркому народному типажу, по эмоциональности и реализму росписи деревянной сельской церкви pRAToro Духа в Потеличах 1620 года.
Таким образом, блистательное развитие народных художественных промыслов Украины, помимо многих экономических, природных и исторических причин, имело в своей основе рост национального самосознания, жизнеспособность народных идеалов.
До начала XX века Украина была аграрной страной. Земледелие было основой трудовых занятии. В развитии промыслов большую роль играли кузнечное, гончарное дело, ткачество.
Народные художественные промыслы сельской Украины тесно связаны с определенными регионами. Важнейшие из них - это лесной край Полесье от Сумшнны до Волыни: Сумская. Черниговская, Киевская, Ровенская, частично Житомирская и Волынская области. Подолия - холмистая равнина, включает в себя Черкасскую, Винницкую, Хмельницкую и восточную часть Тернопольской области. Юг - бескрайние степи приднепровских равнин. Предгорья Карпат и Закарпатье это Львовская и Ивано-Франковская области.
Керамика.
Основными центрами гончарного производства с незапамятных времен становятся Киевщина. Полтавщина, Черниговщина, Подолия и Закарпатье.
Для Киевщины характерна васильковская керамика, особенность которой - крупный живописный многоцветный мазок рас тигельного орнамента с белым контуром. Применяется также и своеобразный перистый мазок, который имеет переходы цвета от более темного к светлому.
Именно на Черниговщине до сего времени изготовляют красивую, имеющую многовековые художественные традиции черную задымленную керамику с лощеным линейным декором.

Оформленный народными мотивами интерьер Палаты пионеров в Киеве. Ада Рибачук, Владимир Мельниченко

В Винницкой области, на Подолии, керамику расписывали немногоцветной крупной росписью по темно-зеленому или коричневато-красному фону. Здесь основаными центрами являются Бубновка и Кришенцы. В керамике мастеров этих сел есть известная цветовая и орнаментальная сдержанность в отличие от многоцветной керамики Киевщины.
Самым знаменитым гончарным производством Украины являются села Полтавщины.
В Полтавской области превосходную керамику изготовляли в Хомутце и главным образом в Опошне. В селе Хомутец керамика была попроще, формы и роспись чуть по грубее, правда, сильнее чувствуются народные основы, и особенно в фигурных сосудах. Симпатичный забавный леи сидит на задних лапах, как пес, пасть приоткрыта, он чуден гривой пышной в завитках, сделанной из спиралек глины. Образ наивный и добродушный, цвет сосуда скромный, однотонный - коричневый.
Керамика Опошни отличается большим разнообразием. В производстве значительна доля скульптурных сосудов, которые обладают повышенной декоративностью. В больших количествах изготовляли куманцы, бочонки, подсвечники, кувшины и другую посуду. Произведения этого промысла имеют такую яркую стилистику, что они всегда легко узнаваемы. Промысел прошел длительный путь приобретений и, к сожалению, некоторых потерь.
Изделия опошнянских мастеров XVIII-XIX веков разнообразно представлены во многих музейных собраниях. В 1894 году мастера были объединены в Опошнянскую гончарную мастерскую, а в 1897 году для подготовки кадров гончаров была образована Керамическая художественно-промышленная школа имени Н. В. Гоголя в Миргороде.
С течением времени перечень изделий уменьшается, красочность росписи возрастает, скульптурность пластики усложняется, сами изделия существенно увеличиваются в размерах. Их внешний вид становится более подарочным, уже во многом далеким от повседневности.
В 1940-е и 1950-е годы этот процесс лишь намечался. В этот период классиками опошнянского промысла становятся Д. Головко и О. Железняк. В их работах чувствуется понимание пластики материала. Формы изделий были достаточно компактны, выразительны, полива глубокого насыщенного цвета, который органично сочетался с обобщенной пластикой. Но уже в поздних работах Д. Головко появляются некая деревянность суховатость формы, усложненность цвета и дробность силуэта. В этом нельзя не увидеть стремления к станковости произведения, выставочноеTM, которая явно превалирует над практической целесообразностью.

Керамические статуэтки три мужика

В 1970-е годы в скульптурных произведениях Г. Пошивайло также чувствуются стремление уйти от собственно прикладного характера бытовых вещей, поиск новых средств художественной выразительности. В его произведениях подчеркивается динамика форм, акцентируется выразительность детали за счет общего впечатления: если это грива льва, то завитки мощные, крупные, туго закрученные, хвост выгнулся упругой дугой, морда потеряла выражение наивного добродушия, стала даже несколько агрессивной. Скульптурные сосуды становятся почти станковой малой пластикой в отличие от тех простых, гармоничных и целесообразных бытовых вещей, которые мы знаем по прошлым десятилетиям.
Стремление мастера к отражению современности находит выражение в разнообразии и индивидуальности собственного творческого почерка. В этом отношении, несомненно, полезен опыт украинской керамической скульптуры 1920-х годов, когда в работах, созданных, например, замечательным мастером Иваном Гончаром,присутствовало глубокое чувство современности и в то же время сохранялся традиционный народный характер образов. Так, в его пластической композиции «Демидовы вареники» (видимо, вариант известной «Демьяновой ухи»), в пластике «Буденовец», сценке «Пан с собачкой» и других при всей злободневности сюжета, наполненности произведений личным отношением к действительности не была потеряна та связь с народным искусством, которая отличает лучшие работы украинских керамистов. Такие произведения при всей серьезности темы все- таки не переходили в разряд станкового искусства, так как прежде всего это была игрушка из глины, забава.
В последние годы можно с удовлетворением отметить успехи в творчестве мастера Н. Пищенко. Созданные им игрушки: наездники, петушки, баранчики, милые задорные индюки отличаются чертами традиционного украинского фольклора. С лукавой улыбкой сажает мастер напыщенного важного седока с потешной серьезностью в лице на собаку. Игровой момент всегда отличал украинскую народную игрушку и пластику. Работы семьи Пошивайло Гаврилы Никифоровича, его сына и внука сегодня привлекают верным пониманием народных традиций, обращением к истокам национального наследия.
Мировой известностью пользуется косовский керамический промысел Украины, который находится в Закарпатье, в Ивано-Франковской области. Для этого промысла характерны гончарные изделия с гравированным рисунком по побеленному черепку и росписью, светящейся прозрачной, с растеком желто-зеленой глазури и включением небольшого количества коричневой.
В прежние времена тут делали множество посуды: миски, тарелки, вазы, кувшины, плесканки с четырьмя ручками, глиняную расписную игрушку и печные изразцы-кафли, в которых нередко присутствовала сложная сюжетная роспись на темы дня.

Расписная доска, 19 век

Характерной особенностью косовской керамики, помимо цветовой гаммы, было изображение пышных трав и цветов, в окружении которых рисовали птиц, оленей, всадников и всевозможных других персонажей. В узор иногда вводился и геометрический орнамент в виде сеточки, треугольников и розеток. Крупные узоры располагаются по отношению к формам довольно независимо - узор переходит со дна тарелки на бортик или с тулова вазы на горлышко, ломаясь, не следуя буквально пластике формы.
Косовская керамика уникальна, другого такого промысла нет, и не случайно эти изделия с их светлой радостной живописью привлекли внимание на международной выставке в Остенде в 1959 году, где показывались произведения двух замечательных мастеров промысла Григория Цвылика и Павлины Цвылик. Традиционность этой керамики, довольно малая изменчивость на протяжении длительного времени не мешают ей быть исключительно современной и в наши дни.
В Косове много делали игрушек: это коники, пивники-петушки, солдатики, барыньки и множество другой декоративной, с бытовыми подробностями, веселой мелочи.
Художественная обработка дерева. Один из наиболее известных центров художественной обработки дерева на Украине - Полтавщина. Ко времени становления Советской власти в Полтавской губернии трудилось в этом поистине народном промысле несколько тысяч семей, причем работали круглый год и множество изделий продавали земству и на рынках.
На Полтавщине в 1920-е и 1930-е годы из дерева много делали мелкой пластики. Нам известны статуэтки «Женщина с макитрою», «Праздник в клубе», лоточек «Казак с веслом в лодке». Все онн отличаются реалистичностью в трактовке образов и большим мастерством. В далеком прошлом сложились киевские и прикарпатские промыслы. В Киевской области, кроме традиционных бытовых изделий, много делали и малой скульптуры, особенно в послереволюционное время. Композиции 1930-х годов - «Выход на косовицу», «Колхозный праздник» и многие другие имеют те же отличительные черты, что и полтавские: достаточно сильную народную традицию в довоенный период и переход к некоторому станковизму в послевоенное время, что было во многом преодолено уже в 1970-е годы.
Художественные достоинства отличают работы семейной династии Шкрибляков, Корпанкжов, мастера А. Ищенко и многих, многих других. Привлекает особая архитектоника их работ, точное построение симметричного декора на поверхности. Именно в этой ритмике, лишенной значительных акцентов, и есть основное декоративное качество произведений, сила художественной выразительности и специфика этого искусства.
Пйсанки. Писанки изготовляли повсеместно на Украине, но именно в Закарпатье традиционна та древнейшая геометрическая орнаментация, которая связывает это искусство с вышивкой и резьбой по дереву. Закарпатские писанки делают во многих селах - в Космаче, Замагорове, Яворове, Виженке.
Многие музеи собирают коллекции писанок - этих шедевров народного искусства Украины. В ряду первых - замечательная коллекция Музея искусства Гуцулыцины в Коломые.
Красивы килимы Косова, так же как и писанки с геометрическим орнаментом. Этот орнамент имеет свои особенности: края геометрических фигур - ступенчатых ромбов будто расслаиваются, подобные радужному лучу, создавая прекрасное зрелище цветового мерцания поверхности переливов оттенков цвета.
Килимы центральной Украины отличаются пышным цветочным декором. Такие красочные растительного характера узоры в коврах характерны для Полтавской и Киевской областей.
Для Подолии характерны строгие геометрические узоры ковров. В них, скорее, общность с малоазиатскими и балканскими коврами. Такие геометрического характера ковры ткут в Винницкой и Тернопольской областях, для них, как правило, типичны восьмилучевая розетка и кайма с такой же розеткой, но несколько меньшего размера.
Черниговские килимы более, чем всякие другие, имеют свободное, не стесненное расположение цветочного декора. Эти ковры ткали главным образом в Дегтярях.
Украинские ковры всегда отличались чистой и нежной гаммой цвета. Своими красками они были настолько красивы, что Екатерина II издала специальный указ о «сыскании краски червеца» в Полтавской губернии для дворцовых нужд. В Полтавской области делали и красивые узорные полосатые ковры. Они имели свои отличия. Дело в том, что в любом полосатом ковре принято ткать равновеликие орнаментальные фигуры, которые составляют узор. В украинском ковре все иначе - ритм ковра строится на сочетании орнаментальных фигур, разных и по величине и по цвету. Ни одна не повторяет другую, но в пределах каждой полосы они составляют уравновешенные массы узора по отношению к фону, что успокаивает композицию, делает ее гармоничной. Подобный прием декорирования ковра требует огромного мастерства, и это тем более поражает, поскольку известно, что мастера не делали предварительных шаблонов и ткали по памяти. Формы орнаментов, цвет фигур - элементов узора, их размер свободно варьируются: фона почти нет, из него зрительно как бы выплывают геометрические фигуры. Одна - яснее, четче обрисована, другая почти растворилась в цвете фона, так как сближена с ним по краскам, третья - с размытыми краями, четвертая- с расслаивающимся контуром. Кайма в таком ковре практически отсутствует. В другого типа коврах этой же области имеется широкая кайма, по ширине даже равная полю. Но в таком ковре все вытканные шестигранное розетки разнятся оттенками цвета. Такой прием позволяет даже в геометрическом украинском ковре избежать упрощенности рисунка. Почти неуловимое разнообразие отдельных мотивов декоративного узора придает ковру невыразимую прелесть. И не только в одном ковре такое разнообразие мотивов, но и каждый ковер в отдельности не повторяет другой, все они разные и выполнены с необычайной фантазией.
Мастерство украинских ковровщиц бесподобно. Вспоминаются документы о тяжелейшем положении ковровщиц в дореволюционном прошлом. Как писали современники, в год надо было «для прокорма за сорок рублей соткать более сорока ковров». У ткачих лопалась кожа на пальцах. В документах мастериц и мастеров иначе и не именовали, как «невольник такой-то» или «невольница такая-то». А в вытканных ими коврах ясной светлой цветовой гаммы была вечная весна, царствовала гармония и поэзия.

В наше время радуют большие успехи украинских ковроткачей. Мастер Л. Товстуха - главный художник Решетиловской фабрики выполнил недавно ковер «Весна», в котором и нежность многоцветного мерцающего фона, и весеннее цветение природы. Несколько иной по образу его же ковер «Лето»: тут яркое многоцветие, решенное в горячей звонкой гамме- цветы, ягоды, плоды, птицы, - все в роскошном орнаменте.
Ткачество и вышивка. Помимо ковров, ткали повсеместно на Украине домашние ткани для изготовления одежды, белья, для украшения хаты. Ткани из льна и конопли изготовляли в больших количествах в Дегтярях, Решетиловке, Диканьке, Сорочинцах, Шишаках. Кролевец Черниговской области славился тканями с узорами звездами, окруженными квадратиками более темного цвета. Плахтовые украинские ткани имеют массу вариантов, но их объединяют клетчатый ритм, небольшой размер рисунка и многокрасочность. В Дегтярях был особенно красив шахматный узор переплетений нитей в тончайшую сеточку рисунка.
В старинной девичьей песне поется:
Если бы я дождалась На рушник встаты,
Тогда не разлучат меня Ни батько, ни маты,
Ни суд, ни громады,
Только разлучат Заступ, да лопата.
Кролевец известен пышными красно-белыми узорами своих рушников, а на Полтавщине мелкий цветочный рисунок плотно закрывает полотно рушника.
Девушка поет:
Хусточка ж моя шелковая, что шелком шита, зачем я тебя пряла, чтоб нелюбому дати.
Прежде и свечи и древки хоругвей обертывали хусточками. В память об ушедших их вешали над могила ми. Известно сказание 1599 года о Самуиле Кишке, который в турецкой неволе хранил хусточку как память о родной земле.
Костюм. В селах Украины до сего времени бытует народный костюм с преобладанием светлого колорита. Материалами для изготовления тканей, из которых шили одежду, были шерсть, конопля и лен. Женщины носили рубахи, красиво вышитые, несшитые юбки - плахты, паневы, а также передники и разнообразные, в зависимости от возраста женщины, головные уборы. Чаще это были полотенцеобразные головные уборы типа русского плата-убруса. В Киевской области предпочитали очипок-чепец, украшенный вышивкой. Девушки носили веночки. Причем на Буковине праздничным головным убором для девушек были веночки с плюмажами из перьев, наверное, такой убор был связан с древними языческими представлениями. Для зимнего времени использовались шубы-кожухи и свиты. Костюм украшался бусами-намистами, цветными ткаными узорными поясами. С XIX века широкое распространение получили герданы-буеы из фабричного фарфорового и стеклянного бисера.

Фрагмент декоративно-тематического ковра Слезы. 19 век.

Рубахи, сорочки вышивали нередко гладевыми швами.
На Полтавщине были распространены сорочки со скромной, одноцветной, чаще сероватыми нитками по белому или белым по белому вышивкой. На Волынщине красно-синяя с белым юбка красиво сочетается с белой сорочкой, вышитой по плечам и на воротнике красными швами по белому полотну. Особенно сочной, яркой плотной вышивкой сорочек отличается Киевщина. Для Буковины характерна яркая многоцветная насыщенная вышивка с цветной красной, черной, желтой и синей ниткой. В Винницкой области необычайно красива изысканная вышивка сорочек: одной черной ниткой по белому полотну или черной с густо-вишневой по белому. Львовская вышивка - мелкая, сплошным зашивом квадратами. Особенно полихромной была вышивка в Прикарпатье. Здесь женщины носили плиссированные сорочки с разрезами на спине или плече, полотняные юбки со вставкой спереди, фартук, безрукавку. Безрукавки богато вышиты, отделаны кожей, мехом, помпончиками, металлическими накладками. Гуцульская мужская зимняя одежда с замшевым верхом на мехукептарь имеет красочные кисти на спине, оторочку мехом, цветную растительную вышивку, декоративные пуговицы.
Народный светлый идеал красоты, воплощенный в украинской одежде, связан с природой, ее цветением, травами, птицами. Украинский костюм был особенно почитаем. И даже на иконе богоматерь нередко изображалась в народном костюме, с намистами - нитками бус.
Но если вышивка все-таки довольно опосредованно и несколько сдержанно передавала мотивы природы, чем, например, это было в коврах, то наиболее полно, роскошно украинская природа нашла отражение в стенных росписях.
Роспись. Во всей своей полноте, раскованно, свободно выливалось эмоциональное чувство мастерицы в росписях хаты. Расписные хаты были повсюду на Украине, особенно в Хмельницкой, Одесской, Днепропетровской областях, кроме Полтавщины, где хаты не белили Расписывали снаружи - фризы под крышей, вокруг окон, внутри - стены, печи, фризы под потолком.
И в избах, и на бумаге росписи в те годы были скромные, скорее линией, чем пятном, неброского, деликатного цвета, с большим чувством меры. В хате росписей было много: и стены, и печка, а то рядом и скрыня, лавка, шкафик, полочка были расписаны, но ничто не кричало, все было удивительно гармонично и соразмерно с узорным текстилем, также украшающим хату.
В послевоенное время в росписях стал нарастать декоративизм. Рисунки преимущественно стали делать на бумаге, как декоративные панно крупных форм. В росписи стало преобладать пятно интенсивного яркого цвета. Правда, встречаются часто и очень скромные произведения. Таковы работы Н. Белоконь. Ее цветы с пушистыми листьями, похожие на хризантемы или георгины, почти объемный по характеру живописи, но композиция уравновешенная, гармоничная и краски не пестрые.
В последние годы корифеями пстриковской росписи были Григорий Собачка, Татьяна Пата, Галина Павленко-Черниченко. Фольклорный характер образов хорошо прослеживается в таких лубочных сюжетах, как «Казак Мамай», «Цыгане», «Наталка-Полтавка» и других. В работах последнего времени замечательного мастера Марии Примаченко, цикл которых назван «Людям на радость», раскрывается весь смысл ее творчества: она творит на радость людям. Много работ делает она на
сюжеты известных песен, сказок, в которых представлены звери, птицы, пышная природа. Иногда мастер так назовет персонаж своего произведения, что и сама не знает, кто он такой - этот «кочубарка». А он интересен, ни на кого не похожий, страшный немного и веселый.

Декоратичное панно Украинские модницы. Лауреат Шевченковской премии Мария Примаченко. 1964 г.

Произведения петриковцев национальны по своему характеру, им присущи черты украинского народного искусства - светлая добрая открытость человеку, юмор, немного детский строй чистой души, близкой природе, столь же мягкой, доброй и солнечной.
В последние годы в Петриковке стали делать подлаковую роспись по дереву. Но в этом новом качестве роспись несколько проигрывает: она более глуха по цвету. Нет той гармонии светлых лучистых красок, что были на белом фоне.
Хата - жилище сельского жителя Украины- хороша собой. В хате--красочные узоры ковров, вышитые рушники, узорные занавески и яркие народные картинки, расписные сундуки-скрыни, простые стеклянные гутные изделия, поливная керамика и деревянная резная утварь, красочные стенные росписи. Подвешены тонко пахнущие сухие травы и цветы.
И хотя уже в последние десятилетия в украинском селе значительно изменился быт, привнесено много новых современных предметов заводского изготовления, не они определяют облик хаты, которая сохранила свой неповторимый национальный колорит.
Народное искусство оказывает самое непосредственное воздействие на облик современной художественной промышленности Украины - изготовление изделий из фарфора, фаянса, текстиля, ковров, стекла. Его влияние заметно и в монументальном искусстве. Традиции печного изразца прослеживаются в работах Омельяна Железняка, выполненных для киевской гостиницы «Днепр». Народные традиции характерны для всех областей творчества современных художников Украины.
Мир украинских художественных промыслов продолжает оставаться целостным, имеющим глубокое национальное своеобразие, во многом определенное глубинными народными традициями.

Расписная доска, 19 век Декоративная композиция баран. Заслуженный мастер УРСР Дмитрий Головко